Главная > Основная образовательная программа


Б.3.Б.05 УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

Цель изучения дисциплины

Формирование у студентов системы теоретических знаний и практических навыков по основным направлениям и формам работы с персоналом предприятий различных видов экономической деятельности (отраслей) производственной и непроизводственной сферы.

Содержание дисциплины

  1. Теоретические основы управления человеческими ресурсами:

Сущность управления человеческими ресурсами

Модель человека в социально-экономических системах

Потребности и потенциал человека

Сущность и показатели эффективности труда

Основы теории мотивации

  1. Управление человеческими ресурсами на уровне национальной экономики:

Формирование рынков труда

Факторы, влияющие на спрос и предложение рабочей силы

Сегментация рынка труда

Трудовая мобильность рабочей силы

Занятость и безработица

Система социального партнерства

Регулирование рынка труда как динамичной системы социально-трудовых отношений

  1. Управление человеческими ресурсами на региональном уровне:

Особенности формирования и функционирования региональных рынков труда

Влияние региональной политики на состояние занятости и безработицы в регионе

  1. Управление человеческими ресурсами на микроуровне:

    1. Теории управления персоналом

    2. Организационное проектирование системы управления персоналом на предприятии

    3. Трудовой потенциал организации

    4. Формирование кадровой политики

    5. Кадровое планирование, его содержание и сущность

    6. Технология управления наймом и оценкой персонала

    7. Профориентация и адаптация персонала

    8. Структура норм труда

    9. Сущность научного обоснования норм труда

    10. Методы исследования затрат рабочего времени

    11. Методики нормирования труда по группам персонала

    12. Оптимизация численности и структуры персонала

    13. Системы оплаты труда

    14. Управление конфликтами

    15. Построение деловой карьеры

    16. Оценка эффективности управления персоналом.

Формируемые компетенции

ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОК-10, ПК-5, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8, Пк-13, ПК-14, ПК-37

Наименования дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины

Теория менеджмента, экономическая теория, социология, делопроизводство, статистика

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

«Знать»:

  • основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;

  • роль и место управления персоналом в общеорганизационном управлении и его связь со стратегическими задачами организации;

  • причины многовариантности практики управления персоналом в современных условиях.

«Уметь»:

  • ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

  • организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

  • анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

  • диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

  • анализировать состояние и тенденции развития рынка труда с точки зрения с точки зрения обеспечения потребности организации в человеческих ресурсах;

  • оценивать положение организации на рынке труда, разрабатывать систему мероприятий по улучшению имиджа организации как работодателя;

  • проводить аудит человеческих ресурсов организации, прогнозировать и определять потребность организации в персонале, определять эффективные пути ее удовлетворения;

  • разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и программы их адаптации;

  • разрабатывать программы обучения сотрудников и оценивать их эффективность;

  • использовать различные методы оценки и аттестации сотрудников;

  • разрабатывать мероприятия по мотивации и стимулированию персонала организации.

«Владеть»:

  • методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);

  • современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

  • современным инструментарием управления человеческими ресурсами;

методами планирования карьеры.

Используемые инструментальные и программные средства

Средства MS Office (Word, Exсel, PowerPoint и т.д.)

Формы промежуточного контроля знаний

Контрольные работы, домашние задания, промежуточное тестирование по темам дисциплины

Форма итогового контроля знаний

Экзамен

Б.3.Б.06 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Цель изучения дисциплины

Получение теоретических знаний и системных представлений о стратегическом менеджменте, а также формирование практических навыков и умений в области разработки и реализации стратегий организации

Содержание дисциплины

Основными блоками дисциплины являются:

1. Стратегический менеджмент: основные понятия, развитие и значение:

  • сущность и значение стратегического менеджмента

  • становление и развитие стратегического менеджмента

  • стратегии предприятия

  • ключевые элементы процесса стратегического менеджмента

2. Целеполагание и стратегический анализ:

  • стратегическое целеполагание

  • диагностика и анализ внешней среды организации

  • анализ ситуации организации

3. Стратегия развития организации:

  • основные стратегии развития организации

  • разработка стратегии одиночного бизнеса; конкурентные преимущества и базовые стратегии

  • разработка функциональных стратегий

4. Корпоративные стратегии. Диверсификация:

  • портфельный анализ

  • разработка стратегии на корпоративном уровне; диверсификация

5. Ситуация организации и стратегия:

  • ситуационный подход к выработке стратегии

6. Реализация стратегий и контроль:

реализация стратегий; стратегический контроль.

Формируемые компетенции

ОК-8, ОК-13, ОК-15

ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-15, ПК-31, ПК-52, ПК-55

Наименования дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины

1. Теория менеджмента.

2. Маркетинг.

3. Экономическая теория.

4. Информационные технологии в менеджменте

5. Методы принятия управленческих решений.

6. Экономика предприятия.

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

  • содержание процесса стратегического менеджмента;

  • методы структуризации целей организации;

  • методы анализа внешней и внутренней сред организации;

  • основы конкурентного и портфельного анализа;

  • виды стратегий организации;

  • сущность ситуационного подхода к выработке стратегии;

  • пути реализации стратегии организации.

Уметь:

  • идентифицировать и анализировать проблемные ситуации в стратегическом менеджменте;

  • использовать методы и модели стратегического менеджмента;

  • осуществлять диагностику внешней и внутренней сред организации;

  • проводить ситуационный анализ;

  • обосновывать и выбирать стратегии организации;

  • использовать модели портфельного анализа;

  • разрабатывать мероприятия по реализации стратегии

Владеть:

  • методиками стратегического анализа: ситуационного, отраслевого, конкурентного, портфельного;

  • навыками реализации конкурентных и функциональных стратегий в организации

Используемые инструментальные и программные средства

Стандартное программное обеспечение MSOffice

Форма промежуточного контроля знаний

Компьютерное промежуточное тестирование; защиты самостоятельных работ на практических занятиях и консультациях

Форма итогового контроля

Экзамен

Б.3.Б.07 КОРПОРАТИВНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Цель изучения дисциплины

Повышение социально-экономической обоснованности корпоративной и социальной ответственности бизнеса перед обществом:
-Определение требований к системам менеджмента социальной ответственности организаций;
-формирование представлений о механизмах реализации корпоративной социальной ответственности;
- освоение методов внедрения систем менеджмента корпоративной социальной ответственности;
- приобретение навыков интеграции социально значимых аспектов в другие системы менеджмента.

Содержание дисциплины

1. Основные понятия социальной ответственности организаций
1.1 Понятие социальной ответственности, её смысл и значение для общества.
Характеристика социальной ответственности как категории этики и психологии. Смысл социальной ответственности при любых преобразованиях общества. Необходимые качества личности для реализации социальной ответственности в обществе. О чувстве ответственности. Культурное наследие.
1.2 Структуры, несущие социальную ответственность.
Власть, организации бизнеса и социальной сферы, СМИ, население. Их обязанности и обязательства.
1.3 Принципы социальной ответственности.
Область прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды, противодействия коррупции. Сектора экономики, внедряющие стандарт «Социальной ответственности». Условия в РФ для восприятия принципов корпоративной социальной ответственности.
1.4 Осознанная социальная ответственность.
Соблюдение ответственности в рамках, установленных законами. Добровольное принятие и выполнение обязательств, превышающих рамки ответственности, установленные законами. Укрепление и расширение моральных ценностей.
1.5 Критерии выполнения социальных обязательств.
Социальные гарантии персонала. Охрана труда и здоровья. Охрана окружающей среды и ресурсосбережение. Поддержка местного сообщества.


2.Затраты на деятельность в области осознанной социальной ответственности и их окупаемость.
Виды затрат.

2.1.Структура отраслевых социальных инвестиций. Сравнительный рейтинг социальных программ, производительности труда и финансового благополучия. Эффективность внедрения экологически выгодных технологий и вторичной переработки продукции.

2.2. Репутационный имидж – инструмент для привлечения инвестиций. Культура производства и возможные противоречия между социальными обязательствами и коммерческой целесообразностью. Понятие пост-рациональной экономики и социоцентризма.
2.3.Оценка выполнения социальных обязательств.
Порядок внешнего аудита заинтересованной стороной. Порядок внешнего аудита независимой стороной. Порядок регистрации декларации о соответствии стандарту.

3.Стандарт – ВОК КСО-2007 «Социальная ответственность организаций. Требования»
3.1 Социальная ответственность как объект стандартизации в области менеджмента.
Предпосылки для развития движения в области социальной ответственности. Роль идеи достижения цели «устойчивого развития» (экономический, социальный и экологический аспекты) и ключевых факторов долгосрочной стратегии успеха. Причины появления стандарта, его нормативная база.
3.2 Социальные права персонала.
Стратегическая цель. Свобода объединений. Коллективный договор. Заработная плата. Дискриминация. Дисциплинарные меры. Охрана труда.
3.3 Социальные гарантии персонала.
Стратегическая цель. Повышение квалификации. Компенсационные выплаты при сокращении персонала. Содействие учащимся. Оплачиваемый отпуск. Охрана материнства.
3.4 Охрана окружающей среды.
Стратегическая цель. Предотвращение вредных воздействий на окружающую среду. Экологическое обучение и просвещение персонала.
3.5 Экономное расходование ресурсов.
Процессы менеджмента «Бережливое производство». Ресурсосберегающие технологии. Уровень дефектности продукции / услуг. Количество отходов. Компетенция и вовлеченность персонала.
3.6 Поддержка местного сообщества.
Развитие территорий. Программы организаций социальной сферы. Малоимущие семьи, престарелые и ветераны. ЖКХ, организации культуры и спорта.
3.7 Менеджмент в области социальной ответственности.
Цели и политика. Ответственность руководства и анализ с его стороны. Информирование общества. Взаимодействие с заинтересованными сторонами. Внешние связи. Внутренний аудит.
3.8 Роль стандарта в развитии движения по социальной ответственности в организациях.
Цели стандарта и рассмотрение преимуществ при внедрении стандарта в организациях для: работников, работодателей, потребителей, инвесторов, общества и других заинтересованных сторон.

4. Механизмы реализации корпоративной социальной ответственности
4.1 Заинтересованные стороны организации.
Акционеры. Потребители. Персонал. Государство. Общество.
4.2 Система ценностей организации.
Свод писаных и неписаных правил, традиций, схем поведения, поддерживаемых персоналом. Формирование механизмов реализации системы ценностей организации.
4.3 Инструменты реализации, этапы проектирования и внедрения систем менеджмента социальной ответственности организаций.
Принципы формирования: коллективность, координация различных аспектов системы менеджмента организации (качество, экология, риски, здоровье и др.), интеграция с другими системами управления.
Этапы разработки и внедрения:
Политика в области социальной ответственности. Структуры управления в области социальной ответственности. Программы КСО и документы системы управления (руководства, положения, процедуры, стандарты, инструкции и др.). Реализация программ. Внутренний аудит (самооценка). Корректирующие мероприятия. Отчет по КСО. Внешний аудит. Общественное мнение.
Инструменты реализации программ КСО: гранты, спонсорская помощь, социально-значимый маркетинг, эквивалентное финансирование, социальные инвестиции, добровольное участие сотрудников в реализации социальных программ (лекции, информация и т.д.), административный/социальный бюджет.
Тема 3.4 Интеграция социально-значимых аспектов с другими системами менеджмента.
Методическая основа процессов управления. Доминанта требований. Элементы социально-значимых аспектов в других системах менеджмента. Корреляция требований стандартов серии ИСО 9000, ИСО 14000 и стандарта OHSAS 18000 со стандартом «Социальная ответственность». Координация функционирующих систем управления, интеграция элементов системы менеджмента социальной ответственности в систему менеджмента организации.

Формируемые компетенции

ОК-19, ОК-20, ОК-21, ОК-22, ПК-3,ПК-4,ПК-7,ПК-14, ПК-21

Наименование дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины

Правоведение, социология, психология, теория менеджмента, управление человеческими ресурсами.

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

«Знать»:

-основы генезиса концепции корпоративной социальной ответственности (КСО), роль и место этики бизнеса в системе КСО;

-основные направления интегрирования КСО в теорию и практику стратегического управления.

«Уметь»:

-идентифицировать , анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации с позиции концепции КСО;

-диагностировать этические проблемы в организации и применять основные модели принятия этических управленческих решений.

«Владеть»:

-современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

-современным инструментарием управления человеческими ресурсами.

Используемые инструментальные и программные средства

Учебные кейсы, деловые игры, средства MS Office

Формы промежуточного контроля знаний

Контрольные работы, домашние работы, промежуточное тестирование по темам дисциплины

Форма итогового контроля знаний

Зачет

Б.3.Б.08 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель изучения дисциплины

  • Изучение опасностей в процессе жизнедеятельности человека и способов защиты от них.

  • Создание комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла.

  • Обеспечение нормативно допустимых уровней воздействия негативных факторов на человека и природную среду.

Содержание дисциплины

1.Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

1.1. Основные понятия, аксиомы и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

1.2. Классификация опасностей и их источников, причин и последствий реализации опасностей

1.3. Количественное описание опасностей. Концепция приемлемого риска.

1.4. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности.

1.5.Анализ и управление безопасностью жизнедеятельности.

2. Обеспечение безопасности повседневной жизнедеятельности

2.1. Характеристика основных форм и условий деятельности. Организация трудового процесса (элементы эргономики) и охрана труда.

2.2. Санитарно-гигиенические и психофизиологические аспекты безопасности (антропогенные опасности)

2.3. Биологические опасности.

2.4. Социальные опасности.

2.5. Техногенные опасности.

2.6. Экологические опасности.

3. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях

3.1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях.

3.2. Техногенные чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

3.3. Природные чрезвычайные ситуации (природные опасности).

3.4. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

3.5. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

Формируемые компетенции

ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-9, ОК-13, ОК-15, ОК-17, ОК-20, ОК-21, ОК-22, ОК-23, ОК-24, ОК-25, ПК-1, ПК-8, ПК-42, ПК-51, ПК-52, ПК-62, ПК-75, ПК-76, ПК-77, ПК-78, ПК-79, ПК-81, ПК-89, ПК-91.

Наименования дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины

Физика, химия, математика, биология, география, экология, информатика.

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

«Знать»:

  • теоретические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности;

  • правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

  • основы гигиены, физиологии и психологии труда и методы обеспечения комфортных условий деятельности человека;

  • последствия воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов и способы защиты от них;

  • основы организации и управления действиями производственного персонала в чрезвычайных ситуациях;

  • принципы и порядок ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

«Уметь»:

  • оценивать параметры негативных факторов и степень их воздействия в соответствии с нормативными требованиями;

  • рационально и эффективно использовать средства защиты человека и природной среды от негативного воздействия техногенных источников и стихийных бедствий;

  • грамотно управлять действиями персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций.

«Владеть»:

  • методами измерения параметров негативных факторов производственной среды;

  • навыками выбора принципов защиты и использования средств индивидуальной и коллективной защиты в различных условиях деятельности;

  • способами оказания первой помощи пострадавшим в результате несчастных случаев;

Используемые инструментальные и программные средства

Средства MS Office, компьютерные программные продукты по разделам дисциплины, учебные видеофильмы.

Формы промежуточного контроля знаний

Промежуточное тестирование, индивидуальные задания, решение задач, письменные опросы.

Форма итогового контроля знаний

Зачет

Б.3.Б.09УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ

Цель изучения дисциплины

Овладение знаниями и умениями управления изменениями, развитием производственной системы (предприятия) в организации системы производимого товара, применяемых технологий, систем машин, организации труда, производства и управления, обеспечивающих экономически эффективное решение текущих и стратегических задач жизнедеятельности предприятия

Задачи дисциплины

  • дать теоретические знания в области теории управления изменениями развитием промышленного производства, предприятия;

  • дать теоретические знания о законах, принципах, формах, методах цикличности и системности развития промышленного производства, совместимости, уровневости характеристик показателей основных элементов производственной системы (предприятия);

  • развить у студента стратегическое мышление, видение сложившихся ситуаций на макро- мез- и микроуровнях управления предприятием, понимание необходимости и значимости системы стратегического управления и планирования развития товара, нового продукта, технологии, техники, организации труда, производства и управления;

  • сформировать системный комплекс знаний общего механизма управления изменениями, развитием производственной системы, как целого и элементов, производственной системы, как ее частей; знаний основных подходов и инструментов этого управления;

  • вооружить студентов знаниями методологии и методик мотивации, целеполагания, нормирования, планирования, организации системы стратегического и текущего управления изменениями производственной системы в целом и ее частями с позиций инновационного подхода;

  • сформировать знание и умение проводить анализ и делать собственные выводы по значимым проблемам и процессам изменения технико-экономических характеристик товара, продукта, по этапам жизненного цикла товара, закономерностей обновления структуры товара;

  • сформировать знания и умение проводить анализ и делать собственные выводы по проблемам и процессам циклического изменения изготовляемого продукта, вопросов кооперации и специализации производства, цикличности изменений технологии и техники;

  • сформировать умение инновационного обновления товара, продукта, технологии, техники, организации труда, производства и управления, и соответствующего им инновационного изменения, развития производственной системы (предприятия);

  • сформировать знание и умение организации и управления изменениями инфраструктуры предприятия, использования аутсорсинга в проблеме управления изменениями;

  • сформировать умение практической организации и управления изменениями развитием предприятия, товара, продукта технологии, техники, организации труда, производства и управления на промышленных предприятиях, способности ставить систему целей, стратегий, задач объектов управления, достигать желаемых результатов через обоснованное применение комплекса инструментов и процедур мотивации, нормирования, планирования, организации, контроля и регулирования

Содержание дисциплины

1.Развитие и практика организационных изменений:

- теория и методология организационных изменений;

- сущность и понятие организационных изменений на промышленных предприятиях;

- системное описание деятельности предприятия;

2. Принципы изменений . Методология развития предприятия:

- кризисы производственной системы;

- теории жизненных циклов;

- товар-продукт производственной системы машиностроения.

3. Методология, методы и инструменты развития предприятия::

- методология управления развитием предприятия;

- нововведения как основа управления изменения;

- методология, методы и инструменты развития предприятия;

- управление изменениями как система.

4. Управление реструктуризацией предприятия машиностроения:

- системная концепция управления реструктуризацией предприятия;

- формы, методы и пути реструктуризации предприятия;

- реструктуризация производственных процессов в первичных звеньях предприятий;

- реструктуризация обеспечения и обслуживания основного производства.

Формируемые компетенции

ОК-1, ОК-2, ОК-15

ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-8

Наименования дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины

«Экономическая теория», «Статистика», «Организация производства», «Теория менеджмента», «Маркетинг»

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

знать

теоретические основы, законы и закономерности бизнес-планирования предпринимательской идеи, предпринимательского дела (проекта), системность и цикличность развития товара-продукта, технологии производства, производственной системы (предприятия), совместимость (уровневость) характеристик показателей основных элементов планируемой бизнес-системы.

уметь

осуществлять проведение работ по анализу и синтезу системного комплекса мер стратегического и текущего характера по бизнес-планированию предпринимательской идеи, предпринимательского дела.

владеть

навыками применения методов бизнес-планирования, проектирования, организации и управления бизнес-плана развития предпринимательской идеи, предпринимательского дела.

Используемые инструментальные и программные средства

Стандартные пакеты MS Office

Формы промежуточного контроля знаний

Промежуточное тестирование по темам дисциплины

Форма итогового контроля знаний

Зачет

Б.3.Б.10 ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Цель изучения дисциплины

Овладеть знаниями и умениями, позволяющими осуществлять обоснование инвестиционных решений

Задачи дисциплины

  • дать теоретические знания о современных методах оценки инвестиций;

  • дать прикладные знания в области оценки инвестиций в отечественной и зарубежной практике;

  • сформировать у студентов представление о видах инвестиций, методах инвестирования, основных принципах принятия инвестиционных решений, критериях принятия инвестиционных решений;

  • дать навыки учета фактора времени, для приведения поступлений и платежей к единому моменту времени;

  • дать практические знания расчетов эффективности решений по инвестициям различных классов и степеней риска;

  • научить студентов оценивать сравнительную эффективность вариантов инвестиций;

научить учитывать инфляцию в расчетах эффективности.

Содержание дисциплины

Введение

Предмет и содержание дисциплины. Цель и задачи дисциплины. Место дисциплины в системе подготовки специалистов.

Тема 1. Понятие экономической оценки инвестиционного проекта и ее место в экономической теории и практике.

Инвестиционные проекты: понятие, содержание. Жизненный цикл инвестиционного проекта: фазы развития инвестиционного проекта и их характеристика. Финансовый профиль инвестиционного проекта.

Ресурсы и их ограниченность. Инвестиции как ключевой вид ограниченных ресурсов, экономическая сущность инвестиций. Результативность использования ограниченных ресурсов: экономическая и социальная, подлежащая или не подлежащая стоимостной оценке. Экономическая эффективность инвестиций как частный случай результативности ограниченных ресурсов.

Принципиальный алгоритм принятия решения о целесообразности реализации инвестиционного проекта. Место и роль экономической оценки инвестиций.

Тема 2. Базовый подход к оценке экономической эффективности инвестиций.

Распределительная задача, ее сущность. Взаимоисключающие и невзаимоисключающие инвестиционные проекты.

Алгоритм решения распределительной задачи: формирование оптимального плана инвестиций при явно заданном лимите инвестиций и исчерпывающем перечне инвестиционных проектов.

Общие принципы формирования оптимального плана инвестиций. Понятие затрат упущенных возможностей.

Аксиомы, лежащие в основе распределительной задачи.

Тема 3. Оценка экономической эффективности инвестиций на основе норматива экономической эффективности.

Факторы, обуславливающие нарушение аксиоматики распределительной задачи в реальной деловой жизни.

Понятие норматива экономической эффективности инвестиций.

Факторы, определяющие уровень норматива экономической эффективности инвестиций: степень ограниченности инвестиций, уровень эффективности альтернативных проектов, уровень риска, связанный с реализацией конкретного проекта.

Оценка экономической эффективности невзаимоисключающих проектов.

Оценка экономической эффективности взаимоисключающих вариантов невзаимоисключающего проекта.

Тема 4. Учет фактора времени при оценке экономической эффективности инвестиций.

Фактор времени в широком и узком смысле. Экономическая сущность учета фактора времени в узком смысле: оценка затрат упущенных возможностей.

Алгоритм приведения разновременных затрат и результатов к концу расчетного периода. Алгоритм приведения разновременных затрат и результатов к началу расчетного периода.

Частные случаи приведения разновременных затрат и результатов в сопоставимый вид по фактору времени.

Общий алгоритм «формулы» сложных процентов.

Тема 5. Принципиальный подход к оценке экономической эффективности инвестиций.

Критерий экономической эффективности инвестиционных проектов, его сущность и содержание.

Общий алгоритм экономического обоснования инвестиционного решения. Необходимы условия эффективности инвестиционного проекта.

Тема 6. Методы оценки экономической эффективности инвестиций.

Классификация методов оценки экономической эффективности инвестиций.

Методы оценки экономической эффективности инвестиций, учитывающие неравноценность разновременных затрат и результатов. Экономический эффект за расчетный период. Внутренний коэффициент экономической эффективности.

Упрощенные методы оценки экономической эффективности инвестиций. Годовой экономический эффект. Коэффициент экономической эффективности. Период возврата.

Учет фактора времени в расчетах эффективности.

Сфера применения методов, учитывающих неравноценность разновременных затрат, и упрощенных методов. Достоинства и недостатки различных методов оценки эффективности.

Тема 7. Частные случаи оценки экономической эффективности инвестиций.

Оценка сравнительной экономической эффективности инвестиций. Понятие приведенных затрат.

Переоценка проекта.

Замена существующего варианта на проектный вариант.

Тема 8. Учет инфляции, риска и неопределенности при

оценке эффективности инвестиционных проектов

Учет инфляции при оценке эффективности инвестиций. Сущность и измерители инфляции. Характер влияния инфляции на показатели инвестиционного проекта.

Оценка инвестиционных решений в условиях неопределенности и рисков. Неопределенность принятия инвестиционного решения. Инвестиционные риски. Виды инвестиционных рисков.

Учет риска и неопределенности на основе субъективной вероятности.

Учет риска и неопределенности на основе выявления ключевых факторов и определения критических значений ключевых факторов.

Тема 9. Оценка экономической эффективности инвестиций с учетом схемы финансирования

Понятие схемы финансирования инвестиционного проекта. «Чистые» схемы финансирования: акционерное (долевое) и заемное финансирование. Понятие смешанной схемы финансирования.

Базовая схема финансирования, используемая в рамках теории экономической эффективности инвестиций.

Оценка экономической эффективности инвестиций с учетом финансового рычага первого и второго рода.

Формируемые компетенции

ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-13, ОК-15

ПК-8, ПК-12, ПК-15, ПК-21, ПК-26, ПК -31, ПК-43, ПК-71, ПК-76,

Наименование дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины

«Экономическая теория», «Методы принятия управленческих решений», «Научные основы инновационных технологий», «Маркетинг», «Финансовый менеджмент».

Указанные связи дисциплины «Инвестиционный анализ» дают студенту системное представление о комплексе изучаемых дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом, что обеспечивает соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности экономистаменеджера.

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины экономист-менеджер должен:

знать

  • методические основы оценки экономической эффективности инвестиций;

  • общий алгоритм экономического обоснования инвестиционных решений;

  • отечественный и зарубежный опыт оценки экономической эффективности инвестиций;

  • основные методы оценки эффективности инвестиций.

уметь

  • принимать решения по выбору эффективных инвестиционных проектов;

  • самостоятельно приобретать новые знания по теории экономической оценки инвестиций и практики ее развития;

  • творчески использовать теоретические знания в процессе последующего обучения в соответствии с учебным планом подготовки специалистов

владеть

  • навыками расчета экономической эффективности с учетом продолжительности экономической жизни инвестиционного проекта, риска и инфляции, формировать портфель инвестиций предприятия с учетом финансовых ограничений;

  • специальной терминологией и лексикой данной дисциплины как минимум на одном иностранном языке.

Используемые инструментальные и программные средства

Стандартные пакеты MS Office.

Программное обеспечение инвестиционных расчетов («Альт-Инвест», «Project Expert», «Инвестор», «Аналитик»)

Формы промежуточного контроля знаний

Контрольные работы, домашние задания, промежуточное тестирование по темам дисциплины

Форма итогового контроля знаний

Экзамен

Б.3.Б.11БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Цель изучения дисциплины

овладение знаниями и умениями планирования (проектирования) предпринимательской идеи, предпринимательского дела, предпринимательского проекта, обеспечивающего системность выполнения плановых (проектных) операций и экономически эффективного проекта развития предпринимательского бизнеса

Задачи дисциплины

  • дать теоретические знания в области теории управления, теории организации, теории бизнес-планирования (проектирования) созданием (реструктуризацией) предпринимательского дела (предприятия);

  • дать теоретические знания о законах, закономерностях, принципах, формах, методах системности формирования предпринимательского дела и его элементов; цикличности развития предприятия, его частей и его элементов; совместимости и уровневости характеристик показателей основных элементов производственной системы.

  • сформировать комплекс знаний в области управления и календарного планирования бизнес-плана;

  • сформировать системный комплекс знаний общего механизма разработки бизнес-плана (проекта), где особо выделить необходимость системного бизнес-планирования организации производства производственной системы в рамках каждого технологического передела разрабатываемого предпринимательского дела;

  • сформировать у студента комплекс знаний в области оценки экономической эффективности бизнес-плана;

  • вооружить студентов знаниями методологии и методик мотивации, целеполагания, нормировании, планирования, организации бизнес-плана (проекта), учета, контроля, анализа и регулирования исполнения бизнес-плана;

  • сформировать знание и умение проводить анализ и делать собственные выводы по значимым проблемам и процессам изменения технико-экономических характеристик производимого товара-продукта, этапов жизненного цикла, товара, продукта, технологии, закономерностей развития предпринимательской идеи (дела);

  • сформировать умение инновационного управления развитием предпринимательского дела и соответствующего ему инновационного развития промышленного производства, сбыта, инфраструктуры;

  • сформировать умения планировать комплекс маркетинговых мероприятий в общей системе бизнес-планирования;

  • сформировать знания и умение управлять организацией рисков предпринимательства в системе бизнес-плана;

  • сформировать умение практической организации системы управления, формирования и развития бизнес-плана предпринимательской идеи (проекта), способности ставить систему целей, стратегий, задач объектов бизнес-планирования, управления, планирования, достигать желаемых результатов через обоснованное применение комплекса инструментов и процедур мотивации, нормирования, планирования, организации, контроля и регулирования

Содержание дисциплины

1.Бизнес-планирование: понятие и сущность.

Понятие бизнеса (предпринимательства). Проектные документы бизнеса. Цели и задачи бизнес плана. Структура бизнес-плана.

2. Определение цели бизнеса.

Предпринимательская идея. Цели участников бизнес идеи. Понятие производственной системы (ПС). Внешняя среда ПС, Внутренняя среда ПС. Целеполагание в бизнесе. Стратегии развития бизнеса.

3. Планирование (проектирование) товара.

Товар – продукт фирмы. Формирование образа товара. Характеристики товара, целевое назначение, формирование потребности, технико-экономические характеристики потребности. Оценка конкурентоспособности товара. Определение этапа жизненного цикла товара. Оценка технико-экономических показателей для пользователя (цена, налоги, экология). Соответствие законодательным нормам и правилам. Изложение товарной стратегии фирмы.

4. Проектирование производственной структуры бизнес-плана (проекта). Модульное проектирование.

Анализ жизненного цикла продукта. Определение этапов жизненного цикла продукта проекта. Формирование проектных модулей ПС проекта. Разработка системы кооперации производства и аутсорсинга. Инфраструктура проекта. Определение проектных мощностей проектных модулей ПС проекта. Разработка плана производства.

5. Маркетинг бизнеса.

Формирование образа потребителя. Анализ вариантов рынка потребителя. Оценка сегмента рынка конкретного потребителя. Маркетинговая стратегия товара- продукта. Ценообразование, ценовая политика фирмы. Каналы сбыта продукции, условия поставки продаж. Послепродажное обслуживание. Идея образа (имиджа) фирмы и её структурного стиля. Реклама товара, реклама фирмы. Маркетинговый план.

6. Проектирование внутренней среды производственной системы каждого проектного модуля.

Разработка производственного плана. Определение характеристик продукта как объекта производства (конкретного модуля ПС). Разработка технологического процесса продукта проектного модуля ПС. Определение характеристик применяемого оборудования. Проектирование характеристик организации труда. Проектирование организации производства. Формирование производственной структуры, проектного модуля ПС. Проектирование организации управления. Формирование структуры управления.

7. Организационно-правовой вид фирмы.

Оценка требований к бизнесу и выбор организационно-правовой формы фирмы. Формирование организационной структуры ПС с учетом проектных изменений ПС. Льготы, налоги, лицензии, сертификаты. Способ организации фирмы. Местоположение фирмы, название, юридический адрес, уставной фонд, численность работающих, объем производства. Комплект управленческих документов.

8. Финансовая характеристика фирмы.

Ожидаемый оборот. Валовой доход. Полная себестоимость бизнеса. Валовая прибыль. Размер налогов. Чистая прибыль. Формирование фондов. Капитальные вложения. Сметы инвестиций в помещения, транспорт, производство, рекламу, сбыт. Оборотный капитал.

9. Система календарного планирования и управления бизнес-планом.

Линейный график Ганта. Сетевое планирование управления. Разработка задач по организации цели бизнеса. Алгоритм построения сетевой модели. Разделение приоритетов в решении задач. Разработка сетевого графика для планирования и управления этапами формирования бизнеса.

10. Управление риском.

Идентификация рисков на сетевой модели бизнес-плана. Оценка рисков. Выбор метода (способа) борьбы с риском. Оценка эффективного управления риском.

Формируемые компетенции

ОК-1, ОК-2, ОК-15

ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-8

Наименования дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины

«Экономическая теория», «Статистика», «Организация производства», «Теория менеджмента», «Маркетинг»

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

знать

теоретические основы, законы и закономерности бизнес-планирования предпринимательской идеи, предпринимательского дела (проекта), системность и цикличность развития товара-продукта, технологии производства, производственной системы (предприятия), совместимость (уровневость) характеристик показателей основных элементов планируемой бизнес-системы.

уметь

осуществлять проведение работ по анализу и синтезу системного комплекса мер стратегического и текущего характера по бизнес-планированию предпринимательской идеи, предпринимательского дела.

владеть

навыками применения методов бизнес-планирования, проектирования, организации и управления бизнес-плана развития предпринимательской идеи, предпринимательского дела.

Используемые инструментальные и программные средства

Стандартные пакеты MS Office

Формы промежуточного контроля знаний

Контрольные работы, промежуточное тестирование по темам дисциплины

Форма итогового контроля знаний

Экзамен



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент профиль «антикризисный менеджмент»

    Документ
    ... г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки080200МенеджментПрофиль «Антикризисный менеджмент» Квалификация ... технологии 2 72 х Зачет Инновационныйменеджмент 2 72 х Зачет ...
  2. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент профиль «менеджмент наукоемких производств нефтегазохимического комплекса»

    Документ
    ... направлению и профилюподготовки. 1.3. Характеристика ПрООП ВПО Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма (ПрООП) по направлениюподготовки080200 «Менеджмент»профиль «Менеджмент ... + В.3.6. Управление инновационными процессами в нефтегазохимическом ...
  3. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент

    Основная образовательная программа
    ... по данному направлениюподготовки. 1.3. Характеристика ПрООП ВПО Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма (ПрООП) по направлениюподготовки080200 «Менеджмент»профилюподготовки «Экологический менеджмент» является программой первого ...
  4. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент профиль «менеджмент недвижимости»

    Документ
    ... № 2 «25» марта 2011 г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки080200МенеджментПрофиль «Менеджмент недвижимости» Квалификация выпускника Бакалавр ...
  5. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент профиль «менеджмент недвижимости»

    Документ
    ... № 2 «25» марта 2011 г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки080200МенеджментПрофиль «Менеджмент недвижимости» Квалификация выпускника Бакалавр ...

Другие похожие документы..