Главная > Учебно-методический комплекс


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Удмуртский государственный университет»

кафедра истории и политологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Отечественная история»

для специальности 061800 «Математические методы в экономике»

060400 «Финансы и кредит», 060600 «Мировая экономика»,

060800 «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)»

060500 «Бухгалтерский анализ, учет и аудит», 060200 «Экономика труда»

специальности060800 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)», 061100 «Менеджмент организации»

Составители УМКД

к.и.н., доцент

Фирулева Л.Д. _____________

(подпись)

к.и.н., доцент

Стерхова С.А. _____________

(подпись)

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

от «15» апреля 2010 г. Протокол № 8

Зав. кафедрой д.и.н., профессор Мерзлякова Г.В. /_____________/

Согласовано с методической комиссией факультета

от ____ _____________ 2010 г.

Председатель МК /_____________/

2010

2. Извлечения из ГОС ВПО по специальности

2.1. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника

ГСЭ.Ф.03 Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 года. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-х – 80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 года и его провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 года. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной, социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА Истории и политологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Отечественная история»

для специальности 061800 «Математические методы в экономике»

060400 «Финансы и кредит», 060600 «Мировая экономика»,

специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)»

060500 «Бухгалтерский анализ, учет и аудит», 060200 «Экономика труда»

специальности060800 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)», 061100 «Менеджмент организации»

Курс………………………….….…....….1

Семестр………………………….…....…1

Всего аудиторных часов………..……66

Лекции, час………………………....….36

Семинарские занятия, час…….….…18

Контрольная работа, семестр….……1

Самостоятельная работа, час….……54 (061800)

Самостоятельная работа, час…….…28 (060400)

Самостоятельная работа, час…….…18 (060600)

Самостоятельная работа, час……….112 (060800)

Самостоятельная работа, час….……20 (060500)

Самостоятельная работа, час…….…64 (060200)

Самостоятельная работа, час….……64 (060800)

Самостоятельная работа, час….……56 (061100)

Экзамен, семестр………….…..….…..1

Ижевск

2010

  1. Принципы построения курса «Отечественная история»

Курс адресован студентам очного отделения 1 курса Института экономики и управления. Рабочая программа составлена на основе требований государственного стандарта и является частью единого учебно-методического комплекса по дисциплине «Отечественная история». Содержание курса раскрывается на основе цивилизационного подхода. Преподавание «Отечественной истории» осуществляется в контексте мировой цивилизации.

Курс имеет практическую часть в виде семинарских занятий, тем контрольной и самостоятельной работы.

Оценка полученных знаний и умений студентов проводится с помощью контрольных работ и семестрового экзамена.

  1. Цели курса

Социогуманитарная подготовка молодых специалистов в высшем учебном заведнии осуществляется за счет системного комплекса гуманитарных дисциплин, отвечающих интересам развития личности и общества. Помимо образовательных функций история воспитывает патриотизм, гражданственность, высокую нравственность, формирует личность. Знание истории Отечества способствует понимаю происходящих в стране событий и процессов, активному, сознательному участию в создании новой России.

После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент

должен знать:

- основные закономерности и направления мирового цивилизационного процесса;

- место и роль России в этом процессе;

- смысл споров и дискуссий, активно ведущихся в исторической науке по ряду проблем;

- важнейшие источники по учебному курсу, что обеспечивает самостоятельность расширения и углубления знаний и т.д.

должен уметь:

- аргументировать собственную точку зрения на процессы и события прошлого, подтверждая ее фактами и зрелыми доводами;

- занимать гражданскую позицию по актуальным проблемам прошлого и современности

  1. Учебно-методический план курса «Отечественная история»

Распределение часов по темам и видам занятий

Тема

Количество часов

Лекции

Семинары

1

Введение. Теория и методология исторической науки.

2

-

2

Эволюция восточнославянской государственности в IX-XIII вв.

4

-

3

От Руси к России. Особенности формирования единого российского государства (XIII-XVII вв.)

4

2

4

XVIII век. Модернизация и Просвещение. Реформы Петра I. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

4

4

5

Основные тенденции развития в XIX в. От попыток реформ к охранительной политике самодержавия. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.

4

2

6

Российская империя в начале ХХ в. Роль ХХ столетия в мировой истории. Реформы и революция.

4

2

7

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия.

4

2

8

СССР накануне и в период II мировой войны. Великая Отечественная война.

2

-

9

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

4

2

10

Россия на пути радикальной социально-политической модернизации. Заключение к курсу.

4

4

Итого:

36

18

  1. Содержание курса лекционных занятий

Лекция № 1. Введение. Теория и методология исторической науки. (2 часа)

Предмет истории. Сущность, формы и функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Лекция № 2. Эволюция восточнославянской государственности в IX-XIII вв. (2 часа)

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама.

Лекция № 3. Период расцвета Киевской Руси и начало раздробленности земель. (2 часа)

Эпоха Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Особенности социально-экономического и политического строя. Причины раздробленности и формирования отдельных земель-княжеств.

Лекция № 4. Борьба с иноземными захватчиками с Запада и Востока. Централизация земель. Возвышение Москвы. (2 часа)

Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Последствия монголо-татарского ига для Руси. Средневековые государства Европы и Азии. Экспансия в Западную и Северо-Западную Русь. Причины возвышения Москвы. Роль Ивана II в становлении Московского государства.

Лекция № 5. Формирование единого российского государства. (2 часа)

Истоки самодержавия и деспотизма на Руси. Опричнина и ее последствия. Смутное время. Правление первых Романовых. Формирование сословной системы организации общества.

Лекция № 6. XVIII век. Модернизация и Просвещение. (2 часа)

Особенности осуществления реформ Петра I и их место в истории России. Реформы Петра I в сфере экономики, управления и культуры. Борьба за наследство Петра I. «Эпоха дворцовых переворотов».

Лекция № 7. Россия второй половины XVIII в. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. (2 часа)

Социально-правовая программа Екатерины II. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Этапы закрепощения крестьян.

Лекция № 8. Основные тенденции развития в XIX в. От попыток реформ к охранительной политике самодержавия. (2 часа)

Мануфактурно-промышленное производство. Реформы и реформаторы в России ХГХ в. От преобразований Александра I к охранительной политике Николая I. Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. и контрреформы Александра III. Политика С.Ю. Витте. Становление индустриального общества в России: общее и особенное.

Лекция № 9. Общественно-политическая мысль и особенности общественного движения в России XIX в. (2 часа)

Причины и движущие силы различных общественных движений в России. Декабристы. Западничество и славянофильство. Эволюция пореформенного либерализма. Революционные демократы. Народничество: основные направления, идеология, тактика. Распространение идей марксизма. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру. Проблема экономического роста и модернизации. Социальная трансформация общества.

Лекция № 10. Россия в начале XX века. (2 часа)

Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале ХХ в. Политические партии России: генезис, классификация, программа, тактика. Первая русская революция. Начало парламентаризма. Глобализация общественных процессов. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократия и авторитаризма.

Лекция № 11. 1917 год в судьбе России (2 часа)

Февральская революция 1917 года, развитие событий летом и осенью. Приход к власти большевиков. Историография о революции. Гражданская война и интервенция. Первые преобразования большевиков в политической, социально-экономической и культурной сферах. От «военного коммунизма» к НЭПу. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР, советская модель национально-государственного устройства.

Лекция №12. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. (4 часа)

Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Форсированное строительство социализма. Индустриализация и коллективизация. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. Внешняя политика. Культурная жизнь страны.

Лекция № 13. СССР в годы II мировой войны. (2 часа)

Вторая мировая война, ее причины, характер. Великая Отечественная война, ее итоги и уроки. Международные конференции.

Лекция № 14. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. (4 часа)

особенности восстановления экономики. Апогей сталинизма. Перемены в руководстве. Культурная жизнь страны. Начало холодной войны. реформаторские поиски в период «оттепели». НТР и ее влияние на ход общественного развития. Пределы экономических реформ 1965 г. Противоречивость общественного, экономического и культурного развития СССР в середине 1960-1980-х гг.

Лекция № 15. Советский Союз: 1980-е–1991 гг. (2 часа)

Перестройка. Социально-экономические преобразования М.С. Горбачева. Итоги. Гласность. Демократизация страны. Возникновение оппозиции. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. распад СССР и КПСС. Беловежские соглашения.

Лекция 16. Становление новой российской государственности. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. (2 часа)

Трудности осуществления реформ. Октябрьские события 1993 г. Принятие Конституции. Переход к рыночной экономике и его результаты. Реформы политической системы. Политические партии и общественные движения. Проблемы национальных конфликтов. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации на рубеже XX-XXI вв. В.В. Путин и укрепление вертикали власти. Тревоги и надежды общества.

5. Учебно-методические материалы

Основная литература:

  1. Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю. – М.: Аспект-пресс, 2002; История России. 1917-2004. – М.: Аспект-Пресс, 2005.

  2. Бушуев СВ., Миронов Г.Н. История государства Российского: Историко-библиогр. очерки. В 3 кн. - М.: Кн. палата, 1995.

  3. История Отечества: учеб. пособие. Отв. ред. В.Н. Шевелев. – Р-на-Д: Феникс, 2002.

  4. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-XX вв. В 2 кн./Сост. С.В. Мироненко. – М.: Политиздат, 1991.

  5. История России с древнейших времен.../А.Н. Сахаров. В 2 т. - М.: Изд-во АСТ, 2005.

  6. История России IX-XX вв. Под ред. А.Ю. Дворниченко. – М.: Гардарика, 2000.

  7. История России/А.С. Орлов и др. – М.: Проспект, 2004.

  8. История России/Отв. ред. Л.И. Семеникова. – М.: Университет, 2004.

  9. История России/Под ред. А.Н. Зуева. – М.: Высшая школа, 2001.

  10. История государства Российского: хрестоматия в 10 кн.//Сост. Г.Е. Миронов. – М. Кн. палата, 2002.

  11. Карамзин Н.М. История государства Российского (любое издание).

  12. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. 3 кн. (любое издание).

  13. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей (любое издание).

  14. Кушнир А.Г. История русского государства в документах, материалах и комментариях. Учеб. пособие. Т. 2. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1999.

  15. Политическая история России: Хрестоматия. В 2 ч./Сост. В.Н. Коваленко. - М.: АО «Аспект-Пресс», 1995.

  16. Павленко Н.И. История России с древнейших времен. – М.: Высшая школа, 2006.

  17. Соловьев С.М. История России с древнейших времен (любое издание).

  18. Хрестоматия по истории России: В 4 тт./Сост. В. Бабич. - М.: МИРОС,



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине (60)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Методика внеклассной работы по биологии» предназначена для студентов 4 курса ОДО по специальности 05010265 – «Биология» и относится к блоку ОПД.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «государственное регулирование экономики»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Государственное регулирование» подготовлен в соответствии требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования российской Федерации по специальности
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «теория и методика обучения биологии» специальности «050102 65 – биология»

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и методика обучения биологии» позволяет студенту сформировать комплекс знаний, охватывающих теоретическую и практическую подготовку учителя биологии и развивающих способность к выполнению профессиональных задач.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине « основы рекламного дела»

    Учебно-методический комплекс
    коммуникаций. Цели и общие требования к рекламе. Функции рекламы. Реклама и общество. Рекламный процесс, его принципиальная схема, участники, составляющие, их взаимодействие.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «экообразование» методические указания студенту по изучению дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Экообразование» предназначена для студентов 5 курса по специальности 05010265 – «Биология» и относится к блоку «Национально-региональный (вузовский) компонент», изучается в 10 семестре.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине (4)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 220100 «Вычислительные машины,
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине (15)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сравнительная анатомия животных» – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплин

Другие похожие документы..