Главная > Программа


Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

Республики Беларусь по гуманитарному образованию

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________ А.И. Жук

____________________

Регистрационный № ТД-________/тип.

История русской литературы (XХ век)

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальностям:

1-21 05 02 Русская филология

1-21 05 01 Белорусская филология

1-21 05 04 Славянская филология

1-21 05 06 Романо-германская филология

1-21 05 07 Восточная филология

Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию

______________________ В.Л. Клюня

________________________

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

________________ Ю.И.Миксюк

________________________

Первый проректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

________________ И. В. Казакова

_______________________

Эксперт-нормоконтролер

________________ __________________

________________________

Минск 2008

Составители:

С.Я. Гончарова-Грабовская — зав. кафедрой русской литературы Белорусского государственного университета, доктор филологических наук, профессор;

Т.В. Алешка — доцент кафедры русской литературы Белорусского государственного университета кандидат филологических наук, доцент;

Н.Л. Блищ — доцент кафедры русской литературы Белорусского государственного университета кандидат филологических наук, доцент;

А.Ю. Горбачев — старший преподаватель кафедры русской литературы Белорусского государственного университета;

Д.В. Федоров — доцент кафедры русской литературы Белорусского государственного университета кандидат филологических наук, доцент.

Рецензенты:

Кафедра русской и зарубежной литературы учреждения образования «Могилевский государственный университет» им. А.А. Кулешова;

Т.Е. Автухович — зав. кафедрой русской и зарубежной литературы учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», доктор филологических наук, профессор.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой русской литературы филологического факультета Белорусского государственного университета

(протокол № 4 от 10 декабря 2007 г.);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № 4 от 22 мая 2008 г.);

Научно-методическим советом по филологическим специальностям Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию

(протокол № 3 от 16 января 2008 г.).

Ответственный за выпуск: С.Я. Гончарова-Грабовская

1. Пояснительная записка

История русской литературы ХХ века – составная часть общего курса истории русской литературы, который преподается в высших учебных заведениях Республики Беларусь. Данное издание программы (исправленное и дополненное) носит системный, концептуальный характер, раскрывает основные тенденции и особенности развития литературного процесса. По-новому представлена его периодизация: выделяются четыре этапа: 1. Русская литература рубежа ХIХ—ХХ вв. (1890-е – начало 1920-х гг.); 2. Русская литература 1920-х—середины 1950-х гг.; 3. Русская литература второй половины 1950-х—начала 1990-х гг.; 4. Русская литература конца ХХ—начала  века.

В программе дается методологическое и историко-литературное обоснование этой периодизации. В ее основу положены принципы, утвердившиеся в практике преподавания литературы: связь литературного процесса с социально-историческим развитием общества, учет имманентных закономерностей в развитии литературы (на уровне художественных систем – творческих методов, эстетических направлений и течений), характер взаимоотношений с национальной литературной традицией и мировой литературой.

Первый и четвертый разделы освещают литературный процесс двух рубежей ХХ века (начала и конца), что является важным для выявления традиций, жанрово-стилевых тенденций и эстетических закономерностей, оказавших влияние на формирование общей картины литературы данного столетия. Выход в начало  века позволяет подвести итоги предшествующих этапов, выявить сложные процессы переходного периода.

Во втором и третьем разделах выделяются этапы, обусловленные особенностями развития самой литературы и явлениями исторического и политического характера. Особое внимание уделяется состоянию прозы, поэзии и драматургии, их жанровому диапазону.

Предлагаемая периодизация позволяет изучить историю русской литературы ХХ века в ее синхроническом и диахроническом аспектах, выявить общее и конкретное, проследить динамику эстетических явлений (характер эволюции реализма, романтизма, натурализма, модернизма, постреализма, постмодернизма), отметить трансформационные процессы, происходившие в литературе на разных этапах исторического развития.

Поскольку авторы программы разделяют концепцию единой русской литературы ХХ века, требующую изучения литературы метрополии и литературы русского зарубежья в границах единого литературного процесса, они учитывают характер и формы взаимосвязи между ними. Так как курс литературы русского зарубежья читается отдельно, в данную программу не включено монографическое изучение В. Набокова и ряда других писателей, творчество И. А. Бунина, Д. С. Мережковского включено полностью, разделы об А. Ремизове, И. Шмелеве, Б. Зайцеве, И. Бродском предусматривают выбор преподавателя: читать доэмигрантский период или все творчество.

В программе органично сочетается выявление общих тенденций развития русской литературы ХХ века и изучение творчества наиболее значимых писателей. Монографические разделы раскрывают этапы творчества писателя, особенности его художественного метода, философско-эстетических взглядов, жанрово-стилевой манеры.

Учитывая тот факт, что курс истории литературы преподается в вузах Беларуси, подчеркивается связь русской литературы с белорусской, в том числе русскоязычной. Такой подход способствует углублению понимания каждой из них и предоставляет большие возможности для типологического сравнения.

 век рассматривается как историко-культурная эпоха, имеющая свою специфику, эстетические традиции и авангардные тенденции, что отразилось в художественной литературе. Центральное место в ней занимает человек с его духовными и моральными ценностями. В этой связи программа направлена на формирование личности студента, воспитание в ней высоких чувств гуманизма и патриотизма.

Программа предлагает как историко-литературные и теоретические исследования по проблемам изучаемого курса, также и общие и специальные работы по истории русской литературы и ее критике, включает список художественных текстов.

Задача курса – не только дать представление об особенностях развития истории русской литературы ХХ века, ее основных этапах и периодах, важнейших закономерностях и тенденциях развития, но и сформировать у студентов навыки профессионального литературоведческого анализа, научить их разбираться в специфике художественного творчества, активизировать их научный поиск.

Будущему преподавателю русской литературы необходимо знать:

  • литературный процесс и ориентироваться в нем;

  • литературные направления, течения, художественные методы,

жанры и стили, характерные для ХХ века;

  • творческое наследие крупнейших русских писателей;

уметь характеризовать:

— литературный этап (период);

— литературное направление;

— творчество писателя;

уметь анализировать:

— художественные произведения;

  • закономерности литературного развития.

Программа курса истории русской литературы ХХ века адресована студентам филологических специальностей вузов Республики Беларусь, составлена в соответствии с требованиями образовательных стандартов высшего образования по вышеуказанным специальностям. Всего на изучение дисциплины максимально отведено 362 часа, из них 208 а/ч. Корректировка аудиторных часов проводится в установленном порядке высшим учебным заведением через рабочий вариант программы.

Примечание:

Монографические разделы и художественные тексты, обозначенные звездочкой *, даются по выбору.

Специальность

Лекции (часов)

Практические занятия (часов)

Всего ауд. часов

1-21 05 02 – «Русская филология»

110

98

208

1 – 21 05 01 – «Белорусская филология»

88

48

136

1 – 21 05 04 – «Славянская филология»

34

16

50

1 – 21 05 06 – «Романо-германская филология»

32

20

52

1 – 21 05 07 – «Восточная филология»

32

20

52

Всего

296

202

498

2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для специальности 1–21 05 02 Русская филология

№ п/п

Раздел, тема

Распределение аудиторного времени

всего

лекции

практические занятия

1

Раздел I. Русская литература рубежа ХIХ - ХХ вв.

52 час.

30 час.

22час.

1.1

Реализм

1

1

-

Проза

2

2

-

Поэзия

2

2

-

Драматургия

1

1

-

Монографические темы

И.А. Бунин**

А.Н. Куприн

И.С. Шмелев**

Б.К. Зайцев**

Л.Н. Андреев

А.М. Ремизов**

14

6

1

1

1

1

1

1

8

2

2

2

-

2

1.2

Модернизм

1

1

-

1.2.1

Символизм

1

1

-

Проза

2

2

-

Поэзия

1

1

-

Драматургия

2

2

-

Монографические темы

Д.С.Мережковский**

З.Н. Гиппиус**

К.Д. Бальмонт

В.Я. Брюсов

А.Белый**

А.А. Блок

В.И. Иванов**

Ф.Сологуб**

13

5

-

-

1

1

1

1

-

1

8

2

2

2

2

-

-

1.2.2

Акмеизм

1

1

-

Монографические темы

Н.С. Гумилев

3

1

1

2

2

1.2.3

Футуризм

1

1

-

Монографические темы

В.Хлебников

3

1

1

2

2

1.2.4

Неоклассицизм

1

1

-

Монографические темы

И.Ф. Анненский

М.А. Волошин

В.Ф. Ходасевич**

3

1

-

1

-

2

2

-

-

2

Раздел II. Русская литература

1920- х — середины 1950-х гг.

68 час.

34

34

2.1

Проза

2

2

-

Монографические темы

А.М. Горький

А.Н. Толстой

Е.И. Замятин

М.А. Булгаков

А.А. Платонов

М.М. Зощенко*

М.М. Пришвин

К.Г. Паустовский*

Л.М. Леонов

М.А. Шолохов

36

16

2

2

2

2

2

-

1

1

2

2

20

4

2

2

4

2

2

-

-

2

2

2.2

Поэзия

2

2

-

Монографические темы

В.В. Маяковский

С.А. Есенин

Б.Л. Пастернак

А.А. Ахматова

О.Э. Мандельштам

М.И. Цветаева

Д.Хармс*

24

12

2

2

2

2

2

2

-

12

2

2

2

2

2

2

-

2.3

Драматургия

4

2

2

3

Раздел III. Русская литературавторой половины

1950-х – начала 1990 – х гг.

72 час.

34 час.

38 час.

3.1

Проза

8

4

4

Монографические темы

А.И. Солженицын

В.П. Астафьев

Ф.А. Абрамов*

В.Г. Распутин

В.М. Шукшин

Ю.В. Трифонов

В.И. Белов*

А.Г. Битов*

32

14

2

2

2

2

2

2

1

1

18

2

2

2

4

2

2

2

2

3.2

Поэзия

2

2

-

Монографические темы

А.Т. Твардовский

Н.А. Заболоцкий

А.Т. Тарковский*

Н.М. Рубцов

А.А. Вознесенский*

И.А. Бродский

22

10

2

2

1

1

2

2

12

2

2

2

2

2

2

3.3

Драматургия

4

2

2

Монографические темы

А.В. Вампилов

4

2

2

2

2

4

Раздел . Русская литература конца ХХ  начала  века

16 час.

8 час.

8 час.

4.1

Проза

8

4

4

4.2

Поэзия

4

2

2

4.3

Драматургия

4

2

2

Заключение

Всего аудиторных часов

208

110

98



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История русской литературы ( xix век) типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 1-21 05 02 русская филология

    Программа
    ... . История русской литературы (XIX век) Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 02 Русская филология 1-21 05 01 Белорусская филология 1-21 05 04 Славянская филология 1-21 05 06 Романо-германская филология 1-21 ...
  2. Им » БЮЛЛЕТЕНЬ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ июль-август 2009 года Витебск 2009 От составителей Цель библиографического указателя – дать оперативную текущую информацию об изданиях всех видов и типов поступивших в библиотеку Библиографическое описание

    Бюллетень
    ... ) И 90 История русской литературы (XVIII век) : типовая учеб. программа для высш. учеб. заведений по спец.: 1-21 05 02 Русская филология; 1-21 05 01 Белорусская филология; 1-21 05 04 Славянская филология; 1-21 05 06 ...
  3. Им » БЮЛЛЕТЕНЬ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ январь 2010 года Витебск 2010 От составителей Цель библиографического указателя – дать оперативную текущую информацию об изданиях всех видов и типов поступивших в библиотеку Библиографическое описание составлено

    Бюллетень
    ... в средних специальных учебных заведениях (на ... История русской литературы (XX век) : типовая учеб. программа для высш. учеб. заведений по спец.: 1-21 05 02 "Русская филология", 1-21 05 01 "Бел. филология", 1-21 05 04 "Славянская филология", 1-21 05 ...
  4. Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

    Литература
    ... гг.): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 т. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. История русской литературы ХХ века: Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-21 05 02Русская филология. – Мн ...
  5. Им » БЮЛЛЕТЕНЬ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ сентябрь 2009 года Витебск 2009 От составителей Цель библиографического указателя – дать оперативную текущую информацию об изданиях всех видов и типов поступивших в библиотеку Библиографическое описание составлено

    Бюллетень
    ... История средних веков. V-XIII вв. : учебное пособие для 6-го класса общеобразовательных учреждений с русским ... .461 Л 27 Латинский язык : типовая учеб. программа для высш. учеб. заведений по спец. 1-21 05 02 Русская филология / [сост. Г. И. Шевченко] ...

Другие похожие документы..