Главная > Литература


География

В 2012 году в контрольно-измерительные материалы ГИА по географии внесены изменения, направленные на совершенствование структуры и содержания контрольно-измерительных материалов, а также на повышение объективности оценивания экзаменационной работы.

Данные изменения коснулись структуры, содержания и системы оценивания.

Изменения в структуре КИМ

Увеличено число заданий с кратким ответом (с 8 до 9) за счет добавления задания повышенного уровня сложности при сохранении продолжительности экзамена (120 минут).

2011 г.

2012 г.

Число заданий – 30 (максимальный первичный балл - 33)

Число заданий – 31 (максимальный первичный балл не изменяется)

Соотношение заданий:

  • с выбором ответа – 19

  • с кратким ответом – 8

  • с развернутым ответом - 3

Соотношение заданий:

  • с выбором ответа – 19

  • с кратким ответом – 9

  • с развернутым ответом – 3

Распределение по уровню сложности:

  • базовый уровень – 16

  • повышенный – 11

  • высокий – 3

Распределение по уровню сложности:

  • базовый уровень – 16

  • повышенный – 12

  • высокий – 3

Изменения в содержании КИМ

Отсутствует задание на знание и понимание выдающихся географических открытий и путешествий.

Добавлено задание на проверку умения определять на карте высоты точек, умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания (определить по физической карте высоты географических объектов).

Включено задание на умение анализировать информацию, необходимую для изучения разных районов Земли.

В задании 24, проверяющем знание и понимание особенностей основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов, уменьшено количество факторов размещения, которые требуется назвать и пояснить (с 2 до 1).

2011 г.

Демонстрационный вариант

2012 г.

Демонстрационный вариант

Задание 17.

Б. А. Вилькицкий занимался гидро-графическими исследованиями. В 1914 – 1915 гг. он возглавлял экспедицию, целью которой было прохождение Северного морского пути от Камчатки до Архангельска. В ходе экспедиции был открыт архипелаг из четырех больших островов, впоследствии названный Северной Землей. Имя этого выдающегося мореплавателя осталось на географической карте. Какой из перечисленных геогра-фических объектов назван в честь Б. А. Вилькицкого?

а) пролив

б) море

в) озеро

г) полуостров

Задание 17.

Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения их высот над уровнем моря. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

а) Санкт-Петербург

б) Екатеринбург

в) Чита

Задание 24.

Какие особенности хозяйства Ростовской области делают экономически целесообраз-ным размещение в ней электрометаллур-гических производств. Ответ запишите на отдельном листе или бланке.

Задание 24.

Назовите одну из особенностей промышленности Челябинской области, способствующую развитию производства там тяжелой тракторной техники. Ответ запишите на отдельном листе или бланке.

Задание 28.

Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, климат которого показан на климатограмме.

Изменения критериев оценивания

Изменена система оценивания задания 24 в связи с тем, что сокращено число особенностей промышленности и факторов размещения, которые требовалось указать при ответе (с 2 до 1). В целом же максимальный первичный балл не изменился (33 балла), т. к. было включено задание повышенного уровня сложности (задание 28), оцениваемое в 1 балл.

Рекомендации по подготовке учащихся

с учетом изменений в КИМ

Необходимо своевременно знакомить учащихся с изменениями в структуре, содержании контрольно-измерительных материалов, в системе оценивания.

При изучении курса «География Земли» особое внимание уделить вопросам, касающимся раздела «Источники географической информации», а именно темам: «Определение высоты точки на местности», «Определение абсолютных высот по карте».

При изучении последующего курса «География России» систематически включать задания по отработке практических навыков чтения карт различного содержания, а также задания на определение относительных и абсолютных высот точек местности:

  • например, при изучении темы «Рельеф России» - определить относительные и абсолютные высоты гор,

  • при изучении темы «Внутренние воды» - определить высоты истока и устья реки,

  • при изучении отдельных физико-географических районов – задания на определение абсолютной и относительной высот городов.

При изучении курсов «География Земли», «География России» отработать навыки характеристики типа климата по картографическим и статистическим материалам. Так, при изучении раздела «Материки и океаны» в 7 классе целесообразно включать тренировочные задания по характеристике климатодиаграмм при изучении каждого из материков, при изучении темы «Климат России» (8 класс), помимо обязательного анализа синоптических и климатических карт, включать задания на характеристику климата по климатическим диаграммам.

При изучении всех разделов курса «География» акцентировать внимание на том, что карта – особый источник географической информации, на каждом уроке уделять внимание работе с картой и другими источниками географических данных, отработке умений анализа карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм.

Биология

В 2012 году в контрольно-измерительные материалы ГИА и ЕГЭ по биологии были внесены незначительные изменения, направленные на оптимизацию независимой процедуры оценки учебных достижений выпускников IX и XI классов, результаты которой будут способствовать более осознанному выбору выпускниками дальнейшего образовательного маршрута.

Данные изменения коснулись как структуры (IX класс), так и содержания КИМ (IX и XI классы).

Изменения в структуре КИМ

Произошли изменения в распределении заданий по частям работы:

№ части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

2011

2012

2011

2012

Часть 1

24

24

24

24

Задания с выбором ответа

Часть 2

4

4

8

8

Задания с кратким ответом

Часть 3

4

3

11

8

Задания с развернутым ответом

Итого:

32

31

43

40

Т.о., количество заданий уменьшилось с 32 до 31, а максимальный первичный балл снизился с 43 до 40.

Изменения в содержании КИМ

Содержательные изменения произошли в задании части 3 (С).

2011 г.

Демонстрационный вариант

2012 г.

Демонстрационный вариант

Часть 3 (С) содержит задание высокого уровня сложности по работе с текстом.

В части 3 (С) исключено задание высокого уровня сложности по работе с текстом.

Методические рекомендации

по подготовке к ГИА в новой форме

с учётом изменений в содержании и структуре КИМ

С целью повышения качества подготовки обучающихся к итоговой аттестации необходимо обеспечить систематическое повторение материала за курс основной школы, с обязательным использованием заданий, нацеленных на предметные и метапредметные результаты.

Предметные (биологические) результаты:

  • в познавательной сфере (выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств родства человека и животных, взаимосвязи и взаимозависимости человека и окружающей среды, соблюдение мер профилактики различных заболеваний; объяснение роли биологии в деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных; значения биоразнообразия для биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, видообразования и приспособленности и т.д.);

  • в ценностно-ориентационной сфере (знание основных правил поведения в природе, основ ЗОЖ, анализ и оценка деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье).

Метапредметные (компетентностные) результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (умение видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи);

  • умение работать с разными источниками биологической информации, находить биологическую информацию в различных источниках (текст учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью (своему и окружающих);

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать, отстаивать свою позицию.

При проверке уровня подготовки обучающихся по каждой теме биологии использовать задания, подобными заданиям КИМ. При завершении изучения каждой темы целесообразно проводить зачеты с использованием теста, в который следует включать задания не только с выбором одного или нескольких верных ответов, но и со свободным ответом.

Для подготовки учащихся к экзамену по биологии следует ориентироваться не только на базовый, но и на повышенный уровень, так как многие выпускники, выбирая экзамен по биологии, планируют поступать в профильные классы.

Обеспечить мониторинг качества подготовки обучающихся, планирующих поступление в профильные классы с биологическим профилем согласно рабочим программам.

Обратить внимание на ряд аспектов в организации работы по подготовке к ГИА.

1. Подготовку к экзамену следует начинать с внимательного изучения нормативных документов (спецификации, кодификатора, демонстрационного варианта КИМ), определяющих структуру и содержание экзамена в новой форме, обращая внимание на изменения в экзаменационной работе по сравнению с предыдущим годом.

2. Тщательно подходить к отбору учебной литературы и в первую очередь учебника. Методически оправдано на протяжении всего периода изучения курса основной школы придерживаться одного УМК, поскольку позиции Федерального компонента государственного образовательного стандарта несинхронно представлены в различных УМК по курсу биологии.

Столь же тщательно следует подходить к отбору тренировочных пособий и методических разработок для непосредственной подготовки к экзамену, поскольку не все предлагаемые материалы дают адекватное представление о контрольных измерительных материалах экзамена в новой форме.

3. Систематическую подготовку к итоговой аттестации целесообразно начинать в первой четверти/триместре IX класса, так как именно в это время учащиеся определяются с перечнем предметов, по которым планируют сдавать экзамены по выбору, и проводить ее по нескольким направлениям.

1. Организация системного повторения четырехгодичного курса биологии.

Реализация данного направления позволит обеспечить систематизацию и обобщение наиболее значимого и сложного для понимания школьников материала из следующих заявленных в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта тем: «Биология как наука. Методы биологии», «Признаки живых организмов», «Система, многообразие и эволюция живой природы», «Человек и его здоровье», «Взаимосвязи организмов и окружающей среды».

Повторение рекомендуется начинать с методов познания человеком живой природы и собственного организма, а также с роли биологии в жизни современного человека.

Строение и жизнедеятельность организмов разных царств следует рассматривать комплексно, связывая повторение особенностей внешнего и внутреннего строения организмов с историческим развитием растительного и животного мира и вопросами экологии и охраны природы, которые изучаются в IX классе.

Строение и жизнедеятельность организма человека, его отдельных систем целесообразно повторять в контексте гигиены и санитарии. Следует также обратить особое внимание на вопросы оказания первой доврачебной медицинской помощи. Повторение в зависимости от числа учащихся, выбравших экзамен по биологии, может быть организовано как на уроке (например, как один из этапов урока или специальных уроках обобщения), так и во внеурочное время, с использованием возможностей консультационных часов, факультативных занятий, кружков и других форм, сложившихся в настоящее время в практике современных общеобразовательных учебных заведений.

В процессе повторения необходимо уделить основное внимание изучению типичных признаков представителей растительного и животного мира, развитию классификационных умений, работе с изображениями (рисунками или фотографиями), схемами, графиками и таблицами, отражающими как строение, так и процессы, протекающие на уровне отдельных организмов или целых экосистем. Чтобы процесс распознавания был отработан, учитель должен многократно предлагать школьникам задания с изображениями отдельных представителей различных царств живой природы, важнейших органов или систем организма человека, а также типичных экосистем. Одновременно с узнаванием объекта следует обращать внимание на его систематическое положение, особенности строения и жизнедеятельности. При повторении раздела «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» целесообразно вспомнить не только внешние признаки строения представителей основных отделов споровых и семенных растений, но и особенности их жизнедеятельности, связанные с освоением наземно-воздушной среды обитания, и их роль в жизни человека.

Повторяя содержание раздела «Животные», желательно сосредоточить внимание на связи, существующей между строением отдельного органа или системы и их функциями. При описании важнейших отделов и классов позвоночных (костные рыбы, хрящевые рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие), членистоногих, двустворчатых и брюхоногих следует обращать внимание школьников на вопросы эволюции и экологии животных, а также на их охрану.

Как показывают результаты экзамена, при повторении раздела ";Человек и его здоровье"; внимание школьников необходимо сконцентрировать на повторении следующих тем: «Нейрогуморальная регуляция», «Внутренняя среда организма», «Кровообращение и лимфоотток», «Обмен веществ и превращение энергии», «Психология и поведение». Советуем обращать внимание на развитие умений объяснять и обосновывать то или иное гигиеническое правило или рекомендацию, направленную на сохранение и укрепление здоровья человека.

Следует обратить особое внимание на отработку общеучебных умений.

2. Оптимизация текущего и рубежного контроля образовательных достижений учащихся

При проведении очередного запланированного рубежного контроля целесообразно использовать задания, аналогичные заданиям экзаменационной работы в новой форме.

Поэтому учителю, занимающемуся подготовкой к аттестации, следует заранее начать формировать собственный банк таких тестовых заданий, позволяющий выстроить для каждого ученика в классе индивидуальную образовательную траекторию подготовки к выпускному экзамену. Целесообразно обговорить с каждым школьником этапы подготовки, точки промежуточных аттестаций, способы оценки успешности их выполнения, т.е. сделать так, чтобы подготовка проводилась максимально осознанно.

Часто выбор правильного ответа зависит от внимательного прочтения формулировки тестового задания. Поэтому учителю следует ориентировать школьников на осмысление и детальный анализ прочитываемых текстов. Аналогичных интеллектуальных операций требует и выбор правильного ответа из числа предложенных.

Среди заданий с выбором одного ответа встречаются задания, требующие умения распознать на рисунке изображение растения, животного, человека или его органов, систем органов. Важно научить школьников внимательному анализу изображения как всего объекта, так и отдельных его деталей.

Результаты эксперимента по аттестации в новой форме стабильно демонстрируют, что наиболее трудными для учащихся остаются задания на соотнесение объектов (или процессов) и их признаков и особенно на установление правильной последовательности этапов протекания биологических процессов или явлений. Отрабатывая методику выполнения таких заданий, целесообразно учить школьников приемам анализа и синтеза, с помощью которых учащиеся не только сопоставляют, классифицируют объекты или процессы по имеющимся основаниям, но и предлагают собственные критерии. Обучение выполнению заданий на установление верной последовательности элементов должно начинаться с актуализации информации о проверяемом процессе или явлении. Далее рекомендуется соотнести имеющуюся у школьников информацию с перечнем предложенных в тесте этапов процесса или процессов на предмет установления последовательности.

Задания с развернутым ответом, например С1, проверяют в том числе умение применять биологические знания для обоснования необходимости соблюдения человеком в повседневной жизни санитарно-гигиенических правил, объяснения их основываясь на особенностях анатомо-физиологических особенностях организма человека. Успешность выполнения определяется умением учащихся приводить научно обоснованные аргументы, пояснять сущность своих действий, активно привлекая знания анатомии и физиологии, полученные на уроке или на других занятиях.

Методика подготовки к выполнению заданий С2 и С3 должна быть направлена на отработку у школьников умения работать с биологическим текстом (понимать смысл, сравнивать, обобщать, конкретизировать отдельные положения текста), а также на проверку умений анализировать содержание текста, делать выводы, строить умозаключения, проверять гипотезы, обосновывать факты и явления. Однако школьников следует учить умению не только находить среди представленных числовых параметров определенные закономерности, но и объяснять их биологическую природу.

3. Целенаправленное формирование у учащихся культуры выполнения тестовых заданий.

Не только в условиях экзамена, но и в практической жизни важно умение человека адекватно понимать и выполнять инструкции, осмысливать задание и находить оптимальные пути его выполнения, четко формулировать свой ответ и записывать его с учетом норм русского литературного языка, организовывать свою деятельность в условиях ограниченного времени, контролировать результаты своей работы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Единый экзамен по истории (истории россии) демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена

    Документ
    ... контрольныхизмерительныхматериаловединогогосударственногоэкзамена 2010 года по истории (истории России) При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольныхизмерительныхматериалов ...
  2. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена (егэ) 2012 года

    Документ
    ... . Контрольныеизмерительныематериалыединогогосударственногоэкзамена (ЕГЭ) 2012 года В данном разделе представлены проекты документов, регламентирующих структуру и содержаниеконтрольныхизмерительныхматериаловединогогосударственногоэкзамена ...
  3. Кодификатор элементов содержания по математике для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2008 г

    Документ
    ... Кодификатор элементов содержания по математике для составления контрольныхизмерительныхматериаловединогогосударственногоэкзамена 2008 г. ... единомугосударственному экзамену. Изменения в вариантах КИМ в 2008 г. по сравнению с 2007 г. Структура ...
  4. Кодификатор элементов содержания по химии для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2008 г

    Документ
    ... Кодификатор элементов содержания по химии для составления контрольныхизмерительныхматериаловединогогосударственногоэкзамена 2008 г. ... контрольныхизмерительныхматериалов по учебному предмету. В ней описывается назначение и структура ...
  5. Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по информатике и икт

    Документ
    ... контрольныхизмерительныхматериаловединогогосударственногоэкзамена 2012 года по информатике и ИКТ Назначение КИМ ЕГЭ Контрольныеизмерительныематериалы ... содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ Содержание ... анализа ... минут). 9. Изменения в КИМ 2012 ...

Другие похожие документы..