Главная > Основная образовательная программа


Б.2.В.05МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Основной целью преподавания учебной дисциплины «Материаловедение» является создание информационной базы для экономически обоснованной оценки потребительских свойств различных материалов и выработке элементарных навыков выбора материалов применительно к требованиям конструктора и условиям производства с учётом возможных адекватных замен в процессе создания и ремонта техники.

Роль и значение учебной дисциплины «Материаловедение» состоит в формировании профессиональных способностей и личностных качеств бакалавра. Материаловедением называют прикладную науку о связи состава, структуры и свойств материалов. Материаловедение является одной из основных дисциплин, формирующих инженерно-технологическую подготовку выпускников СПбГИЭУ. Изучение дисциплины позволяет приобрести необходимые сведения об используемых в промышленности материалах, классификации материалов по наиболее характерным признакам, сортаменте выпускаемых материалов, качестве материалов и методах управления ими, технологических методах и трудоёмкости обработки матери­алов, потребительской стоимости промышленных материалов и изделий из них, экономических, экологических и других проблемах изготовления, обработки, эксплуатации и утилизации изделий из различных материалов.

Программа учебной дисциплины «Материаловедение» включает изучение следующих разделов: 1. Общие сведения о промышленных материалах, 2. Теоретические основы материаловедения, 3. Методы управления свойствами материалов, 4. Основные виды промышленных материалов.

Цель изучения дисциплины

Создание информационной базы для экономически обоснованной оценки потребительских свойств различных материалов и выработке элементарных навыков выбора материалов применительно к требованиям конструктора и условиям производства с учётом возможных адекватных замен в процессе создания и ремонта техники.

Содержание дисциплины

В дисциплине рассматривается связь состава, структуры и свойств материалов. Основными разделами дисциплины являются:

4. Общие сведения о промышленных материалах:

    • Промышленные материалы, их стоимость и структура потребления

    • Основы товарной классификации и стандартизации материалов

    • Принципы получения и технологической обработки материалов

    • Контроль и оценка качества материалов

5. Теоретические основы материаловедения:

    • Строение материалов

    • Деформация и разрушение металлов

    • Формирование структуры металлов и сплавов при кристаллизации

6. Методы управления свойствами материалов:

    • Управление химическим составом

    • Термическая обработка

    • Химико-термическая обработка

    • Деформационная обработка

    • Деформационно-термическая обработка

7. Основные виды промышленных материалов:

    • Черные металлы и сплавы

    • Цветные металлы и сплавы

    • Неметаллические материалы

    • Композиционные и порошковые материалы

    • Вспомогательные материалы

    • Материалы для электротехники, электроники и приборостроения

    • Строительные материалы

Формируемые компетенции

ОК-5, ОК-16, ОК-18

ПК-1 – ПК-19

Наименования дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины

10. Физика (школьный курс)

11. Химия (школьный курс)

12. Математика

13. История техники и технологий

14. Концепции современного естествознания

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

«Знать»:

сортамент, маркировку и потребительские свойства основных промышленных материалов, применяемых в машиностроении при изготовлении и ремонте машин, оборудования, конструкций.

«Уметь»:

производить обоснованный выбор материалов и технологии их обработки, с учётом назначения готового изделия, экономических и экологических требований на всех этапах жизненного цикла техники (проектирование и конструирование, изготовление, эксплуатация, утилизация).

«Владеть»:

навыками технического анализа и коммерческой экспертизы потребительских свойств и качества материалов.

Используемые инструментальные и программные средства

Мультимедийный комплекс. Комплект плакатов по дисциплине «Материаловедение». Комплект моделей кристаллических решеток. Металлографические микроскопы и наборы шлифов. Машина для испытания на растяжение ИМ-4А. Приборы для измерения твердости по Бринеллю, Роквеллу и Виккерсу. Маятниковый копер. Персональные компьютеры. Стандартное программное обеспечение MS Office.

Формы промежуточного контроля знаний

Балльно-рейтинговая система оценки посещаемости и защиты отчетов по лабораторным и практическим занятиям

Форма итогового контроля знаний

Зачет

Б.2.В.06МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Цель изучения дисциплины

Формирование знаний о материалах, методах применения их свойств, методах получения заготовок и методах их обработки; формирование навыков выбора материалов и методов обработки заготовок для получения заданных свойств.

Содержание дисциплины

В дисциплине рассматриваются:

  • Структуры материалов в связи со свойствами;

  • Способы изменения свойств материалов;

  • Способы получения литых заготовок;

  • Способы получения кованых и штампованных заготовок;

  • Способы получения сварных заготовок;

  • Способы получения пластмассовых изделий;

  • Методы обработки заготовок

Формируемые компетенции

Наименования дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины

  1. Математика;

  2. Инженерные основы современных технологий;

  3. Инженерная и компьютерная графика;

  4. Научные основы инновационных технологий;

  5. Основы взаимозаменяемости;

  6. Основы электротехники и электроники;

  7. Общая электротехника

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

«Знать»:

  • Терминологию материаловедения и производства;

  • Основные виды материалов;

  • Методы достижения заданных свойств материалов;

  • Методы получения заготовок;

  • Методы обработки заготовок;

«Уметь»:

  • Выбирать материалы и методы достижения необходимых свойств этих материалов;

  • Выбирать методы получения заготовок для достижения нужных свойств;

  • Выбирать методы обработки заготовок для достижения нужных свойств;

Используемые инструментальные и программные средства

Компьютерная программа «effect»

Формы промежуточного контроля знаний

Промежуточное тестирование

Форма итогового контроля знаний

Экзамен

Б.3 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ

Б.3.Б.00 БАЗОВАЯ ЧАСТЬ

Б.3.Б.01 ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Цель изучения дисциплины

Формирование совокупности теоретических знаний, необходимых для анализа состояния менеджмента и принятия решений по его совершенствованию, практических умений и навыков управления социальными системами (группами и организациями)

Содержание дисциплины

В дисциплине рассматриваются основные идеи и принципы в менеджменте, элементы теории организации, организационное поведение.

  1. История управленческой мысли

  • Научные школы в менеджменте

  • Парадигмы менеджмента

  1. Теория организации

  • Систематика организаций

  • Организационные законы

  • Структуры управления

  1. Организационное поведение

  • Процесс менеджмента

  • Мотивация в менеджменте

  • Коммуникации в менеджменте

  • Власть

  • Групповая динамика

Формируемые компетенции

ОК-8, ОК-13, ОК-20

ПК-1 – ПК-8; ПК-17, ПК-23, ПК-25

Наименование дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины

История

Социология

Экономическая теория

Политология

Культурология

Психология управления

Элементы теории систем

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

Знания:

  • Основные идеи в рамках научных школ менеджмента

  • Традиционная и инновационная парадигмы менеджмента

  • Системные модели в менеджменте

  • Типы структур управления, их достоинства и недостатки

  • Процесс менеджмента как совокупность функций

  • Типы власти и лидерства

Умения и навыки:

  • Идентифицировать основные идеи в менеджменте

  • Анализировать уровень эффективности менеджмента

  • Разрабатывать меры по совершенствованию менеджмента

  • Формировать системы целеполагания, планирования, контроля в организации

  • Выстраивать аналитические методики в менеджменте

Используемые инструментальные и программные средства

Стандартное программное обеспечение MS Office

Формы промежуточного контроля знаний

Промежуточное тестирование

Форма итогового контроля знаний

Экзамен

Б.3.Б.02 МАРКЕТИНГ

Цель изучения дисциплины

Формирование системы теоретических знаний и практических умений и навыков в области маркетинговой деятельности фирмы с целью:

  • повышения обоснованности управленческих решений на основе анализа рынка;

  • объективного и системного планирования маркетинговой деятельности компании с учетом специфики ее рыночной среды;

  • повышения эффективности деятельности компаний на основе оптимального использования ее конкурентных преимуществ с учетом рыночных возможностей и угроз.

Содержание дисциплины

  1. Роль и место маркетинга в современной экономике и в системе управления компанией. Место дисциплины «Маркетинг» в образовательной программе направления «Менеджмент». Структура и логика курса.

  2. Концепции бизнеса. Особенности, содержание и принципы маркетинговой концепции бизнеса:

    • производственная, товарная и сбытовая концепции бизнеса,

    • маркетинговая концепция бизнеса, ее особенности и преимущества перед другими с точки зрения повышения обоснованности и эффективности управленческих решений,

    • принципы маркетинга как философии современного бизнеса,

    • концепции маркетинга: традиционный, социально-ответственный маркетинг и маркетинг взаимодействия.

  3. Основные понятия маркетинга:

  • потребитель, потребность, спрос,

  • производитель, товар, предложение,

  • рынок.

  1. Рыночная среда. Взаимодействие компании с другими субъектами рыночной среды:

  • внешняя и внутренняя среда компании,

  • структура внешней среды: факторы макросреда и субъекты микросреды,

  • взаимодействие компании с потребителями, отношения обмена, понятие сегментирования потребителей,

  • взаимодействие компании с конкурентами, отношения конкуренции, понятия конкурентоспособности товара и компании, конкурентные преимущества и слабости,

  • взаимодействие компании с партнерами и контактными аудиториями.

  1. Маркетинговая деятельность. Функции маркетинга.

  • понятие маркетинговой деятельности фирмы, понятие функционального и интегрированного маркетинга, маркетинговые бизнес-процессы и маркетинговые проекты,

  • аналитическая функция маркетинга, понятие, роль и виды маркетинговых исследований,

  • креативная функция маркетинга: целеполагание и планирование маркетинговой деятельности, стратегия и тактика маркетинга, понятие и структура комплекса маркетинга,

  • управленческая функция маркетинга: организация и контроль маркетинговой деятельности.

Формируемые компетенции

ОК-5; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ОК-10; ОК-12; ОК-20;

ПК-1; ПК-9; ПК-10; ПК-29; ПК-30; ПК-36; ПК-42; ПК-48

Наименования дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины

  1. Экономическая теория

  2. Экономика предприятия

  3. Теория менеджмента

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

Знать:

  1. Роль и место маркетинга в современной экономике, значение маркетинга для производителей, потребителей и общества в целом.

  2. Концепции бизнеса, особенности, содержание и принципы маркетинговой концепции бизнеса.

  3. Сущность современной философии маркетинга. Основные принципы маркетинга.

  4. Основные понятия маркетинга, взаимосвязь между ними, структурно-логическая схема маркетинговой деятельности компании.

  5. Структура рыночной среды. Виды маркетинговых субъектов и отношений между ними. Факторы маркетинговой макросреды. Структура внутренней среды компании как фактора маркетинговой деятельности.

  6. Концепции функционального и интегрированного маркетинга. Особенности, содержание и принципы маркетинговой деятельности фирмы.

  7. Структура процесса маркетинговой деятельности. Основные функции маркетинга (аналитическая, креативная, управленческая): их сущность, значение, содержание.

  8. Структура и содержание комплекса маркетинга: товарная, ценовая, коммуникационная, сбытовая и сервисная политика.

Уметь:

  1. Различать глобальные и локальные цели фирмы и формулировать их. Определять миссию фирмы.

  2. Формулировать социальную ответственность фирмы перед потребителями, обществом и персоналом фирмы.

  3. Формулировать этические принципы взаимоотношения фирмы с субъектами рынка.

  4. Выявлять влияние на фирму субъектов микросреды и факторов макросреды.

  5. Сегментировать рынок товара по значимым критериям и выбирать целевой сегмент.

  6. Анализировать потребности целевых потребителей, выявлять детерминанты потребности и барьеры на пути удовлетворения потребности.

  7. Разрабатывать концепцию товара, нацеленного на удовлетворение потребностей целевых потребителей.

  8. Анализировать конкуренцию на рынке. Определять конкурентные преимущества и слабости товара и компании.

  9. Выявлять основные факторы и параметры рынка, влияющие на выработку стратегии и тактики маркетинга.

  10. Разрабатывать стратегию и тактику рыночной деятельности компании с учетом специфики внешней и внутренней маркетинговой среды.

Владеть:

  1. Методами и инструментами маркетинговых исследований и анализа рынка.

  2. Методами и приемами маркетингового целеполагания рыночной деятельности компании.

  3. Методами и инструментами планирования рыночной деятельности компании в разрезе стратегии и тактики маркетинга. Методами и инструментами формирования комплекса маркетинга.

  4. Методами и инструментами организации и контроля маркетинговой деятельности компании.

Используемые инструментальные и программные средства

Средства MS Office

Формы промежуточного контроля знаний

Выполнение семестровых проектов, промежуточное тестирование по темам дисциплины.

Форма итогового контроля знаний

Экзамен

Б.3.Б.03 УЧЕТ И АНАЛИЗ

Цель изучения дисциплины

Формирование совокупности теоретических знаний и практических навыков по сбору, учету, обработке и анализу информации о факторах и резервах повышения экономической эффективности деятельности организации для принятия управленческих решений и формирования объективной оценки состояния экономического потенциала хозяйствующего субъекта

Содержание дисциплины

1. Цели и задачи учета в принятии управленческих решений:

  • виды и особенности учета;

  • принципы и задачи бухгалтерского учета;

  • основные элементы бухгалтерского учета;

  • классификация хозяйственных средств организации;

  • порядок составления финансовой отчетности организации;

  • особенности учета различных видов хозяйственных средств и обязательств.

2. Место экономического анализа в комплексе дисциплин по управлению:

  • основные понятия

  • научные основы экономического анализа

  • история и перспективы развития экономического анализа

  • содержание, предмет и задачи экономического анализа

3. Виды, методы и приемы экономического анализа

  • информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности

  • методы, методика, способы и приемы экономического анализа;

  • применение экономико-математических методов при решении конкретных аналитических задач;

  • основные виды и организация экономического анализа;

4. Выявление резервов повышения эффективности производства:

  • классификация факторов и резервов повышения эффективности производства;

  • анализ основных показателей производственно-хозяйственной деятельности.

Формируемые компетенции

ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-13

ПК-26, ПК-31, ПК-34, ПК-38, ПК-39, ПК-40, ПК-41

Наименования дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины

«Экономика организаций (предприятий)», «Экономическая теория», «Статистика»

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

Знать:

  • виды учета и их особенности;

  • характеристики учетной информации для принятия управленческих решений;

  • цели, задачи и принципы бухгалтерского учета;

  • основные элементы бухгалтерского учета;

  • состав и структуру информационной базы анализа хозяйственной деятельности;

  • базовые принципы и этапы проведения экономического анализа, его понятийный и методологический аппарат;

  • современные экономико-математические модели и подходы, в том числе методы межхозяйственного сопоставительного анализа;

  • факторы и резервы повышения эффективности производства.

Уметь:

  • использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

  • отражать хозяйственные операции организации;

  • составлять финансовую отчетность организации;

  • разрабатывать программы проведения текущего, оперативного и перспективного экономического анализа;

  • выстраивать логическую последовательность межу анализируемыми показателями, выявлять причинно-следственные связи;

  • формировать количественную оценку резервов повышения эффективности производственного потенциала;

  • эффективно использовать существующий математический аппарат при подготовке аналитических заключений;

  • принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого и финансового учета;

  • выявлять факторы и резервы повышения эффективности производства для принятия управленческих решений.

  • пользоваться современными компьютерными средствами обработки статистической информации.

Владеть:

  • навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации;

  • технологиями проведения комплексного технико-экономического анализа;

  • информационными средствами, обеспечивающими автоматизацию аналитических расчетов.

Используемые инструментальные и программные средства

Статистические пакеты, средства MS Office

Пакет прикладных программ «1С:Бухгалтерия»

Формы промежуточного контроля знаний

Лабораторные и контрольные работы, домашние задания, промежуточное тестирование по темам дисциплины

Форма итогового контроля знаний

Экзамен

Б.3.Б.04 ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Цель изучения дисциплины

Формирование совокупности теоретических знаний и практических навыков о финансовом менеджменте на макро- и микроуровне, путем решения следующих задач:

  • формирование комплексных знаний и практических навыков в области финансового менеджмента;

  • привитие студентам самостоятельного использования методов финансового менеджмента при принятии управленческих решений.

Содержание дисциплины

Тема 1. Финансовый менеджмент, его содержание и механизм функционирования

Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией. Цель и задачи финансового менеджмента. Субъекты и объекты управления финансами предприятий, сферы деятельности (внутренние и внешние). Информационное обеспечение финансового менеджмента (центры ответственности, данные обще-управленческого характера, бухгалтерского и статистического учёта, нормативно-правового характера). Базовые концепции финансового менеджмента. Специальные вопросы финансового менеджмента. Финансовый менеджмент в условиях инфляции. Международные аспекты финансового менеджмента.

Тема 2. Понятийный аппарат и научный инструментарий финансового менеджмента

Финансовые инструменты. Финансовые рычаги (доходы, расходы, прибыль, цены, проценты, дивиденды, налоги, штрафы, пени и т.п.). Финансовые методы (финансовый анализ, планирование и прогнозирование, регулирование и контроль). Финансовые потоки, состав контрагентов, методы оценки. Внешняя – правовая и налоговая – среда. Информационное обеспечение финансового менеджмента. Банкротство и финансовая реструктуризация. Антикризисное управление.

Тема 3. Основы финансовой математики

Способы формирования доходов по финансовым операциям (наращение, дисконтирование). Процентные ставки и методы их начисления. Виды денежных потоков (аннуитет, постнумерандо, пренумерандо).

Тема 4. Методы управления денежными средствами предприятия и их эквивалентами

Методологические основы принятия финансовых решений. Риск и доходность финансовых активов. Риск и доходность портфельных инвестиций. Цена и структура капитала. Средневзвешенная и предельная цена капитала. Теории структуры капитала. Управление собственным капиталом. Темп устойчивого роста. Управление денежными средствами и их эквивалентами. Финансовая стратегия. Диверсификация денежных потоков. Показатели деловой активности (оборачиваемости) денежных средств. Методы управления и регулирования притоков и оттоков денежных ресурсов (регистрация, синхронизация и балансировка). Модели Баумолла и Миллера-Орра по размещению временно свободных денежных средств. Составление бюджета (плана) движения денежных потоков.

Тема 5. Методы управления дебиторскими и кредиторскими задолженностями хозяйствующего субъекта

Дивидендная политика. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика). Анализ и оценка дебиторских задолженностей (оборачиваемость, средний срок одного оборота и т.п.). Регулирование и совершенствование работы с дебиторами. Виды и типы кредиторских задолженностей (коммерческий кредит, векселя, авансы).

Тема 6. Методы управления материальными запасами

Оптимизация завоза и заказа материальных запасов, расчёт оптимальной партии запасов. Методы оценки и управления запасами («точно в срок», партиями).

Тема 7. Управление источниками финансирования предприятий

Структура и цена капитала ( собственные, заёмные и привлечённые средства, средневзвешенная стоимость капитала и т.п.). Управление инвестициями. Оценка эффективности и риска инвестиционных проектов. Инвестиционная политика. Управление источниками долгосрочного финансирования. Традиционные и новые методы финансирования. Традиционные и новые методы краткосрочного финансирования. Управление источниками финансирования оборотного капитала.

Тема 8. Управление затратами хозяйственной деятельности.

Классификация затрат, производственный и финансовый леверидж. Стоимость бизнеса. Управление оборотным капиталом. Политика в области оборотного капитала. Управление запасами.

Тема 9. Методы оценки и планирования финансового состояния хозяйствующего субъекта

Денежные потоки и методы их оценки. Методы оценки финансовых активов. Формирование бюджета капиталовложений. Финансовое планирование и прогнозирование. Стратегическое, долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование. Методы прогнозирования основных финансовых показателей.

Формируемые компетенции

ОК-6, ОК-13, ПК-12, ПК-13

Наименования дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины

«Экономическая теория и институциональная экономика», «Бухгалтерского учёта», «Экономического анализа» «Методы принятия управленческих решений», «Финансовая статистика», «Рынка ценных бумаг»

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

«Знать»:

- теоретические основы финансового менеджмента и их развития;

- законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие финансово-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов;

- принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений по проблемам, связанным с управлением финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов;

- отечественный и зарубежный опыт в области управления финансами в условиях рыночной экономики.

«Уметь»:

- систематизировать и обобщать информацию о деятельности хозяйствующего субъекта;

- читать и анализировать бухгалтерские документы, финансовые отчеты и отчетность о деятельности хозяйствующего субъекта (сводная финансовая отчетность, МСФО);

- выявлять проблемы в области управления финансами хозяйствующего субъекта и предлагать возможные пути их решения.

«Владеть»:

- специальной финансовой терминологией;

- навыками самостоятельного приобретения дополнительных знаний в сфере управления финансами хозяйствующего субъекта, используя современные образовательные технологии;

- навыками профессиональной аргументации при обосновании и принятии решений в сфере финансовой деятельности хозяйствующего субъекта;

- методами осуществления финансовых расчетов необходимых для управления финансами хозяйствующего субъекта.

Используемые инструментальные и программные средства

Статистические пакеты, средства MS Office

Формы промежуточного контроля знаний

Курсовая работа и контрольные работы, домашние задания, промежуточное тестирование по темам дисциплины

Форма итогового контроля знаний

Экзамен



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент профиль «антикризисный менеджмент»

    Документ
    ... г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки080200МенеджментПрофиль «Антикризисный менеджмент» Квалификация ... технологии 2 72 х Зачет Инновационныйменеджмент 2 72 х Зачет ...
  2. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент профиль «менеджмент наукоемких производств нефтегазохимического комплекса»

    Документ
    ... направлению и профилюподготовки. 1.3. Характеристика ПрООП ВПО Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма (ПрООП) по направлениюподготовки080200 «Менеджмент»профиль «Менеджмент ... + В.3.6. Управление инновационными процессами в нефтегазохимическом ...
  3. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент

    Основная образовательная программа
    ... по данному направлениюподготовки. 1.3. Характеристика ПрООП ВПО Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма (ПрООП) по направлениюподготовки080200 «Менеджмент»профилюподготовки «Экологический менеджмент» является программой первого ...
  4. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент профиль «менеджмент недвижимости»

    Документ
    ... № 2 «25» марта 2011 г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки080200МенеджментПрофиль «Менеджмент недвижимости» Квалификация выпускника Бакалавр ...
  5. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент профиль «менеджмент недвижимости»

    Документ
    ... № 2 «25» марта 2011 г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки080200МенеджментПрофиль «Менеджмент недвижимости» Квалификация выпускника Бакалавр ...

Другие похожие документы..