Главная > Пояснительная записка


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике,

- примерной программы по информатике и информационным технологиям среднего (полного) общего образования (профильный уровень), 2006 г.

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования

Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях

- с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,

- базисного учебного плана на 2010-2011учебный год.

Компоненты учебного и программно-методического комплекса по курсу «Информатика и ИКТ» включают:

- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005;

- Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005;

- Угриович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 учебных часа в год в 11 классе.

Изучение информатики и информационных технологий на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основные задачи:

  • предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их информационном развитии, развитии внимания и памяти;

  • обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;

  • обеспечить базу знаний по информатике и ИКТ, достаточную для будущей профессиональной деятельности или последующего обучения в высшей школе;

  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;

  • развивать творческие способности учащихся;

  • подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

К уровню подготовки выпускников предъявляются следующие требования:

Выпускник должен знать/понимать:

1. Объяснять различные подходы к определению понятия ";информация";.

2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей).

4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

6. Назначение и функции операционных систем.

Выпускник должен уметь:

1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

2. Распознавать информационные процессы в различных системах.

3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

7. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

8. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

9. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Выпускник должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;

2. автоматизации коммуникационной деятельности;

3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Тематическое содержание

11 класс

Информация. Двоичное кодирование информации.

Вещественно-энергетическая и информационные картины мира. Передача и хранение информации в живых организмах.

Основные подходы к определению понятия «информация».

Виды и свойства информации.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Формула Шеннона.

Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем.

Алфавитный подход к определению количества информации.

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Двоичное кодирование тестовой, графической и звуковой информации.

Измерение информации. Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном подходе.

Измерение информации. Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении, при алфавитном подходе.

Решение задач на перевод целых чисел из десятичной в другие системы счисления.

Решение задач на перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Вычисление информационного объема растрового изображения.

Основы логики и логические основы компьютера

Формы мышления.

Алгебра логики (логическое умножение, сложение и отрицание, логические выражения, логические законы и правила преобразования логических выражений). Решение логических задач

Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы.

Решение логических задач.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

Технология обработки числовой информации

Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц.

Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции.

Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков

Обработка числовых данных с помощью ЭТ

Использование абсолютных, относительных и смешанных ссылок

Социальная информатика

Информационное общество. Информационная культура. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного материала по информатике в 11 классе (1 час в неделю)

Четверть

урока

Примерная дата

Наименование раздела

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

УУД соответствующие содержанию КИМов ЕГЭ

Цель урока

Виды контроля

Домашнее задания

1

Введение

Вещественно-энергетическая и информационная картина мира

Изучение нового материала

Вещественно-энергетическая картина мира, информационная картина мира, информационные процессы, информационное общество

Понимать различия в картинах мира. Уметь приводить примеры информационных процессов в биологических, социальных и технических системах

Ввести понятия «информация», «информационная картина мира», «информационные процессы», «информационное общество»

Эвристическая беседа

Введение, определения учить, знать ИОТ в кабинете

2

Информация

Понятие «информация» и свойства информации

Изучение нового материала

Информация, свойства информации, содержательный и алфавитный подходы

Объяснять суть понятия информация с точки зрения содержательного и алфавитного подходов. Называть социально значимые свойства информации

Познакомить учащихся с социально значимыми свойствами информации

Беседа, работа с учебником

Гл.2 п.2.1, стр.72, свойства

3

Информация

Информация и знания. Единицы измерения количества информации.

Повторение; Изучение нового материала

Количество информации, неопределенность знаний, бит, байт

Приводить примеры, когда можно измерить количество информации. Определять неопределенность знаний в конкретной ситуации. Знать основные соотношения между неопределенностью и количеством информации, которое несет сообщение, и применять его.

Ввести понятие вероятность; познакомить с единицами измерения количества информации; познакомить с формулой вычисления количества информации

Опрос, решение задач

Гл.2 п.2.2 стр.74, п.2.4. стр.79

4

Информация

Практическая работа «Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний»

Практическая работа

Количество информации, неопределенность знаний, бит, байт

Понимать смысл бита с точки зрения содержательного подхода

Отработать навык решения задач на определение количества информации

Практическая работа (типовые задания ЕГЭ)

практическое задание

5

Информация

Алфавитный подход к определению количества информации

Повторение; Изучение нового материала

Алфавитный подход алфавит, мощность алфавита, количество символов в сообщении

Приводить примеры, когда можно измерить количество информации, используя алфавитный подход. Определять мощность алфавита в конкретной ситуации.

Ввести понятия «алфавит», «мощность». познакомить с формулой вычисления количества информации с использованием алфавитного подхода

Опрос, решение задач

Гл.2 п. 2.3 стр. 78, п.2.11 стр.111

6

Информация

Кодирование информации с помощью знаковых систем

Изучение нового материала

Естественные и искусственные языки, кодирование информации, двоичное кодирование информации

Приводить примеры языков, которые использует человек для представления информации. Понимать суть двоичного кодирования

Познакомить учащихся с принципами двоичного кодирования

Опрос

практическое задание на кодирование информации

7

Информация

Контрольная работа «Измерение информации, представление информации с помощью знаковых систем»

Контроль знаний

Измерение информации

Уметь вычислять информационный объем сообщения с точки зрения содержательного и алфавитного подходов, представлять результат в различных единицах измерения информации

Проверить степени усвоения учащимися материала по данной теме

Контрольная работа

Без домашнего задания

8

Двоичное кодирование числовой информации

Представление числовой информации с помощью систем счисления

Изучение нового материала

Системы счисления, позиционные и непозиционные системы счисления, двоичная восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления, разряд, развернутая форма записи числа

Знать отличие позиционных систем счисления от непозиционных. Приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления. Уметь называть алфавит системы счисления в зависимости от ее основания. Освоить правило счета в позиционных системах счисления. Уметь записывать числа в различных системах счисления в развернутой форме.

Ввести понятие система счисления; познакомить с системами счисления, используемых в компьютере при кодировании информации; ввести понятие позиционная система счисления, с записью числа в развернутой форме

Решение задач

Гл.2 п.2.6 стр. 87 пр.з.2.6, 2.9.

9

Двоичное кодирование числовой информации

Перевод чисел из десятичной системы счисления в систему счисления с другим основанием

Повторение; Изучение нового материала

Система счислении, развернутая запись числа, перевод чисел

Знать алгоритм перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую (через развернутую форму). Знать алгоритм перевода целых чисел, представленных в десятичной системе счисления в систему счисления с другим основанием

Познакомить учащихся с правилами перевода целых чисел из десятичной системы счисления в систему счисления с другим основанием

Опрос, решение задач

Гл.2 п.2.7.1, 2.7.2 стр. 93 пр.з. 2.11

10

Двоичное кодирование числовой информации

Практическая работа «Перевод целых чисел из десятичной в другие системы счисления»

Практическая работа

Алгоритм перевода из десятичной системы счисления в другие системы счисления

Применять алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в другую пи решении задач

Отработать навык перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную

Опрос, тест, практическая работа по решению задач

Пр.з.

2,13, 2.14, 2.15

11

Двоичное кодирование числовой информации

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Двоичная триада, двоичная тетрада

Знать таблицу соответствия двоичных кодов для чисел от 0 дл 15. Знать алгоритм перевода чисел из одной системы счисления в другую и обратно

Ввести правило перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно

Опрос, решение задач

Гл.2 п.2.7.3., пр.з.2.17 индивидуальные задания

12

Практическая работа «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»

Практическая работа

Алгоритм перевода из одной системы счисления в другую

Применять алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую и обратно

Отработать навык перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно

Опрос, тест, практическая работа по решению задач

индивидуальные карточки-тесты (типовые задания ЕГЭ)

13

Двоичное кодирование числовой информации

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Изучение нового материала

Таблица сложения, таблица вычитания, таблица умножения одноразрядных двоичных чисел

Знать правила выполнения операций сложения, умножения, вычитания, деления в двоичной системе счисления. Знать правила сложения и вычитания в позиционных системах счисления

Познакомить с правилами сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления; научить применять данные правила на практике

Опрос, решение задач

Гл.2 п.2.8, стр.100

14

Двоичное кодирование числовой информации

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Повторение, решение задач

Правила сложения

Применять правила сложения и вычитание в позиционных системах счисления

Закрепить на практике применение правил на сложение, вычитание, умножение и деление чисел в позиционных системах счисления

Опрос, тест (типовые задания ЕГЭ)

Пр.з.2.22, 2.21, 2.24

15

Представление целых и вещественных чисел в компьютере. Формат с фиксированной и плавающей запятой

Изучение нового материала

Формат с фиксированной запятой, формат с плавающей запятой, мантисса, порядок числа, знак числа

Понимать принцип представления целых и вещественных чисел в памяти компьютера. Определять диапазон чисел в зависимости от объема выделяемой памяти и знак числа

Познакомить учащихся с форматами представления чисел в компьютере

Опрос

Гл.2 п.2.9, стр.103, пр.з. 2.26

16

Контрольная работа «Системы счисления»

Контроль знаний

Системы счисления

Уметь осуществлять перевод чисел из одной системы счисления в другую, выполнять арифметические действия в различных системах счисления

Проверить степень усвоения учащимися материала по данной теме

Контрольная работа

Без домашнего задания

17

Двоичное кодирование информации

Двоичное кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита

Изучение нового материала

Символ. Кодовая таблица символов, международная часть, национальная часть кодовой таблицы, байт

Понимать принцип представления текстовой информации в памяти компьютера. Осознавать проблемы, возникающие при использовании кодировок русского алфавита

Ввести понятие текст и его представление компьютером. Кодировка текста. Международная кодировка.

Опрос

Гл. 9, п.9.1, 9.2, стр. 337

18

Двоичное кодирование информации

Представление текста в различных кодировках

Решение задач

Кодовая таблица символов, код символа

Уметь выбирать кодовую таблицу с целью получения осмысленного сообщения. Уметь определять числовой код символа. Уметь вводить символ по его коду.

Сформировать навык решения задач при работе с различными кодировками

Решение типовых заданий ЕГЭ

индивидуальные задания- тесты (типовые задания ЕГЭ)

19

Двоичное кодирование информации

Двоичное кодирование графической информации.

Изучение нового материала

Аналоговая, дискретная форма, дискретизация, пиксель, растровое изображение, разрешающая способность, глубина цвета.

Понимать принцип представления графической информации в памяти компьютера. понимать зависимость объема памяти от разрешающей способности и глубины цвета

Познакомить учащихся с принципами кодирования графической информации

Опрос, тестирование

Гл. 2, п. 2.12, стр. 112

20

Двоичное кодирование информации

Вычисление информационного объема растрового изображения

Повторение, решение задач

Информационный объем, разрешающая способность, глубина цвета

Уметь вычислять информационный объем растрового изображения

Закрепить навык вычисления информационного объема растрового изображения, количества используемых цветов в палитре

Решение задач, тестирование

индивидуальные задания- тесты (типовые задания ЕГЭ)

21

Двоичное кодирование информации

Вычисление информационного объема звукового файла

Повторение, решение задач

Информационный объем, частота дискретизации, глубина кодирования

Уметь вычислять информационный объем звукового файла

Закрепить навык вычисления информационного объема звукового файла

Решение задач

Определения, Практическое задание 2.33

22

Двоичное кодирование информации

Контрольная работа «Двоичное кодирование информации»

Контрольная работа

Двоичное кодирование

Понимать принцип двоичного кодирования различных видов информации

Проверить степень усвоения учащимися материала по данной теме

Контрольная работа

Без домашнего задания

23

Основы логики

Логика как наука. Формы мышления.

Изучение нового материала

Логика, мышление, формы мышления (понятие, высказывание, умозаключение), содержание и объем понятия, истинность, ложность высказывания, суждения.

Называть основные формы мышления. Определять истинность простого высказывания

Познакомить учащихся с понятие логика и понятиями, с которыми она работает: высказывания , утверждения, умозаключения

Эвристическая беседа, опрос

Гл. 3 п.3.1 3.2, стр.122 определения, табл.

24

Основы логики

Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операций

Повторение. Изучение нового материала

Алгебра высказываний, таблица истинности, логические операции (конъюнкция, дизъюнкция, инверсия)

Знать таблицы истинности основных логических операций. Уметь определять истинности составного высказывания. Уметь формализовывать несложные высказывания и записывать их пи помощи переменных и логических операций

Познакомить учащихся с основными логическими операциями и их таблицами истинности; научить работать с9999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999 составными высказываниями к выражение с основными логическими функциями и их таблицами истинности; научить и составлять таблицы истинности этих выражений

Письменный опрос

Гл. 3 п.3.3, стр.129 таблицы истинности

25

Основы логики

Логические законы и правила преобразования логических выражений

Поверка. Изучение нового материала

Таблица истинности, приоритет операций, равносильные высказывания

Знать приоритет логических операций. Уметь строить ТИ сложного высказывания. Уметь определять равносильность высказываний через построение ТИ

Отработать навык построения таблиц истинности логических выражений; познакомить с законами преобразования логический выражений

Решение задач

Гл.3 п.3.4, 3.5, стр.132 законы, подгот. карточки

26

Основы логики

Логические законы и правила преобразования логических выражений

Решение задач

Упрощение логических выражений

Знать основные законы алгебры логики. Уметь применять эти законы для упрощения логических выражений

Отработать навык упрощения логических выражений, используя законы логики

Решение задач

Гл.3 п.3.4, 3.5, стр.132 законы

27

Основы логики

Логические основы устройства компьютера

Повторение, Изучение нового материала

Базовые логические элементы, функциональная схема

Знать обозначение логических элементов, реализующих основные логические операции. Понимать целесообразность упрощения ФС через упрощение ЛВ. Уметь составлять ФС по заданному ЛВ. Уметь записывать ЛВ по ФС

Познакомить учащихся с базовыми логическими элементами компьютера и их таблицами истинности; научить соединению данных логических элементов в функциональные схемы и составлять логическое выражение по схеме.

Самостоятельная работа

Гл.3 п.3.7.1, стр.140 элементы

28

Основы логики

Контрольная работа «Основы логики и логические основы компьютера»

Контроль знаний

Законы алгебры логики, логические основы компьютера

Знать законы логики, алгоритм построения ТИ и ФС. Уметь применять полученные знания для упрощения выражений, построения ФС, ТИ

Проверить степень усвоения учащимися материала по данной теме

Контрольная работа

Без домашнего задания

29

Обработка числовой информации

ЭТ. Встроенные функции: математические, статистические, логические

Повторение, практикум

Электронные таблицы, формула, адрес ячейки, диапазон ячеек, встроенные функции, категория функции, аргументы функции, Мастер функции

Уметь заполнять таблицу исходными данными. Выполнять вычисления, используя арифметические выражения. Включать в выражения встроенные функции

Закрепить навык работы с электронной таблицей, встроенными функциями

Практикум, Применение в дальнейшей деятельности

Гл. 10, п.10.2 п.10.3

30

Обработка числовой информации

Сортировка и поиск данных. Построение диаграмм и графиков

Повторение, практикум

Сортировка (по возрастанию, убыванию, фильтр), диаграмма, тип диаграммы – гистограмма, круговая, график

Понимать смысл операций сортировки и фильтрации данных. Уметь выполнять сортировку данных. Уметь выполнять фильтрацию данных. Уметь построить диаграмму по исходным данным

Закрепить навык работы по сортировке данных и построению диаграмм по исходным данным

Практикум, Применение в дальнейшей деятельности

индивидуальные задания-тесты (типовые задания ЕГЭ)

31

Обработка числовой информации

Практическая работа «Обработка числовых данных с помощью ЭТ. Ссылки.»

Обобщение

Электронные таблицы, ссылки абсолютные и относительные

Применять навыки обработки числовой информации

Закрепить навык работы с электронными таблицами

Практическая работа

32

Информатизация общества

Информационное общество. Информационная культура

Изучение нового материала

Индустриальное общество, информационное общество, информационные технологии, информационная культура

Знать признаки информационного общества. Осознавать основные компоненты информационной культуры

Ввести понятия информационное общество, информационные технологии, информационная культура

Опрос, работа с учебником

Гл.6, п.6.1, 6.2

33

Информатизация общества

Правовая охрана информационных ресурсов. Защита информации

Изучение нового материала

Лицензионные, условно бесплатные, бесплатные программы, дистрибутив, авторское право, защита информации

Осознавать нормы использования информационных ресурсов в правовом обществе. Иметь представление о мерах защиты информации

Познакомить с формами предоставления информации в правовом обществе

Опрос, эвристическая беседа

Гл.6, п.6.3,

34

Годовая контрольная работа

Контроль знаний

Все темы курса информатики

Проверить степень усвоения учащимися материала по курсу «Информатика и ИКТ»

Контрольная работа

Без домашнего задания



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка (143)

    Пояснительная записка
    ... программа состоит из трех разделов: пояснительнойзаписки; основного содержания с примерным распределением учебных ... программа состоит из трех разделов: пояснительнойзаписки; основного содержания с примерным распределением учебных ...
  2. Пояснительная записка (693)

    Основная образовательная программа
    ... : М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина). Пояснительнаязаписка Курс русского языка в начальных классах ... « Детское объединение « Юные меломаны»» Пояснительнаязаписка Содержание программы разработано в соответствии с ...
  3. Пояснительная записка (752)

    Пояснительная записка
    ... : 68ч Учитель: Пальчевская Светлана Анатольевна Пояснительнаязаписка В программе реализуется художественно – эстетическое ... 34ч Учитель: Пальчевская Светлана Анатольевна Пояснительнаязаписка Произведения художественной литературы раскрывают перед ...
  4. Пояснительная записка (16)

    Пояснительная записка
    ... образовательного учреждения содержит следующие разделы: • пояснительнуюзаписку; • программу духовно-нравственного развития и ... Примерная программа включает следующие разделы: — пояснительнуюзаписку, в которой даётся общая характеристика предмета ...
  5. Пояснительная записка (628)

    Основная образовательная программа
    ... образовательная программа содержит следующие разделы: пояснительнаязаписка; планируемые результаты освоения обучающимися основной ... 1 классе» (5 ч) Проверка знаний (1 ч) ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального ...
  6. Пояснительная записка (199)

    Пояснительная записка
    ... предзащит дипломных, бакалаврских и магистерских сочинений. Пояснительнаязаписка к спецсеминару «Российские партии и их ... вопросы реформы местного самоуправления в РФ. Пояснительнаязаписка к спецсеминару «Политико-властные отношения в современной ...

Другие похожие документы..