Главная > Основная образовательная программа


Все материалы МОУ СОШ № 5 предоставленные на конкурс, размещены на сайте

Инновационная образовательная программа

профильного среднего (полного) общего образования

МОУ СОШ №5 на 2009 – 2014 г.г.

  1. Краткая аннотация программы

Основой инновационной образовательной программы профильного среднего полного) общего образования МОУ СОШ №5 на 2009 – 2014 г.г. (далее Программа) является развитие личности с позиций гуманистического, компетентностного, деятельностного, системного подходов.Инновационная образовательная программа профильного среднего (полного) общего образования содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Первый раздел – целевой включает пояснительную записку, раскрывающую 1) цели и задачи реализации инновационной программы среднего (полного) общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; 2) принципы и подходы к формированию основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; 3) планируемые результаты освоения обучающимися инновационной программы профильного среднего (полного) общего образования; 4) систему оценки результатов освоения обучающимися инновационной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Второй раздел – содержательный, определяет общее содержание среднего (полного) общего образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, такие как: 1) программу развития у обучающихся универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования, включающую формирование компетентности обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности;2) программы отдельных учебных предметов, курсов, учитывающие необходимость развития у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; 3) программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социальная деятельность и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; 4) программу работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, которая направлена на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, оказание им помощи в освоении основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Третий раздел – организационный, определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает: 1) учебный план; 2) план внеурочной деятельности; 3) систему условий реализации основной образовательной программы (кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических); обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях; механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий; сетевой график по формированию необходимой системы условий; контроль состояния системы условий.

Программа состоит из логически связанных и взаимообусловленных частей, приложений и охватывает процессы обучения, воспитания, развития, управления и ресурсного обеспечения.

Гуманизация и гуманитаризация образовательных программ, расширение общекультурной составляющей образования (введение элективных курсов, факультативов, предпрофильная подготовка и профилизация), обращение к личностно-ориентированному образованию заставляет педагогов школы обратить внимание на индивидуальные особенности учащихся, развитие их природных потенций, реализацию личности в учебе, внешкольной деятельности, жизненном самоопределении.

В Программе представлено профессиональное становление учащихся, избрание ими профили специализации в старших (10 – 11) классах, становление и развитие предпрофильного и профильного образования.

Такой подход к «образованию по выбору» в старшем школьном концентре строится на педагогических усилиях предыдущих лет обучения и обеспечивается сформированными в результате этого у учащихся личностными качествами, опытом, умениями, готовностью к выбору профессии.

В Программе рассмотрены основные направления развития профильного обучения, внеурочной деятельности, школьного самоуправления и система их эффективного взаимодействия, возможное усовершенствование системы управления школой, возможности ресурсного обеспечения.

Принятая в Программе концепция развития профильного образования развернута в плане стратегического развития школы и детализирована в ежегодных планах поэтапного перехода школы в новое целевое состояние.

Все части Программы логически взаимосвязаны, взаимообусловлены и образуют единое целое.

Раздел 1. Целевой

Пояснительная записка

Общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно осуществлять выбор и принимать решения в сложной неопределенной обстановке, прогнозировать их возможные последствия, люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Становление профильного обучения на старшей ступени общего образования является одним из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в Российской Федерации. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Школа №5 имеет многолетний опыт организации профильного обучения. Первые профильные классы в городском округе Стрежевой были открыты на базе школы №5 при сотрудничестве с Томским политехническим университетом с 1998 году. Постепенно профильное обучение сложилось в целостную образовательную преемственно выстроенную систему. Уже в начальной ступени дети и родители имеют возможность выбора, в каком классе им обучаться с 1 по 4 класс: базовом, музыкально-эстетическом, спортивном, художественно-эстетическом. С 5 по 9 класс можно выбрать классывысокого уровня развития с углубленным изучением отдельных предметов, базовые классы. В 9 классе все школьники выбирают элективные курсы, готовятся к выбору профиля будущего 10 класса.

Кроме того, в школе вытроена система внеурочной социально значимой деятельности, состоящая из преемственных программ деятельности детских общественных организаций, ученического самоуправления, клубов, секций, кружков дополнительного образования.

Опираясь на приобретенный опыт, результаты, полученные в ходе реализации Программы развития школы и регулярный мониторинг социального заказа, мы подошли к осознанию необходимости создания школой инновационной программы профильного образования.

Программа обоснована общественным запросом на профилизацию школы и ресурсными возможностями МОУ СОШ №5, обеспечивающими реализацию данной программы.

Программы, отражающей комплекс действий, направленных навключение молодого поколения в социальную жизнь, формирование актуальных компетентностей для успешной адаптации в современном социуме, модели и механизмы её реализации и, в конечном итоге, миссию профильной школы.

Миссия МОУ СОШ № 5 – создание образовательного пространства, оптимального для формирования социально успешной личности обучающегося. Девиз школы: «Солнце спрятано в каждом, надо помочь ему вспыхнуть!»

Модель выпускника МОУ СОШ №5

    • выпускники 11 класса должны обладать готовностью к выбору профессии, сформированностью научного, художественного, правового сознания, методологическими знаниями, потребностью к труду, высокими жизненными и духовными ценностями; владеть этическими нормами, навыками управления и самоуправления; осмысленно, самостоятельно и ответственно подходить к выбору своего профессионального и жизненного пути.

Профильные классы позволяют за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение в таких классах направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.

Основные цели и задачи реализации инновационной образовательной программы профильного среднего (полного) общего образования

Выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через   создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника для получения школьниками качественного современного образования, позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, поступить и успешно обучаться  в выбранном вузе.

Обучение в профильных классах позволяет реализовать следующие цели

  1. Создание условий для существенной дифференциации содержания обучения и воспитания старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

  2. Создание условий для равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

Задачи

  1. Обеспечить условия для ранней профилизации, осознанного выбора, самоопределения и самореализации учащихся.

  2. Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования в соответствии с профилем классов.

  3. Формировать Личности с разносторонним интеллектом, навыками самостоятельного исследовательского труда, высоким уровнем культуры, хорошей степенью овладения информационными технологиями.

  4. Расширить возможность социализации учащихся;

  5. Обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективную подготовку выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования, реализация непрерывного интегрированного обучения в системе «школа – вуз».

  6. Реализовать программы среднего (полного) общего образования высокого уровня, интегрированные с программами довузовской подготовки ТПУ, программы профильных дисциплин, дополнительные программы развивающего характера и спецкурсы овладения управленческой культурой.

Принципы и подходы к формированию инновационной образовательной программы профильного среднего (полного) общего образования

Фундаментальной основой инновационной образовательной программы профильного среднего (полного) общего образования являются гуманистический, компетентностный, деятельностный, системный подходы.

Реализация Программы исходит из следующих основных принципов:

    • Принцип индивидуализации. Предполагает организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация профильного обучения направлена на самопознание школьников, выявление их истинных мотивов выбора профиля обучения, реальных образовательных потребностей и реализацию образовательной программы в соответствии с интересами, возможностями и способностями.

    • Принцип дифференциации. Предполагает создание на основе определенных признаков (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов) мобильных или стабильных учебных групп, позволяющих сделать содержание обучения и предъявляемые к учащимся требования существенно различными. Дифференциация профильного обучения нацелена на создание выбора возможностей для реализации индивидуальных образовательных программ, для удовлетворения интересов, склонностей и способностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка труда в компетентных кадрах.

    • Принцип вариативности. Характеризуется многоуровневостью и вариативностью учебных планов, образовательных программ, содержания образования, использованием различных технологий, смены видов деятельности, использования интегративного подхода в изучении обязательных предметов, активного включения творческого начала в учебный процесс.

    • Принцип открытости. Реализуется через идеи интеграции профильного обучения с социумом, что обеспечивает разнообразие видов деятельности, социальных практик, социальных ролей и способствует самоопределению старшеклассников, приобретению ими социальных компетенций.

    • Принцип деятельности. Предполагает планирование обучающимися различных видов образовательной деятельности, активное участие и свободный выбор образовательной траектории.

Принцип

Что меняется в обучении на старшей ступени?

Индивидуализации

Переход к индивидуализированным формам образовательной деятельности.

Дифференциации

Переход к групповым формам образовательной деятельности. Переход к командным формам образовательной деятельности.

Деятельности

Планирование обучающимся различных видов образовательной деятельности. Переход к продуктивным формам образовательной деятельности (проектным, исследовательским, творческим и др.).

Вариативности

Создание вариативной образовательной среды. Переход к вариативным образовательным программам и выбору образовательных ресурсов.

5.

Открытости

Создание открытой образовательной среды. Интеграция профильного обучения с социумом, региональная направленность профильного обучения.

Планируемые результаты освоения обучающимисяинновационной образовательнойпрограммы профильного среднего (полного) общего образования

Планируемые результаты являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов (курсов), программ внеурочной деятельности, программ воспитания, а также для системы оценки качества освоения обучающимися инновационной образовательной программы профильного среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

Инновационная программа профильного образования МОУ СОШ №5 должна обеспечить:

  • освоение предметных знаний, умений и навыков через программы учебных предметов, курсов, модулей;

  • освоение ключевых компетентностей через различные, в том числе  неаудиторные формы образовательной деятельности: проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные и др. занятия, как обязательной части  учебного (образовательного) плана образовательного  учреждения;

  • практическую деятельность учащихся, в целях приобретения общественно-полезного социального опыта  через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности;

  • преемственность образовательных программ старшей и основной школы, осознанный выбор профильного класса и как следствие продолжение обучения избрание вуза по тому же профилю.

Система оценки образовательных результатов

МОУ СОШ №5 использует системный и комплексный подходы при разработке системы оценки образовательных результатов. Данные подходы обоснованы требованиями Стандарта, социальным заказом и опытом работы коллектива по профильному образованию. Разработанная и апробированная система оценки образовательных результатов целостна и позволяет комплексно оценить достижения обучающегося и состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:

  1. Подсистема оценки предметных результатов.

  2. Подсистема оценки метапредметных результатов.

  3. Подсистема оценки компетентностных результатов.

  4. Подсистема оценки специфицированных для школы профильных результатов.

Предусмотренные системой используемые инструменты и методики для оценивания разнообразны и позволяют получить целостное видение образовательного результата.

Качество подсистемы оценки предметных результатов

Система предметных знаний– важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

Объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.

Действия с предметным содержанием (или предметные действия)вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, прежде всего познавательные: использование знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д.

К предметным действиям следует отнести также действия, присущие главным образом только конкретному предмету, овладение которыми необходимо для полноценного личностного развития или дальнейшего изучения предмета

Критерии и показатели оценки:

      • учебные достижения по предметам в динамике;

      • уровень мотивации к обучению;

      • удовлетворённость образовательным процессом;

      • степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе по учебным предметам и др.);

      • результаты ГИА, ЕГЭ

Используемые инструменты оценивания:

  • контрольные точки;

  • промежуточная и итоговая аттестация;

  • рейтинговая система по учебным предметам в отдельности и в целом;

  • конкурс профильных классов на школьном и муниципальном уровнях;

  • конкурс «Ученик года» на школьном и муниципальном уровнях;

  • олимпиады различных уровней (школьный, муниципальный, региональный, Всероссийский, международный);

  • предметные недели;

  • портфолио.

Качество подсистемы оценки метапредметных результатов

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. В силу своей природы, являясь, по сути, функционально ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач. Соответственно уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах.

Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.

Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности.

Критерии и показатели оценки метапредметных результатов

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Предметом измерения становится уровень присвоения обучающимся универсального учебного действия, обнаруживающий себя в том, что действие занимает в структуре учебной деятельности обучающегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребёнка.

Используемые инструменты оценивания:

  • комплексные работы на межпредметной основе;

  • портфолио содержит: оценочные листы; листы наблюдений учителя или школьного психолога; исследовательская и проектная деятельность (групповые и индивидуальные проекты); участие в выставках, конкурсах;участие в неакадемических олимпиадах, семинарах.

Качество подсистемы оценки компетентностныхрезультатов

В условиях быстроизменяющейся социокультурной и экономической ситуации подсистема оценкикомпетентностных результатов ориентирована на формирование жизненно важных компетентностей. Наиболее значима в образовательном процессе оценка таких компетентностных результатов как: социально значимая и проектная деятельность.

Критерии и показателиоценки компетентностых результатов

  • критерии оценивания уровня развития социально значимых навыков учащихся:

  1. Личные достижения: готовность принимать на себя новые социальные роли; способность учиться на основе предыдущего социального опыта; осознание границ личных возможностей.

  2. Личные навыки: способность к творческому мышлению и осуществлению поиска; умение исследовать потребности социума; способность планировать и организовывать деятельность.

  3. Деловые качества: инициативность, надежность, настойчивость, самоотдача, ответственность, пунктуальность.

  4. Навыки деловой межличностной коммуникации: способность к сотрудничеству, умение быть членом команды; способность адаптироваться к правилам функционирования делового сообщества; признание самоценности любого индивидума.

  5. Осознание проблем окружающего мира;

  • критерии оценивания проектов и продуктов:

  1. Умение планировать деятельность и работать в рамках плана;

  2. Навык адекватного выбора информации и средств деятельности;

  3. Уровень личной вовлеченности и отношение к деятельности;

  4. Умение анализировать процесс и конечный результат;

  5. Качество презентации проекта и продукта.

Используемые инструменты оценивания:

  • Диагностика уровня социальной активности обучающегося;

  • Защита социального, исследовательского проекта;

  • Портфолио;

  • Тренинги;

  • Конкурсы, фестивали, соревнования;

  • Деловые игры;

  • Презентации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования моу «сош №2» на 2011-2015 годы

    Основная образовательная программа
    Основная образовательнаяпрограмма начального общегообразованияМОУ «СОШ №2» на 2011-2015 годы. Оглавление ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная образовательнаяпрограмма начального общегообразования (далее ...
  2. Образовательная программа начального основного (общего) среднего (полного) общего образования моу хлеборобная сош №5 на период 2010 – 2013 г г

    Закон
    ... .2010 г. Образовательнаяпрограмма начального, основного (общего), среднего (полного) общегообразованияМОУ Хлеборобная СОШ №5 на период 2010 – 2013 г.г. Содержание программы: Паспорт программы………………………………………….с.3 Информационная ...
  3. Основная образовательная программа начального основного и среднего общего образования « средняя общеобразовательная школа № 10»

    Основная образовательная программа
    ... образовательнаяпрограмма начального, основного и среднего (полного) общегообразованияМОУ «СОШ ... инновационным потенциалом, ориентацией на ... профильногообразования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общегообразования ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования оглавление

    Основная образовательная программа
    ... , начального общего, основного и среднего (полного) общегообразования; разнообразие ... образовательнойпрограммы начального общегообразованияМОУСОШ №2, реализующей программу «Перспектива», на 2011/2014 учебный год 2Б класс Образовательная ...
  5. Образовательная программа (25)

    Основная образовательная программа
    ... , Положения о профильных классах. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательнойпрограммысреднего (полного) общегообразованияНа этапе общегосреднегообразования создаются условия ...

Другие похожие документы..