Главная > Презентация


Департамент образования города Москвы

Московский институт открытого образования

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Москва

2007

СОДЕРЖАНИЕ

Презентация доклада «О выполнении Москвой функций Региона-консультанта и информатизации в рамках ПНПО «Образование» (Семенов А.Л.)

Концептуальные основания повышения квалификации организаторов и участников проекта «Методическая и научная поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования г. Москвы» (Богуславский М.В.)

Основные направления молодежной политики в Российской Федерации и государственные меры по ее реализации (Голованов В.П.)

1. Введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана

Как подготовить школу к профильному обучению (советуют ученые и практики) (Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.)

Перемены в образовании (традиции и инновации) (Буйлова Л.Н.)

Нужны ли инновации в российском образовании (Сумнительный К.Е.)

Роль образования в развитие личности обучающегося (Буйлова Л.Н.)

2. Разработка и внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования

Сущность и содержание стандартизации, основные подходы к определению понятия «стандартизация», цели, принципы и функции стандартизации; функции и методы стандартизации применительно к различным областям подлежащей в рамках государственной стандартизации в России деятельности (Бакурадзе А.Б.)

Сущность и содержание сертификации, правовые основы сертификации; сущность и содержание метрологии, средства измерений; правовые основы метрологической деятельности (Буданова Г.П.)

Комментарий к образцам государственных образовательных стандартов, включая их федеральные, национально-региональные компоненты и компоненты образовательных учреждений (Бакурадзе А.Б.)

Функции образовательных стандартов, особенности образовательных стандартов различных видов образования (Голованов В.П.)

Существующие организационные структуры системы обязательной сертификации; схемы сертификации в различных областях деятельности; международная практика сертификации (Кузнецова Т.М.)

3. Совершенствование содержания и технологий образования

Исторический контекст учебных и образовательных программ (Богуславский М.В.)

Личностно-ориентированное образование и построение личностно ориентированной модели школы(Буйлова Л.Н.)

4. Создание общероссийской системы оценки качества образования

О состоянии системы образования города Москвы в 2005-2006 учебном году (по итогам лицензирования и аттестации учреждений образования) (Шариков С.В.)

Участие общественности в управлении комплексными проектами модернизации образования (Бакурадзе А.Б.)

Единый государственный экзамен в Москве в 2008 году (Данилова Г.П.)

Об альтернативных способах промежуточной и итоговой аттестации школьников (Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.)

5. Развитие системы обеспечения качества образования

Экспертиза инновационной деятельности: подходы, особенности, критерии (Сумнительный К.Е.)

Тенденции и проблемы в системе аттестации кадров (Батракова Г.М.)

Какие эксперты нужны службе лицензирования и аккредитации? (Шариков С.В.)

Эксперт как личность и профессионал (Исенко С.П.)

6. Внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования

Основные положения организации экономического механизма общеобразовательного учреждения в условиях самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности (Мусарский М.М.)

Принципы и технологии организации бюджетного финансирования (Мусарский М.М.)

Внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования как актуальная проблема дополнительного профессионального образования педагогических кадров (Сизова Т.В.)

7. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования

Стратегия деятельности школы в условиях конкурентной среды (Мусарский М.М.)

Совершенствование экономических механизмов в сфере образования как основа подготовки современных педагогов (Кравцова Л.А.)

СЕМЕНОВ А.Л.,

Ректор МИОО, д.п.н., проф.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОКЛАДА

«О выполнении Москвой функций Региона-консультанта и информатизации в рамках ПНПО «Образование»

СЛАЙД № 1

О выполнении Москвой функций Региона-консультанта и информатизации в рамках ПНПО «Образование»

  • Ректор МИОО,
    главный конструктор направления «Образование» ГЦП «Электронная Москва»
    А. Л. Семенов

СЛАЙД № 4

Участвуют:

  • МИОО

  • работники Департамента образования,

  • работники окружных управлений образования,

  • МГПУ, МГППУ, МГПИ, НИИ ИСРОО,

  • окружные методические центры,

  • городские экспериментальные площадки

СЛАЙД № 2

Направления работы МИОО в ПНПО

  • Регион-консультант

  • Информатизация

  • Работа с талантливой молодежью

  • Дополнительное профессиональное образование по направлениям КПМО

СЛАЙД № 5

Направления консультирования

направления ФЦПРО, потребности регионов по КПМО:

  • Профильное обучение

  • Индивидуализация

  • Содержание и технологии образования

  • Система обеспечения качества

  • Экономические механизмы

другие

Результаты заседания Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13.09.2007 г.

Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил разработать комплексный план формирования современной модели образования, которая могла бы задать облик образования, заложить модель развития образования на ближайшие десятилетия:

  • мобильности студентов и преподавателей

СЛАЙД № 3

Регион-консультант

  • «Методическая и научная поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования г. Москвы»

  • Государственный контракт № П 5-7 от 17. 08 2007 г., в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы

  • ФАО - МИОО

СЛАЙД № 6

Методология консультирования:

  • Обеспечение возможности для работников систем образования и аппарата управления регионов ставить проблемы, вести их обсуждение

  • Предоставление помощи по выявлению проблем, их решению с использованием потенциала региона, федеральных структур в Москве

СЛАЙД № 9

Пример: классное руководство

  • информационно-аналитическое пособие «Повышение уровня воспитательной работы в школах: Нормативно-правовые основания деятельности педагогических работников, выполняющих функции классных руководителей».

  • На базе школы № 1282 ВАО вместе с окружным управлением образования и методическим центром реализована программа повышения квалификации «Содержание, формы и методы деятельности классных руководителей».

СЛАЙД № 7

Выполнено:

  • кадры для консультирования;

  • система информационного сопровождения проекта;

  • документационная база КПМО,

  • мониторинг реализации КПМО,

  • профессиональная идентификация участников проекта в регионах,

  • повышение квалификации участников проекта (прежде всего – дистанционное),

  • экспертно-консультативные услуги (лично, телефонное, Интернет),

  • семинары-интенсивы и семинары-практикумы

СЛАЙД № 8

Направление. Повышение квалификации

  • Пакет образовательных программ повышения квалификации и методических комплектов к ним:

  • базовая концепцияповышения квалификации организаторов и участников проекта,

  • 9 программ повышения квалификации организаторов проекта

  • 21 программа повышения квалификации участников проекта

  • методические комплекты к образовательным программам,

  • диагностические методики по учебным модулям для самопроверки и пояснительные записки к ним,

  • словарь ключевых понятий.

СЛАЙД № 10

Направления:

  • Мониторинг реализации КПМО

  • МГПУ - 16 опросных анкет,

  • повышение квалификации по теме «Организация мониторинговых исследований в образовании».

  • инструктивный семинар «Мониторинг реализации комплексных проектов модернизации образования»

  • НИИ ИСРОО семинар «Проблемы и перспективы новой Российской школы

СЛАЙД № 11

Система отношений с регионами:

  • Особая активность – представители республик Башкортостан, Карелия, Саха (Якутия), Татарстан, Удмуртской республики, Чеченской республики, Красноярского, Ставропольского, Хабаровского краёв, Архангельской Астраханской, Ивановской, Калужской, Липецкой, Московской, Ростовской, Самарской, Тверской, Тамбовской, Томской, Тюменской областей, Челябинской областей, Корякского и Ханты-Мансийского автономных округов, города Санкт-Петербург.

СЛАЙД № 12

Задачи:

  • Выполнение Москвой функций региона-консультанта может быть одной из основных форм сотрудничества с регионами

  • прямые договора

  • охват регионов, не относящихся к числу победителей конкурсе КПМО

  • Пример: Карачаево-Черкесия (министр ШАПОВАЛОВА Ирина Александровна), отдельные представители принимали участие

Предложение

  • Представить отчет в Правительство Москвы

СЛАЙД № 13

Информатизация в ПНПО

  • Одно из направлений работы Консультанта-региона

  • Приоритетное направление ПНПО

  • Программа информатизации московского образования (Премия Президента РФ в области образования)

  • Модель Школы информатизации (2006 – 7 гг.) А. Н. Смирнов

СЛАЙД № 16

Ведется системная работа:

  • Формирование цифровых образовательных ресурсов московского образования в Интернете

  • Подготовка учителей

  • Оснащение образовательных учреждений общепользовательскими и учебными средствами ИКТ

  • Использование информационного и человеческого потенциала для повышения качества образования

Ряд результатов и направлений получили положительную оценку Д. А. Медведева

СЛАЙД № 14

Документы Школы информатизации:

  • Московский базисный учебный план

  • Типовая модульная спецификация оснащения общеобразовательного учреждения средствами ИКТ

  • Требования к информационной среде образовательного учреждения

  • Функциональное описание сервисов Школы информатизации

  • Регламент работы школы в информационной среде.

  • Характеризация профессиональной ИКТ-компетентности работников образовательного учреждения

  • Программы повышения квалификации в области ИКТ-компетентности педагогических работников

  • Технологическая карта информатизации образовательного учреждения

  • Принципы финансирования школы информатизации.

СЛАЙД №15

Результаты:

  • Выстроена система всех звеньев процесса информатизации

  • Процесс оснащения увязан с содержанием образования и подготовленностьью учителя

СЛАЙД № 17

Предложения:

  • Круглый стол Рачевского и конференция по Школе будущего

  • Обеспечить условия формирования ИКТ-компетентности и соответствующей аттестации для каждого московского школьника

Принять регламенты и определить ответственных для каждой фазы процесс оснащения образовательных учреждений. Провести соответствующее повышение квалификации руководителей учреждений – получателей грантов

Концептуальные основания повышения квалификации организаторов и участников проекта «Методическая и научная поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования г. Москвы»

Богуславский М.В.,

Чл-корр РАО,

Д.п.н., профессор

В современных условиях последовательной демократизации страны и формирования гражданского общества большое значение приобретает задача подготовка и создания института высококвалифицированных общественных экспертов – консультантов в сфере образования. Особое звучание названная проблема получает в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Сказанное обуславливает необходимость подготовки широкого спектра общественных экспертов – консультантов в сфере образования, специалистов прошедших соответствующую профессиональную подготовку и сертифицированных для участия в методической и научной поддержке реализации комплексных проектов модернизации образования.

Повышение квалификации участников проектапланируется в контексте стратегических задач приоритетного национального проекта «Образование», в частности реализации комплексных проектов модернизации регионального образования. Замысел такой подготовки заключается в том, чтобы оказать содействие участникам проекта в актуализации и систематизации теоретических представлений о сущности экспертно - консультационной деятельности в образовании, а также совершенствовании способов профессионального оценивания проектов в сфере образования. При этом учитывается, что проблема оценки эффективности и качества модернизационных процессов в регионах требует безотлагательного разрешения, а создание централизованной системы методической и научной поддержки реализации комплексных проектов модернизации образования нуждается в экспериментальной апробации.

1.Общие положения

Настоящая концепция соответствует современным достижениям отечественной и зарубежной науки о дополнительном профессиональном образовании как образовании на протяжении всей жизни.

В ее основе находятся следующие принципы:

  • соотносимости и согласованности предлагаемых участникам проекта методологических подходов к реализации комплексных проектов модернизации образования;

  • системности и комплексности содержания образования, предлагаемого к освоению участникам проекта;

  • реальности и реализуемости разрабатываемых образовательных программ;

  • проработанности механизма использования экспертного потенциала системы образования города Москвы в организуемом в соответствии с образовательными программами образовательном процессе.

Концепция, являясьнаучно-прогностическим документом:

  • раскрывает исходные положения, определяющие сущность процесса повышения квалификации организаторов и участников проекта «Методическая и научная поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования г. Москвы»;

  • устанавливает ценностные ориентиры и принципы отбора его содержания и технологий;

  • определяет структуру и содержание соответствующих образовательных программ;

  • предлагает механизмы методической и научной поддержки реализации комплексных проектов модернизации образования.

Миссия Концепции: определить подходы к повышению квалификации, совершенствованию профессионального уровня и получению соответствующей компетентности педагогических работников - участников проекта «Методическая и научная поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования г. Москвы».

Стратегическая цельповышения квалификации состоит в конструктивном изменении региональной образовательной среды, с субъектами которой организаторы и участники проекта в различных позициях соотносятся.

Тактическая цель: концептуальное и методологическое обоснование процесса осуществления эффективной системы повышения квалификацииорганизаторов и участников проекта «Методическая и научная поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования г. Москвы», создание условий для углубления их профессиональных знаний и навыков, приобретения ими новых специальностей.

Задачи:

  • установление подходов к определению сущности и содержания процесса повышения квалификацииорганизаторов и участников проекта с учетом его специфики;

  • определение форм подготовки организаторов и участников проекта;

  • моделирование способов создания профессиональной обучающей среды, адекватной требованиям и специфике проекта;

  • поиск путей для дальнейшего непрерывного самообразования организаторов и участников проекта;

  • выработка методологических оснований для создания и организации системы повышения квалификацииорганизаторов и участников реализации комплексных проектов модернизации образования в регионах.

В данной связи конечная цель подобного повышения квалификации может трактоваться как спланированное, длительное применение знаний участниками проекта с целью улучшения функционирования региональной системы образования на основе использования членами экспертного сообщества Москвы рефлексивных и аналитических методов. Под рефлексивными методами при этом понимаются приемы, которые включают непосредственно самих членов экспертного сообщества в процесс консультирования и экспертирования.

В рамках проекта повышение квалификации невозможно без анализа и проектирования развития региональных образовательных систем. Этот подход существенно смещает функции и назначение сферы ПК и делает саму эту сферу своего рода эпицентром развития региона. Система ПК, таким образом, выходит из подчиненной и обслуживающей роли и начинает рефлексивно ассимилировать региональную систему, делая ее предметом анализа и проектирования. Такой рефлексивный выход в позицию, ответственную за развитие региональных образовательных систем, делает в рамках проекта систему ПК центром инновационного движения в образовательном пространстве региона, подлинным ядром и механизмом развития региональных систем. Вместе с тем, такое «самоназначение» системы ПК должно быть обеспечено необходимыми представлениями и знаниями; собственно научными и методологическими исследованиями развития образовательного пространства региона.

Таким образом, повышение квалификации организаторов и участников проекта «Методическая и научная поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования г. Москвы» рассматривается не как цель, а как результат.

2.Сущность и специфика процесса ПКорганизаторов и участников проекта

Сущность и специфика процесса повышения квалификации организаторов и участников проекта «Методическая и научная поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования г. Москвы» обуславливается рядом обстоятельств:

  • целью повышения квалификации участников проекта является внесение позитивных изменений в региональные системы образования;

  • проводниками этих изменений становятся члены экспертного сообщества Москвы, которые в этих регионах не работают.

При этом необходимо учитывать, что разрабатываемые и реализуемые субъектами Российской Федерации комплексные проекты модернизации региональных систем образования сориентированы на:

  • введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей;

  • переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений;

  • развитие системы оценки качества образования;

  • развитие сети общеобразовательных учреждений;

  • расширение общественного участия в управлении образованием.

Уже эта полиаспектная номенклатура задач задает широкие онтологические рамки концепции повышения квалификации организаторов и участников проекта «Методическая и научная поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования г. Москвы»

Соединяя понятия «методическая поддержка» и «научная поддержка» в заданную государственным контрактом целостность, подчеркнем, что в данном случае речь идёт о целенаправленно организуемом в заданных рамках процессе создания широкого спектра возможностей для освоения работниками образования эффективных способов разрешения профессиональных проблем, затруднений, противоречий, конфликтов при реализации комплексных региональных проектов модернизации образования.

Стратегическая линия повышения квалификации, выбранная в концепции, - создание мотивации уучастников проекта к самообразованию, самосовершенствованию, в формировании установки на саморазвитие. Это обусловлено тем, что последовательное усложнение требований к профессиональной педагогической деятельности предполагает изменение представлений о профессионализме работающих в образовании разнонаправленных специалистов. В современном образовании наряду с учителями – предметниками работают психологи и педагоги-психологи, технологи и педагоги-технологи, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, менеджеры. На подходе введение должностей экспертов, тьюторов, уполномоченных по правам ребёнка, юристов.

Изменение представлений о профессиональной компетенции работников образования и их номенклатуры обусловлено влиянием внешних по отношению к образованию факторов. Вопрос состоит не в том, будет или не будет образование изменяться, а в том, чтобы образование было способно своевременно уловить направленность изменений, обусловленных вызовами времени, и обеспечить приведение всех своих системных компонентов в соответствие с ними.

Повышение квалификации организаторов проекта рассчитано на подготовку преподавателей, экспертов, сетевых администраторов, тьюторов, консультантов, менеджеров к выполнению работ (услуг), предусмотренных проектом. Такая номенклатура специальностей свидетельствует о том, что большинство предлагаемых ролей достаточно ново для работников образования. Лишь немногие из них имеют знания и умения, необходимые для соответствующей деятельности, владеют необходимыми социально–педагогическими практиками. Поэтому необходимо преобразование психолого-педагогических и общеметодических знаний и умений участников проекта в соответствии с обозначенными специальностями.

Это возможно только при создании гибкого, подвижного, квалификационного процесса, основанного на модульном принципе построения содержания образования и групповой организации повышения квалификации участников проекта в зависимости от их индивидуально-профессиональных качеств.

В аспекте разработанной концепции знания и умения участников проекта - это интегрированные психологические, общепедагогические, и общеметодические знания и умения для квалифицированного выполнения различных видов деятельности в рамках проекта. Такая модель ПК включает в себя проектные формы работы, рефлексию, субъектную позицию (активное участие) участников проекта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Д епартамент образования города москвы центральное окружное управление образования образовательная программа

    Основная образовательная программа
    Д ЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯГОРОДАМОСКВЫ ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ... краеведческая работа, научно-практическиеконференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно ...
  2. Западное окружное управление образования д епартамента образования г москвы

    Основная образовательная программа
    ... региональная научно-практическаяконференция МИРЭА Москва2009 Выступление преподавателей, публикации 2 «Информационно-аналитическое обеспечение качества образования» ... живописи для детей М., Белый город 2007 Наглядные материалы Т.Я.Шпикалова ...
  3. Библиотечка для родителей

    Документ
    ... городаМосквыМосква 2009 «Первый раз в первый класс» - сборник справочноинформационныхматериалов ... образования в форме экстерната не допускается. 5.4. Для прохождения промежуточной и (или) государственной (итоговой ... , научно-практическихконференций ...

Другие похожие документы..