Главная > Рабочая программа


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ГЕОГРАФИИ 5 - 9 КЛАССЫ

Авторы А.И. Алексеев, О.А. Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев,
Э.В. Ким

Пояснительная записка

Современная география обладает естественнонаучным и социально-экономическим содержанием, комплексным, социальным, гуманистическим и др. подходами, поэтому лучше других подготовлена к разработке научных основ стратегии сохранения жизненной среды человечества, стратегии социального совершенствования для устойчивого развития общества, экономики и окружающей среды.

Школьная география, формируя систему знаний о природных, социально-экономических, техногенных процессах и явлениях, готовит учащихся к практическому применению комплекса географических, геоэкологических, экономических и социальных знаний и умений в сфере общественно-географической деятельности.

Поэтому география необходима для формирования и воспитания у учащихся:

  • географической картины мира и общей культуры,

  • географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно - ценностного отношения к окружающей среде,

  • осознания единства природы, хозяйства и населения - идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества,

  • умения делать осознанный выбор в условиях социальных альтернатив и нести за него ответственность,

  • любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования.

Формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды. Подготовка учащихся к решению многих проблем жизни общества: политических, экономических, социальных, экологических.

Знакомство учащихся с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, путями перехода России к устойчивому развитию.

Развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и «малой родины».

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

    • Социально-личностной компоненты

Подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической действительности и, соответственно, формирование личностной ценностно-поведенческой линии школьника-гражданина в сфере жизнедеятельности. Формирование интереса не только к географическому, но и к «очеловеченному» - индустриальному, историческому, культурологическому и т. п. пространству.

Выработка у учащихся геоэкологически оправданного поведения в повседневной жизни и формирование нравственно-ценностного отношения к окружающей среде в своей местности, регионе, стране и подготовка к решению разных социально ориентированных задач.

Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, к природе, к деятельности способствует более эффективному усвоению других элементов содержания образования, развивает социально-ответственное поведение в природе и обществе, помогает адаптации к условиям проживания на определенной территории и стимулирует социальную активность человека.

Развитие пространственного, средового и геоэкологического мышления в масштабах своего региона, страны и мира в целом и представления о современной географической картине мира как части общей научной картины мира. Осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенных процессов и объектов.

Понимание того, что судьбы человечества, народов и среды их обитания едины.

Знание каждым человеком закономерностей развития географической оболочки и совершенствование комплексного, географического мышления и экологически грамотного поведения — важных элементов общей культуры человека.

Формированиеэкономической образованности, умения анализировать ситуацию на рынке труда и предпринимательской деятельности. Освоение начальных подходов к прогнозированию, оценке, моделированию и проектированию природной, хозяйственной и экологической ситуации и проблем в конкретных регионах

    • Общекультурной компоненты

Формирование умений и навыков:

пользования разнообразными источниками информации, наблюдения на местности, решения доступных географических проблем;

умелого применения знаний и навыков в субъектно-объектной практической деятельности, в том числе природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в конкретном географическом пространстве, что помогает оценить местные проблемы на фоне и с учетом развития страны и мира, выбрать верную политическую, экономическую и экологическую ориентацию. Например, понимание проблем окружающей среды и знание сущности неблагоприятных и опасных явлений для цели личной безопасности и общества, для информирования населения об экологических проблемах. Именно знания и умения, приобретенные в школе, становятся базой развития географической компетентности представителей и руководителей исполнительной власти, принимающих решения о ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, о ресурсопользовании, сохранении окружающей среды и т.п.

Содержание программы курса

";География. Землеведение";

5 класс. 35 часов

Раздел I. Как устроен наш мир 8 ч

Тема 1. Земля во Вселенной 5 ч.

Представления об устройстве мира. Земная Галактика и другие миры. Солнечная система. Луна - спутник Земли. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Одиноки ли мы во Вселенной? Космические исследования и их роль в познании Земли.

Тема 2.Облик Земли 3 ч.

Облик земного шара. ";Голубая планета"; Земля. Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Открытие шарообразной формы Земли. Изображение Земли на глобусе. Градусная сетка, параллели и меридианы. Полярные круги, тропики, экватор, нулевой меридиан. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе.

Практикум: Глобус как источник географической информации.

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности. 13 ч.

Тема 3. Изображение Земли. 2 ч.

Способы изображения земной поверхности - планы местности, географические карты, аэрофотоснимки, космические снимки. История географической карты.

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

- объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы.

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- определять (измерять) направления, расстояния на глобусе, на карте, на местности;

- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса,

объяснять их особенности;

- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте

- читать план местности и карту;

- производить простейшую съемку местности;

- работать с компасом, картой;

- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.

Тема 4. История открытия и освоения Земли. 5 ч.

Путешествие как способ познания окружающего мира. Искусство путешествия. Путевые впечатления и их отражение: рассказ, рисунок, фото- и киносъемка

Географические открытия древности и средневековья. Финикийцы и их путешествие вокруг Африки. Географы Древней Греции и Древнего Рима: Геродот, Эратосфен, Птолемей. Трансокеанские плавания древних мореходов.

Сухопутные и морские странствия. Арабы. Викинги. Генуэзские и венецианские купцы. Марко Поло. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Великие географические открытия. Роль технических достижений в далеких морских плаваниях. Васко да Гама. Христофор Колумб и открытие пути в Индию. Фернан Магеллан и его первое кругосветное путешествие.

Географические открытия XVIIXX веков. В поисках Южной Земли. Абель Тасман и Джеймс Кук. Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Исследования Арктики. Ф. Нансен, И.Д. Папанин, Р. Пири. Исследования Мирового океана и внутренних частей материков.

Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров и безвестные первопроходцы Сибири. В. Беринг и Великая Северная экспедиция. Исследования материков в XIX веке: А. Гумбольдт, Д. Ливингстон, Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов Тян-Шанский. Достижение Южного полюса: Р. Амундсен и Р. Скотт. Исследования Н.И. Вавилова.

Записки путешественников как источники географической информации.

Практикум: Текст как источник географической информации.

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

- объяснять понятия и термины, выражения: ";путь из варяг в греки";, Великий

шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы.

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Раздел III. Оболочки Земли. 14 ч.

Тема 5. Литосфера. 5 ч.

Внутреннее строение и рельеф Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора, литосфера. Горные породы, слагающие земную кору (магматические, осадочные и метаморфические) и их значение для человека. Рельеф и его значение для человека. Основные формы рельефа суши Земли и дна океана и их изменения под влиянием внутренних и внешних сил Земли.

Практикум: Работа с коллекцией горных пород и минералов.

Тема 6. Гидросфера. 3 ч.

Мировой круговорот воды в природе. Пресная вода на Земле. Мировой океан и его части.

Вода – «кровеносная система» Земли. Реки, озёра, подземные воды, болота и ледники. Их значение в жизни человека.

Тема 7. Атмосфера. 3 ч.

Атмосферный воздух и его состав. Вертикальное строение атмосферы. Горизонтальная неоднородность атмосферы. Воздушные массы.

Что такое погода? Как ведутся метеонаблюдения? Как составляются прогнозы погоды? С помощью каких приборов измеряют значения элементов погоды? Синоптические карты.

Практикум: Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.

Тема 8. Биосфера. 2 ч

Биосфера - живая оболочка Земли. Как возникла жизнь на планете? Границы биосферы. Закономерности распространения живых организмов на Земле. Биологический круговорот. Как живые организмы изменяют нашу планету? Экскурсия в природу. Фенологические наблюдения.

Практикум: Экскурсия в природу.

Тема 9. Природа и человек. 1 ч.

Природа - среда жизни человека, источник средств его существования. Изменения масштабов взаимодействия человека и природы. Охрана природы.

Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

- объяснять понятия и термины: Литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины.

Мировой круговорот, океан, море, заливы, проливы.

Гидросфера, речная система (и ее части).Озёра, болота, подземные воды, ледники.

Атмосфера, атмосферный воздух ,погода, воздушная масса, метеорология, синоптическая карта.

Биосфера, биологический круговорот.
- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические

объекты;

- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

- приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;

- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;

- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за

сутки, месяц с использованием различных источников информации;

- описывать погоду своей местности;

- уметь вести простейшие наблюдения элементов погоды;

- уметь вести полевой дневник.

Метапредметные результаты обучения:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях;

- составление описания объектов;

- составление простого и сложного плана;

- осуществлять поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

- составлять план изучения или описания объекта;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

- оценивать работу одноклассников;

- выявлять причинно-следственные связи;

- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами

объекта;

- составлять вопросы к текстам, логической цепочки по тексту, таблицы,

схемы по содержанию текста.

Личностные результаты обучения:

- Формирование ответственного отношения к учению,

- развития опыта участия в социально значимом труде;

- формирование целостного мировоззрения;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к

другому человеку, его мнению;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры.

Содержание программы

курса ";География. Землеведение";

6 класс. 35 часов.

Раздел IV. Земля во Вселенной. 3 ч.

Градусная сеть как система координат для определения местоположения объектов на земной поверхности. Смена времён года как следствие вращения Земли вокруг Солнца. Полярный день и полярная ночь. Дни равноденствий и солнцестояний. Определение географических координат - определение географического местоположения на земном шаре. Определение географических координат точки на глобусе.

Практикум: определение географических координат точки по глобусу.

Раздел V. Путешествия и их географическое отражение. 5 ч.

План местности и географическая карта - необходимые инструменты географического путешествия. Правила построения плана местности. Масштаб, условные знаки. Ориентирование по плану и на местности. Как составить план местности? Многообразие географических карт: различия карт по масштабу, охвату территории, содержанию. Определение местоположения объекта на карте. GPS-приемники.

Практикум: картографические источники информации.

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

- объяснять понятия и термины: полярные круги, тропики, полярная ночь, полярный день, географические координаты, географическая широта и долгота;

- показывать по карте наиболее важные элементы градусной сети как систему ориентировки на глобусе и карте;

- объяснять механизм смены времён года, образования полярного дня и ночи,

дней осеннего и весеннего равноденствия;

- определять координаты точек и точек по их географическим координатам;

- составлять и оформлять планы местности, классной комнаты и т.п.;

- ориентироваться с помощью плана, по компасу, поместным признакам;

- приводить примеры географических карт, различающихся по масштабу, охвату территории, содержанию, по назначению;

- определять по карте местоположение объекта.

Раздел VI. Природа Земли. 17 ч.

Тема 10. Мировой океан. 2 ч.

Мировой океан. Свойства вод Мирового океана: солёность, температура. Движение воды в океане: волны, океанические течения, приливы и отливы. Влияние их на природу Земли.

Тема 11. Внутреннее строение Земли. 3ч.

Литосфера и особенности ее строения под материками и океанами. Литосферные плиты и их движение. Следствия движения литосферных плит. Сейсмические пояса на суше и в Мировом океане. Землетрясения и вулканы. Можно ли предсказать землетрясения и извержение вулканов? Меры безопасности при стихийных явлениях в литосфере.

Тема 12. Рельеф суши. 3ч.

Изображение рельефа на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Шкала глубин и высот. Горы. Различия гор по высоте. Как рождаются, развиваются и разрушаются горы? Стихийные процессы в горах. Равнины: низменности, возвышенности, плоскогорья. Рождение и изменение облика равнин.

Тема 13. Атмосфера и климаты Земли.6 ч.

Температура воздуха: изменения в течение суток, в течение года. Тепловые пояса. Атмосферное давление. Изменение атмосферного давления с высотой - высокое и низкое атмосферное давление. Распределение атмосферного давления на земном шаре. Ветер. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Атмосферные осадки.

Погода и климат. Наблюдения за погодой. Климатические пояса. типы климатов.

Практикум: Работа с климатическими картами.

Наблюдения за погодой.

Тема 14. Вода - кровеносная система Земли. 3 ч.

Поверхностные воды Земли. Реки в природе и на географических картах. Жизнь реки - части реки, питание, режим, характер реки. Озёра, подземные воды, болота и ледник.

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

- объяснять понятия и термины: Мировой океан, солёность, промилле, океанические течения, волны, приливы, отливы, литосферные плиты, сейсмические пояса, эпицентр землетрясения, кратер, гейзер, абсолютная и относительная высота, горизонталь, горный хребет, горная долина. речная система (и ее части), бассейн реки, водораздел, питание и режим реки, воздушная масса, тепловой пояс, климатический пояс, погода, климат.

- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
- объяснять особенности движения вод в Мировом океане, причины их

образования;
- приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их

взаимосвязь с тектоническими структурами;
- объяснять особенности строения рельефа суши и дна мирового океана;

- определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную

высоту точек, глубину морей;

- показывать по карте горы и равнины, различающиеся по высоте;
- составлять описание климатического пояса, гор, равнин, моря, рек, озер по

типовому плану;
- наносить на контурную карту изучаемые географические объекты;
- называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана,

объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
- приводить примеры гор и равнин, различающихся по высоте, происхождению, строению;
- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
- описывать погоду и климат своей местности.

- показывать по карте реки, озёра, ледники, районы распространения болот;

Раздел VII. Географическая оболочка - среда жизни.

Тема 15. Живая планета.

Закономерности распространения живых организмов на Земле. Закономерности распространения растительного покрова: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, экваториальные леса. Особенности распространения животных на Земле.

Почвы - особое природное тело. Плодородие - главное свойство почв. Типы почв. Необходимость охраны живой планеты.

Тема 16. Географическая оболочка её закономерности.

Географическая оболочка - самый большой природный комплекс Земли. Свойства географической оболочки. Природные зоны - части географической оболочки. Разнообразие природных зон Земли. Географическая зональность - одна из главных закономерностей на Земле. Высотная поясность в горных районах Земли.

Тема 17. Природа и человек.

Стихийные бедствия - одно из серьёзных проявлений природных сил Земли. Какие опасности приносят стихийные бедствия человеку? Как человек защищается от стихийных бедствий?

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

- объяснять понятия и термины: растительный покров, местообитание, почвы, плодородие почв, гумус, географическая оболочка, целостность и ритмичность географической оболочки, природный комплекс, природная зона, географическая зональность, высотная поясность.

- объяснять закономерности распространения растительного мира на Земле;

- приводить примеры закономерностей распространения разных растений и животных;

- приводить аргументы для обоснования тезиса ";почвы - особое природное тело";;

- приводить примеры разнообразных по величине природных комплексов;

- доказывать проявление широтной зональности и высотной поясности;

- использовать географические карты для поиска географической информации;

- описывать природные зоны с использованием карт;

- приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;

- называть меры безопасности при различных стихийных бедствиях.

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные (учебно-организационные) умения:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- участвовать в совместной деятельности;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

- оценивать работу одноклассников.

Познавательные учебно-логические умения:

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- классифицировать информацию  по заданным признакам;

- выявлять причинно-следственные связи;

- решать проблемные задачи;

- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.

учебно-информационные:

- поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях;

- работа с текстом и нетекстовыми компонентами:

выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам,

составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;

- описание и характеристика географических объектов;

- классификация и организация информации;

- создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

Личностные результаты обучения:

- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к

обучению и познанию;

- развитие опыта участия в социально значимом труде;

- формирование целостного мировоззрения;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к

другому человеку, его мнению;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и

  сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, общественно-

полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры.

Содержание программы ";География. Страноведение.";

7 класс. 68 часов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа основного общего образования по географии [zaiceva

    Программа
    ... , И. В. Душина, В. И. Сиротин Программаосновногообщегообразованияпогеографии. 5—9 классы. Авторы А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев Программаосновногообщегообразованияпогеографии. 5—9 классы. Авторы И. В. Душина ...
  2. Рабочая программа основного общего образования по истории для 8 класса пояснительная записка

    Рабочая программа
    РабочаяпрограммаОсновногообщегообразованияПо истории для 8 класса Пояснительная записка Статус документа Рабочаяпрограммапо истории составлена на ... межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях ...
  3. Рабочая программа учителя бельтюковой светланы викторовны основного общего образования по физике x -х i классы

    Рабочая программа
    ... Рабочаяпрограмма учителя Бельтюковой Светланы Викторовны основногообщегообразованияпо физике X-ХI классы Статус документа Данная программапо ... географии, технологии, ОБЖ. Курс физики в примерной программе среднего (полного) общегообразования ...
  4. Программа основного общего образования по биологии [zaiceva

    Программа
    Программаосновногообщегообразованияпо биологии [ zaiceva . распечатано: 29.9.2013 29.9.2013 , 1.doc ] Программаосновногообщегообразованияпо биологии 5—9 классы Концентрический курс ...
  5. Рабочая программа за курс основного общего образования по историческому краеведению для 9 класса кладово 2011

    Рабочая программа
    ... «___» ___________ 2011 г. Рабочаяпрограмма за курс основногообщегообразованияпо историческому краеведению для 9 класса Учитель: Смирнова ... . Литература: Атлас Ярославской области. История. География. М., 1999. Вглядись в минувшее бесстрастно… ...

Другие похожие документы..