Главная > Документ


ЧАСТЬ I

ОБЗОР

О природе метафоры и ее роли в понимании организации и менеджмента

1

Вступление

Хорошие менеджеры и профессионалы всех областей должны научиться искусству «читать» те ситуации, в которых им приходится управлять или организовывать.

Это умение обычно развивается как интуитивный процесс: человек учится на своем опыте и благодаря природным способностям. Хотя временами он, возможно, и говорит, что должен «понять, что происходит в той или иной ситуации» или «разобраться с той или иной проблемой», процесс считывания и перечитывания порой происходит почти на подсознательном уровне. По этой причине часто думают, что хорошими и находчивыми менеджерами рождаются, а не становятся, и эти люди обладают волшебной силой – понимать и трансформировать ситуации, с которыми сталкиваются.

Если внимательнее посмотреть на то, как это получается, можно обнаружить, что эти тайна и волшебство часто основаны на способности достигать глубокого понимания рассматриваемых ситуаций. Умелые лидеры и управленцы учатся видеть ситуации, проигрывая в уме разные вариации, и изобретать подходящие для этих ситуаций действия.

Они умеют оставаться открытыми и гибкими, удерживаясь по мере возможности от поспешных суждений, пока не появится более полная картина. Они знают, что, если посмотреть на ситуацию под «новым углом зрения», то возникает новое видение, а благодаря широкому и гибкому пониманию проблемы можно найти множество вариантов действий. Менее эффективным менеджерам и ответственным работникам, как правило, свойственна жесткость мышления. В итоге они часто натыкаются на стену, которую не в силах обойти, и их действия оказываются шаблонными, а подход нетворческим.

Эта книга исследует и описывает искусство считывания и понимания жизни организации.

Предпосылка проста: все теории организации и менеджмента базируются на скрытых образах или метафорах, которые помогают нам видеть, понимать и управлять организациями отчетливо, но не всеобъемлюще.

К метафоре часто относятся, как к простому способу украсить беседу, но на самом деле ее значение гораздо выше. Использование метафоры подразумевает способ мышления и способ видения, влияющие на наше мировосприятие в целом. Например, исследования в самых разных областях показали, что метафора оказывает формирующее влияние на науку, язык, на то, как мы мыслим, равно как и на то, как мы выражаем свои мысли в повседневной жизни.

Мы используем метафоры всякий раз, когда пытаемся понять один элемент своего опыта относительно другого. Таким образом, метафора исходит из скрытых или явных утверждений о том, что А – это Б (или похоже на Б). Говоря: «Этот человек – лев», мы используем образ, чтобы привлечь внимание к тем чертам, что делают его похожим на льва. Метафора формирует в нас отчетливое, но вместе с тем неполное понимание этого человека.

Одним из любопытных аспектов метафоры является то, что она всегда провоцирует такого рода однобокий взгляд. Делая акцент на одних интерпретациях, она отодвигает другие на задний план. Привлекая внимание к львиной храбрости, силе или свирепости этого человека, метафора вуалирует тот факт, он может точно так же оказаться свиньей, дьяволом, святым, занудой или отшельником.

Другая любопытная особенность кроется в том, что метафора всегда создает искажения (Пример 1.1). Метафора использует ассоциативные образы, чтобы создать что-то вроде «конструктивной лжи», которая, если воспринимать все буквально или впадать в крайность, становится абсурдом.

«Этот человек – лев».

Он силен, смел и свиреп.

Но он не покрыт шерстью и не ходит на четырех лапах, у него нет острых зубов и хвоста!

Пример 1.1.

Метафора помогает нам увидеть сходство

Человек Лев

И игнорировать различия

Метафора стимулирует воображение так, чтобы вызвать в уме образ, помогающий что-то ясно понять, но возникает риск искажения.

Рассматривая метафору таким образом, мы видим, что простая предпосылка «вся теория – это метафора» имеет далеко идущие последствия. Придется признать, что любая теория или новый взгляд, привносимые нами в исследование организации и менеджмента, хоть и способны создавать яркие образы, способствующие пониманию чего-то, все же неполны, пристрастны и потенциально сбивают с толку.

Для примера возьмем популярную идею о том, что «организация – это машина». Эта метафора, возможно, и создает ценное понимание того, какова структура организации, позволяющая достигать заранее определенных результатов. Но эта метафора неполна: она игнорирует человеческие аспекты. Эта метафора пристрастна: скажем, она преувеличивает значимость рационального и структурного параметров. Она также вводит в заблуждение: ведь организация – не машина и никогда не может быть задумана, выстроена и контролироваться, как набор бездушных механических частей.

Метафора по своей сути парадоксальна. Она способна создавать яркие образы, которые также становятся искажением, так как способ видения, созданный посредством метафоры, становится способом невидения.

И все же, признав это, можно использовать истинную мощь метафоры и ее роль в менеджменте. Принимая любую теорию за метафору, мы быстро приходим к выводу, что никакая теория не даст нам всеобъемлющего видения проблемы. Мы осознаем, что задача в том, чтобы стать мастерами в искусстве использования метафор: найти способы видеть, понимать и формировать ситуации, которыми хотим управлять.

Последующие главы показывают, как это можно сделать посредством использования подтекстов различных метафор для нового взгляда на природу организации. Некоторые метафоры затрагивают привычный образ мышления, другие создают довольно необычные образы и взгляды. В целом они демонстрируют, как можно пользоваться метафорой, чтобы создать ряд дополняющих друг друга и спорящих друг с другом образов и научиться извлекать выгоду из сильных сторон разных точек зрения.

Таким образом, Глава 2 исследует образ организации как машины и показывает, как на этом стиле мышления зиждется развитие бюрократических организаций. Когда руководители думают об организации как о машине, они, как правило, управляют ею и строят ее, как машину, состоящую из соединенных друг с другом частей, каждая из которых играет строго определенную роль в функционировании единого целого. Иногда этот подход оказывается высокоэффективным, а иногда может привести к плачевным результатам. Одна из основных проблем современного менеджмента состоит в том, что механический подход весьма укоренился в нашем повседневном восприятии организации, и зачастую очень сложно строить ее как-то по-другому. Показывая это, глава помогает нам стать более открытыми для других подходов.

Глава 3 исследует идею о том, что организации похожи на организмы. Эта популярная метафора сосредотачивает внимание на том, чтобы понимать и управлять «потребностями» организации и ее отношениями с внешней средой. Мы начинаем смотреть на организации, как на представителей разных биологических видов, где бюрократическая организация – только один из них. Мы видим, что разным видам подходит разная окружающая среда. Становится понятно, как рождаются, растут, развиваются, увядают и умирают организации, как они адаптируются к меняющимся обстоятельствам. Нам предлагают рассмотреть отношения между видами и модели эволюционного развития, выявленные в окружающем мире. Как и в случае с механической метафорой, этот образ ведет нас к тому, чтобы видеть и понимать организацию с одной-единственной точки зрения, которая и так уже не раз обсуждалась в теории современного менеджмента.

В Главе 4 рассматривается все, что связано с другой метафорой. А что если нам взглянуть на организацию, как на мозг? Что, если мы попытаемся сделать ее похожей на мозг? Эта метафора привлекает наше внимание к такому важному аспекту, как обработка информации, обучение и интеллект, и предоставляет систему координат для понимания и оценки современных организаций с этой точки зрения. Она также обеспечивает нас набором принципов, важных при создании «обучающейся организации».

Глава 5 исследует идею о том, что организация – это культура. Такой взгляд, привлекший в последние несколько лет большое внимание пишущих о корпоративной культуре, дает еще один способ управления организациями и их построения: концентрация вокруг ценностей, идей, верований, норм, ритуалов и других моделей общей значимости.

В Главе 6 мы используем политическую метафору, чтобы сосредоточить взгляд на различных интересах, конфликтах и борьбе за власть, определяющих организационную деятельность. Здесь исследуется организация как управляемая система и факторы, формирующие политику организационной жизни.

В Главе 7 фокус смещается к более абстрактной метафоре: к идее о том, что организации – это «тюрьмы для души», где люди становятся пленниками собственных мыслей, идей, представлений или своего бессознательного. Возможно ли, что предпочитаемые нами организации отличает озабоченность контролем? Подавление сексуальности? Страх смерти? Образ тюрьмы для души дает возможность изучить организационную жизнь и понять, действительно ли мы находимся в плену у собственных сознательных и бессознательных процессов. Благодаря ему мы узнаем много важного о психодинамических аспектах организации и предпочитаемых стилях управления.

Глава 8 исследует другой образ. На этот раз организация рассматривается как поток и трансформация, внимание сосредотачивается на логике изменений, формирующей жизнь общества. В главе выделены четыре таких «логики», которые предлагают четыре разные метафоры для изучения изменений. Одна из них подчеркивает, что организации – самопроизводящие организации, создающие самих себя по собственному образу и подобию. Вторая напоминает о знаниях из исследования хаоса и сложности, рассматривая жизнь организации сквозь призму образа конкурирующих «моделей привлекательности». Третья рассматривает организацию как продукт круговых потоков позитивной и негативной отдачи. Четвертая исследует, каким образом приметы современной организации под действием диалектической логики порождают свое противоположное. Полученные знания помогают нам понимать организационные изменения и управлять ими и принимать во внимание некоторые силы, формирующие характер организации на общественном уровне.

Глава 9 фокусируется на представлении о том, что организация – инструмент господства. Здесь внимание уделено потенциально эксплуататорским аспектам корпоративной жизни. В главе показано, как организации зачастую используют своих сотрудников, окружающее их сообщество и мировую экономику для достижения собственных целей. Продолжение политической метафоры, исследованной в Главе 6, помогающее понять те аспекты современной организации, которые обострили отношения между администрацией и рабочими, и негативное влияние глобальных корпораций. Эта метафора особенно полезна для понимания организаций с точки зрения эксплуатируемых групп и осознания того, как действия, являющиеся рациональными, с одной стороны, могут оказаться эксплуататорскими, с другой.

По мере чтения этих глав вы усвоите основной посыл книги. Каждая глава знакомит с определенным образом мышления, который открывает важную грань понимания предмета. Вас наверняка привлекут одни метафоры и будут раздражать другие. Или покажется, что противоречащие друг другу метафоры одинаково привлекательны. В поисках собственного подхода вы обнаружите и другие метафоры, упущенные нами из виду.

Таким образом, книга приглашает задуматься над парадоксом метафоры. Поэтому погружайтесь и наслаждайтесь. Пусть изучение противоположных взглядов доставит вам удовольствие, поскольку это и есть один из основных навыков, необходимых для того, чтобы эффективно управлять.

Главы 10, 11 и 12 развивают эту тему, показывая, как можно использовать и интегрировать видение, полученное с помощью разных метафор управления. Главы 10 и 11 посвящены использованию метафоры в качестве инструмента для улучшения способности видеть, понимать и интерпретировать ключевые аспекты жизни организации. Глава 12 обрисовывает, какие более широкие выводы можно сделать человеку, управляющему организацией в этом беспокойном мире.

Каждая глава сопровождается библиографическими заметками. Они появляются к концу книги и предназначены для того, чтобы предоставить справочный материал и помочь в более детальном изучении конкретных точек зрения и аргументов без отрыва от чтения основного текста.

Таким образом, эта книга – своеобразный трактат о метафорическом образе мышления, вносящий вклад как в теорию, так и в практику менеджмента. Обсуждаемые здесь метафоры были отобраны так, чтобы проиллюстрировать широкий спектр идей и взглядов. Но существующие возможности ни в коем случае ими не исчерпываются. Читая книгу, вы, возможно, не согласитесь с важностью выбранных метафор и захотите добавить собственные. Именно так и должно быть, поскольку цель книги – начать дискуссию и расширить горизонты, а не поставить точку в обсуждении какой-нибудь всеохватывающей позиции.

В этом смысле «Образы организации» очень отличается от большинства книг по менеджменту. Ее идея проста: на метафоре основывается то, как мы «считываем», понимаем и формируем жизнь организации. Но вы нигде не обнаружите, что эта точка зрения сводится к защите одного-единственного взгляда. В менеджменте не существует абсолютно правильных или неправильных теорий.

Книга предлагает средство преодолеть этот парадокс. В ней содержится образ мышления, который важен для понимания, построения организаций и управления ими в меняющемся мире.

ЧАСТЬ II

НЕКОТОРЫЕ ОБРАЗЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Последующие главы демонстрируют, как можно использовать метафору для развития теорий об организации и менеджменте. Некоторые главы посвящены метафорам, уже довольно хорошо исследованным. Другие открывают новые горизонты. Вместе они показывают, как с помощью метафоры можно генерировать целый ряд взаимнодополняющих взглядов на природу организации и то, как ее строить и как ею управлять.

2

МИРОМ ПРАВИТ МЕХАНИЗАЦИЯ

Организации как машины

Китайский мудрец Чуан-цзе,живший в IV веке до н.э., рассказывал такую историю:

Путешествуя по районам к северу от реки Хан, Цзе-гун увидел старика, который трудился на огороде. Старик спускался в колодец, доставал воду сосудом, умещавшимся в его руке, а затем выливал воду в оросительную канаву. Усилия его были огромны, результаты – ничтожны.

Цзе-гун сказал:

– Есть способ, с помощью которого можно вырыть сто канав за один день и сделать многое, затратив мало трудов. Не хочешь послушать?

Огородник встал, взглянул на него и спросил:

– И что же это за способ?

Цзе-гун продолжил:

– Нужно взять деревянный рычаг, утяжеленный с одного конца и легкий с другого. Так ты сможешь доставать воду так быстро, что она будет литься рекой. Это будет колодец с журавлем.

Лицо старика воспылало гневом:

– Я слышал от своего учителя, что тот, кто использует машины, делает свою работу, как машина. У того, кто делает работу, как машина, сердце становится, как машина, а тот, у кого сердце подобно машине, теряет свою простоту. А потерявший простоту перестает понимать стремления своей души. Честному человеку не пристало сомневаться в стремлениях души. Не то чтобы я не знал о таких вещах – просто я стыжусь использовать их.

Если бы старик попал в современный мир, он наверняка пришел бы в полное смятение. Машины сегодня оказывают влияние практически на все аспекты нашей жизни. Спор, начатый стариком и Цзе-гуном, продолжается по сей день. По общепринятому мнению, механизация принесла пользу человеку, превратив его из противоборца в господина природы. Другие воспроизводят мнение старика, когда задумываются о высокой цене механического прогресса в отношении перехода от ручного труда к фабричному производству, смены сельской жизни на рост городов, общего упадка окружающей среды и атаки рационализма на человеческий дух.

Как бы вы к этому не относились, мудрость слов старика о всюду проникающем влиянии машин несомненна. Использование машин радикально трансформировало природу производства и за несколько веков наложило отпечаток на воображение, мысли и чувства людей. Ученые придумали механистические интерпретации природы, а философы и психологи сформулировали механистические теории человеческого разума и поведения. Мы учимся все больше использовать машину как метафору для себя и общества и лепить свой мир в соответствии с механистическими принципами.

И это как нельзя более наглядно представлено в современной организации.

Рассмотрим, к примеру, механическую точность, которой ждут от многих учреждений. Организации часто злоупотребляют точностью, требуемой от часов: люди должны приходить на работу в определенное время, выполнять заранее обусловленные действия, отдыхать в отведенные для этого часы, а потом возобновлять свою деятельность до тех пор, пока рабочий день не кончится. Во многих организациях одна смена методически сменяет другую, чтобы работа не останавливалась двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю. Зачастую эта работа механическая и монотонная. Любой, кто наблюдал работу на массовом производстве или в одной из крупных «офисных фабрик», перерабатывающих документы – страховые требования, налоговые декларации, банковские чеки, – наверняка заметил машиноподобность, с которой работают такие организации. Они построены, как машины, и их сотрудники, по сути, должны вести себя подобно деталям механизма.

Рестораны быстрого питания и организации, предоставляющие разного рода услуги, работают по схожим принципам, каждое действие в них спланировано заранее, даже там, где речь идет о взаимодействии людей на личном уровне. Сотрудников часто учат общаться с клиентами согласно детально расписанной инструкции и по ней же проверяют их работу. Даже самая обычная улыбка, приветствие, высказывание или совет продавца программируются политикой компании и многократно репетируются, чтобы выглядеть естественными. Проверочный лист, предназначенный для проверки начальством работы сотрудников и использованный в одном знаменитом ресторане быстрого питания (см. Пример 2.1), показывает, до какой степени простую задачу вроде обслуживания посетителя можно механизировать, отследить и оценить механическим путем.

Пример 2.1. Листок наблюдений руководства, используемый для оценки работы персонала за стойкой в ресторане быстрого питания

Приветствие посетителя

Да

Нет

1. Присутствует улыбка

2. Приветствие искреннее

3. Есть контакт глаз

Другое:

Принятие заказа

Да

Нет

1. Человек за стойкой хорошо знаком с меню (не ищет, где что)

2. Посетителю не приходится повторять заказ дважды

3. Малые заказы (четыре наименования или меньше) запоминаются, а не записываются

4. Присутствуют заказы по рекомендации продавца

Другое:

Выполнение заказа

Да

Нет

1. Заказ собирается в должной последовательности

2. Блюда, приготовленные в гриле, подаются первыми

3. Напитки наливают в правильной последовательности

4. Правильное количество льда

5. Стаканы наклоняют, кнопки нажимают пальцем

6. Напитки наливают до нужного уровня

7. Стаканы накрывают крышкой

8. Стаканы чистые

9. Время заварки кофе отслеживается

10. Стаканы с кофе наполняются до определенного уровня

Другое:

Подача заказа

Да

Нет

1. Он должным образом упакован
2. Пакет согнут пополам
3. Для еды в ресторане используются пластмассовые подносы
4. Используются подставки для подносов
5. Еда подается должным образом
Другое:
Просьба и получение оплаты

Да

Нет

1. Объем заказа объявляется четко и достаточно громко
2. Полученная сумма четко объявляется
3. Сдачу отсчитывают вслух
4. Сдачу считают точно
5. Крупные счета кладут на прилавок до выдачи сдачи
Другое:
Выражение благодарности и просьба приходить еще

Да

Нет

1. Всегда говорят спасибо
2. Это говорится искренне
3. Присутствует контакт глаз
4. Просьба прийти в ресторан снова
Другое:


Скачать документ

Похожие документы:

  1. О природе метафоры и ее роли в понимании организации и менеджмента

    Документ
    ЧАСТЬ I ОБЗОР О природеметафоры и еероли в пониманииорганизации и менеджмента 1 Вступление Хорошие менеджеры и профессионалы всех ...
  2. Метафора и «чистый язык» дэвида грова

    Диплом
    ... к лучшему пониманию структуры своего ... успешным. Роль терапевта ... космология, природа вселенной ... Выясняется контексты метафоры, ее окружение, месторасположение ... воплощения паттерна организации, обусловленного ... метафоры для тренингов по менеджменту ...
  3. Лекция 1 современный русский литературный язык понятие нормы и ее роль в становлении русского литературного языка

    Лекция
    ... (сравнения, метафоры); разговорная ... препятствует их пониманию. 5) ... маркетинг (рынок), менеджмент (управление), аудит ( ... особенность диалектической природы языка: ... (магазин), ООН – ж.р. (организация), МАМИ – м.р., ЦРУ – ср ... нормы и еероль в становлении ...
  4. АНАЛИТИКА МЕТОДОЛОГИЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ~ 2004 ~

    Документ
    ... . Если воспользоваться метафорой, и отождествить ... авторитетом в области менеджментаорганизации — разнообразие организационных ... понимание того, что подобный подход приемлем и при описании объектов другой природы ... аналитики и еероль в управленческой ...
  5. 1 1 Нормативные документы для разработки ООП ВПО по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью

    Основная образовательная программа
    ... полезно подобрать метафоры. Если представление ... Роль кадровой политики в системе менеджмента. Взаимосвязь кадровой политики и кадровой стратегии организации ... опирается на пониманиеприроды проблемы, на ... Интеллектуальная элита и еероль в современном мире ...

Другие похожие документы..