Главная > Закон


3.12.1. Анализ состояния

В последние годы на потребительском рынке республики произошли значительные преобразования. Современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью, отсутствием товарного дефицита. Динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер.

Изменилась инфраструктура сферы потребительского рынка. С проведением приватизации предприятия получили полную правовую и хозяйственную самостоятельность.

По состоянию на 01.01.01 в целом по республике функционирует 3044 предприятия розничной торговли, 1058 предприятий общественного питания, 349 павильонов, 717 киосков, 106 рынков по торговле продовольственными, непродовольственными, смешанными товарами на 8989 р. м., в т.ч. крытых - 33 на 2134 р. м.

В объеме оборота большую часть занимает оборот предприятий негосударственной формы собственности.

В последние годы улучшается обеспеченность населения торговыми площадями. По состоянию на 01.01.01 на 1000 жителей республики она составляет 68,0%, при 62,4% в 1999 году, и 80,4% - в 1994 году, в том числе по г. Улан-Удэ соответственно - 69,8%; 61,0%; 77,4%.

Развивается специализированная сеть по продаже хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молочной продукции, радиотоваров, хозяйственных товаров, строительных материалов, мебели и пр.

Дальнейшее развитие получила фирменная торговля. С целью наращивания объемов товарооборота предприятия переходят на круглосуточный режим работы.

В целях сокращения доли неорганизованной торговли, улучшения торгового обслуживания населения, начат поэтапный перевод рынков, не отвечающих установленным требованиям, в рынки организованной торговли.

За период 1998 - 2000 гг. в г. Улан-Удэ введены в эксплуатацию торговые предприятия, отвечающие современным требованиям - универсам ";Спутник";, магазины ";КампоМос";, ";Сибиряк";, ";Караван";, торговый центр ";Большой";, рынок ";Туяа"; с общим числом торговых мест 500 единиц, первая очередь Торгово - делового и гостиничного Центра по ул. Цивилева с торговым залом на 100 мест и гостиницей на 32 места. Проведена инвентаризация мелкорозничной сети.

Вместе с тем, позитивные тенденции развития внутренней торговли сопровождаются рядом проблем:

1. Во внутренней торговле сосредоточен значительный объем неучтенного (сокрытого) оборота, в результате имеют место значительные параметры скрытой и неформальной деятельности в структуре валовой добавленной стоимости отрасли.

2. Регулирование развития торговой инфраструктуры рассредоточено, в результате чего проявляется диспропорциональность в развитии отдельных звеньев торговой системы.

3. Невысокий уровень концентрации капитала предопределяет функционирование в основном мелких и средних торговых предприятий.

4. Рыночные преобразования в торговле резко обострили проблему информационного обеспечения. Фонд информационной системы должен опираться как на государственную статистику, так и на информацию систем предприятий оптовой и розничной торговли. Важным системообразующим элементом всей информационной системы должны стать периодически проводимые обследования субъектов, осуществляющих торговую деятельность.

5. На потребительском рынке сложилась в целом достаточно сложная система контроля качества и безопасности товаров, которая не способствует коренным изменениям в вопросах обеспечения безопасности и качества реализуемых товаров.

6. Из-за слабого финансового состояния предприятий отрасли медленно внедряются новые технологии торговли, штриховое кодирование потребительских товаров, компьютеризация учета поступления и движения товаров.

Неоправданно ускоренная приватизация крупных оптовых предприятий, находящихся в федеральной собственности, разрушила сложившуюся систему товароснабжения. Опт утратил функцию связующего звена между производственной сферой и розничной торговлей.

Изменения организационной структуры управления производством и реализацией товаров и услуг нарушили все виды взаимодействия как по вертикали, так и по горизонтали.

В этот период формирование информационного обеспечения наблюдений за функционированием потребительского рынка представлял собой стихийный, никем не управляемый и не регулируемый процесс.

Отсутствовал какой-либо учет создаваемых баз данных о состоянии и развитии товарных рынков. В настоящее время отсутствует информация о движении продукции и товаров: производство, поставка, продажа (оптовая, розничная), запасы (в промышленности, опте, рознице), сведения об объемах ввоза и вывоза формируются только на федеральном уровне, при этом субъекты малого предпринимательства, индивидуальные предприниматели не учитываются.

Разрозненность, неполнота, бессистемность информации, ее фрагментарность и несопоставимость затрудняют и не способствуют правдивой оценке развития потребительского рынка республики.

В условиях рыночной экономики качественно новое содержание приобретает коммерческая деятельность предприятий на потребительском рынке.

По подавляющему большинству позиций основной номенклатуры, продажа товаров в натуральном выражении по сравнению с 1994 г. уменьшилась на 40 - 50%.

Сократилась емкость рынка по колбасным изделиям на 39,3%, цельномолочной продукции - на 24,1%, масла животного - на 54%, сыров жирных - на 58,2%, рыбы на 11%, кондитерских изделий - на 33,6%, плодоовощных консервов - на 28,5%.

Насыщение рынка продовольствием и промышленными товарами до августа 1998 г. происходило в значительной степени за счет увеличения доли импорта.

Не выдерживая конкуренции, отечественная промышленность постепенно сдавала позиции зарубежным товаропроизводителям. Увеличился удельный вес ввозимой продукции по отношению к уровню 1994 г. по колбасным изделиям, мясным консервам, цельномолочной продукции, рыбе, рыбным консервам, муке, крупе, кондитерским изделиям, плодоовощным консервам, пиву, безалкогольным напиткам.

Структурные изменения форм собственности повлияли на увеличение рыночной доли индивидуальных предпринимателей в ресурсном обеспечении ввозимой продукции. По итогам 2000 года их рыночная доля составляет: по рыбе - 68%, рыбным консервам - 91%, маслу растительному - 87,5%, крупе - 85,5%, маслу животному - 85,2%, сахару - 83,5%, маргариновой продукции - 78,5%, кондитерским изделиям - 73,8%, соли - 73%, муке - 65,7%, чаю - 63,9%, молочным консервам - 59,1%, макаронным изделиям - 51,4%.

Начиная с 1995 года, произошло резкое сокращение легально производимой алкогольной продукции. Так, объем производства водки и ликероводочных изделий в 1998 г. сократился относительно 1994 г. на 65%. Снижение объем производства местными предприятиями производителями обусловлено ростом объемов нелегального производства, в котором подавляющую часть занимает более дешевая по сравнению с этиловым спиртом из пищевого сырья спиртосодержащая жидкость (отходы гидролизных заводов).

В целом в 2000 году в сравнении с предыдущими годами доля легального оборота алкогольной продукции увеличилась.

Повышается рейтинг Республики Бурятия среди регионов Сибирского Федерального округа по индексу физического объема оборота (с 6 места в 1998 году до 4 в 2000 году).

Доля оборота общественного питания в общем обороте розничной торговли снизилась с 3,5% (1994 г) до 2,9% (2000 г). Падение приостановлено в 1999 году.

В 2000 году несколько улучшилось финансовое состояние предприятий торговли и общественного питания. При убытке по крупным и средним предприятиям в 1994 году 4,6 млн. руб., 2000 году - обеспечена прибыль 4,3 млн. руб.

Удельный вес убыточных предприятий отрасли в общем числе учтенных предприятий имеет тенденцию снижения и на 01.01.2001 составляет 53,8%.

3.12.2. Цели и задачи

Основными целями Программы являются:

- создание благоприятных экономических условий и механизмов, обеспечивающих развитие и эффективное функционирование предприятий торговли и общественного питания;

- защита прав потребителей на потребительском рынке;

- развитие инфраструктуры торговли.

Практическое осуществление Программы требует решения следующих основных задач:

- создание и совершенствование нормативно - правового обеспечения с анализом существующей нормативно - правовой базы деятельности субъектов потребительского рынка и основных направлений ее развития;

- создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития торговли и общественного питания;

- разработка нормативных правовых актов, способствующих развитию местного производства и повышению конкурентоспособности местной продукции, оптимальному сочетанию ввоза и вывоза товаров, созданию благоприятного инвестиционного климата;

- совершенствования государственного регулирования торговли, направленного на развитие цивилизованного потребительского рынка и защиту прав потребителей;

- разработка комплекса мер по совершенствованию организации торговли и общественного питания;

- обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров;

- восстановление финансового контроля над товарооборотом на основе существенного ограничения возможностей для теневого оборота;

- восстановление оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров, формирование и развитие инфраструктуры розничной торговли и общественного питания.

Государственное управление в сфере торговли будет направлено в среднесрочном периоде на:

- определение приоритетных направлений развития торговли и общественного питания;

- разработку порядка ведения и введение единого Торгового реестра - перечня субъектов торговой деятельности и торговых объектов;

- участие в защите потребительского рынка от некачественных товаров, разработка и подготовка соответствующих нормативных актов;

- координацию действий при реализации сертификации услуг розничной торговли и общественного питания;

- участие в реализации государственного регулирования производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- разработку и реализацию предложений по:

- созданию условий для повышения предпринимательской активности торговли;

- рациональному размещению торговых объектов на территории района, города;

- защите прав потребителей и координации действий контролирующих и правоохранительных органов при осуществлении ими плановых и внеплановых контрольных проверках предприятий торговли, с целью исключения их дублирующих действий, неправомерных взиманий плат и сборов.

- разработке Концепции развития торговли и общественного питания на 2002 - 2004 гг.

Главными направлениями развития услуг общественного питания являются создание:

- сети летних кафе;

- сети небольших ресторанов, баров;

- сети предприятий быстрого обслуживания;

- сети организаций школьного питания.

3.12.3. Оценка эффективности

Индикаторы оценки уровня оборота розничной торговли

и общественного питания на 2002 - 2004 годы

Наименование индикатора

Пороговое значение индикатора

2002

2003

2004

Прирост оборота розничной торговли
и общественного питания, %

4,0

6,0

6,0

Прирост оборота торгующих
организаций, %

8,2

7,6

7,8

Доля оборота вещевых, смешанных и
продовольственных рынков, %

35

34

32,9

Прирост торговых площадей, кв. м

500

500

500

3.13. Демографическая политика

Сложившаяся в настоящее время ситуация в области демографии в Республике Бурятия характеризуется рядом негативных тенденций.

По состоянию на 1 декабря 2000 года предварительная численность наличного населения Республики Бурятия составила 1029,8 тыс. человек и уменьшилась с начала года на 5 тыс. человек (на 0,5%).

Число умерших в республике превышает число родившихся на 1438 человек, или на 14 процентов. Естественное движение населения в Республике Бурятия приведено в таблице:

Таблица 3.13.1

Естественное движение населения в Республике Бурятия

человек

Всего по
республике

На 1000 населения

Справочно:
на 1000
населения
за 1999 г.

январь -
ноябрь
2000 г.

январь -
ноябрь
1999 г.

январь -
ноябрь
2000 г.

январь -
ноябрь
1999 г.

Родившиеся

10609

10524

11,2

11,0

11,0

Умершие

12047

11919

12,7

12,5

12,6

в том числе
в возрасте
до 1 года

182

193

17,4

17,8

18,7 (2)

Естественный
прирост,
убыль (-)

-1438

-1395

-1,5

-1,5

-1,6

Зарегистрировано
Браков

4693

4932

5,0

5,2

5,5

Разводов

2563

2249

2,7

2,2

2,5

Впервые с начала 2000 года, зафиксирован рост числа родившихся по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 85 младенцев. Рождаемость по республике возросла с 11,0 до 11,2 человека в расчете на 1000 жителей.

Ситуация со смертностью в республике не улучшилась. Смертность в 2000 г. составила 12,7 человека на 1000 жителей республики против 12,5 человека 1999 г. Основными причинами смерти являются болезни системы кровообращения (47,5%), несчастные случаи, отравления и травмы (23,3%), новообразования (12,4%).

В 2000 г. младенческая смертность несколько снизилась по сравнению с 1999 г. В структуре причин смерти младенцев преобладают состояния, возникающие в перинатальный период и врожденные аномалии. Суммарно эти причины составляют две трети умерших младенцев.

Целью демографической политики на среднесрочную перспективу является проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения; создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости.

В связи с этим, основными задачами Правительства Республики Бурятия являются:

- разработка основных направлений действий по реализации демографической политики Республики Бурятия на долгосрочную перспективу, включающих конкретные меры по реализации Концепции демографической политики с учетом перспектив развития Российской Федерации, районов и городов Республики Бурятия, отдельных этнических групп населения и особенностей демографических процессов на территории Республики Бурятия;

- разработка и реализация комплекса республиканских и федеральных целевых программ по охране здоровья населения республики;

- реализация мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест с целью выявления неблагоприятных факторов на здоровье работников, а также порядка экономического стимулирования работодателей в улучшении условий и охраны труда;

- реализация мер по профилактике правонарушений, пьянства и наркомании.

Большое значение для получения наиболее полной и достоверной информации о населении республики в различных ее аспектах, проведения широкого круга исследований по формированию и корректировке демографической политики будет иметь проводимая в октябре 2002 года Всероссийская перепись населения.

В области создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возможность воспитания нескольких детей, основным направлением должно стать обеспечение учета демографического аспекта при разработке государственной жилищной политики, в том числе:

- поддержание системы жилищных стандартов, обеспечение режима благоприятствования системы жилищных стандартов для семей с детьми;

- содействие развитию рыночных форм обеспечения доступности жилья, наилучшим образом удовлетворяющим жилищные потребности семей, находящихся в активной фазе репродуктивного цикла.

3.14. Инвестиции в ";человеческий капитал";

Одним из главных факторов по обеспечению экономического роста являются профессиональная компетентность, ответственность и активность кадрового потенциала республики.

Кадровый потенциал республики является тем ключевым звеном, который определяет индекс внедрения новых технологий во все сферы деятельности, повышение конкурентоспособности и решение новых экономических задач, обеспечивающих дальнейшее социально - экономическое развитие Республики Бурятия.

Структурная перестройка экономики требует повышения мобильности рабочей силы, перемещения значительных контингентов персонала из неперспективных отраслей и предприятий в отрасли на предприятия, развивающие производство конкурентоспособной продукции и услуг.

Кроме того, в результате снижения числа занятых в отраслях экономики большое число бывших наемных работников пополняет ряды безработных, при этом длительность вынужденной безработицы увеличивается, что ведет к заметному снижению качества рабочей силы. Резко упала престижность квалифицированного труда, снизился интерес молодежи к профессиям, требующим знаний естественных, педагогических и технических наук.

В настоящее время как в целом по стране, так и в Бурятии сложилась противоречивая кадровая ситуация, отражающая отрицательные последствия прежней административно - командной системы и существенные просчеты в работе с кадрами в перестроечные и постперестроечные годы. Она характеризуется отсутствием целостной системы и стратегической целенаправленности.

В таких условиях Правительство Республики Бурятия определило управление кадровым потенциалом стратегическим направлением в своей деятельности.

Эффективность государственного регулирования социально - экономическими процессами, обеспечения условий для устойчивого экономического роста в первую очередь зависят от профессиональных навыков государственных и муниципальных служащих, качества принятых управленческих решений.

Совершенствование механизма государственного и муниципального менеджмента Правительство республики направит на решение следующих задач:

1. Профессиональное развитие персонала путем внедрения непрерывного специального профессионального обучения кадров в соответствии с квалификационными требованиями, посредством аттестации и проведения квалификационных экзаменов, стимулирования творческого качественного труда. Время профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации будет засчитываться в стаж государственной и муниципальной службы.

2. Систематическое обновление кадров путем выборов и конкурсов, рекомендаций представительных органов, взаимного обмена кадрами между всеми секторами экономики.

3. Формирование республиканского кадрового резерва за счет внутренних и внешних источников пополнения как из федеральных территориальных, так и из республиканских структур, из персонала представительных и судебно - правовых органов, наиболее способных работников предпринимательских и финансово - банковских структур, а также научных кадров.

4. Повышение правовой и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих, в том числе путем осуществления медицинского страхования из государственного и местного бюджета, морального и материального стимулирования роста их профессионализма и эффективности труда.

5. Формирование республиканской системы управления персоналом и координация деятельности республиканских органов власти и управления, занимающихся работой с кадрами и ответственных за реализацию кадровой политики.

Вследствие этого, одним из важнейших условий эффективного формирования кадрового персонала органов исполнительной власти и местного самоуправления является разработка научно - обоснованных критериев для отбора и прогнозирования развития кадров, обоснования оценки личностных и профессиональных качеств, нравственных требований, предпринимательской и управленческой культуры работника и на этой основе мобилизация его потенциальных возможностей и активного включения в работу по социально - экономическому преобразованию общества, а также правильного определения социальной базы кадрового корпуса как с позиции текущего дня, так и с позиции долгосрочного периода разработки кадрового прогноза на перспективу и формирование банка кадровой информации.

Повышению ответственности государственных и муниципальных служащих за результаты работы, стимулированию их профессионального роста и обеспечению повышения эффективности деятельности органа исполнительной власти и местного самоуправления будет способствовать введение в практику индивидуальной оценки результатов их деятельности, проводимой в период между аттестациями не реже одного раза в год.

Для более качественного отбора кандидатов на государственную и муниципальную службы, формирования кадрового резерва будут организованы отраслевые кадровые оценочные центры, которые станут основой для создания единой республиканской сети. На основе разработанных критериев и передовых методик будут определяться потенциальные возможности кандидатов, соответствие их профессионально - должностным требованиям.

Итоговые материалы по каждому кандидату должны быть использованы при проведении аттестации и конкурсного отбора.

Эффективность деятельности служащих в органах исполнительной власти и местного самоуправления в значительной мере определяется системой их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

В условиях дефицита муниципального бюджета более оптимальным является поэтапный переход на дистанционное заочное обучение в Сибирской Академии госслужбы. Комплексная переподготовка служащих будет проводиться на основе ориентированного обучения по актуальным на текущий момент проблемам.

В этой связи возрастает роль кадровых служб. Наличие в республике Восточно - Сибирского государственного технологического университета, Бурятского государственного университета, Бурятской государственной сельскохозяйственной академии и Восточно - Сибирской государственной академии культуры и искусств создает возможность организации непрерывного процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственной и муниципальной служб, предприятий и организаций всех форм собственности в соответствии со сложившимися условиями рыночных отношений и реальных потребностей экономики республики.

Особой нормативной и организационной проработки требует проблема формирования и обучения кадрового резерва государственных и муниципальных служащих. Формирование кадрового резерва должно осуществляться на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Для решения указанной задачи целесообразна реализация комплекса мероприятий по:

- разработке краткосрочной и долгосрочной программ формирования кадрового резерва, его переподготовке и повышению квалификации на федеральном и региональном уровнях;

- совершенствованию отношений ";заказчик - исполнитель"; (с одной стороны - государственные органы власти и органы местного самоуправления, с другой - образовательные учреждения);

- разработке системы правил, увязывающих должностные перемещения государственных и муниципальных служащих и их денежное содержание с результатами обучения и практического использования полученных знаний.

Одним из основных источников экономического роста является кадровый потенциал на предприятиях и организациях республики.

В промышленности ежегодно обновляется до 25% персонала предприятий по естественным причинам и до 36% оставляют свои рабочие места в связи со структурными изменениями производства.

Квалификация руководителей и специалистов многих организаций не отвечает требованиям рыночной экономики и является сдерживающим фактором для реализации эффективной инвестиционной политики.

Предполагаемый рост объемов валового регионального продукта в среднесрочной перспективе требует дополнительной подготовки персонала (на 40 - 60%), так как более 30% объемов прироста должно осуществляться за счет роста производительности труда.

Для восстановления системы развития персонала на производстве необходимы скоординированные действия работодателей, образовательных учреждений, общественных организаций.

В среднесрочной перспективе продолжится подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства (Постановление Правительства РФ от 16.08.2000 N 598). Будут проведены республиканские конкурсы ";Лучший руководитель по работе с персоналом";, ";Лучшие молодые кадры Бурятии";.

Таблица 3.1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство российской федерации распоряжение от 17 ноября 2008 года n 1662-р [об утверждении концепции долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года]

    Документ
    ... программы "Экономическое и социальноеразвитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" и подготовка к форуму Азиатско-тихоокеанского экономического ...
  2. Программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы

    Программа
    ... Стратегии социально-экономическогоразвития Дальнего Востока, РеспубликиБурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года ...
  3. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013-2014 ГОДОВ Москва сентябрь

    Документ
    ... социально-экономическогоразвития Российской Федерации на период до 2020 года (3 вариант). В среднесрочной перспективе недофинансирование ключевых программ ...
  4. Закон об утверждении программы социально-экономического

    Статья
    ... к Закону Томской области "Об утверждении Программысоциально-экономическогоразвития Томской области на период 2006 - 2010 годы"ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ ТОМСКОЙ ...
  5. Программа социально-экономического развития города красноярска до 2020 года красноярск 2010 содержание

    Программа
    ... макетом комплексной программысоциально-экономическогоразвития муниципального образования на период до 2017 года») 2 Формирование комплексных программсоциально-экономическогоразвития муниципальных ...

Другие похожие документы..