Главная > Рабочая программа


Психологическая теория учебной деятельности. Формирование учебной деятельности. Теория обучения. Развивающее обучение.

Тема 2. Активные методы обучения (ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)

Психология активных методов обучения. Методы программированного обучения. Методы проблемного обучения. Методы интерактивного обучения.

Тема 3. Формы и методы преподавания педагогики и психологии (ПК-1, ПК-2, ПК-3)

Лекционная форма обучения. Методика чтения лекций. Практические занятия в учебных группах. Методика организации и управления учебной дискуссией. Обращение к элементам тренинга.

Тема 4. Преподавание теоретической и прикладной психологии (ПК-4, СК-1)

Цели преподавания психологии в средних учебных заведениях. Методические особенности преподавания теоретической психологии. Методические особенности преподавания прикладной психологии.

Тема 5. Технологии работы со студентами в процессе преподавания педагогики и психологии в вузе (ПК-1, ПК-2, ПК-3)

Технология развития личности студента через обращение к его эмоциональной сфере. Технология развития личности через обращение к его интеллектуальной сфере. Технология развития личности через обращение к социально-нравственной позиции. Скрининг на уроках психологии. Индивидуально-групповая работа в режиме диалога «психолог- студент».

Тема 6. Контроль и коррекция учебной деятельности студентов (ПК-1, ПК-2, ПК-3, СК-1)

Управление самостоятельной работой студентов. Контроль как учебное действие учащихся. Методические приёмы обеспечения эффективности педагогического контроля. Оценка результатов учебной деятельности. Самостоятельная работа по психологии, педагогике и проникновение во внутренний мир личности.

5. Образовательные технологии

В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используется образовательная технология, предусматривающая проведение практических занятий, включающая, в том числе активные и интерактивные формы занятий:

Занятия, проводимые в интерактивной форме, в том числе с использованием интерактивных технологий, составляют 25 % от общего количества аудиторных занятий.

Самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателя (консультации, помощь в выполнении программы) и индивидуальную работу студента, выполняемую в том числе в компьютерном классе с выходом в Интернет и читальных залах университета.

При реализации образовательных технологий используются следующие виды самостоятельной работы:

  • работа с конспектом занятия (обработка текста);

  • работа над учебным материалом учебника;

  • выполнение и защита проекта (с компьютерной презентацией);

  • творческая работа;

  • поиск информации в сети «Интернет» и литературе;

  • подготовка к сдаче зачета.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Неделя

Темы

Содержание самостоятельной работы

Учебно-методическое обеспечение

Форма контроля

1

2

3

4

5

1,2

1.

Подготовка к аудиторному занятию:

- психологическая теория учебной деятельности,

- формирование учебной деятельности,

- теория обучения,

- развивающее обучение.

10 ч.

1, 2,15,17

2,12; 2, 32

Оценка устных ответов

3-5

2

Реферат:

 подготовить реферат на любую из тем, представленных в перечне (ниже)

Подготовка к коллоквиуму по теме реферата

20ч.

1, 2,6,9

2,38

Оценка рефератов, устных ответов

6,7

3

Подготовка к аудиторному занятию:

 Собеседование на тему: «Формы и методы преподавания педагогики и психологии».

Эссе: описать поведение студентов различных типов темперамента в конкретных (предложенных преподавателем) ситуациях

15ч.

1,4

2,2; 2,17; 2, 21

Оценка собеседования, самооценка эссе

8, 9

4

Творческая работа: как развивать в себе личностно-профессиональные качества необходимые педагогу.

10ч.

1,3; 2,10

2,11;12,16; 22,34

Методы устного контроля, проверка творческих работ

10-12

5

Подготовка к аудиторному занятию:

Контрольная работа по вопросам изученным в курсе

10ч.

1,3; 2,15

2, 15; ,23

Проверка контрольной работы

13,14

6

Подготовка к аудиторному занятию:

 Эссе: какой преподаватель нравится студентам?;

Методика «Педагогические ситуации»

15ч.

1,2; 12,13

1, 2,22,29

Самооценка результатов теста, оценка эссе

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по курсу «Методика преподавания педагогики и психологии в вузе»

Рассмотреть различные методологические подходы к изучению основных понятий общей психологии и педагогики, а также значение психологических и педагогических знаний для обучения и воспитания детей;

Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Укажите особенности профессиональной подготовки в вузе.

2. Охарактеризуйте основные направления работы преподавателя. какую роль сре-

ди них выполняет методическое направление?

3. Раскройте понятия «педагогика», «методика», «методический подход».

4. Перечислите основные нормативные документы, регламентирующие учебный

процесс в вузе и охарактеризуйте их роль.

5. Что такое образовательный стандарт?

6. Каково предназначение программы учебной дисциплины?

7. Составьте тематический план и программу учебного курса по социологической

дисциплине (дисциплина по выбору).

8. Какие методические требования предъявляются к учебнику и учебному пособию?

9. Как правильно цитировать источники в преподавании?

10. Какими возможностями располагают компьютерные технологии организации учебного процесса?

11. Что собой представляет лекция как форма обучения? Когда она возникла и ее основное предназначение?

12. Какие типы лекций вы знаете и в чем видите их особенности?

13. Приведите примеры удачного и неудачного общения лектора с аудиторией. Оха-

рактеризуйте их.

14. Какую методическую функцию выполняет в учебном процессе семинарское заня-

тие? Как оно соотносится с другими технологиями обучения?

15. Охарактеризуйте особенности форм семинарского занятия: беседа, дискуссия, коллоквиум, игровые технологии, опрос, контрольная работа.

16. Проведите сравнение лекции и семинара как форм учебной работы. Приведите примеры удачного и неудачного семинарского занятия. Охарактеризуйте их.

17. Какие методы, технологии ведения групповой дискуссии вам известны? В чем особенности игротехнических технологий групповой дискуссии.

18. Составьте план семинарского занятия с указанием его тематического методического плана.

19. Как студенту готовиться к семинарскому занятию?

20. Перечислите формы самостоятельной работы студентов. Какова в них роль преподавателя?

14

21. Перечислите формы текущего контроля в учебном процессе.

22. Охарактеризуйте методические особенности промежуточного и итогового конторля.

23. Разработайте план лекции и семинарского занятия (дисциплина по выбору).

24. По каким основаниям прослеживаются особенности национальных систем образования. Охарактеризуйте одну из зарубежных национальных систем образования. В чем ее отличие от российской системы образования.

25. Проведите сравнительный анализ особенностей рынка образовательных услуг в России и за рубежом (зарубежная страна по выбору).

26. Какое влияние оказывают на образование глобализация и современный научно-технический прогресс?

27. По каким направлениям осуществляются инновации в современном образовании?

28. Приведите примеры методов интенсивного обучения.

29. Составьте примерную программу и инструментарий социологического исследования для изучения одной из проблем в образовании.

30. Каковы, по вашему мнению, основные факторы динамики современной системы образования?

Предлагаются задания (с последующим оформлением рефератов):

провести ретроспективный анализ престижности профессии педагога (в нашей стране и за рубежом);

выявить условия развития учебной мотивации в юношеском возраста;

методы и организация группового исследования;

разработать учебный план преподавания психологии (педагогики) в конкретном образовательном учреждении;

разработать конспект лекции, семинарского занятия по психологии, по педагогики.

Темы творческих работ

  1. Психолого-педагогическая культура личности современного специалиста.

  2. Современные требования к личности преподавателя высшей школы.

  3. Профессиональное и личностное самоутверждение преподавателя высшей школы.

  4. Психологические механизмы воздействия лектора на аудиторию.

  5. Психология профессионального общения преподавателя психологии со студентами.

  6. Профилактика конфликтных отношений в деятельности преподавателя педагогики психологии.

  7. Методика визуальной психодиагностики студента.

  8. Аттракция: сущность, приемы, правила, пути достижения.

  9. Психологическая готовность преподавателя педагогики и психологии к профессиональной деятельности.

Темы эссе:

- Описать поведение студентов различных типов темперамента в конкретных (предложенных преподавателем) ситуациях;

- какой преподаватель нравится студентам?;

- как развивать в себе личностно-профессиональные качества необходимые педагогу.

Рекомендации по использованию информационных технологий

При проведении практических занятий по курсу используется: мультимедиа, компьютерные симуляции. В самостоятельной работе магистрантов предполагается использование Интернета.

В помощь магистрантам разработаны учебно-методические пособия, в которых представлены различные рекомендации по освоению тем курса, задания, темы для самостоятельной работы.

1. Назарова О.М., Лазарева Л.В. Профессиональное сопровождение курса «Социальная психология». Учебно-методическое пособие: Пензенский государственный педагогический университет им.В.Г.Белинского. – Пенза, 2010. – с.66
2. Назарова О.М. Профессиональная направленность предмета «Общая психология» .Учебно-методическое пособие:Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого. – Тула, 2004. – с.107.
3. Аксененко Т.А. Рекомендации по овладению навыками управления собственными психологическими состояниями и поведением. Учебно-методическое пособие: Пензенский государственный педагогический университет им.В.Г.Белинского. – Пенза, 2004. – с.56.

Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Цели и задачи преподавания педагогики и психологии в вузе.

  2. Содержание понятий «учение», «обучение». Проблемы обучения.

  3. Особенности обучения взрослых: психолого-педагогические аспекты. Организация обучения взрослых.

  4. Понятие «учебная деятельность». Психология учебной деятельности студента.

  5. Структура учебной деятельности.

  6. Проблема мотивации учебной деятельности.

  7. Учебная деятельность студентов.

  8. Формирование учебной деятельности студентов.

  9. Содержание проблемного обучения.

  10. Теория обучения в психологии.

  11. Теории развивающего обучения.

  12. Особенности преподавания в вузе.

  13. Содержание образования. Государственный стандарт 3 поколения.

  14. Учебные программы.

  15. Теоретические знания.

  16. Формы учебных занятий и их содержательное предназначение.

  17. Лекции и методика чтения лекций.

  18. Практические, семинарские и лабораторные занятия. Методические особенности.

  19. Методика организации и управления дискуссией.

  20. Методические особенности проведения занятий по педагогике и психологии в вузе.

  21. Методические особенности преподавания теоретической психологии.

  22. Методические особенности преподавания прикладной психологии.

  23. Проблема управления процессом обучения. Обратная связь в обучении.

  24. Содержание контроля эффективности учебной деятельности студента.

  25. Виды контроля учебной деятельности и методические приемы обеспечения его эффективности.

  26. Создание диагностических методик, контролирующих успешность и выявляющих причины не успешности в обучении.

  27. Критериально-ориентировочные тесты (КОРТы): сущность, технология создания.

  28. Оценка результатов учебной деятельности.

  29. Содержание коррекционной работы учебной деятельности студентов.

  30. Психология активных методов обучения. Достоинства и недостатки. Особенности использования.

  31. Методы программированного обучения.

  32. Методы проблемного обучения.

  33. Методы интерактивного обучения.

  34. Управление самостоятельной работой студентов.

  35. Особенности организации работы с литературой студентов.

  36. Особенности организации самостоятельной работы при заочном обучении.

  37. Организация научно-исследовательской работы студентов.

  38. Руководство курсовой и дипломной работой студентов.

  39. Преподаватель в педагогическом процессе.

  40. Педагогическая деятельность и ее психологическая характеристика.

  41. Педагогическое общение в структуре учебного процесса.

  42. «Контакт» и «обратная связь» в педагогическом общении. Стратегии педагогического общения.

  43. Проблемы взаимоотношений. Барьеры педагогического общения.

  44. Проблема учебных конфликтов и способы их предупреждения.

7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Методика преподавания педагогики и психологии в вузе»

А) Основная литература:

  1. Аксененко Т.А. Рекомендации по овладению навыками управления собственными психологическими состояниями и поведением. – Пенза, 2005.

  2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. - М.: Владос, 2001.

  3. Батышев А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. – М., 2003.

  4. Бусыгина А.Л. Профессор-профессия: теория проектирования содержания образования преподавателя вуза. – Самара, 2003.

  5. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. - М.: Ось-89, 2004.

  6. Гликман И.З. Управление самостоятельной работой студентов (системное стимулирование): Учебное пособие. – М.: Логос, 2002.

  7. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование, 2001.

  8. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001.

  9. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие по специальностям «Педагогика и психология», «Педагогика». – М.: Academia, 2002.

  10. Исаева Т.Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2003.

  11. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. - СПб: Питер, 2005.

  12. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: УМК Психология, 2003.

  13. Методика преподавания психологии: программа курса и практические занятия для студентов факультета психологии: специальность 020400 ";Психология"; / Сост. Карапетян Л. В. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003.

  14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Academia, 2002.

  15. Основы андрагогики: учеб. пособие по специальностям 031000 «Педагогика и психология», 33400 «Педагогика» / Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Academia, 2003.

  16. Пазухина С.В. Формирование ценностного отношения у студентов к психологии (на материале практических занятий): Учеб.-метод. пособие для студентов и преподавателей пед. вузов / С.В. Пазухина. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2004.
  17. Педагогические технологии / Под ред. В.С.Кукушкина. – Ростов - н/Д.: Изд. Центр МарТ, 2002.

  18. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. / Под ред. П.К. Требенский, Л.А. Бойковой. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

  19. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Владос, 2001.

  20. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. – М.: Академия, 2001.

  21. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. – М., 2001.

  22. Скок Г.Б. Как спроектировать учебный процесс по курсу: учебное пособие / Г.Б. Скок, Н.И. Лыгина. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

  23. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. - М.: Академия, 2001.

  24. Хроменко О. Методика преподавания психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

  25. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для студентов вузов по пед. специальностям, магистрантов, аспирантов и слушателей системы доп. проф. образования. – М.: ЮНИТИ, 2002.

  26. Чернышев А.С. и др. Технологии в изучении психологии. Учебное пособие для вузов. – М.: Педагогическое общество, 2003.

Б) Дополнительная литература:

  1. Активные методы обучения педагогов и руководителей учреждений образования. Тезисы докладов. – Пермь, 1993.

  2. Асмолов А.Г. Анализ установок личности в ситуации деловой игры // Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996. –384 с.

  3. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. – М, 1997. – 256 с.

  4. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. – М., 1998. – 272 с.

  5. Балл Г.А. Теория учебных задач. Психолого-педагогический аспект. – М., 1990. – 183 с.

  6. Бодалев А.а. Личность и общение. М., 1983. – 271 с.

  7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. Психолог. Труды. – М.,; Воронеж, 1995. – 352 с.

  8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / Под ред. М.в. Гамезо и др. – М., 1984. – 256 с.

  9. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М, 1995. – 160 с.

  10. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1976. – 150 с.

  11. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. – М.,1968.

  12. Гуревич К.М., Акимова и др. Психологическая диагностика.

  13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1996. – 544 с.

  14. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.

  15. Захаров В.П., Хряцева Н.Ю. Социально-психологический тернинг. – Л., 1989. – 55 с.

  16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-н/Д., 1997. – 476 с.

  17. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить! // Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995. - С.284 – 312.

  18. Ильясов И.И. Обучение студентов деятельности учения // Формирование учебной деятельности студентов. – М., 1989. – С. 35 – 68.

  19. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.

  20. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1972.

  21. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. – М, 1983. – 167 с.

  22. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых.

  23. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. – М., 1970. – 232 с.

  24. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора. – М. 1981. – 80 с.

  25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание . Личность. – М., 1975. – 304 с.

  26. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения.

  27. Ляудис В.Я Методика преподавания психологии. – М., 1989. – 77 с.

  28. Ляудис В.Я.(ред). Формирование учебной деятельности студентов. – М., 1989. – 240 с.

  29. Маркова А.К. Мотивация учения.

  30. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972. – 208 с.

  31. Менчинская Н.А. Проблемы обучения и развития.

  32. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. – М,. 1996. – 352 с.

  33. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. – М., 1997. – 320 с.

  34. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. – М., 1985. – 112 с.

  35. Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии.– М., 1971.–152 с.

  36. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 1982. – 168 с.

  37. Пидкасистый Г.И. и др. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы.

  38. Психологический анализ учебной деятельности: Сб. науч. трудов / Под ред. В.Д. Шадрикова и др. – М., 1991. – 263 с.

  39. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теории и практика. – М., 1993. – 368 с.

  40. Ситникова Е.Е. Методические комплексы акмеологического тренинга // Акмеологический тренинг. Теория, методика, психотехнология. – М., 1996. – С. 165 – 183.

  41. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984. – 344 с.

  42. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. – М., 1969. - 134 с.

  43. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М, 1988. – 288 с.

  44. Хруцкий Е.А. Организация и проведение деловых игр. – М., 1991. – 320 с.

  45. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. – М, 1982. – 223 с.

8.Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерные аудитории, мультимедиа.

Рабочая программа дисциплины «Методика преподавания педагогики и психологии в вузе» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций примерной ООПВПО по направлению подготовки «050100 Педагогическое образование» и программе подготовки «Педагогика и психология воспитания».

Программу составили:

1. Т.А. Аксененко к.п.н., доцент кафедры

педагогики и психологии

профессионального обучения __________________________________________________

Настоящая программа не может быть воспроизведена ни в какой форме без предварительного письменного разрешения кафедры-разработчика программы.

Программа одобрена на заседании кафедры педагогики и психологии профессионального обучения

Протокол № ___ от «____» _____________ 20__ года

Зав. кафедрой педагогики

и психологии профессионального обучения,

д.п.н., профессор _________________________В.В. Сохранов

Программа одобрена учебно-методическим советом факультета психологии

Протокол № ___ от «____» _____________ 20__ года

Председатель учебно-методического совета

факультета психологии ___________________ И.А. Медведева

Программа одобрена учебно-методическим управлением университета

«_____» _____________ 20__ года

Начальник учебно-методического

управления университета ___________________________ Г.Н. Шалаева

5





Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «инновационные процессы в образовании»

    Рабочая программа
    ... .А. Мазей «_____» __________________201_ г. РАБОЧАЯПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ «инновационныепроцессы в образовании» Направление подготовки − Педагогическое образование Магистерская программа − 050100 Педагогика и психология ...
  2. Аннотации к программам дисциплин (модулей) аннотация к рабочей программе дисциплины «современные проблемы науки и образования» 1 место дисциплины в структуре основной образовательной программы в модульной структуре ооп

    Программа
    ... преподавания русского языка. Аннотация к рабочейпрограммедисциплины «Инновационныепроцессы в образовании» Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Данная учебная ...
  3. Аннотация к программам дисциплин (модулей) аннотация к рабочей программе дисциплины «история и методология науки» 1 место дисциплины в структуре основной образовательной программы в модульной структуре ооп

    Программа
    ... . Аннотация к рабочейпрограммедисциплины «Инновационные технологии в науке и профессиональном обучении» 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной ...
  4. Аннотации к программам дисциплин (модулей) общенаучный цикл базовая часть аннотация к рабочей программе дисциплины

    Программа
    ... КГУ. Аннотация к рабочейпрограммедисциплины «Инновационные технологии разработки, обоснования ... к результатам освоения дисциплиныПроцесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих ... высшего профессионального образования по направлению ...
  5. Аннотации к программам дисциплин (модулей) общенаучный цикл базовая часть аннотация к рабочей программе дисциплины

    Программа
    ... КГУ. Аннотация к рабочейпрограммедисциплины «Инновационные технологии разработки, обоснования ... к результатам освоения дисциплиныПроцесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих ... высшего профессионального образования по направлению ...

Другие похожие документы..