Главная > Методические рекомендации


Министерство образования и науки Российской Федерации

ПРОЕКТ


Методические рекомендации
субъектам Российской Федерации
по модернизации общеобразовательных учреждений путем организации в них систем дистанционного обучения



Москва, 2011

Оглавление

Введение 3

Рекомендации по организации в общеобразовательных
учреждениях систем дистанционного обучения 8

Рекомендации по внедрению и эффективному использованию
электронных образовательных ресурсов 16

Нормативные основания модернизации общеобразовательных учреждений
путем организации в них систем дистанционного обучения, в том числе
увеличения пропускной способности их доступа в сеть Интернет,
обновления программного обеспечения и приобретения необходимых
электронных образовательных ресурсов 31

Минимальные ключевые показатели оснащения общеобразовательных учреждений Российской Федерации современным компьютерным оборудованием и использования информационных технологий в учебном процессе в рамках модернизации региональных систем общего образования 42

Введение

О проекте

Постановление Правительства Российской Федерации № 436 от 31 мая 2011 г. определило порядок предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплекса мер по модернизации общего образования субъектов Российской Федерации.

Общий объем бюджета проекта – 120 млрд. руб., из них в 2011г. будет выделено 20 млрд. руб., в 2012г. – 60 млрд. руб., в 2013г. – 40 млрд. руб.

2011г.

2012г.

2013г.

до 1 сентября

до 15 февраля

до 1 июля

до 15 февраля

до 1 мая

20 млрд. руб.

30 млрд. руб.

30 млрд. руб.

20 млрд. руб.

20 млрд. руб.

Минобрнауки России согласованы комплексы мер всех субъектов Российской Федерации и заключены соглашения со всеми субъектами Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования1.

Организационной моделью реализации проекта является принцип «Средства в обмен на обязательства». Объем софинасирования определяется пропорционально численности учащихся в городских и сельских школах субъекта Российской Федерации и обратно пропорционально уровню расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

,

где: Si - размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации;

Sобщ - общий размер субсидий, подлежащих распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период;

ngi - численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности, в i-м субъекте Российской Федерации;

nsi - численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, в i-м субъекте Российской Федерации;

Ui - уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-го субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год2,

k - количество субъектов Российской Федерации.

В 2011 году субсидии могут направляться на возмещение произведенных в 2011 году расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с исполнением расходных обязательств, предусмотренных комплексом мер, с учетом уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии3.

Рисунок 1 - Возмещение расходов местных бюджетов, произведенных в 2011г.

Показатели результативности

Оценка эффективности использования и соблюдения условий предоставления субсидии осуществляется Минобрнауки России исходя из достижения значений показателей результативности предоставления субсидии.

В части информационно-коммуникационных технологий к таким показателям относятся:

  1. доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (по ступеням общего образования)

  2. доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений

  3. доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности учителей.

Обязательства субъектов Российской Федерации по достижению в 2011г. конкретных значений данных показателей определены в соглашениях между Минобрнауки России и субъектами Российской Федерации.

Уровни указанных показателей неравномерны по субъектам Российской Федерации и не высоки (особенно в части использования дистанционных образовательных технологий).

В результате реализации комплекса мер планируется довести значения указанных показателей до уровней:

  1. доля школьников (по ступеням общего образования), обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников – от 24% до 42%;

  2. доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений – от 0,1% до 27%;

  3. доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности учителей – от 1% до 100%.

Мероприятия комплекса мер

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 в состав комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования могут быть включены следующие мероприятия, связанные с информатизацией общего образования:

а) приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых и др.);

б) модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов);

в) пополнение фондов школьных библиотек (в контексте создания медиатек);

г) повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей (в контексте ИКТ могут рассматриваться программы по деловому администрированию и управлению школой, по управлению проектами, повышению ИКТ-компетентности и др.).

Рекомендации по организации в общеобразовательных
учреждениях систем дистанционного обучения

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий является формой организации образовательного процесса, но не является формой получения образования. Дистанционные образовательные технологии используются при получении образования в заочной форме, в очно-заочной или в форме экстерната. Дистанционные образовательные технологии могут использоваться на определенных этапах обучения в очной форме, при реализации основных и дополнительных образовательных программ общего образования [8, п. 1].

Образовательные учреждения вправе использовать дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ любого уровня, а также при всех формах получения образования (их сочетании), при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся [8: п. 4 Порядка использования дистанционных образовательных технологий].

В общем образовании дистанционные образовательные технологии широко используются при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных [7: ст. 32, п. 2].

Вне зависимости от формы обучения и формы организации образовательного процесса итоговая аттестация завершается выдачей документа об образовании (документ об образовании государственного образца – для образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию).

Использование дистанционных образовательных технологий упоминается в квалификационных характеристиках должностей работников образования (руководителей и педагогических работников) [10]. В частности, для заместителей руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения указано: «…Обеспечивает использование и совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных…».

Дистанционное обучение позволяет повысить качество образования за счет широкого использования ЭОР и увеличения доли самостоятельного освоения материала, что обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения.

Использование дистанционных образовательных технологий в обучении школьников позволяет индивидуализировать обучение. Каждый обучаемый занимается по персональному расписанию, варьируя темп и время обучения для освоения изучаемого предмета. Эффективное использование «портфолио» позволяет школам проектировать и развивать системы учета индивидуального прогресса обучаемого. В дистанционном обучении реализуются модели совместной учебной деятельности школьников.

Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий актуально в процессе внедрения ФГОС нового поколения.

Для организации дистанционного обучения целесообразно использовать современный инструментарий: видеоконференции, системы дистанционного обучения и другие.

Видеоконференции позволяют транслировать видеолекции и организовать взаимодействие в реальном времени группы участников.

Видеоконференции способны обеспечить для дистанционного обучения школьников:

  • возможность включать в видеоконференцию различный иллюстративный материал;

  • возможность подключать к экрану любого участника конференции;

  • возможность использовать «белую доску» наряду с видеовещанием;

  • возможность вести обмен сообщениями и документами одновременно с видеовещанием.

Дистанционные образовательные технологии, как правило, реализуются в специальных системах электронного дистанционного обучения (СДО, LMS). Использование таких систем существенно меняет состав учебных действий школьника, по сравнению с традиционным образовательным процессом. Работая в системе, школьник осваивает следующие универсальные учебные действия, овладевая ключевыми компетенциями умения учиться и межпредметными понятиями:

  • поиск информации;

  • отбор образовательных ресурсов, необходимых для решения конкретной учебной задачи;

  • участие в учебном обсуждении, учебной дискуссии с использованием современных средств телекоммуникации (форум, чат, программы аудио- и видеосвязи, дистанционная белая доска);

  • решение учебной задачи с использованием специального программного обеспечения (визуальных редакторов, программ проверки правописания, редакторов математических формул, цифровых лабораторий, тренажеров и др.);

  • представление результатов решения учебных задач в различных форматах (текст, график, формула, иллюстрация, аудиозапись, видеозапись, презентация, синтетические форматы);

  • рефлексия, самоооценка, оценка учебных успехов одноклассников (блог, форум, вебинар);

  • самопрезентация (сетевые выставки проектов, творческих работ, школьные сетевые периодические издания, школьное сетевое радио, школьное сетевое телевидение и др.);

  • совместное решение учебных задач, работы в группе.

Эффективное внедрение дистанционных образовательных технологий и использование электронных образовательных ресурсов возможно при условии наличия качественного доступа учителей и обучаемых к сети Интернет:

  • с использованием установленных программно-технических средств для обучающихся и педагогических работников на скорости не ниже 512 Кбит/с;

  • для обучающихся и педагогических работников, проживающих в труднодоступных районах, подключаемых к сети Интернет с использованием спутниковых каналов связи, скорость прямого канала должна быть не ниже 512 Кбит/с, обратного - не ниже 128 Кбит/с;

  • для центров дистанционного обучения должен быть обеспечен порт доступа в сеть Интернет со скоростью не ниже 10 Мбит/с и возможностью установления не менее 20 одновременных сессий по 512 Кбит/с.

Услуга подключения к сети Интернет должна предоставляться в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю без учета объемов потребляемого трафика за исключением перерывов для проведения необходимых ремонтных и профилактических работ при обеспечении совокупной доступности услуг не менее 99,5% в месяц.

Для использования дистанционных образовательных технологий необходимо предоставить каждому участнику образовательного процесса свободный доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий. Рабочее место учителя и обучаемого должно быть оборудовано мультимедийным компьютером и компьютерной периферией (веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками). Рабочее место учителя целесообразно оснастить интерактивной доской с проектором. Могут использоваться принтер, сканер (или многофункциональное устройство). Для предметов естественно-научного цикла могут использоваться цифровой микроскоп, комплект цифровых измерителей (датчиков) и лабораторное оборудование. Для занятий музыкой и изобразительным искусством могут использоваться специализированные средства ввода информации (музыкальная клавиатура и графический планшет).

В состав программно-аппаратных комплексов должно быть включено (установлено) программное обеспечение, необходимое для осуществления учебного процесса:

  • общего назначения (операционная система (операционные системы), система создания текстовых документов, презентаций и работы с электронными таблицами, антивирусные средства, архиватор, графический, видео и звуковой редакторы);

  • учебного назначения (интерактивные среды, виртуальные лаборатории и инструментальные средства по физике, химии, математике, географии, творческие виртуальные среды для начальной и средней школы и др.).

Таким образом, в целях достижения указанных в соглашениях с субъектами Российской Федерации показателей результативности реализации комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования в части внедрения дистанционных образовательных технологий и эффективного использования ЭОР, Минобрнауки России рекомендует направлять средства на следующие мероприятия:

  1. закупка оборудования, программного обеспечения и сопутствующих услуг для создания (модернизации) ИКТ-инфраструктуры образовательного учреждения;

  2. организация и\или обеспечение каналов связи;

  3. оплата интернет-трафика;

  4. закупка, создание или аренда образовательного контента (ЭОР) для реализации дистанционного обучения;

  5. оплата необходимых сервисов (хостинг, домены, электронная почта и т.п.);

  6. закупка консультационных и образовательных услуг для учителей и руководителей школ, для органов управления образования (консультации, мастер-классы, повышение квалификации, профессиональная переподготовка и др.);

  7. закупка услуг по техническому и методическому сопровождению образовательных учреждений и дистанционного обучения.

Дистанционные образовательные технологии могут быть эффективно использованы в различных моделях организации обучения школьников. В настоящее время в рамках Мероприятия «Развитие дистанционного образования для детей-инвалидов» сформирован и описан опыт организации дистанционного обучения школьников на базе специальных Центров дистанционного обучения (ЦДО). В этом случае обучающиеся зачисляются в ЦДО в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования. Обучение детей осуществляется учителями, состоящими в штате ЦДО и работающими в центре по основному месту работы или по совместительству4.

Организация обучения в малокомплектных школах. Разновозрастная группа учащихся работает (обучается) под руководством тьютора в компьютерном классе. Каждый учащийся (или каждая группа учащихся) обеспечены компьютером, подключенным к сети Интернет, и имеют доступ к материалам курсовсистемы электронного дистанционного обучения, в соответствии с учебным планом учащегося (группы учащихся). При этом учащиеся из разных образовательных учреждений объединены в «виртуальные» классы, обучаются по единому расписанию у дистанционного педагога.

Роль педагога заключается в организации индивидуальной и коллективной работы учащихся, в определении и оперативном решении проблем в обучении, в рецензировании работ учащихся.

Вся содержательная часть обучения происходит в курсах, развернутых в системе электронного дистанционного обучения. Продвигаясь по курсам под руководством учителя, школьники:

  • знакомятся с теоретическим материалом;

  • участвуют в учебных обсуждениях - высказываются, знакомятся с мнениями одноклассников и учителя, интерпретируют, задают вопросы;

  • выполняют задания, знакомятся с рецензиями на свои работы;

  • делятся своим практическим опытом;

  • участвуют в проектной, исследовательской работе.

Учитель:

  • проводит анализ учебной деятельности каждого учащегося (каждой группы учащихся) с помощью отчетов о деятельности в системе электронного дистанционного обучения;

  • рецензирует работы;

  • отвечает на вопросы;

  • организует и поддерживает дискуссию в форумах, побуждает учащихся высказываться и реагировать на высказывания друг друга;

  • направляет проектную, исследовательскую работу школьников.

Использование дистанционных технологий для организации обучения в малокомплектных школах предоставляет возможность учащимся получить качественное образование, а также сохранить образовательные учреждения в сельской местности как образовательный и культурный центр.

Организация профильного обучения и дополнительного образования. Может быть использована как описанная выше очно-дистанционная форма проведения занятий, так и дистанционная форма, когда учащиеся не привязаны к одному месту и времени проведения занятия. Вся содержательная часть обучения также происходит в курсах, развернутых в системе электронного дистанционного обучения. Для учебного взаимодействия в режиме реального времени педагог и учащиеся используют аудио- или видеоконференцию. Организация профильного обучения с использованием дистанционных технологий дает возможность учащемуся из любого образовательного учреждения обучаться по любому профилю у «виртуального» педагога.

Консультирование. Каждый учащийся имеет через сеть Интернет доступ к курсам системы электронного дистанционного обучения по предметам. В курсах имеются все необходимые для учебной работы теоретические материалы, рекомендации по выполнению домашних заданий разных типов. Организовано дежурство учителей в форумах курсов, а также в чатах, аудио- и видеоклассах. Отличие службы консультаций от систематического курса по предмету заключается в том, что учебное взаимодействие происходит по запросу ученика или по инициативе учителя, если он диагностировал проблемы в освоении школьником учебного материала. При организации работы службы консультаций могут быть эффективно использованы взаимопомощь учащихся, работа в виртуальных группах. Данная модель особенно эффективна для работы с детьми из социально неблагополучных семей в ситуации, когда ученику дома никто не поможет в выполнении домашнего задания.

Рекомендации по внедрению и эффективному использованию
электронных образовательных ресурсов

Электронный образовательный ресурс – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [15]. ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения. Основой ЭОР является образовательный контент – структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе. Метаданные ЭОР содержат информацию об образовательном контенте, характеризующие его структуру и содержимое.

Современные ЭОР способны обеспечить:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проект комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов российской федерации органам местного самоуправления по реализации федерального закона

    Закон
    ... настоящих комплексных рекомендаций, а также Методическимирекомендациямипо определению критериев изменения типа государственных учрежденийсубъектовРоссийскойФедерации и муниципальных учреждений с учетом ...
  2. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление

    Методические рекомендации
    Методическиерекомендациипо вопросам внедрения систем электронного дистанционногообучения в деятельность образовательных учрежденийРоссийскойФедерацииОглавление Общие положения 5 Модели внедрения электронного дистанционногообучения в систему ...
  3. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление (1)

    Методические рекомендации
    Методическиерекомендациипо вопросам внедрения систем электронного дистанционногообучения в деятельность образовательных учрежденийРоссийскойФедерацииОглавление Концепция внедрения систем электронного дистанционногообучения в деятельность ...
  4. Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений российской федерации оглавление (2)

    Методические рекомендации
    ... образовательных учрежденийРоссийскойФедерацииОглавление Концепция внедрения систем электронного дистанционногообучения в деятельность образовательных учрежденийРоссийскойФедерацииМетодическиерекомендацииМетодические рекомендции по кадровому ...
  5. Стратегия развития арктической зоны российской федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (1)

    Документ
    ... РоссийскойФедерации, утвержденным Указом Президента РоссийскойФедерации от 12 мая 2009 г. № 536, и Методическимрекомендациямпо ... период произойдет реализация программ модернизации здравоохранения субъектовРоссийскойФедерации, в том числе входящих ...

Другие похожие документы..