Главная > Программа


ПРИНЯТА

решением педагогического совета

протокол № 8 от 19 мая 2006г

«УТВЕРЖДАЮ»

директор МОУ СОШ № 61

имени М.И.Неделина

__________________Баурина Г.Н.

приказ № 99 от 22 мая 2006 г.


ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №61 ИМЕНИ М.И.НЕДЕЛИНА

г. ЛИПЕЦКА на 2006-2010 гг.

ВВЕДЕНИЕ

Программа развития МОУ СОШ № 61 имени М.И. Неделина г. Липецка на 2006-2010 годы разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, Федеральной программой развития образования на 2006-2010 годы, областной программой «Развитие образования Липецкой области (2006-2008 годы)», городской целевой программой «Развитие образования в г. Липецке (2006-2008 годы)».

Необходимость разработки программы вызвана:

  • запросами обучающихся и их родителей, педагогического коллектива учреждения;

  • изменениями в российском образовании, обусловленными интеграцией науки и образования, широким применением инновационных технологий, информатизацией общества, девальвацией прежних знаний и необходимостью обеспечения успешной адаптации личности к быстро меняющемуся миру;

  • актуальными потребностями развития школы в условиях усиления конкуренции на рынке образовательных услуг г. Липецка.

Программа разработана членами

  • методического совета школы,

  • органов ученического самоуправления,

  • общешкольного родительского комитета.

Руководителями коллектива разработчиков являются директор МОУ СОШ № 61 имени М.И. Неделина г. Липецка Баурина Г.Н., заместитель директора по научно-методической работе Бочерова Н.Е.

В основе программы развития лежит положительный опыт учреждения по созданию системы краеведческого образования школьников, приобретенный в ходе экспериментальной деятельности муниципального уровня. Педагогический коллектив школы убежден, что в настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства и на протяжении всей школьной жизни.

Свою задачу педагогический коллектив видит в том, чтобы вооружить обучающихся знаниями по истории родной земли, а в процессе познания пробудить любовь к малой родине – отчему краю, его культуре, языку, обычаям, воспитать Гражданина, Патриота, высоконравственную личность.

Программа развития нацеливает педагогический и ученический коллективы школы, их социальных партнеров на успешное завершение экспериментальной деятельности и получение статуса опорного учреждения в системе образования

г. Липецка, который позволит продолжить научно-исследовательскую деятельность в области регионализации содержания образования и транслировать успешный опыт освоения данной инновационной идеи на муниципальную сеть.

Помимо этого программа развития ставит своей целью создание условий для решения основной задачи современной образовательной политики – достижения нового качества образования, обеспечения его доступности, преемственности на всех ступенях и эффективности.

Обязательными и необходимыми условиями развития ОУ является:

  • достаточное и своевременное финансирование направлений программы развития;

  • формирование механизмов контроля за ходом реализации программы.

В основу Программы положен модульный принцип организации содержания.

Как и городская Программа развития, Программа развития школы использует критериально-ресурсный подход, который предполагает оценку ресурсов системы (образовательных, экономических, информационных, кадровых) и планирование на основе этой оценки их эффективного использования и развития.

Структура программы развития состоит из введения, в котором дается общая характеристика нормативного документа, аналитического модуля, содержащего проблемный анализ образовательной системы МОУ СОШ № 61 имени М.И.Неделина, целеполагающего и проектного модуля, определяющих назначение программы, ее цели и задачи, включающих краткое описание нового социального заказа, адресованного школе, и предполагающих характеристику современного понимания избираемого направления развития; собственно программного модуля, представляющего собой сетку мероприятий, направленных на реализацию заявленных в программе целей и задач развития с указанием сроков, ответственных исполнителей и суммы финансирования.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

МОУ СОШ № 61 ИМЕНИ М.И.НЕДЕЛИНА Г. ЛИПЕЦКА

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 61 имени М.И.Неделина г. Липецка строит свою работу в соответствии с законом РФ «Об образовании», Уставом школы, лицензией на право образовательной деятельности № 179028 от 1 июля 2005 года, свидетельством о государственной аккредитации № 478 от 8 ноября 2001 года, нормативными документами и локальными актами МО РФ, департамента образования и науки администрации Липецкой области, департамента образования администрации г. Липецка.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 61 имени М.И.Неделина

  • реагирует на изменяющуюся социокультурную и педагогическую ситуацию;

  • открыта для внешнего мира и готова к изменениям;

  • приспосабливается к складывающимся условиям: образовательному заказу, индивидуальным особенностям обучающихся, их образовательным потребностям, воспитательным возможностям окружающей среды, кадровому потенциалу, особенностям материальной базы;

  • обучает всех учащихся, являясь школой массового типа,

  • ориентирована на использование педагогических технологий, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию обучения;

  • считает важным сохранение адаптационного потенциала учащихся, физического, психического, нравственного здоровья.

В соответствии с главной задачей образовательной политики государства школа считает своей основной задачей обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Под новым качеством образования педагогический коллектив понимает:

  • обеспечение уровня образования, соответствующего современным требованиям, что предполагает ориентацию образовательного процесса на формирование ключевых компетенций;

  • соответствие содержания образования познавательным возможностям всех учащихся; создание условий для расширения и углубления знаний учащихся в интересующих их образовательных областях и по ряду предметов, изучаемых на профильном уровне;

  • образование, ориентированное на формирование творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям новой жизни;

  • соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

Переход к новому качеству образования потребовал обеспечения дифференциации и индивидуализации общего образования, подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности через организацию профильного обучения и предпрофильной подготовки, создания целого комплекса мероприятий, способствующих социализации личности ученика. Введение предпрофильной подготовки и переход к профильному обучению дал возможность учесть запросы и желания подростков и их родителей в планировании выбора профиля дальнейшего обучения, помог снять дополнительные перегрузки школьников и получить в то же время более глубокие знания по предметам, необходимым для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования и трудовой деятельности.

Спецификой учебного плана школы является то, что в нем за счет регионального и школьного компонентов увеличено количество учебных часов, отводимых на освоение системных курсов:

  • математики, информатики и физики (политехническая направленность классов);

  • математики, географии, экономики, права, обществознания (социально-экономическая направленность классов);

  • русского языка, литературы, истории, обществознания, права (социально-гуманитарная направленность классов).

В соответствии с приказом МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312 начался процесс поэтапного перехода школы на работу по новому Федеральному базисному учебному плану. В связи с чем введены:

  • раннее (со 2 класса) изучение иностранного языка;

  • раннее (с 3 класса) изучение информатики;

  • раннее (с 6 класса) изучение курса обществознания;

  • третий (дополнительный) час физической культуры;

  • учебный предмет «Подвижные игры»,

  • муниципальный профориентационный курс «Мои профессиональные планы» (в 8 и 9 классах).

В ближайшее время следует завершить переход на новый Федеральный базисный учебный план, обеспечить качество преподавания учебных дисциплин по программам базового и профильного уровней, шире использовать возможности базового и дополнительного образования для организации процесса социализации обучающихся.

Необходимость решения этих задач обусловливается усиливающейся конкуренцией на муниципальном рынке образовательных услуг и сокращением количества учащихся как в городе, так и в микрорайоне школы (2002-2003 учебный год - 1249, 2003-2004 учебный год - 1203 , 2004-2005 учебный год - 1122, количество классов за этот период сократилось с 53 до 49).

Организация учебного процесса также регламентируется годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий. Расписание учебных занятий составлено с учетом целесообразности организации учебно-воспитательного процесса, создания необходимых условий для обучения разных возрастных групп, дневной и недельной динамики работоспособности.

В целях сохранения единства образовательного пространства, обеспечения преемственности между ступенями общего образования преподавание ведется по учебникам, значащимся в федеральном Перечне учебных изданий.

Учебный план обеспечен кадрами соответствующей квалификации и соответствующего уровня образования.

В школе работает 86 педагогических и руководящих работников. Из них:

  • высшее образование – 72 (83%),

  • среднее специальное – 4 (4,6%),

  • обучаются в ЛГПУ – 1(0,86%),

  • высшую квалификационную категорию – 32 (37%),

  • первую квалификационную категорию – 27 (31%),

  • вторую квалификационную категорию – 19 (22%).

Из года в год процент педагогов, имеющих первую квалификационную категорию, увеличивается. Однако задачи обеспечения образовательного процесса кадрами, имеющими высшее образование, остается не до конца решенной (7% педагогических работников имеют среднее специальное или неполное высшее образование).

Педагогический стаж работников:

  • до 5 лет – 8,

  • 5-10 лет – 12,

  • 10-20 лет – 19,

  • 20-25 лет – 15,

  • свыше 25 лет – 24.

Возрастной состав педагогических работников выглядит таким образом:

  • до 30 лет – 4,

  • от 30 до 40 лет – 21,

  • от 40 до 50 лет – 26,

  • от 50 до 60 лет – 13,

  • свыше 60 лет – 5.

Приведенные цифры свидетельствуют, что большинство работников имеют большой опыт педагогической деятельности. Распределение по возрастам и стажу работы говорит о стабильном составе работников, находящихся в основном «педагогическом возрасте» - от 30 до 50 лет, однако исследование, проведенное администрацией школы, показало, что большая часть из них не владеет информационно-коммуникационными технологиями, что в условиях растущей информатизации общества недопустимо.

Диагностирование учителей по степени удовлетворенности профессиональной деятельностью показало, что сохраняется противоречие между возрастающими требованиями к педагогу как профессионалу и сохраняющимся его низким социальным статусом, обусловленным в первую очередь неадекватной значимости и напряженности осуществляемой деятельности заработной платой.

Администрации школы предстоит использовать все имеющиеся в ее компетентности возможности повышения социального статуса учителя: оптимальное распределение средств надтарифного фонда учреждения, умелое использование способов морального поощрения, создание комфортных условий педагогического труда.

Что касается результатов образовательной деятельности, то коллектив школы имеет реальные подтверждения ее успешности:

Уровень успеваемости и качество знаний обучающихся

Название информации

Показатель за 2002-2003 учебный год

Показатель за 2003-2004 учебный год

Показатель за 2004-2005 учебный год

Качество знаний (в %)

37,9

40,6

45,5

Успеваемость

(в %)

97,3

98,6

98,5

Неуспевающие учащиеся

2002-2003

2003-2004

2004-2005

1 ступень

1

2

1

2 ступень

23

17

7

3 ступень

3

-

5

Всего

27

19

13

Как видно из приведенных в таблицах показателей, при стабильной успеваемости качество знаний обучающихся растет, снижается число неуспевающих (на 50%), однако их количество на 2 и 3 ступени образования остается высоким. Решение проблемы неуспеваемости – в системной деятельности всего педагогического коллектива по реализации индивидуального подхода к каждому ребенку, в обеспечении полноценного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Конечно, психологическая служба старается решать задачи изучения причин школьной неуспеваемости в каждом конкретном случае, стремится оказывать психолого-педагогическую поддержку ребенку, однако наличие неуспевающих использованы. Ее деятельность, безусловно, требует совершенствования.

Важно отметить, что положительные результаты работы педагогического коллектива подтверждается результатами независимой экспертизой качества образования, проводимой в форме и по материалам ЕГЭ:

Учебный год

2002-2003

2003-2004

2004-2005

% усп.

% кач-ва

% усп.

%кач-ва

% усп.

% кач-ва

Математика

92,7

54

92,5

55,2

93,9

56,3

Русский язык

-

-

-

-

94

61

Благодаря квалифицированным педагогическим кадрам, достаточно высокому качеству обучения, которое удается обеспечить, школа завоевала значительный авторитет среди населения 16 микрорайона. Многие выпускники приводят сегодня в школу своих детей.

Повышение квалификации педагогов осуществляется через курсы ИРО, самообразование, учительские конференции профессиональные конкурсы, научную работу учителей.

Методической работой в школе руководит Методический совет, который определяет методическую тему школы, основные этапы работы над ней, планирует и организует повышение квалификации кадров, обмен опытом. Отработка методических тем школы способствует реализации педагогической политики школы.

Многие учителя школы используют в практике продуктивные педагогические технологии, 25% - вовлечены в опытно-экспериментальную и исследовательскую работу, что позволяет школе успешно решать задачи развития, обеспечить качество профильного обучения, формировать ключевые компетентности учащихся.

Методической службой создан банк педагогических идей, ведется работа с одаренными детьми. Результат этой работы – ежегодные выпуски медалистов (2002-2003 - 12, 2003-2004 - 6, 2004-2005 - 7), победители олимпиад (2002-2003 – 1, 2003-2004 – 1, 2004-2005 – 2).

Но последние данные говорят о том, что необходимо придать особый статус школьной олимпиаде, привлечь к участию в ней как можно большее количество учащихся, вести целенаправленную работу по раннему вовлечению одаренных детей с высокой мотивацией к познавательной деятельности, создать научное общество учащихся, вовлечь их в опытно-экспериментальную деятельность, осуществляемую педагогическим коллективом по регионализации образования.

С 2001-2002 учебного года школа является экспериментальной площадкой муниципального уровня. Задачи 1 и 2-го этапов полностью решены, промежуточные результаты эксперимента достигнуты, что подтверждается результатами участия школьников в конкурсах краеведческой направленности:

  • Городская историко – краеведческая конкурсная программа «Истоки». Конкурс рефератов. 2003, 2004 гг. – Диплом 2 степени, 2005 г.- Грамота за оригинальное выполнение домашнего задания

  • Городская интеллектуально – краеведческая игра «Своя игра» 2005 г. – 1 место

  • Областной историко – краеведческий конкурс «Россия – Родина моя» 2003 г.- 3 место

  • Областной конкурс «Экопроект» 2003 г. Благодарственное письмо комитета по экологии администрации Липецкой области.

  • Городской конкурс декоративно – прикладного творчества. «Аленький цветочек» 2004 г. Грамота за высокую технику исполнения.

  • Областной краеведческий конкурс рефератов 2003 г. 1 место за реферат «Петр Первый и Липецкий край. Диплом 2 степени и звание лауреата 4 Всероссийской олимпиады по школьному краеведению.

  • Областной конкурс научных работ по краеведению на премию Трунова. 2003 г. Реферат «Курорт – Липецкие Минеральные воды», премия Трунова.

Однако программа экспериментальной деятельности полностью не реализована, и перед администрацией и педколлективом школы стоят следующие задачи по совершенствованию системы краеведческого образования:

  • составление адаптированных программ с краеведческим модулем по всем предметам;

  • составление методических приложений ко всем адаптированным и авторским программам;

  • апробация разработанных и адаптированных программ и методических приложений к ним;

  • создание мультимедийных программ системы краеведческого образования;

  • разработка учебного плана с учетом того, чтобы краеведческое образование строилось как непрерывная система;

  • получение статуса опорного учреждения в системе образования г. Липецка. На решение этих задач должна быть направлена дальнейшая деятельность педагогического коллектива.

Проблемы воспитания всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы, Однако особую актуальность они приобрели в период социальных и экономических изменений, связанных со становлением рыночных социально-экономических отношений.

Нестабильность экономической жизни, неясность перспектив применения своих знаний, духовный кризис, разрушение культивировавшихся ранее идеалов и ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров, заданных обществом, — эти и другие факторы создали существенные проблемы в воспитательной деятельности педагогов. В такой ситуаций новая воспитательная парадигма требует от учителей максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Однако анализ жизнедеятельности школы показал, что необходимо изменить соотношение между воспитанием и обучением. В настоящее время не обеспечивается в полной мере единство учебного и воспитательного процессов. Обширная информация, которая предоставляется детям в ходе их обучения, отодвинула на задний план формирование у них нравственных начал. Это выражается в том, что в среде учащихся проявляются неуважительное, недоброжелательное отношение друг к другу, нежелание считаться с интересами окружающих. У некоторых из них слабо развита нравственная саморегуляция: отсутствует самокритичность, чувство долга и ответственность. Многие ребята имеют заниженную самооценку. Следовательно, в повседневной школьной жизни им необходимо прививать чувства взаимопонимания, сострадания и другие нравственные качества.

Особое внимание необходимо уделить патриотическому воспитанию. Сегодня его актуальность определяется тем, что наряду с заинтересованностью в познании проблем современного общества, учащиеся не испытыва­ют гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны. Хорошо известно, что гражданин Отечества начинается с гражданина школы. Гражданские качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление и могут самостоятельно решать проблемы школьной жизни, влиять на окружающую их социальную среду. Следовательно, задача педагогического коллектива — повысить требования к изучению и исполнению школьного законодательства, всемерно утверждать в сознании учащихся идеи гражданского патриотизма, гордости за свою школу, «малую» и «большую» Родину. В целях повышения роли ученического самоуправления необходимо разработать программу обучения школьников коллективно-организаторской деятельности.

Эффективность воспитательной деятельности в школе зависит от классных руководителей, их профессионального мастерства. Анализ их деятельности показывает, что многие классные руководители, серьезно анализируя результаты своей работы, ставят перед собой и своим классом актуальные и реально выполнимые задачи. Но при этом многие классные руководители не имеют стройной воспитательной системы класса. На решение указанных проблем направлена программа развития школы.

Анализ физического и психологического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся: чем старше возраст школьников, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера; тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания; тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойство и психологический дискомфорт. Тревогу вызывает и состояние здоровья обучающихся школы. В 2003/2004 учебном году в школе был проведен сравнительный анализ текущего состояния здоровья обучающихся 10-11 классов и состояния здоровья этих же школьников на момент поступления в первый класс. Результаты свидетельствуют о наличии проблемы, требующей незамедлительного решения: число детей с пониженным зрением увеличилось в 3 раза, с нарушением осанки - в 2 раза, со сколиозом - в 5 раз.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Липецкий областной совет депутатов 3 сессия iv созыва постановление от 19 декабря 2006 г n 84-пс

    Программа
    ... реализованы мероприятия городской Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Липецке на 2006 - 2009 годы. ... 16 общеобразовательных учреждений. Количество учащихся составляет 4053 чел. Средний показатель наполняемости школ составляет ...
  2. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 41»

    Программа
    ... решения о разработке программы: Окончание срока действия программы развития 2003 – 2006 гг. Создание условий ... учителями Заринской средней общеобразовательной школы «Взаимосвязь обучения и здоровьесбережения на уроках в начальной школе» 26 марта ...
  3. Программа комплексного социально-экономического развития городского округа город воронеж на 2010-2014 годы воронеж

    Программа
    ... 61 ... средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, 70 общеобразовательных школ ... программы «Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве городского округа г. Воронеж на 2006-2010 гг ... Именно ... например, в Липецке – 0,8, ...
  4. Учебники учебные пособия с грифами министерства образования и умо 2006-2011 гг

    Документ
    ... 2006-2011 гг ... Г 61 Гологорский ... 447. - Имен. указ.: ... УМЦ по образованию на ж.-д. трансп., 2010. - 359 с. ... П. Г. Грабовой. - Липецк : Информ, 2006. - 303 с. : ... средней общеобразовательной школы. Содержит теоретический материал, входящий в примерные программы ...
  5. Учебники учебные пособия с грифами министерства образования и умо 2006-2011 гг

    Учебники и учебные пособия
    ... 2006-2011 гг ... Г 61 Гологорский ... 447. - Имен. указ.: ... УМЦ по образованию на ж.-д. трансп., 2010. - 359 с. ... П. Г. Грабовой. - Липецк : Информ, 2006. - 303 с. : ... средней общеобразовательной школы. Содержит теоретический материал, входящий в примерные программы ...

Другие похожие документы..