Главная > Рабочая программа


4.2. Содержание дисциплины

«Инновационные процессы в образовании»

Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Аксиологические основы образовательного процесса

    1. Проблемы человека в современном мире и гуманитарное знание ( ОК-5).

Социокультурная ситуация рубежа тысячелетий. Миpоощущение человека «на пеpеломе»; пpоблемы выбоpа целей и поиски смысла. Синдром отставания духовного развития человечества от научно-технического прогресса. Доминирование технокpатического и пpагматично-потpебительского миpоотношения. Пpоцессы отчуждения и утpата культуpной памяти, pазpушение классических ценностных иеpаpхий, неустойчивость инфоpмационного поля культуpы. Многообpазие пpоявлений дестpуктивных пpоцессов: этно-pегиональные конфликты и национальное самосознание; «пpоблемы молодежи» и др.

Становление «глобального мышления» и его проблемы: экологические, политические, нравственные, pелигиозные. Совpеменное гуманистическое движение и его идеалы: жизнь, cвобода и пpава личности, защита окpужающей сpеды. Истоpические судьбы гуманизма и его совpеменные фоpмы.

Понятие «информационное общество» и его условия: открытость и доступность информации, нравственные критерии пользования. Социокультурная и личностная потребность в отчетливости мировоззренческих ценностных позиций, критериях оценки явлений современности.

Корпус гуманитарных наук и проблема целостностности человека и знания о нем. Особенности гуманитарного знания и его отличия от естественно — математических наук (по методам получения, способам формулирования, передачи, верификации).

    1. Ценности и способы их классификации (ОК-5, ОПК-1)

Ценности как первичные смыслы человеческого бытия и мировоззренческие константы. Нормативно-ценностная структура общества и общественного сознания.

«Трехипостасная» (триединая) природа ценности как субъект-объект-отношения; ценность как понятие и образ.

Принципы классификации ценностей: по способу существования — материальные, духовные, духовно-материальные; по сферам бытия — ценности природы, культуры, социума, науки и искусства; по значимости в жизни человека — смысложизненные (бытийные) ценности и ценности потребления; жизнь как ценность. Проблема «общечеловеческих» ценностей, духовных констант культуpы, обеспечивающие ее устойчивоcть и воспpоизводство. Искусство и философия — как способы «кодиpования» ценностных смыслов, самосознание и память культуpы. Этно-национальные, социально-политические, индивидуально-личностные ценности в их отношении к общечеловеческим.

Понятие о системе (иерархии) ценностей как условии становления личности и целостности человеческого существования.

    1. Ценности образовательного процесса (ОК-5)

Образование как ценность, социокультурный феномен, энергетический ресурс ипространство становления личности. Многомерность образующих воздействий: природа, общество, люди, «самообразующие» силы личности. Образование как сфера трансляции ценностей, духовных смыслов культуры, социальных целей и предпочтений. Нравственные основания педагогического диалога. Этика учителя. Школа как аксиосфера. Урок как артефакт и пространство культуры. Cовременные стратегии образования. Становление нравственно-эстетической парадигмы образования как альтернатива техногенной потребительской цивилизации. Модель культуротворческой школы как целостного, ценностно-ориентированного образовательного процесса.

Раздел 2. Понятия об инновациях и инновационных процессах в образовании

2.1. Новации и инновации в педагогической науке и практике (ОК-5, ПК-8)

Педагогическая инноватика как новая отрасль научного знания, изучающая проблемы теории и практики инновационных процессов в образовании. Смысловое значение основных неологических понятий: новое, новшество, нововведение, инновация. Новое и традиционное. Новое и отжившее, рутинное, консервативное. Новое и передовое, прогрессивное, современное.

Характер новизны (абсолютная и относительная, объективная и субъективная), уровни (усовершенствование, изобретение, открытие) и области действия новшеств (обучение, воспитание, организация жизнедеятельности и управление образовательным учреждением, совместная деятельность образовательного учреждения и внешней среды).

Источники и носители нового в образовании (по В. И. Загвязинскому: новаторы, изобретатели, модернизаторы, мастера педагогического труда; по Э. Роджерсу: новаторы, ранние реализаторы, раннее большинство, позднее большинство, колеблющиеся). Системы классификаций нововведений в образовании.

Зарождение нового и способы его продвижения в педагогическую практику. Факторы, позитивно влияющие на возникновение и распространение педагогических новшеств. Барьеры на пути утверждения и дальнейшего распространения нового в массовой практике.

2.2. Инновационные процессы в образовании и их характеристика (ПК-8, ПК-9)

Инновационные процессы в сфере образования: сущность, структура, типология. Отличительные особенности педагогических инновационных процессов, жизненный цикл и динамика развития, механизмы развертывания во времени.
Законы протекания инновационных процессов (необратимой дестабилизации педагогического процесса; финальной реализации инновационного процесса; стереотипизации педагогических инноваций; цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций).

Процессы гуманизации, демократизации, полипарадигмализации, технологизации, стандартизации, регионализации, интеграции и дифференциации образования, проектирования и прогнозирования его развития как отражение реализующихся прогрессивных педагогических идей.

Негативные тенденции в образовании и их влияние на инновационные процессы.
2.3.Инновационная деятельность педагога (ПК-8, ПК-9)

Школьные инновации в оценке педагогов. Особенности восприятия новшеств и принятия решений педагогом

Педагог как субъект инновационной деятельности. Структурные компоненты (мотивационный, креативный, операционный (технологический), рефлексивный) и уровни инновационной деятельности педагога (адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный). Профессионализм, творческие способности, индивидуальный стиль деятельности, ценностные ориентации и установки педагога-инноватора. Психологические барьеры в инновационной деятельности педагога и их устранение. Условия формирования инновационной мотивации педагогов. Критерии и способы диагностики способности педагога к инновационной деятельности.
2.4. Сравнительный анализ различных типов и видов образовательных учреждений (ОК-5, ОПК-1, ПК-9)

Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений. Дошкольное образовательное учреждение. Общеобразовательное учреждение. Образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специальное учебно - воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением. Образовательные учреждения начального профессионального образования. Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

Раздел 3. Проектирование развития региональных систем образования как педагогическое новшество

3.1.Разработка проектов развития образовательных учреждений как одно из направлений их инновационной деятельности (ПК-14, ПК-15, ПК-16)

Функционирование и развитие образовательного учреждения (ОУ). Целевая программа развития ОУ: предназначение, отличительные свойства {актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям), структура и логика построения.

Проблемно ориентированный анализ состояния школы. Формирование концепции нового ОУ: компоненты, алгоритм действий. Разработка стратегии и задач перехода к новому ОУ. Разработка плана действий.

Организация коллективной работы по составлению программы (выбор составителей, распределение обязанностей, виды и формы их
работы). Условия успешности коллективной деятельности разработчиков.
Обсуждение и коррекция программы. Внешняя экспертная оценка качества программы.
Организация работы по реализации программы.

3.2.Управление инновационными процессами (ПК-9, ПК-14)

Управление развитием образовательного учреждения как часть осуществляемой в нем управленческой деятельности. Принципы управления инновациями (целенаправленность, системность, прогностичность, партисипативность и др.) и его функции (планирование, организация, руководство, контроль).

Сбор информации и состояние банка новых идей. Управление восприятием педагогами нового, выработка у них инновационного поведения. Изучение инновационного потенциала педагогического коллектива и его использование. Организация индивидуальной и групповой поисковой работы. Создание благоприятных условий для проявления педагогического творчества. Оказание инноваторам организационной и научно-методической помощи.

Кадровое, программное, учебно-методическое, материально-техническое, психологи-ческое и нормативно-правовое обеспечение инноваций. Привлечение дополнительных источников их финансирования.

Подготовка педагогов к инновационной деятельности: основные направления, содержание и формы.

Роль директора образовательного учреждения в освоении и внедрении нового.

3.3.Анализ инновационных воспитательных систем (ПК-9)

Понятие открытой образовательной системы. Содержание инновационных зарубежных и отечественных систем воспитания. Культурологическая направленность обучения и воспитания в реформируемой отечественной школе.

3.4.Контроль и диагностика инновационных процессов (ПК-14, ПК-15)

Организация и осуществление мониторинга педагогических нововведений; распространение информации о ходе и промежуточных результатах введения новшеств. Прогнозирование возможных последствий нововведений, коррекция программ инновационной деятельности.

Критерии оценки эффективности управления инновационными процессами в образовательном учреждении (уровень информированности о новшествах; полнота выделенных актуальных проблем ОУ; рациональность выбора общей и частных целей; их интегрированность; реалистичность планов достижения целей; заинтересованность педагогического коллектива в освоении новшеств; контролируемость процесса развития ОУ).

Раздел 4. Способы практического воплощения инновационных процессов в образование

4.1. Анализ перспективных педагогических технологий (ПК-14, ПК-15, ПК-16)

Инновационные педагогические технологии. Технологии активного обучения. Технология конструирования учебной информации. Технология модульного обучения. Педагогическая рефлексия. Портфолио. Синквейн.

4.2. Модели общекультурного развития учащихся и их практическая реализация (ПК-14, ПК-15, ПК-16)

Новизна и реальность выбранных культурологических основ содержания школьного образования (событийность, персонализация, полипозиционность, междисциплинарность и др.). Интеграция в общечеловеческую культуру культуры Отечества, культуры региона, культуры этносов, проживающих на территории школьного округа, и способы ее практического выражения. Интеграция зарубежных гуманистических идей в отечественную систему образования.

4.4.ТРИЗ-педагогика и Монтессори-метод (ПК-14, ПК-15, ПК-16)

Содержимое ";чемодана Монтессори"; и его современное наполнение. Сочетание традиционных и инновационных (монтессорианских и ТРИЗ-овских) способов развития детей и младших школьников. Инновационная педагогическая инструментовка спонтанного развития детей. Результативность внедрения в учреждения дошкольного и дополнительного образования нового поколения учебных программ.

4.5.Профильное обучение (ПК-14, ПК-15, ПК-16)

Предпрофильная подготовка. Профильное обучение. Технологический профиль. Информационно-технологический профиль. Индустриально-технический профиль. Элективные курсы.

5. Образовательные технологии

В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используется образовательная технология, предусматривающая проведение практических занятий, включающая, в том числе активные и интерактивные формы занятий:

Занятия, проводимые в интерактивной форме, в том числе с использованием интерактивных технологий, составляют 25 % от общего количества аудиторных занятий.

Самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателя (консультации, помощь в выполнении программы) и индивидуальную работу студента, выполняемую в том числе в компьютерном классе с выходом в Интернет и читальных залах университета.

При реализации образовательных технологий используются следующие виды самостоятельной работы:

  • работа с конспектом занятия (обработка текста);

  • работа над учебным материалом учебника;

  • выполнение и защита проекта (с компьютерной презентацией);

  • творческая работа;

  • поиск информации в сети «Интернет» и литературе;

  • подготовка к сдаче зачета.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы магистрОв.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: разработка программы, самостоятельная работа.

темы

Вид самостоятельной работы

Рекомендуемая

литература

Часы

Форма контроля

самост.работы

1

2

3

4

5

1

Раздел 1. Аксиологические основы образовательного процесса

18

1.1.

Работа с конспектом занятия, работа над материалами учебников, поиск информации в сети «Интернет» и литературе.

Подготовка рефератов.

а) 1

6

План изучения.

Методы устного контроля.

Проверка рефератов.

Оценка докладов.

1.2.

Работа с конспектом занятия, работа над материалами учебников, поиск информации в сети «Интернет» и литературе.

Разработка и защита реферативных обзоров по изучаемой теме: индивидуально или в составе команды, при организации «Дебатов».

а) 1

б) 7

6

План изучения.

Методы устного контроля.

Проверка рефератов.

Оценка докладов.

1.3.

Работа с конспектом занятия, работа над материалами учебников, поиск информации в сети «Интернет» и литературе.

Творческая работа:

1. Изучите материал, характеризующий ценности субъектов образовательного процесса (учащихся, студентов, учителей, родителей) начала ХХ1 века.

2. Сделайте реферативный обзор по проблеме.

3. Вычлените проблемы и противоречия в системе современного российского образования, их объективные и субъективные причины. Покажите их влияние на изменение ценностных ориентаций обучающихся.

а) 1

б) 4; 12.

6

План изучения.

Методы устного контроля.

Проверка рефератов.

Оценка творческих работ.

2

Раздел 2. Понятия об инновациях и инновационных процессах в образовании

24

2.1.

Работа с конспектом занятия, работа над материалами учебников, поиск информации в сети «Интернет» и литературе.

Подготовка рефератов. Составить глоссарий по теме «Педагогическая ииноватика» (20-25 понятий)

а) 1;2

б) 16

6

План изучения.

Методы устного контроля.

Проверка рефератов.

Оценка словаря.

2.2.

Работа с конспектом занятия, работа над материалами учебников, поиск информации в сети «Интернет» и литературе.

Подготовка рефератов.

Подготовка к срезовой контрольной работе.

а) 2

6

План изучения.

Методы письменного контроля.

Проверка рефератов.

Оценка докладов.

2.3.

Работа с конспектом занятия, работа над материалами учебников, поиск информации в сети «Интернет» и литературе.

Написать небольшое эссе на основе своих размышлений по ключевым проблемам темы.

Задание: «Сформулируйте свое личностное и профессионально-педагогическое приращение при изучении данной темы. Определите основные задачи своего дальнейшего личностно-профессионального самосовершенствования».

а) 2

6

План изучения.

Методы устного контроля.

Проверка рефератов.

Оценка докладов, заданий, эссе.

2.4.

Работа с конспектом занятия, работа над материалами учебников, поиск информации в сети «Интернет» и литературе.

Написать небольшое эссе на основе своих размышлений по ключевым проблемам темы.

Творческая работа:

Подготовить презентацию различных типов и видов образовательных учреждений.

а) 2

6

План изучения.

Методы устного контроля.

Оценка эссе, творческих работ.

3.

Раздел 3. Проектирование развития региональных систем образования как педагогическое новшество.

14

3.1.

Работа с конспектом занятия, работа над материалами учебников, поиск информации в сети «Интернет» и литературе. Работа над курсовым проектированием.

а) 2

б)10

4

План изучения.

Методы устного контроля.

Оценка докладов.

3.2.

Работа с конспектом занятия, работа над материалами учебников, поиск информации в сети «Интернет» и литературе. Работа над курсовым проектированием.

а) 2

б)10

2

План изучения.

Методы устного контроля.

Оценка докладов.

3.3.

Работа с конспектом занятия, работа над материалами учебников, поиск информации в сети «Интернет» и литературе. Подготовка к семинару-дискуссии. Работа над курсовым проектированием.

а) 2

б)10

4

План изучения.

Методы устного контроля.

Оценка докладов.

3.4.

Работа с конспектом занятия, работа над материалами учебников, поиск информации в сети «Интернет» и литературе. Защита курсового проекта.

а) 2

б)3; 10

4

План изучения.

Методы устного контроля.

Оценка курсовых проектов.

4.

Раздел 4. Способы практического воплощения инновационных процессов в образование

16

4.1.

Работа с конспектом занятия, работа над материалами учебников, поиск информации в сети «Интернет» и литературе.

Творческая работа:

1.Осуществите анализ результатов сравнения параметров диагностики различных моделей воспитания.

2. Осуществите оценку личностных качеств Вашего сокурсника, проявленные в ходе учебной деятельности и свою самооценку Ответы аргументируйте и обоснуйте.

б) 1; 2; 11.

2

План изучения.

Методы устного контроля.

Оценка творческих работ.

4.2.

Работа с конспектом занятия, работа над материалами учебников, поиск информации в сети «Интернет» и литературе.

Творческая работа:

Оцените эффективность использования приема «Синквейн» для преподавания «Технологии».

б) 11-16

4

План изучения.

Методы устного контроля.

Оценка творческих работ.

4.3.

Работа с конспектом занятия, работа над материалами учебников, поиск информации в сети «Интернет» и литературе.

б) 11-16

2

План изучения.

Методы устного контроля.

4.4.

Работа с конспектом занятия, работа над материалами учебников, поиск информации в сети «Интернет» и литературе.

2

План изучения.

Методы устного контроля.

4.5.

Работа с конспектом занятия, работа над материалами учебников, поиск информации в сети «Интернет» и литературе.

Мини-проект: Сделайте анализ цели и социальный запрос на профилизацию отечественной школы, возможных направлений профилизации и структуры профилей. На основе анализа разработайте и подготовьте презентацию проекта элективного курса для школы технологического профиля (специализация – по выбору)

б) 11-16

6

План изучения.

Методы устного контроля.

Оценка мини-проектов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «инновационные процессы в образовании»

    Рабочая программа
    ... .А. Мазей «_____» __________________201_ г. РАБОЧАЯПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ «инновационныепроцессы в образовании» Направление подготовки − Педагогическое образование Магистерская программа − 050100 Педагогика и психология ...
  2. Аннотации к программам дисциплин (модулей) аннотация к рабочей программе дисциплины «современные проблемы науки и образования» 1 место дисциплины в структуре основной образовательной программы в модульной структуре ооп

    Программа
    ... преподавания русского языка. Аннотация к рабочейпрограммедисциплины «Инновационныепроцессы в образовании» Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Данная учебная ...
  3. Аннотация к программам дисциплин (модулей) аннотация к рабочей программе дисциплины «история и методология науки» 1 место дисциплины в структуре основной образовательной программы в модульной структуре ооп

    Программа
    ... . Аннотация к рабочейпрограммедисциплины «Инновационные технологии в науке и профессиональном обучении» 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной ...
  4. Аннотации к программам дисциплин (модулей) общенаучный цикл базовая часть аннотация к рабочей программе дисциплины

    Программа
    ... КГУ. Аннотация к рабочейпрограммедисциплины «Инновационные технологии разработки, обоснования ... к результатам освоения дисциплиныПроцесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих ... высшего профессионального образования по направлению ...
  5. Аннотации к программам дисциплин (модулей) общенаучный цикл базовая часть аннотация к рабочей программе дисциплины

    Программа
    ... КГУ. Аннотация к рабочейпрограммедисциплины «Инновационные технологии разработки, обоснования ... к результатам освоения дисциплиныПроцесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих ... высшего профессионального образования по направлению ...

Другие похожие документы..