Главная > Основная образовательная программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Томский государственный университет

Утверждаю:

Ректор

Майер Г.В.

«____»__________200__ г.

Номер внутривузовской регистрации __________________

Основная образовательная программа
высшего профессионального образования

Направление подготовки

030100 Философия

Социолингвистика и философия языка

(наименование магистерской программы)

Квалификация (степень)

Магистр

Нормативный срок освоения программы - 2 года

Форма обучения - очная

Томск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа (ООП) магистратуры (магистерская программа) «Социолингвистика и философия языка»

1.2. Нормативные документы для разработки магистерской программы «Социолингвистика и философия языка»

1.3. Общая характеристика магистерской программы «Социолингвистика и философия языка»

1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы «Социолингвистика и философия языка»

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника магистерской программы «Социолингвистика и философия языка»

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы «Социолингвистика и философия языка»

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации магистерской программы «Социолингвистика и философия языка»

4.1. Календарный учебный график

4.2. Учебный план подготовки магистра

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

4.3. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся

5. Фактическое ресурсное обеспечение магистерской программы «Социолингвистика и философия языка»

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися магистерской программы «Социолингвистика и философия языка»

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников магистерской программы «Социолингвистика и философия языка»

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

Приложения

1. Общие положения
    1. Основная образовательная программа магистратуры (далее – магистерская программа) Социолингвистика и философия языка, реализуемая в Томском государственном университете по направлению подготовки 030100 Философия, представляет собой системудокументов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.

Магистерская программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

1.2. Нормативные документы для разработки магистерской программы

Нормативную правовую базу разработки данной магистерской программы «Социолингвистика и философия языка» составляют:

  1. Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ);

  2. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71;

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 030100 «Философия» высшего профессионального образования (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.12.2009 №751

  4. Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

  5. Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) подготовки магистров по направлению подготовки, утвержденная приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. №337

  6. Устав Томского государственного университета

  7. Положение о философском факультете Томского государственного университета

  8. Положение философского факультета Томского государственного университета о магистерской диссертации

1.3. Общая характеристика магистерской программы «Социолингвистика и философия языка» философского факультета Томского государственного университета.

1.3.1. Цель магистерской программы

ООП магистратуры имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ПрООП ВПО по направлению «Философия».

Магистерская программа «Социолингвистика и философия языка» направлена на усиление практикооринтированной направленности гуманитарного знания и формирование у студентов лингвофилософской компетенции специалистов социально-гуманитарной сферы; расширение исследовательского инструментария специалистов социально-гуманитарной сферы.

Конкретный механизм решения этих задач связан с усилением междисциплинарной подготовки специалистов в области применения социогуманитарного знания и разработки и решения проблем, связанных с языковыми процессами в современном обществе.

1.3.2. Срок освоения магистерской программы 2 года. Указанный нормативный сроки освоения основной образовательной программы соответствует очной форме обучения.
1.3.3. Трудоемкость магистерской программы за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Философия» составляет 120 зачетных единиц и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.

1.4. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы «Социолингвистика и философия языка»

Лица, имеющие диплом бакалавра и желающие освоить данную магистерскую программу, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытаний, программы которых разрабатываются вузом с целью установления у поступающего наличия следующих компетенций:

1. Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем:

  • логики (логический анализ естественного языка, классическая логика высказываний и предикатов, основные типы неклассических логик, правдоподобные рассуждения, основные формы и приемы рационального познания) (ПК-1);

  • онтологии и теории познания (природа философского знания, функции философии, методология философского познания, основные категории философии) (ПК-2);

  • социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества) (ПК-3);

  • истории зарубежной философии (античная философия; философская мысль древнего Востока; философия средневековья и эпохи Возрождения; философия Нового времени: эмпиризм и рационализм 17 века, философия Просвещения, классическая немецкая философия) и современной зарубежной философии (современные философские направления) (ПК-4);

  • истории русской философии (философская мысль в России 10-17 вв., философия эпохи Просвещения, основные философские течения 19-20 вв.) (ПК-5);

  • этики (история этических учений, основные понятия морального сознания, нравственность в истории культуры, проблемы прикладной этики) (ПК-6);

  • эстетики (история эстетических учений, основные категории эстетики, эстетическое и художественное творчество) (ПК-7);

  • философии и методологии науки (наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт; природа научного знания, структура науки, методы и формы научного познания; современные концепции философии науки) (ПК-8);

  • философии религии (становление и развитие философии религии в древности, средние века, Новое время; современные концепции религии) (ПК-9);

  • философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук (основные философские проблемы физики, математики, биологии, истории) (ПК-10);

  1. Знание различных методов научного и философского исследования и умение их использовать в профессиональной деятельности (ПК-11);

  2. Владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-12);

  3. Владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний (ПК-13);

  4. Способность реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на иностранном языке), навыки научного редактирования (ПК-14);

  5. Умение пользоваться в процессе педагогической деятельности знаниями в области логики, онтологии и теории познания, социальной философии, истории зарубежной философии, истории русской философии, этики, эстетики, философской антропологии, философии и методологии науки, философии религии, философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук (ПК-15);

  6. Знание методик организации и ведения учебного процесса и умение применять их в педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ПК-16);

  7. Владение навыками воспитательной работы и умение их использовать в педагогической деятельности (ПК-17);

  8. Владение навыками организации и проведения дискуссий (ПК-18);

  9. Умение использовать базовые философские знания в процессе принятия управленческих решений (ПК-19);

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника магистерской программы «Социолингвистика и философия языка».
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности магистров включает в себя образовательные учреждения среднего профессионального образования (школы, лицеи, колледжи, гимназии) и высшего профессионального образования; академические и научно-исследовательские организации, связанные с решением философских проблем; редакции СМИ, музеи и библиотеки; органы государственной власти, муниципального управления, общественные организации и коммерческие структуры.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника
  • различные формы бытия;

  • процессы развития природы, общества и сознания;

  • различные сферы социокультурного пространства (наука, искусство, религия);

  • мировая философская мысль в её истории;

  • теория и практика общественной коммуникации;

  • процессы познавательной деятельности;

  • социальная активность личности и её формы;

  • философские аспекты формирования и развития личности

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

  • научно-исследовательская;

  • педагогическая;

  • организационно-управленческая.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

научно-исследовательская деятельность:

формулирование и решение проблем, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний в области философии;

выбор необходимых методов исследования, модификация существующих и разработка новых методов, исходя из целей конкретного научного исследования;

участие в разработке совместно с другими членами коллектива общих научных проектов, требующих образования в соответствующем направлении;

анализ и обобщение результатов научно-исследовательских работ, предоставление итогов проделанной обобщающей работы в виде отчетов;

подготовка и проведение семинаров, научно-практических конференций; написание статей, редактирование и рецензирование научных публикаций;

педагогическая деятельность:

преподавание курса философии, а также отдельных разделов и дисциплин философского знания в высших учебных заведениях различного профиля;

разработка учебно-методических материалов для подготовки и чтения лекций, ведения семинарских и практических занятий, приема экзаменов и зачетов, оказание помощи в организации самостоятельной работы студентов;

проведение различных форм контроля над качеством усвоения пройденного материала и оценивание знаний студентов;

организационно-управленческая деятельность:

работа в научно-исследовательском коллективе, выполнение функции ученого секретаря по подготовке и проведению коллективного исследования и публикации его результатов;

организационная и координационно-информационная работа в различных общественных, коммерческих и правительственных организациях и фондах.

3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы «Социолингвистика и философия языка»

Результаты освоения ООП магистратуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения указанной магистерской программы выпускник должен обладать следующими компетенциями

а) общекультурными (ОК):

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1);

- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);

- способность свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК -3);

- способность проявлять творческую активность, инициативу, ответственность в ходе решения профессиональных задач (ОК- 4);

- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 5);

- способность к профессиональному использованию современного оборудования (в соответствии с целями магистерской программы) (ОК- 6);

- способность использования в различных видах профессиональной деятельности знания в области теории и практики аргументации, методики преподавания философии, педагогики высшей школы (ОК-7);

б) профессиональными (ПК):

общепрофессиональными:

  • научно-исследовательская деятельность:

- углубленное знание современных проблем философии, умение предлагать и аргументированно обосновывать способы их решения (ПК-1);

  • способность самостоятельно формулировать конкретные задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку (ПК-2);

  • системное владение методами научного исследования, способность формулировать новые цели и достигать новых результатов в соответствующей предметной области (ПК-3);

  • способность вести экспертную работу по профилю своей специальности и представлять ее итоги в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями (ПК-4);

  • готовность вести научные исследования, соблюдая все принципы академической этики, и понимание личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы (ПК-5);

педагогическая деятельность:

  • способность формулировать и решать дидактические и воспитательные задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности и ее организации (ПК-6);

  • способность использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе (ПК-7);

  • умение использовать в процессе педагогической деятельности современные образовательные технологии (ПК-8);

  • умение учитывать специфику аудитории и владеть вниманием слушателей (ПК-9);

организационно-управленческая деятельность:

- готовность к практическому использованию полученных углубленных знаний в принятии управленческих решений (ПК-10);

- способность использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ПК-11).

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации магистерской программы «Социолингвистика и философия языка»
В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 030100 «Философия» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом магистра с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.
4.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график представлен в Приложении 1.
4.2. Учебный план подготовки магистра

Учебный план магистерской программы приведен в Приложении 2.

В учебном плане отображена логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, модулей, практик, НИР), обеспечивающих формирование компетенций, указана общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик, НИР в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах.

В базовой части профессионального цикла указан перечень базовых дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В вариативных частях учебных циклов указан перечень и последовательность модулей и дисциплин с учетом рекомендаций ПрООП ВПО и особенностей данной магистерской программы.

Основная образовательная программа содержит дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по всем учебным циклам ООП. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся установлен решением Ученого совета философского факультета Томского государственного университета.

Для каждой дисциплины, модуля, практики указываются виды учебной работы и формы промежуточной аттестации.

При составлении учебного плана вуз руководствовался общими требованиями к условиям реализации основных образовательных программ, сформулированными в разделе 7.1 ФГОС ВПО по направлению подготовки.

Наряду с Учебным планом магистерской программы «Социолингвистика и философия языка» для каждого обучающегося в магистратуре разрабатывается индивидуальный план подготовки магистра в соответствии с утвержденной формой и регламентом.

4.2. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин

Рабочие программы дисциплины приведены в Приложении 3.

Рабочие программы разрабатываются по всем учебным дисциплинам как базовой, так и вариативной частей учебного плана по данному профилю подготовки магистра, а также по всем авторским курсам, определяющим специфику данной магистерской программы.

    4.3. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся.

    4.3.1. Программы практик

    В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 030100 «Социолингвистика и философия языка» практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

При реализации данной магистерской программы предусматриваются следующие виды практик:

  • педагогическая,

  • научно-исследовательская

Студенты имеют право в соответствии с содержанием и учебным планом магистерской программы и по согласованию с руководителем магистерской программы и научным руководителем выбирать вид и сроки прохождения практики при формировании индивидуального учебного плана.

Место прохождения практики определяется ее видом и профилем подготовки студента. Практика может быть организована в

  • академических и ведомственных научно-исследовательских организациях, связанных с решением философских проблем

  • учреждениях системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования.

Программы практик приведены в Приложении 4.

    4.3.2. Организация научно-исследовательской работы обучающихся.

В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 030100 «Философия» научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и целями данной магистерской программы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа (48)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  2. Основная образовательная программа (56)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  3. Основная образовательная программа (114)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  4. Основная образовательная программа (199)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  5. Основная образовательная программа (247)

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы ...
  6. Основная образовательная программа (254)

    Основная образовательная программа
    ... основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения. Начальная школа/сост.Е.С.Савинов. М., 2010. Примерная основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения – М.: «Просвещение», 2010. 8. Программа ...

Другие похожие документы..