Главная > Основная образовательная программа


Продолжительность учебного года на ступени начального общего образования, продолжительность каникул и продолжительность урока устанавливается образовательным учреждением также в соответствии действующими Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами.

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

у обучающихся на ступени начального общего образования

Содержание

1. Введение

2. Описание ценностных ориентиров на начальной ступени образования

3. Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий

4. Формирование универсальных учебных действий средствами используемых УМК «Планета Знаний»

5. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий

6. Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования.

1. Введение

В ответ на изменения, происходящие в нашем быстроменяющемся мире,

государством взят курс на обновление российского образования. Школа как важный социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни. Не случайно первым пунктом президентской инициативы «Наша Новая школа» является переход на новые образовательные стандарты, содержащие требования к образовательным программам, к результатам образования, к условиям, которые должны быть созданы для достижения этих результатов.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся». В связи с этим особую важность приобретает учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Цель программы формирования универсальных учебных действий: обеспечить системный подход к формированию метапредметных умений средствами УМК, используемых в МАОУ «Лесновская ООШ»

Программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует соответствующий раздел Фундаментального ядра содержания образования.

Задачи программы:

  • установить ценностные ориентиры начального образования;

  • определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

  • выявить в содержании предметных линий УМК универсальные учебные действия и определить условия их формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

Программа формирования универсальных учебных действий содержит:

1. Описание ценностных ориентиров на начальной ступени образования.

2. Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

3. Формирование универсальных учебных действий средствами используемых УМК.

4. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий.

5. Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования.

2. Описание ценностных ориентиров на начальной ступени образования

Ценностные ориентиры содержания начального образования определяются Федеральным государственным образовательным стандартом и общими представлениями о современном выпускнике начальной школы.

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:

— чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

— осознание ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

— отказ от деления на «своих» и «чужих»;

— уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития способности учащихся к общению, кооперации, сотрудничеству, включая:

— доброжелательность, доверие и внимание к людям,

— готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

— принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

— ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

— формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и

самовоспитанию:

— развитие широких познавательных интересов, инициативы и

любознательности, мотивов познания и творчества;

— формирование умения учиться и способности к организации своей

деятельности (планированию, контролю, оценке).

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

— формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

— готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

— критичность в отношении своих поступков и умение адекватно их оценивать;

— готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

— жизненный оптимизм и готовность к преодолению трудностей;

— умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ содержания образования, формируемые на ступени

начального общего образования.

Ценность мира — 1) как общего дома для всех жителей Земли;

2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями;

3) как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни — как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Дар слова — как возможность получать знания, общаться.

Ценность природы — осознание себя частью природного мира. Бережное

отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, е. совершенства.

Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.

Ценность добра — как проявление высших человеческих способностей — любви, сострадания и милосердия.

Ценность познания мира — ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему — «красота спас.т мир».

Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора — как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.

Ценность любви к Родине, народу — как проявление духовной зрелости

человека, выражающееся в осознанном желании служить Отечеству.

Современный выпускник начальной школы — это человек:

  • любознательный, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться;

  • любящий родной край и свою страну;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий

высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

3. Характеристика личностных, регулятивных, познавательных,

коммуникативных универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностносмысловую

ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с

принятыми тическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и е. мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? —и уметь на него отвечать;

• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся умение организовывать свою учебную деятельность.

К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование — предвосхищение результата, в том числе уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие разных текстов художественного, научно-популярного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково_символические действия:

•моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая), преобразование модели с целью выявления общих законов,

определяющих данную предметную. Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают

социальную компетентность и уч.т позиции других людей, партн.ров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —

определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением — контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие

способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

Характеристика результатов формирования универсальных

учебных действий

в начальной школе на разных этапах обучения

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

коммуникативные

I

1. Воспринимать

объединяющую роль

России как

государства,

территории

проживания и

общности языка.

Соотносить понятия

«родная природа» и

«Родина».

2. Проявлять уважение

к своей семье, ценить

взаимопомощь и

взаимоподдержку

членов семьи и друзей.

3. Принимать новый

статус «ученик»,

внутреннюю позицию

школьника на уровне

положительного

отношения к школе,

принимать образ

«хорошего ученика»

4.Внимательно

относиться к

собственным

переживаниям и

переживаниям других

людей; нравственному

содержанию

поступков.

5. Выполнять правила

личной гигиены,

безопасного поведения

в школе, дома, на

улице, в общественных

местах.

6. Внимательно

относиться к красоте

окружающего мира,

произведениям

искусства.

7. Адекватно

воспринимать оценку

учителя.

Организовывать свое

рабочее место под

руководством учителя.

2. Осуществлять

контроль в форме

сличения своей работы с

заданным эталоном.

3.Вносить необходимые

дополнения, исправления

в свою работу, если она

расходится с эталоном

(образцом). В сотрудничестве с

учителем определять

последовательность

изучения материала,

опираясь на

иллюстративный ряд

«маршрутного листа».

Ориентироваться в

учебниках (система

обозначений, структура

текста, рубрики,

словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск

необходимой

информации для

выполнения учебных

заданий, используя

справочные материалы

учебника (под

руководством учителя).

3. Понимать

информацию,

представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать

предметы,объекты: находить общее и различие.

5. Группировать,

классифицировать

предметы,объекты на основе существенных признаков по заданным критериям

1. Соблюдать

простейшие нормы

речевого этикета:

здороваться,

прощаться,

благодарить.

2. Вступать в диалог

(отвечать на вопросы, задавать вопросы,

уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с

товарищами при

выполнении заданий в паре: устанавливать и

соблюдать очерёдность

действий, корректно

сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в

коллективном

обсуждении учебной

проблемы.

5.Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности

2класс

Воспринимать Россию как многонациональное государство.

Проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимопомощь и поддержку членов общества.

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться,Оценивать свои эмоциональные реакции,ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков.

Выполнять правила этикета, бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место .Следовать режиму , организации учебной и внеучебной деятельности. 2. . Определять цель о учебной деятельности но с помощью учителя. информации для художественных и

языка гражданами 4. Определять план выполнения у

выполнения заданий на уроках,и внеурочной деятельности под руководством учителя. Следовать при выполнении заданий инструкциям и алгоритмам.Осуществлять само и взаимопроверку работ.Корректировать выполнение заданий.

Оценивать выполнение своего задания.

Сориентироваться в учебниках.

2.осуществлять поиск необходимой информации в словарях, таблицах,помещенных в учебниках.

3. ориентироваться в таблицах, схемах, помещенных в учебника.

4.Подробно и кратко пересказывать текст, составлять план.

Объяснять смысл названия произведения.

Наблюдать самостоятельно и делать простые выводы.

Выполнять задания по аналогии.

1.соблюдать нормы речевого этикета и нормы общения.

2.Читать вслух и про себя тексты, понимать тему по заголовку, по смыслу.

Оформлять свои мысли и чувства в устной и письменной речи.

5. Участвовать в диалоге, Выслушивать

партнера,

приходить к

общему решению,

работая в паре.

Выполнять различные роли в

группе, сотрудничать в совместном решении проблем.

3класс

Воспринимать историко географический образ России, права и обязанности гражданина.

2. Проявлять уважение к семье, культуре своего народа. И других народов, населяющих Россию.

Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению

Ориентироваться в собственных поступках и , давать нравственную оценку

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения задания.

. Определять цель своей учебной деятельности самостоятельно с помощью учителя соотносить свои действия с поставленной целью.

3. но с помощью учителя. информации для художественных и

языка гражданами 4. Составлять план выполнения заданий на уроках,и внеурочной деятельности под руководством учителя.

Осознавать способы и приемы действий при решения учебных задач.

Осуществлять само и взаимопроверку работ.

Оценивать правильность выполнения заданий на основе критериев или сравнения.

Корректировать выполнение заданий.

Оценивать собственную успешность.

Сориентироваться в учебниках, определять круг своего незнания, прогнозировать

изучение нового.

2самостоятельно определять необходимую литературу для поиска необходимой информации в словарях, справочниках, Интернете, в рамках проектной деятельности.

3. Предъявлять результаты работы в т.ч. С помощью ИКТ

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Читать вслух и про себя тексты, понимать тему задавать вопросы, уточняя непонятное.

Оформлять свои мысли и чувства в устной и письменной речи. С учетом своих жизненных и учебных ситуаций.

5. Участвовать в диалоге, реагировать на реплики, Выслушивать партнера, высказывать свою точку зрения.

Критично относиться к своему мнению, соспоставлять свою точку зрения с другой.

Участвовать в работе группы, выполнять различные роли в

группе, сотрудничать в совместном решении проблем.

4класс

Проявлять

чувство

сопричастности с

жизнью своего

народа и Родины,

осознавать свою

гражданскую и

национальную

принадлежность.

Собирать и изучать

краеведческий

материал (история

и география края).

3. Ценить семейные

отношения,

традиции своего

народа. Уважать и изучать историю

России, культуру

народов,

населяющих

Россию.

4. Определять

личностный смысл

учения; выбирать

дальнейший

образовательный

маршрут.

5. Регулировать

свое поведение в

соответствии с

познанными

моральными

нормами и

этическими

требованиями.

Испытывать

эмпатию, понимать

чувства других

людей и сопереживать

им, выражать

свое отношение в

конкретных

поступках.

6. Ответственно

относиться к

собственному

здоровью, к

окружающей среде,

стремиться к

сохранению живой

природы.

1. Самостоятельно

формулировать

задание: определять

его цель, планировать

свои действия для

реализации задач,

прогнозировать

результаты,

осмысленно выбирать

способы и при.мы

действий,

корректировать работу

по ходу выполнения.

2. Выбирать для

выполнения

определ.нной задачи

различные средства:

справочную

литературу, ИКТ,

инструменты и

приборы.

3.Осуществлять

итоговый и пошаговый

контроль результатов.

4. Оценивать

результаты

собственной

деятельности,

объяснять по каким

критериям

проводилась оценка.

5. Адекватно

воспринимать

аргументированную

критику ошибок и

учитывать е. в работе

над ошибками.

6. Ставить цель

собственной

познавательной

деятельности (в рамках

учебной и проектной

деятельности) и

удерживать ее. Планировать

собственную

внеучебную деятельность

(в рамках

проектной

деятельности) с

опорой на учебники и

рабочие тетради.

Ориентироваться в

учебниках:

определять умения,

которые будут

сформированы на

основе изучения

данного раздела;

определять круг

своего незнания,

осуществлять выбор

заданий,

основываясь на сво.

целеполагание.

2. Самостоятельно

предполагать, какая

дополнительная

информация будет

нужна для изучения

незнакомого

материала.

3. Сопоставлять и

отбирать

информацию,

полученную из

различных

источников (словари,

энциклопедии,

справочники,

электронные диски,

сеть Интернет).

4. Анализировать,

сравнивать,

группировать

различные объекты,

явления, факты;

устанавливать

закономерности и

использовать их при

выполнении заданий,

устанавливать

причинноследственные

связи,

строить логические

рассуждения,

проводить аналогии,

использовать

обобщенные способы

и осваивать новые

при.мы, способы.

5. Самостоятельно

делать выводы,

перерабатывать

информацию,

преобразовывать её,

Владеть

диалоговой формой

речи.

2.Читать вслух и

про себя тексты

учебников, других

художественных и

научнопопулярных

книг,

понимать

прочитанное.

3. Оформлять свои

мысли в устной и

письменной речи с

учетом своих

учебных и

жизненных

речевых ситуаций.

4. Формулировать

собственное

мнение и позицию;

задавать вопросы,

уточняя непонятое

в высказывании

собеседника;

отстаивать свою

точку зрения,

соблюдая правила

речевого этикета;

аргументировать

свою точку зрения

с помощью фактов

и дополнительных

сведений.

5. Критично

относиться к

своему мнению.

Уметь взглянуть на

ситуацию с иной

позиции.

Учитывать разные

мнения и

стремиться к

координации

различных позиций

при работе в паре.

Договариваться и

приходить к

общему решению.

6. Участвовать в

работе группы:

распределять

обязанности,

планировать свою



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования (101)

    Основная образовательная программа
    ... программы. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 2.1. Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования маоу «сош № 2» мо «лмр» рт лениногорск 2011 год

    Основная образовательная программа
    ... - 89 Паспорт основной образовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 » муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования

    Пояснительная записка
    ... план начального общего образования. План внеурочной деятельности. Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Целевой раздел Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования (82)

    Основная образовательная программа
    ... о предо­ставлении общего образования муниципальными и го­сударственными общеобразовательными учреждениями 158-164 Паспорт основной образовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения ...

Другие похожие документы..