Главная > Рабочая программа


Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по курсу «Методологические подходы к построению процесса воспитания»

В организацию самостоятельной работы входит, также подготовка докладов к практическим занятиям. Требования к докладу:

  • Тема доклада выбирается до семинара и согласовывается с преподавателем.

  • Магистр может предложить собственную тему, если она совпадает с рассматриваемой на семинаре проблемой.

  • Время, отведенное на рассказ доклада группе - 7-10 минут.

  • Докладчик рассматривает понятийный аппарат предложенного исследования: проблема, цель, раскрывающие ее задачи, объект, предмет и субъект исследования. Далее докладчик излагает проблему, решение предложенное в статье, и свое отношение к проблеме.

  • В процессе доклада можно пользоваться тезисами, но не в коем случае не зачитывать текст.

  • Доклад оценивается по степени интереса, проявленного аудиторией и по количеству возникших вопросов и сообщений.

В течение семестра магистранты самостоятельно конструируют проектное занятие. Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (что получится в результате).

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся. (сколько человек может быть задействовано в проекте).

4. Структурирование содержательной части проекта (разбиение деятельности на значимые этапы, с указанием используемых методов, методик и результатов каждого этапа).

5. Отчет по проектному заданию предусматривает определенную последовательность действий:

- формулирование цели. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Прогнозирование практической, теоретической, и познавательной значимости предполагаемых результатов. Формулирование цели влечет за собой вербализацию тематики проектного исследования. При выборе темы целесообразно ставить задачу узкого плана с тем, чтобы можно было её глубоко проработать. Начинающему исследователю необходимо прислушиваться к следующим аспектам, которые могут помочь определиться с тематикой:

1) просмотр тем работ, уже выполненных в избранной области исследования. Такую работу можно осуществить, например, просматривая периодическую научную литературу;

2) ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки, на стыке различных областей знания можно найти новые и порой неожиданные решения;

3) обращение внимания на возможность применения методов, используемых в смежных областях знания, применительно к изучению исследуемой проблемы;

4) пересмотр известных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов и просто фантазии.

Определившись с темой, возможно уяснить, в чём заключаются цель, конкретные задачи данного проекта.

- разработка или выбор путей выполнения проекта. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблематики и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения (на этом этапе можно использовать методы ";мозговой атаки";, ";круглого стола"; и т.д.). Выдвижение гипотезы – один из основных этапов исследования, так как он напрямую связывает теоретические выкладки с практической работой исследователя. В гипотезе исследователь объединяет и свои предположения, и то, что он собирается изменить в окружающей действительности, и ожидаемый результат исследования. Именно гипотетичность и проверяемость гипотезы позволяют оценить степень владения проблемой.

Обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений, пр.) На этом этапе также нужно определить, сколько человек может быть задействовано в проекте;

- работа над проектом. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность магистров. Если проект лонгитюдный, то требуется структурирование его содержательной части – т.е. разбиение деятельности на значимые этапы, с указанием используемых методов, методик и результатов каждого этапа;

- оформление результатов. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.), сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- обсуждение результатов работы. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Примерные темы рефератов

1. Сущность системного, деятельностного, личностно-ориентированного, синергетического, философско-антропологического подходов к воспитательной деятельности.

2. Их методологическое значение при определении целевого, содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного компонентов процесса воспитания в начальном звене школы.

3. Системно-ролевая теория формирования личности ребенка.

4. Концепция формирования образа жизни, достойной Человека.

5. Концепция воспитания ребенка как человека культуры.

6. Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития.

7. Концепция воспитания как педагогического компонента социализации ребенка.

Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Сущность и понятия воспитания.

  2. Основные категории и признаки воспитания.

  3. Воспитание как компонент социализации личности.

  4. Воспитание как компонент управления развитием личности.

  5. Воспитание как процесс передачи и усвоения культуры.

  6. Принципы государственной политики в области воспитании.

  7. Движущие силы и логика воспитательного процесса.

  8. Закономерности и принципы воспитания.

  9. Цель и задачи воспитания. Функции воспитания.

  10. Классики о воспитании в разные исторические эпохи.

  11. Многомерность воспитания.

  12. Системный подход к воспитанию.

  13. Деятельностный подход к воспитанию.

  14. Личностно-ориентированный подход к воспитанию.

  15. Философско-антропологический к воспитанию.

  16. Синергетический подход к воспитанию.

  17. Аксиологический подход к воспитанию.

  18. Компетентностный подход к воспитанию.

  19. Подходы к построению воспитательного процесса в профессиональном образовании.

  20. Современные концепции воспитания: системное построение процесса воспитания.

  21. Современные концепции воспитания: системно-ролевая теория формирования личности ребенка.

  22. Современные концепции воспитания: воспитание как педагогический компонент социализации ребенку.

  23. Современные концепции воспитания: формирование образа жизни, достойной человека, воспитание ребенка как человека культуры, воспитание на основе потребностей человека, самовоспитание школьника, педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития, воспитание в адаптивной школе, система школы самовыражения личности.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины «Методологические подходы к построению процесса воспитания»

А) Основная литература:

  1. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. – Волгоград, 2000.

  2. Воспитание: современные парадигмы. – М., 2006.

  3. Джуринский А.Н. Воспитание в России и за рубежом. – М., 2006.

  4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учебное пособие для пед. учеб.заведений / под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  6. Корнетов Г.Б. История педагогики: введение в курс ";История образования и педагогической мысли";: учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2002.

  7. Латышкина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X - начало XXв.): учебное пособие. - М.: Издательский Дом «Форум», 2001.

  8. Лузина Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. – Псков, 2000.

  9. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. – С-Пб., 2006.

  10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие.- М., Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.

Б) Дополнительная литература:

  1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11.

  2. Берулава М.Н. Развитие отечественного образования: выбор основного вектора движения // Вестник университета российской академии образования, 2006, № 1, с. 4 – 9.

  3. Болотов В.А., Сериков В. В. Компетентносная модель: от идеи к образо­вательной программе // Педагогика. 2003. № 10.

  4. Брушлинский А.В. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. – М., 2002.

  5. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности старшеклассников: управленческий аспект. Монография. -М.: АПК и ППРО, 2006.

  6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата об­разования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

  7. Зимняя И.А.Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. – № 8. 2006.

  8. Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. - Челябинск: ЧГПИ, 1986.

  9. Кузнецова А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: Монография. – Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001.

  10. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. -Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр ";Учитель";, 1999. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб., 2003.

  11. Системное исследование процесса воспитания: подход, предмет, методы / Ред. А.Т.Куракин, Л.И.Новикова. - М., 1993.

  12. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2002.

  13. Стратегия модернизации общего образования. Материалы для разработ­ки документов по обновлению общего образования. М., 2001.

  14. Хуторской А.В.Дидактическая эвристика. Теория и технология креатив­ного обучения. Гл. III, пар. 5: Ключевые компетенции. М.: Изд-во МГУ, 2003.

  15. Шадриков В.Д.Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8

  16. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие.- М.:УЦ «Перспектива» , 2007.

  17. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов – новаторов. – М., 1991.

  18. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 2000.

  19. Бондаревская Л.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1

  20. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. Методическое пособие. – М., 2000.

Интернет-ресурсы:

1. Внеклассная работа - /index/vneklassnaja_rabota/0-6

2. Воспитательная работа - /component/mtree/zavuch-info/master-uchitel/vospit-rabota.html

3. Воспитательная работа - /index/vospitatelnaja_rabota/0-7

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория для практических занятий.

Приборы и оборудование: мультимедийный проектор с ноутбуком.

Рабочая программа дисциплины «Методологические подходы к построению процесса воспитания» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций примерной ООП ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Педагогика и психология воспитания»

Программу составили:

1. Стенякова Н.Е., канд. пед. наук, доцент

кафедры педагогики и психологии

профессионального обучения ________________________________________________

Настоящая программа не может быть воспроизведена ни в какой форме без предварительного письменного разрешения кафедры-разработчика программы.

Программа одобрена на заседании кафедры педагогики и психологии профессионального обучения

Протокол № ___ от «____» ______________ 20__ года

Зав. кафедрой педагогики и психологии

профессионального обучения

д.п.н., профессор ____________________________ В.В. Сохранов

Программа одобрена учебно-методическим советом факультета психологии

Протокол № ___ от «____» ______________ 20__ года

Председатель учебно-методического совета

факультета психологии ___________________________________________И.А. Медведева

Программа одобрена учебно-методическим управлением университета

«_____» _____________ 2011 года

Начальник учебно-методического

управления университета _____________________________Г.Н. Шалаева

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В. Г. БЕЛИНСКОГО

Принято

на заседании Ученого совета

факультета психологии

Протокол заседания № ____

от «_____» ________________201_ г.

Декан

факультета В.В. Константинов

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________________Ю.А. Мазей

«_____» __________________201_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Методология и методы научного исследования»

Направление подготовки − 050100 Педагогическое образование

Магистерская программа − Педагогика ипсихология воспитания

Квалификация (степень) выпускника − Магистр

Форма обучения − очная

Пенза – 2011

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Методология и методы научного исследования» являются формирование общепрофессиональной компетенции обучающихся, путем освоения основ научно-исследовательской деятельности, развития научного мышления, навыков самостоятельной работы, развитие творческих способностей.

Задачи изучаемой дисциплины:

  • дать представление о науке как составляющей культуры;

  • познакомить с методологией и методами научно-педагогического исследования;

  • формировать навыки и умения выполнения научно-исследовательской работы, применения методов научного исследования в научно-исследовательской работе.

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Методология и методы научного исследования» относится к базовой части общенаучногоцикла.

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин: базовой части общенаучного цикла «Современные проблемы науки (педагогики) и образования» (М.1), базовой части профессионального цикла «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (М.2.).

Освоение данной дисциплины является основой для последующего прохождения педагогической и научно-исследовательской практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методология и методы научного исследования»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

Коды

компетенции

Наименование компетенции

Структурные элементы компетенции

(в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)

1

2

3

ОК-3

К самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности

Знать: основы методов исследования; теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности, инновационных методов научно-педагогических исследований проблем воспитания

Уметь: самостоятельно осваивать новые методы исследования; использовать экспериментальные и теоретические методы научно-педагогического исследования проблем воспитания в профессиональной деятельности

Владеть: навыками к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности; современными методами научно-педагогического исследования проблем воспитания; навыками совершенствования и развития своего научного потенциала.

ПК- 4

Руководить исследовательской работой обучающихся

Знать: методики и технологии руководства исследовательской работой обучающихся

Уметь: применять методики и технологии руководства исследовательской работой обучающихся

Владеть: навыками реализации методик и технологий руководства исследовательской работой обучающихся

ПК-5

Анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач

Знать: технологии решения конкретных образовательных и исследовательских задач на основе анализа результатов научных исследований

Уметь: решать конкретные образовательные и исследовательские задачи на основе анализа результатов научных исследований

Владеть: навыками решения конкретных образовательных и исследовательских задач на основе анализа результатов научных исследований

ПК-6

Использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач

Знать: способы решения исследовательских задач; методологию педагогики, теоретические классификацию методов научно-педагогического исследования.

Уметь: использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач; выполнять научно-методическую работу, составлять рекомендации на основе полученных исследовательских данных

Владеть: готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач; методами, приемами и способами организации научно-педагогических исследований проблем воспитания.

ПК-7

Самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки

Знать: теорию и практику научного исследования с использованием современных методов науки

Уметь: самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки

Владеть: навыками научного исследователя, использующего современные методы науки



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «инновационные процессы в образовании»

    Рабочая программа
    ... .А. Мазей «_____» __________________201_ г. РАБОЧАЯПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ «инновационныепроцессы в образовании» Направление подготовки − Педагогическое образование Магистерская программа − 050100 Педагогика и психология ...
  2. Аннотации к программам дисциплин (модулей) аннотация к рабочей программе дисциплины «современные проблемы науки и образования» 1 место дисциплины в структуре основной образовательной программы в модульной структуре ооп

    Программа
    ... преподавания русского языка. Аннотация к рабочейпрограммедисциплины «Инновационныепроцессы в образовании» Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Данная учебная ...
  3. Аннотация к программам дисциплин (модулей) аннотация к рабочей программе дисциплины «история и методология науки» 1 место дисциплины в структуре основной образовательной программы в модульной структуре ооп

    Программа
    ... . Аннотация к рабочейпрограммедисциплины «Инновационные технологии в науке и профессиональном обучении» 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной ...
  4. Аннотации к программам дисциплин (модулей) общенаучный цикл базовая часть аннотация к рабочей программе дисциплины

    Программа
    ... КГУ. Аннотация к рабочейпрограммедисциплины «Инновационные технологии разработки, обоснования ... к результатам освоения дисциплиныПроцесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих ... высшего профессионального образования по направлению ...
  5. Аннотации к программам дисциплин (модулей) общенаучный цикл базовая часть аннотация к рабочей программе дисциплины

    Программа
    ... КГУ. Аннотация к рабочейпрограммедисциплины «Инновационные технологии разработки, обоснования ... к результатам освоения дисциплиныПроцесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих ... высшего профессионального образования по направлению ...

Другие похожие документы..