Главная > Документ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра философии гуманитарных факультетов

А.С. Костомаров

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Утверждено редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия

Самара

Издательство «Самарский университет»

2009

УДК 10 (09)

ББК 87.3

К 72

Рецензент канд. филос. наук, доц. В.Л. Афанасьевский

Костомаров, А. С.

К 72 История философии : учебное пособие / А. С. Костомаров. – Самара : Изд-во «Самарский университет», 2009. – 84 с.

Данное учебное пособие нацелено на организацию самостоятельной работы студентов гуманитарных специальностей по курсу истории философии. Важной особенностью пособия является изучение истории философии через самостоятельное обращение к ее основным проблемам. Каждая тема содержит важный теоретический принцип, который помогает студентам сосредоточить внимание на основных аспектах изучаемой темы, а также, используя полученные знания, обратиться к современной социальной действительности и занять по отношению к ней рефлексивную позицию. Представленный в данном пособии подход в изучении истории философии позволяет сформировать навыки самостоятельной работы с научным материалом: студент учится ставить проблемы, работать с критической литературой. Подобный подход способствует не только формированию научного, критического разума, но и позволяет представить философию как неотъемлемую составляющую своего духовного опыта, своей жизни.

Предназначено для студентов гуманитарных специальностей

УДК 10 (09)

ББК 87.3

Работа опубликована в рамках Президентского гранта

поддержки научных школ (грант НШ – 1451.2008.6)

© Костомаров А.С., 2009

© Самарский государственный

университет, 2009

© Оформление. Издательство

«Самарский университет», 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Вступительное слово……………………………………………………

4

История философии…………………………………………………….

5

Тема 1. Проблема типологизации историко-философского процесса

5

Тема 2. Античная философия и ее основные проблемы. Раннегреческая философия………………………………………………..

5

Тема 3. Философия Платона и Аристотеля……………………………..

7

Тема 4. Философия средних веков………………………………………

8

Тема 5. Новоевропейская философия XVII века. Философия эмпиризма…

9

Тема 6. Философия рационализма……………………………………….

10

Тема 7. Классическая немецкая философия…………………………….

12

Тема 8. Философия К.Маркса……………………………………………

13

Тема 9. Философия жизни……………………………………………….

15

Тема 10. Философия экзистенциализма………………………………..

17

Семинарские занятия………………………………………………….

19

Приложение. Хрестоматия по курсу истории философии…………

33

Фрагмент «О природе» Парменида……………………………………..

33

Фрагмент «Государство» Платона………………………………………

36

Фрагмент диалога «Федон» Платона……………………………………

41

Фрагмент диалога «Филеб» Платона……………………………………

41

Фрагмент «Метафизика» Аристотеля…………………………………..

44

Фрагмент «Исповедь» А. Августина……………………………………

49

Фрагмент «Этика» Б. Спинозы………………………………………….

51

Фрагмент «Критика чистого разума» И. Канта………………………..

55

«Тезисы о Фейербахе» К. Маркса……………………………………….

58

Фрагмент «Злая мудрость» Ф. Ницше…………………………………

61

Фрагмент «Сумерки идолов или как философствуют молотом» Ф. Ницше

62

Фрагмент «Бытие и время» М. Хайдеггера………………………….

66

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

После рассмотрения вводного курса философии, где раскрывалась актуальность философии в пределах как культуры, так и экзистенциального опыта человека, Вам предстоит встреча с новым разделом – Историей философии. Конечно, данный раздел не стремится охватить всей полноты развития философской мысли. Вы должны ознакомиться с основными этапами и концепциями в истории европейской философии. Вас ждет встреча с авторами, которые усилиями своей мысли формировали новое видение мира и новое представление о человеке. Понять, что есть философия, уловить логику ее движения можно, лишь обратившись к историко-философскому процессу. Его реконструкция позволяет не только изучить основные направления философии, ее школы и этапы формирования, но также выявить те первичные значения и смыслы, те предельные основания, которые определяли человеческое существование и задавали направление развитию культуры в целом. Таким образом, изучение истории философии дает человеку возможность обнаружить свои культурные истоки, увидеть себя в череде поколений и эпох, занять рефлексивную позицию по отношению к своему присутствию в мире, и, наконец, научиться открывать мир как свой собственный дом.

Изучение истории философии предполагает несколько принципиально важных моментов. Во-первых, обращаясь к той или иной философской школе, постарайтесь не только понять ее логику, но и выявить преемственность по отношению к той философской традиции, из которой она происходит, и вместе с тем – что очень важно – разобраться, как то или иное философское направление позволяет ответить на вызов современности. Во-вторых, нужно всегда иметь в виду, что специфику того или иного философского направления, того или иного автора, можно определить, только обращаясь к первоисточнику. Ведь именно первоисточник позволяет соприкоснуться с мыслью автора, вступить с ним в диалог и перейти к собственной практике мысли.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 1. Проблема типологизации

историко-философского процесса

Ведущая идея. История философии как обсуждение ее главной проблемы: вопрос о бытии и смысле бытия.

Важно знать. Обратите внимание на существование различных подходов к интерпретации развития философии. История философии как система и как комплекс уникальных мыслительных концептов (Ж. Делез
и Ф. Гваттари); история философии по Энгельсу: обозначьте ее основной вопрос и охарактеризуйте ее основные направления (материализм и идеализм); история философии как диалог (концепция М.К. Мамардашивли):
в чем смысл утверждения Мамардашвили, что тот или иной философ является моим непосредственным собеседником и современником? Парадигмальный подход В.А. Конева: основные парадигмы философского мышления: on he on, cogito, existence.

Вопросы для самоконтроля

1. Как соотносятся между собой философия и история философии? Какие основные концепции их соотношения Вам известны?

2. К какой группе дисциплин следует отнести историю философии: исторических или философских? Обоснуйте свою позицию.

3. В чем Вы видите актуальность обращения к истории философии в современных социо-культурных условиях (экзистенциальный и научный смысл)?

Тема 2. Античная философия и ее основные проблемы.

Раннегреческая философия

Ведущая идея. Основная проблема античной философии – проблема бытия. Бытие понимается как смысловое основание существования всякого сущего, в том числе и человека, и условие понимания сущего как сущего. Поэтому обратите внимание на то, что в античной культуре складывается определенная традиция, согласно которой человеческий мир онтологически не самостоятелен, свое основание он получает в другом мире – в мире истинного бытия, который задает человеку определенный способ мысли и способ действования.

Важно знать. Впервые проблема бытия возникает в античной философии, которая видит бытие как смысловой предел, как начало, позволяющее быть всему, что есть. И неслучайно, поэтому проблема бытия начинает рассматриваться в контексте первоначала, которое обсуждают представители милетской школы. Первоначало – это то, что порождает все и присутствует во всем. Постарайтесь здесь ответить на вопрос, в чем смысл обращения человека к бытию? Бытие как специфический предмет рассмотрения философии было впервые осмыслено Парменидом как неизменное и постоянное начало сущего, как то, что, если воспользоваться словами Хайдеггера, «держит на себе сущее». Обратите внимание на два тезиса Парменида: «Бытие есть, небытия нет» и «Бытие и мысль тождественны». Какие следствия для философии и науки вытекают из этих тезисов Парменида? Важно, что бытие здесь держится усилием человеческой мысли, открывается человеку в опыте понимания. Как Вы думаете, почему именно мысль открывает человеку область бытия?

Далее полезно будет сопоставить онтологическую концепцию Парменида с пониманием бытия у Гераклита. Если основатель западной онтологии (Парменид) мыслит бытие как неизменное, тождественное, умопостигаемое начало, то эфесский мыслитель (Гераклит) представляет его как подвижное, противоречивое, находящееся в вечном становлении начало мира.

Новый ракурс в античной мысли открывает Сократ, обращаясь к проблеме познания. Всякая мысль есть мысль о Едином, о бытии. Обратите внимание на два узловых момента. Во-первых, познание есть личностный акт (здесь постарайтесь понять, в чем заключается принцип майевтики, о котором говорит Сократ). Во-вторых – познание связано не только с тем, что Я постигаю ту или вещь, но с тем, что одновременно Я постигаю и самого себя в качестве мыслящего Я, т.е. познание всегда оборачивается самопознанием. Подумайте, в чем смысл парадоксального высказывания Сократа: «Я знаю, что Я ничего не знаю».

Вопросы для самоконтроля

1. Какова специфика ранней греческой философии? В чем смысл обращения к проблеме бытия? Какие вопросы пытались решить первые философы, обсуждая данную проблему?

2. Объясните, почему бытие и мышление тождественны у Парменида, почему быть и мыслить – это одно и тоже?

3. Какие новые проблемы открывает школа софистов в философии. Почему Сократ считает, что всякий опыт познания есть опыт самопознания. Как связано знание и сознание у Сократа ?

Тема 3. Философия Платона и Аристотеля

Ведущая идея. Бытие как объективное идеальное начало. Бытие как мир идей. Понимание бытия как смыслопридающего основания сущего. Понимание человеческого бытия как движения к Единству, к обретению своего идеального смыслового начала.

Важно знать. В философии Платона берет свое начало объективный идеализм. Платон говорит о бытии как об идеальном объективном мире – мире идей. Идея, идеальное начало есть онтологическое основание всякой вещи, ее эталон, образец. Благо как верховная идея, как то, к чему стремится все сущее. Подумайте, как соотносимы между собой идея и вещь? Как можно обозначить отношение идеи и вещи? Обратившись к диалогам «Федон» и «Федр», постарайтесь ответить на вопрос, как человек постигает мир идей и каково в этом плане соотношение души и тела. Душа как местопребывание идей. Почему Платон утверждает: чтобы познать, необходимо вспомнить? Как вещь берет свое начало в идее, так и социальный порядок имеет свое основание в истинном, идеальном бытии. Поэтому определите, к чему стремится идеальное государство Платона? Как связано учение о душе с социальной структурой государства?

Философия Аристотеля. Критика платонизма Аристотелем. Если Платон разделил идею и саму вещь, то как решает эту проблему его ученик Аристотель? Обратите внимание на то, что для Аристотеля есть только один мир – мир реальных вещей. Но всякая вещь имеет причины своего существования. Какие причины выделяет античный философ? Среди четырех причин Аристотель особо рассматривает материальную и формальную причины. Постарайтесь выяснить, как он понимает форму и материю, какими чертами они наделены, какова их роль в организации бытия вещи. В заключении рассмотрите значение перводвигателя для онтологии Аристотеля.

Вопросы для самоконтроля

1. Как соотносятся «идея» и «вещь» в философии Платона? Чем является идея по отношению к вещи?

2. Какую философскую проблему решает Платон при помощи своего учения об идеях?

3. Какие новые категории привносит Аристотель в античную философию, рассматривая проблему бытия?

4. Как соотносятся материя и форма в философии Аристотеля?

Тема 4. Философия средних веков

Ведущая идея. Бытие как Бог. Бог, Абсолют как бытийственное основание человеческого мира. Средневековая философия исходит из принципа, что человеческое бытие выстраивается в отношении к трансцендентному, к Абсолюту как миру истинному и подлинному.

Важно знать. Рассмотрение данной темы необходимо начать с определения главных особенностей средневековой философии. Дайте определения следующим принципам средневековой мысли: теоцентризм, креационизм, провиденциализм (для этого обратитесь к философскому словарю или словарю иностранных слов). При обсуждении ключевых вопросов средневековой философии, обратите внимание на то, как развивается онтологическая парадигма. Свои основания средневековая онтология обнаруживает в платонизме и неоплатонизме, поэтому, возвращаясь к предыдущему материалу, вспомните, как понимают бытие Платон и неоплатоники: бытие как Единое, бытие как объективное идеальное начало. Какова между ними связь? Что нового привносит средневековая мысль в понимание бытия?

Философия Аврелия Августина как оформление христианской философской традиции. Августин формулирует средневековую онтологию, обнаруживая в божественном существовании полноту бытия, Бог – высшее, абсолютное бытие, вечное бытие. В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает самостоятельностью, ибо существует благодаря не себе, а другому. Отсюда приходит непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в мире. Божественное бытие открывается человеку в опыте веры, в опыте человеческой души. Обращаясь к «Исповеди» Августина, выделите и охарактеризуйте те основные ипостаси, в которых Августин представляет человеческое бытие. Что есть в этом отношении воля, память и разум для Августина?

Завершая рассмотрение средневековой философии, обратитесь к спору номиналистов и реалистов. Определите философскую позицию каждого направления. Как Вы думаете, существуют ли некие общие, универсальные предметы (понятия) или они – только конструкции, созданные нашим разумом, и в действительности существуют только единичные объекты? Аргументируйте свою позицию.

Философия Фомы Аквинского. Сформулируйте доказательства существования Бога, которые приводит философ.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается различие средневековой философии и философии античной? Какие новые проблемы возникают в средневековой философии? С чем связано их возникновение?

2. Почему схоластика обращается к философскому наследию Аристотеля? С чем это связано?

3. В чем смысл «спора об универсалиях» в средневековой философии?

Тема 5. Новоевропейская философия XVII века.

Философия эмпиризма

Ведущая идея. Центральной проблемой новоевропейской философии является проблема обоснования знания. Научное знание рассматривается как результат эмпирического опыта. Для философии эмпиризма характерно рассмотрение чувственного опыта как основания мыслей и действий человека. Поиск методов научного познания, индукция как основной метод познания.

Важно знать. Исторические реалии и культурные процессы, подготовившие возникновение новой парадигмы философского мышления. Становление гносеологической парадигмы философского мышления, философия и наука: научное знание как способ достижения истины. Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона, проект великого восстановления наук и его значение для современного научного знания: знание как сила и власть (научное знание как инструмент покорения сущего – Хайдеггер). На основе данных принципов определите цели и задачи науки. Критическая программа Бэкона, учение об идолах, индукция как метод эмпирического познания.

Философские достижения и проблемы эмпиризма в философии Т. Гоббса и Д. Локка. Как эти авторы определяют статус разума и чувственного опыта? Почему в философии Гоббса эмпиризм получает наименование «сенсуализм»? В чем заключаются сильные и слабые стороны эмпиризма в толковании знания и познания. Почему традиция эмпиризма и сенсуализма приводит к субъективному идеализму (Дж. Беркли) и скептицизму (Д. Юм)?

Вопросы для самоконтроля

1. Почему в новоевропейской культуре возникает потребность в поиске правильного, адекватного метода познания природы? О чем свидетельствует этот поиск?

2. В чем заключается философское значение учения Бэкона об «идолах разума»? Каков философский статус «идолов» в системе гносеологии?

Тема 6. Философия рационализма

Ведущая идея. Знание в рационалистической традиции рассматривается как результат деятельности человеческого разума. Принцип сogito (теоретический разум) как фундамент научной рациональности. Мысль, усилие мысли, представляется в рационализме онтологическим основанием существования человека как мыслящего и осознающего себя субъекта.

Важно знать. Место методического сомнения в онтологии Декарта. Почему акт сомнения, акт мысли становится основанием существования субъекта: cogito ergo sum? В ходе рассмотрения данной проблемы обратите внимание на то, что в онтологии Декарта Я открывается как мыслящее и осознающее себя – Я знает, опознает себя в опыте мысли – «res cogitans» (мыслящая вещь). Для онтологии Декарта характерен своеобразный дуализм, связанный с тем, что философ выделяет два типа субстанции – «res cogitans» (субстанция мыслящая) и «res extensa» (субстанция протяженная).

Понятие онтологического дуализма. Обращаясь к тексту Декарта «Первоначала философии», отметьте те фрагменты, где автор дает определение субстанциям.

Рассмотрев онтологию Декарта, целесообразно обратиться к его гносеологии. Здесь важно отметить роль Бога в процессе познания. Почему Декарт утверждает, что Бог не может нас обманывать, почему Бог, абсолютное бытие, есть условие познаваемости мира? Попытайтесь объяснить смысл данного утверждения. Обратившись к «Рассуждению о методе», обозначьте, как автор формулирует правила для руководства ума. Обратите внимание на сущность дедукции как метода рационального познания. Определите роль и место врожденных идей в процессе познания. Почему для того, чтобы познавать, необходимо уже иметь некое знание?

Традиция рационализма после Декарта связана, в первую очередь,
с именами Спинозы и Лейбница. Философия Спинозы. Онтология: бытие как абсолютная единая субстанция, бытие как Бог. В чем заключается принцип онтологического монизма? Пантеизм Спинозы. В чем различие позиций пантеизма и креационизма? Модусы и атрибуты субстанции, протяженность и мышление как два основных атрибута субстанции.

Философия Лейбница. Онтологический плюрализм: бытие как субстанция, понятие монады. Постарайтесь понять, почему, осмысляя мир, философ обращается к идее плюральности, множественности бытия. Монада как умопостигаемое, духовное начало, типы монад. Бог как абсолютная монада. Подумайте, в чем заключается сходство понимания бытия
у двух крупных представителей европейского рационализма – Декарта
и Лейбница? Концепция онтологического оптимизма. Почему человеческий мир есть наилучший из возможных миров? Сравнивая линию рационализма и линию эмпиризма, обратите внимание на то, в чем сильные стороны рационализма и в чем его слабости.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой «методическое сомнение» Декарта? Почему именно сомнение становится у Декарта исходным методом познания?

2. Почему именно опыт мышления, опыт мысли является основанием существования субъекта? Как связаны у Декарта мышление и сознание (принцип cogito ergo sum)?

3. Как соотносятся между собой субстанция, модусы и атрибуты в философии Спинозы?

4. Обращаясь к философии Лейбница, дайте определение концепции онтологического плюрализма. Определите различие между онтологическим дуализмом и онтологическим плюрализмом?

Тема 7. Классическая немецкая философия

Ведущая идея.Проект трансцендентальной философии и обращение к структуре познавательной способности субъекта. Научное знание как синтез эмпиризма и рационализма. Немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Гегель) пытается обнаружить то основание, которое позволяет человеку познавать окружающую действительность и высказывать
о ней некие объективные, общезначимые суждения, находя его в трансцендентальном, теоретическом разуме. Рассмотрение трансцендентального разума как принципа научного познания. Практический разум: категорический императив как принцип свободного, нравственного действования индивида, поиск нравственного основания социального бытия. Категорический императив открывает человеку социальный мир как мир другого, мир значимого бытия.

Важно знать. Философия И. Канта синтезирует методологию эмпиризма и рационализма. Немецкий философ показывает, что процесс познания включает в себя как чувственный, эмпирический опыт, так и опыт рациональный, опыт разума. Попытайтесь определить, в чем отличие философии Канта от предшествующей философии? Почему Кант называет свою философию критической?

Обращаясь к введению «Критики чистого разума», определите, какова структура познавательной способности субъекта. Выясните, какова роль чувственности, рассудка и разума. Что представляют собой априорные формы чувственности и рассудка, в чем их смысл?

Особое внимание при рассмотрении философии Канта необходимо уделить проблеме познаваемости мира. Этот вопрос Кант решает с позиции агностицизма, отрицая возможность познания вещей самих по себе. Какой смысл философ вкладывает в понятия «вещь-в-себе» (ноумен)
и «феномен»? В чем заключается основание данного различия?

После анализа познавательной способности субъекта обратитесь
к структуре человеческого действия. Этому посвящена «Критика практического разума». Кант формулирует универсальный принцип нравственного действия субъекта, категорический императив. Каково значение категорического императива? Как в этом смысле Кант решает проблему свободы?

Философия Гегеля. Панлогизм и панрационализм в философии Гегеля. Логика и диалектика Гегеля. Обратите внимание, что логика развития категорий разума существует как объективная логика абсолютной идеи, она определяет состояние природы и историю человеческого духа. Почему принцип диалектики (тезис, антитезис, синтез) лежит в основании всякого развития? Философия духа, учение об объективном, субъективном и абсолютном духе.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем суть того переворота, который совершает в философии
И. Кант? Почему Кант называет свою философию критической. Чем она отличается от предшествующих философских систем?

2. Определите структуру познавательной способности субъекта по Канту: роль чувственности, рассудка, разума.

3. Как соотносятся свобода и долженствование в философии Канта?

4. В чем суть диалектической логики Гегеля ?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История философии (3)

    Документ
    ... александрийским библиотекарем Андроником Родосским). Обычно в историифилософии выделяют следующие периоды: I. Древний мир ... знания – экспериментально-индуктивного естествознания. Впервые в историифилософии Ф. Бэкон использовал понятия субъект («ум ...
  2. История философии (1)

    Документ
    Историяфилософии. Философия Нового времени, Просвещения, НКФ. 1. Характерным понятием гегелевской философии является… А. «вещь в себе» Б. ... Г. Пчелы 18. Антиклерикализм-характерная черта философии эпохи… А. Античности Б. Средневековья В. Возрождения ...
  3. История философии в кратком изложении (1)

    Книга
    ... , речь идет, как, и в случае "Философииистории", "Философии религии" и "Историифилософии", о лекциях, которые Гегель читал по ...
  4. История философии в кратком изложении (2)

    Книга
    ... , речь идет, как, и в случае "Философииистории", "Философии религии" и "Историифилософии", о лекциях, которые Гегель читал по ...
  5. История философии в кратком изложении

    Книга
    ... , речь идет, как, и в случае «Философииистории», «Философии религии» и «Историифилософии», о лек­циях, которые Гегель читал по ...
  6. История философии Запад - Россия - Восток (3)

    Книга
    ... подход "истории идей" и под- ход "историифилософии". Они не считают, что историяфилософии должна рассматривать ... Ч. Тейлор. Основные области его исследований - историяфилософии, социальная философия, философия морали и культуры. К числу его ...

Другие похожие документы..