Главная > Инструктивно-методическое письмо


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

____________К.С.Фарино

« » 2012 г.

Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь

«О преподавании “Основ безопасности жизнедеятельности”

в 2012/2013 учебном году»

  1. В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 20.12.2011 №283,обязательное изучение всеми учащимися «Основ безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) осуществляется в следующем количестве учебных часов в год по классам:

Раздел

Класс

Всего часов

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

1

Правила дорожного движения

7

7

7

10

10

10

10

10

71

2

Правила пожарной безопасности

7

7

7

10

10

10

10

10

71

3

Защита населения от чрезвычайных обстоятельств

8

8

8

10

10

44

4

Охрана жизни и здоровья

2

2

2

7

7

7

5

5

37

Всего

16

16

16

35

35

35

35

35

223

В учреждениях общего среднего образования, расположенных на территории радиационного загрязнения, проводятся занятия по радиационной безопасности в следующем объеме: в І–ІV классах – по 4 занятия, в V–ІХ классах – по 8 занятий.

2. В своей деятельности учителяОБЖруководствуются следующими нормативными правовыми документами:

Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения»;

Законом Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 132-З «О дорожном движении»;

Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Законом Республики Беларусь от 27 ноября 2006 г. № 183-З «О гражданской обороне»;

Кодексом Республики Беларусь об образовании;

Концепцией обеспечения безопасности дорожного движения, утверждённой постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2006 г. № 757;

Правилами дорожного движения, утверждёнными Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551;

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2001 г. № 495 «О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

Правилами охраны жизни людей на водах Республики Беларусь, утверждёнными Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 25 сентября 1998 г.;

Учебной программой для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения «Основы безопасности жизнедеятельности: ІІ–ІХ классы» (Минск: НИО, 2012).

  1. Обращаем внимание на следующие особенности организации образовательного процесса в 2012/2013 учебном году.

Занятия по ОБЖ должны быть направлены на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Занятия рекомендуется вести в соответствии с очерёдностью разделов программы с учётом местных условий, возрастных особенностей учащихся, наличия материальной базы. В пределах отдельных разделов программы возможны перестановка тем и чередование теоретических и практических занятий.

V класс. Особое внимание следует уделить изучению мер безопасности на воде в зимнее и летнее время, в том числе при купании и плавании.

VI класс. Необходимо подробно изучить новые темы, связанные с чрезвычайными ситуциями природного происхождения (наводнения, паводки, бури, ураганы и т.д.).

VII класс. Следует активизировать внимание к темам «Пожарная безопасность при проведении массовых мероприятий» и «Компьютер и личная безопасность».

VIII класс.При рассмотрении тем, касающихся чрезвычайных ситуаций при пожарах, в местах массового скопления людей, необходимо усилить внимание к изучению мер эвакуации, спасения и самоспасения. Особое внимание необходимо уделить изучению темы «Молодёжь против терроризма». Рекомендуется изучить следующие вопросы:

действия при обнаружении взрывоопасного предмета;

правила поведения при взрыве;

действия при захвате в заложники;

действия при проведении операций спецслужбами;

действия при поступлении угрозы по телефону;

действия при получении писем и записок, содержащих угрозу;

действия при получении подозрительного письма (посылки, бандероли);

действия при попадании в ситуацию теракта с применением радиоактивных, химических веществ, бактериальных средств.

IX класс. При изучении новой темы, связанной с правилами спасения на водах, особое внимание следует уделить приемам спасания, подручным средствам, мерам оказания помощи утопающим. Рекомендуется шире использовать наглядность и демонстрацию действий.

Во всех классах при изучении тем о криминогенных опасностях необходимо изучать материал (или ряд сведений) о правилах поведения при угрозе возникновения террористических актов. При рассмотрении данных вопросов необходимо обратить внимание учащихся на способы сообщения о возможной угрозе террористического акта. Необходимо отработать алгоритм действий при получении информации об эвакуации.

При проведении внеклассных мероприятий с учащимися следует организовывать встречи со специалистами МЧС, УГАИ, медицинскими работниками.

Всентябре-октябре 2012 года планируется проведение XV Республиканского слёта юных спасателей-пожарных.

В соответствии с постановлением Министерства образования и Министерства по чрезвычайным ситуациям от 11 февраля 2004 г. № 4/1 проводится ежегодный республиканский смотр-конкурс детского творчества “Спасатели глазами детей” в номинациях сочинение, рассказ, стихотворение.

В соответствии с постановлением Министерства внутренних дел и Министерства образования от 24 марта 2005 г. № 90/21 «О проведении Республиканского творческого конкурса для детей и подростков «Соблюдаем законы дорог» в марте-июне 2013 года будет проведен Республиканский творческий конкурс для детей и подростков «Соблюдаем законы дорог!».

Во исполнение совместного постановления коллегий Министерства внутренних дел и Министерства образования от 6 сентября 2005 г. №272/76 «О проведении Республиканского слета-конкурса отрядов юных инспекторов дорожного движения» в апреле-июне 2013 года пройдет 41-й Республиканский слет-конкурс юных инспекторов дорожного движения.

В августе – сентябре 2012 года и в маеиюне 2013 года пройдет комплекс мероприятий по безопасности дорожного движения «Вниманиедети!».

Во исполнение Концепции безопасности дорожного движения планируется проведение мероприятий в рамках программы «Я сохраню жизнь».

При организации занятий по основам безопасности жизнедеятельности домашние задания не предусмотрены. Педагог может дать рекомендации, имеющие целью обратить внимание учащихся на реальные жизненные опасности (например, побеседовать с родителями о безопасности своего жилища, почитать дополнительную литературу, проанализировать телевизионные передачи, подготовить рисунок, составить проект предотвращения опасности и т.д.).

Оценка результатов учебной деятельности учащихся строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок вбаллах. В то же время обращаем внимание, что в течение года должны быть проведены зачёты по всем содержательным линиям учебной программы ОБЖ. Кроме того, перед зимними каникулами (декабрь) и летними (май) проводятся зачёты по разделу «Правила дорожного движения». Рекомендуется проводить данные зачёты в виде разнообразных форм творческой деятельности учащихся (викторины, круглые столы, тематические игры, конкурсы и т.д.). Проведение зачёта фиксируется записью в классном журнале.

Для проведения зачета по разделу “Правила дорожного движения” необходимо использовать разработанное совместно с УГАИ МВД электронное пособие, которое безвозмездно передано во все учреждения общего среднего образования.

Важное место при изучении ОБЖ необходимо уделить обучению практическим навыкам самозащиты и оказания помощи окружающим людям. Практические занятия могут быть организованы в виде викторин, экскурсий, ролевых и ситуационных игр, тренингов на специально оборудованных площадках и объектах, в форме моделирования ситуаций и т.д.

В течение учебного года рекомендуется провести объектовую тренировку для подготовки учащихся и персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях в соответствии с планом по гражданской обороне учебного заведения и с учётом местных условий.

В целях профилактики дорожно-транспортного травматизма, защиты от чрезвычайных ситуаций необходимо продолжить реализацию:

Планаобучающе-воспитательных и воспитательно-профилактических занятий с воспитанниками дошкольных учреждений и учащимися учреждений общего среднего образования;

Плана мероприятий с воспитанниками дошкольных учреждений и учащимися учреждений общего среднего образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Данные планы размещены на сайте Министерства образования. Ответственность за выполнение планов возлагается на руководителя учреждения образования.

В ходе подготовки и проведения занятий по ОБЖ возможно также использование материалов, опубликованных на страницах журнала «Служба спасения 01», газеты «Юный спасатель», а также материалов официальных сайтов Министерства образования, Национального института образования, Академии последипломного образования.

4. На поддержку и углубление содержания основной учебной программы направлены следующие учебно-методические комплексы (учебные программы, дидактические материалы для учащихся, методические рекомендации для учителей) для факультативных занятий:

«Безопасность в жизни и в быту», V класс. – Минск: Асар, 2010;

«Безопасный велосипед», V–VI классы. – Минск: Асар, 2010;

«Безопасность на дорогах и охрана жизни», VI класс. – Минск: Асар, 2010;

«Личная и коллективная безопасность в школе и микрорайоне», VIІ класс. – Минск: Асар, 2010;

«Радиационная безопасность», IX класс. – Минск: Асар, 2010;

«Экстремальные ситуации и правила поведения при их возникновении», IX класс. – Минск: Асар, 2010;

«Мотоциклист», X класс. – Минск: Асар, 2010.

Факультативные занятия проводятся по программам, утверждённым Министерством образования и размещённым на сайте Научно-методического учреждения «Национальный институт образования».

Для эффективного проведения факультативных занятий указанные учебно-методические комплексы должны быть в наличии в библиотеках всех учреждений общего среднего образования.

  1. На августовских секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы:

1. Пути формирования безопасной образовательной среды учреждения общего среднего образования.

2. Взаимодействие семьи и учреждения общего среднего образования в обеспечении безопасной жизнедеятельности учащихся.

3. Межведомственное взаимодействие (с подразделениями и учреждениями МВД, МЧС, учреждениями здравоохранения) в вопросах обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности.

6.На заседаниях методических объединений рекомендуется обсудить следующие вопросы:

1. Система воспитания культуры безопасной жизнедеятельности учащихся на занятих ОБЖ и во внеклассной работе.

2. Использование интерактивных технологий на занятиях ОБЖ.

3. Проблемы профилактики правонарушений учащихся в области информационной безопасности.

7. Планируется проведение республиканского семинара «Система мер по обеспечению безопасности в учреждениях общего среднего образования».

8. Переченьучебных и учебно-методических изданий

Класс

Название

Издательство

Год издания

II

Основы безопасности жизнедеятельности / Загвоздкина Т.В., Одновол Л.А., Кузнецова Л.Ф.; под ред. Яковлевой Н.Н.

Адукацыя і выхаванне

2006

III

Основы безопасности жизнедеятельности / Загвоздкина Т.В., Одновол Л.А., Кузнецова Л.Ф.; под ред. Яковлевой Н.Н.

Адукацыя і выхаванне

2007

IV

«Основы безопасности жизнедеятельности» / Яковлева Н.Н., Загвоздкина Т.В., Одновол Л.А.; под ред. Яковлевой Н.Н., Кузнецовой Л.Ф.

Адукацыя і выхаванне

2008

V–IX

Основы безопасности жизнедеятельности / Фатин С.Б., Мишкевич М.К.; под ред. Яковлевой Н.Н.

Адукацыя і выхаванне

2004

V–VI

Основы безопасности жизнедеятельности / Фатин С.Б.; под ред. Яковлевой Н.Н.

Адукацыя і выхаванне

2008

VII–

VIII

Основы безопасности жизнедеятельности / Мишкевич М.К.

НИО

2009

II–IV

Основы безопасности жизнедеятельности: пособие для учителей / Загвоздкина Т.В., Фатин С.Б., Яковлева Н.Н.; под ред. Яковлевой Н.Н.

Адукацыя і выхаванне

2006

V–III

Основы безопасности жизнедеятельности»: учеб.метод. пособие / под ред. Яковлевой Н.Н.

Адукацыя і выхаванне

2007

II–IV

Основы безопасности жизнедеятельности. Правила пожарной безопасности. Охрана жизни и здоровья: учеб.-метод. пособие / Загвоздкина Т.В.

Зорны верасок

2011

II

Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь / Загвоздкина Т.В.

ОО «Кузьма»

2010

III

Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь / Загвоздкина Т.В.

ОО «Кузьма»

2011

IV

Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь / Загвоздкина Т.В.

ОО «Кузьма»

2012

II

Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь / Одновол Л.А.

АВЕРСЭВ

2011

III

Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь/ Одновол Л.А.

АВЕРСЭВ

2011

IV

Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь/ Одновол Л.А.

АВЕРСЭВ

2012

II

Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. метод. пособие/ Одновол Л.А.

АВЕРСЭВ

2011

III

Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. метод. пособие/ Одновол Л.А.

АВЕРСЭВ

2011

IV

Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. метод. пособие/ Одновол Л.А.

АВЕРСЭВ

2012

III

Основы здорового образа жизни и радиационной безопасности: пособие для учащихся

Вышэйшая школа

2007

III

Основы здорового образа жизни и радиационной безопасности: пособие для

Вышэйшая школа

2007

V–VI

Основы радиоэкологии и безопасной жизнедеятельности: пособие для учителей / под общ. ред. Ковалёвой Т.Н., Соколик Г.А., Овсянниковой С.В.

НИО

2009

VII-

VIII

Основы радиоэкологии и безопасной жизнедеятельности: пособие для учителей / под общ. ред. Ковалёвой Т.Н., Соколик Г.А., Овсянниковой С.В.

НИО

2010

IX

Основы радиоэкологии и безопасной жизнедеятельности: пособие для учителей / под общ. ред. Ковалёвой Т.Н., Соколик Г.А., Овсянниковой С.В.

НИО

2010

V–

VIII

Пожарная безопасность, защита от чрезвычайных ситуаций и охрана здоровья: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / под ред. Коржова И.П., Игнашиной О.Н., Мазурок И.А.

БелГУТ

2010

IX

Основы безопасности жизнедеятельности в 9 классе: учеб. метод. пособие / под ред. Яковлевой Н.Н.

НИО

2011

V-IX

Основы безопасности жизнедеятельности: комплект тестовых заданий: пособие для учителей / Яковлева Н.Н., Загвоздкина Т.В., Скачков М.С.

Сэр-Вит

2012

9. Переченьэлектронных средств обучения, рекомендуемых для использования в образовательном процессе:

электронное средство обучения «Основы безопасности жизнедеятельности, II–IV классы»;

компьютерная программа для проведения зачёта по Правилам дорожного движения, разработанная УГАИ МВД;

методические рекомендации и образцы оформления уголка безопасности дорожного движения;

электронный набор плакатов для учителей и учащихся по безопасности дорожного движения.

10. Переченьстатей, опубликованных в научно-методическом журнале «Здаровы лад жыцця» за 2011-2012 годы, которые актуальны для использования в образовательном процессе, а также повышения педагогического мастерства учителя:

2011 год

2

Политика, жизнь, идеология: урок ОБЖ в 9 классе.

3

Правила пользования маломерными судами. Приёмы спасания на водах: урок ОБЖ в 9 классе.

9

Информация бывает разной: урок ОБЖ в 6 классе

12

Молодежь против терроризма: урок ОБЖ в 8 классе

2012 год

1

Лед – опасное чудо

4

Свои или компьютерная паутина



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании “основ безопасности жизнедеятельности” в 2012/2013 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    ... Беларусь ____________К.С.Фарино « » 2012 г. Инструктивно-методическоеписьмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподаванииОсновбезопасностижизнедеятельности” в 2012/2013учебномгоду» В соответствии с Положением об ...
  2. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... вводимому с 2012/2013учебногогода. К 1 сентября 2011 года с учётом ... Инструктивно-методическоеписьмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподаванииОсновбезопасностижизнедеятельности ” в 2011/2012учебномгоду» Типовыми учебными ...
  3. Особенности организации учебного процесса в 2012-2013 учебном году

    Закон
    ... 2012-2013учебномгодуМЕТОДИЧЕСКие ... 2 1 1 8 Технология 2 2 2 1 7 Основы безопасностижизнедеятельности 1 1 Физическая культура 3 3 3 3 3 15 ИТОГО ... основ ... инструктивно-методическиеписьма ... преподавания истории и обществознания в 2012-2013учебномгоду ...
  4. Учебный план «средняя общеобразовательная монаковская школа» на 2012 – 2013 учебный год

    Документ
    ... Инструктивноеписьмо ... учебногогода: III - IV классы - 35 учебных недель. Преподавание ... основбезопасностижизнедеятельности. ... методическое обеспечение образовательного процесса МБОУ «Средняя общеобразовательная Монаковская школа» 2012-2013учебныйгод ...
  5. Методические рекомендации преподавание предмета «литература» в 2012-2013 учебном году

    Методические рекомендации
    ... Методические рекомендации Преподавание предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2012-2013учебномгоду ... безопасных условий жизнедеятельности ... методическихписьмах «Об использовании резуль­татов ЕГЭ года в преподавании ...

Другие похожие документы..