Главная > Документ


Создание единой информационно-образовательной среды ОУ

Интенсивное внедрение информационных процессов во все сферы человеческой деятельности, требует разработки новой модели системы образования, на основе современных информационных технологий. Необходимо создать условия, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие.

21.января 2010 г. Президент РФ Д.Медведев объявил об утверждении образовательной инициативы «Наша новая школа».

Современное поколение выпускников российской школы, которым предстоит участвовать в дальнейшем строительстве информационного общества, должны уметь функционировать в глобальном информационном пространстве, удовлетворяя свои потребности в информационных продуктах и услугах, должны быть готовы постоянно учиться, совершенствовать свои знания и практические навыки, используя для этого общедоступные средства ИКТ. (Концепция внедрения ИТ в систему общего образования Югры)

Фактически речь идет о необходимости формирования и развития у школьников информационно-коммуникационно-технологической компетентности (ИКТ-компетентности), сочетающей в себе общие (надпредметные) умения и навыки работы с информацией, конкретные предметно-ориентированные умения, а также специфические умения учиться и работать в ИКТ–насыщенной среде.

Содержательным ядром программ развития ОУ должно стать внедрение тех педагогических инноваций, которые становятся возможными благодаря погружению образовательного процесса в ИКТ-насыщенную среду современной школы

Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования. главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды (ИОС).

ИОС рассматривается как одно из условий достижения нового качества образования. Что такое информационно-образовательная среда (ИОС) школы? Каковы ее структура и содержание?

Информационно-образовательная среда - это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

ИОС школы в идеале должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом. Правильно организованная ИОС школы, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования.

Таким образом, информационно-образовательную среду образовательного учреждения нужно воспринимать не только как единое информационное пространство школы, но и как эффективную образовательную систему.

Необходимым условием жизнедеятельности модели , являются изменения в информационной культуре участников образовательного процесса (учителей, обучающихся и родителей, их законных представителей), поэтому остро встают проблемы формирования информационной культуры личности.

Изменение роли средств передачи, хранения и обработки, одним из которых выступает компьютер, оправдывает выделение и отдельное изучение в качестве составного компонента информационной культуры ИКТ-компетенцию, под которой понимают готовность использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач.

Возможности индивидуализации образования существенным образом зависят от уровня ИКТ-компетентности учителя, от степени его готовности к использованию ИКТ в учебном предмете, в целостном в образовательном процессе.

Информатизация образования не ограничивается заменой существующих в школе практик на аналогичные, выполняемые с помощью ИКТ, а создает условия для появления новых образовательных практик, новых методов и организационных форм учебной работы, увеличение разнообразия, широты и интенсивности их применения.

Потребность в формировании ИКТ-компетентности учащихся выдвигает на первый план проблемы информатизации учебного процесса и моделирования процессов использования информационно-коммуникационных технологий в различных видах учебной деятельности, компьютер выступает как рабочий инструмент познания окружающей действительности. Чем интенсивнее идет процесс информатизации школы, тем эффективнее сотрудничество учителя и ученика. Все это способствует повышению ответственности ученика за результаты своего обучения. При этом учитель осуществляет общее руководство различными видами работ, которые выполняет сам учащийся, учитель же побуждает школьника учиться в различных условиях: и в школе, и за ее пределами, в реальной и виртуальной (on-line) среде, в которой доминируют методические подходы, ориентированные на гиперсвязное, интерактивное, визуальное и активное усвоение материала.

Не последнее место в этой схеме занимает и ИКТ-компетенция родителей, законных представителей обучающихся, так как главным принципом создания единого информационного пространства стало обеспечение комфортности информационной среды для всех потребителей информации, а также определение наиболее эффективных условий взаимодействия всех субъектов информационного пространства. Для создания комфортного информационного пространства используются как традиционные информационные каналы (печатные издания, пресса, теле-, радиоканалы), так и новые современные технологии (Интернет, , электронные классные журналы и т. д.).

Необходимость создания единого информационного пространства в системе образования связана с тем, что информация в современных условиях является основой, обеспечивающей оперативность и эффективность управленческих решений, способствующих развитию системы образования. Отсутствие информации о жизнедеятельности образовательных учреждений приводит к возникновению информационного вакуума и нарушению открытости, целостности системы образования.

По стандартам нового поколения информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

  • планирование образовательного процесса;

  • размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;

  • фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

  • контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

  • взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.

Попытаемся определить различия между существующими стандартами и новыми.

Виды деятельности

Существующие стандарты

Стандарты нового поколения

Планирование образовательного процесса

Не используется автоматизированная обработка содержания образования

Создание информационной модели стандарта нового поколения, реализация связей между ее элементами, автоматизированная обработка содержания образования

Размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов

Информационный ресурс учреждения, сайт учреждения, личные архивы

Информационный ресурс учреждения, общие банки данных педагогов района, региона, сайт учреждения, личные сайты педагогов.

Фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Использование офисных приложений для ведения мониторинга

Ведение электронных дневников,

внедрение автоматизированных информационных образовательных систем педагогического мониторинга

Взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью

Сайт учреждения, вебинары, телеконференции, электронная почта, обмен информацией

Сайт учреждения, вебинары, телеконференции, электронная почта, сетевые сообщества, on-line уроки, проекты, дистанционное обучение, обмен информацией

Контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся)

Контентная фильтрация, регламенты работы в сети

Контентная фильтрация, регламенты работы в сети

Взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.

Электронный документооборот, обмен информацией

Электронный документооборот, обмен информацией, использование информационно – аналитических систем

Каждое образовательное учреждение, на основе анализа существующей ИОС, должно определить стратегический план действий по формированию ИОС нового поколения, максимально ИКТ насыщенной для участников образовательного процесса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Формирование единой информационно-образовательной среды «образование чувашии» в настоящее время информационные технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности что способствовало формированию информационной культуры всех

    Документ
    ... созданияединойинформационно-образовательнойсреды «Образование Чувашии». В результате реализации национального проекта «Образование» и комплексных программ «Развитие единойинформационнойобразовательнойсреды ... . Единый конструктор сайтов ОУ и ...
  2. Информационная образовательная среда

    Документ
    ... : - созданиеединойинформационнойобразовательнойсреды сельского муниципального района как фактор интеграции образовательного и кадрового потенциала ОУ района, - единаяинформационнаяобразовательнаясреда сельского ...
  3. Развитие информационно – образовательной среды лицея с учетом требований к современной инфраструктуре школы

    Документ
    ... для развития информационно-образовательнойсреды; будут определены показатели и критерии оценивания эффективности единойинформационно - образовательнойсредыОУ; на основе ...
  4. Материалы дистанционной конференции «формирование единой межрегиональной информационной образовательной среды в условиях внедрения фгос»

    Документ
    ... говорить о созданииединогоинформационно-образовательного пространства, ... образовательные стандарты предполагает создание динамичной информационно-образовательнойсреды ... ОУ протокол); - проведения образовательным учреждением презентации образовательных ...
  5. Программа развития школы на 2009-2015 годы « создание единого учебно-воспитательного пространства способствующего личностному росту и самоопределению ребенка-сироты»

    Программа
    ... развития данного направления и созданияединогоинформационного пространства ОУ, что подразумевает использование телекоммуникационных ... решение всех проблем через созданиеединойинформационнойобразовательнойсреды школы, направленной на повышение ...

Другие похожие документы..