Главная > Книга


Обозначения сокращений: ст – степь, мо – меловые обнажения, луг – луг, опуш – опушки.

Литература:

1. Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Официальное издание / Общ. науч. ред. А.В. Присный. – Белгород, 2004. – 532 с.

2. Красная книга РСФСР. Растения. – М. : Росагропромиздат, 1988. – 591 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛАНДШАФТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ООПТ И ЗАПОВЕДНЫХ УЧАСТКОВ

Дементьев Александр Аркадьевич. Россия, Белгородская область, г. Новый Оскол, МОУ ДОД «СЮН», учитель географии МОУ «СОШ 1», педагог дополнительного образования МОУ ДОД «СЮН»

В Белгородской области начинается массовая паспортизация ООПТ и заповедных участков. Свой вклад в эту работу могут внести школьники старших классов. Членами экологического объединения «СЮН» г. Нового Оскола проведены ландшафтные исследования ООПТ «Меловая гора», «Балка Ханова», «Стенки-Изгорья» и др. Накоплен определенный опыт по методике ландшафтных исследований, которым мы могли бы поделиться.

Работа по комплексному изучению ООПТ состоит из 3 основных этапов: подготовительного, полевого и камерального. Началом полевых исследований является их планирование, разработка программ наблюдений, очерчивая тот круг вопросов, которые предстоит решить.

Подготовительный период начинается с изучения литературных, картографических, аэрофотосъемочных, фондовых и других материалов по территории, где предстоят ландшафтные исследования (Мильков, 1955, 1980). Это дает возможность представить общую картину природных условий исследуемого района, установить некоторые закономерности. Так, сопоставление карт растительности с почвенными, геоморфологическими, климатическими и другими позволит уловить некоторые закономерности приуроченности разных типов растительности к определенным местообитаниям. Большую помощь при проведении ландшафтных исследований оказывают аэрофотоснимки. Дешифрируя их, можно, не выходя в поле, выявить границы многих природных комплексов, составить карту, получить ряд сведений о рельефе, почвах, растительном покрове и других компонентах, установить между ними взаимосвязи. Наличие серии снимков для одной и той же территории, сделанных с интервалом во времени дает возможность установить направленность и интенсивность хода тех или иных процессов.

Полевой этап ландшафтных исследований. Его главными звеньями являются экспедиционные, полустационарные и стационарные полевые наблюдения. При экспедиционных исследованиях ведется маршрутная съемка и работа на ключевых участках. В период маршрутной съемки большое внимание уделяется визуальному осмотру территории с использованием разнообразной измерительной аппаратуры. Полевой период исследований целесообразно начинать с рекогносцировочного объезда или обхода территории ООПТ, где уточняются маршруты комплексного профилирования, места закладки ключевых участков, выявляются демаскирующие признаки исследуемой территории.

Основной этап полевого периода работы – проведения относительно крупномасштабной ландшафтной съемки и подробное обследование ключевых участков. Главными объектами исследований небольших по площади ООПТ являются фации, урочища, местности – морфологические части ООПТ. В полевой период тщательно исследуются «ключи» - наиболее характерные участки ландшафтов, места заложения которых устанавливаются после рекогносцировочного обследования территории. Ключевые участки выбираются с таким расчетом, чтобы в их пределах отмечалось максимальное число видов природного комплекса низкого ранга, характерных для исследуемого ландшафта. Важным звеном экспедиционных исследований является ландшафтное профилирование, которое позволяет наглядно показать морфологическую структуру экосистем исследуемого ООПТ, взаимосвязи между природными комплексами и их компонентами. Ландшафтное профилирование необходимо вести таким образом, чтобы охватить все наиболее типичные морфологические части ландшафта ООПТ. Профили очень редко прокладываются по прямой линии. Для получения максимальной наглядности о морфоструктуре ландшафтов прокладывают ломаные линии профилей. По линии профиля на наиболее типичных урочищах ведется комплексное исследование природы в пунктах наблюдений, характеризующих свойства определенных фаций. Количество точек описания должно быть достаточным для того, чтобы раскрыть его морфологическую структуру, взаимосвязи между фациями и компонентами этого урочища, т.е. в пределах урочища тщательному обследованию должны быть подвержены практически все фации. Например, при исследовании ООПТ «Меловая гора» на маршруте длинной 600 метров мы закладывали 12 ключевых точек. Это считается высокой плотностью «Ключей» при исследовании. При ландшафтном профилировании и работе на ключевых участках комплексное описание ведется в дневнике. В конце описания дается полное название природного комплекса и указывается, частью какой экосистемы более крупного ранга он является. Микроклиматические наблюдения в экспедиционных условиях малоэффективны и, как правило, не ведутся, а ведутся полустационарными и стационарными методами. При изучении литогенной основы ООПТ приводятся морфометрические показатели (абсолютные отметки, относительные превышения, длина, ширина, площадь, экспозиция и крутизна склонов). Изучаются поверхностные отложения. С этой целью закладываются шурфы и разрезы, которые одновременно используются и при описании почв. Степень увлажнения территории определяется по замерам уровня грунтовых вод ближайших колодцев и по выходам подземных источников. Фации межхолмовых понижений низинных болот могут быть постоянно избыточно увлажнены, т.к. в их развитии значение имеет грунтовый тип увлажнения и меньше атмосферный. Изучение почвенного покрова ведется по общепринятой в почвоведении методике. В почвенном разрезе выделяются и замеряются генетические горизонты почвы, их цвет, степень влажности, механический состав, структура, плотность, включения и карбонатность. При изучении луговых фитоценозов указывается тип луга: материковый, суходольный, низинный или пойменный. На описываемой площадке составляется флористический список по плану: злаки, бобовые, разнотравье, осоки; определяют видовую насыщенность. Для определения количественных соотношений видов применяют метод учета обилия по шкале Друде. С помощью сетки Раменского или другой методики определяют проективное покрытие травянистых растений. Здесь же отмечают встречаемость видов (по методу Раункиера), и жизненность и высоту массы травостоя. Название растительного сообщества обычно складывается из двух или трех слов. При названии ассоциации на третьем месте ставится соэдификатор, на втором – субэдификатор. Описание древесного яруса начинают с составления флористического списка и количественных соотношений видов, используя формулу древостоя. В нескольких местах на площадке отмечают визуально сомкнутость крон, анализируют характер подроста, подсчитывая число экземпляров разных видов с последующим пересчетом на 1 га, отмечается его состояние.

Камеральный период. Его основным этапом является составление ландшафтной карты и написание отчета. Этому предшествует предварительная обработка полевых материалов – составление таблиц, графиков, выполнение лабораторных анализов взятых образцов, пород, отложений, почв, воды и др.; уточнение этих определений. Круг вопросов, которые должны быть освещены в отчете, диктуется главным образом запросами целей и задач. Отчет пишется по общепринятому плану экологических проектов.

Литература:

1. Мильков Ф.Н. Основные вопросы ландшафтного районирования юга Русской равнины. – Изв. ВГО, 1955, т. 87, вып. 5.

2. Поосколье. Под редакцией Ф.Н. Милькова. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1980. – 188 с.

АКЦИЯ-МАРАФОН

«СОХРАНИМ НАШУ ЗЕМЛЮ ГОЛУБОЙ И ЗЕЛЁНОЙ»

Дробинина Людмила Яковлевна, Россия, Белгородская область, Новооскольский район, МОУ «Богородская основная общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области», учитель экологии, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «СЮН»

Цель акции: создать условия для развития у детей интереса к изучению местного природного окружения, познакомить с состоянием, проблемами и перспективами развития особо охраняемых природных территорий родного края, развивать экологическое сознание, формировать чувство ответственности за своё воздействие на природу, поощрять активные действия по охране природы, воспитывать новые ценностные ориентиры, стимулировать уважительное отношение и заботу о собственном месте проживания, формировать условия, способствующие самореализации и личностному росту молодежи, развитию активной гражданской позиции.

Задачи акции:

1. Углубление и расширение знаний учащихся по различным вопросам биологической науки;

2. Развитие научно-практической деятельности учащихся;

3. Вовлечение наибольшего количества учащихся и молодёжи в деятельность по реализации акции «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной»;

4. Привлечение внимания общественности и СМИ к актуальным вопросам охраны живой природы путём личного участия в практической деятельности;

5. Подготовка группы волонтёров по пропаганде экологической культуры из числа учащихся старших классов.

Механизм реализации акции.

Научным обществом учащихся «Эколог» была разработана школьная акция – марафон «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной»

Продолжительность акции: «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной» - 1 год

Проект включает в себя несколько блоков.

1 блок

2 блок

3 блок

4 блок

1 блок «Мир заповедной природы»

Целью реализации данного блока является знакомство с окружающим нас заповедным миром через проведение экскурсий, экспедиций, походов, исследований, практических занятий.

Участники блока: научное общество учащихся «Эколог» МОУ «Богородская ООШ». Данный блок даёт старт исследовательской работе и созданию проекта на тему: «Перспективные участки для организации ООПТ», «Флора и растительность балки Чеботарёва окрестностей села Богородское Новооскольского района»

2 блок «Наглядная агитация»

Основой блока являются конкурсы:

- конкурс плакатов «Думай глобально – действуй локально»

- конкурс рисунков «Первоцветы», «Птицы нашего края»

- конкурс буклетов, закладок, календарей, листовок «Их нужно спасти»,

- конкурс презентаций «Заповедные места Белогорья»

- фотоконкурс «Ускользающий мир», «Зелёная планета», «Мы за устойчивый мир»

Целью данного блока является привлечение внимания к решению актуальных вопросов охраны живой природы среди подростков и молодёжи методом наглядной агитации.

Участники: учащиеся 5-9 классов МОУ «Богородская ООШ»

Конкурс плакатов проводится в форме творческого выступления (защиты) до трёх минут. Конкурс защиты плакатов проводится в Доме Культуры с. Богородское перед односельчанами.

3 блок «Волонтёрское движение»

Целью данного блока является привлечение добровольцев и волонтёров из числа учащихся и односельчан для работы экологических десантов по уборке территории села относящейся к ООПТ и прилегающих к ней окрестностей от твёрдых бытовых отходов.

В рамках этого блока проводится акция под девизом «Земля наш дом!».

Мероприятия:

1. Экологический десант по очистке посадок вдоль балки Чеботарёва от мусора;

2. Экологический десант по очистке родников;

3. Экологическая акция «Птичья столовая»;

4. Операция «Первоцвет»;

4 блок «Творческий блок «На встречу с чудом»

Целью данного блока является формирование социально-активной позиции учащихся, развитие творческих способностей.

Одним из направлений блока являются ролевые игры, дискуссии по развитию экологического сознания, формирования чувства ответственности за своё воздействие на природу.

В рамках блока пройдёт фестиваль стихотворений, сказок, песен о красоте родного края.

В организации и проведении фестиваля будут задействованы все участники акции-марафона «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной», родители, учителя и односельчане.

Мероприятия:

- «Страницы орнитолога» - устный журнал;

- Урок – викторина «Что, Где, Когда?»;

- Игра «Поле чудес» на тему: «Первоцветы красной книги»;

- «Что мы натворили» - ролевая игра из цикла «Устойчивое развитие»;

- Экологическая игра «Наша планета – наше здоровье»;

- Телевизионный клуб «Растительный мир заповедника «Белогорье»;

- Телевизионный клуб «Животный мир заповедника «Белогорье»;

- Литературная гостиная - конкурс чтецов «Зелёный наряд Отчизны»;

- Конкурс детского прикладного творчества «Экология, природа и фантазия»

- Экологическая неделя «Марш парков»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ЗАПОВЕДНЫЕ МЕСТА РОДНОГО БЕЛОГОРЬЯ»

Журавлева Ольга Васильевна, Белгородская область, Ровеньской район, Ржевская СОШ, учитель биологии.

Цели информационного часа: ознакомить учащихся с памятниками природы нашего края; расширить кругозор учащихся; продолжать воспитывать любовь к Родине, природе; воспитывать гордость за Белгородский край.

Оборудование: карта Белгородской области, компьютер, гербарий.

Подготовка к классному часу начинается за три недели до его проведения. Класс делится на пять рабочих групп, у каждой группы свое задание.

Задание 1 группе: выяснить расположение заповедного участка «Лес-на-Ворскле», историю участка, видовой состав растений, подготовить презентацию для класса.

Задание 2 группе: выяснить расположение заповедного участка «Острасьевы яры», историю участка, видовой состав растений, подготовить презентацию для класса.

Задание 3 группе: выяснить расположение заповедного участка «Ямская степь», историю участка, видовой состав растений, подготовить презентацию для класса.

Задание 4 группе: выяснить расположение заповедного участка «Лысые горы», историю участка, видовой состав растений, подготовить презентацию для класса

Задание 5 группе: выяснить расположение заповедного участка «Стенки - Изгорья», историю участка, видовой состав растений, подготовить презентацию для класса.

Ход занятия

Ряднова Вика читает свое стихотворение «Родная сторона»:

Живу я в стороне степной,

И мне не нужно никакой другой.

Здесь радуют волшебные рассветы,

Родной природы дивные сюжеты.

Поднялись робко пролески в лесу,

И весть об этом я несу

По школе, всем своим друзьям,

Мы вместе радуемся вам!

Я бережно пройду по синему ковру,

Ни один цветочек не сорву.

Пусть растут они спокойно,-

Мне цветов и в палисаднике довольно!

Зеленый лист и желтый глаз –

Мать-и-мачеха глядит на нас.

Очень мало времени, родной,

Для цветения отпущено судьбой.

Цветут, алеют дружно воронцы,

Несут свой аромат во все концы.

Жужжит довольная пчела –

Она нектар в свой улей принесла.

Кувшинка, речка, трели соловья…

Друзья! Все это Родина моя.

Все это – милое, родное Белогорье,

Где сердцу дышится так вольно!

Вступительное слово учителя: Ребята, мы неслучайно начали наш классный час этим стихотворением. Действительно, прекрасна Белгородская земля своими бескрайними полями, степями, лесами, великолепной природой. Природа – это наше общее богатство, но как неразумно относится к ней человек. По вине людей многие виды живых организмов оказались на грани вымирания, в нашей области 736 видов занесены в Красную книгу Белгородской области. Что делать, чтобы сохранить природу? На этот вопрос мы с вами попытаемся сегодня ответить.

Для сохранения природы создаются заповедники. До недавнего времени в нашей области имелись два заповедника: Государственный природный заповедник «Лес-на-Ворскле» и участки природного биосферного Центрально-Черноземного заповедника им. В. В. Алехина. В 1999 году был создан Государственный природный заповедник «Белогорье», включающий в себя пять заповедных участков. Сейчас каждая группа представит свою презентацию о участках заповедника.

Выступление групп.

Учитель: Ребята, вы изучили участки заповедника «Белогорье». Но надо сказать, что и в нашем, Ровеньском районе есть уникальные участки. В 1998 году был организован природный парк «Ровеньский». Он включает заповедный участок площадью 50 га в 11 км восточнее поселка Ровеньки и ряд участков с режимом охраны, соответствующим региональным комплексным заказникам, общей площадью около 1288 га.

У нас в районе встречаются меловые «лбы» вблизи с. Нагольное, около 20 га, с такими редкими видами, как копеечники украинский (эндем бас­сейна Айдара) и крупноцветковый, льнянка меловая, норичник меловой, левкой душистый, полыни беловойлочная и солянковидная и другие. Возле нашего села Ржевка есть интересное урочище «Луки». Хоть оно и не входит в охраняемые территории, но здесь можно встретить редкие виды растений и животных.

Сообщение учащегося.

Итоги информационного часа.

Рефлексия.

Для подготовки классного часа использована следующая литература:

1. Хижняк А. А. Природные ресурсы земли Белгородской/ А. А. Хижняк Центрально – Черноземное книжное издательство Воронеж – 1975г – 124 с.

2. Галимская К. К., Радникова Р. И. География Белгородской области/ К. К. Галимская, Р. И. Радникова. – Воронеж: Центрально Черноземное книжное издательство, 1986г-111с.

3. Шаповалов В. А. Белгородоведение. Учебник для образовательных учреждений/ Под ред. В. А. Шаповалова. –Белгород: Изд-во БелГУ,2002.-410

ЗАПОВЕДНОЕ

Михайлова Наталья Владимировна,Россия, г.Томск, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи г. Томска. Координатор экологических проектов Детско-юношеского парламента г. Томска и целевой программы «Экополюс» Томской городской детско-юношеской общественной организации «Улей».

«Заповедное» - совместный проект Детско-юношеского парламента г. Томска (ДЮП) и целевой программы «Экополюс» Томской городской детско-юношеской общественной организации «Улей». Реализуется в течение 2007-2008 учебного года на базе Дворца творчества детей и молодежи г. Томска. Рассчитан на работу с детьми 10-16 лет (5-10 классы).

В рамках целевой программы «Экополюс» для учащихся 5-8 классов реализуется образовательная программа «Азбука экологии», которая рассчитана на три года обучения.

Тема первого года обучения : «Красная книга Томской области»; второго года – «Особо охраняемые территории Томской области»; третьего года – «Экологическое зеркало. Экологический мониторинг».

Процесс организации экологического воспитания в учреждениях дополнительного образования предполагает использование современных методов и форм работы. Экскурсии, создание электронных презентаций, интеллектуальные игры, социальное проектирование, интегрированные занятия экология-ИЗО популярны у детей и молодежи сегодня. Именно эти формы предлагаются как основные для организации образовательного процесса.

К началу учебного года, при активном содействии ОГУ «Облкомприрода», для каждой школьной команды был подготовлен дидактический материал, а именно:

-фильм «Территория жизни» об ООПТ Томской области;

-электронная версия «Красной книги Томской области»;

-электронная презентация ООПТ Томской области по материалам их паспортов.

Педагогам – руководителям школьных команд, было предоставлено методическое сопровождение программы, планирование проведения мероприятий.

В сентябре – октябре 2007 года двадцать шесть команд школ города приняли участие в экскурсионном блоке проекта, организованном ОГУ «Облкомприрода». Вместе с педагогами ВУЗов и специалистами НИИ они посетили Ларинский заказник, Синий Утес, Лагерный сад, Университетскую и Михайловскую рощи, Сибирский ботанический сад, Потаповы лужки, Магадаевский и Поросинский кедровники, археологические памятники и Песчаное озеро в Тимирязево, Таловские чаши , «Большие муравейники» в Заварзино.

О каждом из этих уникальных памятников природы школьники создали электронные презентации, которые представили 8 ноября на фестивале «Заповедное». Презентации органично дополнила выставка фоторабот «Обыкновенное чудо».

Фрагменты презентаций фестиваля вошли в буклет «Знакомство школьников с ООПТ Томской области».

В октябре-ноябре участники программы «Экополюс» работали с материалами электронной презентации по паспортам ООПТ ТО и фильма «Территория жизни». Познакомились с заказниками Томской области: Ларинским, Васюганским, Кеть-Касским, Иловским; памятниками природы: Аникиным камнем, Каспаранским яром, Амбарцевскими обнажениями, Дальним яром, Таловскими чашами, Дызвездным ключом, Синим Утесом, источником «Капитоновка»,озерами Кирек, Песчаное, Окуневое, Заварзинским радоновым источником, Кисловским муравьиным бором.

В конце ноября ,участвуя в первой интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», ребята оценили на сколько внимательно они проштудировали «визитки» ООПТ ТО.

Подготовку ко второй интеллектуальной игре на тему: «Представители Красной книги, обитающие на ООПТ ТО» ребята проводили, используя электронную версию Красной книги ТО, сочетали с занятиями с педагогами ИЗО по оформлению таблиц для определения растений и животных, участием в акции «Дети детям!»

В рамках акции ребята провели выездные интеллектуальные игры, мастер-классы, презентации ООПТ ТО, которые посетили с экскурсиями, в коррекционных школах, дошкольных учреждениях, в начальных классах своей школы.

Реализация проекта в этом учебном году участниками программы «Экополюс» завершается в апреле в рамках проведения международной акции «Марш парков» экологической кругосветкой и презентацией школьниками уникальных уголков природы г. Томска, которые, может быть, и не являются ООПТ, но нуждаются в охране и бережном отношении.

Депутаты Детско – юношеского парламента г. Томска – десятиклассницы архитектурно-художественного класса, после экскурсии в сосновый бор Тимирязево решили принять участие в сохранении археологических памятников: западин, городища, курганов, документирующих историю Притомья Vв. до н.э. по XVIIв.н.э., которые сегодня варварски уничтожаются экспансией поселка. Ученые – археологи обратились в администрацию города и области с предложением создать на Тимирязевской террасе историко-культурный парк. Депутаты ДЮПа, как будущие архитекторы, решили принять участие в макетировании фрагмента предполагаемого парка; вынесли вопрос о его создании 20 декабря на совместное заседание в Думе г. Томска.

В резолюцию заседания было внесено два пункта по данному вопросу, а именно: «Предложить депутатам ДЮП представить итоговую работу «фрагмент модели природно-культурного парка Тимирязево» в Думу г. Томска. Срок – до 15 мая 2008г. Депутатам Думы г. Томска предложить внести в план работы комитета по градостроительству и землепользованию Думы г. Томска на 2008 год рассмотрение вопроса о перспективах создания на территории Тимирязевской террасы природно-культурного парка. Рассмотреть возможность корректировки Генерального плана г. Томска с учетом создания природно-культурного парка. Срок – в течение 2008г.»

Проект «Заповедное» награжден в феврале 2008 г. дипломом I степени за победу в городском этапе VIII Всероссийской акции «Я – гражданин России» и готовится к участию в областном этапе.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛ РАЙОНА И НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «ЧАВШ ВАРМАНЕ» ПО ИЗУЧЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ.

Сапрукова Зоя Васильевна, Россия, Чувашская Республика, МОУ «Шемуршинская СОШ», руководитель детского экологического объединения «Берегиня».

Национальный парк «Чаваш вармане» расположен в юго-восточной части Чувашской республики и входит в один административный район – Шемуршинский. Общая площадь национального парка – 25200 га., из которых земли лесного фонда – 24796 га. Территория места расположения парка начала осваиваться с 5 в.н.э., до монголо-татарского нашествия, поэтому говорить о сохранении подлинно девственных, нетронутых уголков природы не приходится.

Образован национальный парк «Чаваш вармане» в 1993 году и является гордостью нашей местности.

В Шемуршинской средней общеобразовательной школе работает экологический кружок «Берегиня». Цель работы – учить понимать природу, сохранять богатство и красоту родного края. Ведь природа Чувашии совсем не похожа на окрестности Поволжья. Из-за стройных, темно-зеленых красавиц елей шемуршинские леса кажутся необыкновенно сумрачными и значительно более таинственными.

Коллектив школы старается, чтобы с младшего школьного возраста дети воспринимали природу как свой родной дом, где «мама» - это реки, озера; «папа» - леса, поляны; «бабушка» и «дедушка» - солнце, воздух, земля и ее недра.

Для эффективной работы по экологическому образованию школьников среднего и старшего звена была разработана программа «Чаваш вармане». В рамках этой программы реализуется принцип поэтапного воздействия, как на интеллектуальную, так и на эмоциональную среду детей посредством получения знаний и общения с миром дикой природы на территории национального парка «Чаваш вармане».

Проходя по экологическим тропам вместе с научными сотрудниками национального парка, школьники узнают о богатстве растительного мира. Здесь в изобилии произрастают такие широко известные целебные травы, как валериана лекарственная, калган (лапчатка прямостоячая), ландыш майский, зверобой продырявленный, душица.

Затем, по результатам работы в природе, свои иследовательские проекты ребята представляют на школьных, районных научно-практических конференциях. В 2006 году ребята экологического кружка «Берегиня» участвовали в международном экологическом форуме «Зеленая Планета – 2006» и были награждены дипломами 2 степени.

В рамках Марша парков ежегодно проводится районный конкурс творческих работ учащихся школ района с организацией выставки во Дворце культуры.

При каждой школе района организованы школьные лесничества, а учащиеся Бичурга-Баишевской средней общеобразовательной школы постоянно ведут работу вместе с научными сотрудниками национального парка в закрепленном за школой дендрарии.

Районный слет «Друзья национального парка», проводимый ежегодно в конце учебного года, как итоговое мероприятие, становится настоящим познавательным и спортивным праздником не только для ребят, но и для всех педагогических коллективов школ района. На этом слете награждаются грамотами и подарками призеры районной лесной олимпиады, участники экологических десантов, победители экологических акций «Ель», «Возродим наш лес», «Звени, родник!» и др.

Ежегодно проводятся районные практические семинары учителей биологии на базе различных кордонов национального парка по программе «Летописи природы». На занятиях в «Зеленой гостиной» педагоги получают готовые познавательные материалы на компакт – дисках.

Тесное сотрудничество национального парка и коллективов школ района позволит сохранить уникальную природу для будущих поколений.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ.

Струкова Галина Фёдоровна, Россия,Белгородская обл., педагог дополнительного образования МОУ ДОД «СЮН» г. Губкина.

В настоящее время существует достаточно высокая потребность в организации активного отдыха детей среднего и старшего школьного возраста. Большие возможности в этом плане дают профильные лагеря, организуемые на базе школ и учреждений дополнительного образования. Одной из форм такой работы является экологический лагерь. Он играет важную роль в развитии познавательной активности школьников. Обязательным элементом экологического лагеря является полевая практика, во время которой обучающиеся получают навыки исследовательской работы, проходят подготовку к серьезной исследовательской деятельности. Групповая форма работы приучает детей к работе в коллективе. Возможность общения с живой природой развивает наблюдательность и аналитические способности, учит умению делать выводы на основе полученных результатов.

Первый экологический лагерь на базе станции юных натуралистов города Губкина был организован в 2002 году для инвентаризации особо охраняемых природных территорий. К работе лагеря были привлечены специалисты: начальнтк эколого-просветительского отдела государственного природного заповедника «Белогорье» Серенко Л.К., инспектор комитета экологии и охраны природных ресурсов Губкинской территории Толстых А.С., сотрудник Губкинского краеведческого музея Солнышкина Е.Н., педагоги дополнительного образования СЮН. Участники экологического лагеря исследовали растительный и животный мир территории, прилегающей к заповедному участку Ямская Степь, урочища Большое Толстое, природного комплекса в районе хутора Весёлый. Эти данные были использованы при создании новых ботанических заказников в районе хутора Весёлый и в урочище Большое Толстое.

В связи с активизацией работы по эколого-просветительскому воспитанию молодежи, начиная с 2006 года, деятельность экологических лагерей в городе Губкине стала более масштабной и приобрела иную форму. В своей работе мы использовали новые педагогические технологии, основанные на проведении творческих мастерских. Изначально к работе экологического лагеря были привлечены педагоги-исследователи Монакова Г.Г. (МОУ «СОШ №2»), Мищенко Н.М. (МОУ «СОШ №17»), Булгакова Л.М. (МОУ «Гимназия №6»), имеющие опыт проведения мастерских в Межрегиональных экспедициях в различных регионах России. Они разработали следующие экологические мастерские: «Мониторинг почв», «Геоморфологические исследования», «Описание лугового фитоценоза». Две недели, проведенные школьниками в экологическом лагере, прошли в увлекательных занятиях, интересных экскурсионных поездках, итоги которым учащиеся и их руководители подвели на заключительной конференции.

«Экологический лагерь-2007» стартовал 26 июня. С учетом интересов и запросов обучающихся, он пополнился новыми мастерскими: «Фитодизайн», «Лесной фитоценоз», «Биоиндикация и мониторинг окружающей среды», которые организовали педагоги дополнительного образования МОУ ДОД «Станция юных натуралистов» Рудакова Е.А., Ходячих Г.И., Струкова Г.Ф. Экскурсионно-поисковая, исследовательская деятельность школьников была достаточно разнообразной: «Геоморфологические исследования в окрестностях города Губкина», «Геоботанические описания растительности урочища Долгое», «Изучение состояния почв», «Описание растительности меловых склонов балки Логовой», «Описание лишайниковых сообществ», «Оценка состояния окружающей среды по асимметрии листьев березы», «Использование природного материала для выполнения объемно-плоскостных работ».

По окончании полевых исследований школьники приступили к разработке экологических проектов, представленных на итоговой научно-практической конференции «Эколагерь-2007». Все участники лагеря были единодушны в оценке его результатов: две недели в экологическом лагере стали удачным завершением учебного года и настоящей школой юных исследователей. Дети получили бесценный опыт общения и практических исследований. Образовалось содружество творческих руководителей и детей, которое уже дало свои результаты. Многие школьники, активно участвующие в работе лагеря, серьезно увлеклись изучением экологических проблем. Они стали участниками городских (областных) предметных олимпиад по биологии и экологии, конкурсов научно-исследовательских работ, получили возможность узнать профессиональное мнение о своей работе. Мы уверены, исследовательский опыт поможет молодым людям в определении профессиональной деятельности и выборе жизненного пути.

Оглавление.

Материалы конференции школьников

Алейников Дмитрий, Заика Максим, Еремишин Алексей Определение факторов, влияющих на видовой состав и плотность популяции рыб «Затона» р. Оскол.

Андреев Феликс Флористический состав болота в урочище Сосновка Пескарьер Белгородского района Белгородской области

Баламутова Карина, Щигрова Людмила, Баламутова Алена Прошлое и современное состояние памятника природы «Бабья криница»

Беляева Маргарита, Беляев Никита, Швечикова Дарья Флора и растительность балки Чеботарева. Окрестности села Богородское Новооскольского района.

Беляева Юлия, Юргулевич Алексей Эколого-краеведческий маршрут лесопарка «Маршалково»

Бондаренко Нина, Футерко Дарья, Миненков Никита, Бридский Евгений, Башкирев Алексей Макромицеты урочища Дуброшина Центрально-Черноземного биосферного заповедника.

Горяинова Ольга Влияние профилизации классов на отношение учащихся к заповедникам.

Гусева Наталия, Дьякова Татьяна Оценка здоровья среды в Воронежском заповеднике на примере березы повислой и дуба черешчатого.

Денисова Анна, Шипулина Анастасия, Щербинина Анастасия Особенности гнездования шилоклювки (Recurvirostra avosetta Linnaeus, 1758) в окрестностях озера Улуг-Коль в Хакасии

Довлетова Голира Экологическое состояниеособо охраняемых природных территорий Казани

Елымова Кристина Экологические проблемы памятника природы «Река Сулица» на примере притока Клянчейка.

Жовников Андрей Изучение видового состава наземных позвоночных животных по следам их жизнедеятельности на территории стационара «Каменный» заповедника «Юганский».

Заика Максим, Алейников Дмитрий, Капустин Александр Ландшафтные особенности территории заповедного участка «Стенки-Изгорья».

Захарова Диана Зоопланктон протоки Ендырской заказника «Елизаровский» и оценка качества воды по его показателям.

Зоркальцева Мария, Зуева АннаЗаповедное.

Каравай Татьяна Орнитофауна проектируемого заказника «Соколиный»

Карманова Надежда Ботанический сад БелГУ как объект экологического туризма.

Красногорелка Алексей, Щербина Дарья, Волкова Мария Распространение и пищевые связи муравьев на территории «Просик» - ботанического памятника природы местного значения.

Куликова Екатерина, Быков ИванМониторинг популяции тюльпана Геснера-Шренка

Лекарева Мария Изучение внегдездовой деятельности муравьев НП «Мещера»

Лесниченко Артем Изучение состояния лесов зеленой зоны вокруг города Губкина на примере урочища «Долгое»

Лось Евгений Изучение влияния лесополос на содержание растворимых соединений фосфора и калия в почвах Харьковской области.

Маюрова Александра Приуроченность ночных чешуекрылых к различным биотопам заповедника «Юганский».

Межлумян Михаил Мониторинг экологического состояния реки Оби и некоторых водотоков заповедника «Юганский».

Мингалеева Анастасия Изучение растительности меловых обнажений.

Мирошниченко Анна, Мирошниченко Алена, Крикун Андрей Из опыта выращивания некоторых редких видов растений в питомнике МОУ «Краснокутская основная общеобразовательная школа»

Муравьев Алексей Материалы к изучению систематики ели в Нижегородском Заволжье

Новосельцева Екатерина Gigantoproductus из палеонтологической коллекции школьного музея.

Объединение «Юный лесовод» Сохраним болота родного края.

Павлова Анастасия Изучение состояния старого городского парка.

Перевозчикова Галина Структура колоний береговой ласточки (Riparia riparia) в Костоватовском участке Нечкинского национального парка.

Половнева Александра, Половнева Наталья Практическое участие школьников в работе по уходу за пастбищем на Стрелецком участке Центрально-Черноземного биосферного заповедника.

Помогаева Наталья, Лаптева Анна,Быкова Ирина Видовое разнообразие растительности урочище «Дуброшина» Центрально-Черноземного биосферного заповедника.

Попов Евгений, Котов Николай «Сад бегущей воды». Проектная работа на территории памятника природы «Долина р. Котловка» (по договору социального партнерства с управой района Котловка г. Москва).

Приходько Екатерина Влияние антропогенной нагрузки на Бекарюковский бор

Прохорова Анастасия Ранневесенние растения в фитоценозах урочища Маршалково.

Рудневская Алена, Ткаченко Анна Путеводитель по особо охраняемым природным территориям Новооскольского района

Свистельникова Яна Возможность сохранения и восстановления растительности меловых обнажений.

Семенова Юлия Оценка состояния сосновых лесов в условиях Удмуртской республики.

Степанова Юлианна К выявлению состава летней орнитофауны природного парка «Шаркан» (Западное предуралье): методические аспекты

Федоришин Дмитрий Сезонная динамика, система связей химических показателей качества воды и их математическое моделирование малого ручья Холодок (Нижнее Прииртышье, территория природного парка «Самаровский Чугас»).

Филипова Виктория, Федорова Ксения Материалы к оценке современного состояния памятника природы «Скотские горы» («Швейцария»)

Халина Юлия, Перцева Марина, Данилевич Дарья, Солохина Светлана Экологические тропы как средство эколого-просветительской деятельности на территории Волго-Ахтубинской поймы.

Хамидов Руслан Кузнечик Севчук Сервиля – кандидат в Красную Книгу Оренбургской области.

Хантулина Екатерина Перспективы включения родников Красненского района в разряд памятников природы.

Холтобин Алексей, Гасайло Иван, Кувика Денис Динамика физико-химических показателей состояния воды водонакопителя Великомихайловского рыбопитомника.

Цымбарович Пётр Оценка состояния среды водоемов Влго-Ахтубинской поймы по морфологическим показателям озерной лягушки.

Чистякова Ксения О кормовой базе озера Копанец заказника «Елизаровский»

Чугунов Антон Увеличение численности обыкновенного бобра в зоне мелиоративных каналов Орловского болота национального парка «Мещера».

Шапошник Настя, Фролова Настя Изучение видового состава насекомых урочища «Повислое»

Шишкина Юлия Редкие виды растений Воронежского заповедника.

Шматко Екатерина, Бочкова Ксения О некоторых особенностях гнездования земляных пчел на центральной усадьбе заповедника «Белогорье».

Материалы методического семинара педагогов и руководителей детских объединений.

Гончар-Быш Лариса Николаевна Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории Белгородской области»

Гусев Александр Викторович, Ермакова Елена Ивановна Охраняемые растения ООПТ Корочанского района. «Белая гора».

Гусев Александр Викторович, Ермакова Елена Ивановна Охраняемые растения планируемого природного парка «Ровеньской». Участок «Айдар»

Гусев Александр Викторович, Ермакова Елена Ивановна Охраняемые растения планируемого природного парка «Ровеньской». Участок «Сарма»

Дементьев Александр Аркадьевич Методические рекомендации по организации ландшафтных исследований ООПТ и заповедных участков.

Дробинина Людмила Яковлевна Акция – марафон «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой»

Журавлева Ольга Васильевна Информационный классный час для учащихся средних классов на тему: «Заповедные места родного Белогорья».

Михайлова Наталья Владимировна Заповедное

Сапрукова Зоя Васильевна Организация совместной деятельности школ района и национального парка «Чаваш Вармане» по изучению и сохранению природы родного края.

Струкова Галина Фёдоровна Организация исследовательской деятельности школьников в условиях экологического лагеря.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Фгбоу впо (1)

    Бюллетень
    ... научных работников и специалистов сельскохозяйственного производства. РЕДАКЦИОННАЯКОЛЛЕГИЯ ... развитие ботанических садов, зоопарков, живых коллекций, криобанков, особоохраняемыхприродныхтерриторий ... международнойнаучно-практическойконференции». 24- ...

Другие похожие документы..