Главная > Закон


3.7. Пенсионное обеспечение

3.7.1. Анализ ситуации

Изменение экономических отношений в стране, острые финансово - экономические проблемы ликвидировали существовавший до этого действенный механизм контроля за соблюдением законности в различных сферах жизни общества, в том числе и в области трудовых отношений, что не замедлило сказаться и на состоянии пенсионного обеспечения, которое еще не создает благоприятных условий проживания престарелых и нетрудоспособных граждан республики.

Специфика, сложившейся в республике ситуации с пенсионным обеспечением, характеризуется прежде всего дальнейшим ростом численности пенсионеров с 217.3 тыс. чел. в 1995 году до 231 тыс. чел. по состоянию на 01.01.2001. При этом соотношение численности занятых в экономике к численности пенсионеров снизилось за этот же период с 1.9 до 1.5, что свидетельствует о финансовой неустойчивости пенсионной системы республики.

Низкое соотношение численности между занятыми в экономике и пенсионерами обусловлено не только демографическими факторами, но и низким, по сравнению с развитыми странами, возрастом выхода на пенсию для женщин и распространением практики досрочного, на 1,5 и более лет ранее обусловленного возраста, выхода на пенсию.

Благодаря принятым мерам существенно возросли поступления доходов в Пенсионный фонд. Так за 2000 г. поступило страховых взносов в размере 1863,1 млн. руб. или 121% плана, всего доходов в денежном выражении поступило 1920,7 млн. руб. или 123,9% плана.

Все это позволило увеличить размер компенсационных выплат, произвести в 2000 г. пенсионерам единовременные выплаты и проиндексировать все виды пенсий. Проведенные индексации пенсий и повышение компенсационных выплат позволило увеличить в 2000 г. средний размер пенсии до 802,2 руб., что на 51,3% больше, чем в 1999 г.

Соотношение средней пенсии с компенсацией к среднемесячной оплате труда составляет 40,8%, соотношение минимальной пенсии к прожиточному минимуму пенсионера - 127,4%.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 29.01.2000 N 115 в Республике Бурятия реализовано дополнительное финансирование из Пенсионного фонда России на сумму 25,2 млн. руб. При этом значительно укреплена материально - техническая база в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания для престарелых и инвалидов.

Однако проблема стабилизация финансовой ситуации, связанной с выплатой пенсий, определяет необходимость проведения в ближайшие годы мероприятий по реформированию системы пенсионного обеспечения.

3.7.2. Цели и задачи

Основная стратегическая цель развития пенсионной системы республики - содействие повышению уровня и качества жизни пожилых и нетрудоспособных граждан, а также отдельных категорий граждан.

Основными задачами в достижении поставленной цели являются:

- назначение, перерасчет и выплата государственных пенсий, включая организацию их доставки и пересылки;

- организация и ведение единого федерального банка данных о пенсионерах;

- организация учета обязательных платежей;

- организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;

- участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;

- ведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по основным направлениям реформирования системы пенсионного обеспечения.

Приоритетными направлениями в развитии пенсионного обеспечения на ближайшую перспективу являются:

1. Дальнейшее введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования. В этих целях для всего работающего населения должны быть открыты и актуализироваться их лицевые именные накопительные счета, куда Пенсионный фонд будет направлять часть страховых пенсионных взносов. С 2002 г. предполагается снизить до размера, необходимого для финансирования выплаты базовой части трудовой пенсии, ставку единого социального налога в части, перечисляемой в ПФР, с одновременным введением тарифа страховых взносов на уровне, необходимом для финансирования накопительной части трудовой пенсии. За счет сумм единого социального налога, зачисляемых в Федеральный бюджет, будет осуществляться финансирование выплаты базовой части пенсии. За счет сумм страховых взносов в Пенсионный фонд будет осуществляться финансирование выплаты накопленной части пенсии.

2. Переход на назначение и выплату пенсий на основе сведений персонифицированного учета. Персонификация учета застрахованных лиц позволяет создать механизм саморегулирования при сборе страховых взносов. Для решения данной задачи предусматриваются:

- разработка порядка повсеместного внедрения технологии обмена информацией персонифицированного учета с работодателями и Пенсионным фондом в электронной форме с электронной цифровой подписью;

- в целях максимального приближения информации персонифицированного учета к страхователям, пенсионерам и застрахованным лицам в республике будет расширена сеть межрайонных пунктов персонифицированного учета (МРП ПУ) с 4 до 6;

- создание системы удаленного доступа к региональным базам индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц;

- разработка новых форм документов индивидуального (персонифицированного) учета и инструкций по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в условиях единого социального налога (взноса);

- завершение создания базы данных персонифицированного учета, в которой будут отражаться сведения о расчетном пенсионном капитале и об инвестиционном доходе на капитализируемую его часть;

- организация работы по повсеместной проверке достоверности сведений о ранее накопленных застрахованными лицами пенсионных правах.

3. Переход на децентрализованную схему финансирования выплаты пенсий в целях повышения ответственности органов местного самоуправления за состоянием пенсионного обеспечения на местах.

4. Продолжение работы по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения.

3.7.3. Оценка эффективности

Индикаторы оценки уровня развития пенсионного

обеспечения на 2002 - 2004 годы

Наименование индикатора

Пороговые значения индикаторов

2002

2003

2004

Задолженность по выплате пенсий,
млн. руб.

0

0

0

Количество присвоенных страховых
номеров к численности
застрахованных лиц, %

85

85

85

Количество открытых
индивидуальных накопительных
лицевых счетов к численности
застрахованных лиц, %

80

80

80

3.8. Физическая культура и спорт

3.8.1. Анализ ситуации

На протяжении последних лет в республике, да и в стране наблюдается тревожная тенденция снижения уровня здоровья населения. Сокращается продолжительность жизни населения, увеличивается заболеваемость, растет травматизм и увеличивается число инвалидов.

Поэтому проблема сохранения и укрепления семьи становится одной из ключевых проблем социальной сферы. За годы обучения в общеобразовательных школах уровень здоровья учащихся снижается в 4 - 5 раз. Только 10% учащихся заканчивают школы здоровыми. С каждым годом увеличивается число юношей, непригодных по состоянию здоровья к воинской службе. Быстрыми темпами увеличивается число школьников, пристрастившихся к табакокурению, употреблению спиртных напитков и наркомании. По данным последних исследований учащиеся начинают курить уже с 9-летнего возраста.

За последние годы увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок.

Наряду с этими причинами существенное негативное воздействие оказывает распространение вредных привычек, снижение уровня физической подготовленности различных групп населения, отсутствие потребностей и возможностей у большей части населения регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Общая ситуация с физической культурой и спортом в Республике Бурятия характеризуется:

- низким процентом охвата занимающихся физической культурой и спортом особенно среди женщин и социально незащищенных слоев населения;

- сокращением числа спортивных сооружений, особенно плоскостных спортплощадок, по месту жительства и отдыха населения;

- сокращением специалистов по физической культуре и спорту, работающих в трудовых коллективах;

- продолжающимся развалом отечественной спортивной индустрии;

- отсутствием эффективной правовой и нормативной базы физической культуры и спорта, направленной на коренное улучшение и повышение эффективности средств физической культуры и спорта в решении государственных проблем и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта;

- существенным снижением вклада научных и образовательных учреждений в развитие физической культуры, спорта высших достижений, в подготовку и переподготовку специалистов;

- нестабильностью и объективно не оправданной постоянной реорганизацией федеральных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта;

- отсутствием целенаправленной работы по физическому воспитанию и образованию в образовательных учреждениях, особенно в дошкольных и школьных учреждениях, в использовании внеурочных и внешкольных форм занятий физической культурой и спортом;

- неудовлетворительной работой по пропаганде ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации и в первую очередь на телевидении;

- недостаточным финансированием спорта высших достижений;

- отсутствием заинтересованности инвесторов вкладывать средства в спорт и развитие физической культуры;

- отсутствием интереса и потребности у большинства людей заниматься физической культурой и спортом в свободное время, в том числе самостоятельно.

3.8.2. Цели и задачи

Целью развития физической культуры и спорта является формирование здорового образа жизни населения Республики Бурятия.

В рамках реализации поставленной цели будут решаться следующие задачи:

- внедрение всероссийского комплекса ";Физкультура и здоровье"; в Республике Бурятия;

- создание целостной нормативно - правовой системы, обеспечивающей приоритетное развитие физической культуры и утверждение в обществе принципов здорового образа жизни;

- реализация федеральных и республиканских целевых программ, федеральных и республиканских законов и иных правовых и нормативных актов, направленных на создание социально - экономических условий, способствующих увеличению числа занимающихся физической культурой и спортом;

- улучшение качества процесса физического воспитания и образование населения, особенно среди детей и молодежи;

- расширение информационно - образовательной и пропагандистской деятельности по формированию здорового образа жизни;

- перестройка системы подготовки физкультурных кадров в соответствии с различными социально - демографическими группами населения;

- укрепление и развитие материально - технической базы для физкультурно - оздоровительных мероприятий и спортивных занятий, в том числе и по месту жительства;

- качественное улучшение условий и создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса.

3.8.3. Оценка эффективности

Важнейшим результатом реализации программы должно стать укрепление здоровья граждан, широкое проведение профилактических мероприятий, значительное увеличение числа занимающихся физической культурой и спортом и людей, ведущих здоровый образ жизни.

Совокупность программных мероприятий при ее полной реализации позволит существенным образом обновить содержание физкультурно - оздоровительной работы, решить наболевшие проблемы низкой эффективности работы с детьми и учащейся молодежью, с лицами, имеющими отклонения в здоровье, инвалидами, с лицами пожилого возраста и другим контингентом населения.

Внедрение новых форм организации физкультурно - оздоровительной работы с населением позволит сохранить, стабилизировать число занимающихся физической культурой, такое положение позволит сэкономить средства, затрачиваемые сегодня на лечение заболеваний.

Индикаторы оценки уровня развития физической

культуры и спорта на 2002 - 2004 годы

Наименование индикатора

Пороговое значение индикатора

2002

2003

2004

1. Обеспеченность спортивными
сооружениями по их видам, кв. м.
на 10 тыс. населения:
Спортивными залами и стадионами

2400

2500

2600

2. Численность тренерско -
преподавательского состава, с
учетом преподавателей физической
культуры учебных заведений, чел.
на 10 тыс. населения

15

16

17

3. Охват занимающихся в детских и
юношеских спортивных школах, % от
числа детей и подростков в
возрасте 6 - 15 лет

9,5

10

10,5

4. Количество населения,
занимающееся физической культурой
и спортом, % от числа жителей
республики в возрасте 6 - 60 лет

33,5

34,0

34,5

5. Число коллективов физкультуры в
организациях, всего единиц

133

135

139

6. Подготовка спортсменов массовых
разрядов в % отношении к
численности занимающихся ФК и
спортом в отчетном году

14

15

16

7. Подготовка спортивного резерва
в сборную команду Российской
Федерации по видам спорта, чел.
(молодежный и юношеский состав)

19

20

21

8. Подготовка кандидатов в сборную
команду РФ по видам спорта, чел.

14

14

14

3.9. Туризм и санаторно - курортная сфера

3.9.1. Анализ ситуации

Начиная с 1995 г., в республике наметилась положительная динамика увеличения объемов по обслуживанию туристов. В среднем, ежегодное увеличение турпотока по внутреннему туризму составляет 15%, по въездному туризму - 6%. Соответственно растут и объемы предоставляемых туристских услуг.

На территории Республики Бурятия зарегистрировано 25 туристских предприятий с лицензией на ведение международной туристской деятельности, 5 санаторно - курортных учреждений, свыше 200 объектов размещения.

В 2000 г. количество лиц, получивших туристское обслуживание, составило 44,5 тысяч человек; количество лиц, получивших санаторно - курортное обслуживание - 18 тысяч человек. Объемы предоставленных услуг по данным лицензированных туристских предприятий составили более 17 млн. руб., по данным санаторно - курортных учреждений - 62,5 млн. руб.

В структуре турпотока внутренний туризм составляет 80%, въездной туризм 13%, выездной туризм 7%. Соотношение видов туризма в настоящий момент указывает на преобладающее развитие внутреннего и въездного туризма, что является положительным фактором, когда ввоз денежных средств преобладает над вывозом.

Современное развитие сферы туризма свидетельствует об изменениях, в ходе которых туризм из состояния одной из малоразвитых сфер деятельности, не встроенной в общеэкономическую модель развития Республики Бурятия, превращается в межотраслевой комплекс и одновременно в самостоятельную отрасль экономики, выполняющую роль кластера.

Происходят положительные изменения в области планирования и организации туризма на местном уровне. Программы и планы развития туризма подготовлены и готовятся в Кабанском, Баргузинском, Тункинском, Окинском, Прибайкальском, Муйском районах. Организованы муниципальные туристские предприятия и санаторно - курортные объединения в Тункинском, Курумканском и Северобайкальском районах. Объем инвестиций в сфере туризма и курортов за период 1999 - 2000 гг. составил: 9801,3 тыс. руб., в том числе:

Республиканский бюджет - 2191, 3 тыс. руб.

Собственные средства предприятий - 7 610 тыс. руб.

Привлечение иностранных инвестиций в туристскую отрасль в течение 1999 - 2000 не зарегистрировано.

3.9.2. Цели и задачи

Основная цель программы - создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма и увеличения его вклада в экономику Бурятии.

Основные задачи программы:

- совершенствование механизма межотраслевой координации через организацию работы Межведомственного совета по туризму и курортам;

- разработка проектов поддержки перспективных для Бурятии видов туризма: экологический, сельский, приключенческий, религиозный, спортивный, культурно - познавательный, специализированный, событийный;

- развитие сети особо охраняемых природных территорий с разрешенной рекреационной деятельностью и курортов местного и республиканского значения с участием администраций районов Бурятии;

- развитие республиканской системы маркетинга, внедрение современных информационных технологий для продвижения туристского продукта Бурятии на внутреннем и международном рынках и привлечения туристов из экономически развитых стран;

- привлечение к участию в инвестиционных конкурсах предприятий и организаций, реализующих программы и проекты, направленные на развитие материальной базы и инфраструктуры туризма, и содействие в их реализации;

- повышение качества обслуживания в сфере туризма путем создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на базе высших и средних учебных заведений Бурятии.

Пути решения задач

1. Подготовка условий, разработка планов управления особо охраняемых природных территорий местного значения. Организация 10 особо охраняемых природных территорий с разрешенной рекреационной деятельностью.

2. Организация сети информационных центров туризма в районах республики и головного маркетингового центра в г. Улан-Удэ (10 центров). Организация обслуживания субъектов туристской деятельности и туристов. Создание информационного банка данных, необходимых для развития туристской отрасли. Создание электронного туристского справочника Бурятии в Интернет. Содействие включению субъектов туристской деятельности Бурятии в системы бронирования и резервирования туристских услуг. Проведение маркетинговых исследований рынка туризма, подготовка рекомендаций для субъектов туристской деятельности.

3. Программное обеспечение развития туризма во всех районах республики, выделенных в качестве перспективных в Целевой республиканской программе ";Развитие туризма в Республике Бурятия на 1997 - 2005 гг.";. Оказание методической помощи органам местного самоуправления в вопросах создания экономических стимулов, способствующих увеличению инвестиционной активности, привлечению свободных капиталов для развития материальной базы туризма.

4. Подготовка и проведение инвестиционных конкурсов, отбор перспективных проектов, подготовка бюджетных заявок. Проведение совместно с Дирекцией Программы СЭР РБ семинаров для субъектов туристской деятельности по методикам составления инвестиционных заявок и бизнес - планированию.

5. Организационная поддержка развития сети домов сельского туризма, включение их в туристский рынок через систему рекламно - информационного обеспечения. Проведение обучающих семинаров для сельских предпринимателей, содействие в развитии форм кооперации и делового сотрудничества.

6. Методическая и организационная помощь высшим и средним учебным заведениям в развитии отраслевой науки и учебно - методической базы. Проведение конкурса между высшими учебными заведениями республики с учетом научного потенциала, опыта и результатов работы, определение головного ВУЗа, создание на его базе научно - методической лаборатории туризма, оказание финансовой поддержки за счет средств программы. Стимулирование создания механизма делового сотрудничества предприятий, организаций туризма, предпринимателей и учебных заведений, готовящих специалистов для сферы туризма и гостиничного бизнеса. Содействие в организации обучения на бюджетной основе представителей сельских районов.

3.9.3. Оценка эффективности

Результатом реализации программы станет создание условий для эффективного экономического использования природных и культурных ресурсов туризма, создание механизма перехода ведомственных объектов туризма в юридически самостоятельные предприятия, отвечающим современным стандартам качества и безопасности, создание эффективной системы продвижения Бурятии на профессиональных туристских рынках.

Реализация программы позволит стимулировать развитие отраслей экономики, связанных с туристской индустрией и обеспечить дополнительные поступления в бюджет за счет налогов и обязательных платежей. По предварительным оценкам сумма бюджетных отчислений может составить около 16 млн. руб.

В результате реализации инвестиционной программы ожидается увеличение объемов предоставляемых услуг до 75 млн. руб. в год. Количество занятых в сфере туризма увеличится на 10%.

Индикаторы оценки уровня развития туризма и

санаторно - курортного дела на 2002 - 2004 годы

Наименование индикатора

Пороговое значение
Индикатора

2002

2003

2004

1. Количество туристских фирм, ед.

26

30

35

2. Количество средств размещения (турбазы,
курорты, пансионаты, профилактории,
гостиницы), ед.

247

254

261

3. Число занятых в сфере туризма (в
лицензированных турфирмах, гостиницах,
курортах), чел.

1400

1420

1440

4. Число туристов, посетивших Бурятию, чел.:

- Внутренний туризм

42585

48972

56318

- Въездной туризм

13483

14292

15149

5. Численность обслуженных в санаторно -
курортных учреждениях, чел.

18540

18910

19209

6. Объем платных услуг, оказанных (в ценах
2000 г.) туристам, тыс. руб.:

- внутренний туризм

15359

17663

20135

- въездной туризм

4507

4777

5058

- лечебно - оздоровительный туризм

53873

54951

56050



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство российской федерации распоряжение от 17 ноября 2008 года n 1662-р [об утверждении концепции долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года]

    Документ
    ... программы "Экономическое и социальноеразвитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" и подготовка к форуму Азиатско-тихоокеанского экономического ...
  2. Программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы

    Программа
    ... Стратегии социально-экономическогоразвития Дальнего Востока, РеспубликиБурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года ...
  3. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013-2014 ГОДОВ Москва сентябрь

    Документ
    ... социально-экономическогоразвития Российской Федерации на период до 2020 года (3 вариант). В среднесрочной перспективе недофинансирование ключевых программ ...
  4. Закон об утверждении программы социально-экономического

    Статья
    ... к Закону Томской области "Об утверждении Программысоциально-экономическогоразвития Томской области на период 2006 - 2010 годы"ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ ТОМСКОЙ ...
  5. Программа социально-экономического развития города красноярска до 2020 года красноярск 2010 содержание

    Программа
    ... макетом комплексной программысоциально-экономическогоразвития муниципального образования на период до 2017 года») 2 Формирование комплексных программсоциально-экономическогоразвития муниципальных ...

Другие похожие документы..