Главная > Документ


*Часы на физическую культуру

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

АННОТАЦИИ

«ПСИХОЛОГИЯ»

1.Цель дисциплины. Целью курса является формирование у студентов базовых психологических знаний, касающихся основных закономерностей развития психики, истории развития психологии как науки, особенностей протекания психических процессов, о взаимосвязи и взаимовлиянии биологического, социального и психического в развитии человека; об изменениях, происходящих в структуре личности, мотивационно-потребностной и когнитивной сферах, в деятельности и общении на различных возрастных этапах.

А также формирование адекватного представления о личности учащегося, о влиянии обучения и воспитания на процесс развития личности ребенка, изучение основ психологии общения и взаимодействия, поведения в конфликтной ситуации, изучение психологических особенностей малой группы, получение навыков психодиагностической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Психология» входит в базовую часть профессионального цикла Б3.

3. Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие общекультурных компетенций:

- способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

- владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

- готовность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

- способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

- способность понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

общепрофессиональных компетенций:

- способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК -1);

- готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК -2);

- готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся младшего школьного, подросткового и старшего школьного возрастов (ОПК-4);

- способность организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

- способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8)

- способность осуществлять профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9);

- способность использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывая риск и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

– особенности строения психики и закономерности её развития в онто- и филогенезе;

- закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания;

- структурные и динамические характеристики малой группы.

уметь:

– взаимодействовать с детьми и подростками;

- использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей;

- применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников.

владеть:

– методами исследований в области психологии;

- конкретными методиками психолого-педагогической диагностики.

4. Общая трудоемкость дисциплины 10 зачетных единиц.

5. Разработчики:

БГПУ, каф. психологии

доцент Резниченко Л.В.

«ПЕДАГОГИКА»

1. Цель дисциплины: формирование общепрофессиональной компетентности путем развития теоретического мышления будущих педагогов, ведущего к научному осмыслению объективной педагогической реальности, развития практических умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП). Дисциплина «Педагогика» входит в базовую часть профессионального цикла Б3.

Включает разделы: «Введение в педагогическую деятельность», «История педагогики и образования», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие общекультурных компетенций:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  • способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

  • способен логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

  • готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

  • готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

  • готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

  • способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

общепрофессиональных компетенций:

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

  • способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  • способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

  • способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

профессиональных компетенций:

  • способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

  • способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

  • способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

  • готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

  • способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

  • готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • ценностные основы профессио­нальной деятельности в сфере об­разования;

  • правовые нормы реализации пе­дагогической деятельности и обра­зования;

  • сущность и структуру образова­тельных процессов;

  • особенности реализации педаго­гического процесса в условиях по­ликультурного и полиэтнического общества;

  • тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире;

  • методологию педагогических ис­следований проблем образования (обучения, воспитания, социализа­ции);

  • теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровожде­ния субъектов педагогического процесса;

  • способы психологического и педагогического изучения обу­чающихся; - способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

  • способы построения межлично­стных отношений в группах разно­го возраста;

  • особенности социального парт­нерства в системе образования;

  • способы профессионального са­мопознания и саморазвития;

уметь:

  • системно анализировать и выби­рать образовательные концепции;

  • использовать методы психологи­ческой и педагогической диагно­стики для решения различных про­фессиональных задач;

  • учитывать различные контексты (социальные, культурные, нацио­нальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

  • учитывать в педагогическом взаимодействии различные особен­ности учащихся;

  • проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответст­вующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

  • осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

  • создавать педагогически целесо­образную и психологически безо­пасную образовательную среду;

  • использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учеб­ных предметов;

  • организовывать внеучебную дея­тельность обучающихся;

бесконфликтно общаться с раз­личными субъектами педагогиче­ского процесса;

  • управлять деятельностью помощников учителя и волонтёров, коор­динировать деятельность социаль­ных партнеров;

  • участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

  • использовать теоретические зна­ния для генерации новых идей в области развития образования;

владеть:

  • способами пропаганды важности педагогической профес­сии для социально-экономического развития страны;

  • способами ориентации в профес­сиональных источниках информа­ции (журналы, сайты, образова­тельные порталы и т.д.);

  • способами осуществления психо­лого-педагогической поддержки и сопровождения;

  • способами предупреждения девиантного поведения и правонаруше­ний;

  • способами взаимодействия с дру­гими субъектами образовательного процесса;

  • способами проектной и иннова­ционной деятельности в образова­нии;

  • различными средствами комму­никации в профессиональной педа­гогической деятельности;

  • способами установления контак­тов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультур­ной образовательной среды;

  • способами совершенствования профессиональных знаний и уме­ний путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

  • описывать, объяснять и прогнозировать педагогические явления и процессы;

  • использовать общенаучные, конкретно-научные методы для решения педагогических задач;

  • пользоваться категориально-понятийным аппаратом педагогики;

  • анализировать педагогический процесс с позиций методологических подходов и теорий воспитания и обучения;

  • конструировать содержание образования, технологии обучения и воспитания;

  • строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования;

  • устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, партнерами образовательного учреждения.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.

5. Разработчики:

БГПУ, каф. педагогики

доцент Бабуцкая Л.А.

«ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»

1. Цель дисциплины: сформировать целостное представление о строении клеток и тканей, органов и систем органов, функциях организма человека, возрастных особенностях организма школьников, механизмов адаптации к условиям внешней среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к базовой части профессионального цикла Б3.

Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» ребенка тесно связан с другими дисциплинами: биологией, анатомией, педагогикой, возрастной психологией, методиками преподавания учебных предметов в школе. Преподавание этих дисциплин должно базироваться на знании особенностей организма детей и подростков на каждом возрастном этапе онтогенеза.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья школьников в учебно-воспитательном процессе и во внеурочной деятельности;

  • готовность применять, адаптировать современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в разных видах общественного и семейного воспитания;

  • способность оценивать личностные достижения школьников и разрабатывать индивидуальные навыки обучения и развития функциональных возможностей детей и подростков;

  • готовность осуществлять педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития детей и подростков в разных моделях обучения школьников;

  • способствовать воспитанию у студентов бережного отношения к своему здоровью и профилактике вредных привычек.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • общие закономерности роста и развития детей и подростков;

  • строение и функциональные особенности клеток, тканей организма;

  • строение и функции организма в разные периоды онтогенеза;

  • особенности высшей нервной деятельности детей и подростка при обучении в школе;

  • психо-физиологические аспекты поведения школьников;

  • физиологические основы психических функций: память, восприятие, внимание, эмоции;

  • индивидуально-типологические особенности в онтогенезе;

  • основные гигиенические требования, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников;

уметь:

  • использовать знания анатомии, физиологии и здоровьесберегающих технологий для рациональной организации процесса обучения и воспитания, индивидуального подхода в обучении, воспитании и сохранении здоровья учащихся;

  • работать с муляжами и таблицами;

  • работать со специальной литературой, составлять конспекты, аннотации статей;

владеть:

  • методиками по определению физического развития;

  • методиками определения физиологических проб здоровья;

  • составлением рациона питания;

  • составлением режима дня школьника,

  • навыками применения гигиенических требований к составлению учебного расписания.

    1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

    2. Разработчики:

БГПУ, кафедра основ медицинских знаний и ОЗД

доцент Данилова Л.И.

«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

1. Цель дисциплины: сформировать у студентов, будущих педагогов и психологов сознательное отношение к своему здоровью, воспитать ответственность за свое здоровье и здоровье учащихся.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» относится к базовой части профессионального цикла Б3.

Предмет «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» тесно связан с возрастной анатомией, физиологией, гигиеной и безопасности жизнедеятельности, с возрастной психологией и дисциплинами педагогического цикла.

Преподавание дисциплины должно базироваться на знании о биологической природе и целостности организма человека;

  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способности к социальному взаимодействию, сотрудничеству, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

  • способность понимать значение социально-значимых проблем общества и образа жизни человека в нем (ОК-2);

  • готовность к овладению методически правильного использования методов сохранения, укрепления и развития здоровья (ОК-3);

  • способность осознавать социальную значимость своей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, к адекватной оценке здоровья детей и подростков (ОП-1);

  • способность анализировать причины нездоровья детского населения, и выявлять факторы, ухудшающие состояние здоровья (ОП-2);

  • способность использовать в своей профессиональной деятельности полученные знания (ОП-3);

  • готовность к выбору программ в области здоровья (ПК-1);

  • способность к организации здоровьесберегающего и здоровьеразвивающего пространства (ПК-2);

  • освоение современных в области здоровья технологий, направленных на сохранение здоровья и профилактику заболеваний (ПК-3);

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

  • признаки наиболее распространенных заболеваний, неотложных состояний, инфекционных болезней;

  • понимать эпидемический и инфекционный процессы;

уметь:

  • работать со специальной литературой, с таблицами, муляжами, информационными сборниками, СанПиН и др.;

владеть

  • приемами первой помощи при травмах, неотложных состояниях: кровотечениях, переломах, вывихах, обмороке, эпилептическом и истерическом припадках и др.

  1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

  1. Разработчики:

БГПУ, кафедра основ медицинских знаний и ОЗД

доцент Антонова Л.А.

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1. Цель дисциплины: сформировать у студентов целостное представление об угрозах окружающего мира, правилах поведения в случае их возникновения, а также о приемах и методах их предупреждении и нейтрализации.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»относится к базовой части профессионального цикла Б3.

Для освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в общеобразовательной школе.

Освоение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является необходимой основой для последующего изучения дисциплинами: экология, психология, возрастная анатомия, физиология и гигиена, основы медицинских знаний, основы педиатрии, гигиены и других предметов связанных с изучением земли, атмосферы, биосферы, а также техносферы.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

  • способность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных действий (ОК-6);

  • способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • правовую и нормативную базу системы безопасности жизнедеятельности Российской Федерации;

  • основные угрозы окружающего мира (природная среда, техносфера, оружие массового поражения) и приемы снижения их отрицательного воздействия на организм;

  • основные угрозы окружающего мира, исходящие из социальной сферы и приемы их предупреждения и нейтрализации;

  • основные угрозы исходящие из биосферы, приемы их предупреждения и нейтрализации;

уметь:

  • использовать знания по основам безопасности жизнедеятельности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального и биологического происхождения;

  • использовать индивидуальные, коллективные и медицинские средствами защиты;

  • уметь оказать первую помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях различного происхождения;

владеть:

  • методами подбора индивидуальных средств защиты органов дыхания и средств защиты кожи;

  • навыками работы с приборами предназначенными для определения в окружающей среде экологически вредных факторов химического происхождения, а также имеющих физическую природу;

  • навыками применения знаний по основам безопасности жизнедеятельности с целью предупреждения негативного влияния вредных факторов внешней среды, а в случае их появления принимать меры по их нейтрализации.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

5. Разработчики:

БГПУ, кафедра основ медицинских знаний и охраны здоровья детей

доцент Яценко Е.А.

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ»

1. Цель дисциплины: сформировать представление о теоретических основах и методических подходах в области общей и частных методик обучения биологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Теория и методика обучения биологии» относится к базовой части профессионального цикла Б3.

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», биологических дисциплин вариативной части профессионального цикла.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная основная образовательная программа направление подготовки менеджмент (профиль «производственный менеджмент»)

    Основная образовательная программа
    ... министра _________________ «____»__________200__ г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки Менеджмент (профиль «Производственный менеджмент» ...
  2. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент профиль «инновационный менеджмент»

    Основная образовательная программа
    ... подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом. АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН основнойобразовательнойпрограммынаправленияподготовки ...
  3. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 073900 теория и история искусств

    Основная образовательная программа
    ... ______________С.И.Михайловский «___»_____________2011 года Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 073900 Теория и история ...
  4. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 073900 теория и история искусств

    Основная образовательная программа
    ... ______________С.И.Михайловский «___»_____________2011 года Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 073900 Теория и история ...
  5. Примерная основная образовательная программа направление подготовки (1)

    Основная образовательная программа
    ... ПРОЕКТ Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки Социология ... исследований в соответствии с основнойобразовательнойпрограммойподготовки социолога в системе классического ...
  6. Примерная основная образовательная программа направление подготовки (5)

    Основная образовательная программа
    ... ______________Федоров М.П. «___»____________ 2010 г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 222000 «инноватика» утверждено приказом ...

Другие похожие документы..