Главная > Документ


1.3. Окружающая среда в XXI в.

Заметим, что подвержена изменениям не только внутренняя, но и внешняя среда обитания организаций. При этом наблюдаются следующие основные тенденции.

1. Глобализация экономики.

2. Информатизация.

3. Комплексное управление качеством.

4. Диверсификация рабочей силы.

5. Этика.

Первое. На прошедшем в Нью-Йорке в 2000 г. ";Саммите Тысячелетия";, собравшем руководителей более 150 стран мира, во главу угла были поставлены вопросы глобализации мировой экономики. Пожалуй, сейчас только ленивый не произносит этого словосочетания. Полагаю, что вы слышали даже о выражении недовольства о проведении демонстраций по этому поводу.

Сегодня практически любая организация ощущает себя частью мировой экономической системы. На деятельность организации накладывают отпечаток невиданные доселе факторы. Сегодня наш российский крестьянин не выдерживает конкуренции, например, с канадскими фермерами. Наша автомобильная промышленность явно уступает автомобильным концернам Америки, Европы и Японии. И если бы не российская таможенная политика, то участь, например, Волжского автомобильного завода оказалась бы весьма печальной и удручающей. Более того, каждый из нас, по сути, ежедневно чувствует влияние курса рубля к американскому доллару или евро, влияние изменения цены барреля нефти на международных рынках. Сегодня оказывается практически невозможным укрыться за барьерами таможенных пошлин или за стенами идеологических построений.

Мир ворвался в каждый дом. Планета стала совсем маленькой. Сидя за столом можно уже не только обмениваться письмами по электронной почте с коллегой, находящимся в любой точке планеты, но и беседовать, общаться и даже видеть его на экране компьютера в реальном режиме времени. Проводить видеоконференции, использовать дистанционное образование, получать десятки телевизионных сигналов в квартиру или офис через искусственные спутники Земли. Еще совсем недавно мы и не мечтали об этом.

Глобализация экономики - это объективный мировой процесс. Его нельзя остановить никакими демонстрациями, митингами и протестами. Эти усилия, на мой взгляд, тщетны и бесперспективны.

Экономический либерализм и свобода торговли, отход от ортодоксальных догм и стереотипов, преодоление раскола мира, провозглашение свободы личности, прав человека, свободы предпринимательства, рост уровня образованности всех народов мира - вот основные черты наступающего века.

Итак, первая тенденция в развитии окружающей среды в XXI веке - это глобализация экономики.

Второе. Сегодня функционирование современной компании немыслимо без использования новейшей компьютерной техники. Причем не только для автоматизации, например, бухгалтерских расчетов, но и для получения комплексной информации о финансовом состоянии организации, для решения задач прогнозирования. Использование для этого локальных информационных сетей - первый шаг. Но это именно только первый шаг. Далее - это использование информации для принятия управленческих и иных решений, создание и внедрение экспертных систем, общение посредством электронной почты.

Одно время мне пришлось сотрудничать с такими известными компаниями, как ";Пальмира";, занимающейся оптовой и розничной продажей обуви, а также с ";Экстра-М";, оказывающей рекламные и полиграфические услуги, а также с несколькими крупными банками. В этих компаниях каждый сотрудник мог общаться с коллегами, не вставая со своего рабочего места. При этом можно было оперативно обменяться информацией, немедленно ответить на вопрос руководства и получить ценное указание, высказать свои предложения. Это становится особенно важным, когда компания имеет филиалы и представительства в различных регионах.

А все возрастающее влияние всемирной сети - Интернета? Общение со всем миром. Практически мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам, библиотекам, художественным галереям... Бронирование места в гостинице в любой точке Земли, заказ авиабилетов, бурное развитие электронной коммерции, интернет-магазинов и т.п. А предоставление универсального платежного сервиса: оплата коммунальных услуг, оплата обучения, занятий в спортивно-оздоровительных секциях, спутникового телевидения, телекоммуникационных услуг, покупка и продажа валюты и многое другое? Скоро можно будет совсем не выходить из дома. Кстати, в последнее время широко развивается также и предоставление работы на дому. Общение с центральным офисом компании происходит через сеть, будь вы писатель, дизайнер, программист, юрист, маркетолог. И это один из путей минимизации издержек организации: действительно нет необходимости покупать или арендовать дополнительные площади, нести эксплуатационные расходы.

В своей новой книге ";После Интернета: Чуждый интеллект"; (";After the Internet: Alien Intelligence";) известный футуролог Джеймс Мартин прогнозирует, как пойдет развитие науки и техники в ближайшие десятилетия [6]. Его мнение не может не вызывать интерес, так как многие его прошлые прогнозы, которые он делал еще в 1970-е гг., полностью подтвердились. В самом деле, в 1977 г. он опубликовал книгу ";Онлайновое общество"; (";Wired Society";), в которой утверждалось, что в 2000 г. компьютеры и прочие устройства будут объединены сетями, в основе которых будут лежать телефонные, оптоволоконные линии и радиосвязь. Миллионы людей станут использовать эти сети для обмена электронными письмами, совершения покупок в онлайновых магазинах, работы на дому, дистанционного обучения, уплаты налогов, планирования отпусков и развлечения. Предприниматели, которые сумеют воспользоваться этим, обогатятся. Сравните это с тем, что мы имеем сейчас. Удивительно точный прогноз.

В своей новой книге Дж. Мартин предсказывает появление искусственного интеллекта (который, однако, не окажется копией человеческого), появление машин, которые будут в очень узких и специальных областях в миллиарды раз умнее нас. За несколько десятилетий ученые не сильно приблизились к созданию искусственного интеллекта, так как шли по неверному пути. Дж. Мартин считает, что нам не нужно пытаться повторить человека, а следует пользоваться особенностями, характерными именно для компьютеров, и что между людьми и машинами будет тесное синергетическое партнерство, в котором компьютеры будут делать то, что лучше умеют именно они, а люди - то, что они. От науки и техники теперь отказываться уже поздно. Если попытаться умерить темпы прогресса, человечество вскоре окончательно лишится возможности прокормить себя.

По мнению Дж. Мартина, призывы вернуться к природе попросту нереалистичны. Жизнь изменится, техника проникнет повсюду и будет незаметно помогать людям. Представьте технологический мир, предлагает Дж. Мартин, в котором на каждом шагу человек будет ощущать заботу о себе. Болезни будут не лечить - их будут предотвращать. С преступностью не придется бороться - машины, перерабатывающие гигантские объемы информации о всех действиях каждого человека, будут выявлять потенциальных смутьянов еще в детстве. Сама суть мировой экономики изменится. Уже в наше время видно, что богатство страны все в меньшей степени определяется природными ресурсами. Куда важнее становится количество и качество технических специалистов. Правильная государственная политика позволит практически любой развивающейся стране стать высокотехнологичной державой.

Недавно я запоем прочитал книгу Билла Гейтса ";Бизнес со скоростью мысли";. Кстати, советую и вам. В этой книге Б. Гейтс рассказывает о том, что общие пути принятия решений в компаниях, способы перемещения информации внутри нее могут быть различными и те компании, которые используют предоставляющиеся возможности, будут двигаться вперед, а те, которые консервативны и не обращают внимания на изменения в окружающем мире, проиграют. При этом автор недвусмысленно намекает: чтобы быть среди первых, необходимо использовать именно операционную систему Windows, именно продукцию Microsoft [7].

Полагаю, что Билл Гейтс не был бы Биллом Гейтсом, если бы говорил иное. В своей книге он пропагандирует внедрение и развитие так называемой электронной нервной системы компании (digital nervous system), определяя ее как ";совокупность электронных процессов, которые позволяют компании воспринимать окружающую среду, выявлять динамику конкуренции и потребности клиентов, а также своевременно реагировать на изменения";.

Итак, вторая тенденция в развитии окружающей среды в XXI веке - это всеобщая мировая информатизация.

Третье. Давайте обратимся теперь к современному потребителю. Развитие, в частности, электронной коммерции, интернет-магазинов обеспечивает практически мгновенный доступ к неограниченному числу товаров и услуг. Всего лишь за несколько секунд можно перебраться из одного магазина в другой, причем не потратив ни капли бензина.

Потребитель сегодня ориентируется на полное удовлетворение своих запросов, своих потребностей. Причем цена, потребительские свойства товара, его надежность, торговая марка оказываются все еще очень важными. Но тем не менее решающим конкурентным преимуществом неумолимо становится именно качество товара или качество предоставляемой услуги.

Например, в 1980-е гг. автолюбители СССР были поделены на приверженцев автомобиля ";Москвич"; и ";Жигули";. Покупатели ";Москвичей"; с завидным упорством покупали только эти машины, со счастливой улыбкой заявляя (не вылезая из-под них и не расставаясь с гаечным ключом и монтировкой), что это - отличные машины. Они тогда не обращали внимания на более качественные ";ВАЗовские"; модели.

Сегодня ситуация в корне изменилась, и об этом свидетельствует, в частности, остановка сборочного конвейера АЗЛК, а не ВАЗа. Более того, российское правительство в 2001 г. отказалось от государственной поддержки автомобильного завода ";Москвич";. Как сообщал департамент правительственной информации, такое решение было принято в связи с тем, что утратил силу соответствующий президентский указ от 1996 г. Тогда предусматривалось, в частности, выделить заводу 100 млрд руб. в качестве предоплаты автомобилей. Предполагалось также, что ";Москвич"; будет участвовать в товарных схемах погашения внешнего долга бывшего Советского Союза. Итак, машины Волжского автозавода выиграли конкурентную битву с АЗЛК. ВАЗ продолжает расширять географию своих сборочных производств. Правда, автомобили ВАЗа без государственной поддержки оказываются в проигрыше перед экспансией на российский рынок высококачественных и комфортабельных автомобилей из стран Европы, Азии и Америки.

Удивительно ли такое положение? Думаю, что нет! Если предприятие нацелено не на нужды рынка, не на нужды потребителей, а на объемы производства, ";вал"; продукции, то и результат деятельности такого предприятия закономерен: сегодня в условиях рынка и конкуренции оно уходит в небытие.

Однажды в Осло мне удалось наблюдать за действиями рядовой норвежской покупательницы. Молодая женщина выбирала на рынке клубнику. На прилавке была выставлена клубника из Испании и норвежская клубника. По вкусу и цвету клубника совершенно не отличалась. Различие было лишь в цене. Норвежская стоила дороже испанской. Вопрос ";на засыпку";: какую клубнику купила норвежская покупательница? Ответ очевиден: ";Конечно же, более дешевую, испанскую";. Однако это неверный ответ. Норвежка купила норвежскую, более дорогую клубнику. На мой удивленный вопрос ";Почему?"; она, улыбаясь, ответила: ";Надо поддержать норвежского производителя!";.

Заметьте, оказалось, что даже цена здесь сыграла второстепенную роль. На первый план вышло чувство норвежского патриотизма. Но это только на первый взгляд. ";Ведь клубника одинакового качества";, - закончила норвежка. Именно качество было первым и основным условием при принятии решения о покупке.

Становится совершенно очевидно, что сегодня можно и должно поддерживать, в частности, российского производителя, но не посредством голых призывов, деклараций или лозунгов, а созданием условий, при которых сам производитель сможет предложить конкурентные, т.е. качественные товары и предоставить качественные услуги.

Однажды со мной произошел следующий казус. Мне необходимо было приобрести очиститель воздуха с ионизатором. Покопавшись в Интернете, я нашел недорогой отечественный прибор. Его производила небольшая российская семейная фирма, вот уже более восьми лет вкладывая средства, а главное, душу в его производство и, соответственно, сбыт. И я не устоял, ностальгически решив поддержать российского производителя, тем более - таких милых людей, и купил этот прибор. Однако через два дня он сгорел. Оказывается, наряду с импортными комплектующими, он содержал и наши, российские. Они-то и подвели... Можно предсказать мои дальнейшие шаги? Да, верно. Как только я зримо представил, как придется с этой ";бандурой"; регулярно ездить на ремонт, то немедленно сдал этот прибор и приобрел, правда, вдвое дороже, импортный. Он уже работает не один год, причем круглосуточно, трудолюбиво очищая воздух в моем кабинете и просветляя мою голову.

И еще. Не случайно в США в 1987 г. была учреждена Национальная премия качества. В СССР также был в свое время введен так называемый ";знак качества";. На предприятиях создавались отделы технического контроля (ОТК), осуществлявшие выборочный контроль качества производимой продукции [5].

Итак, третья тенденция - это комплексное управление качеством.

Четвертое. Еще одна тенденция. Это - диверсификация рабочей силы. В самом деле, в новом тысячелетии в связи с неумолимым увеличением численности должны громко заявить о себе представители Азии, Латинской Америки, Африки. Это первое. Второе - это то обстоятельство, что на рынке труда все большее значение будет приобретать роль женщин.

И наконец, пятое. Этика, этические проблемы. Главное, что нужно помнить теперь, так это то, что нарождающаяся рабочая сила включает в себя людей, которые долгие годы подвергались дискриминации. Поэтому во главу угла сегодня встают вопросы борьбы с любыми ее проявлениями: по возрастному признаку, половому, религиозному, расовому и т.п. Принцип равных возможностей - вот краеугольный камень в работе с людьми.

Таким образом, в современном мире в начале XXI в. происходит и глобализация экономики, и информационный взрыв, и стремительное сокращение времени обладания техническими конкурентными преимуществами, и изменение статуса потребителя, и комплексное управление качеством. И все это на фоне многообразия работников и возникающих отсюда этических проблем.

1.4. Факторы успеха компаний в XXI в.

Поставим ряд вопросов.

Каковы факторы успеха компаний в новых условиях? Какой должна быть компания, чтобы быть успешной в наступающем XXI в.?

Каковы основные черты успешных компаний? Упомянем четыре основные черты [3]:

1. Гибкость компании, ее способность к изменениям.

2. Скорость реакции на изменение внешней среды.

3. Оптимальное использование всех ресурсов.

4. Способность к научению.

И здесь уместно поставить в пример ведущую в своей отрасли компанию, объединяющую 20-тысячный коллектив, которая 5 сентября 2000 г. отметила свое 25-летие. Имя этой компании - Microsoft.

Вот выдержка из юбилейного поздравления сотрудников и коллег основателя компании Билла Гейтса: ";В далеком 1975 году мы с Полом Аленом увидели возможность превращения персонального компьютера из игрушки для энтузиастов в устройство, которое преобразит мир. За эти 25 лет мы сделали очень много вещей, которые раньше люди называли невероятными, развеяли все мифы в отношении ограниченных возможностей персональных компьютеров. Но подождите - лучшее еще впереди.

Я совершенно уверен, что к тому моменту, когда нам исполнится 50, произойдут еще более впечатляющие события. У нас есть люди и знания, необходимые для того, чтобы это произошло, и мы с таким же энтузиазмом сегодня относимся к развитию технологий, как и тогда - в 1975 году"; [9].

Кстати, в свое время многие пророчили закат Microsoft. Это было время, когда руководство компании скептически относилось к сети Интернет, к перспективам ее развития. Однако в ответ на вызов времени в 1997 г. неожиданно появляется уникальное клиентское решение для Интернета - Microsoft Internet Explorer 4-ой версии, покорившее практически всех и ставшее в принципе недосягаемым для конкурентов. В том же году появляется также и пакет Microsoft Office 97, который интегрировал все офисные приложения и возможности всемирной паутины - Интернета.

Не это ли яркий пример гибкости компании и ее способности к изменениям, пример скорости реакции на изменения во внешней среде на основе оптимального использования всех ресурсов и с учетом способности всех сотрудников компании творчески овладевать новыми знаниями и навыками?

В противовес этому примеру я вспоминаю одну из крупных компаний, гибкость и способность которой к изменениям заключалась лишь в том, что раз в два или три месяца почти все отделы компании менялись комнатами и переезжали с этажа на этаж, создавая, конечно же, огромный фронт работ телефонистам и специалистам компьютерных сетей, сотрудникам административно-хозяйственной службы. Перманентное состояние переезда и новоселья, чемоданные настроения, постоянные сокращения штата и вновь набор новых сотрудников - яркая демонстрация псевдогибкости, псевдодеятельности, псевдоактивности.

Давайте теперь ответим на вопрос: ";С помощью чего, собственно говоря, производятся товары и услуги?";.

Ответ известен. Товары и услуги производятся с помощью [10]:

- (a) капитала,

- (b) сырья,

- (c) технологий,

- (d) знаний,

- (e) труда.

Что же из перечисленного является главным? Какой из упомянутых пяти компонентов дает наиболее устойчивые преимущества для компаний, определяет их успех? Ведь использование и распределение ресурсов - важный элемент деятельности менеджера-руководителя.

Если говорить о капитале, то мировой рынок капиталов позволяет любой компании в любой точке мира легко занять финансовые средства для развития своего бизнеса.

Если говорить о сырье, то дефицит традиционного сырья резко снижается в связи с открытием новых неизвестных ранее материалов.

Если говорить о технологиях и знаниях, то они, так же как капитал и сырье, мобильны и доступны практически мгновенно, причем во всех странах.

А если говорить о труде, рабочей силе, людях, то именно здесь ситуация в корне иная. Труд - наименее мобилен. И, по словам профессора Ш. Майталя, преподавателя Техниона, лучшего технического вуза Израиля, и опытного преподавателя курсов для менеджеров при Массачусетском технологическом институте в г. Бостоне (США), ";квалифицированная рабочая сила с высокой мотивацией труда - главный постоянный источник конкурентных преимуществ, экспорта и роста для большинства компаний и даже большинства стран"; [10].

Более того, в отличие от машин, станков, оборудования, которые со временем изнашиваются и становятся хуже, люди с возрастом приобретают опыт и становятся только лучше. И это дополнительное преимущество труда.

Итак, мы в очередной раз приходим к тезису о том, что сотрудники - основной фактор, определяющий успех компании.

Кстати, и небезызвестный Ли Якокко, глава американской корпорации Criysler, говорил, что ";все хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению тремя словами: люди, продукты, прибыль";.

Обратите внимание: что или, вернее, кто стоит на первом месте в этом списке? На первом месте стоят люди. Ли Якокко подчеркивал также, что при отсутствии надежной команды из остальных факторов мало что удается сделать. Здесь нам важна фраза о том, что на первом месте стоят именно люди. А вот к вопросу создания надежных команд мы еще вернемся в один из последующих дней.

Тем не менее хорошо известно, что если все время повторять ";халва, халва";, то во рту слаще не станет! Не правда ли? Так вот, если все время повторять: ";Кадры - главное достояние компании";, ";Сотрудники - наиболее ценный актив";, то станет ли это реальностью? И если я буду продолжать цитировать все новых и новых известных и уважаемых людей, убедит ли это Вас? вас как будущих руководителей компаний! Каковы же реалии сегодняшнего дня?

Если владельцы и руководство компаний разделяют тезис о главенстве людей в организации, то, по-видимому, это обстоятельство должно отражаться на заработной плате сотрудников кадровых служб. Это должно коррелировать также и со статусом директоров по персоналу компаний, со статусом кадровых управлений, отделов и служб. Что же происходит в большинстве компаний на самом деле?

Во-первых, кадровые службы считаются сугубо второстепенным, вспомогательным подразделением. И это при том, что им поручено управлять одним из капризнейших ресурсов организации - людьми. По сути, им доверен один из главных ресурсов компании. Так же как финансовому директору доверены финансы, главному инженеру - производство.

Во-вторых, заработная плата сотрудников кадровых служб близка к наименее оплачиваемым должностям в компании. Сравните заработную плату директоров по персоналу и, например, директоров по финансам. В подавляющем большинстве случаев она окажется, в лучшем случае, в половину меньше.

В-третьих, если говорить о статусе директоров по персоналу, то подчас они даже и не привлекаются к разработке общей стратегии компании.

А ведь для успешной реализации стратегии необходимо, чтобы каждый клерк компании, каждый работник - от уборщицы до управляющего - знал, в чем, собственно, она заключается. Роль директоров по персоналу, по сути, сводится к вызову ";на ковер"; и получению указаний от босса о приеме угодных или увольнении неугодных сотрудников.

И здесь на память приходит один реальный случай. Однажды председатель правления крупного российского банка на заседании правления указал директору департамента кадров, что завтра надо уволить нескольких сотрудников. Он перечислил их имена. Тогда начальник юридического департамента, эмоциональный человек, мягко говоря, подпрыгнул на своем кресле и, возбужденно размахивая руками, воскликнул: ";Простите, но как же Трудовой кодекс Российской Федерации? Мы же не имеем право этого делать";. И добавил, предвидя все последствия: ";Ведь суд неминуемо восстановит на работе этих сотрудников! И мы, кстати, будем обязаны оплатить их вынужденный прогул! Мы понесем убытки!";. И что же? Тогда председатель правления резко и ясно ответил: ";Сядьте, уважаемый. Я ведь плачу вам деньги и, кстати, - немалые деньги. И это уже ваши проблемы";.

Не так давно мне пришлось обсуждать вопрос создания службы персонала в иностранной компании, занимающейся строительными материалами. Как оказалось, руководство планировало, что директор по персоналу этой компании займет 4-й уровень управления! Можно только представить себе, как сотрудники этой компании, узнав о новой реорганизации, поверят в тезис, что люди - главное достояние этой компании. Я даже не говорю о будущих сложностях при принятии и проведении в жизнь решений, касающихся персонала, о неумолимых искажениях информации, поступающей директору по персоналу от руководителя компании, и обратно и т.п.

И после всего услышанного вы все еще будете покупаться на лозунг ";Сотрудники - наш наиболее ценный актив";?

";Однажды, - как пишет Скотт Адамс, - руководитель одного предприятия на утренней планерке заявил:

- Я годами повторял, что сотрудники - наш наиболее ценный актив. Оказывается, я ошибался... Наш наиболее ценный актив - это деньги, сотрудники - на девятом месте.

- Что же на восьмом? - спросил тогда один из его заместителей.

- Ко-пир-ка, - не долго думая, ответил руководитель"; [11].

Вот еще один практический пример или, если хотите, тест.

Предположим следующую ситуацию: у вашего начальника сломался стул, а денег на его замену в бюджете компании нет. Ответьте, пожалуйста, как в популярных телевизионных играх, что он будет делать?

1. Начальник до следующего бюджетного года будет сидеть на холодном каменном полу.

2. Начальник воспользуется стулом, предназначенным для рядового сотрудника. Например, табуреткой Ксан Ксаныча, вахтера компании.

3. Огорченный начальник ближайшим рейсом улетит на Луну или на Марс либо уйдет, обиженный, домой.

4. Начальник отложит заполнение вакансии, открывшейся в организации, распределит дополнительную работу между ";наиболее ценными активами";, а сбереженные средства использует на покупку нового роскошного директорского кресла.

Полагаю, что наиболее вероятен вариант ";4";.

Конечно, сотрудникам приятно считать себя более ценными, чем офисная мебель. Однако реальный результат этого теста показывает, что люди все-таки менее ценны, чем даже начальственный стул.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мастер-класс по управлению персоналом

    Документ
    "ГроссМедиа", 2009 "РОСБУХ", 2009 МАСТЕР-КЛАССПОУПРАВЛЕНИЮПЕРСОНАЛОМ В.В.Музыченко ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА В основе книги, ... на протяжении всех дней нашего мастер-классапоуправлениюперсоналом. Цель занятий состоит в том, чтобы ...
  2. Ii фестиваль «перезагрузка» для специалистов по управлению персоналом руководителей бизнес-тренеров коучей и консультантов бизнес-развитие-игра 13-14-15- апреля 2012 года

    Документ
    ... II Фестиваль «Перезагрузка» для специалистов поуправлениюперсоналом, руководителей, бизнес-тренеров, коучей ... с Марком Кукушкиным Прикладной мастеркласс «Есть ли жизнь после ... деньги?» Ведущие - Борис Мастеров, Лариса Некроенко «Мастерская Мастерова» ...
  3. И архивного дела Чувашской Республики (по состоянию на 1 марта 2012 года) Чебоксары 2012

    Документ
    ... Режим доступа: Система КонсультантПлюс. Музыченко, В. В. Мастер-класспоуправлениюперсоналом / В. В. Музыченко. - М. : ГроссМедиа ... : Система КонсультантПлюс. Шапиро, С. А. Основы управленияперсоналом в современных организациях / С. А. Шапиро, ...
  4. Управление персоналом организации практикум

    Документ
    ... поуправлениюперсоналом и попросили о проведении данного совещания. Информация по ролям Менеджеры поуправлениюперсоналом ... разделить на два класса. Первый класс - персональные ... предприятии поощряется непосредственное обращение мастеров и бригадиров к ...
  5. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

    Учебное пособие
    ... с отношениями между классами, нациями и ... различного уровня: у мастера (супервайзера) 50% ... управлениюперсоналом. Заместитель директора поуправлениюперсоналом Менеджер поперсоналу Начальник лаборатории (бюро) по организации труда и управления ...

Другие похожие документы..