Главная > Книга


Виды сосудистых растений Красной книги Белгородской области (2004),

встречающиеся на территории балки Чеботарёва

Семейство, название растения

Место обитания

Семейство, название растения

Место обитания

Бобовые – Papicionaceae

Касатиковые – Iiridaceae

1. Ракитник австрийский -

ст

7. Ирис безлистный

мо, ст

Ладанниковые – Cistaceae

Лилейные – Liliceae

2. Солнцецвет седой

мо

8. Геацинтик светлоголубой

ст, мо

Истодовые – Polygalaceae

Колокольчиковые – Campinulaceae

3. Истод сибирский

мо

9. Колокольчик персиколистный

ст

Гречавковые - Gentianaceae

Бурачниковые – Boraginaceae

Гречавка крестовидная

ст

10. Оносма простейшая

мо

Лютиковые – Ranunculaceae

Сложноцветные – Compositae

4. Ветренница лесная

ст

11. Василёк восточный

мо

5. Горицвет весенний

мо, ст

12. Головчатка уральская

мо

6. Ломонос цельнолистный

ст

Губоцветные – Labiatae

13. Тимьян меловой

мо

14. Дубровник беловойлочный

мо

С точки зрения практического использования почти все виды обладают полезными свойствами в том или ином отношении. Среди растений много лекарственных (около 50% всех встреченных видов): лапчатка прямая, пустырник пятилопастный, шалфейлуговой, медуница неясная. Пищевые растения: шиповник, мята полевая, земляника зеленая и т.д. Кормовые растения: икотник серо-зеленый, клевер ползучий, люцерна серповидная, люцерна хмелевая, овсяница луговая, ежа сборная, костер безостый и т.д. Технические: зверобой продырявленный, шалфей поникающий, тимьян ползучий, полынь горькая, клевер луговой и т.д. В исследуемом районе много медоносов: фиалка удивительная, медуница неясная, черемуха обыкновенная, земляника зеленая и т.д. Из декоративных растений встречаются: горицвет весенний, ветреница лесная, нивяник обыкновенный и т.д.

Из всего вышесказанного видно, что флора района исследования имеет многообразное практическое применение. Шестнадцать видов растений относятся к охраняемым видам Белгородской области. Однако необходимо учитывать, что флора сильно страдает от антропогенной нагрузки, от неумеренного выпаса скота и выкашивания лугов, от весенних палов, от несанкционированных свалок, да и просто от нерадивого отношения человека к природе.

Литература:

  1. Алёхин В.В. Растительность Курской губернии / В.В. Алёхин. – Курск, 1926. – 122 с.

  2. Гусев А.В. Биогеографические основы организации муниципальной сети особо охраняемых природных территорий : автореф. дисс …канд. географ. наук / А.В. Гусев. - Воронеж : ВГУ, 2006. - 24 с.

  3. Гусев А.В. Виды Красной книги во флоре Новооскольского района Белгородской области/ Вестник ВГУ. Серия: география, геоэкология. №1, 2003, – С. 48-56.

  4. Гусев А.В., Ермакова Е.И. О находках новых и редких видов сосудистых растений в Новооскольском районе Белгородской области // Флора и растительность Центрального Черноземья - 2004: Материалы науч. конф., - Курск, 2004, – С. 12-13.

  5. Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Официальное издание / Общ. науч. ред. А.В. Присный. – Белгород, 2004. – 532 с.

  6. Красная книга РСФСР. Растения. – М. : Росагропромиздат, 1988. – 591 с.

  1. Флора и растительность Центрального Черноземья. Курск, 2002.– 120 с.

ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАРШРУТ ЛЕСОПАРКА «МАРШАЛКОВО»

Беляева Юлия , Юргулевич Алексей, Россия, г. Строитель Белгородской области, МОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов

Руководитель: Макоедова А. А., г. Строитель, МОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов, учитель биологии

Лесопарк «Урочище «Маршалково» расположен в кварталах 87-93 Томаровского лесничества к югу от г.Строитель. Площадь лесопарка составляет 326га. Статус особо охраняемой природной территории лесопарк получил в 1991 году (решение исполкома Белгородского областного Совета народных депутатов №267 от 30.08.1991 г.). Тогда же был создан памятник природы «Родник в урочище «Маршалково».

Яковлевский район в течение восьми лет участвует в программе обустройства родников и колодцев. На территории урочища Маршалкова известен также незамерзающий родник «Прохладный». Выход водного источника расположен на склоне балки южной экспозиции. Подход к нему оборудован, имеется место для отдыха, санитарное состояние родника удовле­творительное.

На территории лесопарка «Урочище «Маршалково» разрабатывается проект экологической тропы со следующими обзорными остановками:

  1. начало экологической тропы (характеристика природного комплекса урочища «Маршалково», история организации лесопарка и экологической тропы);

2. дуб черешчатый – основная лесообразующая порода;

  1. лещина обыкновенная – обычный кустарник в подлеске дубрав;

  2. травяной покров леса (ландыш майский, звездчатка, копытень европейский, купена лекарственная и др.);

  3. родник «Прохладный»;

  4. пруд – искусственный водоем;

  5. лесные птицы (большой пестрый дятел и др.);

  6. оздоровительные лагеря «Прометей» и «Березка»;

  7. животные и растения, занесенные в Красную книгу Белгородской области.

МАКРОМИЦЕТЫ УРОЧИЩА ДУБРОШИНА ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА

Бондаренко Нина, Футерко Дарья, Миненков Никита, Бридский Евгений, Башкирев Алексей, Россия, г. Курск, Дворец пионеров и школьников.

Руководитель:Сошнина В.П., г. Курск, старший научный сотрудник Центрально-Черноземного биосферного заповедника, начальник отдела экологического просвещения; Кениг Л.Ю., к.с/х.н., г. Курск, Дворец пионеров и школьников, методист

Наука выделяет грибы в самостоятельное царство живых организмов, которое занимает промежуточное положение между растениями и животными.

В Центрально-Черноземном заповеднике грибы стали изучаться стационарно с 1975 г., За это время были приведены в известность 119 видов макромицетов (Рябова, Игнатенко, 1981). Был обследован новый участок заповедника – Зоринский, где выявлен 231 вид грибов (Сошнина, 2001) и 30 видов миксомицетов (Барсукова, 2001).

В 2007 году перед участниками экспедиции Дворца пионеров и школьников г. Курска стояла задача познакомиться с различными видами грибов - макромицетов (тех, которые видны невооруженным глазом) и отметить их видовой состав в лесном урочище Дуброшина, расположенного в южной части Стрелецком участка Центрально-Черноземного биосферного заповедника.

Члены экспедиции в течение вегетационного периода 3 раза посетили урочище: в мае, в июне и в октябре. За это время было отмечено около 40 видов макромицетов.

Среди собранных грибов было выделено несколько экологических групп: 30% составили ксилотрофы, грибы, обитающие на древесине (трутовики плоский, лакированный, обыкновенный, серно–желтый, чешуйчатый и печеночница обыкновенная). 26% видов относятся к микоризообразователям - грибы вступающие во взаимовыгодный симбиоз с древесными породами (поддубовик,подберёзовик обыкновенный, моховик красный (трещиноватый), различные виды сыроежек и др). 27% - гумусовые сапротрофы, грибница этих грибов распространяется в верхнем гумусовом слое почвы: шампиньон полевой (обыкновенный),рогатик желтый и др 13% - подстилочные сапротрофы, у которых грибница пронизывает лесную подстилку: говорушка гигантская,коллибия лесолюбивая, грибы из родов мицена, маразмиус и др.

Половина всех отмеченных видов грибов-макромицетов съедобны и условно съедобны. Ниже приводятся список основных съедобных грибов: из трутовиков к ним относятся 3 вида с однолетними плодовыми телами: печеночница обыкновенная,трутовик серно–желтый и трутовик чешуйчатый. Среди агариковых грибов из группы трубчатых были отмечены поддубовик,моховик красный (трещиноватый), подберёзовик обыкновенный, а из группы пластинчатых грибов: коллибия лесолюбивая, шампиньон полевой (обыкновенный),гриб–зонт пёстрый, млечник нейтральный и молочай, волнушка розовая, груздь чёрный, опёнок настоящий (осенний), вешенка осенняя, говорушки воронковидная, гигантская, ароматная и серая, опёнок зимний, поплавок серый, валуй, плютей олений, навозник белый, чешуйчатка обыкновенная, сыроежкибелая, серая,цельная (замечательная), кроваво–красная ипищевая и др. Из группы гастеромицетов (дождевиков) из съедобных отмечен дождевик грушевидный.

9 видов грибов, обнаруженных в урочище Дуброшина в 2007 году являлись ядовитыми, которые могут вызвать не только отравление, но и смерть. Прежде всего к ним относятся смертельно ядовитые грибы: бледная поганка и волоконница равновершинная. Сильное отравление вызывают обнаруженные нами мухоморы красный ипантерный. К ядовитым грибам относятся также свинушка тонкая,мицена чистая, ложноопёнок серно–желтый и кирпично–красный, ложнодождевик обыкновенный.

Литература:

Барсукова Т.Н. Миксомицеты Зоринского участка Центрально-Черноземного заповедника // Природные условия и биологическое разнообразие Зоринского заповедного участка в Курской области: # Труды Центрально-Черноземного государственного заповедника. Выпуск 17. Тула, 2001. С. 138-139.

Рябова В.П., Игнатенко О.С. Материалы по флоре макромицетов Центрально-Чернозёмного заповедника // Там же. С. 124-142.

Сошнина В.П. Микобиота Зоринского участка Центрально-Чернозёмного заповедника: // Проблемы сохранения и оценки состояния природных комплексов и объектов: # Материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию Воронежского биосферного государственного заповедника. Воронеж, 1997а. С. 90.

ВЛИЯНИЕ ПРОФИЛИЗАЦИИ КЛАССОВ НА ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ЗАПОВЕДНИКАМ

Горяинова Ольга , Россия, г. Белгород, Белгородский лицей-интернат

Руководитель: Новых Л.Л., г. Белгород, Белгородский государственный университет, доцент кафедры географии и геоэкологии

В России создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ) является традиционной и весьма эффективной территориальной формой природоохранной деятельности. Различают следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе и биосферные; национальные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.

В соответствии со ст. 61 Закона «Об охране окружающей природной среды» государственными природными заповедниками объявляются изъятые навсегда из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных. В Российской Федерации насчитывается более 100 заповедников, в том числе 18 биосферных.

Ныне на территории области есть заповедник «Белогорье», участки которого представлены на территории Борисовского, Губкинского, Новооскольского районов: «Лес на Ворскле», «Острасьевы Яры», «Ямская степь», «Лысые горы», «Стенки Изгорья».

Кому в ближайшем будущем придется думать о преодолении экологического кризиса? Конечно же, молодежи! Поэтому так важно, чтобы молодое поколение имело достаточный уровень экологических знаний и навыков, ценило универсальную ценность природы, понимало значение и необходимость существования заповедных территорий.

В современной школе наблюдается переход к классам разного профиля. В связи с этим мы попытались выяснить, как относятся к природе учащиеся классов разной специализации. Знание их мнения позволит правильно организовать систему экологического образования. С этим связана актуальность моей работы.

Цель работы – определение отношения учащихся классов разного профиля к заповедным территориям. Для достижения цели были поставлены и решались следующие задачи: познакомиться с существующими типами ООПТ, со смысловым содержанием понятия охраняемой природной территории; освоить методику диагностики отношения населения к охраняемым природным территориям «Заповедные мифы» и провести анкетирование среди учащихся Белгородского лицея-интерната (БЛИ); обработать анкеты, рассчитать средние показатели и дать анализ результатов.

Основные методы исследования, использованные при подготовке работы, - научно-поисковый, опросный, математический, статистический, сравнительный анализ. Работа основана на непосредственных результатах опросов.

В целом отношение к природе в юношеском возрасте может быть обозначено как объектно-эстетическое. Для школьников ключевая проблема состоит в том, что учащиеся хотя и усваивают определенные экологические знания, но при этом, как правило, проявляют недостаточно личной заинтересованности и активности в конкретных делах по защите природы.

Текст анкеты мы сами не разрабатывали. Использована методика структурно-динамической диагностики отношения населения к охраняемым природным территориям, которая относится к методикам психологической диагностики отношения к природе. Она включает следующие шкалы: эмоциональную, познавательную, практическую поступочную. Методика состоит из 20 пунктов, каждый из которых построен из взаимоисключающих утверждений. Например, «1. А. Меня раздражают всякие запреты, установленные в заповеднике. Б. Мне нравится, что в заповеднике установлен строгий режим охраны природы» и т.д. Методика применялась в письменном варианте. За каждый вариант ответа начислялись соответствующие баллы. Выделялись следующие типы отношения к заповеднику: эмоционально-положительное, эмоционально-отрицательное, познавательный интерес к заповеднику, практическая реализация духовно-развивающего потенциала заповедной природы, природоохранная активность

Всего было опрошено 100 учащихся БЛИ, что составляет около 44 % от всех обучающихся. Главная особенность учащихся БЛИ – ориентация на продолжение обучения в вузе по соответствующему направлению. По возрастному составу преобладают учащиеся в возрасте 16 лет – 49 %. Примерно в равных долях представлены возраста 17 и 15 лет (26 % и 23 %). Среди опрошенных преобладали юноши: 51 % против 49 %.

Рассмотрим результаты опроса в 10-х классах. Все опрошенные классы можно разделить на три группы: гуманитарной направленности (филологический), естественнонаучной направленности (физико-математический, информационно-технологический, технический), а также естественнонаучной направленности, непосредственно занимающиеся изучением природных объектов (химико-биологический). Во всех классах лидировало эмоционально-положительное отношение к заповеднику: от 44 % в химико-биологическом до 25 % в техническом. При этом в техническом классе столько же – 25 % - относится к заповеднику с практической составляющей.

В четырех классах (кроме филологического) картина, в общем и целом, похожа: на 2 месте практическое отношение (20-25 %), затем природоохранное (18-23 %), далее познавательное (14-18 %), а замыкает ряд эмоционально-отрицательное отношение (2-12 %). В филологическом классе на 2 место выходит познавательное отношение. Здесь же – самая высокая доля эмоционально-отрицательного отношения к заповедникам – 16 %, в то время как в химико-биологическом классе лишь 2 %. Неожиданным оказалось то, что в химико-биологическом классе, который как бы должен непосредственно изучать заповедники, доля познавательного интереса оказалась самой низкой среди изученных классов – 14 % против 16-21 %. Может быть, в класс попали случайные люди, не соответствующие данной специализации?

В 10-х классах юноши опережают девушек по эмоционально-положительному и эмоционально-отрицательному отношению к заповедникам, но отстают от них по познавательному интересу, практическому и поступочному (природоохранному) отношению.

В 11-х классах к перечисленным добавляются социально-гуманитарный и биолого-географический, но в опросе не участвовал физико-математический класс. Мнения разделяются сильнее: в химико-биологическом и филологическом классах на 2 место выходит природоохранная активность, причем в химико-биологическом классе самый высокий показатель – 28 % - против 19-23 % в других классах. Самая высокая доля эмоционально-отрицательного отношения к заповедникам обнаружена в информационно-технологическом классе - 14 %., а эмоционально-положительного – в химико-биологическом – 33 %. В 11-х классах наблюдается резкое преобладание у юношей по сравнению с девушками эмоционально-отрицательного отношения к заповедникам: 12 % против 2 %.

В 11-х классах по сравнению с 10-ми уменьшается эмоционально-положительное и эмоционально-отрицательное отношение к заповедникам, практически на том же уровне остается практическая реализация духовно-развивающего потенциала заповедной природы, но нарастает познавательный интерес и природоохранная активность.

Сейчас в лицее нет специальных экологических дисциплин. Два года назад был предмет «Экология Белгородской области», но сейчас он заменен «Основами православной культуры». У нас нет данных опросов того времени, поэтому нельзя утверждать однозначно, какая ситуация была в то время, но проведенная работа показывает, что экологическое просвещение учащимся лицея необходимо. В первую очередь нужно усиление формирования положительного отношения к заповедникам в техническом и филологическом классах среди 10-х и в филологическом и информационно-технологическом классах среди 11-х. В большем просвещении нуждается мужская половина обучающихся.

ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ СРЕДЫ В ВОРОНЕЖСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ НА ПРИМЕРЕ БЕРЕЗЫ ПОВИСЛОЙ И ДУБА ЧЕРЕШЧАТОГО

Гусева Наталия, Дьякова Татьяна, Россия, Воронежская обл., Верхнехавский р-н, с. Углянец, МОУ Углянская СОШ, 10 класс.

Руководители: Клявина Л.Н., Воронежская обл., Верхнехавский р-н, с. Углянец, МОУ Углянская СОШ, учитель; Клявин А.А., Воронежский государственный заповедник, старший научный сотрудник.

Все возрастающее воздействие на окружающую среду диктует необходимость контроля её состояния, обеспечения её благоприятности для живых существ и человека. Эта задача всё чаще звучит как обеспечение здоровья среды. Под здоровьем среды в самом общем смысле принимается её состояние (качество), необходимое для обеспечения здоровья человека и других видов живых существ.

В настоящее время имеется большой арсенал методов для выявления эффекта различных воздействий на состояние среды. Один из них – оценка стабильности развития по морфологическим признакам, как наиболее простому и доступному для самого широкого использования.

Стабильность развития как способность организма к развитию без нарушений и ошибок является чувствительным индикатором состояния природных популяций. Наиболее простым и доступным для широкого использования способом оценки стабильности развития является определение величины флуктуирующей асимметрии билатеральных морфологических признаков. Этот подход достаточно прост с точки зрения сбора, хранения и обработки материала. Он не требует специального сложного оборудования, но при этом позволяет получить интегральную оценку состояния организма при всем комплексе возможных воздействий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Фгбоу впо (1)

    Бюллетень
    ... научных работников и специалистов сельскохозяйственного производства. РЕДАКЦИОННАЯКОЛЛЕГИЯ ... развитие ботанических садов, зоопарков, живых коллекций, криобанков, особоохраняемыхприродныхтерриторий ... международнойнаучно-практическойконференции». 24- ...

Другие похожие документы..