Главная > Рабочая программа


Введение. 4 ч

Страноведение – наука о природе, населении, хозяйстве и культуре стран земного шара. Материки, части света и страны. Разнообразие стран современного мира. Политическая карта мира: что на ней показано и какие сведения можно из неё извлечь?

Источники и способы получения страноведческой информации. Географические карты как источник страноведческой информации.

Практикум: Источники страноведческой информации.

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

  • объяснять значение понятий – физическая география, экономическая и социальная география, страноведение, государство, колонии, монархии, республика, унитарное государство, федеративное государство; источники географической информации.

  • давать характеристику «Политической карты мира» - по масштабу, охвату территории, содержанию;

  • находить и показывать по карте различные государства, определять пограничные соседние государства;

  • приводить простые примеры различий между государствами по географическому положению, размерам и конфигурации территории;

  • показывать по карте материки и части света, границу между Европой и Азией, страны, упоминающиеся в параграфах;

  • находить и подбирать различные источники информации и извлекать нужную информацию;

Раздел I. Земля - планета людей. 8 ч

Тема 1. Население мира. 5 ч

Расселение человека по земному шару. Сухопутные мосты между материками в прошлом. Речные цивилизации древности. Средиземноморье как колыбель цивилизаций. Плавание человека через океан. Освоение внутренних районов материков. Последние «белые пятна» на карте мира.

Численность населения Земли. Размещение населения по материкам, климатическим поясам и природным зонам, по удаленности от океана. Человеческие расы. Крупнейшие народы мира. Разнообразие культур и этносов. Национальные традиции и обычаи. Городское и сельское население. Крупнейшие города мира.

Тема 2. Хозяйственная деятельность человека. 2 ч

Возникновение и развитие хозяйства. Разнообразие форм хозяйственной деятельности. Неравномерность хозяйственного освоения разных территорий: индустриальные и сельскохозяйственные районы. Современное хозяйство мира.

Планируемые результаты подготовки учащихся:

  • объяснять значение понятий – численность населения, плотность населения, языковая семья, городское и сельское население, урбанизация.

Первичные, вторичные, третичные виды хозяйственной деятельности (первичный, вторичный, третичный сектор экономики), добывающая и обрабатывающая промышленность, растениеводство, животноводство, сфера услуг;

  • показывать по карте предполагаемые пути расселения человечества на Земле;

  • называть причины переселения людей в прошлом и в настоящее время;

  • давать характеристику изменений численности населения Земли по таблице;

  • приводить примеры частей света и стран с разной плотностью населения, используя карту плотности. Давать характеристику карты «Плотность населения»;

  • объяснять расовые отличия разных народов мира;

приводить примеры различий между разными народами (этносами);

  • давать характеристику карт «Народы мира», «Религии мира»,

«Языковые семьи»;

  • приводить примеры и объяснять различия между городским и сельским образом жизни;

  • приводить примеры различных видов деятельности людей и объяснять различия между ними;

  • называть причины изменений хозяйственной деятельности людей.

  • называть и показывать по карте географическую номенклатуру, выделенную в тексте.

Раздел II.Океаны, материки и страны мира.

Тема 3.Океаны. 5 ч

Материки и океаны как среда жизни и деятельности человека.

Мировой океан и его значение для человечества. Изучение Мирового океана.

Распределение жизни в Мировом океане. Воздействие человека на Мировой океан. Атлантический - самый молодой и освоенный. Индийский океан- особенности природы и хозяйственного использования. Тихий океан - самый большой и глубокий. Северный Ледовитый - самый маленький и холодный. Влияние Мирового океана на формирование природных особенностей Земли.

Тема 4. Евразия. Общая характеристика. 4 ч.

Евразия - самый большой материк Земли. Географическое положение материка Евразия. Почему изучение любого материка необходимо начинать с географического положения? Разнообразие природы Евразии (рельефа, климата, внутренних вод, географических поясов и природных зон) - это разнообразие условий жизни и хозяйственной деятельности людей.

Практикум: Особенности строения земной коры и рельефа Евразии.

Чтение и анализ климатодиаграмм.

Характеристика географических поясов природных зон Евразии.

Тема 5. Европа. 22 ч

Северная Европа. Физико-географическое положение стран и особенности природы. Океанические течения и их влияние на природу и хозяйство. Вулканизм и ледники Исландии. Использование геотермальной энергии. Основные черты природы Фенноскандии как области древнего покровного оледенения. Фьорды Норвегии, озера и возвышенности Швеции, леса и болота Финляндии. Дания – страна Андерсена и Русалочки.

Средняя Европа. Британские острова. Географическое положение. Факторы формирования морского умеренного климата. Великобритания – «туманный Альбион». Зависимость природы и хозяйства от особенностей климата. Островная изоляция и ее влияние на характер и жизнь британцев. Туннель под Ла-Маншем. Особенности природы, населения и хозяйства исторических областей Великобритании – Англии, Уэльса и Шотландии. Лондон и его достопримечательности. Ирландия – «зеленый остров».

Центральная Европа. Франция и страны Бенилюкса. Географическое положение и единство стран региона. Франция – самая большая страна региона, разнообразие ее природы и хозяйства. Париж – культурная столица мира. Нидерланды: борьба с морем за территорию. Польдеры, тюльпаны и ветряные мельницы. Бельгия: сгусток населения и промышленности. Объединение Европы.

Германия и Альпийские страны. Особенности географического положения стран региона. Широколиственные и смешанные леса и их различие в зависимости от географического положения. Интенсивное и давнее освоение территории и современное состояние природы. Угольные бассейны. Охраняемые территории. Германия: от приморских низин Балтийского и Северного морей до альпийских высокогорий. Рейн и Эльба – срединные оси Европы. Разнообразие немецких городов: Берлин, Гамбург, Мюнхен. Горы и ледники Швейцарии и Австрии и их роль в своеобразии региона.

Восточная Европа. Страны между Германией и Россией. Географическое положение территории, его сходства и различия с Европейской частью России. Страны западных славян: Польша, Чехия и Словакия; территориальная и культурная связь с Россией. «Злата Прага».

Страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония). Приморское географическое положение. Воздействие покровного оледенения на природу региона. Озера и морены Прибалтики, мягкий морской климат. Низкое естественное плодородие почв и скудость природных ресурсов. Дюны, янтарь и Рижское взморье. Территориальная близость с Россией и сложность исторических взаимодействий.

Беларусь, Украина, Молдова. Белорусское полесье. Чернобыль и ядерная катастрофа. Степи и лесостепи Украины. Киев – «мать городов русских». «Украинский» Запад и «русские» Восток и Юг. Индустриально-аграрный характер экономики. Виноградники и сады Молдавии.

Южная Европа.

Пиренейский полуостров. Испания и Португалия - могущественные державы эпохи Великих географических открытий. Центры средневековой культуры.Географическое положение стран в субтропическом климате и его следствия. Средиземноморский климат, средиземноморская растительность, субтропическое земледелие. Барьерный эффект гор на окраинах и континентальность климата в центре. Разнообразие природы и хозяйства регионов Испании. Арабское влияние в привычном ландшафте. Национальные традиции испанцев, известные всему миру. Мадрид и Барселона. Бесконечная цепочка испанских пляжей. Португалия – приатлантическая страна на крайнем западе Европы.

Апеннинский полуостров. Итальянский «сапог» на карте Европы. Влияние географического положения на характер природы и хозяйство региона. Горные цепи как неотъемлемая часть страны: альпийская складчатость и ее современные проявления. Промышленное могущество Севера и отсталость Юга. Венеция, Рим, Флоренция – «классическая Италия». Ватикан – город-государство.

Дунайские и Балканские страны. Особенности географического положения, природы и хозяйства стран. Дунай – международная река Европы. Особенности режима реки. Благоприятные агроклиматические ресурсы. Адриатическое побережье и Динарское нагорье. Узел культур и религий. Венгрия: финно-угорский народ в центре Европы. Будапешт – город на берегах Дуная. Предгорный прогиб Карпат и румынская нефть. Сады Болгарии. Прибрежные зоны пляжного отдыха. Изрезанность береговой линии и ее влияние на особенности цивилизаций Балканского полуострова, культурное наследие Греции.

Россия - самая большая по площади страна мира. Природа, население и хозяйство России. Человеческий и природный капитал страны. Место России в современной географической картине мира и Евразии.

Практикум: Составление описания или характеристики одной из стран.

Тема 6. Азия.

Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан). Географическое положение: между Черным и Каспийским морями. Сложность геологической истории и ее связь с рельефообразованием: горные цепи, лавовые плато, межгорные долины. Землетрясения и потухшие вулканы, озера. Влажные и сухие субтропики: экспозиционный эффект гор и специализация сельского хозяйства. Высотная поясность на Кавказе. Субтропическое земледелие в Грузии. Араратская долина. Нефть Апшерона.

Юго-Западная Азия. Состав региона: Турция, Восточное Средиземноморье, страны Персидского залива, Аравийский полуостров. Географическое положение региона: на перекрестке цивилизаций и культур – мост между континентами. Жаркий и сухой климат Аравии, субтропики Турции и восточного Средиземноморья. Византий – Константинополь – Стамбул. Нефтяные богатства стран Персидского залива. Пустыни Аравии и зарождение ислама. Иерусалим – центр трех религий. Израиль и арабские государства Ближнего Востока. Мертвое море – самая низкая абсолютная отметка на Земле, причины изменения уровня. Благодатный полумесяц и речная цивилизация Месопотамии. Иран – нагорья и пустыни; различия в особенностях природопользования.

Центральная Азия. Географическое положение: в центре Азии. Древняя история и памятники архитектуры: Хорезм, Бухара, Самарканд. Горы и равнины региона и их связь; особенности высотной поясности гор Тянь-Шаня и их роль в хозяйстве. Особенности природы и хозяйства отдельных стран. Целинные земл и промышленность Казахстана. Астана – центр Центральной Азии. Монокультурное хозяйство Узбекистана и его экологические последствия. Природные зоны региона: степи и пустыни и особенности природопользования. Бассейн внутреннего стока. Арал – исчезающее море пустыни, природные и антропогенные причины изменения уровня. Опустынивание. Афганистан – высокогорная страна.

Китай и Монголия. Особенности географического положения региона. Сибирский антициклон и континентальность климата. Муссонная циркуляция атмосферы и ее влияние на природные зоны. Огромные размеры Китая и разнообразие его природы. Хуанхэ – «желтая река»; изменение площади дельты и его возможные причины. Лессовые плато и ветровая эрозия, пыльные бури. Катастрофические наводнения и их последствия. Самая многонаселенная страна мира: пути решения демографической проблемы. Культура риса и сои; шелководство. Современное экономическое развитие Китая. Холодные высокогорья Тибета и их изоляция. Монголия – страна Великой степи, сегодняшний день «потомков Чингисхана».

Япония и страны на Корейском полуострове. Географическое положение Японии: от тропиков до умеренных широт. Высокая сейсмичность и ее проявления; цунами и их последствия. Островная изоляция страны. Культ природы и особенности национального сознания. Высокая плотность населения и урбанизация. Передовой уровень хозяйства. Корейский полуостров - разделенный народ. Рисовая цивилизация в прохладном климате. Экономический рост и высокотехнологичные производства.

Южная Азия. Географическое положение региона: от высочайших гор в мире до берегов Индийского океана. Муссоны, механизм их образования, субэкваториальный климат. Процессы на границах литосферных плит, Гималаи и их образование. Природные зоны полуострова Индостан. Горные королевства Непала и Бутана. Инд и Ганг – две главные реки Южной Азии. Древняя культура Индии и ее связь с природой. Бангладеш – государство-дельта, последствия климатических изменений для жизни и хозяйства людей.

Юго-Восточная Азия. Географическое положение, особенности климата и тектонического строения. Обильное и постоянное увлажнение (субэкваториальный климат); постоянно-влажные и переменно-влажные леса. Индокитай – между двумя великими цивилизациями. Особенности природы и хозяйства отдельных стран: новые индустриальные страны и сохранение аграрной экономики.

Практикум: Составление описания или характеристики одной из стран.

Тема 7. Африка. 7 ч

Африка – второй по величине материк земного шара. Особенности географического положения, рельефа, климата и природных зон материка. «Идеальный» материк географической зональности. Региональные особенности природы, населения и хозяйства.

Северная Африка. Географическое положение региона. Полезные ископаемые: нефть, природный газ и фосфориты. Средиземноморье и Сахара: особенности природы, населения и хозяйства. Магриб - арабский запад, черты средиземноморской культуры и их роль в своеобразии региона. Сахара – крупнейшая пустыня планеты. Тропические пустыни: песчаные, каменистые, соляные. Культура финиковой пальмы. Жаркий и сухой климат. Древнейшая цивилизация Египта и ее зависимость от природы. Нил – уникальный плодородный оазис.

Западная и Центральная Африка. Особенности географического положения. Побережье Гвинейского залива и внутренние районы: различия в природе, населении и хозяйстве. Зона переменно-влажных лесов и плантационное хозяйство (кофе, бананы, какао). Бассейн Конго – Великий африканский лес. Вырубка лесов и ее последствия. Зона саванн и редколесий: сезонность увлажнения и нарастание недостатка осадков к границе с Сахарой. Река Нигер и ее роль в жизни Западной Африки. Зона Сахеля. Озеро Чад. Опустынивание: природные причины и деятельность человека. Народы негроидной расы: фульбе, хауса, пигмеи. Хозяйство стран региона: добыча полезных ископаемых, разная специализация сельского хозяйства.

Восточная Африка. Великие Африканские разломы: действующие и потухшие вулканы, нагорья, плоскогорья и озера. Смена природных зон в зависимости от условий увлажнения. Народы банту и суахили. Особенности отдельных стран. Эфиопия – лесное нагорье, превратившееся в пашню. Кения и Танзания. Национальные парки в зоне саванн и редколесий. Проблема быстрого роста населения и недостаток продовольствия, голод. Мадагаскар – крупнейший остров у берегов Африки. Эндемизм животного и растительного мира.

Южная Африка. Особенности географического положения стран региона. Высокие уступы окраинных плоскогорий, окружающие впадину Калахари. Влияние холодных течений и пустыня Намиб (дюны и вельвичия). Река Замбези и водопад Виктория. Пески Калахари и внутренние дельты. Капские горы – «Средиземноморье Южной Африки». Южно-Африканская Республика: сложный национальный состав, особенности экономического развития. Горнодобывающая промышленность: руды цветных металлов, алмазы, золото. Проблема СПИДа.

Тема 8. Америка - Новый свет. 10 ч

Северная Америка. Южная Америка. Общая характеристика географического положения, рельефа, климата и природных зон материков.

Канада. Особенности географического положения. «Холодное дыхание» Арктики и сдвиг природно-хозяйственных зон на юг. Канадский Арктический архипелаг. Арктический и субарктический климат. Гудзонов залив – «ледяной мешок». Кристаллический щит и богатство полезных ископаемых. Материковое оледенение, его влияние на природу и хозяйство страны. Великие озера и река Святого Лаврентия. Североамериканская тайга и степные провинции. Аналогия с Россией. Гренландия – самый большой остров на Земле.

Соединенные Штаты Америки. Географическое положение: от Атлантики до Тихого океана. Особенности природы страны: горный Запад и равнинный Восток. Меридиональное расположение природных зон. Разновозрастные горные системы: Кордильеры и Аппалачи. Национальные парки. Состав населения страны: «иммиграционный котел». США – крупнейшая экономическая держава мира. Региональные различия в размещении населения и хозяйства на территории страны. Северо-восток США: район первых переселенцев. «Супергород» Нью-Йорк. Родина небоскребов – Чикаго. Вашингтон – столица США. Бывший рабовладельческий юг США – край хлопка и табака. Полуостров Флорида – тропический рай и космодром. Центральные равнины – земледельческий пояс. Миссисипи – «американская Волга». Великие равнины – прерии и ковбои Дикого Запада. Калифорния – самый населенный и развитый штат. Города Тихоокеанского побережья: Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Аляска и Гавайи – «оторванные» штаты.

Центральная Америка и Вест-Индия. Особенности географического положения стран региона. Перешеек между океанами и Панамский канал. Мексиканское нагорье и суккуленты. Жаркий и сухой климат внутренних нагорий, влажные горные окраины. Наследие древних культур. Мехико – крупнейший город мира, экологические проблемы и пути их решения. Тропические циклоны Карибского моря, их влияние на хозяйство стран. Вест-Индия: Большие и Малые Антильские острова.

Бразилия. Особенности географического положения и природы страны: Амазонская низменность и Бразильское плоскогорье. Амазонская сельва (Амазония) – «легкие планеты». Их роль в обеспечении планеты влагой. Активное хозяйственное освоение региона. Вырубка лесов, ее темпы и последствия. Река Амазонка – самая полноводная река Земли. Минеральные богатства Бразильского плоскогорья. Плантационное хозяйство: кофе, сахарный тростник и другие культуры. Атлантическое побережье: Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу.

Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили. Состав региона. Горная цепь Анд – природный хребет региона: горы и межгорные долины. Смена природных условий с севера на юг, от экватора к умеренному поясу. Высотная поясность: от сельвы до ледников. Положение снеговой линии в зависимости от климата. Сложность геологический истории и богатство полезными ископаемыми: нефть Эквадора, олово Боливии и медь Чили. Цивилизации доколумбовой эпохи и их приспособление к природе: высокогорное земледелие на трасах и рыболовство побережья. Перуанское течение и явление Эль-Ниньо. Пустыня Атакама. Высокогорное озеро Титикака.

Лаплатские страны. Положение в субтропических и умеренных широтах и равнинность территории. Смена природных зон с севера на юг – от переменно-влажных лесов до полупустынь. Река Парана и гидростроительство. Пампа и ее роль в сельском хозяйстве Аргентины. Полупустыни Патагонии и овцеводство. Крайний юг материка: фьорды и острова. Остров Огненная Земля и мыс Горн.

Тема 9. Австралия и Океания. 3 ч

Австралия. Страна-материк. Особенности географического положения, природы и хозяйства. Равнинность рельефа материка. Большой Водораздельный хребет и его влияние на климат и формирование природных зон. Пустыни Центральной Австралии. Озеро Эйр и пересыхающие реки (крики). Минеральные богатства западной части материка. Уникальный животный и растительный мир; эндемики. Аборигены и иммигранты. Сидней и Мельбурн – города-соперники. Остров Тасмания.

Океания. Состав региона: Полинезия и Новая Зеландия, Микронезия, Меланезия. Линия перемены дат. Происхождение островов и общие черты природы. Коралловые рифы, атоллы и лагуны. «Покорители» Тихого океана. Натуральное хозяйство и ядерные испытания.

Тема 10. Полярные области Земли.

Общие черты природы полярных областей Земли: сходство и различия Арктики и Антарктики. Особенности природы в условиях увеличения интенсивности освоения и изменения природной среды. Международное сотрудничество в исследовании и освоении.

Антарктика. Южный океан и особенности его вод. Антарктида - самый южный и холодный материк. Ледниковый покров и строение материка. Антарктические оазисы и птичьи базары. Полюс холода планеты. Шельфовые ледники и айсберги. Озоновая дыра.

Раздел III. Человек и планета: история взаимоотношений.

Воздействие человека на природу планеты: эволюция от собирательства и охоты до постиндустриального этапа. Земледелие и связанные с ним последствия для природы. Изменение человеком природы материков. Европа и Северная Америка: урбанизация и проблемы сохранения живой природы. Южная Америка – вырубка влажных тропических лесов и ее последствия для всей планеты. Африка – опустынивание и проблема голода. Глобальные проблемы человечества и место в них экологических проблем. Будущее человечества.

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся при изучении

раздела ";Океаны, материки и страны";:

  • объяснять значение новых понятий, изученных в темах раздела;

  • называть наиболее значимые этапы изучения Мирового океана;

  • доказывать примерами влияние Мирового океана на жизнь планеты и людей;

  • называть и объяснять своеобразие природных особенностей каждого океана Земли;

  • давать описание и характеристику океанов с использованием карт и других источников информации;

  • показывать по карте географические объекты, упоминаемые в тексте учебника.

  • показывать по карте отдельные материки и части света, определять их географическое положение, используя типовой план;

  • определять и называть факторы, определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран;

  • называть и показывать регионы и страны Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии;

  • приводить примеры, доказывающие влияние географического положения на природу материка, крупного региона, страны;

  • называть характерные особенности природы материков и океанов;

  • давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа;

  • приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны мира, а также хозяйственную деятельность людей в океанах;

  • объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды;

  • определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию;

  • давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных субрегионов и стран, используя различные источники информации;

  • называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками Всемирного природного и культурного наследия.

  • показывать по карте территорию отдельных регионов мира, границы ее по природным объектам, основные формы рельефа, реки, озера;

  • характеризовать береговую линию, называя географические объекты;

  • выявлять черты различия природы Азии и Европы;

  • давать сравнительную характеристику природы Северной и Южной Америки,

  • объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты;

  • называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа, давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану;

  • на основе использования разнообразных источников информации выявлять отличительные особенности природы, населения и хозяйства стран и народов

Метапредметные результаты подготовки учащихся при изучении курса:

Регулятивные (учебно-организационные) умения:

- планировать свою деятельность под руководством учителя и самостоятельно;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей, с предложенным или составленным самостоятельно планом;

- участвовать в совместной деятельности;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

- оценивать свою работу и работу одноклассников.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа основного общего образования по географии [zaiceva

    Программа
    ... , И. В. Душина, В. И. Сиротин Программаосновногообщегообразованияпогеографии. 5—9 классы. Авторы А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев Программаосновногообщегообразованияпогеографии. 5—9 классы. Авторы И. В. Душина ...
  2. Рабочая программа основного общего образования по истории для 8 класса пояснительная записка

    Рабочая программа
    РабочаяпрограммаОсновногообщегообразованияПо истории для 8 класса Пояснительная записка Статус документа Рабочаяпрограммапо истории составлена на ... межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях ...
  3. Рабочая программа учителя бельтюковой светланы викторовны основного общего образования по физике x -х i классы

    Рабочая программа
    ... Рабочаяпрограмма учителя Бельтюковой Светланы Викторовны основногообщегообразованияпо физике X-ХI классы Статус документа Данная программапо ... географии, технологии, ОБЖ. Курс физики в примерной программе среднего (полного) общегообразования ...
  4. Программа основного общего образования по биологии [zaiceva

    Программа
    Программаосновногообщегообразованияпо биологии [ zaiceva . распечатано: 29.9.2013 29.9.2013 , 1.doc ] Программаосновногообщегообразованияпо биологии 5—9 классы Концентрический курс ...
  5. Рабочая программа за курс основного общего образования по историческому краеведению для 9 класса кладово 2011

    Рабочая программа
    ... «___» ___________ 2011 г. Рабочаяпрограмма за курс основногообщегообразованияпо историческому краеведению для 9 класса Учитель: Смирнова ... . Литература: Атлас Ярославской области. История. География. М., 1999. Вглядись в минувшее бесстрастно… ...

Другие похожие документы..