Главная > Экзаменационные билеты


Последствия Гражданской войны:

  • тяжелейший экономический кризис, хо­зяйственная разруха, падение промышленного производства в 7 раз, сельскохозяйственного — в 2 раза;

  • огромные демографические потери — за го­ды Первой мировой и Гражданской войн от бое­вых действий, голода и эпидемий погибло около 10 млн человек;

  • окончательное становление диктатуры большевиков, при этом жесткие методы управления страной периода Гражданской войны стали рассматриваться как вполне приемлемые и для мирного времени.

Билет 16. Вопрос 1. Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике: причины введения, основные мероприятия и результаты нэпа.

В годы гражданской войны большевики проводили политику «военного коммунизма», которая должна была, по их мнению, обеспечить «военно-политический союз рабочего класса и крестьянства». Основными элементами этой политики в области экономики были: ликвидация частной собственности; свертывание товарно-денежных отношений; налаживание прямого товарообмена между городом и деревней; национализация промышленности; введение продоволь­ственной диктатуры на селе. В социальной сфере проводились: натурализация заработной платы; введение всеобщей трудовой повинности и уравнительной системы оплаты труда; милита­ризация труда. В политической области проводился курс на господство однопартийной системы; полный и безраздельный партийный контроль над деятельностью государственных и общественных структур; жестокое преследование инакомысля­щих.

К весне 1918 г. ситуация с продовольствием в стране зна­чительно осложнилась. Власть оказалась перед не­обходимостью введения «продовольственной диктатуры» (то есть насильственного изъятия у крестьян продуктов в пользу амии и городского населения - продразверстка). В деревнях с этой целью были созданы комитеты бедноты (комбеды), использовавшие продовольственные отряды. Наряду с изъятием зерна они при­ступили к конфискации земель зажиточных крестьян (за корот­кий срок у них было изъято почти 50 млн. десятин земли). На­чалось создание колхозов и совхозов.

Заработная плата на производстве была заменена единым для всех катего­рий работников продовольственным пайком. Были отменены плата за жилье и коммунальные услуги, бесплатным стал про­езд в транспорте. Для всех категорий населения была введена трудовая повинность.

В июне 1918 г. была восстановлена смертная казнь (отмененная ранее Временным правительством). Одними из первых ее жертв стали все члены царской семьи и их приближенные. 5 сентяб­ря 1918 г. было принято решение о начале красного террора.

Политика «военного коммунизма» стала важнейшим инст­рументом власти большевиков для мобилизации сил и средств на разгром политической и военной оппозиции в условиях гражданской войны.

В результате Гражданской войны и проведения политики «военного коммунизма» население страны по сравнению с осенью 1917 г. сократилось на 10 млн чело­век, промышленное производство упало в 7 раз, в упадке находился транспорт, добыча угля и нефти опустилась на уровень конца XIX в. В 1921 г. разразился страшный голод. Он был вызван не только не­урожаем, но и полной реквизицией у крестьян всех запасов хлеба, даже семенного запаса. От голода погибло 5 млн чел. По официаль­ным данным в стране насчитывалось 7 млн безработных.

В условиях голода, разрухи, народных восстаний в марте 1921 г. X съезд РКП(б) принял решение о прекра­щении политики военного коммунизма с его жестким централизованным руководством экономикой и начале новой экономической политики (нэп). Нэп рассматривался как временная, хотя и длительная (по словам Ле­нина, «всерьез и надолго») уступка обстоятельствам. Первым шагом была отмена продразверстки. Ее заменил продналог, который был примерно вдвое меньше продразверстки и объявлялся накану­не посевной. Излишки оставались у крестьян и могли быть проданы на рынке. Пришлось вернуться к свободе торговли, что привело к по­явлению мелких лавочников и оптовых перепродавцов. Был отменен декрет о полной национализации. Мелкая и средняя промышленность возвращались в частные руки. Крупные предприятия можно было брать в аренду. Разрешались иностранные концессии. Отменялся принуди­тельный труд, вводился рынок рабочей силы, возвращалась тарифная заработная плата. Была проведена денежная реформа, и большевики ввели твердую валюту - «золотой червонец», высоко ценившийся на мировом валютном рынке. Государственная промышленность переводилась на хозрасчет и самоокупаемость.

Нэп оздоровил экономику страны. Исчезла угроза голода, стали развиваться мелкая и средняя торговля, сфера обслуживания, сельское хозяйство (нэп прежде всего был уступкой крестьянству). Однако к концу 1920-х гг. этот нэп уже не действовал. Товаров не хватало. Росла безработица. При­влечь для развития экономики иностранные инвестиции не удалось. К большевикам на Западе испытывали большое недоверие, а самое главное, в 1929 г. разразился мировой экономический кризис и Запа­ду стало не до инвестиций. В 1928 г. власти стали изы­мать хлеб силой, обвиняя крестьян в саботаже. Госу­дарство трижды обрушивало курс червонца, чтобы ог­рабить предпринимателей. С началом индустриализа­ции и коллективизации нэп был свернут.

Билет 17. Вопрос 1. Общественно-политическая жизнь в СССР в 1920 – 1930-е гг.

При изучении этой темы главное внимание следует уделить становлению тоталитарного ре­жима в СССР. Необходимо выделить признаки тоталитаризма в целом и особенности этого ре­жима в СССР.

В 1921 г. X съезд партии запретил создание фрак­ций внутри партии, чтобы избежать ее раскола (ре­золюция «О единстве партии»). В 1924 г. умер Ле­нин. Началась борьба за власть между его преемни­ками, и до конца 20-х гг. управление страной было коллективным. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Сталин при поддержке Г. Е. Зиновьева и Л. Б. Ка­менева вывел из Политбюро Л. Д. Троцкого, в союзе с А. И. Рыковым, Н. И. Бухариным, М. П. Томским одо­лел Зиновьева и Каменева, а затем, опираясь на С. М. Кирова, Г. К. Орджоникидзе, В. М. Молотова, избавился от прежних союзников. Кроме того, в 1929— 1930, 1933 и 1935—1936 гг. проводились чистки, при­званные изгнать из партии тех, кто не мог или не хотел проводить сталинскую линию.

Еще в 20-е гг., несмотря на прекращение «красно­го террора» 1918—1921 гг., репрессии против инако­мыслящих продолжались (их проводили органы ГПУ). К концу 20-х гг. они начинают набирать силу. Провалы внутренней политики списывались на вредительство. В 20-е годы была создана система лагерей (ГУЛАГ). В 1937— 1938 гг. погибло большинство высших руководителей партии, так называемая «ленинская гвардия» (Буха­рин, Рыков, Зиновьев, Каменев и др.) и руководи­телей вооруженных сил (Тухачевский и др.), а также сотни тысяч простых людей. Окончательно укрепилась власть Сталина. Исполни­тели террора, в том числе наркомы внутренних дел СССР Г. Г. Ягода (нарком в 1934-1936) и Н. И. Ежов (1936—1938), сами были расстреляны, на них же спи­сали вину за «перегибы».

Принятая в 1936 г. Конституция провозглашала демократические свободы (отсутствовали, однако, свобода собственности, многопартийность и др.), на прак­тике они грубо нарушались.

В 1930-е гг. в СССР сформировался тота­литарный режим.

Тоталитарный режим – это государственная власть, которая осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сторо­нами жизни общества.

Признаки тоталитарного режима:

  • в политической сфере — полное господство одной партии (большевиков), культ личности вождя, главный метод управле­ния — насилие, включая массовые репрессии, отсутствие прав и свобод граждан, агрессивная внешняя политика;

  • в экономической сфере — тенденция к уста­новлению полного контроля государства над все­ми отраслями экономики;

  • в социальной сфере — создание массовых полудобровольных общественных организаций, охватывающих все возрастные группы населе­ния и находящихся под полным контролем госу­дарства;

  • в духовной сфере — отсутствие гласности и свободы творчества, идеологизация всех сторон общественной жизни.

Особенности тоталитарного режима в СССР:

•огромная роль идеологии, и прежде всего идеи классовой борьбы, которая оправдывала репрессии по отношению к целым слоям населе­ния;

• возврат к идее сильной государственной власти и им­перской внешней политике — курс на восстанов­ление границ бывшей Российской империи и на усиление влияния СССР в мире;

•массовые репрессии («большой террор»). Цели и причины: уничтожение потенциальных противников и их возможных сторонников, ус­трашение населения, использование бесплатно­го труда заключенных во время форсирован­ной индустриализации. К тому же стремление репрессивного аппарата доказать свою необхо­димость порождало «раскрытие» несуществую­щих заговоров.

Итоги: за годы правления Ста­лина в общей сложности пострадало до 4 млн че­ловек. В стране был установлен режим ничем не ограниченной личной власти Сталина.

Ключевые даты

1929 г. — «шахтинское дело»: обвинение ин­женеров-специалистов на шахтах Донбасса во вредительстве.

1934 г. — убийство С. М. Кирова на бытовой почве было использовано как повод для репрес­сий вначале против реальных конкурентов Ста­лина, а затем и против потенциальных противни­ков режима.

Декабрь 1936 г. — принятие новой Конститу­ции СССР. Формально была самой демократич­ной в мире, но реально ее положения не действо­вали.

1936—1939 гг. — массовые репрессии, пик которых приходится на 1937 г.

1938—1939 гг. — массовые репрессии в ар­мии: репрессировано около 40 тыс. офицеров (40%), из 5 маршалов — 3, из 5 командующих армией I ранга — 3, из 10 командармов II ран­га — 10, из 57 командиров корпусов — 50, из 186 командиров дивизий — 154, из 456 команди­ров полков — 401

Билет 18. Вопрос 1. Основные направления и события внешней политики СССР в 1920 – 1930-е гг.

При подготовке этой темы рекомендуется от­дельно рассмотреть основные направления внеш­ней политики в 1920-е и 1930-е гг., выделяя в рамках каждого периода отдельные этапы. В за­ключение необходимо проследить, как меня­лись в эти два десятилетия ориентиры советской внешней политики, в том числе идеологические.

Внешняя политика в 1920-е гг. В этом периоде мож­но выделить три этапа.

1) 19181921 гг.: главная цель — подготов­ка мировой революции. Для реше­ния этой задачи в 1919 г. был создан Коминтерн. Но после неудачного похода 1920 г. Красной Ар­мии в Польшу и спада революционного движе­ния в Европе происходит смена ориентиров во внешней политике.

2)19211927 гг.: взят курс на установле­ние мирных отношений со странами Запада. Цель — получение дипломатического призна­ния с их стороны (этому препятствовала пробле­ма царских долгов). Одновременно предпринима­ются усилия по нормализации отношений с со­предельными государствами:

  • февраль 1921 г. — договоры с Персией (Ира­ном) и Афганистаном;

  • март 1921 г. — договор о дружбе и братстве с Турцией, торговое соглашение с Англией;

  • ноябрь 1921 г. — договор о дружбе с Монго­лией;

  • март—апрель 1922 г. — участие Советской России в Генуэзской мирной конференции; глава делегации — Г. В. Чичерин. Выдвижение «нуле­вого варианта»: Советская Россия не выплачива­ет царские долги, страны Запада не возмещают ей ущерб от интервенции;

  • апрель 1922 г. — Рапалльский договор с Гер­манией о восстановлении дипломатических отно­шений, взаимном отказе от претензий и торго­во-экономических связях. Означал прорыв дип­ломатической изоляции;

  • 1924—1925 гг. — «полоса признания»: дип­ломатическое признание СССР со стороны всех крупнейших стран, кроме США (признали СССР только в 1933 г.);

• 1924 г. — договор с Китаем.

Итоги: этот этап можно считать большим успехом советской дипломатии.

3) 19271929 гг.: ухудшение отношений со странами Запада, рост военной и политической напряженности. В 1927 г. произошел конфликт с Англией, которая разорвала дипломатические отношения с СССР, обвинив его во вмешательст­ве в свои внутренние дела. Причины: оказание СССР финансовой и материальной помощи бас­тующим английским горнякам, убийство совет­ского дипломата П. Л. Войкова в Польше, резкий рост антисоветской пропаганды, призывы к воен­ному разгрому СССР.

Итоги: обострение отношений со странами Запада оказало значительное влияние на внут­реннюю политику СССР — изменение сроков проведения индустриализации и т. д.

Внешняя политика СССР в 1930-е гг. В этом периоде можно выделить два этапа.

1) 19301938 гг.: попытка нового сближе- | ния с демократическими странами Запада и курс на создание системы коллективной безопасности для противодействия агрессивным планам Гер­мании (в 1933 г. там к власти пришел А. Гитлер) и ее союзников. Инициатор этого курса — нарком-индел М. М. Литвинов:

  • 1934 г. — вступление СССР в Лигу Наций. СССР выступил с инициативой по разработке конвенции об определении страны-агрессора. Она не была принята, но авторитет СССР в мире резко возрос;

  • 1935 г. — договоры с Францией и Чехосло- \ вакией о взаимопомощи в случае агрессии как часть системы коллективной безопасности. Пункт

о том, что СССР сможет оказать военную помощь Чехословакии, только если такую помощь ока­жет и Франция, не позволил договору вступить в силу в 1938 г.;

• 1936—1937 гг. — участие СССР в граждан­ской войне в Испании на стороне республикан­ского правительства. Генерала Франко поддер­живали Германия и Италия;

• июль — август 1938 г. — разгром у оз. Хасан японских войск, вторгшихся на территорию СССР;

• сентябрь 1938 г. — Мюнхенская. Тот факт, что СССР не был даже приглашен на конференцию, Сталин воспринял как угрозу создания единого антисоветского фронта западных держав с целью напра­вить германскую агрессию на Восток.

2) 19391941 гг.: курс СССР на сближение с Германией и одновременно активная подготов­ка к войне с ней:

•лето 1939г. — переговоры с Англией и Францией о военном союзе против Германии, ко­торые английская и французская стороны всяче­ски затягивали. СССР начал переговоры с Герма­нией о подписании пакта о ненападении. Герма­ния, заинтересованная в нейтрализации СССР, предложила выгодные условия, надеясь вскоре ликвидировать свои уступки в ходе войны;

  • июль 1939 г. — включение Бессарабии и Северной Буковины в состав СССР;

  • 1939 г. — конфликт с Японией в Монголии. Сражение в районе р. Халхин-Гол. Итоги: лик­видирован очаг войны на Дальнем Востоке;

  • 23 августа 1939 г. — пакт Молотова — Риб­бентропа. СССР и Германия подписали договор о ненападении сроком на 10 лет и секретные про­токолы к нему о разделе сфер влияния в Восточ­ной Европе. В сферу влияния СССР вошли Вос­точная Польша (Западная Украина и Западная Белоруссия), румынская часть Молдавии, Лат­вия, Литва, Эстония и Финляндия;

  • 28 сентября 1939 г. — договор о дружбе и границе с Германией. Серьезная дипломатиче­ская ошибка СССР, так как договор сделал его союзником и пособником Германии, развязав­шей 1 сентября 1939 г. Вторую мировую войну, и подорвал авторитет СССР как миролюбивой дер­жавы среди антифашистских сил;

  • ноябрь 1939 г. — присоединение к СССР За­падной Украины и Западной Белоруссии;

•ноябрь 1939 — март 1940 г. — «зимняя» война с Финляндией за Карельский перешеек. Итоги: границы СССР были отодвинуты за «ли­нию Маннергейма», но победа стоила огромных жертв, показала низкую боеспособность Крас­ной Армии. СССР был исключен из Лиги Наций как агрессор;

• сентябрь — октябрь 1940 г. — присоедине­ние к СССР Прибалтийских государств.

Билет 19. Вопрос 1. Проведение индустриализации в СССР: причины, особенности проведения, итоги.

Во второй половине 1920-х гг. экономика СССР стала испыты­вать трудности. Не хватало товаров, мало производилось металла, станков, техники. Мирные годы коммунисты рассматривали как вре­менную передышку, - значит, надо было готовиться к новой войне, которая неминуемо будет «войной моторов». Требовались серьезная модернизация имеющейся производственной базы, создание новых предприятий. Индустриализация — это процесс создания круп­ного машинного производства, прежде всего тя­желой промышленности (производство средств производства), в целях перехода от аграрного к индустриальному обществу, обеспечения эко­номической независимости страны, укрепления ее обороноспособности. Индустриализация счи­тается завершенной, если доля промышленного производства в общем объеме производства пре­вышает 50% , а государство может обеспечить се­бя промышленной продукцией без ее ввоза из-за рубежа.

Индустриализация в России начала прово­диться в 1890-е гг., но из-за революций и войн завершена не была. В 1930-е гг. ее фактически пришлось начинать заново.

В 1927 г. советские экономисты приступили к разработке первого пятилетнего плана, главной целью которого была индустриализация страны. Разрабатывая этот план, они исходили из необходимости максимальной концентрации всех ресурсов, жесткого планирования и установления точных заданий, единого планового руководства. Познакомившись с планом, Сталин собственноручно скорректировал его, подняв все показатели на головокружительную высоту. Но и этого показалось мало. В декабре 1929 г. съезд ударников производства выдвинул лозунг: «Пятилетку в четыре года!» В 3-4 раза должно было увеличиться производство электроэнергии, металла, нефти, угля. Должны были появиться новые отрасли промышленности и значитель­но вырасти объемы производства уже существующих.

Первые пятилетки:

  • 1928—1932 гг. — первая пятилетка. Из про­пагандистских соображений было объявлено, что она выполнена за четыре года, но это не соответ­ствовало действительности. Однако реальные ито­ги все равно значительные: производство продук­ции тяжелой промышленности возросло в 2,8 раза, машиностроения — в 4,5 раза. СССР превратил­ся из страны, ввозящей промышленное оборудо­вание, в страну, его производящую;

  • 1933—1937 гг. — вторая пятилетка. Произ­водство тяжелой промышленности увеличилось еще в 2,2 раза. СССР превратился из аграрной страны в индустриальную.

Итоги и последствия индустриализации. За восемь лет страна «пробежала» путь, кото­рый у других стран занимал от 50 до 100 лет. Бы­ла создана мощная тяжелая промышленность, возникли новые отрасли: электротехническая, химическая, авиационная промышленность, ав­томобилестроение и т. д., — была обеспечена эко­номическая независимость страны, резко усилена ее обороноспособность (производство оборонной продукции увеличилось в 5 раз). Созданный военно-промышленный комплекс СССР был самым мощным в мире, его продукция в ряде случаев превосходила лучшие зарубежные об­разцы. В стране утвердилась командно-мобилизационная модель эко­номики, экономическая основа тоталитарного режима.

Но все это было достигнуто за счет жесточайшей эксплуатации населения и огромных человеческих жертв.

Билет 20. Вопрос 1. Великая Отечественная война: основные этапы, события, причины победы советского народа.

План войны против СССР под кодовым названием «Барбаросса» Гитлер утвердил 18 декабря 1940 г. Он стремился к установлению в Европе гегемонии Герма­нии, что без поражения СССР было бы невозможно. Германию привлекали и природные богатства СССР, имевшие значение как стратегическое сырье. Пораже­ние Советского Союза, по мнению гитлеровского во­енного командования, создало бы условия для втор­жения на Британские острова и захвата английских ко­лоний на Ближнем и Среднем Востоке и в Индии. Стратегический план гитлеровского командования («блицкриг» — молниеносная война) состоял в следу­ющем: уничтожить советские войска, сосредоточенные в западных районах страны, стремительно продвинуть­ся в глубь Советского Союза, занять его важнейшие политические и экономические центры. Москва дол­жна была быть разрушена после ее захвата. Конечная цель военной операции против СССР — выход и за­крепление немецких войск на линии Архангельск — Ас­трахань.

22 июня 1941 г. Германия напала на Советский Союз. Гитлер нарушил германо-советский пакт о ненападе­нии 1939 г.

Немецкие войска наступали тремя группами армий. Задача группы армий «Север» — уничтожить советские войска в Прибалтике, занять порты на Балтийскомморе, Псков и Ленинград. Группа армий «Юг» должна была разгромить силы Красной армии на Украине, захватить Киев, Харьков, Донбасс и Крым. Наиболее мощной была группа армий «Центр», наступавшая на] центральном направлении на Москву.

23 июня в Москве создается Ставка Главного Ко­мандования для руководства боевыми действиями. 10 июля она была преобразована в Ставку Верховного Командования. Ее председателем был Сталин.

Начальный этап (22 июня 1941 19 ноября 1942).

1941 г.

22 июня немцы перешли границу Советского Союза на многих направлениях.

К 10 июля фашисты, продвигаясь в трех стратеги­ческих направлениях (московском, ленинградском щ киевском), захватили Прибалтику, значительную часть Белоруссии, Молдавии, Украины.

  1. июля —.10 сентября — Смоленское сражение, по­теря города, окружение соединений Красной армии, продвижение фашистов к Москве.

  2. июля — 19 сентября — оборона Киева, потеря го­рода, окружение четырех армий Юго-Западного фронта.

5 августа— 16 октября— оборона Одессы, потеря города.

8 сентября — начало 900-дневной блокады Ленин­града.

30 сентября — 5 декабря — оборонительный этап бит­вы за Москву.

5 декабря 1941 г. — 8 января 1942 г. — контрнаступ­ление Красной армии под Москвой, немцы отброше­ны на 120—250 км. Стратегия молниеносной войны про­валилась.

1942 г.

9 января — апрель — наступление Красной армии, освобождены Московская и Тульская области, районы Калининской, Смоленской, Рязанской, Орловской областей.

Май — июль — наступление немецких войск в Кры­му, падение Севастополя (4 июля).

12—29 мая — Харьковское сражение, поражение Красной армии.

17 июля — 18 ноября — оборонительный этап Ста­линградской битвы, сорваны планы германского ко­мандования по молниеносному захвату города.

25 июля — 31 декабря — оборонительное сражение на Северном Кавказе.

Коренной перелом (19 ноября 1942 — декабрь 1943).

19 ноября 1942 г. — 2 февраля 1943 г. — наступление Красной армии под Сталинградом, окружение и пле­нение 6-й армии фельдмаршала Паулюса и 2-й танко­вой армии общей численностью 300 тыс. человек, на­чало коренного перелома в ходе Великой Отечествен­ной войны.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ответы на экзаменационные билеты по истории россии (9 класс) девятиклассники! здесь выложены приблизительные ответы на новые экзаменационные билеты удачи в изучении учитель истории билет № 1 вопрос 1 древняя русь в ix – начале xii в

    Экзаменационные билеты
    ... ответына новые экзаменационныебилеты. Удачи в изучении. Т.М. Середина, учитель истории. Билет № 1. Вопрос 1. ДревняяРусь в IXначалеXII в.: возникновениегосударства, древнерусскиекнязья и ихдеятельность. Основныедаты и события ...
  2. Ответы на экзаменационные билеты по истории россии (9 класс) девятиклассники! здесь выложены приблизительные ответы на новые экзаменационные билеты удачи в изучении учитель истории билет № 1 вопрос 1 древняя русь в ix – начале xii в

    Экзаменационные билеты
    ... ответына новые экзаменационныебилеты. Удачи в изучении. Т.М. Середина, учитель истории. Билет № 1. Вопрос 1. ДревняяРусь в IXначалеXII в.: возникновениегосударства, древнерусскиекнязья и ихдеятельность. Основныедаты и события ...
  3. Билеты по истории россии 9 класс

    Экзаменационные билеты
    ... по принципу среднего арифметического из результатов ответовна все вопросыэкзаме­национногобилета. Билет № 1 ДревняяРусь в IXначалеXII в.: возникновениегосударства, древ­нерусскиекнязья и ихдеятельность. К какому периоду историиРоссии ...
  4. Экзаменационные билеты охватывают содержание курса истории России с древности до современности

    Экзаменационные билеты
    ... план ответа, тезисы. Билет № 1 1. ДревняяРусь в IXначалеXII в.: возникновениегосударства, древнерусскиекнязья и ихдеятельность. 2. К какому периоду историиРоссии относятся названия РСДРП, октябристы, кадеты, эсеры? На ...
  5. Билеты для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений

    Литература
    ... по принципу среднего арифметического из результатов ответовна все вопросыэкзаменационногобилета. Билет № 1 1. ДревняяРусь в IXначалеXII в.: возникновениегосударства, древнерусскиекнязья и ихдеятельность. 2. К какому периоду историиРоссии ...

Другие похожие документы..