Главная > Документ


ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме\ авт.-сост. А.В.Фёдоров, Л.В.Новикова, Е.А.Зинина.- М.: АСТ: Астрель,2010. (Федеральный институт педагогических измерений)

Примеры выполнения заданий части 1 экзаменационной работы

Фрагмент части 1 экзаменационной работы

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва вы­казалось из-за зелёных вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал ещё радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утёсов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубо­ких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас сереб­ряным дождём. Я помню — и в этот раз, больше чем когда-ни­будь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь всё становился уже, утёсы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходи­лись непроницаемою стеной. ■ Мы ехали молча.

— Написали ли вы своё завещание? — вдруг спросил Вернер.

— Нет.

— А если будете убиты?..

— Наследники отыщутся сами.

— Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать своё последнее прости?..

Я покачал головой.

— Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память?..

— Хотите ли, доктор, — отвечал я ему, — чтоб я раскрыл вам мою душу?.. Видите ли, я выжил из тех лет, когда умирают, произнося имя своей любезной и завещая другу клочок напома­женных или ненапомаженных волос. Думая о близкой и воз­можной смерти, я думаю об одном себе: иные не делают и это­го. Друзья, которые завтра меня забудут или, хуже, возведут на мой счёт Бог знает какие небылицы; женщины, которые, обни­мая другого, будут смеяться надо мною, чтоб не возбудить в нём ревности к усопшему, — Бог с ними! Из жизненной бури я вы­нес только несколько идей — и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои соб­ственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле это­го слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй... второй? По­смотрите, доктор: видите ли вы, на скале направо чернеются три фигуры? Это, кажется, наши противники?..

Мы пустились рысью.

(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)

ЗАДАНИЕ

1.1.3. Какова роль пейзажа в данном фрагменте?

Ответы выпускников на задание 1.1.3.

Работа 1

Яркое описание пейзажа позволяет нам ощутить, как обостря­ются чувства Печорина, когда он осознаёт, что может скоро погиб­нуть. Он ценит только то, что, возможно, навсегда потеряет. Герой пишет, что никогда так сильно не любил природу и что это утро са­мое свежее и голубое. Последний день для него самый прекрасный.

Комментарий

Экзаменуемым выбрано, безусловно, верное направление в рассуждении. Но работа содержательно скупа, недостаточна ло­гична, слабо аргументирована. Предложенный вопрос предполага­ет выявление не только психологической, но и других функций пейзажа. Один из тезисов звучит излишне категорично: учащийся утверждает, что Печорин «ценит только то, что, возможно, на­всегда потеряет». Данное наблюдение верно лишь отчасти. Не учитывается, например, что тонкое чувство природы, присущее Печорину, подчёркивается автором на протяжении всего романа, а не только в поворотные моменты судьбы героя (например, опи­сание природы в начале повести «Княжна Мери»). Возможна та­кая корректировка фразы: Печорин особенно начинает ценить именно то, что может навсегда утратить. Заключительная фраза звучит абсурдно, однако понятно, что учащийся хотел сказать о том, что перед лицом возможной гибели Печорин испытывает «сладкое томление», обострённо чувствуя таинственную гармонию природы (эта же мысль лучше была сформулирована в начале от­вета, и не было необходимости её повторения в худшем варианте).

По критерию «следование нормам речи» работа заслуживает максимального балла.

Ответ оценён 2 баллами (соответственно по критериям: 1;1).

Работа 2

С помощью пейзажа автор передаёт внутреннее состояние ге­роя перед дуэлью. Печорин понимает, что, возможно, жить ему осталось недолго, и жадно вглядывается в окружающий его при­родный мир. Сам он говорит: «Я помню — в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу».

Комментарий

Работа имеет те же достоинства и недостатки, что и предыду­щая, рассмотренная выше. Учащийся упрощает задачу, форму­лируя односторонний ответ, тогда как роль пейзажа в приведён­ном фрагменте значительно богаче. Описание природы создаёт определённый контрастный фон с изображаемыми драматиче­скими событиями: «голубое», «свежее» утро и трагическая раз­вязка конфликта между людьми. Кроме того, восторженное вос­приятие Печориным природы свидетельствует не только о дра­матичности переживаемой им минуты, но и о богатстве его внутреннего мира, о романтической стороне его личности, чут­ко откликающейся на красоту природы.

По критерию «следование нормам речи» работа заслуживает максимального балла.

Ответ оценён 2 баллами (соответственно по критериям: 1;1).

Работа 3

Описывая чудесный утренний пейзаж, Печорин как никогда поэтичен: он любуется восхитительной свежестью «голубого» кав­казского утра. А ведь это утро могло оказаться для него послед­ним. Таким образом, проводя параллель с другими главами, мы замечаем, что Печорин начинает ценить что-то, когда судьба угрожает забрать у него это навсегда. Вот и сейчас: он жаж­дет жить, хочет слиться с природой, замирает в восхищении перед величественным Кавказом, когда находится в шаге от ги­бели. Похожую ситуацию мы увидим и в конце повести Бэла», когда та умирала на его глазах, а Печорин пытался оживить ее поцелуем, и в повести «Княжна Мери», когда конь Печорина па­дает, препятствуя тем самым Печорину, который хотел попро­щаться с Верой, которой он не увидит больше никогда. И тогда Печорин падает на землю, начинает рыдать от бессилия, как малое дитя.

В этих эпизодах мы видим Печорина не мрачным, озлобленным, скрытным скептиком, а страстным, честным, благородным, но разочарованным человеком.

Комментарий

Уровень ответа на вопрос свидетельствует о наличии у экзаме­нуемого определённой филологической культуры, позволяющей ему успешно анализировать и комментировать художественный текст. Несмотря на то, что учащийся выявил только одну функ­цию пейзажа, он сумел выстроить доказательное рассуждение, привести несколько примеров, показав хорошее знание романа.

В целом работа имеет адекватное содержанию речевое офор­мление. Обращает на себя внимание одна неудачная фраза: «...конь Печорина падает, препятствуя тем самым Печорину, ко­торый хотел попрощаться с Верой, которой он не увидит больше никогда» (нагромождение однородных придаточных, неоправ­данный повтор, неверное употребление слова (конь пал, а не падает), нелепое утверждение, что «конь препятствует»). Дан­ное предложение следует рассмотреть как одну речевую ошибку и по второму критерию выставить максимальный балл.

Ответ оценён 4 баллами (соответственно по критериям: 3;1).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ответы на экзаменационные вопросы интернет-курсов ИНТУИТ (INTUIT) 102 Основы программирования на JavaScript

    Вопросы к экзамену
    ... для задания параметров соединения? Какие браузеры работают ... конструкцию следующего примера? Можно ли ... Что произойдет при выполнении следующего фрагмента кода? Что ... . По остальным экзаменационным вопросам курсов ИНТУИТ ... в текстах; - часть вопросов могла не ...
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине (79)

    Учебно-методический комплекс
    ... неотъемлемая часть всемирной истории ... материалы Экзаменационные вопросы ... работ, заслушивания докладов на семинарских занятиях, проведения и анализа тестов, выполненных студентами самостоятельно заданий ... конкретными примерами. ... Проанализируйте фрагмент из ...
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине (215)

    Учебно-методический комплекс
    ... неотъемлемая часть всемирной истории ... материалы Экзаменационные вопросы ... работ, заслушивания докладов на семинарских занятиях, проведения и анализа тестов, выполненных студентами самостоятельно заданий ... конкретными примерами. ... Проанализируйте фрагмент из ...
  4. Отчет о работе гбоу сош № 365 за период 2009 - 2011 уч года общая характеристика учреждения

    Отчет
    ... текстовых задач Примеры на действия, ... выполнениемзадания на звукобуквенный анализ слов, часть ... недель(с учётом экзаменационного периода и ... работа совместных творческих групп классных руководителей и учителей-предметников; демонстрация фрагментов ...
  5. Примеры выполнения заданий части 1 экзаменационной работы фрагмент части 1 экзаменационной работы

    Документ
    ... кл.: Тренировочные варианты экзаменационныхработ для проведения государственной итоговой ... Федеральный институт педагогических измерений) Примерывыполнениязаданийчасти 1 экзаменационнойработыФрагментчасти 1 экзаменационнойработы Я не помню утра ...

Другие похожие документы..