Главная > Документ


Брифинг 1

Вопрос: Вы упомянули о месте курса ";Управление персоналом"; среди других дисциплин согласно классификации Фреда Лютенса. Не могли бы вы сказать несколько слов об ";Организационном развитии";? Спасибо.

Ответ: По сути ";организационное развитие"; - это управление изменениями в организации, тесно связанное с принятием решений. В одной из своих работ Блэк и Маргулис, определяя основные черты ";Организационного развития"; (ОР), сформулировали следующие положения [16]:

- ОР - это планомерные изменения;

- ОР является системным;

- ОР направлено на совершенствование организации;

- ОР нацелено на организационные процессы;

- ОР направлено на разрешение проблем;

- ОР сконцентрировано на человеческих отношениях.

Вопрос: Скажите, а каковы сегодня перспективы развития туристического бизнеса? Спасибо.

Ответ: Всемирная туристическая организация (WTO) в своем докладе сообщила, что в 2000 г. число туристов в мире возросло на 7,4% и составило 698,3 млн человек, причем по предварительным данным WTO доходы от туризма в 2000 г. превысили уровень в 500 млрд долл. США. WTO прогнозирует, что к 2020 г. ежегодно более 1,56 млрд человек будут путешествовать по свету - это зримое, количественное свидетельство грядущего расцвета отрасли туризма и гостеприимства. Причем, что самое интересное, растет тяга к познавательному отдыху. Есть, правда, некоторая опасность в том, что такое стремительное развитие туризма может создать проблемы для популярных исторических мест, в частности Европы, куда стремится попасть большинство путешественников. Тем не менее эту опасность надо не только научиться предвидеть, но и учитывать и, соответственно, развивать, расширять бизнес, предоставлять новые услуги и т.п. Так что перспективы очень заманчивые.

И еще пример. В мае 2001 г. информационные агентства сообщили, что чистая прибыль лидера европейской туристической индустрии - немецкой корпорации Preussag AG - в 2000 г. возросла по сравнению с 1999 г. на 20% и составила рекордные 747 млн евро. Об этом говорилось в пресс-релизе, распространенном компанией. Исполнительный директор Михаель Френцель отметил, что сделан огромный шаг к главной цели - Preussag должна стать самой прибыльной туристической компанией Европы. Он указал, что с приобретением в 2000 г. британской Thomson Travel Group доля европейского туристического рынка, контролируемая Preussag, достигла 70%. М. Френцель заявил, что корпорация намерена расширять свое присутствие на итальянском рынке, для чего она приобрела 10%-ный пакет акций одной из ведущих итальянских туристических компаний - Alpitour, годовой оборот которой составляет около 1 млрд евро. Так что стремительное развитие туристического бизнеса налицо. И последнее. В одном из своих интервью [17] Валерий Квартальнов - ректор Российской международной академии туризма - на вопрос ";Какова емкость отечественного рынка специалистов туристского бизнеса?"; ответил, что для того чтобы создать нормальный цивилизованный туристический рынок России, необходимо 2 миллиона туристических мест занятости, половина из которых приходится на массовые профессии, а вторая половина - это специалисты и руководители. Однако 175 вузов страны, готовящих специалистов туристической отрасли, обеспечивают лишь малую толику, всего лишь 5%. Это крайне мало. Так что те, кому по душе туристический бизнес, те, кто выбрал одну из специальностей в области туризма и гостеприимства, полагаю, сделали правильный стратегический жизненный выбор.

Вопрос: Вы утверждаете, что в XXI в. типичная компания станет меньше и в ней, соответственно, будет работать все меньше и меньше людей. Но ведь все операции не заменишь роботами и компьютерами. Тогда что вы имеете в виду? Спасибо.

Ответ: В последнее время приобретает чрезвычайную перспективность так называемый аутсорсинг (outsourcing). Смысл его заключается в повышении эффективности функционирования компании путем минимизации затрат. Компания сосредотачивает все усилия на решении ключевых стратегических задач своего основного бизнеса, а рутинные вспомогательные операции передает другим предприятиям, заключая с ними субдоговора на выполнение таких работ, как, например, расчет налогов, обеспечение транспортом, проведение бухгалтерских операций, маркетинга и, конечно же, управление персоналом. Таким образом, компания-заказчик привлекает разнообразные компании-исполнители для решения тех или иных задач на постоянной основе, полностью или частично сокращая собственное соответствующее подразделение, в результате уменьшая общую численность персонала. Вот пример. Широко известная международная фармацевтическая компания ICN практически до середины 2001 г. сотрудничала с юридическим бюро депутата Госдумы России Андрея Макарова, которое по договору аутсорсинга выполняло функции ее юридического отдела. А затем компания привлекла для решения юридических вопросов другую юридическую фирму - Coudert Brothers.

Хочу перечислить сейчас десять самых главных причин аутсорсинга, десять самых главных причин передачи функций [18]:

1. Повысить внимание компании к ее основной деятельности.

2. Получить доступ к услугам мирового класса.

3. Ускорить получение положительных результатов от проведения реинжиниринга.

4. Переложить часть риска на другую компанию.

5. Высвободить ресурсы для других целей.

6. Высвободить фонд основного капитала.

7. Обеспечить поступление наличных средств.

8. Сократить эксплуатационные расходы.

9. Получить доступ к ресурсам, которые не доступны внутри самой компании.

10. Взять под контроль текущую ситуацию.

Вопрос: Вы только что упомянули слово ";реинжиниринг";. Можно ли дать определение этому понятию? Спасибо.

Ответ: В последнее десятилетие XX в., приблизительно с 1990 г., в моду вошло очередное новое направление менеджмента, а именно: так называемый реинжиниринг бизнес-процессов или BPR (Business Process Reengineering). Основоположниками нового течения стали Майкл Хаммер и Джеймс Чампи. Они дали следующее определение: ";реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов, чтобы резко, скачкообразно улучшить решающие показатели деятельности компании, такие как стоимость, качество, обслуживание и темпы"; [19]. Кстати, для достижения новых целей компании такой подход с очевидностью предполагает внедрение и всемерное использование современных, наиболее передовых информационных и телекоммуникационных технологий. Смысл реинжиниринга заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей клиента.

Хорошо, скажете вы. Но для этого существует, например, методика тотального управления качеством. Верно. Однако эти две стратегии различны. Они взаимодополняют друг друга. В самом деле, управление качеством - децентрализованная инициатива персонала компании, идущая снизу вверх и ориентированная на постепенное усовершенствование текущих процессов, принимаемых за основу, в то время как реинжиниринг предполагает полное разрушение традиционных организационных границ и замену имеющихся процессов, чтобы добиться резкого улучшения деятельности компании. Причем реинжиниринг всегда инициируется централизованно, сверху вниз.

Конечно, новые процессы, возникающие в результате реинжиниринга, имеют отличительные характеристики. По мнению Валерия Тарасова, кандидата технических наук, доцента Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, к ним относятся: ";1) реинтеграция, или горизонтальное сжатие процесса (т.е. несколько операций объединяются в одну), 2) вертикальное сжатие процесса (т.е. исполнители, которым делегирована часть властных полномочий, принимают самостоятельные решения), 3) совмещение или распараллеливание части ранее последовательных работ, 4) уменьшение проверок и управляющих воздействий, 5) минимизация согласований, 6) преобладание смешанного централизованно-децентрализованного подхода. В результате реинжиниринга происходит переход от функциональных подразделений к автономным междисциплинарным рабочим группам, а сама деятельность становится многоплановой, требуя от персонала инициативы и способности принимать самостоятельные решения. Сокращается работа, выполняемая рядовыми менеджерами, меняется ее характер (от контролирующей к тренерской), и, как следствие, уменьшается число менеджеров, а структура предприятий становится все более плоской. Теперь различные члены организации рассматриваются не как шестеренки некоторого механизма, а как узлы сети, осознающие цели системы и развивающие интеллектуальные взаимодействия с другими узлами сети"; [20].

Ради справедливости должен заметить, что существует и обратная сторона медали. Взамен революционного реинжиниринга известный американский консультант Пол Страссмен предлагает так называемый метод BPI (Business Process Improvement). Рьяные сторонники реинжиниринга обычно пропускают первый и самый важный шаг - поддержку проводимых изменений в компании со стороны ее сотрудников, со стороны тех, кто знает свой бизнес. В то время как реинжиниринг (BPR) делает ставку на внешних консультантов, BPI ставит своей целью мобилизацию сотрудников компании с тем, чтобы найти такие условия, при которых можно будет создавать новые рабочие места, пусть даже взамен ряда сокращаемых [21].

Что выбрать: BPR или BPI? Решать вам!

Вопрос: На занятии вы упомянули гибкость как одну из черт успешности компании. Что вы имели в виду? Спасибо.

Ответ: Действительно, на занятии я перечислил четыре основных фактора успеха компаний в новом тысячелетии, в том числе и гибкость. Под гибкостью следует понимать приспособляемость компании к изменяющимся условиям среды. Это адаптивная гибкость. Однако гибкостью можно считать и произвольные изменения состояния или поведения системы в результате определенного воздействия на нее. А это уже - нормативная гибкость. Ясно, что существуют некоторые критические значения параметров системы, превышение которых ведет к ее качественной перестройке. И именно это состояние характеризует предел гибкости системы. Поэтому понятию ";гибкость"; сопутствуют следующие основные признаки: 1) воздействие на систему; 2) изменение свойств или поведения, включая адаптацию; 3) наличие пределов изменения. Совокупность таких признаков позволяет дать следующее определение гибкости: это способность системы, подвергнутой некоторому воздействию, нормативно или адаптивно изменять свое состояние в пределах, обусловленных критическими значениями параметров системы. Понятию ";гибкость"; близко по смыслу понятие ";управляемость"; или ";способность к управлению";. В самом деле, гибкость предполагает наличие в системе разнообразия возможных событий, явлений, действий, а сущность процесса управления состоит именно в том, чтобы выбрать из этого многообразия какое-либо одно действие или последовательность действий в соответствии с заданной целью [22].

Вопрос: Действительно ли в 2001 г. в Москве состоялась 1 Московская международная туристическая ярмарка? Спасибо.

Ответ: Да, верно. С 16 по 19 мая 2001 г. в Москве проходила 1 Московская международная туристская ярмарка, в которой приняли участие компании, работающие в области туризма, причем как российские, так и зарубежные. Ярмарка была организована по инициативе Комитета по туризму Правительства Москвы. Среди 300 участников ярмарки были представители 25 стран, 35 регионов России, более 200 туристических компаний, 24 предприятия, выпускающих национальную сувенирную продукцию, 21 музей, 33 гостиницы. Говоря вообще, ее основная цель - это развитие интереса к посещению туристических центров нашей России.

Спасибо, на сегодня все.

Приложение 1

Пункт 1.1. Годовой отчет по итогам

производственно-хозяйственной деятельности

Годовой отчет

по итогам производственно-хозяйственной деятельности

за ___ год <5>

--------------------------------

<5> По материалам АО ";Сиданко"; за 1996 и 1998 гг.

1. Послание Президента акционерам.

2. Отчет о результатах деятельности за ___ г.

2.1. Общие показатели, характеризующие масштабы деятельности (общий доход, чистая прибыль, капитальные вложения, количество акционеров на конец года и т.д.).

2.2. Общая характеристика производственной деятельности в ___ г.

2.3. Общая характеристика коммерческой деятельности в ___ г. (основные рынки сбыта, схемы товарных потоков, конкурентоспособность продукции и т.д.).

2.4. Общая характеристика финансового положения (консолидированные данные по дочерним обществам).

2.4.1. Общая характеристика структуры и источников образования имущества:

- доля оборотного и необоротного капитала в структуре активов;

- доля собственных и заемных средств в структуре пассивов;

- доля кредитов, займов и кредиторской задолженности в структуре совокупных привлеченных средств.

2.4.2. Динамика структуры и источников образования капитала в течение ___ г.

2.4.3. Характеристика основных фондов:

- доля в имуществе;

- степень изношенности;

- степень обновления в течение года.

2.4.4. Характеристика финансовых вложений:

- доля в имуществе;

- состав вложений (долго- и краткосрочные);

- доходность по финансовым вложениям в течение ___ г.

2.4.5. Характеристика дебиторской задолженности:

- доля в имуществе;

- характеристика дебиторов, на задолженность которых приходится более 5% общей задолженности;

- вероятность погашения дебиторской задолженности в течение 1 месяца, в течение 2-х месяцев;

- характеристика основных мероприятий, принимаемых для увеличения скорости поступления средств от дебиторов.

2.4.6. Характеристика незавершенных капитальных вложений:

- доля в имуществе;

- сумма средств, направленных на капитальные вложения в ___ г.;

- перечень основных незавершенных капитальных вложений с ожидаемыми сроками введения в эксплуатацию.

2.4.7. Характеристика кредиторской задолженности:

- доля в привлеченных средствах;

- характеристика кредиторов, на задолженность которым приходится более 5% общей задолженности;

- возможность погашения кредиторской задолженности в течение 1 месяца, 2 месяцев.

2.5. Общая характеристика финансового положения по центральному холдингу компании.

2.5.1. Общая характеристика структуры и источников образования имущества:

- доля оборотного и необоротного капитала в структуре активов;

- доля собственных и заемных средств в структуре пассивов;

- доля кредитов, займов и кредиторской задолженности в структуре совокупных привлеченных средств.

2.5.2. Динамика структуры и источников образования капитала в течение ___ г.

2.5.3. Характеристика основных фондов:

- доля в имуществе;

- степень изношенности;

- степень обновления в течение года.

2.5.4. Характеристика финансовых вложений:

- доля в имуществе;

- состав вложений (долго- и краткосрочные);

- доходность по финансовым вложениям в течение ___ г.

2.5.5. Характеристика дебиторской задолженности:

- доля в имуществе;

- характеристика дебиторов, на задолженность которых приходится более 5% общей задолженности;

- вероятность погашения дебиторской задолженности в течение 1 месяца, в течение 2-х месяцев;

- характеристика основных мероприятий, принимаемых для увеличения скорости поступления средств от дебиторов.

2.5.6. Характеристика незавершенных капитальных вложений:

- доля в имуществе;

- сумма средств, направленных на капитальные вложения в ___ г.;

- перечень основных незавершенных капитальных вложений с ожидаемыми сроками введения в эксплуатацию.

2.5.7. Характеристика кредиторской задолженности:

- доля в привлеченных средствах;

- характеристика кредиторов, на задолженность которым приходится более 5% общей задолженности;

- возможность погашения кредиторской задолженности в течение 1 месяца, 2 месяцев.

2.5.8. Характеристика финансового состояния:

- анализ ликвидности (коэффициенты):

общий коэффициент покрытия;

абсолютная ликвидность;

срочная ликвидность;

ликвидность средств в обращении;

ликвидность при мобилизации средств;

- анализ финансовой устойчивости (коэффициенты):

уровень собственных средств;

соотношение заемных и собственных средств;

обеспечение необоротных активов собственными средствами;

уровень чистого оборотного капитала;

соотношение оборотного и необоротного капитала;

вероятность банкротства;

- анализ деловой активности:

общая оборачиваемость активов;

оборачиваемость основных средств;

оборачиваемость материальных оборотных средств;

оборачиваемость оборотного капитала;

оборачиваемость собственного капитала;

оборачиваемость функционирующего капитала;

рентабельность всех активов по балансовой прибыли;

рентабельность всех активов по чистой прибыли;

рентабельность собственного капитала по балансовой прибыли;

рентабельность инвестиций;

рентабельность функционирующего капитала.

2.5.9. Характеристика крупных сделок:

- размер сделки;

- направление использования средств;

- целесообразность осуществления сделки.

2.5.10. Характеристика инвестиционной деятельности в ___ г. и ее перспективы (будущие капиталовложения, описание и возможности основных проектов и т.д.).

2.6. Характеристика мероприятий, осуществленных в ___ г. для повышения квалификации персонала, а также социальных мероприятий.

2.7. Углубление интеграции и развитие отношений с дочерними предприятиями компании.

2.8. Информация о работе Совета директоров.

3. Основные задачи на ___ (следующий) год.

Список литературы

1. Пророчества нового менеджмента // ";iBusiness";. 2000. N 4. С. 38.

2. Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999. 692 с.

3. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. М.: ЗАО ";Бизнес-школа ";Интел-Синтез";, 1998. 352 с.

4. Банк ";Российский кредит";. 1995. N 2. С. 1.

5. Гудушаури Г.В., Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. М.: Тандем: ЭКМОС, 1998. 336 с.

6. /news/2001/6/1/13620/print.html; Martin J. After the Internet: Alien Intelligence. Washington: Capital Press, 2000. 479 p.

7. /; Большаков З.А. Организационная архитектура Microsoft // Экономические стратегии. 2000. Март - апрель.

8. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 480 с.

9. PC WEEK/RE. 2000. N 33.

10. Майталь Ш. Экономика для менеджеров: десять важных инструментов для руководителей: Пер. с англ. М.: Дело, 1996. 416 с.

11. Адамс С. Принцип Дилберта / Пер. с англ. Е.Г. Гендель. Минск: ООО ";Попурри";, 1999. 336 с.

12. Tapscott D., Caston A. Paradigm Shift: The New Promise of Information Technology. N.Y.: McGraw-Hill, 1993. 337 p.

13. Зюскинд П. Контрабас: Пьеса / Пер. с нем. Н.С. Литвинец. СПб.: Азбука, 2000. 128 с.

14. Федулин А.А. Становление и развитие системы социального партнерства в России. М.: Галерия, 1999. 320 с.

15. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Учеб. пособие: Пер. с англ. М.: Изд. дом ";Вильямс";, 2000. 272 с.

16. Black S., Margulies N. An Ideological Perspective on Participation: A Case for Integration // Journal of Organizational Change Management. 1989. Vol. 2. N 1.

17. Управление персоналом. 2000. N 5.

18. /; Баррет Р. Успешный аутсорсинг - это шаг в правильном направлении.

19. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. СПб.: Изд-во СПбУ, 1997. 332 с.

20. /; Тарасов В. Тектология А. Богданова и неоклассическая теория организаций - предвестники эры реинжиниринга / Проблемы теории и практики управления. 1998. N 4.

21. http://www.officemag.kiev.ua/rus/archive/03-2000/index.html: Фокус-покус реинжиниринга.

22. /default.asp; Белый М., Приходько В. К вопросу о гибкости организаций органического типа // Проблемы теории и практики управления. 1998. N 4.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мастер-класс по управлению персоналом

    Документ
    "ГроссМедиа", 2009 "РОСБУХ", 2009 МАСТЕР-КЛАССПОУПРАВЛЕНИЮПЕРСОНАЛОМ В.В.Музыченко ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА В основе книги, ... на протяжении всех дней нашего мастер-классапоуправлениюперсоналом. Цель занятий состоит в том, чтобы ...
  2. Ii фестиваль «перезагрузка» для специалистов по управлению персоналом руководителей бизнес-тренеров коучей и консультантов бизнес-развитие-игра 13-14-15- апреля 2012 года

    Документ
    ... II Фестиваль «Перезагрузка» для специалистов поуправлениюперсоналом, руководителей, бизнес-тренеров, коучей ... с Марком Кукушкиным Прикладной мастеркласс «Есть ли жизнь после ... деньги?» Ведущие - Борис Мастеров, Лариса Некроенко «Мастерская Мастерова» ...
  3. И архивного дела Чувашской Республики (по состоянию на 1 марта 2012 года) Чебоксары 2012

    Документ
    ... Режим доступа: Система КонсультантПлюс. Музыченко, В. В. Мастер-класспоуправлениюперсоналом / В. В. Музыченко. - М. : ГроссМедиа ... : Система КонсультантПлюс. Шапиро, С. А. Основы управленияперсоналом в современных организациях / С. А. Шапиро, ...
  4. Управление персоналом организации практикум

    Документ
    ... поуправлениюперсоналом и попросили о проведении данного совещания. Информация по ролям Менеджеры поуправлениюперсоналом ... разделить на два класса. Первый класс - персональные ... предприятии поощряется непосредственное обращение мастеров и бригадиров к ...
  5. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

    Учебное пособие
    ... с отношениями между классами, нациями и ... различного уровня: у мастера (супервайзера) 50% ... управлениюперсоналом. Заместитель директора поуправлениюперсоналом Менеджер поперсоналу Начальник лаборатории (бюро) по организации труда и управления ...

Другие похожие документы..