Главная > Рабочая программа


Познавательные учебно-логические:

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- классифицировать информацию  по заданным признакам;

- выявлять причинно-следственные связи;

- решать проблемные задачи;

- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами

объекта.

учебно-информационные:

- поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях, других

источниках информации;

- работа с текстом и нетекстовыми компонентами:

выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам,

составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;

- качественное и количественное описание объекта;

- классификация и организация информации

- создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

- создание презентационных материалов

Личностные результаты обучения:

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,

культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия стран и народов мира.

Содержание курса ";География России. Природа и население.";

8 класс. 68 часов.

Введение (2 ч)

Изучение географии как один из способов позна­ния окружающего мира. Главная задача географии — выяснение того, чем живут люди, как они взаимодей­ствуют с окружающей средой и изменяют ее.

Уникальность географических объектов.

Разнообразие территории России.

География и краеведение.

Географический взгляд на мир.

Раздел I.

Пространства России (7 ч)

Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.

Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Границы России: сухопутные и морские. «Прони­цаемость» границ для связей с другими странами.

Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.

Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присо­единение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля». Новороссия. Дальний Восток на рубеже XIX—XX вв. За­вершение процесса расширения территории в XX в., перелом в миграциях расселения.

Географическое изучение территории России. За­дачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Географические описания. Развитие те­оретического знания — выявление географических закономерностей. Разработка программ преобразова­ния территории («Каменная степь» и др.). Современ­ные задачи географии России. Источники географи­ческой информации. Роль географии в улучшении жизни людей на староосвоенных территориях.

Географическое районирование. Его виды (по одно­родности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Географические районы Рос­сии. Административно-территориальное деление как один из видов районирования.

Практические работы:

1.Сравнение географического положения России и Канады.
2.Выявление особенностей географического положения района своего

проживания.
3.Решение задач на определение поясного времени.

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

Объяснять значение понятий: государственная территория, территориальные воды, воздушное пространство страны, навигация, международный статус, часовые пояса, поясное и декретное время, линия перемены дат.

  • Определять по карте географическое положение России, называя основные его особенности и делать выводы о влиянии ГП на природу и освоение территории России;

  • оценивать влияние географического положения и величины территории на особенности природы и жизнь людей.

  • показывать на карте крайние точки страны;

  • определять особенности географического положения территории своего проживания (город, субъект Федерации и т.д.);

  • характеризовать роль русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории страны.

  • решать задачи по определению географических координат и разницы

во времени часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во

времени на жизнь населения;

  • показывать границы России и пограничные страны;

  • приводить примеры значения границы для связей с другими странами;

  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

  • приводить примеры различных видов районирования.

Раздел II. Природа и человек (38 ч)

Тема 1

Рельеф и недра

Строение земной коры на территории России. Зна­чение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основ­ные тектонические структуры: литосферные плиты, платформы, зоны складчатости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты.

Важнейшие особенности рельефа России. Их влия­ние на природу, хозяйство, жизнь населения.

Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Зем­ли. Вулканизм, землетрясения, цунами — опасные проявления внутренних сил.

Рельефообразующая деятельность древних покров­ных ледников. Моренный и водно-ледниковый рель­еф. Вода — «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйствен­ной деятельности человека на рельеф.

Богатства недр России. Место России в мире по за­пасам и добыче полезных ископаемых. Минераль­но-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторож­дения основных полезных ископаемых и их связь с тектоникой и геологическим строением разных райо­нов России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружаю­щую среду. Рекультивация земель.

Практические работы.

1. Обозначение на контурной кар­те главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.

2. Установление взаимосвязей тектониче­ских структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информа­ции на примере своего края.

3. I вариант. Характеристика рельефа и полезных ископаемых одной из территорий (по выбору). Оценка возможностей освоения месторождений и использования полезных ископаемых в хозяйстве.

II вари­ант. Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно-Европейская равнина — Урал, Среднерусская возвышенность — Хибины или Северный Кавказ).

Опорные знания: тектоника литосферных плит; движения земной коры; горные породы.

Планируемые предметных результатов подготовки учащихся:

  • Объяснять значение понятий: абсолютный и относительный возраст горных пород; геохронологическая шкала; платформа, плита, щит; тектоническая, геологическая карта; месторождение, подземный способ добычи, открытая разработка, рекультивация.

  • показывать по карте крупные природные объекты,
    выявлять взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт;

  • приводить примеры и объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей на примере своего края.

  • показывать по карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны;

  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;

  • на основе сопоставления карт выявлять влияние рельефа на расселение людей;

  • приводить примеры изменений в рельефе под влиянием внутренних и внешних факторов;

  • показывать на карте и называть районы наиболее интенсивных тектонических движений;

  • называть меры безопасности при стихийных явлениях;

  • давать характеристику рельефа своей местности;

  • прогнозировать пути снижения антропогенного влияния на природную среду.
    читать тектоническую и геологическую карты, геохронологическую таблицу;

Тема 2

Климат

Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность — главная особенность климата России. Россия — холодная страна.

Основные климатообразующие факторы. Солнеч­ная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.

Закономерности циркуляции воздушных масс. Ат­мосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распре­деление тепла и влаги по территории страны.

Разнообразие типов климата нашей страны и раз­нообразие условий жизни людей. Умеренно конти­нентальный, континентальный, резко континенталь­ный, муссонный, арктический, субарктический, суб­тропический климат: районы распространения и основные характеристики этих типов климата.

Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйствен­ных культур к климатическим условиям. Агроклима­тические ресурсы своей местности. Степень благопри­ятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.

Опорные знания: климатообразующие факторы распределения тепла и света на поверхности Земли; климатические пояса.

Практические работы.

1. Ха­рактеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения.

2. Оценка влияния клима­тических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами.

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

Объяснять значение понятий: солнечная радиация, подстилающая поверхность, области постоянного и переменного давления, западный перенос воздушных масс., атмосферный фронт, циклоны и антициклоны, типы климатов, агроклиматические ресурсы, комфортность климата.

  • приводить примеры влияния климата на природу и жизнь людей;

  • сравнивать Россию с другими странами по количеству получаемого солнечного тепла;

  • определять по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации;

  • давать оценку климатических особенностей России.

  • читать и сопоставлять климатические карты, проводить анализ их содержания.

  • cоставлять географические описания климата, в том числе климата своей местности;

  • устанавливать существующие взаимосвязи между компонентами природы (климатическими особенностями), населением, его хозяйственной деятельностью;

  • выявлять последствия для климата нерациональной хозяйственной деятельности;

Тема 3

Богатство внутренних вод России

Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселе­нии и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь реки. Формирование и стро­ение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек; скорость тече­ния, водоносность рек (расход, годовой сток), режи­мы российских рек. Значение этих характеристик для хозяйства и жизни населения.

Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, поло­водья, наводнения — их причины и последствия.

Разнообразие и значение озер России. Происхож­дение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Родники и родниковая вода. Много­летняя (вечная) мерзлота — происхождение и мощ­ность. География многолетней мерзлоты. Влияние вечной мерзлоты на природные условия местности, на условия жизни и деятельности человека. Распростра­нение современного оледенения по территории стра­ны.

Вода в жизни человека. Водные ресурсы. От пруда к водохранилищу. Влияние водохранилищ на окру­жающую среду. Реки — транспортные артерии стра­ны. Каналы — рукотворные реки. Подземные воды — ценнейшее полезное ископаемое. Использование ми­неральных и термальных вод. Проблемы рациональ­ного использования водных ресурсов.

.

Опорные знания: части рек; питание и режим реки типы озерных котловин; сточные, бессточные озера, грунтовые и межпластовые воды.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.

2. Характеристика реки с точки зрения возможностей хо­зяйственного

использования.

3. Сравнительная оценка обес­печенности водными ресурсами отдельных

территорий Рос­сии.


Планируемые результаты подготовки учащихся:

  • Объяснять значение понятий: уклон и падение реки, расход воды и

годовой сток, твердый сток, эстуарий, многолетняя мерзлота,водные

ресурсы, регулирование стока, единая глубоководная система

  • показывать реки России на карте;

  • объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах;

  • приводить примеры использования рек в жизни и хозяйственной деятельности людей;

  • давать описание реки своего края;

  • давать характеристику реки (отбирая необходимые карты) с точки зрения возможностей хозяйственного использования.

  • показывать на карте озера, артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

  • приводить примеры использования поверхностных вод человеком и негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние озер, грунтовых вод, многолетней мерзлоты;

  • давать характеристику наиболее крупных озер страны.

  • показывать по карте каналы и крупные водохранилища;

  • объяснять значение водохранилищ и каналов на реках;

  • давать оценку обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России, своего края.

Тема 4

Почвы - национальное достояние России.

Значение почвы для становления человеческого об­щества. Присваивающий и производящий типы веде­ния хозяйства. «Неолитическая революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России.

Почвы — особое «природное тело». Факторы поч­вообразования. Гумус — вещество, присущее только почве. В. В. Докучаев — основатель научного почво­ведения. Строение почвы, понятие о почвенных гори­зонтах и почвенном профиле. Почва — «зеркало ландшафта».

География почв России. Их особенности, распро­странение по территории России и хозяйственное ис­пользование. Почвенная карта.

Почвы и урожай. Плодородие — главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухо- и водопроницаемость. Структура почвы. Восста­новление и поддержание плодородия почв. Агротех­нические мероприятия, механические приемы обра­ботки почвы, внесение удобрений.

Рациональное использование и охрана почв. Основ­ные системы земледелия. Мелиорация почв. Измене­ния почв под воздействием хозяйственной деятель­ности человека.

Меры предупреждения и борьбы с почвенной эро­зией и загрязнением почв.

Практическая работа.

1. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.

Опорные знания: климатические пояса, сельскохозяйственные угодья, почвенный профиль и почвенный горизонт, всасывание растениями питательных веществ; капиллярное движение воды; реакция нейтрализации; концентрация растворов.

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

  • Объяснять значение понятий:почвы, земельные ресурсы,типы почв, зональное размещение почв, агротехнические мероприятия, мелиорация.

  • приводить примеры, свидетельствующие о значении почв для земледелия;

  • называть факторы почвообразования;

  • объяснять процесс почвообразования на примере почв своего края.

  • называть главные свойства основных типов почв;

  • определять, используя почвенную карту, характерные типы почв на отдельных территориях России;

  • давать оценку отдельных типов почв с точки зрения их использования в сельском хозяйстве;

  • давать характеристику почв своей местности, анализируя условия их формирования;

  • приводить примеры и объяснять значение разных видов агротехнических мероприятий; объяснять необходимость охраны почв;

  • приводить примеры рационального и нерационального использования земель;

  • объяснять значение мелиоративных работ; приводить примеры комплексной мелиорации земель.

    Тема 5

В природе всё взаимосвязано

Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК.

Зональность и азональность природных комплек­сов России. Природное (физико-географическое) рай­онирование. Практическое значение изучения свойств и размещения ПТК.

Свойства природных территориальных комплек­сов: целостность, устойчивость, ритмичность разви­тия и их значение для планирования хозяйственной деятельности.

Человек и ландшафты. Ландшафт и его компонен­ты — основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природно-антропогенные ландшафты. Сельскохозяй­ственные, лесохозяйственные и промышленные ланд­шафты — причины их возникновения и условия существования. Городские ландшафты и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты — ландшафты будущего.

Практическая работа.

1. Выявление взаимосвязей между природ­ными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.


Опорные знания: природный комплекс; географическая оболочка; широтная зональность. целостность; ритмичность; круговорот веществ.

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

  • Объяснять значение понятий: природный территориальный комплекс, ландшафт, природное районирование, устойчивость ПТК, антропогенный ландшафт, природно-антропогенный, культурный ландшафт.

  • приводить примеры природных комплексов различных рангов;

  • устанавливать взаимосвязи между компонентами природы в ПТК;

  • объяснять необходимость природного районирования территории страны, важность изучения свойств ПТК.

  • приводить примеры свойств ПТК;

  • читать карту устойчивости ПТК;

  • прогнозировать изменения природного комплекса в результате изменения одного из компонентов природы;

  • приводить примеры влияния свойств ПТК на жизнь и хозяйственную деятельность людей;

  • анализировать карту устойчивости ПК.

  • приводить примеры различных антропогенных природных комплексов,
    взаимного влияния человека и окружающей среды;

  • прогнозировать изменения ландшафтов под влиянием хозяйственной деятельности человека;

  • объяснять формирование облика ландшафта в зависимости от географического положения и рельефа территории.

Тема 6
Природно-хозяйственные зоны

Учение о природных зонах. В. В. Докучаев и Л. С. Берг — основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.

Зональная обусловленность жизнедеятельности че­ловека. Человеческая деятельность — важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные.

«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арк­тика, тундра и лесотундра — северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое рав­новесие природы.

Редкоочаговое расселение. Устойчивость системы «природа — человек» при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации — плюсы и мину­сы. Экологические проблемы.

Таежная зона. Характерные особенности та­ежных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобра­зование тайги человеком. Очаговое освоение и заселе­ние. Последствия индустриального освоения тайги.

Болота. Причины образования болот. Низин­ные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль бо­лот в природе. Что дают болота человеку?

Смешанные леса — самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Вос­точно-Европейской равнины. Муссонные леса Даль­него Востока. Выборочное освоение и расселение. Сов­ременные проблемы освоения этой природно - хозяйственной зоны.

Лесостепи и степи. Освоение степных ланд­шафтов — история приобретений и потерь. Характер­ные лесостепные и степные природные комплексы. Гос­подство антропогенных ландшафтов — зона «сплошного» освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.

Полупустыни и пустыни, субтро­пики — южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Хозяйствен­ная деятельность в экстремальных условиях и ее последствия.

Многоэтажность природы гор. Различия в прояв­лении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Особенности приро­ды гор. Различия природных условий гор и равнин.

Человек и горы. Освоение гор с древнейших вре­мен. Разнообразие природных ресурсов. Хрупкое природное равновесие горных ландшафтов.

Жизнь и хозяйственная деятельность людей в го­рах. Расселение населения. Опасные природные явле­ния.

Практическая работа.

1. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.

Тема 7



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа основного общего образования по географии [zaiceva

    Программа
    ... , И. В. Душина, В. И. Сиротин Программаосновногообщегообразованияпогеографии. 5—9 классы. Авторы А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев Программаосновногообщегообразованияпогеографии. 5—9 классы. Авторы И. В. Душина ...
  2. Рабочая программа основного общего образования по истории для 8 класса пояснительная записка

    Рабочая программа
    РабочаяпрограммаОсновногообщегообразованияПо истории для 8 класса Пояснительная записка Статус документа Рабочаяпрограммапо истории составлена на ... межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях ...
  3. Рабочая программа учителя бельтюковой светланы викторовны основного общего образования по физике x -х i классы

    Рабочая программа
    ... Рабочаяпрограмма учителя Бельтюковой Светланы Викторовны основногообщегообразованияпо физике X-ХI классы Статус документа Данная программапо ... географии, технологии, ОБЖ. Курс физики в примерной программе среднего (полного) общегообразования ...
  4. Программа основного общего образования по биологии [zaiceva

    Программа
    Программаосновногообщегообразованияпо биологии [ zaiceva . распечатано: 29.9.2013 29.9.2013 , 1.doc ] Программаосновногообщегообразованияпо биологии 5—9 классы Концентрический курс ...
  5. Рабочая программа за курс основного общего образования по историческому краеведению для 9 класса кладово 2011

    Рабочая программа
    ... «___» ___________ 2011 г. Рабочаяпрограмма за курс основногообщегообразованияпо историческому краеведению для 9 класса Учитель: Смирнова ... . Литература: Атлас Ярославской области. История. География. М., 1999. Вглядись в минувшее бесстрастно… ...

Другие похожие документы..