Главная > Документ


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 августа 2011 г. N 287

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ

НА 2011 - 2015 ГОДЫ

В соответствии со статьей 18 Федерального закона ";Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; и статьей 8 Закона Республики Башкортостан ";О регулировании торговой деятельности в Республике Башкортостан"; Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Республиканскую программу развития торговли на 2011 - 2015 годы (далее - Программа);

Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Республике Башкортостан на 2011 - 2015 годы (далее - Нормативы).

2. Республиканским органам исполнительной власти принять меры по реализации Программы в части вопросов, относящихся к их компетенции.

3. Рекомендовать администрациям муниципальных образований Республики Башкортостан:

использовать основные положения Программы при разработке муниципальных программ развития торговли;

учитывать Нормативы при разработке документов территориального планирования, генеральных планов, муниципальных программ развития торговли, а также при размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей.

Премьер-министр

Правительства

Республики Башкортостан

А.Ф.ИЛИМБЕТОВ

Утверждена

Постановлением Правительства

Республики Башкортостан

от 15 августа 2011 г. N 287

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ

Содержание

Паспорт Программы

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

1.1. Розничная торговля

1.2. Оптовая торговля

1.3. Общественное питание

1.4. Лицензирование и декларирование розничной продажи алкогольной

продукции

1.5. Качество товаров и культура торгового обслуживания. Защита прав

потребителей в сфере торговли

2. Цели и задачи Программы

3. Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации Программы

4. Срок реализации Программы

5. Ресурсное обеспечение Программы

6. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения

7. Ожидаемые результаты реализации Программы

8. Система программных мероприятий

Паспорт Программы

Наименование Программы Республиканская программа развития торговли на

2011 - 2015 годы

Основание для разработки Федеральный закон ";Об основах государственного

Программы регулирования торговой деятельности в Российской

Федерации";;

Закон Республики Башкортостан ";О регулировании

торговой деятельности в Республике Башкортостан";

Государственный заказчик Государственный комитет Республики Башкортостан

Программы по торговле и защите прав потребителей

Основной разработчик Государственный комитет Республики Башкортостан

Программы по торговле и защите прав потребителей

Цели и задачи Программы Цели:

разработка организационно-правового механизма

повышения социально-экономической эффективности

функционирования торговой отрасли;

реализация в области торговой деятельности

государственной политики, направленной на

преодоление кризисных явлений на потребительском

рынке Республики Башкортостан;

обеспечение роста налоговых поступлений в бюджеты

всех уровней;

увеличение доли торговой отрасли в валовом

региональном продукте;

насыщение республиканского потребительского рынка

качественными товарами широкого ассортимента;

стимулирование инвестиционной и инновационной

активности в сфере торговли;

создание современной торговой инфраструктуры в

республике;

развитие системы защиты прав потребителей и

стимулирование роста платежеспособного

покупательского спроса;

создание благоприятной конкурентной среды на

потребительском рынке республики;

обеспечение качества и безопасности

потребительских товаров

Задачи:

реализация социальной политики в сфере торговли,

создание системы социального мониторинга и

разработка механизмов его реализации;

определение и реализация комплекса мер,

направленных на повышение экономической и

физической доступности товаров, качества и

культуры торгового обслуживания населения;

совершенствование правового регулирования

торговой деятельности;

обеспечение экономической и социальной

стабильности на потребительском рынке;

развитие торговли в сельской местности

республики;

реализация комплекса мер по улучшению финансового

состояния и обеспечению эффективной деятельности

организаций торговли;

развитие информационно-коммуникационных

технологий и систем в сфере торговли;

обеспечение качества и безопасности алкогольной

продукции, поступающей в розничную продажу на

территории Республики Башкортостан;

реализация комплекса мер по обеспечению

приоритетного продвижения на республиканский

рынок товаров отечественного производства;

развитие процессов саморегулирования в сфере

торговли;

совершенствование системы подготовки,

переподготовки и повышения квалификации кадров в

сфере торговли

Срок реализации 2011 - 2015 годы без деления на этапы

Программы

Ресурсное обеспечение Реализация Программы осуществляется за счет смет

Программы расходов республиканских органов исполнительной

власти в пределах средств, утвержденных в бюджете

Республики Башкортостан на соответствующий

финансовый год, а также средств внебюджетных

источников

Ожидаемые конечные Ежегодный рост оборота розничной торговли в

результаты реализации сопоставимых ценах не менее 5,5%, оборот

Программы розничной торговли к концу 2015 года - 925 млрд.

рублей;

обеспечение роста налоговых поступлений в бюджеты

всех уровней;

увеличение доли торговой отрасли в валовом

региональном продукте до 16%;

привлечение инвестиционных ресурсов в развитие

инфраструктуры, реконструкцию и строительство

объектов потребительского рынка в 2011 - 2015

годах в объеме 10 млрд. рублей;

рост обеспеченности населения торговыми площадями

к 2015 году до 615 кв. м на 1000 жителей

республики;

создание в организациях потребительского рынка до

15 тысяч новых рабочих мест;

сохранение и расширение системы социальной

поддержки малообеспеченных категорий населения;

повышение качества торгового обслуживания

населения;

увеличение доли современных организаций торговли

и общественного питания в общем количестве

организаций, действующих на потребительском рынке

Республики Башкортостан

Система контроля за Контроль за реализацией Программы осуществляет

реализацией Программы Государственный комитет Республики Башкортостан

по торговле и защите прав потребителей

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ

ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Торговля является одной из важнейших отраслей экономики Республики Башкортостан, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют на развитие производства потребительских товаров и уровень жизни населения. В настоящее время доля торговли в налоговых поступлениях в консолидированный бюджет Республики Башкортостан составляет около 10% и превышает 15% в структуре валового регионального продукта. По размеру налоговых поступлений в бюджет Республики Башкортостан торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики после промышленности.

Торговая отрасль - лидер среди отраслей экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в сфере торговли республики превышает 200 тысяч человек.

В современных условиях в развитии торговой отрасли Республики Башкортостан имеет место ряд проблем. Высокий уровень инфляции на фоне ограниченной покупательской способности, недостаточная степень развития инфраструктуры, наличие административных барьеров в отрасли вызывают необходимость принятия комплекса мер по поддержанию уровня благосостояния населения, повышению его удовлетворенности приобретаемыми товарами и эффективности функционирования организаций торговли.

Республиканская программа развития торговли на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями по разработке региональных программ развития торговли, утвержденными Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 июля 2010 года N 637.

Программа включает краткую характеристику торговой отрасли, определяет задачи по ее развитию, формирует систему и устанавливает целевые индикаторы реализации программных мероприятий.

1.1. Розничная торговля

С 2000 года торговля являлась одной из динамично развивающихся отраслей экономики республики, ежегодный прирост товарооборота в которой в сопоставимой оценке составлял 17 - 23%.

Мировой экономический кризис внес коррективы в развитие торговой отрасли Республики Башкортостан и затронул практически все сегменты ее потребительского рынка. В 2009 году в связи со снижением платежеспособного спроса и покупательской активности населения объем розничного товарооборота снизился к уровню 2008 года на 2%, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Следствием падения товарооборота стало снижение рентабельности торговой отрасли, свертывание инвестиционных программ, приостановка строительства новых торговых объектов.

В 2010 году в результате постепенного восстановления покупательского спроса, увеличения потребительского кредитования и улучшения внутренней конъюнктуры отмечалась относительная стабилизация ситуации на потребительском рынке. По итогам 2010 года оборот розничной торговли увеличился в товарной массе на 4,6% и составил 512,1 млрд. рублей, при этом субъекты малого и среднего предпринимательства формировали более 55% всего оборота розничной торговли.

По абсолютному показателю оборота розничной торговли Республика Башкортостан по-прежнему входит в первую десятку субъектов Российской Федерации и занимает первое место в Приволжском федеральном округе.

Качественные преобразования в отрасли связаны с дальнейшим сокращением неорганизованной формы торговли и открытием торговых организаций различных форматов: гипермаркетов, крупных торговых центров и комплексов, стремительным и масштабным развитием розничных сетей. При этом развитие сетевого ретейлера осуществляется в основном за счет аренды и приобретения торговых площадей без капитальных вложений в новое строительство.

За последние три года доля неорганизованной торговли (розничные рынки, ярмарки) в общем объеме розничного товарооборота сократилась с 20% до 14,5%.

За 2007 - 2009 годы введено в эксплуатацию более 2,5 тыс. торговых объектов торговой площадью свыше 650 тыс. кв. м. На строительство и реконструкцию объектов привлечено около 16 млрд. рублей. В 2010 году в сектор торговли поступило 1,7 млрд. рублей инвестиций, было введено в эксплуатацию 669 объектов торговли и общественного питания площадью 150,9 тыс. кв. м.

В настоящее время в Республике Башкортостан функционируют более 24 тыс. организаций оптовой и розничной торговли, общественного питания, в том числе свыше 900 торговых сетей. Среди крупнейших - сети международных торговых операторов, такие, как ";Метро"; (Германия), ";Касторама"; (Великобритания), ";Леруа Мерлен"; (Франция), завершающие в 2011 году свои проекты ";ИКЕА"; (Швеция) и ";АШАН"; (Франция) совокупной общей торговой площадью 133 тыс. кв. м.

Крупнейшими по числу магазинов являются отечественные сети ";Полушка"; (122 магазина), ОАО ";Башспирт"; (110 магазинов), ";Магнит"; (75 магазинов) и другие.

На начало 2011 года обеспеченность населения республики площадью торговых объектов в соответствии с Правилами установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года N 754, составила 542 кв. м на 1000 человек. По данному показателю среди субъектов Российской Федерации Республика Башкортостан входит в пятерку лидеров.

Несмотря на ежегодный прирост торговых площадей, среднереспубликанский показатель обеспеченности ими по итогам 2010 года сложился ниже минимального норматива на 9%.

При относительно высоких темпах развития сети организаций потребительского рынка имеет место неравномерность развития его инфраструктуры в разрезе муниципальных образований республики.

Динамика ввода в эксплуатацию торговых объектов в сельской местности значительно отстает от городской, при этом средняя торговая площадь строящихся магазинов в сельской местности около 100 кв. м, в городах же - более 300 кв. м.

В целях выравнивания территориального размещения торговых предприятий необходимо повышение эффективности взаимодействия между республиканскими органами исполнительной власти и субъектами потребительского рынка.

Недостаточно развивается социально ориентированная сеть торгового обслуживания. Согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 27 июля 2009 года N 289 ";О мерах по реализации проекта ";Социальная карта Башкортостана"; (с последующими изменениями) в организациях торговли и общественного питания реализуется соответствующее Дисконтное приложение. По состоянию на 1 января 2011 года в проекте участвуют 68 магазинов в городах Уфе и Стерлитамаке.

В рамках реализации Программы предполагается активное привлечение организаций торговли и общественного питания к обслуживанию малообеспеченных слоев населения по дисконтным программам и социальным картам, дальнейшее внедрение Дисконтного приложения ";Социальная карта Башкортостана";, а в последующем и универсальной электронной карты в других муниципальных образованиях республики.

В условиях роста потребительских цен на социально значимые продовольственные товары важными становятся задачи саморегулирования на потребительском рынке, повышения социальной ответственности бизнеса, формирования общих принципов сотрудничества в целях осуществления сбалансированной экономической политики.

Отсутствие прозрачности процесса ценообразования на продовольственные товары зачастую приводит к неоправданному завышению цен как производителями, так и организациями торговли. Повышению финансовой и организационной прозрачности деятельности участников потребительского рынка должны способствовать усиление действенности договорных отношений торговых организаций и товаропроизводителей в соответствии с требованиями законодательства о торговле, взаимная экономическая ответственность за их выполнение.

Медленно идут качественные преобразования в организации торгового обслуживания жителей сельских поселений. Розничный товарооборот в сельских населенных пунктах составляет в среднем 20% от общего объема республиканского товарооборота, при этом в сельской местности проживает 40% населения республики. Одной из основных причин, приведших к такой ситуации, является слабо развитая инфраструктура организаций торговли в сельской местности.

Концепция развития федеральных и республиканских сетевых структур не предусматривает строительства и открытия магазинов в населенных пунктах с населением менее 5 - 10 тыс. человек, в связи с чем в решении социальных проблем села важную роль по-прежнему играет система потребительской кооперации. На сегодняшний день доля ее организаций в общем товарообороте республики составляет менее 1%, число организаций торговли за последние 5 лет сократилось на треть. Из числа действующих магазинов большая часть не отвечает современным требованиям и работает неэффективно.

Для повышения уровня торгового обслуживания сельского населения Программой предусмотрено дальнейшее совершенствование материально-технической базы организаций сельской торговли путем строительства новых торговых объектов современных форматов с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, а также путем реконструкции объектов потребительской кооперации.

Недостаточно обеспечена доступность предприятий потребительского рынка для инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями. Решению данной проблемы будет способствовать реализация мер по обеспечению доступа для инвалидов и других маломобильных групп граждан вновь вводимых и действующих объектов торговли и общественного питания: оборудование их пандусами, лифтами и другим необходимым оборудованием.

Важную роль в снабжении населения товарами играют розничные рынки, которые являются наиболее приемлемой формой продажи сельскохозяйственной продукции крестьянско-фермерскими хозяйствами и гражданами, ведущими подсобные хозяйства.

В настоящее время в республике действуют 87 розничных рынков, в том числе: универсальных - 70, специализированных - 7, сельскохозяйственных - 10. Из общего количества рынков в городах расположено 45, в сельской местности - 42. Нет розничных рынков в Зианчуринском, Зилаирском, Караидельском, Краснокамском, Кушнаренковском, Куюргазинском, Стерлитамакском и Федоровском муниципальных районах. Отсутствуют сельскохозяйственные рынки в городах Уфе, Агидели, Баймаке, Белорецке, Благовещенске, Давлеканово, Дюртюли, Ишимбае, Мелеузе, Нефтекамске, Октябрьском, Салавате, Туймазы, Янауле.

Из 87 розничных рынков, действующих на территории Республики Башкортостан, необходимо провести реконструкцию или строительство капитальных строений на более чем 40 рынках.

Не имеют капитальных строений 26 розничных рынков в 17 муниципальных районах и в 3 городских округах.

Сохраняется тенденция сокращения розничных рынков и перевода их в формат торговых комплексов и центров. За последние три года численность рынков сократилась со 114 в 2007 году до 87. В первую очередь это вызвано предъявлением к организации торговли на розничных рынках более жестких, чем в торговых комплексах и центрах, требований.

Одним из направлений совершенствования инфраструктуры торговой отрасли является развитие в республике объектов придорожного сервиса.

По состоянию на 1 января 2011 года в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан функционировали более 500 объектов дорожного сервиса, однако не все они соответствовали требованиям, которые предъявляются к услугам, оказываемым на объектах дорожного сервиса.

Слабо развивается дистанционная торговля. Основными причинами этого являются низкая компьютерная грамотность большинства населения, недоверие к данной форме торговли, недостаточное развитие транспортной и банковской инфраструктур.

В республике предпринимаются меры для создания условий формирования конкурентной среды, однако конкуренция на потребительском рынке еще не приобрела созидательного характера - остаются сильными позиции монополизма отдельных организаций в сфере производства и обращения. Реализация Программы будет способствовать дальнейшему развитию торговой инфраструктуры, внедрению современных форм и методов обслуживания покупателей, созданию эффективной конкурентной среды на потребительском рынке.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство республики башкортостан постановление от 15 августа 2011 г n 287 о республиканской программе развития торговли

    Документ
    ПРАВИТЕЛЬСТВОРЕСПУБЛИКИБАШКОРТОСТАНПОСТАНОВЛЕНИЕот15августа2011 г. N 287 О РЕСПУБЛИКАНСКОЙПРОГРАММЕРАЗВИТИЯТОРГОВЛИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ В соответствии со статьей ...
  2. Правительство республики башкортостан постановление от 30 июля 2010 г n 296 о комплексной программе республики башкортостан

    Документ
    ... и потребления энергоресурсов. ПостановлениемПравительстваРеспубликиБашкортостанот 27 января 2011 года N 15 "О внесении изменений в Комплексную программуРеспубликиБашкортостан "Энергосбережение и повышение ...
  3. Правительство российской федерации постановление от 11 января 2006 г n 7 о федеральной целевой программе (1)

    Документ
    ... ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. N 7 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ... Чувашская Республика 21. Республиканское государственное 2006 ... льдом в г. Сибае, РеспубликаБашкортостан 222. Универсальная спортивная ...
  4. Основные направления бюджетной и налоговой политики республики башкортостан на 2010 год и на период до 2012 года

    Документ
    ... -з «О развитии сельского хозяйства в РеспубликеБашкортостан»; постановлениемПравительстваРеспубликиБашкортостанот 13 октября 2005 года № 223 «О республиканской целевой программе «Развитие пчеловодства в РеспубликеБашкортостан» на ...
  5. Правительство российской федерации распоряжение от 31 декабря 2008 г n 2058-р (в ред распоряжений правительства рф от 07 05 2009 n 604-р от 02 09 2010 n 659)

    Документ
    ... . ПостановленияПравительства РФ от 02.09.2010 N 659) Программная часть Федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры ...

Другие похожие документы..