Главная > Методические рекомендации


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Физическая культура»

Самостоятельная работа студентов

-Утренняя гигиеническая гимнастика

-Упражнения в течение учебного дня

-Самостоятельное тренировочное занятие в свободное время

-Занятия в секциях, кружках

-Подготовка рефератов, докладов, творческих работ

-Индивидуальные, коллективные прогулки

-Массовые игры и развлечения

-Спортивные соревнования и турниры

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально и в группе. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Необходимо помнить, что самостоятельные занятия в одиночку можно проводить только на стадионах, спортивных площадках, в парках, в черте населенных пунктов.

Тренировочные занятия носят в основном комплексный характер, т.е способствуют развитию всего комплекса физических качеств, укреплению здоровья и повышению общей работоспособности организма. Специализированный характер занятий требует отбора специальных тренировочных средств, определения нагрузок , места и времени занятий, консультаций со специалистами, ведь нужно не только знать, какое воздействие оказывают на занимающегося различные по величине и направленности нагрузки, но и каковы динамика и продолжительность протекания процессов восстановления после них.

Для студентов, имеющих высокий уровень физической подготовленности, рекомендуются занятия избранным видом спорта; Имеющих среднюю физическую подготовленность – занятия общей физической подготовкой; для лиц с низкой физической подготовленностью – занятия с оздоровительной направленностью.

Выбор количества занятий в неделю в значительной степени зависит от цели самостоятельных занятий. Для поддержания физического состояния на достигнутом уровне достаточно заниматься 2 раза в неделю, для его повышения – 3-4 раза, а для достижения существенных спортивных результатов – 4-7 раз в неделю.

Планирование самостоятельных занятий. Планирование самостоятельных занятий осуществляется студентами под руководством преподавателей. Перспективные планы самостоятельных занятий целесообразно разрабатывать на весь период обучения. В зависимости от состояния здоровья, уровня физической и спортивно – технической подготовленности студенты могут планировать достижение различных результатов – от контрольных тестов учебной программы до требований спортивной классификации.

Студентам всех учебных отделений при планировании и проведении самостоятельных тренировочных занятий следует несколько снижать интенсивность физической нагрузки, придавая им в отдельных случаях форму активного отдыха. Сочетанию умственной и физической работы следует уделять повседневное внимание. Необходимо постоянно анализировать состояние организма по субъективным и объективным данным самоконтроля.

При многолетнем перспективном планировании самостоятельных тренировочных занятий их общая тренировочная нагрузка должна с каждым годом иметь тенденцию к повышению, только при этом условии будут укрепляться здоровье, повышать уровень физической подготовленности, а для занимающихся спортом – состояние тренированности и уровень спортивных результатов.

Управление процессом самостоятельных занятий. Для осуществления управления процессом самостоятельных занятий и повышения эффективности необходимо проведение ряда мероприятий: определение их цели, индивидуальных особенностей занимающегося; разработка и корректировка планов занятий( перспективного, годового, на семестр и микроцикл); определение содержания, организации, методики и условий занятий, применяемых средств тренировки. Постоянный самоконтроль и учет проделанной тренировочной работы позволяют анализировать ход тренировочного процесса, вносить коррективы в ее планы. Рекомендуется проводить предварительный, текущий и итоговый учет с записью данных в личный дневник самоконтроля.

Цель предварительного учета - зафиксировать данные исходного уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся. Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий: количество проведенных тренировок в неделю, месяц, год; выполненный объем и интенсивность тренировочной работы; результаты участия в соревнованиях и выполнения отдельных тестов, требований спортивной классификации .

Итоговый учет осуществляется в конце периода занятий или в конце годичного цикла тренировочных занятий. Он предполагает сопоставление данных состояния здоровья и тренированности, а так же данных объема выполненной тренировочной работы. На основании их анализа корректируются планы тренировок и следующий цикл занятий.

Результаты самоконтроля при проведении самостоятельных тренировочных занятий могут быть представлены в виде показателей: ЧСС, вес тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения тестов, спортивные результаты, самочувствие и др. Информация по полученным показателям позволит занимающемуся в любой отрезок времени ставить перед собой определенную задачу, осуществлять и оценивать точность ее выполнения , т.е реально управлять своим тренировочным процессом.

Данные самоконтроля полезно представлять в виде графика , тогда анализ показателей предварительного, текущего и итогового учета, отраженный наглядно, будет показывать динамику состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, что облегчит анализ и управление процессом самостоятельной тренировки.

К процессу управления занятиями относится дозирование физической нагрузки на занятиях. Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если физическая нагрузка недостаточна. Однако недопустима и чрезмерная по интенсивности нагрузка. Возникает необходимость установить оптимальную физическую активность для каждого , кто самостоятельно занимается какой –либо системой физических упражнений или видов спорта.

Дозирование физической нагрузки при самостоятельных занятиях. Для определения оптимальной физической нагрузки вначале необходимо оценить исходный уровень функционального состояния организма и физической подготовленности, а затем в процессе занятий контролировать их изменения.

Наиболее доступными способами оценки состояния сердечно- сосудистой и дыхательной систем являются: пульс покоя, артериальное давление покоя, функциональная проба с приседаниями, восстановление пульса после нагрузки, ортостатическая проба, проба Штанге и др.

Степень физической подготовленности можно контролировать с помощью тестов учебной программы вуза, дополнительных тестов, в том числе 12-минутного теста. К.Купера, с помощью которого определяется степень физической подготовленности по преодолению как можно большего расстояния в течение 12 мин.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (2)

    Методические рекомендации
    ... Т.И. Никитина, специалист по методической работе А.В. Петрова М – 54 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (для студентов IV курса заочной ...
  2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (3)

    Методические рекомендации
    ... : Т.И. Никитина, заведующая отделом по работе со студентами ЗФО и ОЗФО М – 54 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (для ...
  3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (4)

    Методические рекомендации
    ... Т.И. Никитина, специалист по методической работе А.В. Петрова М – 54 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (для студентов IV курса заочной ...
  4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Методические рекомендации
    ... городе Твери МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ (для студентов I курса ... дисциплина. Понятие «культура». Основные проблемы культурологии. Философский и социологический подходы к изучению культуры ...
  5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (1)

    Методические рекомендации
    ... городе Твери МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ (для студентов I курса ... дисциплина. Понятие «культура». Основные проблемы культурологии. Философский и социологический подходы к изучению культуры ...

Другие похожие документы..