Главная > Экзаменационные билеты


В течение месяца Наполеон простоял в Москве, тщетно предла­гая Александру I заключить мир: тот отказывался это сделать, пока «хоть одна нога захватчика будет на русской земле». Русская армия сосредоточилась юго-восточнее Москвы около села Тарутино. В стра­не ширилось партизанское движение, наносившее удары по тыло­вым коммуникациям французов. Признав бесперспективность «си­дения в Москве», Наполеон начал отступление. Прорыв француз­ских войск в южные российские губернии не удался: отступать пришлось тем же путем, что и идти на Москву - по старой смоленс­кой дороге, местность вокруг которой была разорена войной. Армия Наполеона быстро таяла: делали свое дело удары преследовавших ее русских войск, налеты и нападения партизан, голод и болезни. Огромные потери французы понесли при переправе у реки Березины -только 20 тыс. человек, жалкие остатки «Великой армии», сумели выйти за пределы России. Тяжелыми были и потери русских.

Русская армия продолжила свой военный поход в Европе до свер­жения Наполеона. Возникла новая антифранцузская коалиция в со­ставе Англии, России, Пруссии, Австрии и Швеции. В октябре 1813 г. произошла грандиозная битва при Лейпциге («битва народов»), в ко­торой Наполеон был разбит, но сумел вырваться из окружения. Вес­ной 1814 г. союзные войска вступили во Францию и заняли Париж. Наполеон отрекся от престола и был выслан на остров Эльба в Среди­земном море. Тем не менее уже через год он высадился на француз­ском берегу, быстро занял Париж и вновь собрал армию. Но теперь его правление продолжалось всего сто дней. В решающем сражении под Ватерлоо (Бельгия) Наполеон потерпел свое последнее поражение.

Время после победы над Наполеоном - период небывалого евро­пейского влияния России. Сыграв решающую роль в победе над Францией и восстановлении прежних порядков в Европе, Россия до­билась лидерства в образованном Священном союзе. Но Европа всту­пила на путь капиталистического развития, роль европейских мо­нархий неуклонно падала и уменьшалось значение самой России.

Билет 10. Вопрос 1. Движение декабристов: предпосылки возникновения, участники, цели, основные выступления, значение.

Формирование идеологии декабризма. «движение декабрис­тов» - революционное движение прогрессивно настроенных дворянских офицеров, направлен­ное на кардинальное изменение политических исоциальных порядков в стране: свержение само­державия, отмена крепостного права .

При­чины его зарождения - патриотический подъем 1812 г., знакомство дворян в ходе заграничных походов 1813—1814 гг. с порядками в Западной Европе, где не было крепостного права, фило­софия Просвещения и ее распространение в Рос­сии — деятельность Н. И. Новикова и А. Н. Ра­дищева, специфика международной обстанов­ки — революции в Европе в начале 1820-х гг.).

Затем надо кратко рассказать о первых организа­циях декабристов по плану:

  1. название;

  2. когда существовала;

  3. состав участников;

  4. программные цели, их реализация (если такие попытки имели место).

«Союз спасения»(1816—1817) был создан по типу масонского ордена, его деятельность но­сила строго конспиративный характер. Состоял из 1012 человек: братья А. Н. и Н. М. Му­равьевы, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин. Це­ли: ликвидация самодержавной формы правле­ния и введение конституции, отмена крепост­ного права. В 1817 г. предпринята попытка организовать «Московский заговор»: планы убийства Александра I из националистических побуждений — ходили слухи, что царь собирает­ся сделать Польшу независимой и даже присо­единить к ней часть исконно русских губерний.

В целом его деятельность носила чисто про­светительский характер: публикация переводов произведений французских мыслителей в целях воздействия на общественное мнение и т. д. Союз распался из-за разногласий по поводу программы и методов борьбы.

«Союз благоденствия»(18181821) на­считывал уже более 200 членов. Его цели были такими же, как у «Союза спасения», но методы изменились: помимо воздействия на обществен­ное мнение осуществлялась политика проникновения в аппарат власти, а также организация школ самообразования для солдат в целях их воспитания в оппозиционном духе (ланкастерские школы). В 1821 г. расколол­ся на Южноеи Северное общества.

Далее следует кратко описать деятельность этих обществ, особое внимание уделив сравни­тельной характеристике двух программ.

Южное общество

Северное общество

«Русская правда» П. И. Пестеля

« Конституция » Н. М. Муравьева

Различия: 1) будущая форма правления

республика

Конституционная монархия

2) будущее административно-территориальное устройство

унитарное государство

федерация

3) решение земельного вопроса

более радикальное: освобождение крестьян с землей, частичная кон-

фискация помещичьих земель, образование двух фондов — общественного (земля распределя-ется между всеми желающими и не может быть объектом купли-продажи) и частного (земля предназначается для производства «изобилия»)

более умеренное: первоначально предполагалось освобождение крестьян без земли, затем — с минимальным наделом в 2 дес.

Общие положения:

1) ликвидация сословий, предоставление населению гражданских свобод;

2) отмена рекрутских наборов и военных поселений, введение всеобщей воинской повинности

Ключевые даты

1822—1823 гг. — разработка плана военного переворота: вооруженный захват власти без учас­тия народа по примеру успешного переворота в Испании в 1821 г. О Как вы думаете, могли ли дека­бристы реально рассчитывать на поддержку народа? От­вет обоснуйте.)

19 ноября 1825 г. — неожиданная смерть Александра I. Период междуцарствия. О Чем вы­зван? Ответ: отречением брата Александра I Константи­на от прав на престол.)

14 декабря 1825 г. — восстание на Сенатской площади. Необходимо кратко описать планы де­кабристов и причины их нереализованное™.

29 декабря 1825 — 3 января 1826 г. — вос­стание Черниговского полка на Украине.

Июль 1826 г. — завершение судебного про­цесса над декабристами.

Причины поражения восстания:

  • недостаточная подготовленность;

  • нерешительная тактика;

  • узость социальной базы (по словам В. И. Ле­нина, «страшно далеки они от народа»).

Значение:

  • первое революционное выступление в исто­рии России;

  • Николай I воспринял восстание декабрис­тов как дворцовый переворот, направленный лично против него, что в дальнейшем наложило отпечаток на его внутриполитический курс.

Билет 11. Вопрос 1. Общественные движения в России во 2 половине XIX в.: организации , участники, деятельноть.

В общественном движении России этого пе­риода можно четко выделить три этапа: 50— 60-е гг., 70-е — начало 80-х гг. и 80—90-е гг. Не­обходимо выявить характерные черты этих эта­пов и дать краткий анализ основных требований, выдвигавшихся на каждом из них.

Первый этап (50—60-е гг.): ослабление цензурного гнета после прихода к власти Алек­сандра II. Идет процесс становления либераль­но-буржуазного и радикально-демократического течений общественной мысли: участие западни­ков и славянофилов в разработке крестьянской реформы, деятельность Вольной русской ти­пографии в Лондоне, издание А. И. Герценом и Н. П. Огаревым «Полярной звезды» и «Колоко­ла», их влияние на радикализацию общественно­го мнения, начало зарождения народничества, деятельнос­ть «Земли и воли» в 1860-е гг.

Второй этап (70-е — начало 80-х гг.): становление и расцвет народничества. Основ­ные идеи: теория некапиталистического разви­тия России, идея перехода к социализму. Главная цель — опираясь на крестьянскую общину, миновать капитализм и перейти непосредственно к соци­ализму.

Движение народников прошло в своем разви­тии четыре этапа:

  1. середина 60-х начало 70-х гг. — этап становления: деятельность разрозненных круж­ков (покушение Д. В. Каракозова на Александра II в 1866 г.)

  2. начало 1870-х 1876 г. — пропаган­дистский этап. Главное событие — «хождение в народ» с целью поднять крестьян на борьбу с са­модержавием. Причины неудачи: непонимание крестьянами отвлеченных идей, их царистские иллюзии;

  3. 18761879 гг. — бунтарский этап. Про­изошло организационное оформление движе­ния — была создана новая «Земля и воля» (1876);

4) 18791881 гг. — заговорщицкий, или ге­роический, этап. Раскол «Земли и воли» из-за разногласий по вопросу о методах борьбы на «Черный передел» (Г. В. Плеханов) и «Народную волю» (А. Д. Михайлов). Переход наро­довольцев к тактике индивидуального террора. Цель — цареубийство и дезорганизация прави­тельства, что должно было облегчить захват власти.

Ключевые даты

Апрель 1879 г. — покушение народовольца на Александра II

Ноябрь 1879 г. — попытка взрыва царского поезда под Москвой.

Февраль 1880 г. — взрыв столовой Зимнего дворца, произведенный С. А. Халтуриным.

1 марта 1881 г. — убийство Александра II.

Итоги: тактика заговора и террора себя не оправдала и привела к обратному результату — политике контрреформ Александра III. Сами на­родовольцы все силы потратили на организацию цареубийства, сил на захват власти у них не оста­лось. К тому же они недооценивали силу бюро­кратического аппарата.

Третий этап (80—90-е гг.): спад револю­ционной борьбы. Сказав о перерождении народ­ничества, необходимо охарактеризовать сущ­ность либерального народничества и взгляды лидера этого движения — Н. К. Михайловского: мирная пропаганда социалистических идей.

Также шел процесс рас­пространения марксизма в России: группа «Ос­вобождение труда» (1883—1893) Г. В. Плеханова и его критика народничества. Причины особой попу­лярности марксистских идей в России: ост­рота рабочего вопроса, низкий уровень жизни на­селения, логичность и простота марксистских построений, их доступность для понимания прос­того человека, особенности менталитета русского народа — коллективизм, взаимовыручка, общинность, мессианство.

Необходимо также рассказать о либераль­ном движении, связанном прежде всего с земст­вами, и консервативном течении обществен­ной мысли (К. П. Победоносцев, М. Н. Катков), его влиянии на выработку внутриполитического курса страны.

Вывод: общественную мысль в России вто­рой половины XIX в. отличала идеологическая пестрота: в ней были представлены все направле­ния — от реакционно-консервативного до ради­кально-демократического. Общественная мысль развивалась в обстановке отсутствия гласности и минимальных гражданских свобод, что обусло­вило оппозиционность большинства обществен­ных движений по отношению к власти.

Билет 12. Вопрос 1. Модернизация в России в начале ХХ века.: основные направления, особенности.

Начать ответ следует с раскрытия понятия «модернизация»: это процесс коренного изме­нения экономического, политического и соци­ального развития страны, начавшийся в 90-е гг. XIX в. В каждой из этих сфер модернизация про­являлась по-разному.

В экономической сфере модерниза­ция выразилась в переходе к индустриализа­ции — резкому увеличению темпов роста про­мышленного производства, его преобладанию над сельскохозяйственным производством, а так­же в концентрации и монополизации производ­ства и капиталов.

Процесс модернизации в политической сфере заключался в переходе от традицион­ных, полуфеодальных форм правления к буржу­азным — конституционной монархии или респуб­лике и сопровождался вовлечением больших групп населения в политическую борьбу, созданием поли­тических партий, выражавших их интересы.

Модернизация в социальной сфере привела к урбанизации — резкому увеличению численности городского населения и к маргина­лизации — потере определенной частью населе­ния своего социального статуса. Как следствие, вплоть до революции 1905—1907 гг. усилива­лись социальная напряженность и социальные конфликты в обществе.

Далее следует отметить, что в 1890-е гг. Рос­сия вступила в период монополистического капитализма. Его основные признаки: моно­полизация промышленности, слияние промыш­ленного и финансового капиталов, раздел сфер влияния между международными монополиями, территориальный раздел мира и начало борьбы за передел сфер влияния.

Затем надо рассмотреть этапы экономиче­ского развития страны:

  1. 1890-е гг. — промышленный подъем. Не­обходимо отметить его тесную связь с железнодо­рожным строительством, которое привело к раз­витию смежных отраслей экономики, и огром­ную роль в этом государства, проанализировать экономическую политику С. Ю. Витте (бюджет­ную и денежную реформы, введение системы гос­заказов, поощрение ввоза иностранного капита­ла в страну), привести статистические данные о росте промышленного производства в эти годы (среднегодовые темпы роста — 10—12%);

  2. 19001903 гг. — экономический кри­зис. Спад производства на 8—15%, особенно по­страдала мелкая промышленность;

  3. 1904 1908 гг. — депрессия. Следует про­анализировать ее причины: прежде всего, это за­бастовочное движение во время революции 1905—1907 гг.;

А) 19091913 гг. — промышленный подъ­ем. Этот этап характеризуется усилением моно­полизации промышленности, появлением монополий высших форм — синдикатов, трестов, кон­цернов. Необходимо высказать свое мнение по вопросу о степени влияния иностранного капита­ла в экономике России.

Следует обратить внимание на чрезмерную социальную дифференциацию населения (каж­дое сословие было неоднородно и делилось на не­сколько более мелких социальных групп со своей коллективной психологией и интересами), на особую роль интеллигенции, считавшей себя вы­разительницей интересов всех слоев общества, на слабость так называемого среднего класса, кото­рый находился в стадии формирования, на отсут­ствие продуманной социальной политики, на по­терю жизненных ориентиров у маргинальных слоев населения, на наличие антагонистических социальных групп: дворянство — крестьянство, буржуазия — рабочие. Все это вместе взятое еще больше усложняло ситуацию в стране.

Вывод: на рубеже XIX—XX вв. в стране на­чалась модернизация, были достигнуты значи­тельные успехи в экономическом развитии. Од­нако сделано это было в основном за счет населе­ния, уровень жизни которого был крайне низок. Сложившиеся диспропорции крайне обострили социальные проблемы и привели в начале XX в. к революции.

Билет 13. Вопрос 1.Революция 1905 – 1907 гг. в России: причины, основные события, итоги.

Причины революции:

  • обострение политической обстановки в стра­не из-за упорного нежелания правящих кругов во главе с Николаем II проводить назревшие ре­формы;

  • нерешенность аграрного вопроса — малозе­мелье крестьян, выкупные платежи и т. д.;

•нерешенность рабочего вопроса — отсутст­вие социальной защищенности рабочих при крайне высоком уровне эксплуатации;

  • нерешенность национального вопроса — ущемление прав национальных меньшинств, особенно евреев и поляков;

  • падение морального авторитета правитель­ства и особенно Николая II из-за позорного пора­жения в русско-японской войне.

Основные этапы революции. Можно выделить два этапа.

Первый этап (1905): события развива­лись по нарастающей.

Ключевые даты этого этапа

9 января — Кровавое воскресенье. Расстрел мирной демонстрации рабочих в Петербурге по­служил поводом к началу революции.

Февраль март — массовые демонстрации и забастовки во всех регионах страны.

Май июнь — стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. Начало создания Советов рабочих депутатов как альтернативных органов власти.

14—24 июня — восстание на броненосце «По­темкин». Причина — злоупотребления офице­ров. Показало правительству, что на вооружен­ные силы в полной мере рассчитывать нельзя, и вызвало первые уступки с его стороны.

Август — проект закона о Булыгинской думе (по фамилии министра внутренних дел А. Г. Булыгина — главного разработчика этого проекта.) — попытка создания законосове­щательной Думы. Это была явно запоздалая ус­тупка, которая не удовлетворила ни одну общест­венную силу, кроме монархистов.

7—17 октября — Всероссийская октябрьская стачка, кульминация революции. Участвовало более 2 млн человек. Парализовала экономиче­скую жизнь, вынудила правительство пойти на серьезные уступки.

17 октября !!! — манифест «Об усовершенст­вовании государственного порядка». Дарованы демократические права и свободы, объявлено о проведении выборов в законодательный парла­мент — Государственную думу и о создании Сове­та министров (первый председатель — С. Ю. Вит­те, он же — инициатор издания Манифеста 17 октября и избирательного закона).

26—27 октября — восстание матросов в Кронштадте. Подавлено.

11—15 ноября — восстание моряков Черно­морского флота, солдат Севастопольского гарни­зона и рабочих порта и Морского завода под руко­водством лейтенанта П. П. Шмидта. Подавлено.

9—19 декабря — Московское вооруженное восстание. В ходе боев на Пресне большевики попытались поднять всеобщее вооруженное восста­ние. Окончилось неудачей.

Второй этап (1906 — 3 июня 1907 г.) ха­рактеризуется спадом вооруженной борьбы, пе­реходом ее в русло парламентской борьбы в I и II Государственной думе. Все это происходило на фоне активизации крестьянских выступлений и ответных карательных акций правительства, политической борьбы различных партий.

Ключевые даты этого этапа

Март — апрель1906 г. — проведение выбо­ров в I Государственную думу.

23 апреля1906 г. — издание новой редакции Основных законов Российской империи: Россия юридически перестала быть абсолютной монар­хией.

27 апреля — 8 июля 1906 г. — I Государст­венная дума. Основным вопросом в Думе стал аграрный: «про­ект 42-х» кадетов и «проект 104-х» трудовиков. Дума досрочно распущена по обвинению в негативном влиянии на общество.

20 февраля — 2 июня 1907 г. — II Государ­ственная дума. По составу оказалась радикаль­нее предыдущей: первое место у трудовиков, вто­рое — у кадетов. Основной вопрос — аграрный.

3 июня 1907 г. — государственный перево­рот: роспуск II Думы. Николай II своим указом изменил избирательный закон без санкции Ду­мы, что являлось нарушением Основных законов1906 г. Это событием стало окончанием револю­ции.

Итоги революции:

  • главный итог — изменение формы правле­ния в России. Она стала конституционной (огра­ниченной) монархией;

  • правительство было вынуждено приступить к проведению аграрной реформы и отменить вы­купные платежи;

  • несколько улучшилось положение рабочих (повышение заработной платы, сокращение рабо­чего дня до 9—10 часов, введение пособий по бо­лезни, но, правда, не на всех предприятиях).

Вывод: в целом революция носила незавер­шенный характер. Стоявшие перед страной про­блемы она решила только наполовину.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ответы на экзаменационные билеты по истории россии (9 класс) девятиклассники! здесь выложены приблизительные ответы на новые экзаменационные билеты удачи в изучении учитель истории билет № 1 вопрос 1 древняя русь в ix – начале xii в

    Экзаменационные билеты
    ... ответына новые экзаменационныебилеты. Удачи в изучении. Т.М. Середина, учитель истории. Билет № 1. Вопрос 1. ДревняяРусь в IXначалеXII в.: возникновениегосударства, древнерусскиекнязья и ихдеятельность. Основныедаты и события ...
  2. Ответы на экзаменационные билеты по истории россии (9 класс) девятиклассники! здесь выложены приблизительные ответы на новые экзаменационные билеты удачи в изучении учитель истории билет № 1 вопрос 1 древняя русь в ix – начале xii в

    Экзаменационные билеты
    ... ответына новые экзаменационныебилеты. Удачи в изучении. Т.М. Середина, учитель истории. Билет № 1. Вопрос 1. ДревняяРусь в IXначалеXII в.: возникновениегосударства, древнерусскиекнязья и ихдеятельность. Основныедаты и события ...
  3. Билеты по истории россии 9 класс

    Экзаменационные билеты
    ... по принципу среднего арифметического из результатов ответовна все вопросыэкзаме­национногобилета. Билет № 1 ДревняяРусь в IXначалеXII в.: возникновениегосударства, древ­нерусскиекнязья и ихдеятельность. К какому периоду историиРоссии ...
  4. Экзаменационные билеты охватывают содержание курса истории России с древности до современности

    Экзаменационные билеты
    ... план ответа, тезисы. Билет № 1 1. ДревняяРусь в IXначалеXII в.: возникновениегосударства, древнерусскиекнязья и ихдеятельность. 2. К какому периоду историиРоссии относятся названия РСДРП, октябристы, кадеты, эсеры? На ...
  5. Билеты для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений

    Литература
    ... по принципу среднего арифметического из результатов ответовна все вопросыэкзаменационногобилета. Билет № 1 1. ДревняяРусь в IXначалеXII в.: возникновениегосударства, древнерусскиекнязья и ихдеятельность. 2. К какому периоду историиРоссии ...

Другие похожие документы..