Главная > Документ


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тихоокеанский государственный университет

Кафедра «Экономическая кибернетика»

Проектирование информационных систем

Тематика и методические указания к выполнению

контрольных, курсовых работ

для студентов специальности 080801.65

Прикладная информатика в экономике

очной и заочной форм обучения

Хабаровск 2010

Проектирование информационных систем: тематика и методические указания к выполнению контрольных, курсовых работ для студентов специальности «Прикладная информатика в экономике» очной и заочной форм обучения / сост. Т.А.Серебрякова. – Хабаровск, 2010. – 33 с.

Рецензент: Пазюк К.Т., доктор философских наук, профессор

Содержание

I Цели и задачи дисциплины 4

II. Содержание дисциплины 5

6

III. Методические указания к выполнению курсовой работы 6

IV Общие положения 25

V Оформление работы 26

VI Подбор и изучение литературных источников 28

VII. Библиографический список 30

Приложение 1 32

Образец оформления титульного листа курсовой работы 32

I Цели и задачи дисциплины

Ознакомить студентов с основными аспектами проектирования современных информационных систем, а именно:

1.    Расширение представлений о методах и средствах проектирования современных информационных систем.

2.    Приобретение навыков в использовании CASE-систем проектирования информационных систем.

3.    Развитие самостоятельности при разработке информационных систем на базе корпоративных СУБД.

Цель преподавания данной дисциплины заключается в том, чтобы на основе изученных дисциплин учебного плана дать студентам завершающие знания в области современных научных и практических методов проектирования и сопровождения информационных систем (ИС) для разных предметных областей.

Основной задачей преподавания данной дисциплины является системное представление основных этапов проектирования информационных систем

Студент должен знать методы, средства и технологию: анализа информационных ресурсов предметных областей; разработки различных моделей данных и ИС;  конструирования программых модулей ИС; анализа проектных решений ИС, сопровождения ИС.

Изучение дисциплины основано на предварительном изучении следующих исциплин: Информационные технологии, Теория экономицеских информационных систем, Модели данных, Базы данных, , Моделирование систем, Интеллектуальные информационные системы, Информационная безопасность, Разработка и стандартизация программных средств, Объектно-ориентированное программитрование, Системный анализ, Анализ хозяйственной деятельности, Информационный менеджмент.

В рамках практических и лабораторных занятий ставится задача углубленного изучения особенностей работы в современных программах, реализующих технологии автоматизации решения широкого круга задач в предметных областях экономики.

В результате изучения курса «Проектирование информационных систем» студенты должны овладеть знаниями и умениями решения функциональных задач управления экономикой. Студенты должны получить навыками организации и технологии решения экономических задач в разнообразных компьютерных средах.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате обучения по данной дисциплине студенты должны:

– освоить теоретическую часть курса на уровне, обеспечивающем ориентацию в основных принципах и направлениях развития, освоить выбор способов для решения конкретных задач;

– приобрести практические умения и навыки при решении задач проектирования информационных систем.

II. Содержание дисциплины

Тема 1. Введение в проектирование информационных систем. Встроенный язык SQL.

История развития Индустрия разработки автоматизированных информационных систем. Встроенный язык SQL. Назначение встроенного и модульного SQL. Использование базовых переменных, понятие курсора.

Тема 2. Принципы проектирование реляционных баз данных

Общая характеристика процесса проектирования ИС. Принципы проектирование реляционных баз данных. Исходные данные для проектирования ИС. Методы управления ресурсами, процессами, корпоративными знаниями (коммуникациями), как основа для проектирования ИС. Поддержка информационными технологиями методов управления: Стадии разработки, модели представления, уровни детализации.

Тема 3. CASE технологии.

Методы проектирования информационных систем в промышленности. CASE технологии. CASE-технологии – методологическая и инструментальная база консалтинга. Оценка и выбор CASE-средств. Критерии оценки и выбора. Характеристики CASE-средств.

Тема 4. Архитектуры информационных приложений.

Оптимизированный многопользовательский режим работы с развитой системой транзакционной обработки. Надежные средства защиты . Эффективные инструменты для разграничения доступа к БД. Поддержка широкого диапазона аппаратно - программных платформ. Реализация распределенной обработки данных. Возможность построения гетерогенных и распределенных сетей. Развитые средства управления, контроля, мониторинга и администрирования сервера БД. Поддержка эффективных инструментариев высокие требования профессиональных СУБД к аппаратной платформе.

Тема 5. Хранилища данных.

Этапы проектирования хранилища данных. Специфические требования к хранилищу данных. Методология проектирования хранилища данных. Процедура использования хранилища данных.

Тема 6 . Распределенные информационные системы

Новые требования предъявляемые базам данных. Состав и работа распределенных баз данных. Система клиент-сервер. Основные концепции. Преимущества и недостатки распределенных СУБД. Гомогенные и гетерогенные распределенные СУБД

Тема 7. Постреляционные СУБД

Недостатки реляционной базы данных. Состояние развития постреляционные СУБД. Объектно-ориентированная модель предметной области (проект расширенной концептуальной модели).

Тема 8. Web-технологии и СУБД .

Общие положения. Использование среды Web как платформы приложений баз данных. Интерфейсы расширения. Составные части технологии. Реализация публикаций

III. Методические указания к выполнению курсовой работы

1.Техническое задание на курсовое проектирование

В информационной системе (ПС) реализуется определенная информационная технология по сбору, обработке хранению, передаче и использованию информации. Если говорится о современной информационной технологии то как правило, подразумевают в составе ПС наличие вычислительной системы и такие ПС называют автоматизированными информационными системами. В класс АИС обычно включают следующие системы (см рис.1).

1. Автоматизированные системы управления (АСУ) различного назначения. Они предназначены для непрерывного динамичного отражения изменений в предметной области с целью обеспечения лиц. принимающих решения, объективной информацией. Основная функция - это систематизация информации о предметной области. Принято считать, что класс АСУ включает в себя как подкласс автоматизированные системы контроля (АСК).

2. Автоматизированные рабочие места различного назначения (АРМ). Например, АРМ бухгалтера по начислению заработной платы, АРМ экономиста по калькуляции себестоимости, АРМ ";Квартплата";, АРМ ";Ведение реестра акционеров";, АРМ ";Складское хозяйство";. АРМ диспетчера АТП и т.п. Основная функция - это достаточно сложная обработка информации.

3. Информационно-справочные системы различного назначения (ИСС) . Например, ИСС для диагностики болезней. ИСС для продажи авиабилетов. ИCC ";Расписание движения поездов"; Основная функция - использование информации по назначению. В перечисленных системах наиболее ярко выделяется одна из составных частей информационной технологии.

Рис. 1.Класификация автоматизированных информационных систем

В рамках курсового проектирования следует разработать учебную AИC для заданной предметной области. Предметная область определяется студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем на основе примерного перечня возможных ИС представленным ниже.

2. Рекомендуемый порядок разработки АИС

Примерная последовательность основных этапов разработки автоматизированных информационных систем приводится ниже.

  • Анализ предметной области.

  • Постановка задачи (ТЗ).

  • Проектирование AИC.

  • Создание (реализация) действующего макета системы.

  • Пробная эксплуатация макета пользователями.

  • Сбор данных о результатах эксплуатации АИС.

  • Доработка АИС

  • Запуск АИС в эксплуатацию.

  • Сопровождение АИС.

  • Поясним эти этапы

  1. Анализ предметной области.

Анализ предметной области на примере предприятия представляет собой процесс построения модели предприятия. Модель предприятия показывает все функции, необходимые для его деятельности. Первым приближением построения модели предприятия является выявление функциональных областей деятельности предприятия, к которым относят основные направления такие как производство, сбыт, проектно-конструкторские работы, поставки, бухгалтерский учет, кадры, финансы и т.д.

Каждая функциональная область включает в себя определенный ряд процессов. Например, функциональная область «потребности в материалах» содержит в себе следующие процессы:

    • определение потребности;

    • закупочная деятельность;

    • получение материалов;

    • контроль качества.

В каждом процессе предприятия можно выделить несколько действий (операций). Например, процесс закупочной деятельности подразумевает выполнение следующих действий:

    • подготовить требование на закупку;

    • выбрать поставщиков;

    • подготовить закупочные заказы;

    • зафиксировать данные о выполнения обязательств поставщиками;

    • проанализировать работу поставщиков.

В практическом моделировании деятельности предприятия разбиение процессов на действия должно в конечном итоге дать набор элементарных действий. Для описания назначения элементарного действия обычно достаточно одного предложения. Хорошо сформулированным элементарным действиям (когерентным действиям) присущи следующие свойства:

  1. Когерентное действие приводит к четко определенному результату. Назначение действия – выдать этот результат. Таким результатом может быть продукт или его часть, идея, решение, сделка, документ. Определение назначения действия должно укладываться в одно простое предложение. Плохо сформулированное действие или не дает определенного результата или приводит к ряду несвязанных результатов.

  2. Когерентное действие имеет четко определенные границы. Всегда можно четко определить кто участвует в действии, когда оно начинается и заканчивается. Переходы между когерентными действиями хорошо заметны. Плохо сформулированные действия имеют нечеткие границы, сливаются, перетекают одно в другое.

  3. Когерентное действие выполняется как одно целое, определенным лицом или группой лиц. За результаты действия имеется определенное ответственное лицо или группа лиц.

  4. Начавшись, когерентное действие выполняется автономно и протекает в основном независимо от других действий.

Таким образом, построение общей модели предприятия содержит в себе следующие стадии:

  1. разработка модели показывающей функциональные области;

  2. расширение модели с включением процессов;

  3. расширение модели с включением действий.

В рамках данной работы необходимо разработать модель предприятия (бизнес-процесса) по функциональным областям и процессам, осуществляемых в них. Для одной из функциональных областей необходимо детализацию каждого процесса на элементарные действия. Затем необходимо составить для себя четкое представление о том производственном (технологическом) процессе или его части, для которого(-ой) вы хотите писать прикладную задачу. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы.

  • Какие операции выполняются в данном процессе?

  • Какая информация нужна для выполнения каждой операции? Откуда она берется?

  • Какие документы и в каких операциях необходимо выпускать в системе?

  • Как в процессе выполнения каждой операции ответственный за нее сотрудник взаимодействует с другими сотрудниками, подразделениями или сторонними лицами, учреждениями? Какой информацией он с ними обменивается?

  • Какие изменения технологического процесса наиболее вероятны в будущем?

Кроме того, следует оценить, насколько эффективен данный технологический процесс. С учетом возможностей компьютерных технологий попытаться выработать рекомендации по модификации этого процесса, а также спрогнозировать его эволюцию, ответив на поставленные выше вопросы.

Обсудить свои рекомендации и прогнозы с будущим пользователем (заказчиком) и снова провести анализ. ответив на поставленные выше вопросы с учетом выработанных и согласованных в обсуждениях изменений

2. Постановка задачи (ТЗ). Этот раздел является документальным изложением результатов первого раздела. Следует зафиксировать, какие операции из технологического процесса будут выполняться компьютером, какие пользователем вручную и какие пользователем на компьютере. Определить характер и движение информации в системе. Для этого следует найти ответы на следующие вопросы.

  • Какие элементы информации обязательны для соответствующих операций?

  • Какая информация вводится в компьютер оператором вручную?

  • Какую информацию можно использовать из уже существующих систем?

  • Как формируются данные для выдачи документов?

  • Какие данные выводятся в каждом документе?

  • Что берется непосредственно из входных данных?

  • Что требует обработки (вычислений, сортировки. поиска, архивации, защиты и т.п.)?

  • Что создается внутри системы?

Далее следует составить общее представление об интерфейсе будущего пользователя. Для этого следует ориентировочно определится с ответами на следующие вопросы.

  • Какие операции будут доступны пользователю?

  • Как будет организован ввод данных и вывод документов?

  • Какие настройки системы потребуются при перенесении на другие компьютеры, при постановке на локальную сеть?

  • Каковы временные отрезки нахождения в системе информационных объектов?

Утвердить ТЗ со стороны заказчика (защитить у преподавателя).

3.Проектирование АИС. Этот этап составляет основную часть проектных работ и включает в себя три следующих подэтапа.

3.1. Разработка логической структуры базы данных (таблицы, индексы, динамические и статические связи между таблицами, целостность данных. контроль данных). Для 1С – разработка структуры конфигурации задачи с обоснованием необходимости элементов.

3.2. Разработка пользовательского интерфейса (формы для ввода и просмотра данных, элементы управления - кнопки, меню, панели инструментов).

3.3. Разработка основных выходных документов (отчетов).

Среди множества задач, решаемых разработчиком логической структуры базы данных (БД), следующие наиболее важны.

1. Реализация возможности хранения всех необходимых данных о предметной области (ПО).

2. Исключение избыточности данных. Повторение данных в таблицах может явиться причиной ошибок при вводе и быть проявлением нерационального использования дисковой памяти.

3. Сведение числа хранимых в БД отношений к минимуму (обеспечение быстрого доступа к данным).

4. Обеспечение целостности. Обеспечить такие условия, чтобы при изменении одних данных автоматически происходило соответствующее изменение связанных с ними других данных.

Перечисленные задачи, очевидно, являются противоречивыми. Неформальные методики разработки логической структуры БД рассмотрены в [1].

4.Создание (реализация) действующего макета системы. Этот этап реализует решения принятые на предыдущем этапе в среде предварительно выбранной (заданной) СУБД. Выбор СУБД зависит от конъюнктуры и профессиональных наклонностей разработчика. Студентам рекомендуется реализовать свой проект в среде 1С: Предприятие версии 7.7.

5.Пробная эксплуатация макета пользователями.Обучение пользователей. Работа на задаче. Демонстрация пользователям возможностей анализа данных, накопленных в системе (статистические сводки, графики, отчеты).

6.Сбор дачных о результатах эксплуатации АИС. Сбор замечаний и пожеланий пользователей. Выявление ошибок: этапа постановки, этапа проектирования, этапа реализации. Определение потребностей пользователей в дополнительном анализе данных.

7.Доработка АИС. Устранение ошибок. Добавление не реализованных в макете функций. Написание и оформление программной документации в соответствии с требованиями ЕСПД [2]. Написание при необходимости должностных инструкций или иных нормативных документов, определяющих права и обязанности сотрудников, взаимодействующих с задачей.

8.Запуск АИС в эксплуатацию. Оформление необходимых финансовых и распорядительных документов.

9.Сопровождение АИС. Исправление выявляемых мелких ошибок. Резервирование и восстановление данных. Добавление функций в связи с изменением потребностей пользователей.

Конечно, данная схема весьма идеализирована. В особенности это относится к разделам 1-3. Большую часть необходимых данных вы будете получать уже после того, как создадите работающий макет и посадите за него пользователя. Не исключено, что проработав с задачей достаточно длительное время и пристроив к ней множество “мансард”, “сарайчиков”, “форточек”, вы придете к выводу. что проще сделать новую версию задачи, чем пытаться пристроить к ней еще что-нибудь И тем не менее. чем больше вы соберете информации на начальных этапах. тем дольше вы продержитесь на первой версии, да и следующую версию делать будет гораздо проще.

В следующем разделе приводится конкретный пример неформального анализа предметной области.

3. Пример анализа предметной области.

Рассмотрим небольшую фирму, основной деятельностью которой является мелкооптовая торговля. Планируется разработать для этого предприятия торговую автоматизированную систему. Будем действовать с примерным порядком, введенным в предыдущем разделе.

Начнем с построения общей модели предприятия. Выявленные функциональные области и процессы представим в виде следующей таблицы.

Таблица 1.

Функциональная область

Процесс

Кадры

Перспективная кадровая политика

Зарплатная политика

Бухгалтерский учет

Учет основных средств

Учет торговых операций и результатов основной деятельности

Учет оплаты труда

Финансы

Бизнес планирование, бюджетирование

Управление финансовыми ресурсами

Торговля

Управление заказами (товарооборот)

Управление закупками (поставщики)

Рассмотрим подробнее технологический процесс управления заказами (товарооборот). Запишем основные действия в виде следующей таблицы.

Таблица 2.

Действия процесса товарооборота (операции)

Прием заказа

Выписка счета на заказанный товар

Оформление счета на товар (подписи)

Выписка счета на погрузку и доставку

Оформление счета на услуги

Оплата счета клиенту

Оплата выставленного счета

Оплата товара

Проверка оплаты по копии платежного поручения

Проверка оплаты в банке

Проверка оплаты в кассе

Определение даты отпуска и резервирование товара

Резервирование транспорта и грузчиков

Прием денег от клиента и выписка приходного ордера

Выписка накладной на отпуск

Оформление накладной (подписи)

Выписка требования на складах

Выписка счета-фактуры на отпуск

Регистрация счета-фактуры в книге продаж

Выдача документов клиенту

Отпуск товара на складе

Выдача документов экспедитору

Погрузка и отправка товара

Напоминание об оплате

Исследуем динамику процесса товарооборота с рассмотрением участников операций, используемой информации и документов.

К торговому менеджеру обращается клиент, желающий приобрести товар. Клиент может обратиться лично - появившись в офисе: или заочно - по телефону. по электронной почте, письмом и т.п.

Менеджер собирает всю информацию, которая нужна для удовлетворения потребностей клиента, для выписки необходимых документов (счета, накладной, заявки на резервирование товара на складе и др.) и для выполнения операций по выполнению заказа клиента. Далее он производит эти операции, набор которых зависит в первую очередь от формы оплаты товара, а также от того, лично или заочно обращался клиент. Ограничимся следующими формами оплаты:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Экономической кибернетики методические указания к выполнению контрольных курсовых работ (1)

    Методические указания
    ... Пазюк К.Т. Интеллектуальные информационные системы: тематика и методическиеуказания к выполнениюконтрольных, курсовых работ для ... использования интеллектуальных информационныхсистем, проектирования и разработки этих систем. Системное представление ...
  2. Экономической кибернетики методические указания к выполнению контрольных курсовых работ (2)

    Методические указания
    ... Пазюк К.Т. Интеллектуальные информационные системы: тематика и методическиеуказания к выполнениюконтрольных, курсовых работ для ... использования интеллектуальных информационныхсистем, проектирования и разработки этих систем. Системное представление ...
  3. Методические указания к выполнению контрольных курсовых работ

    Методические указания
    ... А.Г., Григорьев С.Г. Информатика и информационные технологии. Екатеринбург: Уральский рабочий, ... по курсу "Основы проектированиясистем искусственного интеллекта". 2008. ... и знаний Тематика и методическиеуказания к выполнениюконтрольных работ для ...
  4. Методические указания к выполнению контрольных курсовых работ

    Методические указания
    ... А.Г., Григорьев С.Г. Информатика и информационные технологии. Екатеринбург: Уральский рабочий, ... по курсу "Основы проектированиясистем искусственного интеллекта". 2008. ... и знаний Тематика и методическиеуказания к выполнениюконтрольных работ для ...
  5. Методические указания по выполнению контрольной работы (3)

    Методические указания
    ... Методическиеуказания по выполнениюконтрольной работы составлены на основании рабочей программы дисциплины «Исследование систем управления» Методическиеуказания ... моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков); ...

Другие похожие документы..