Главная > Литература


Рекомендации

по подготовке обучающихся к ЕГЭ по физике

с учётом изменений КИМ 2012года

При подготовке к ЕГЭ необходимо составлять и использовать проверочные работы в формате демонстрационного варианта 2012года, чтобы обеспечить проверку усвоения понятийного аппарата и проверку умения решать задачи по каждой из тем школьного курса физики. В первом случае целесообразно использовать работы, включающие задания с выбором ответа и кратким ответом, а во втором – задачи, представленные заданиями как с выбором ответа, так и с развернутым ответом.

Учителю физики необходимо особо обратить внимание на качественные задачи, при решении которых учащиеся должны представить развернутый, логически обоснованный ответ в письменной форме. При этом необходимо добиваться полного правильного ответа, включающего последовательное связное обоснование с указанием на физические закономерности. Так как при решении качественной задачи в экзаменационном варианте полным и правильным ответом считается тот, в котором приведен правильный ответ, полное объяснение и сделаны ссылки на наблюдаемые явления и использованные законы.

При проведении демонстрационных экспериментов, лабораторных работ следует обратить внимание на формирование следующих умений:

  • строить графики и определять по ним значения физических величин,

  • записывать результаты измерений и вычислений с учетом погрешностей измерений и необходимых округлений,

  • анализировать результаты опыта и формулировать выводы по результатам, заданным в виде таблицы или графика.

Это необходимо для успешного выполнения заданий ЕГЭ по фотографиям реальных экспериментов, которые будут содержаться в следующем году в каждом экзаменационном варианте.

Химия

В 2012 году совершенствование контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии направлено на повышение объективности оценивания экзаменационной работы и связано с изменением подходов к отбору экзаменационного материала, формулировок заданий, направленных на усиление практико-ориентированной составляющей.

Данные изменения коснулись как структуры, так и содержания КИМ.

Изменения в структуре КИМ

Изменения в структуре КИМ по химии произошли в сторону уменьшения заданий репродуктивного характера. Сокращено число заданий с выбором ответа (с 30 до 28) при сохранении продолжительности экзамена. Основанием для уменьшения числа заданий явилось то обстоятельство, что выполнение некоторых из них предполагает использование сходных алгоритмов действий по применению соответствующего теоретического и фактологического материала.

2011 г.

2012 г.

Часть 1 – 30 заданий базового уровня сложности.

Часть 1 – 28 заданий базового уровня сложности.

А3 – задание проверяло владение умением использовать общую закономерность в изменении свойств химических элементов металлов по периодам и группам Периодической системы Д.И. Менделеева.

А4 –задание проверяло владение умением использовать общую закономерность в

изменении свойств химических элементов неметаллов по периодам и группам Периодической системы Д.И. Менделеева.

А3 – проверяет владение умением использовать общую закономерность в изменении свойств химических элементов (металлов и неметаллов) по периодам и группам Периодической системы Д.И. Менделеева.

Выполнение заданий А18 проверяло знания способов получения углеводородов, А19 – проверяло знания способов получения кислородсодержащих органических соединений. Оба задания требовали сходного алгоритма действий при их выполнении.

А17объединило проверку знаний способов получения углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.

В работе 2012 г. эти элементы содержания будут проверяться одним заданием.

Изменения в содержании КИМов

Изменения в содержании КИМов по химии коснулись расширения спектра проверяемых умений: формулировки заданий направлены на проверку умений выпускников применять полученные знания в различных ситуациях, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи между отдельными элементами содержания, в особенности установления взаимосвязи состава, строения и свойств веществ.

2011 г.

Демонстрационный вариант

2012 г.

Демонстрационный вариант

Часть 1

А3 - общая характеристика металлов главных подгрупп I–III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.

А4 - общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

Названные элементы содержания КИМ 2011 года будут проверяться одним заданием.

А3 – общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

А18 - Основные способы получения

углеводородов (в лаборатории).

А19 - Основные способы получения

кислородсодержащих соединений (в лаборатории).

Названные элементы содержания КИМов 2011 года будут проверяться одним заданием А17 - Основные способы получения углеводородов (в лаборатории).

Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории).

Часть 3

Задание С2 проверяет усвоение элемент содержания «Реакции, подтверждающие

взаимосвязь различных классов

неорганических веществ».

В задании даны приведены названия веществ, между которыми необходимо написать четыре химических реакции, не повторяя пары реагентов.

Задание С2

Формулировка условия задания С2, проверяющего знание генетической взаимосвязи неорганических веществ различных классов, в части 3 экзаменационной работы 2012 г., будет предложена как в прежнем, так и в измененном формате.

Измененный формат условия этого задания будет включать описание конкретного химического эксперимента, ход которого экзаменуемые должны отразить посредством уравнений соответствующих реакций. Данные изменения предполагают усиление практической направленности задания, которому отведена роль «мысленного эксперимента».

Формат задания 2011 года:

Даны вещества: оксид азота(IV), медь, раствор гидроксида калия и концентрированная серная кислота.

Напишите уравнения четырёх возможных реакций между всеми предложенными веществами, не повторяя пары реагентов.

Измененный формат задания:

Соль, полученную при растворении железа в горячей концентрированной серной кислоте, обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество сплавили с железом. Напишите уравнения описанных реакций.

Задание С5

Решение задачи включает две последовательные операции:

- составление уравнения реакции, расчет молярной массы неизвестного вещества

- вычисления, приводящие к установлению молекулярной формулы вещества

Задание С5

Решение задачи будет включать три последовательные операции:

- составление схемы химической реакции,

- определение стехиометрических соотношений реагирующих веществ

- вычисления, приводящие к установлению молекулярной формулы вещества

Пример задания С5

При взаимодействии 25,5 г предельной однооснoвной карбоновой кислоты с избытком раствора гидрокарбоната натрия выделилось 5,6 л (н.у.) газа. Определите молекулярную формулу кислоты.

Изменения критериев оценивания

Принципиальных изменений не произошло. Изменения, коснувшиеся структуры КИМов и числа проверяемых элементов в Задании С5 (часть 3), привели к сокращению максимального балла за экзаменационную работу в целом с 66 до 65 баллов.

2011 г.

Демонстрационный вариант

2012 г.

Демонстрационный вариант

Часть 1- 30 баллов

Часть 1 – 28 баллов

Задание С5 – 2 балла

Задание С5 - 3 балла

Максимальное количество первичных баллов - 66

Максимальное количество первичных баллов – 65

Рекомендации

по подготовке к ЕГЭ с учетом изменений КИМ 2012 года

  1. Особое внимание необходимо уделять организации работы по систематизации и обобщению учебного материала, которая должна быть направлена на развитие умений выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи между отдельными элементами содержания, обращая особое внимание на взаимосвязь состава, строения и свойств веществ.

  2. Усилить практическую направленность обучения: обратить внимание на увеличение доли заданий на выполнение «мысленного эксперимента», развитие умений наблюдать химические явления и проводить химический эксперимент.

  3. Целесообразно использовать различные по форме упражнения и задания на применение важнейших теоретических понятий в различных ситуациях.

  4. Следует формировать понимание учащимися того, что успешное выполнение любого задания предполагает тщательный анализ его условия и выбор верной последовательности действий.

  5. В системе контроля рекомендуется использовать задания, требующие комплексного применения знаний из различных разделов курса химии.

  6. В учебном процессе необходимо увеличить долю творческих заданий, требующих переноса алгоритма действий в новые нестандартные ситуации.

Информатика и ИКТ

КИМ ЕГЭ 2012 г по информатике и ИКТ существенно усовершенствованы в сравнении с 2011 г. Добавлены новые задания, уточнены формулировки и требования заданий в КИМ. Для КИМ 2012 г. характерно изменение (в сторону повышения) сложность работы, так как заданий базового уровня стало на одно меньше, а повышенного уровня – соответственно, на одно больше.

Количество заданий высокого уровня осталось неизменным.

Общее распределение заданий по видам умений и способам действий принципиально не изменилось, но изменилось, соотношение между первой и второй частями работы по этому показателю.

Около половины заданий КИМ 2012 г. не изменятся, значительную часть заданий 2012 года представляют собой модифицированные задания прошлых лет. Новых заданий в КИМ 2012 г. будет не более одной трети.

Изменения в структуре КИМ

  1. Изменено соотношение 1 и 2 частей работы (количество заданий в первой части сокращено с 18 до 14, во второй части – увеличено с 10 до 14).

  2. Общее количество заданий осталось неизменным.

Изменения в содержании КИМ

Определенные измененияв содержании КИМ ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2012 году затронули важные вопросы оценки знаний выпускников.

  • Новые задачи включены в структуру заданий А6, A8, A14, B3, B4, B7, B9, B11, B13, C3.

  • Произошла корректировка распределения заданий по различным разделам всего курса. Уменьшилось количество заданий, соответствующих разделам «Основы логики» и «Системы счисления», добавлены задания в разделах «Моделирование и компьютерный эксперимент», « Элементы теории алгоритмов».

  • В экзаменационные работы нового образца добавлено задание на обработку звука вместо задания 2011 года на обработку графической информации.

  • Внесены изменения в задания, которые предполагают сделать анализ программы на одном из алгоритмических языков (использование Visual Basic в качестве одной из версий языка Бейсик).

Соответствие заданий ЕГЭ-2012 и ЕГЭ-2011 представлено в таблице:

ЕГЭ2012

ЕГЭ‐ 2011

Комментарии

A1

A1

-

A2

A6

Поиск на графе (кратчайшее расстояние по матрице расстояний)

A3

A9

-

A4

A3

Файловая система (более сложное применение маски к группе файлов)

A5

A7

-

A6

A13

Базы данных (циклическое взаимодействие таблиц)

A7

A11

-

A8

Новое, кодирование звука (вычисление объема звукового файла (частота, глубина дискретизации, время))

A9

A5

Неравномерный код (построение неравномерного кода)

A10

A15

-

A11

A16 B1

-

A12

A17

-

A13

A18

Робот (новый алгоритм)

B1

A2

Кодирование текста (категория В)

B2

B3

Алгоритм

B3

Новое, анализ программы с циклами

B4

Новое, перебор слов, системы счисления

B5

A12

-

B6

A8

Простая программа (категория В)

B7

Новое, анализ программы с циклами и ветвлением.

B8

B5

-

B9

Новое, графы – количество путей

B10

B6

-

B11

B4

Маска подсети (число компьютеров в сети)

B12

B9

-

B13

Новое, дерево решений

B14

Новое, анализ программы с процедурами, поиск экстремума

B15

B10

-

C1

C1

Изменились требования к ответу

C2

C2

-

C3

Новое, динамическое программирование

C4

C4

-

По итогам анализа содержательной стороны заданий можно сделать следующие выводы:

  • задания из части А перемещаются в часть B,

  • уменьшается количество простых задач (типа логических задач про Васю, Петю и Колю и задачи с бусинами), которые имели очень отдаленное отношение к информатике;

  • усиливается алгоритмическая составляющая; появляется много задач на анализ относительно сложных программ, которые затруднительно решать ручной прокруткой;

  • увеличивается число задач, в которых практически невозможно дать правильный ответ, не понимая соответствующего материала; сюда следует отнести новые задачи на программирование и изменения в критериях оценки С1 (теперь требуется заполнить таблицу);

  • сохраняется сложная задача на преобразование логических выражений (B15); решаемость этого задания составила 4% против 6% для С4;

  • появляется задача на динамическое программирование (С3), которое не входит в школьную программу и всегда относилось к «арсеналу» участников олимпиад.

Методические рекомендации

по подготовке к ЕГЭ

с учётом изменений в содержании и структуре КИМ

При подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2012 году необходимо учитывать специфику новых заданий.

Рекомендации

A8

Простая задача на определение объема закодированного звука. необходимо обратить внимание, что объем стереозвука в 2 раза превышает объем монозаписи. Так как расчеты ведутся с достаточно большими числами, возможны арифметические ошибки.

B3

Задача по уровню сложности напоминает задачу с блок‐схемой (В2 в ЕГЭ‐2011). Вместо блок-схемы дан фрагмент программы с циклом.

B4

По внешнему виду эта задача похожа на задачи с символьными последовательностями (В8 в ЕГЭ‐2011). Однако можно решить ее значительно проще, используя системы счисления. Нужно заменить буквы на цифры и сообразить, что получились числа в n-ичной системе счисления, расположенные по возрастанию. Далее произвести перевод в данную систему счисления.

B7

В задаче необходимо знание алгоритмов целочисленной арифметики, вложенных циклов. Нужно разобраться в алгоритме и понять, что L – количество цифр, а M– наибольшая цифра. Тогда сразу понятно, что ответ – 777.

B9

Задание на ориентированный граф, в котором есть начальная точка (вершина А) и конечная точка (вершина К). Можно строить дерево различных путей, но это неэффективно, потому что легко запутаться. Лучше отсортировать вершины в таком порядке: сначала все вершины, в которые можно доехать только из начальной точки, на каждом следующем шаге добавляются все вершины, в которые можно доехать только из начальной точки и всех вершин добавленных, ранее (до этого шага) и т.д. Затем используется такая идея: для вычисления количества путей в вершину X нужно сложить количество путей для всех вершин, из которых можно приехать сразу в X.

B13

Исполнитель Кузнечик.

Задача решается при помощи построения дерева из различных программ (на каждом шаге идет развилка на 2 ветки по числу возможных операций).

B14

В задаче используется алгоритм поиска минимального значения функции F(x) на интервале [a,b]. Затем анализируем функцию: это квадратичный трехчлен, его график – парабола, ветви которой направлены вверх, поэтому минимум находится с помощью знаний из курса алгебры.

B15

Сложная система логических уравнений, которую на реальном ЕГЭ‐2011 решили только 4% сдающих, то есть в 1,5 раза меньше, чем задачу С4.

Способ решения задач этого типа основан на двух идеях:

      1. замена переменных (если она возможна), позволяющая сократить количество неизвестных и таким образом упростить решение;

      2. последовательное решение уравнений, начиная с первого, затем система из первых двух, первых трех и т.д.

Для записи хода решения и минимизации путаницы лучше использовать табличный метод, при котором все переменные, от которых зависит очередное уравнение, размещены в крайних левых столбцах таблицы.

C1

Требование заполнить таблицу, с одной стороны, увеличивает объем работы, с другой стороны – прямо подсказывает систематический путь решения таких задач. Поэтому эти изменения нужно скорее оценивать со знаком «плюс» для сдающих.

C3

Исполнитель Утроитель. Требуется построить полное дерево вариантов задачи или только ветви, приводящие к правильному ответу с обязательным обоснованием выигрышной стратегии.

Правильное решение использует динамическое программирование (или последовательности, заданные рекуррентно).

При подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике и ИКТ необходимо ориентироваться на кодификатор элементов содержания по информатике. В обязательном порядке необходимо знакомить учащихся с демонстрационными вариантами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике.

Включать задания, аналогичные используемым на ЕГЭ, при объяснении учебного материала, решении задач и практических работ по всем темам курса информатики и ИКТ. Использовать дополнительное время (часы школьного компонента) и дистанционную поддержку для подготовки к экзамену.

При подготовке учащихся к ЕГЭ надо обращать их внимание, прежде всего на темы, включенные в программы для поступающих в вузы: алгоритмизацию и программирование. Учащиеся должны иметь опыт самостоятельной записи алгоритмов и программ, решения практических задач методом разработки и отладки компьютерной программы. Больше внимания уделять формализации и исполнению алгоритмов.

Следует активнее вводить тестовые технологии контроля знаний в систему обучения. С помощью тематических тестов можно оценивать уровень усвоения учебного материала в процессе обучения, а использование итоговых тестов в конце обучения позволит сформировать устойчивые навыки работы с тестовыми материалами. Считается, что психотехнические навыки сдачи тестовых экзаменов не только повышают эффективность подготовки к таким экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Хорошим стимулом для изучения разделов информатики, освоения учащимися необходимых навыков практической деятельности может стать комплекс межпредметных проектов, задействующих ИКТ в качестве инструмента для решения предметных задач.

Повышению качества подготовки обучающихся по информатике и ИКТ способствует введение элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по информатике». Для курса разработан учебно-методический комплект: Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие/Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с. Данная книга представляет собой универсальное пособие для учителя и учащихся, совмещающее справочный материал для учителя и практикум для учащегося. Предлагается четыре варианта изучения курса. 1 и 2 предназначены для изучающих предмет на базовом уровне и желающих сдавать ЕГЭ по информатике. 3 и 4 варианты предназначены для изучающих предмет на профильном уровне. В учебном пособии предложена программа, курса, тематическое планирование, основные подходы к разработке КИМов ЕГЭ по информатике, рассмотрены тематические блоки и тренинги по проверяемым темам ЕГЭ.

Для самостоятельной подготовки к сдаче ЕГЭ по информатике можно предложить учащимся:

  • использовать материалы сайта , где хорошая подборка заданий ЕГЭ с решениями, анализ решений и задания для работы;

  • выполнять тренировочные и диагностические работы на сайте СтатГрад, (зарегистрироваться на сайте ).

Целесообразно оптимизировать работу учащихся, используя цифровые ресурсы социально-образовательной сети Дневник.ру.






Скачать документ

Похожие документы:

  1. Единый экзамен по истории (истории россии) демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена

    Документ
    ... контрольныхизмерительныхматериаловединогогосударственногоэкзамена 2010 года по истории (истории России) При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольныхизмерительныхматериалов ...
  2. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена (егэ) 2012 года

    Документ
    ... . Контрольныеизмерительныематериалыединогогосударственногоэкзамена (ЕГЭ) 2012 года В данном разделе представлены проекты документов, регламентирующих структуру и содержаниеконтрольныхизмерительныхматериаловединогогосударственногоэкзамена ...
  3. Кодификатор элементов содержания по математике для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2008 г

    Документ
    ... Кодификатор элементов содержания по математике для составления контрольныхизмерительныхматериаловединогогосударственногоэкзамена 2008 г. ... единомугосударственному экзамену. Изменения в вариантах КИМ в 2008 г. по сравнению с 2007 г. Структура ...
  4. Кодификатор элементов содержания по химии для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2008 г

    Документ
    ... Кодификатор элементов содержания по химии для составления контрольныхизмерительныхматериаловединогогосударственногоэкзамена 2008 г. ... контрольныхизмерительныхматериалов по учебному предмету. В ней описывается назначение и структура ...
  5. Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по информатике и икт

    Документ
    ... контрольныхизмерительныхматериаловединогогосударственногоэкзамена 2012 года по информатике и ИКТ Назначение КИМ ЕГЭ Контрольныеизмерительныематериалы ... содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ Содержание ... анализа ... минут). 9. Изменения в КИМ 2012 ...

Другие похожие документы..