Главная > Методические рекомендации


Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«Кабардино-Балкарский государственный

университет им. Х.М. Бербекова»

Кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии,

общественного здоровья и здравоохранения»

К.м.н. Тхабисимова И.К., к.м.н. Сабанчиева Л.А.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ

И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Учебно-методический комплекс

Для студентов специальности

060101

«Лечебное дело»

Нальчик 2009

УДК 61

ББК 5

Рецензенты:Гурциев О.Н., заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «СОГМА» Росздрава, д.м.н., профессор;

Бейтуганов Б.А., заведующий кафедрой факультетской терапии медицинского факультета КБГУ, к.м.н., доцент.

К.м.н. Тхабисимова И.К., к.м.н. Сабанчиева Л.А.

Общественное здоровье и здравоохранение: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060101 «Лечебное дело»). – Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.- 286с.

Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» преподается на 4-6 курсах для студентов специальности «Лечебное дело». В учебно-методическом комплексе представлена рабочая программа, задания для СРС, тестовые задания, ситуационные задачи, презентации лекций, учебно-методические указания, программные вопросы для подготовки к зачету и экзамену.

«Согласовано» _____________ декан медицинского факультета КБГУ

Захохов Р.М.

«Согласовано» _____________ председатель УМК факультета КБГУ

Уметов М.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационно-методический раздел 4

1.1. Цель, задачи и место дисциплины в образовательной программе .4

1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы .. 8

1.3. Учебно-тематический план …9

2. Программа дисциплины ..22

2.1. Темы лекций ..23

2.2. Темы лабораторных занятий ..28

3. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению ..43

4. Используемые инновационные методы в процессе преподавания ..47

5. Методические рекомендации по изучению дисциплины ..47

6. Формы промежуточного и итогового контроля (экзамен, зачет) и требования при их проведении 49

6.1. Структура рейтинга (текущий и рубежный контроль) ..49

6.2. Формы итоговой аттестации ..54

6.3. Перечень контрольных вопросов ..55

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 72

7.1. Рекомендуемая основная литература ..72

7.2. Рекомендуемая дополнительная литература ..73

7.3. Рекомендуемые сайты ..74

8. Приложения ..75

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Цель дисциплины “Общественное здоровье и здравоохранение”- дать знания, умения и навыки, необходимые будущему врачу для работы в сфере общественного здоровья по основополагающим вопросам:

  • общественное здоровье и факторы его определяющие;

  • системы, обеспечивающие сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения;

  • организационно-медицинские технологии;

  • управление здравоохранением;

  • тенденции развития здравоохранения в мире.

Задачи дисциплины - научить студентов:

    • исследованию состояния здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и реабилитации;

    • организации медицинской и медико-профилактической помощи населению;

    • основам экономики, маркетинга, планирования и финансирования, менеджмента, инновационных процессов в здравоохранении, правовых и этических аспектов медицинской деятельности;

    • повышение роли врачей муниципального уровня.

Место дисциплины в образовательной программе

Преподавание дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» базируется на знаниях, полученных на предшествующих теоретических и клинических кафедрах, предусматривает преемственность преподавания этой дисциплины с гигиеническими, медико-биологическими и последующими клиническими дисциплинами. В связи с этим реализация задачи по интеграции преподавания общественного здоровья и здравоохранения с другими медико-профилактическими и с клиническими дисциплинами студентам 4-5-6 курсов специальности “Лечебное дело” приобретает особую актуальность в настоящее время в связи с изменением подходов, оценочных критериев и критического осмысления системы здравоохранения в стране.

Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных факторов и условий внешней среды (как оздоравливающее, так и неблагоприятное) на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению и совершенствованию медицинского обслуживания.

В отличие от различных клинических дисциплин, общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельно взятых индивидуумов, а коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни.

При прохождении курса общественного здоровья и здравоохранения, студенты познают всю систему государственных, общественных и других мероприятий, направленных на обеспечение населения высококвалифицированной медицинской помощью, предупреждение заболеваемости населения, сохранение работоспособности и долголетия человека.

Одной из главных задач дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» является воспитание у будущих врачей организационных навыков. Изучение общественного здоровья и здравоохранения преследует и еще одну чрезвычайно важную для будущего врача цель – дать возможность найти себя в новых социально-экономических условиях. Медицина все активнее выходит за рамки чисто лечебной деятельности и становится отраслью бизнеса, в котором врач не может преуспеть без знания социально-экономических законов, даже если он “лекарь от бога”.

Чтение лекций и проведение лабораторного практикума осуществляется в соответствии с планом; методика их проведения соответствует роли и содержанию дисциплины. В процессе прохождения практического курса осуществляется текущий, промежуточный и заключительный контроль знаний студентов, решаются задачи по утвержденной программе в рамках рейтинговой системы.

По завершении курса “Общественное здоровье и здравоохранение” студенты должны:

ЗНАТЬ:

  • основные системы здравоохранения, существующие в мире (государственную, страховую, частную);

  • основы медицинской статистики;

  • основные разделы медицинской демографии и современную демографическую ситуацию в регионе, стране и мире;

  • методику исследования здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и восстановления;

  • методики, позволяющие выявлять влияние факторов окружающей среды на здоровье населения или отдельных его групп;

  • вопросы организации лечебно-профилактической помощи городскому и сельскому населению

  • функциональные, профессиональные обязанности участкового терапевта, врача-ординатора в стационаре, заведующего отделением;

  • основные учетно-оперативные и отчетные формы документации медицинских учреждений;

  • вопросы организации экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности.

  • основные принципы отечественного и зарубежного здравоохранения;

  • основные законы экономики и методы управления в ЛПУ любой формы собственности;

  • основы маркетинга и его применение в здравоохранении;

  • вопросы планирования и финансирования здравоохранения в современных условиях;

  • основные инновационные процессы в здравоохранении;

  • правовые и этические аспекты медицинской деятельности.

УМЕТЬ:

  • анализировать здоровье населения и состояние здравоохранения;

  • проводить экспертизу временной нетрудоспособности и стойкой нетрудоспособности, определять сроки выдачи больничного листа в различных ситуациях, определять группу инвалидности;

  • применять современные методы управления в условиях государственного, муниципального или частного ЛПУ, т.е. организовать работу отдельного ЛПУ.

  • использовать гигиеническое обучение и воспитание населения в интересах формирования здорового образа жизни, сохранения, укрепления здоровья и профилактики заболеваний;

  • использовать информацию о здоровье населения и деятельности лечебно-профилактических учреждений для предложения мероприятий по повышению качества и эффективности медицинской и медико-профилактической помощи.

ВЛАДЕТЬ:

  • методикой проведения выборочного медико-социального исследования: сбора, статистической обработки и анализа информации о здоровье населения или отдельных его групп;

  • методикой вычисления и анализа общих и специальных санитарно-демографических показателей;

  • методикой анализа деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных ЛПУ на основе расчета показателей их деятельности;

  • методикой расчета и оценки показателей деятельности учреждений по охране материнства и детства;

  • методикой анализа эффективности использования коечного фонда;

  • методикой оценки качества амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.

  • методикой расчета цены на медицинскую услугу;

  • современными методами обработки медицинской документации с применением компьютерных программ.

1.2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды занятий

8-й семестр

9-й семестр

11-й семестр

Кредиты за год

лекции

6

4

10

1,0

лабораторные занятия

24

19

24

2,0

СРС

15

12

16

1,0

форма итогового контроля

­­­­–––

экзамен

зачет

1,5

всего часов

45

35

50

5,5

1.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы (раздела)

Всего часов

Аудиторные занятия, в т.ч.

СРС

Л

ЛЗ

Основы медицинской статистики

21

–––

16

5

Здоровье населения и методы его изучения. Медико-социальные аспекты демографии

10

4

4

2

Заболеваемость населения. Методы изучения

8

2

4

2

Организация

амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи городскому и сельскому населению

26

4

12

10

Экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности в здравоохранении

6

–––

4

2

Организационно-правовые аспекты отечественной и зарубежных систем здравоохранения

6

–––

–––

6

Социально-значимые заболевания, организация медико-социальной помощи

4

–––

3

–––

Экономика и финансирование здравоохранения на современном этапе

12

2

10

___

Менеджмент и маркетинг в здравоохранении

15

4

9

2

Реформа здравоохранения. Медицинское страхование в РФ. Системы ОМС и ДМС

11

4

5

2

1.3.1. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ПО ТЕМАМ

п/п

Наименова-ние темы

Содержание самостоятель-ной работы, часы

Форма контроля

Методическое обеспечение

1.

Правовые основы и принципы охраны здоровья граждан РФ

работа с учебной литературой,

2 ч.

устный опрос, тестирование

  • Федеральный закон РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».- М., 1993.

  • Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ (Постановление Правительства РФ № 1387 от 5 ноября 1997г.).

  • Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в КБР (декабрь 1997г.).

2.

Сравнительная характеристика различных систем здравоохранения в мире

работа с учебной литературой, подготовка выступлений,

2 ч.

устный опрос, оценка выступлений, тестирование

  • Решетников А.В. Экономика здравоохранения. – М., «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

  • Федеральный закон РФ “ О медицинском страховании граждан в РФ” (с дополнениями).- 1991, 1993.

  • Шомахов А.О., Жугова Т.Ч., Бадзиева А.Ю. Медицинское страхование. Методические рекомендации.- Нальчик.- 2001, 42 с.

3.

ВОЗ. Структура и задачи, основные направления деятельности

работа с учебной литературой, просмотр демонстрацион-ных слайдов,

2 ч.

устный опрос, тестирование

  • Задачи по достижению здоровья для всех. – ВОЗ, Европейское бюро, Копенгаген, 2001.

  • Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. – М., «ГЭОТАР-МЕД», 2002.

  • Решетников А.В. Экономика здравоохранения. – М., «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

4.

Показатели физического развития населения, их значение при оценке общественного здоровья. ЗОЖ.

работа с учебной литературой, подготовка выступлений,

2 ч.

устный опрос, оценка выступлений, тестирование

  • Медик В.А. Заболеваемость населения: история, современное состояние и методология изучения. – М, «Медицина», 2003.

  • Шкарин В.В., Величковский Б.Т., Позднякова М.А. Социальный стресс и медико-демографический кризис в России. – Нижний Новгород, «НГМА», 2006.

5.

Организация и основные этапы статистического исследования.

работа с учебной литературой, решение ситуационных задач, 3 ч.

устный опрос, разбор и оценка задач, тестирование

  • Зайцев В.М., Лифляндский В.Г. Прикладная медицинская статистика. – СПб., 2000.

  • Косаговская И.И., Сырцова Л.Е., Бекина Г.В. Основы медицинской статистики (методическое пособие для студентов).- М., 1995.

6.

Оценка достоверности результатов выборочного статистического исследования

работа с учебной литературой, решение ситуационных задач, 2 ч.

устный опрос, разбор и оценка задач, тестирование

  • Зайцев В.М., Лифляндский В.Г. Прикладная медицинская статистика. – СПб., 2000.

  • Косаговская И.И., Сырцова Л.Е., Бекина Г.В. Основы медицинской статистики (методическое пособие для студентов).- М., 1995.

  • Боровиков В. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере. – СПб, «Питер», 2001.

7.

Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения

работа с учебной литературой, просмотр демонстрационных слайдов,

2 ч.

устный опрос, тестирование

  • Приказ МЗиСР РФ от 7.10.2005 №627 «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения

8.

Основные направления государственной политики в сфере здравоохранения

работа с учебной литературой, подготовка выступлений,

2 ч.

устный опрос, оценка выступлений, тестирование

  • Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощью (Постановление Правительства РФ от 24.07.2001 №550).

  • Стародубов В.И., Михайлова Ю.В., Коротков Ю.А. Врач первичного звена в условиях реформирования системы здравоохранения. – М., 2002.

9.

Диспансеризация, цели, задачи, основные этапы. Диспансерные группы. Показатели качества и эффективности диспансеризации.

работа с учебной литературой, учетно-отчетной документацией ЛПУ, 2 ч.

устный опрос, оценка правильности заполнения форм учета и отчетности ЛПУ, тестирование

  • Саркисян А.Г., Пиддэ А.Л., Злодеева Е.Б. Приоритетный национальный проект «Здоровье»: мнения и оценки врачебного сообщества. – М., «Веретея», 2006.

  • Шабров А.В., Маймулов В.Г. Руководство по профилактической деятельности врача общей практики (семейного врача).- С.-Пб., 1997.

10.

Развитие стационарной помощи в условиях реформирования здравоохранения Альтернативные формы стационарной помощи.

работа с учебной литературой, подготовка выступлений, 2 ч.

устный опрос, оценка выступлений, тестирование

  • Кучеренко В.З., Вялков А.И., Денисов И.Н. и др. Организация и анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений в условиях обязательного медицинского страхования. -М., 1999.

  • Хальфин Р.А., Какорина Е.П., Михайлова Л.А. Статистический учет и отчетность учреждений здравоохранения. – М, «МЦФЭР», 2005.

  • Кучеренко В.З., Вялков А.И., Таранов А.М. и др. Основы стандартизации в здравоохранении в условиях обязательного медицинского страхования.- М., 2000.

11.

Особенности организации лечебно-профилактической помощи сельскому населению

работа с учебной литературой, заполнение основных форм учета и отчетности ЦРБ, 2 ч.

устный опрос, оценка правильности заполнения учетно-отчетных форм ЦРБ

  • Стародубов В.И., Михайлова Ю.В., Коротков Ю.А. Врач первичного звена в условиях реформирования системы здравоохранения. – М., 2002.

  • Трешутин В.А., Щепин В.О. Региональная система мониторинга здоровья населения и эффективность здравоохранения. – М., 2001.

12.

Новый хозяйственный механизм (НХМ) в здравоохранении, основные направления.

Деятельность ЛПУ в условиях НХМ

работа с учебной литературой, подготовка выступлений,

2 ч.

устный опрос, оценка выступлений, тестирование

  • Кучеренко В.З. Экономика и инновационные процессы в здравоохранении (учебное пособие).- М., 1994.

  • Методические разработки для студентов / О.Н. Гурциев, З.Р.Аликова, А.Н. Довгалис, – Владикавказ, 2006.

13.

Основные подходы к приватизации медицинских учреждений.

Способы приватизации

работа с учебной литературой, подготовка выступлений,

2 ч.

устный опрос, оценка выступлений, тестирование

  • Методические разработки для студентов / О.Н. Гурциев, З.Р.Аликова, А.Н. Довгалис, – Владикавказ, 2006.

  • Решетников А.В. Экономика здравоохранения. – М., «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

14.

Основные виды предпринимательской деятельности в здравоохранении

работа с учебной литературой, подготовка выступлений,

2 ч.

устный опрос, оценка выступлений, тестирование

  • Вялков А.И., Райзберг Б.А., Шиленко Ю.В. Управление и экономика здравоохранения. – М., «ГЭОТАР-МЕД», 2002.

  • Решетников А.В. Экономика здравоохранения. – М., «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

15.

Финансирование системы обязательного медицинского страхования в РФ

работа с учебной литературой, подготовка выступлений, решение ситуационных задач,

3 ч.

устный опрос, разбор и оценка задач, оценка выступлений, тестирование

  • Кучеренко В.З., Гришин В.В., Сесенов В.Ю. и соавт. Финансирование здравоохранения в условиях медицинского страхования (учебное пособие).- М., 1998.

  • Кучеренко В.З., Вялков А.И., Денисов И.Н. и др. Организация и анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений в условиях обязательного медицинского страхования. -М., 1999.

  • Лисицын Ю.П., Полунина Н.В. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник.– М.: Медицина, 2002. – 416 с.

  • Шомахов А.О., Жугова Т.Ч., Бадзиева А.Ю. Медицинское страхование. Методические рекомендации.- Нальчик.- 2001, 42 с.

16.

Основные направления приоритетного национального проекта «Здоровье».

работа с учебной литературой, подготовка выступлений, просмотр демонстрацион-ных слайдов,

3 ч.

устный опрос, оценка выступлений, тестирование

  • Саркисян А.Г., Пиддэ А.Л., Злодеева Е.Б. Приоритетный национальный проект «Здоровье»: мнения и оценки врачебного сообщества. – М., «Веретея», 2006.

1.3.2. СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

п/п

Наимено-вание тем

Контроли-руемая СРС, часы

Форма контроля

Методическое обеспечение

1.

Международная классификация болезней и причин смерти X пересмотра (МКБ-X).

работа с учебной литературой, решение ситуационных задач, 2 часа

устный опрос /разбор и оценка задач

  • Международная статисти-ческая класссификация болезней и проблем, связанных со здоровьем: Десятый пересмотр. – Т. 1-3. – Женева, 1995.

  • Руководство по переходу системы здравоохранения к работе с международной классификациией болезней 10-го пересмотра. – М., 1999.

2.

Реструктуризация медико-социальной экспертной службы. Новые критерии установления инвалидности.

работа с учебной литературой, документацией МСЭ, решение ситуационных задач, просмотр демонстрационных слайдов, 2 часа

устный опрос/ проверка правильности заполнения документации /разбор и оценка задач

  • Методические разработки для студентов

  • Мелешко В.П., Мхитаров О.Г., Петухов О.Г и др. Экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности (учебно-методическая разработка для студентов).- М., 1996.

3.

Контроль качества в здравоохранении

работа с учебной литературой, решение ситуационных задач, 2 часа

устный опрос /разбор и оценка задач

  • Общественное здоровье и здравоохранение: Учебн. для студ. / Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 528 с.

  • Лисицын Ю.П., Полунина Н.В. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник.– М.: Медицина, 2002. – 416 с.

4.

Роль международных медицинских организаций в развитии здравоохранения

работа с учебной литературой, решение ситуационных задач, 2 часа

устный опрос /разбор и оценка задач

  • Общественное здоровье и здравоохранение: Учебн. для студ. / Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 528 с.

  • Лисицын Ю.П., Полунина Н.В. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник.– М.: Медицина, 2002. – 416 с.

2. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ

№ п/п

Тема лекции

Рассматриваемые вопросы, количество часов

Исполь-зуемые иллюс-трации

1.

Здоровье населения и методы его изучения. Медико-социальные аспекты демографии (часть 1)

  • Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания.

  • Показатели здоровья населения. Факторы, влияющие на здоровье населения.

  • Демография, понятие, основные разделы.

  • Статика населения.

  • Переписи населения.

Количество часов -2.

power point презентация

16 слайдов

2.

Здоровье населения и методы его изучения. Медико-социальные аспекты демографии (часть 2)

  • Динамика населения: общие и специальные показатели.

  • Естественное движение населения.

  • Механическое движение населения

  • СППЖ как показатель состояния здоровья населения.

  • Младенческая смертность.

  • Перинатальная смертность

Количество часов -2.

power point презентация

24 слайда

3.

Заболеваемость населения. Методы изучения.

  • Показатели заболеваемости населения.

  • Методы изучения заболеваемости населения, их сравнительная оценка.

  • Изучение заболеваемости населения по данным обращаемости.

  • Изучение заболеваемости населения по данным медицинских осмотров.

  • Изучение заболеваемости населения по данным анализа причин смерти.

  • Международная классификация болезней 10-го пересмотра.

  • Показатели физического развития населения.

Количество часов -2.

power point презентация

18 слайдов

4.

Охрана материнства и детства

  • Система учреждений по охране материнства и детства

  • Женская консультация, структура и организация работы.

  • Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи.

  • Детская поликлиника, структура и организация работы.

  • Организация стационарной помощи детям.

Количество часов -2.

power point презентация

21 слайд

5.

Организация амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи городскому и сельскому населению

  • Основные направления государственной политики в сфере ЗДО.

  • Поликлиника, типы и категории, структура и основные задачи. Штатные нормативы и нормы нагрузки врача в поликлинике.

  • Развитие стационарной помощи в условиях реформирования здравоохранения. Альтернативные формы стационарной помощи.

  • Особенности организации лечебно-профилактической помощи сельскому населению.

  • Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений ЗДО.

Количество часов -2.

power point презентация

23 слайда

6.

Менеджмент в здравоохранении

  • Механизмы, стили, методы управления.

  • Власть и ответственность.

  • Уровни системы управления и связанные с ними функции.

  • Управленческий цикл.

Количество часов -2.

power point презентация

20 слайдов

7.

Формы собственности, новый хозяйственный механизм в здравоохранении.

  • Новый хозяйственный механизм (НХМ) в здравоохранении, основные направления.

  • Деятельность ЛПУ в условиях НХМ.

  • Источники финансирования в условиях НХМ.

  • Четыре модели хозрасчета.

Количество часов -2.

power point презентация

17 слайдов

8.

Приватизация и предпринимательство в здравоохранении

  • Приватизация в здравоохранении, основные принципы.

  • Основные подходы к приватизации медицинских учреждений.

  • Основные способы приватизации.

Количество часов -2.

power point презентация

21 слайд

9.

Медицинское страхование в Российской Федерации

  • Сравнительный анализ основных отличительных особенностей обязательного и добровольного медицинского страхования.

  • Правовые основы для введения медицинского страхования в России.

  • Ряд нормативных документов, необходимых для введения медицинского страхования.

  • Страхователь. Права предприятия-страхователя, участвующего в добровольном медицинском страховании.

  • Страховщик. Фонды ОМС.

  • Права и обязанности страховых медицинских организа­ций.

  • Права граждан России и иностранных граждан в системе медицинского страхования.

Количество часов -2.

power point презентация

24 слайда

10.

Реформа здравоохранения. Приоритетный национальный проект «Здоровье».

  • Основные направления приоритетного национального проекта «Здоровье».

  • Родовые сертификаты. Материнский капитал.

  • Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью в рамках реализации проекта «Здоровье».

  • Профилактика заболеваний: иммунизация, диспансеризация, обследование новорожденных в рамках реализации проекта «Здоровье».

  • Долгосрочные социально-экономические результаты национального проекта «Здоровье» при условии успешной реализации.

Количество часов -2.

power point презентация

22 слайда

2.2. ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

п/п

Тема лабораторного занятия, количество часов

Лабора-торный практикум

Компетенции

1.

Медицинская статистика, разделы, задачи. Применение статистических методов в социально-гигиенических и клинических исследованиях. Расчет относительных величин, их графические изображения и интерпретация.

Количество часов - 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы, ситуацион-ные задачи

Знать:

  • определение, основные разделы и задачи медицинской статистики;

  • классификацию учетных признаков;

  • групповые свойства статистической совокупности;

  • требования, предъявляемые к выборочной совокупности;

  • виды статистических величин, используемых в здравоохранении;

  • виды графических изображений, применяемых в медицинской статистике;

  • правила построения графиков.

Уметь:

  • определять объект и единицу статисследования;

  • выделять учетные признаки статистической совокупности;

  • выбирать из генеральной совокупности выборочную;

Владеть:

  • методикой расчета и интерпретации интенсивных и экстенсивных показателей;

  • методикой расчета и анализа показателей наглядности и соотношения;

  • графическим методом изображения относительных показателей.

2.

Средние величины, вариационные ряды, критерии разнообразия. Применение средних величин для оценки состояния здоровья населения. Расчет средних величин и оценка достоверности результатов исследования.

Количество часов - 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы, ситуацион-ные задачи

Знать:

  • определение и виды вариационных рядов;

  • виды средних величин и их значение в медицине;

  • основные свойства средней арифметической;

  • критерии разнообразия признака в совокупности;

  • способы расчета и значение среднего квадратического отклонения;

  • правило трех сигм;

  • методы оценки достоверности результатов выборочного статисследования;

Уметь:

  • рассчитывать среднюю арифметическую по способу моментов;

  • рассчитывать среднюю арифметическую в интервальном вариационном ряду;

  • определять репрезентативность выборочной совокупности;

  • определять вероятность безошибочного прогноза при выборочном статисследовании;

  • методикой определения достоверности разницы сравниваемых групп по критерию хи-квадрат.

Владеть:

  • методикой построения простого и сгруппированного вариационного ряда;

  • среднеарифметическим способом расчета средней арифметической величины;

  • методикой расчета и интерпретации среднего квадратического отклонения по среднеарифметическому способу;

  • методикой расчета и анализа коэффициента вариации;

  • методикой расчета средних ошибок средних и относительных величин;

  • методикой определения доверительных границ средних и относительных величин;

  • методикой определения достоверности разницы относительных и средних величин по критерию Стьюдента.

3.

Корреляционная связь. Измерение корреляционной связи. Коэффициент корреляции методы расчета, оценка достоверности. Стандартизация, сущность, методы. Вычисление и оценка стандартизованных показателей прямым методом стандартизации. Значение и применение этого метода в биологии и медицине.

Количество часов – 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы, ситуацион-ные задачи

Знать:

  • виды связи между явлениями и признаками в медицине;

  • методы расчета и оценки достоверности коэффициента корреляции;

  • сущность и методы стандартизации показателей;

  • этапы прямого метода стандартизации.

Уметь:

  • рассчитывать коэффициент ранговой корреляции и оценивать его достоверность;

  • рассчитывать стандартизованные показатели обратным и косвенным методами.

Владеть:

  • методикой расчета и оценки достоверности коэффициента корреляции по методу Спирмена;

  • прямым методом стандартизации показателей.

4.

Динамические ряды, виды, показатели, методы выравнивания. Организация статистического исследования, этапы.

Количество часов – 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы, ситуацион-ные задачи

Знать:

  • определение и виды динамического ряда;

  • методы выравнивания динамического ряда;

  • основные этапы статистического исследования;

  • методы выборки;

  • методы сбора материала;

  • виды группировок признака;

  • виды статистических таблиц и правила их построения;

Уметь:

  • строить и выравнивать динамические ряды;

  • рассчитывать объем выборочной совокупности;

  • составлять план и программу медико-социального исследования;

Владеть:

  • методикой расчета, анализа и графического изображения показателей динамического ряда;

  • методикой построения простых, сложных и комбинационных таблиц.

5.

Показатели здоровья населения. Демография, основные разделы. Расчет и анализ основных санитарно-демографических показателей.

Количество часов – 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы, ситуацион-ные задачи

Знать:

  • показатели здоровья населения;

  • факторы, влияющие на здоровье населения;

  • понятие и основные разделы демографии;

  • методику и основные требования к проведению переписей населения;

  • основные элементы статики населения;

  • виды динамики населения;

  • механическое движение населения и виды миграции;

  • общие и специальные показатели естественного движения населения, их оценочные уровни;

  • динамику показателей ЕДН в РФ и КБР;

  • структуру причин младенческой и перинатальной смертности, их динамику в РФ и КБР

Уметь:

  • определять возрастной тип населения;

  • рассчитывать показатели механического движения населения;

  • определять СППЖ.

Владеть:

  • методикой расчета и интерпретации основных санитарно-демографических показателей.

6.

Заболеваемость населения. Расчет показателей, оценка, значение в планировании деятельности ЛПУ.

Количество часов – 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы,

учетно-отчетная документа-ция ЛПУ, ситуацион-ные задачи

Знать:

  • методы и источники изучения заболеваемости;

  • определение понятий «первичная заболеваемость», «общая заболеваемость», «патологическая пораженность»;

  • основные формы учета и отчетности, используемые для изучения заболеваемости.

Уметь:

  • дать сравнительную оценку методам изучения заболеваемости и выбрать наиболее подходящей для соответствующей цели исследования.

Владеть:

  • методикой расчета и оценки в динамике показателей первичной и общей заболеваемости;

  • методикой определения и анализа структуры первичной и общей заболеваемости.

7.

ПМСП. Роль поликлиники в системе ПМСП. Организация

амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи городскому и сельскому населению. Анализ деятельности ЛПУ на основе учетно-оперативной и отчетной документации ЦРБ.

Количество часов – 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы,

учетно-отчетная документа-ция ЦРБ

Знать:

  • принципы организации амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи различным группам населения.

  • структуру и основные задачи городской, центральной районной, республиканской больницы;

  • типы и категории поликлиники;

  • структуру и основные задачи поликлиники;

  • нормы нагрузки врача в поликлинике;

  • учетно-отчетную документацию и основные показатели деятельности поликлиники и стационара.

Уметь:

  • рассчитывать штатные нормативы поликлиники;

  • оценивать качество и эффективность стационарной помощи;

  • оценивать эффективность использования коечного фонда.

Владеть:

  • методикой вычисления и анализа основных показателей деятельности ЦРБ.

8.

Охрана материнства. Вычисление и анализ основных показателей деятельности женской консультации и родильного отделения.

Количество часов – 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы,

учетно-отчетная документа-ция ЦРБ

Знать:

  • структуру и принципы организации работы женской консультации и родильного стационара (отделения);

  • основные разделы работы участкового акушера-гинеколога;

  • показатели деятельности и учетно-отчетную документацию женской консультации и родильного стационара.

Уметь:

  • оценивать качество и эффективность акушерско-гинекологической помощи в женской консультации и родильном стационаре;

  • оценивать эффективность использования коечного фонда в родильном и гинекологическом отделениях.

Владеть:

  • методикой вычисления и интерпретации показателей деятельности женской консультации и родильного отделения (стационара) ЦРБ.

9.

Охрана детства. Вычисление и анализ основных показателей деятельности учреждений охраны детства (детская поликлиника и стационар).

Количество часов – 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы,

учетно-отчетная документа-ция ЦРБ

Знать:

  • структуру и особенности организации работы детской поликлиники;

  • принципы организации медицинского обслуживания детей первого года жизни;

  • особенности организации стационарной помощи детям;

  • показатели деятельности и учетно-отчетную документацию детской поликлиники и стационара детской больницы.

Уметь:

  • оценивать качество и эффективность амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи детскому населению;

  • оценивать эффективность использования коечного фонда в стационаре десткой больницы.

Владеть:

  • методикой вычисления и анализа показателей деятельности детской поликлиники и детского отделения (стационара) ЦРБ.

10.

Экспертиза временной нетрудоспособности в здравоохранении (ЭВН). Оформление листков временной нетрудоспособности при различных ситуациях. Медико-социальная экспертиза (МСЭ).

Количество часов – 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы,

листки нетрудоспособности, ситуацион-ные задачи

Знать:

  • организацию и проведение экспертизы временной нетрудоспособности (ЭВН) в соответствии с приказом МЗ МП РФ №5 от 13.01.1995г.;

  • уровни ЭВН;

  • организацию работы КЭК ЛПУ.

  • порядок выдачи ЛН при амбулаторно-поликлиническом и стационарном лечении;

  • основные понятия, используемые при проведении МСЭ;

  • медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК): уровни, состав, функции.

  • порядок направления граждан на МСЭ.

  • определение и причины инвалидности;

  • критерии определения групп инвалидности и сроков их переосвидетельствования;

  • определение и виды реабилитации.

Уметь:

  • проводить экспертизу временной нетрудоспособности в конкретных ситуациях в соответствии с основными положениями инструкции о порядке выдачи листков нетрудоспособности (приказ МЗ МП РФ и фонда социального страхования РФ от 19.10.1994г. № 206/21)

  • определять группу инвалидности и срок ее переосвидетельствования.

Владеть:

  • методикой оформления листка нетрудоспособности при заболевании, травме, беременности и родах, уходе за больным членом семьи, карантине, протезировании, санаторно-курортном лечении.

11.

Социально-значимые заболевания. Организация медико-социальной помощи при них.

Количество часов - 3

Слайды, таблицы, Федераль-ная целевая программа

";Предупре-ждение и борьба с социально значимыми заболева-нииями (2007 - 2011 гг.)";

Знать:

  • основные заболевания, относящиеся к группе социально-значимых;

  • эпидемиологическую ситуацию по каждому из этой группы заболеваний в РФ, КБР и за рубежом;

  • принципы организации медико-социальной помощи при социально-значимых заболеваниях.

Уметь:

  • определять действенные меры по профилактике и улучшению эпидситуации по каждому из этих заболеваний на современном этапе.

Владеть:

  • данными по динамике этих заболеваний в РФ и КБР

12.

Управление в системе здравоохранения.

Количество часов – 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы, ситуацион-ные задачи

Знать:

  • управление, определение, цель;

  • менеджмент в здравоохранении;

  • генеральный менеджмент;

  • функциональный менеджмент;

  • основные функции управления экономикой здравоохранения;

  • субъект управления;

  • объект управления;

  • основные особенности управления здравоохранением;

  • технологию управления;

  • принципы управления;

  • власть и ответственность;

  • стили управления;

  • функции управления;

  • уровни системы управления в медицинском учреждении;

  • управленческий цикл и его этапы;

  • требования к управленческому решению;

  • главные функции управления;

  • основные принципы и функции АСУ;

  • основные принципы научной организации труда.

Уметь:

  • применять полученные данные при обучении на профильных кафедрах;

  • применять полученные знания при прохождении производственной практики.

Владеть:

  • основными методами управления в системе здравоохранения;

13.

Экономика здравоохранения. Понятие. Основные категории. Количество часов – 5

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы, ситуацион-ные задачи

Знать:

  • роль здравоохранения в развитии экономики страны;

  • основные причины роста интересов к экономике здравоохранения;

  • обстоятельства обусловившие выделению экономики здравоохранения в самостоятельную науку;

  • экономика здравоохранения, определение, цель;

  • уровни экономических здравоохранения;

  • методы исследования в экономике здравоохранения;

  • медицинскую эффективность;

  • социальную эффективность;

  • экономическую эффективность.

Уметь:

  • определить экономические потери от простоя коек;

  • рассчитать расходы на один койко-день по фактическим данным;

  • рассчитать расходы на один койко-день по расчетным данным;

  • рассчитать разницу между фактической и расчетной стоимостью койко-дня;

  • применять полученные данные при обучении на профильных кафедрах;

  • применять полученные знания при прохождении производственной практики.

Владеть:

  • методикой расчета общего экономического ущерб в связи с заболеваемостью с временной утратой трудоспособности;

  • методикой расчета предотвращенного экономического ущерба;

  • методикой расчета стоимости медицинской помощи;

  • методикой расчета коэффициента экономической эффективности;

14.

Рыночные отношения и маркетинг в здравоохранении. Количество часов – 5

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы, ситуацион-ные задачи

Знать:

  • маркетинг, определение, содержание;

  • виды маркетинга;

  • медицинский маркетинг;

  • маркетинг в здравоохранении;

  • основные элементы маркетинга;

  • медицинская услуга, свойства;

  • медицинская услуга, основные особенности;

  • основные особенности рынка медицинских услуг;

  • концептуальные подходы для веления маркетинговой деятельности;

  • маркетинговая деятельность;

  • рынок;

  • коммерческий и некоммерческий маркетинг, основные различия;

  • виды маркетинга в здравоохранении;

  • этапы управления маркетингом в здравоохранении;

  • сегментация рынка, основные категории;

  • сегментация рынка по основным группам пациентов;

  • комплекс маркетинга и его элементы.

Уметь:

  • применять полученные данные при обучении на профильных кафедрах;

  • применять полученные знания при прохождении производственной практики.

Владеть:

  • методикой расчета цен на медицинские услуги;

15.

Планирование здравоохранения. Количество часов – 5

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы, ситуацион-ные задачи

Знать:

  • определение плана здравоохранения;

  • задачи планирования здравоохранения;

  • основные принципы планирования здравоохранения;

  • виды планирования (по уровню, по фактору времени);

  • методы планирования (аналитический, сравнительный, балансовый, нормативный, экономико-математический);

  • основные нормы здравоохранения;

  • основные нормативы здравоохранения;

  • основные разделы плана здравоохранения;

  • программу государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью;

  • бизнес-план, последовательность составления и структуру;

  • риски: финансово-экономические, социальные и технические.

Уметь:

  • применять полученные знания при обучении на профильных кафедрах;

  • применять полученные знания при прохождении производственной практики;

  • составить план здравоохранения города (число больничных коек, число терапевтических и педиатрических участков, число врачебных должностей, число врачебных посещений);

  • составить план здравоохранения сельского района (число больничных коек, число врачебных должностей, число врачебных посещений).

Владеть:

  • методикой определения потребности врачебных должностей для амбуларно-поликлинической сети;

  • методикой определения потребности населения в стационарной помощи;

16.

Финансирование здравоохранения. Количество часов – 5

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы, ситуацион-ные задачи

Знать:

  • определение финансирования;

  • типы финансирования здравоохранения;

  • источники финансирования здравоохранения;

  • финансирование из бюджетов всех уровней;

  • экономическую классификацию и ее содержание;

  • смету расходов (определение, состав типовой сметы, текущие расходы и их состав);

  • финансирование из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов;

  • стоимость, ценообразование, рентабельность;

  • виды цен (тарифы, бюджетные, рыночные, прейскурантные, розничные, оптовые, договорные и др.);

  • источники финансирования ЛЛУ;

  • виды финансовых ресурсов;

  • кредит;

  • лизинг (виды, механизм лизинговой сделки).

Уметь:

  • применять полученные знания при обучении на профильных кафедрах;

  • применять полученные знания при прохождении производственной практики;

  • составить смету больницы: начисления на заработную плату (статья 2), расходы на питание (статья 9), на приобретение медикаментов (статья 10), на приобретение мягкого инвентаря (статья 14), вычислить удельный вес (в %)
    расходов по основным статьям сметы в общей сумме расходов по больнице и стоимость содержания одной койки в год.

Владеть:

  • методикой вычисления цены единицы продукции;

  • методикой вычисления и анализа рентабельности.

3. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень сибирской медицины bulletin of siberian medicine т ом 4 2005 приложение 1 тезисы докладов v сибирского физиологического съезда

    Тезисы
    ... области Департамент здравоохранения Администрации Томской ... здоровых юношах 18-22 лет – добровольцах (n=73). Исследование носило характер общественного ... МАЛЬЧИКОВ 7-9 ЛЕТ Эштрекова С.Г. Сабанчиева Л.А. Кабардино-Балкарский государственный университет ...
  2. Аннотации ключевые слова литература abstracts key words literature information about the authors (10)

    Литература
    ... общей врачебной практики, геронтологии, общественногоздоровья и здравоохранения медицинского факультета Кабардино-Балкарского государственного ... крови у больных с приобретенным токсоплазмозом Ж.Х. Сабанчиева, Ю.Ф. Архагов ФГБОУ ВПО «Кабардино- ...
  3. Аннотации ключевые слова литература abstracts key words literature information about the authors (13)

    Литература
    ... общей врачебной практики, геронтологии, общественногоздоровья и здравоохранения медицинского факультета Кабардино-Балкарского государственного ... крови у больных с приобретенным токсоплазмозом Ж.Х. Сабанчиева, Ю.Ф. Архагов ФГБОУ ВПО «Кабардино- ...
  4. Социологическое общество им

    Документ
    ... с М.Ч. Кучмезовой и Л.Х. Сабанчиевой) провели массовое анкетирование студентов, ... Общественноездоровье и здрвоохранение / Ю.П. Лисицын. М.: Гэотар Медицина, 2002. 2. Устав Всемирной организации здравоохранения // Всемирная организация здравоохранения ...

Другие похожие документы..