Главная > Программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА

Проблемы поэтики русской художественной литературы

Программа по специальной дисциплине

специальность 10.01.01 - Русская литература

Всего учебных часов — 36 ч. (1 ЗЕТ)

Всего аудиторных занятий, час — 18 ч.

Всего часов на самостоятельную работу аспиранта — 18 ч.

МОСКВА 2011

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины «Проблемы поэтики русской художественной литературы» включает разделы исторической поэтики и историю методологических исканий русской науки. В курсе дисциплины «Проблемы поэтики русской художественной литературы» осваиваются различные концепции одной из старейших, но всегда современных дисциплин литературоведческой науки литературы: теория и методология литературоведческого анализа, поэтика как литературоведческая категория. Изучается художественный мир произведения, проблема автора, принципы, виды и приемы анализа художественного произведения

Рабочая программа ориентирует на освоение методики и методологии литературоведческих исследований. Причем принципы и приемы анализа отдельных художественных произведений и литературного процесса отрабатываются на конкретных примерах. Этот алгоритм выдерживается на лекционных и самостоятельных занятиях. Контроль освоения курса осуществляется посредством собеседований, заслушивания докладов и проверки конспектов, подготовки мини – исследований по отдельным проблемам.

  1. Цели и задачи дисциплины:

Курс «Проблемы поэтики русской художественной литературы» позволяет аспиранту овладеть методологией и методикой гуманитарного исследования, усвоить основные закономерности литературного процесса, систематизировать элементы текста, раскрыть их значение в формировании эстетического впечатления от произведения, глубже проникнуть в специфику развития русской литературы.

Цель – овладеть методологией гуманитарного исследования, изучить поэтику как литературоведческую категорию, научиться рассматривать художественное произведение как явление словесного искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Аспирант должен владеть историко-культурными знаниями университетского курса истории и теории литературы, культуры, навыками работы со справочными изданиями, каталогами библиотек, электронными системами поиска информации; уметь понимать литературные произведения, критические работы, научные статьи и монографии.

Исходными документами для составления рабочей программы учебной дисциплины являются:

- паспорта научных специальностей;

- программы кандидатских экзаменов, утвержденные приказом Минобразования РФ № 697 от 17.02.2004 г.;

- учебный план МГГУ им. М. А. Шолохова по основной образовательной программе аспирантской подготовки.

2. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ, СОГЛАСОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа составлена лектором проф. Абашевой Д. В., ведущим занятия с аспирантами по поручению Управления аспирантуры и докторантуры.

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена проректором по научной работе.

Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании совета факультета. Текст рабочей программы составлен в трех экземплярах. Один экземпляр утвержденной рабочей программы представлен для хранения в Управление аспирантуры и докторантуры. Второй экземпляр хранится в деканате факультета. Третий (рабочий) экземпляр используется как руководящий документ в учебной и методической работе преподавателя.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Распределение часов учебных занятий по семестрам

Курс «Проблемы поэтики русской художественной литературы» преподается в течение первого года обучения и включает:

- лекции – 18 часов;

- самостоятельная работа - 18 часов.

3.2. Содержание дисциплины

Содержание рабочей программы дисциплины соответствует современному уровню развития науки и культуры , отражает перспективы развития литературоведения. При составлении этого раздела рабочей программы автор руководствовался, как отмечено, действующими учебными планами специальностей аспирантской подготовки. Содержание дисциплины разделено на темы, охватывающие логически завершенный материал; определен объём каждого из видов аудиторных занятий по каждой теме.

Индекс

Наименование дисциплины

Всего часов

в том числе

Трудоем-кость

(в зачетных единицах)

Лек-ции

Семи-нары

Практич. занятия

Самост. работа

ОД. А.04

Проблемы поэтики русской художественной литературы

36

18

(на 2 курсе)

18

1

Объем дисциплины и виды учебной работы

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Ауди-

торные

Самост. работа

Лекции

18

18

III

Практические/семинарские

Лабораторные

Консультации

Курсовые/рефераты

Контрольные работы

Итоговый контроль

Зачет

Экзамен

Общий объем часов по дисциплине

36 (1 ЗЕ)

3.2.1.Наименование тем, их содержание, объём в часах лекционных занятий

Лекционный курс

Порядковый номер лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Количество часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Тема 1. Теория и методология литературоведческого анализа

Состав научного литературоведения: основные и вспомогательные дисциплины (история литературы, библиография и историография литературоведения, текстология, герменевтика, палеография).

Тема 2. Поэтика как литературоведческая категория

Формирование понятия «поэтика». Определение поэтики как науки о законах формообразования. Теория литературы и теоретическая поэтика. История литературы и историческая поэтика.

Тема 3. Художественное произведение как явление

словесного искусства

Понятие художественности. Внутренняя структура художественного произведения. Содержание и проблемы соотношения между ними. Понятие содержательной формы. Художественная условность и ее виды. Формалистические и структуралистские концепции образной формы. Соотношение понятий «произведение» и «текст». Проблема многослойности и целостности художественного произведения. Постмодернистские интерпретации текста.

Тема 4. Художественный мир произведения

Художественный мир как научное понятие: споры конструктивные предложения. Определяющие субстанции художественного мира: образ творца, «картина мира», социальная действительность, поэтическая натурфилософия и художественные традиции.

Принципы и формы сочетания времени и пространства в литературе. Поэтика и типология художественного времени и художественного пространства. Хронотопы и жанрово-родовая специфика словесного искусства.

Тема 5. Проблема автора в художественном произведении

Концепция автора как литературоведческая категория. Формы и способы проявления авторского сознания в словесном искусстве. Соотношение понятий «автор», «повествователь», «рассказчик» и типы повествования в эпосе.

Тема 6. Поэтика художественного слова

«Первобытный синкретизм» и музыкальные потенциалы слова. Звуковая форма слова и ее художественная функция. Природа поэтической многозначности слова. «Внутренняя диалогичность» слова (М. Бахтин). Проблема «чужого» слова. Слово неавторское и авторское. Понятия стилизации, пародирования, реминисценции и аллюзии.

Тема 7. Принципы, виды и приемы анализа

художественного произведения

Каузальный и имманентный подходы к анализу художественного произведения. Контекстуальное рассмотрение литературного текста. Понятие интертекстуальности.

Виды литературоведческого анализа: системно-целостный, идейно-тематический, жанрово-родовой, образно-стилистический, культурологический, композиционный.

Приемы и способы анализа художественных произведений: аналитический (расчленение целого на части); исследование выделенных частей; установление взаимосвязи между выделенными частями; определение функций каждой части относительно содержательной целостности исследуемого текста.

2

2

4

4

2

2

2

Содержание и объем самостоятельной работы аспирантов

Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки

выполнения

Объём часов

1

2

3

4

Теория и методология литературоведческого анализа

Научный и читательский подходы к художественному произведению: связь и различие.

Сентябрь

3

Поэтика как литературоведческая категория

Поэтика как учение о литературном произведении, его составе, структуре и функциях, а также о родах и жанрах литературы (В. Хализев).

Сентябрь

3

Художественное произведение как явление

словесного искусства

Концепция специфики искусства и литературы в трудах И. Волкова.

Октябрь

2

Художественный мир произведения

Учение о художественном хронотопе М. Бахтина как об определяющем начале художественного мира.

Октябрь

3

Проблема автора в художественном произведении

Понятие лирического героя (лирического субъекта) и споры вокруг этого понятия. Теория сказа.

Ноябрь

2

Поэтика художественного слова

Учение о «внутренней форме» слова (В. Гумбольдт и А. Потебня).

Ноябрь

2

Принципы, виды и приемы анализа

художественного произведения

Методология и технология литературоведческого анализа стихотворных текстов в трудах М. Гаспарова.

Декабрь

3

Учебно-методические материалы по дисциплине

Основная литература

  1. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие - М.: Флинта: Наука, 2010.

  2. Культурология :История мировой культуры: Учебник для студ. вузов / Под ред.А.Н. Марковой. - 2-е изд., стер. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 600с.

  3. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа. – М. : Вост. лит., 2006.

  4. Прохоров, Ю.Е. В поисках концепта: учебное пособие. – М. : Флинта; Наука, 2011.

  5. Русские поэты XX века: Учебное пособие. – М. : Флинта; Наука, 2009.

  6. Тимашова, Л.В. Русская литература второй половины ХХ века. Лирика Н.М.Рубцова : Учебное пособие / Л. В. Тимашова. - М. : РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007. - 118 с.

Дополнительная литература

  1. Анализ драматического произведения. – Л., 1988.

  2. Анализ одного стихотворения. – Л., 1985.

  3. Асмус, В.Ф. Чтение как труд и творчество // Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. – М., 1968.

  4. Баран, Хенрик. Поэтика русской литературы начала XIX века. – М., 1993.

  5. Барт, Ролан. Избранные работы. – М., 1989.

  6. Бахтин, М. Время и пространство в произведениях Гете // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.

  7. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.

  8. Бахтин, М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Эстетика словесного творчества. – М., 1986.

  9. Бахтин, М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

  10. Бахтин, М.М. Слово у Достоевского // Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1979.

  11. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М., 1975.

  12. Бочаров, С.Г. О художественных мирах. – М., 1985.

  13. Бройтман, С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение. – М., 1999.

  14. Бушмин, А.С. Наука о литературе. – М., 1980.

  15. Введение в литературоведение : Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева, А.Я. Эльсанек. - 4-е изд., перераб. и доп.- М. : Высш. шк., 2006.- 463 с.

  16. Вейман, Роберт. История литературы и мифология.- М., 1975.

  17. Верли, Макс. Общее литературоведение. – М., 1956.

  18. Вильгельм фон Гумбольдт. О развитии строения человеческих языков и его влияние на духовное развитие человечества // Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные статьи по языкознанию. – М., 1984.

  19. Виноградов, В.В.Проблема авторства и теория стилей. – М.,1961 .

  20. Виноградов, В.В.О теории художественной речи. – М., 1971.

  21. Волков, И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. – М., 1970.

  22. Волков, И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М., 1978, 1989.

  23. Волков, И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.

  24. Волкова, Е.В. Произведение искусства – предмет эстетического анализа. – М., 1976.

  25. Вопросы методологии литературоведения: Сб. ст. – М., 1966.

  26. Выготский, Л.С. Психология искусства. – М., 1986.

  27. Гаспаров, М.Л. Избранные статьи (разделы «О стихах», «О поэтах»). – М., 1995.

  28. Гачев, Г.Д., Содержательность литературных форм // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. – М., 1964.

  29. Гинзбург, Л.Я. О лирике. – М.;Л., 1961.

  30. Есин, А.Б. Литературоведение. Культурология: Избранные труды. - М.: Флинта; Наука, 2002.- 352 с.

  31. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 2000.

  32. Жирмунский, В.М. Введение в литературоведение. Курс лекций. – СПб., 1996.

  33. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – М., 1977.

  34. Ингарден, Р. Исследования по эстетике. – М., 1962.

  35. Клинг, О.А. Словарь поэтический // Введение в литературоведение. – М., 1999.

  36. Кожинов, В.В. Слово как форма образа // Слово и образ. М., 1964.

  37. Корман, Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1972.

  38. Корман, Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора – Ижевск, 1982.

  39. Купина, Н.А. Филологический анализ художественного текста : Практикум / Н.А. Купина, Н.А. Николина. - М. : Флинта; Наука, 2003.

  40. Леонтьев, А.А. Слово // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

  41. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

  42. Лихачев, Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. – 1968. - №8.

  43. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.

  44. М. Хайдеггер. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. – М., 1987.

  45. Маймин, Е.А., Слинина, Э.В. Теория и практика литературного анализа. – М., 1984.

  46. Максимов, Л.Ю. О методике филологического анализа художественного произведения (на материале рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание») // Русский язык в школе. – 1993. - №6.

  47. Манн, Ю.В. Автор и повествование // Известия РАН. Серия литературы и языка. – 1991. - №1.

  48. Манн, Ю.В. Об эволюции повествовательных форм (2 половина Х1Х в.)// Известия РАН. Серия литературы и языка. – 1972. - №1.

  49. Маркевич, Генрик. Виды существования и построение литературного произведения // Маркевич Генрик. Основные проблемы науки о литературе. – М., 1980.

  50. Мущенко, Е.Г., Скобелев, В.П., Кройчик, Л.Е. Поэтика сказа //Воронеж. – 1978.

  51. Основы литературоведения / Под общ. ред. В.П.Мещерякова.- М.: Моск. лицей, 2000. - 372 с.

  52. Палиевский, П.В. Художественное произведение // Палиевский П.В. Пути реализма. – М., 1974.

  53. Поспелов, Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. – М., 1983.

  54. Поспелов, Г.Н. Лирика среди литературных родов. – М., 1976.

  55. Потебня, А.А. Мысль и язык // Потебня А.А. Эстетика и поэтика. – М., 1976.

  56. Потебня, А.А. Эстетика и поэтика.-М., 1976.

  57. Принципы анализа литературного произведения. – М., 1984.

  58. Проблема автора в художественной литературе. – Устинов, 1985.

  59. Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. – М., 1997.

  60. Скафтымов, А.П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. – М., 1976.

  61. Современный словарь-справочник по литературе. – М., 1999.

  62. Творогов, О. Об изучении читательского восприятия литературы // Классическое наследие и современность. – Л., 1981.

  63. Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия для студентов / Авт.-сост. Н.Д.Тамарченко. - М.: РГГУ, 2001. - 467 с.

  64. Тимофеев, Л.И. Слово в стихе. – М., 1982.

  65. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб.пособие. - М.: Аспект Пресс, 1996 (1999). - 334 с.

  66. Тынянов, Ю.Н. Блок // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

  67. Тынянов, Ю.Н. Проблема стихотворного языка. – М., 1965.

  68. Тюпа, В.И. Анализ произведения литературного // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

  69. Уоррен, О. и Уэллек, Р. Теория литературы. – М., 1978.

  70. Фарино, Ежи. Введение в литературоведение: Учеб. пособ. – СПб : РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

  71. Флоренский, П.А. Строение слова // Контекст. – М., 1973.

  72. Хализев, В.Е. Теория литературы. – М., 2002.

  73. Чернец, Л.В. Литературное произведение как художественное единство // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. – М., 1999.

  74. Чудаков, А.П. Сказ //Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

  75. Чудакова, М. Поэтика Михаила Зощенко. – М., 1979.

  76. Шкловский, В. О теории прозы. – М., 1983.

  77. Перечень методических указаний к проведению учебных занятий

  78. и самостоятельной работы аспирантов

Перечень методических указаний к проведению учебных занятий

и самостоятельной работы аспирантов

Наука – нервная система нашей эпохи.

А. М. Горький

Современная эпоха парадоксальна и в отношении к науке. Все признают важность технических и гуманитарных наук, а наука продолжает нищенствовать, как это было на заре ее возникновения («Ученых хоть голова полна – пусты руки», - утверждал в XVIII в. сторонник развития наук, русский писатель А. Д. Кантемир).

Между тем, утверждение А. М. Горького: «Наука – нервная система нашей эпохи» - не только не устарело, но и актуализировалось. По состоянию нервной системы, как известно, возможно судить о целом организме.

Мир науки, сложный и многообразный, не только не закрывается перед человеком, окончившим вуз, а напротив – только начинает раскрываться.

Программа «Проблемы поэтики русской художественной литературы» призвана направить поствузовское образование аспиранта, входящего в мир науки. Организаторы семинаров и спецкурсов по подготовке аспирантов могут использовать заложенный в программах принцип варьирования, выделения отдельных направлений развития научной мысли и разработки множества новых спецкурсов и спецсеминаров (например, по изучению отдельных методологических направлений, проблем авторства, хронотопа и т. д.).

Предлагаемые программы могут реализовываться и в рамках конкретного учебного плана аспирантов. Здесь учтены требования к содержанию основной образовательной программы подготовки аспирантов к специальностям 10.01.01. – русская литература и 10.01.09 – фольклористика, а также и других гуманитарных направлений подготовки аспирантов.

Составитель программы разделяет утверждение академика С. П. Капицы о том, что его «аудитория не сосуд, который надо заполнить различными знаниями, а факел, который зажигается от увлекательных животрепещущих фактов, проблем, мыслей современной науки».

Сама история фольклористической и литературоведческой наук, представленная в программе, направлена на то, чтобы в «изучении нашего изучения» (Д. С. Лихачев) найти рациональные зерна, прорастающие в современной методологии гуманитарных наук.

В программе спецкурса учтен опыт предыдущих составителей. Материалом для конкретной работы и приложения теоретических знаний в процессе подготовки аспиранта к занятиям является тема диссертационного исследования. В процессе подготовки материал подбирается в соответствии с научными интересами аспиранта. Занятия ориентированы на будущую работу аспиранта, а также на применение филологических знаний в любой отрасли или профессиональной деятельности. Планы занятий могут изменяться в зависимости от уровня подготовки, активности аспирантов, проработанности необходимой научной литературы. Цель занятия – всесторонне осветить актуальные проблемы курса, развить навыки проведения литературоведческого анализа и интерпретации текста, умение применять теоретические знания к конкретному исследованию, вести дискуссию, аргументировано отстаивать свои позиции.

Проблемный принцип наиболее эффективен при подходах к фактам литературы, поскольку побуждает аспиранта к дискуссии, к самостоятельному разрешению проблем диссертационного исследования, помогает вырабатывать собственную аргументированную позицию и применять универсальный литературоведческий инструментарий, изучаемый на занятиях в конкретном исследовании.

Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ

Многопрофильные филологические сайты.

  1. Друзья и партнёры (Friends and Partners): Двуязычный информационно-поисковый сайт по русской литературе XIX–XX вв.: www.fplib.ru/literature/

  2. Каталог: Историко-литературное издание: www.litcatalog.al.ru

  3. Литература в Сети: www.litera.ru

  4. Русский филологический портал: www.philology.ru

  5. Русский язык: сайт для филологов, cемиологов, учителей русского языка и литературы: www.teneta.rinet.ru/rus/rj_org.htm

  6. RusWord: информационный сайт по литературе www.rusword.com.ua

Научная и литературно-художественная отечественная периодика.

  1. Портал периодических изданий: www.magazine.ru

  2. Вестник гуманитарной науки: www.rsuh.ru./vestnik

  3. Литературная газета: www.lgz.ru

  4. Москва: www.moskvam.ru

Научные и образовательные отечественные учреждения.

  1. Библиотека «Кирилл и Мефодий»: www.vip.km.ru

  2. Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН: www.imli.ru

  3. Институт русской литературы РАН (Пушкинский дом): www.pushkinhous.spb.ru

  4. Литературный институт им. А.М. Горького: www.filine.centro.ru/Gorky/

  5. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Научная библиотека: www.lib.msu.su

  6. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Филологический факультет: www.philol.msu.ru/rus

Электронные библиотеки и коллекции текстов.

  1. Классика.Ru. Библиотека классической русской литературы: www.klassika.ru

  2. Российские электронные библиотеки: Информационно-интерактивный портал: www.elbib.ru

  3. Фундаментальная электронная библиотека: www.feb-web.ru/feb/feb/person.htm

  4. Русская виртуальная библиотека: www.rvb.ru

  5. Русская классическая поэзия: www.read.at/poezia

  6. Университетская электронная библиотека: www.infolio.asf.ru

Словари и энциклопедии On-line.

  1. Словарь литературоведческих терминов: www.gramma.ru/

  2. Словарь культуры: www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/index.htm

25. Русские словари: Полезные ссылки. Ссылки на электронные словари, энциклопедии, библиотеки и лингвистические ресурсы: www.slovari.ru/

Примерный перечень вопросов к зачёту (экзамену) по всему курсу

1. Чем читательское восприятие литературы отличается от ее научного истолкования?

2. Состав и проблематика теории словесности.

3. Основные направления историко-литературных исследований.

4. Функции литературной критики.

5. Ведущие жанры литературно-критической интерпретации словесного искусства.

6. Предмет и задачи текстологических исследований.

7. Что такое герменевтика?

8. Что такое историография литературоведения?

9. Современные теории сущности искусства.

10. Родовые (общехудожественные) и видовые (специфические) свойства литературы.

11. Как определяется поэтика в «Литературном энциклопедическом словаре»?

12. Трактовка понятия «поэтика» в книге В. Хализева «Теория литературы».

13. Художественное произведение: состав и эстетические функции.

14. Что такое художественность литературного произведения?

15. Как соотносятся между собой понятия произведения и текста?

16. В чем смысл постмодернистской концепции литературного текста в трудах Р. Барта?

17. Что такое содержательность художественной формы? Понятие условности в литературе.

18. Основные компоненты художественного содержания.

19. Как решается проблема соотношения содержания и формы литературного произведения?

20. В чем суть формалистского и структуралистского подходов к художественному произведению?

21. Учение о многослойности литературного текста в трудах зарубежных и отечественных ученых (Н. Гартман, Р. Ингарден, Г. Поспелов, И. Волков, В. Хализев и др.).

22. Художественный мир как литературоведческая проблема: споры и конструктивные предложения.

23. Учение М. Бахтина о хронотопе.

24. Категория автора как предмет литературоведческих исследований.

25. Основные формы и способы воплощения авторского сознания в художественной литературе.

26. Проблема автора в постмодернистских концепциях словесного искусства.

27. Споры о понятии «лирический герой» в отечественном литературоведении.

28. Учение А. Потебни об образной природе слова.

29. Каузальный и имманентный подходы к анализу художественного произведения.

30. Что такое контекстуальное изучение литературы.

31. Охарактеризуйте сложившиеся виды литературоведческого анализа произведений словесного искусства.

3.2.2. Методические указания к проведению учебных занятий и

самостоятельной работы аспирантов

Главной задачей курса «Теоретические основы литературоведческой науки» является постижение специфики литературы в ряду других видов искусства, понимание произведения в его целостности. Важнейшая задача – научить аспирантов распознавать содержание авторской позиции и формы ее воплощения. Аспиранты должны освоить понятия, в которых фиксируется стадиальное развитие литературы, а также понятия, характеризующие жанровые системы различных направлений.

Аспирант, изучивший дисциплину, должен знать: теоретико-литературную терминологию; иметь представление о структуре изучаемой дисциплины, о трех ее важнейших разделах: учение об образной специфике литературы, о структуре произведения, о категориях и закономерностях литературного процесса; определения основных понятий и категорий. Аспирант должен уметь: пользоваться соответствующими терминами в процессе анализа литературного произведения; различать в произведении содержательные и формальные компоненты; устанавливать связь и взаимодействие между содержательными и формальными компонентами; дифференцировать познавательную и субъективную сторону произведения; описывать авторский стиль и раскрывать авторскую позицию. Аспирант должен владеть: приемами анализа эпических, лирических и драматических произведений, навыками наблюдения над литературными явлениями, навыками классификации литературных явлений по содержательному и стилевому основанию; навыками интерпретации текстов по узловым деталям, по ключевым эпизодам, по динамике сюжета, по системе характеров.

Аспиранты получают задания по подготовке к лекционным и самостоятельным занятиям. Конспектирование основной и дополнительной литературы осуществляется в виде тезисов, в виде основных выдержек, а также посредством добавления к тезисам самостоятельных иллюстраций из художественных текстов. Основные темы курса равномерно распределяются на весь семестр. При самостоятельной подготовке к занятиям аспиранты овладевают теоретическими дефинициями и используют их при разборе конкретных текстов. На занятиях аспиранты составляют перечень наиболее выразительных деталей, дают сравнительные характеристики персонажам, выявляют средства художественной изобразительности и выразительности художественных произведений, являющихся предметом их исследования.

4. ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Ежегодно до фактического начала учебного года во все экземпляры рабочих программ вносятся дополнения и изменения, учитывающие результаты развития науки, техники, культуры, и производства, происшедшие с момента составления рабочей программы; изменения в методическом обеспечении дисциплины и обеспеченности ими учебного процесса. Дополнения и изменения в рабочей программе вносятся с соблюдением принятой в ней рубрикацией.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Русский диккенс 1990-2005 работа выполнена при финансовой поддержке ргнф в рамках проекта ргнф

    Литература
    ... Художественный психологизм рассказов о сыщиках Ч.Диккенса и традиции детективного повествования // Проблемы метода и поэтики в зарубежных литературах: ... люди в одеждах эфиопских певцов». Русскаялитература для профильной школы // Новосибирская ...
  2. Русский диккенс 1990-2005 работа выполнена при финансовой поддержке ргнф в рамках проекта ргнф

    Литература
    ... Художественный психологизм рассказов о сыщиках Ч.Диккенса и традиции детективного повествования // Проблемы метода и поэтики в зарубежных литературах: ... люди в одеждах эфиопских певцов». Русскаялитература для профильной школы // Новосибирская ...
  3. Международная книга предлагает вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе философии религии истории политике и праву экономике научно-технические издания и прочим рубрикам пожалуйста обратите внимание (5)

    Книга
    ... 38,4 /4700/КЛАССИЧЕСКАЯ РУССКАЯХУДОЖЕСТВЕННАЯЛИТЕРАТУРА./Classical Russian literature Код ... , - в котором раскрываются проблемы нравственного выбора и исторической памяти ... так и в коренном совершенствовании поэтикирусского стиха в сравнении с ...
  4. Международная книга предлагает вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе филологии лингвистике философии социологии политике и праву психологии экономике научно-техническим дисциплинам и пр цены

    Книга
    ... 14,36 /4700/КЛАССИЧЕСКАЯ РУССКАЯХУДОЖЕСТВЕННАЯЛИТЕРАТУРА./Classical Russian literature Код, Автор ... узнаваемой чертой поэтики — той самой, которую называют «поэтикой раздражения». ... рассмотреть такие ключевые проблемырусской общественной мысли рубежа ...
  5. Международная книга предлагает вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе философии религии истории политике и праву экономике научно-технические издания и прочим рубрикам пожалуйста обратите внимание

    Книга
    ... 09 /4700/КЛАССИЧЕСКАЯ РУССКАЯХУДОЖЕСТВЕННАЯЛИТЕРАТУРА./Classical Russian literature Код ... изданием, посвященным актуальным проблемам энергетического бизнеса в электроэнергетической ... иноязычных аналогах терминов русскойпоэтики рассмотрен в Приложении, ...

Другие похожие документы..