Главная > Автореферат диссертации


На правах рукописи

КУЗНЕЦОВА АННА НИКОЛАЕВНА

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Ульяновск – 2007

Работа выполнена на кафедре педагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ульяновский государственный университет

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Калаков Николай Ильич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Кириллова Ольга Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент

Князевский Дмитрий Александрович

Ведущая организация: ГОУ ВПО Ульяновский государственный

педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Защита состоится 12 ноября 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.278.04 при Ульяновском государственном университете по адресу: ул. Набережная р. Свияги, 106, корп. 2, ауд. 33

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ульяновского государственного университета и на сайте http: // www. uni. ulsu. ru

Автореферат разослан « 11 » октября 2007 г.

Отзывы на автореферат просим высылать по адресу: 432000, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42, УлГУ, Управление научных исследований

Ученый секретарь

диссертационного совета О.И. Донина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена своеобразием современного этапа развития нашего государства, недостаточным вниманием взрослых к проблеме социального развития молодёжи, расслоением общества, противоречивостью социальных отношений, требующих глубокого переосмысления функций всех социальных институтов по отношению к детям и создания условий для их жизнедеятельности. Кардинальные социально-экономические перемены, происходящие в нашем обществе, непосредственно затрагивают всю систему образования: на смену прежнему тоталитаризму, автократии, жесткому единообразию пришли идеи гуманизации, свободы выбора содержания и форм учебной деятельности, личностно ориентированное обучение. В ряду новых явлений оте­чественной системы образова­ния, порожденных демокра­тическими реформами, одним из наиболее значимых с пол­ным основанием можно счи­тать дополнительное образо­вание детей. Сегодня допол­нительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая об­разовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Дополнительное образование как особый вид образования был выделен в 1992 году с принятием Закона «Об образовании», который создал правовые предпосылки для эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние. Дополнительное образова­ние детей – новое педагоги­ческое явление, своеобразный педагогический феномен, направленный на сохранение и культивиро­вание уникальности каждого ребенка в постоянно изменя­ющемся социуме, удовлетворение есте­ственной потребности разви­вающейся личности в позна­нии себя в окружающем мире, организацию активной творческой созидательной жизнедеятельности детей, создание и развитие про­странства детского благопо­лучия.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что системе дополнительного образования принадлежит особая роль в социализации детей и молодежи, так как именно она в наилучшей степени способствует созданию той самой атмосферы комфортности и уюта – «ситуации успеха», по Л.С. Выготскому, партнерских отношений между педагогом и обучающимся, которые, несомненно, способствуют гуманизации отношений, воспитанию и социальному становлению личности.

Проблема социализации и социального становления детей в образовательных учреждениях вызывает сегодня большой интерес ученых и практиков. И, несмотря на то, что социализация как междисциплинарное понятие широко употребляется как в теории, так и на практике, а у дополнительного образования имеется прочный фундамент и замечательные традиции внешкольного образования и воспитания, все-таки следует заметить, что наука о собственно дополнительном образовании – молодая область научного познания, перед которой во всей сложности стоят задачи выявления механизмов и реализации педагогических условий успешной социализации детей.

Социализация личности в учреждении дополнительного образования (УДО) – это диалектический процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путем узнавания, освоения, присвоения, обогащения и передачи опыта социального взаимодействия, необходимого для формирования готовности к социальным действиям, активной интеграции в социум и самореализации личности в обществе. Синтез сфер деятельности, общения и самопознания наиболее продуктивен в системе дополнительного образования детей, лучшим образом адаптированной к ребенку, его интересам, социальным запросам, темпу, уровню, объему восприятия и усвоения необходимых знаний, умений и навыков, способов мышления и деятельности. Кроме того, освоение новых источников образовательной информации, собственный опыт творческой деятельности, общение с компетентными людьми, межличностное общение учащихся, основанное на интересах в одном и том же виде деятельности в УДО, позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний.

Общение – одна из важнейших сфер жизнедеятельности лично­сти. В процессе взаимодействия у людей возникают и формируют­ся межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувст­вами, переживаниями. Общение является органической потребностью человека, который может мыслить только при условии общения с внешним миром. Новые социально-экономические отношения изменяют личностные и общественные ценности, что, естественно, влияет на формирование и развитие межличностных отношений и форм социального взаимодействия. Общепринято, что общение как уни­версальная реальность, в которой человек существует в течение всей жизни, в силу своей социально-психологиче­ской природы, является «трудной деятельностью». Опыт общения обусловлен знаниями, умениями, чувственным и социальным опытом в сфере межличностного взаимодействия. В нем реально и потенциально содержатся элементы, затрудняющие оптималь­ный уровень деятельности. Особенности экспрессии и речи, социально-перцептивной сферы личности, системы ее отноше­ний, форм обращений, уровень развития навыков взаимодей­ствия и условия общения превращают любой акт общения в сложную за­дачу и многоаспектную деятельность.

Сфера общения в учреждении дополнительного образования выступает как система внутренних ресурсов личности, необходимых для построения эффективной коммуникации и социального взаимодействия. Включение детей не только в группу сверстников (как в школе), но и в разновозрастный коллектив, где взаимодействуют люди с разными характерами, привычками, жизненным опытом и ценностями, расширяет рамки развивающего общения, поэтому дети, занимающиеся в объединениях УДО, имеют большие возможности для формирования коммуникативной компетентности, выступающей важным механизмом социализации личности, чем обычные школьники.

Проблема социализации личности относится к числу традиционных и наиболее значимых в педагогике. Фундаментальных, монографических исследований по этому вопросу крайне мало. Исторический аспект проблемы освещается, как правило, в концептуальных разработках учёных как иллюстрация исторической преемственности научно-практических идей. На Западе эта проблема изучается более длительный период, чем в России. Ею в разное время и с разными результатами занимались Дж. Х. Аллантайн, О.Г. Брим, У. Бронфен-Бреннер, Ф.Г. Гиддинг, Р. Гоулд, Э. Дюркгейм, Л. Колберг, Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид, М. Мид, Э. Мак Нейл, Дж.У. Огбю, Т. Парсонс, Ж. Пиаже, И. Таллмен, Г. Тард, У.И. Томас, Р.Дж. Хэвитхерст, Э. Эриксон и другие.

Основоположником теории социализации в России является видный учёный-педагог П.Ф. Каптерев. Труды русских религиозных философов Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, В.В. Розанова, С.Л. Франка посвящены роли воспитания в процессе социализации личности. В сфере образования процессами социализации личности занимались П.П. Блонский, А.К. Гастев, А.В. Евстигнеев-Беляков, Н.Н. Иорданский, Н.К. Крупская, М.В. Крупенина, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, Н.И. Попов, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и др.

Яркими представителями отечественной междисциплинарной научной школы социализации являются Л.П. Буева, Б.З. Вульфов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, М.И. Рожков и др. О том, что эта школа авторитетна, а её исследования эффективны, говорит включение понятия и процесса социализации в новую «Концепцию воспитания учащейся молодёжи», разработанную в начале 90-х годов двадцатого столетия (А.А. Бодалев, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Л.И. Новикова и др.).

Теоретико-методологическими аспектами дополнительного образования занимались И.В. Бестужев-Лада, П.П. Блонский, А.А. Бодалев, В.А. Горский, Д.Н. Грибов, О.И. Донина, Е.Б. Евладова, В.А. Караковский, М.Б. Коваль, А.В. Кузнецов, В.А. Карнаухов, Л.Г. Логинова, Л. Ляшко, М.И. Рожков, Е.В. Серединцева, Д. Татьянченко, И.И. Фришман и др.

Основные принципы и подходы западной социальной психологии к изучению межличностного общения закладываются уже в работах Альмана, Д. Морено, Э. Мэйо, Мак-Грата, 3. Фрейда и многих других психологов и социологов, получивших всемирную известность. Изучение проблемы соотношения личности и общения в отечественной психологии также имеет довольно богатую традицию (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.В. Батаршев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, Е.И. Рогов, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сильверстов, В.М. Соковнин, М.И. Станкин, Д.Б. Эльконин и др.).

Личностный аспект проблемы общения изучали К.А. Абульханова-Славская, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев и др. Структуре межличностного общения посвятили свои труды Г.А. Атаманчук, Ф. Бурнард, В.В. Горшкова, В.Н. Куницина, И.В. Казарнова, В.И. Паниотто, В.М. Почольша и др. Проблемами межсубъектных отношений и общения в совместной деятельности занимались Г.М. Андреева, М.Ю. Арутюнян, М.С. Каган, Е.Ф. Клименко, Я.Л. Коломинский, Е.С. Кузьмина, Ю.А. Макаров, С.А. Тарновский, С.А. Цветков, Е.В. Цуканова, И.М. Юсупов, Я. Яноушек и др. Вопросы психологии профессионального общения и культуры педагогического общения нашли отражения в трудах Т.Ю. Андрущенко, Н.А. Березовина, В.С. Грехнева, А.Б. Добрович, В.А. Кан-Калика, Г.А. Ковалева, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, Г.И. Михалевской, Ю.П. Тимофеева, Н.И. Фурмановской и др.

Проблемы делового общения рассматриваются в работах В.И. Андреева, Т.Н. Астафуровой, О.А. Баевой, П.В. Веселова, Л.В. Власовой, С.Л. Жуковой, В.Г. Зазыкина, Ф.А. Кузина, И.А. Мальхановой, В.К. Сементовской и др. Развитию речевого общения посвятили свои труды С.В. Баранова, А.Н. Васильева, О.Я. Гойхман, И.А. Зачесова, Н.К. Иванкина, О.М. Казарцева, Т.А. Ладыженская, Н.Д. Павлова, Н.А. Песняев, В.А. Синицын, И.А. Стернин и др. Вопросами эффективной коммуникации и компетентности в общении занимались Д. Адаир, А.А. Бодалев, А.Е. Войскунский, У. Гордон, Е.В. Заика, Ю.М. Жуков, А.Н. Ивашова, Л. Лаундес, К.М. Левитан, В.П. Наумов, И.Н. Озерова, Л.А. Петровская, П.В. Растянников и др. Искусству получения невербальной информации посвятили свои работы К. Айслер-Мертц, Б.Н. Лозовский, Б.Д. Парыгин, А. Пиз, М.Р. Савова, С.С. Степанов и др. Разработкой тренингов компетентности в общении занимались А.В. Батаршев, В.В. Бетгер, А. Грецов, Д.У. Джонсон, А.Н. Лутошкин, Ю.А. Макаров, Г.И. Марасанов, Н.А. Морева, Б.Д. Парыгин, А.С. Прутченков и др.

В приведенных работах много ценного, полезного. Однако научные знания в них нуждаются в систематизации, структурировании, адаптации к практике учреждения дополнительного образования. Исходя из того, что жизнь не стоит на месте, новая эпоха ставит перед людьми новые задачи, формирует новые взгляды, ценности, идеалы, изменяются формы общения между людьми. Эти изменения обусловливают новые факторы и механизмы, влияющие на формирование и развитие межличностных и групповых отношений в образовании. В связи с малочисленностью выполненных исследований в сфере дополнительного образования на сегодняшний день еще трудно определенно выделить научные школы и направления в разработке проблем общения и активного социального взаимодействия в УДО.

Анализ литературы, практики общения в процессе активного социального взаимодействия детей и подростков в УДО, проведенный в ходе исследования, позволил выявить следующие нерешенные проблемы: до настоящего времени педагогической наукой не осмысленно то новое, что вносит дополнительное образование в процесс социализации личности, что из этого нового действует объективно, а что только в определённых условиях; недостаточную теоретическую и методологическую разработанность многих аспектов гуманизации межличностного взаимодействия в условиях детского объединения по интересам; низкий уровень подготовленности педагогов дополнительного образования к организации конструктивного межличностного общения, контрольно-диагностической деятельности по оцениванию его эффективности; фрагментарность и бессистемность процесса формирования коммуникативной компетентности как механизма социализации личности в системе дополнительного образования и др.

Ситуация осложняется наличием нерешенных противоречий: между требованиями, которые предъявляет современная социальная ситуация к растущему человеку, и неспособностью образовательных учреждений к реализации в полной мере своих социальных функций; между потребностью детей в объединении, обусловленной единством интересов к определенному виду деятельности, и отсутствием способов реализации этой потребности в системе отношений общеобразовательной школы; между сложностью процесса общения в силу его социально-психологиче­ской природы и недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в сфере общения, который объясняется тем, что они не имеют психологического, а иногда и педагогического образования, руководя детскими объединениями различных видов и направлений деятельности (научно-технической, спортивно-технической, художественной, музыкальной, экологической и др.); между необходимостью освоения детьми и подростками конструктивных способов общения в ходе совместной деятельности, и отсутствием знаний в области межличностной и социальной перцепции, умений и навыков передачи и освоения вербальной и невербальной информации; между широкими возможностями развития сферы общения как механизма социализации личности и их крайне неэффективным использованием из-за отсутствия психолого-педагогического сопровождения и методических рекомендаций по формированию коммуникативной компетентности детей и подростков в УДО; между имеющимся практическим опытом делового общения в совместной деятельности и его недостаточной системностью и целостностью как компонента образовательного процесса в УДО; между необходимостью осуществления качественного мониторинга коммуникативного процесса в УДО и отсутствием его критериального аппарата.

С учетом обозначенных проблем и противоречий сделан выбор темы исследования «Формирование коммуникативной компетентности как механизм социализации личности в учреждении дополнительного образования детей», определена его научная проблема: Каковы теоретико-методологические основы, специфика, психолого-педагогическое сопровождение, основные направления и педагогические условия эффективности процесса формирования коммуникативной компетентности детей и подростков в учреждения дополнительного образования? Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования: процесс социализации личности в учреждении дополнительного образования детей.

Предмет исследования: формирование коммуникативной компетентности как механизм социализации личности в УДО.

Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности как механизм социализации личности в учреждении дополнительного образования будет эффективнее, если: на основе изучения проблемы общения как одной из основных сфер социального становления личности в теории и практике дополнительного образования будет выявлена сущностно-содержательная характеристика и специфика коммуникативной стороны общения, определены основные методы и подходы к решению проблем активного социального взаимодействия в УДО; разработана системная модель формирования коммуникативной компетентности личности, обеспечено психолого-педагогическое сопровождение ее реализации; определена критериальная характеристика и обоснованы педагогические условия эффективной коммуникации детей и подростков, успешного овладения ими различными социальными ролями.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

- на основе историко-педагогического анализа проблемы социализации в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике дать теоретическое обоснование общения как одной из основных сфер социального становления личности в учреждении дополнительного образования;

- выявить основные функции и специфику коммуникативной стороны общения в учреждении дополнительного образования детей;

- разработать системную модель формирования коммуникативной компетентности как механизма социализации личности в учреждении дополнительного образования;

- в рамках второго блока «Психологическая и познавательная культура личности» базисного учебного плана УДО разработать и внедрить в практику образовательного процесса Программу формирования коммуникативной компетентности личности в учреждении дополнительного образования и спецкурс «Тренинг общения для подростков», реализация которых будет способствовать активному социальному взаимодействию детей и взрослых;

- разработать критериальную характеристику, дать опытно-экспериментальное обоснование методики исследования эффективности процесса формирования коммуникативной компетентности в УДО и разработать научно-методические рекомендации по его совершенствованию.

Методологическую основу исследования составили: Концепция дополнительного образования детей; теория гуманизации и личностной ориентации образования (Е.В. Бондаревская, Л.Г. Вяткин, А.Х. Маслоу, К.Х. Роджерс, В.В. Сериков, Л.Д. Соломенко, В.А. Сухомлинский, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.); теория социализации личности (Л.П. Буева, Б.З. Вульфов, П.Ф. Каптерев, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, М.И. Рожков и др.); теория деятельности и развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); теория компетентностного образования (М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев, Л.А. Петровская, Г.Г. Скоробогатова, А.В. Хуторской и др.); теория поэтапного усвоения умственных и практических действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.); теория управления педагогическими процессами (Ю.К. Бабанский, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, С.Н. Митин, А.А. Орлов, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.); концепция профессионально-личностного развития (Н.Ш. Валеева, Б.С. Гершунский, А.А. Деркач, Н.И. Калаков, Н.Б. Шмелева и др.); концепция взаимодействия образовательного учреждения и среды (М.В. Крупенина, В.Н. Шульгин); идеи, связанные с обеспечением целостности, непрерывности, многоступенчатости и дополнительности образования (С.Г. Вершловский, Б.С. Гершунский, О.И. Донина, Н.В. Кузьмина и др.), его обусловленности социальными и психологическими факторами (М.Р. Гинсбург, О.В. Кириллова, В.М. Минияров, Н.С. Морова, Ю.В. Синягин, Н.В. Синягина); идеи технологического подхода к проектированию, организации и совершенствованию образовательного процесса (В.П. Беспалько, В.М. Монахов, И.П. Подласый, Г.К. Селевко, и др.); психология речевого (С.В. Баранова, А.Н. Васильева, О.Я. Гойхман, И.А. Зачесова, Н.К. Иванкина, О.М. Казарцева, Т.А. Ладыженская, Н.Д. Павлова, Н.А. Песняев, В.А. Синицын, И.А. Стернин), делового (В.И. Андреев, Т.Н. Астафурова, О.А. Баева, П.В. Веселов, Л.В. Власова, С.Л. Жукова, В.Г. Зазыкин, Ф.А. Кузин, И.А. Мальханова, В.К. Сементовская) и профессионального общения (Т.Ю. Андрущенко, Н.А. Березовин, В.С. Грехнев, В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, Г.И. Михалевская, Ю.П. Тимофеев, Н.И. Фурмановская и др.); культурологический подход, обеспечивающий культуру педагогического общения (В.С. Грехнев, Н.И. Формановская, И.В. Юстус и др.).

В своей исследовательской деятельности мы также опирались на фундаментальные положения диалектики и теории познания, объективные законы развития педагогического знания и принципы познания: диалектического единства логического и исторического, общего и особенного в педагогических исследованиях, взаимосвязи теории и практики в процессе научного познания, целостности и взаимосвязи педагогических процессов.

Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: научный анализ философской, социально-педагогической и психологической литературы, методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, моделирование, проектирование) и изучения программно-методической продукции, нормативно-правовых актов; изучение и обобщение опыта деятельности учреждений дополнительного образования детей; диагностические методы (тестирование, рейтинговая оценка, обобщение независимых характеристик, экспертные оценки, самооценки); опросные методы (анкетирование, интервьюирование, беседа); обсервационные методы (прямое, косвенное и включенное наблюдение); праксиметрические методы (констатирующий и формирующий эксперимент); методы статистической обработки данных, кластерный анализ. В процессе исследовательской работы использовались общенаучные методы: сравнение, аналогия, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, систематизация и индукция.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей Центр детского творчества №2 Засвияжского района (МОУ ДОД ЦДТ №2) и Центр развития творчества детей и юношества им. А. Матросова Ленинского района (МОУ ДО ЦРТДиЮ им. А. Матросова) г. Ульяновска.

Исследование проводилось с 2004 по 2007 г.г. в несколько этапов.

Первый этап – 2004-2005 уч. г. Изучение и анализ государственных и муниципальных программ, нормативных актов и документов, относящихся к системе дополнительного образования детей. Изучение сущностной характеристики общения как одной из основных сфер социального становления личности в УДО в контексте историко-педагогического анализа проблемы социализации в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике. Выявление специфики коммуникативной стороны общения в учреждении дополнительного образования детей. На этом этапе выявлялись противоречия и нерешенные задачи, определялись подходы, исходные принципы и основные направления исследовательского поиска, формулировалась его общая гипотеза.

Второй этап – 2005-2006 уч. г. Формирование общей концепции исследования и его научного аппарата. Разработка в рамках Программы формирования коммуникативной компетентности личности в учреждении дополнительного образования спецкурса «Тренинг общения для подростков в УДО» и его психолого-педагогического сопровождения. На этом этапе структурировались научные знания в данном направлении, велась плановая методическая подготовка педагогов дополнительного образования, проводились семинары и практикумы по проблеме исследования, осуществлялась констатирующая часть (первичная диагностика) эксперимента. Реализация системной модели процесса формирования коммуникативной компетентности как механизма социализации личности в учреждении дополнительного образования. Создание критериального аппарата эффективности процесса общения, показателей и уровней динамики сформированности его интегрального критерия – коммуникативной компетентности личности, необходимых для осуществления качественного мониторинга коммуникативного процесса в УДО.

Третий этап – 2006-2007 уч. г. Опытно-экспериментальное обоснование организации процесса формирования коммуникативной компетентности личности в учреждении дополнительного образования детей, выявление психолого-педагогических условий его эффективности. Диагностика на заключительном этапе эксперимента, анализ и обработка результатов мониторинга и полученных эмпирических данных. Оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации. Издание монографии, учебно-методического пособия, статьи из перечня ВАК, отражающих основные научные результаты диссертационного исследования.

Научная новизна диссертационного исследования выражается в том, что в нём:

- на основе историко-педагогического анализа проблемы общения как одной из важнейших сфер социального становления личности выявлены основные функции и специфика коммуникативной стороны общения в учреждении дополнительного образования детей;

- выявлены и обозначены основные противоречия: между сложностью научных знаний в области психологии общения, межличностной и социальной перцепции, освоения вербальной и невербальной информации и необходимостью их адаптации к использованию в условиях учреждения дополнительного образования; между широкими возможностями формирования коммуникативной компетентности как механизма социализации личности в УДО и их крайне неэффективным использованием из-за недостаточного уровня подготовки педагогов дополнительного образования к организации процесса конструктивного общения, отсутствия его психолого-педагогического сопровождения и методических рекомендаций по его совершенствованию; между фрагментарностью практического опыта активного социального взаимодействия и делового общения в УДО и необходимостью комплексного подхода, обобщающего и систематизирующего имеющийся теоретический и практический потенциал; между необходимостью осуществления качественного мониторинга коммуникативного процесса в УДО и отсутствием его критериального аппарата;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений (49)

    Бюллетень
    ... хранения: Х 621 74.20 К 89 Кузнецова Анна Николаевна. Формирование коммуникативной компетентности как механизм социализации личности в учреждении дополнительного образования детей : автореф. дис. на соиск. учен ...
  2. Бюллетень новых поступлений вып 53

    Бюллетень
    ... хранения: Х 621 74.20 К 89 Кузнецова Анна Николаевна. Формирование коммуникативной компетентности как механизм социализации личности в учреждении дополнительного образования детей : автореф. дис. на соиск. учен ...
  3. «Бокситогорский центр дополнительного образования детей»

    Основная образовательная программа
    ... ). Педагогический процесс в учреждении дополнительного образования рассматривается как совокупность познавательной, развивающей и коммуникативной деятельности детей, в основе которой лежит ...
  4. Образования детей « центр информационных технологий» «обсуждено» «утверждено»

    Основная образовательная программа
    ... , в учреждении также применяется следующий мониторинг предметного результата как наиболее соответствующий целям и задачам дополнительного образования детей ...
  5. Бюллетень новых поступлений (148)

    Бюллетень
    ... Анна ... механизма ... формирования ... коммуникативный ... как ... Кузнецова; Под ред.Л.Л.Кругликова, Н.Ф.Кузнецовой ... социализации личности в учреждении дополнительного образования детей ... Николаевна. Содержание образования ... Рефлексивное развитие компетентности в совместном ...

Другие похожие документы..