Главная > Учебно-методический комплекс


1. Задачи:

  1. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О семеноводстве», одобренный Советом Федерации и направленный на подпись Президенту РФ. Президент РФ отклонил представленный для подписания и обнародования закон на том основании, что в нем подразумевается создание Государственной семенной инспекции РФ, а такой орган не предусмотрен утвержденной Президентом РФ структурой федеральных органов исполнительной власти.

Вопрос: прав ли Президент РФ? (См.: Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о толковании ст.71 (пункт «г»), ст.76 (ч.1) и ст.112 (ч.1) Конституции Российской Федерации».

  1. Руководитель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг обратился в Верховный Суд РФ с жалобой на решение Совета Безопасности РФ об освобождении его от занимаемой должности в связи с дестабилизацией финансового рынка. В обоснование своей жалобы он сослался на то, что Совет Безопасности РФ не вправе решать кадровые вопросы в отношении руководителей органов государственной власти.

Вопрос: Какое решение должен вынести Верховный Суд РФ? (См.: Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Указ Президента РФ от 02.08.99 № 949 (в ред. от 28.12.00) «Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации». – Собрание законодательства РФ. 1999. №32.ст.4041, №47. ст.5684; 2001. №1. ч.1. ст.68, Указ Президента РФ «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации»)

  1. Президент РФ подписал указ об отставке Правительства РФ и временном возложении обязанностей Председателя Правительства РФ на себя, а позже – указ о назначении и.о. министра топлива и энергетики и.о. заместителем Председателя Правительства РФ и и.о. Председателя Правительства РФ.

Вопрос: Соответствуют ли данные указы Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации»? Может ли Правительство РФ после отставки принимать решения в обычном порядке до формирования нового Правительства РФ?

  1. Совет Федерации обратился к Президенту РФ с предложением отменить указ о назначении первого заместителя Председателя Правительства РФ, поскольку Конституция РФ и Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» не предусматривают наличия в составе Правительства РФ подобной государственной должности.

Вопрос: Прав ли был Совет Федерации?

  1. Правительство РФ своим постановлением отменило постановление правительства Свердловской области о порядке лицензирования отдельных видов деятельности на территории области как несоответствующее федеральному законодательству и нарушающее компетенцию Правительства РФ.

Вопрос: Допускается ли в Конституции РФ такое полномочие Правительства РФ?

Семинар по теме 12. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации (2 часа)

Вопросы семинара:

  1. В чем выражаются конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ?

  2. В чем состоит общая характеристика органов законодательной (представительной) власти в субъектах РФ?

  3. В чем состоит общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ?

  4. Каковы модели разделения властей в субъектах Российской Федерации?

  5. Каковы основные формы взаимодействия органов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти

Практические задания:

1. Задача:

В уставе одного из субъектов РФ предусматривается следующая система органов государственной власти: Глава администрации – руководитель (лидер) субъекта РФ, Государственный Совет – высший законодательный и исполнительно-распорядительный орган власти, Верховный Суд – высший суд общей юрисдикции на территории субъекта РФ, Главный прокурор – глава прокуратуры субъекта РФ, назначаемый Главой администрации субъекта РФ. Какие нарушения Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» здесь допущены?

2. На основе Конституции РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», постановлений Конституционного Суда РФ по делам о проверке конституционности ряда положений Уставов Алтайского края, Читинской области и Конституции Республики Алтай ответьте на следующие вопросы:

Должна ли система органов государственной власти субъектов РФ строиться по аналогии с моделью разделения властей, предусмотренной на федеральном уровне?

Какие формы взаимоотношений законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекты РФ обязаны устанавливать в своих конституциях и уставах, и какие формы взаимоотношений могут быть предусмотрены на уровне власти субъектов РФ?

Семинар по теме 13. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Конституционное правосудие (2 часа)

Вопросы семинара:

  1. В чем состоят конституционные принципы осуществления правосудия?

  2. Какие виды судопроизводства закреплены Конституцией РФ и в чем их особенности?

  3. Каково построение судебной системы РФ?

  4. Каковы основы статуса судей?

  5. Каковы природа и место Конституционного Суда России?

  6. Как формируется состав Конституционного Суда РФ?

  7. Какие дела уполномочен рассматривать и решать Конституционный Суд РФ и чем они отличаются друг от друга?

  8. В чем состоят особенности конституционно-правового статуса прокуратуры РФ?

Практические задания:

1. Используя положения Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» и Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», составить схему судебной системы России, отразив в ней звенья органов правосудия.

2. На основе Закона РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» студентам предлагается изобразить единую федеральную централизованную систему органов и учреждений прокуратуры России.

3. Провести заседание Конституционного Суда РФ в соответствии с процедурными правилами, установленными Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Регламентом Конституционного Суда РФ от 1 марта 1995 г. № 2-1/6.

Участники заседания должны выбрать: председательствующего, двух представителей от каждой из сторон, приглашенных в заседание, судей-докладчиков, экспертов. Остальные студенты будут принимать участие в заседании в качестве судей.

По результатам заседания должно быть составлено и оглашено решение Конституционного Суда РФ (определение или постановление). Для составления итогового решения по делу создается редакционная группа во главе с председательствующим.

В зависимости от существа дела к заседанию Конституционного Суда РФ участникам необходимо подготовить следующие документы:

  1. Запрос стороны (жалоба) в Конституционный Суд РФ со всеми необходимыми приложениями.

  2. Заключение профильного управления Конституционного Суда РФ, заключения экспертов, а также привлекаемых к делу и иных заинтересованных органов и организаций.

  3. Проект решения Конституционного Суда РФ.

В качестве возможных вариантов для судебного рассмотрения могут быть предложены следующие дела:

  1. о толковании положений Конституции РФ

  2. о споре о компетенции между государственными органами

  3. по жалобе граждан о проверке конституционности положений закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле

  4. по запросу суда о проверке конституционности положений закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле

  5. по запросу уполномоченного органа государственной власти о проверке конституционности соответствующего нормативного правового акта

Раздел III.
Методические рекомендации для студентов

Программа курса КПР предусматривает представление нескольких письменных работ –1 курсовой работы, 1 реферата, 1 эссе, 1 домашнего задания,.

Культура оформления текста – неотъемлемая составная часть письменной работы, поэтому следует обратить внимание на правильное оформление текста, цитат, ссылок, списка литературы и нормативных правовых актов.

Студент вправе вместо одного из видов письменных работ выполнить творческую работу (примерные виды см. ниже), но только по согласованию с преподавателем или заведующим кафедрой. Вид заменяемой письменной работы определяется в зависимости от характера и трудоемкости творческой работы.

Основой для подсчета объема письменных работ считается текст, набранный шрифтом Times New Roman, 12 кеглем через полтора интервала.

Как оформлять библиографию

Один из главных навыков, который необходимо усвоить с первого дня учебы – умение правильно цитировать источники, оформлять библиографические сноски и списки литературы. В большинстве случаев для предварительной оценки письменной работы преподавателю достаточно взглянуть на то, как оформлен ее научно-вспомогательный аппарат. Небрежные цитаты, неточные и неправильно оформленные сноски и т.п. – все это показатель низкой учебно-научной культуры студента, что существенно влияет на общую оценку работы. Поэтому рекомендуется изучить приведенные ниже простые правила и неукоснительно их соблюдать.

Текст письменной работы должен быть набран, тщательно отформатирован и напечатан одним и тем же шрифтом, предпочтительно – Times New Roman 12 кеглем; межстрочный интервал – полуторный, абзацный отступ – 1,25 см.

Сноски помещаются в подстрочнике (т.е. внизу каждой страницы. Нумерация сносок может быть постраничной или сквозной. Сноски набираются шрифтом Times New Roman размер – 10 кегель.

Все аббревиатуры и сокращения, за исключением заведомо общеизвестных, должны быть расшифрованы при первом употреблении в тексте. Возможен список используемых автором сокращений, который приводится в конце работы. Ваша работа, безусловно, выиграет, если вы не будете использовать в тексте (и тем более – в устной речи) сокращения «РФ».

Цитата должна приводиться в кавычках и строго соответствовать тексту оригинала. Если по каким то причинам в тексте цитаты пропускаются отдельные слова, то в этом месте (в начале, в конце или в середине предложения) должно быть поставлено отточие – …, еще лучше – […], указывающее, что цитата приведена с пропусками.

В принципе не рекомендуется заменять цитату пересказом текста. В тех же случаях, когда на это все же приходится идти (например, вы ссылаетесь на крупную работу и вам требуется коротко передать ее содержание), такой пересказ должен быть безусловно объективным и точным, не содержать штампов и субъективных оценок.

В любом случае следует точно указывать источники приводимых в рукописи цитат, цифровых и фактических данных. При этом точки, запятые и другие знаки препинания ставятся в тексте после номера сноски.

Если вы хотите выделит какую-то мысль автора, цитату которого приводите, в скобках поясняйте и ставьте инициалы своих имени и фамилии:

Пример:

«В правовом государстве не существует ни суверенной власти, ни суверенного органа, а существует лишь суверенный закон (курсив наш. – М.К.). Этот же закон не является предписанием того или иного учреждения – монарха или парламента, – а представляет собою результат сложного юридического процесса, в котором принимают участие несколько органов, и притом в степени и в формах, установленных конституцией. Постановление ни одного из этих органов […] производит юридический эффект лишь под условием его согласованности с постановлениями других органов»1.

При ссылке на правовой источник в сноске необходимо указать его полное официальное наименование и официальный источник, в котором он опубликован, а также все официальные источники, в которых опубликованы изменения и дополнения к нему.

Пример: Федеральный закон от 24 февраля 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 14. Ст. 1212; 1996. № 34. Ст. 4027; 1997. № 3. Ст. 352.

При использовании журнальных материалов следует указывать фамилию и инициалы автора статьи; её название; наименование журнала; год издания; номер журнала; номер страницы.

Пример:Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5. С.18.

При ссылке на книгу указываются фамилия и инициалы автора (или нескольких авторов – через запятую); название книги; город, где книга издана; год издания; страница. Для коллективных монографий и сборников статей (если авторы не указаны перед заглавием книги) указывается редактор (отв. редактор).

Если приводится не цитата, а ее изложение, в сноске ставится: «См.:». Это же относится и к журнальным статьям.

Примеры:Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М., 2005. С.280.

См.: Лассаль Фердинанд. О сущности конституции (Речь, произнесенная в одном берлинском окружном собрании, в 1862 г.) // Сочинения Фердинанда Лассаля. Т.2. СПб, 1905. С.9−10, 18.

Мейнваринг Скотт. Президентское правление, многопартийность и демократия: трудное сочетание // Теория и практика демократии. Избранные тексты: Пер. с англ. / Под ред. В.Л.Иноземцева и Б.Г.Капустина. М., 2006. С.223.

Все библиографические источники на иностранных языках следует указывать на языке оригинала, избегая аббревиатур и по возможности следуя тем же правилам, что и при оформлении библиографии на русском языке.

Примеры:Pradel J. Droit pénal comparé. P., 1995. P. 4.

Noyes H.S. Felony-Murder Doctrine Through the Federal Looking Glass // Indiana Law Journal. 1994. Vol. 69, № 2. P. 540-541.

Список литературы в конце работы оформляется по приведенным выше правилам, при этом источники располагаются в алфавитном порядке. Если в работе широко используются официальные материалы (акты законодательства или судебная практика), список такого рода источников целесообразно дать в начале общего списка отдельной рубрикой. Иностранные источники (на латинице) также даются компактным блоком в начале или в конце списка источников.

1. Курсовая работа

Курсовая работа – это учебная научно-методическая работа студента, выполняемая под руководством преподавателя. Имеет целью развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных исследований, углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников).

Темы курсовых работ рекомендованы кафедрой конституционного и муниципального права (см. ниже). По согласованию с преподавателем студент может взять тему, не предусмотренную в перечне. Достаточно часто тема курсовой работы берется с расчетом на то, чтобы использовать ее материал при написании дипломной работы.

При подготовке курсовой работы студент вправе пользоваться советами и консультациями своего научного руководителя.

Рекомендуемый объем курсовой работы – 18-20 страниц.

Курсовая работа подлежит защите. Оценка за курсовую работу проставляется в ведомость и в зачетную книжку студента.

Примерная тематика курсовых работ

  1. Анализ какого-либо федерального закона, нормативного указа Президента РФ, постановления Правительства РФ или решения Конституционного Суда РФ, затрагивающих конституционно-правовые отношения (наиболее предпочтительно).

  2. Критерии реальности демократического государства.

  3. Критерии реальности правового государства.

  4. Критерии реальности федеративного государства.

  5. Критерии реальности социального государства.

  6. Правовое обеспечение светского характера государства с учетом российской специфики.

  7. Механизм правового обеспечения бюджетного федерализма в Российской Федерации.

  8. Механизм правового обеспечения неприкосновенности Президента РФ.

  9. Проект: Закон о порядке досрочного прекращения полномочий Президента РФ.

  10. Обоснование предложений по правовому обеспечению независимости судей в Российской Федерации.

  11. Возможности законодательного регулирования правового статуса Президента РФ.

  12. Механизм обеспечения исполнения решений Конституционного Суда РФ.

  13. Возможные решения Конституционного Суда РФ по нейтрализации дисбаланса в системе сдержек и противовесов.

  14. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции России и возможные способы их решения.

  15. Проблемы в теории и практике реализации прав человека и возможные способы их решения.

  16. Механизм правового обеспечения реальности местного самоуправления.

  17. Проект: создание муниципальной милиции вне системы МВД.

  18. Проект новой редакции Конституции Российской Федерации.

  19. Проект: новая редакция Закона о противодействии экстремизму.

  20. Смысл и значение конституционной формулы «Человек, его права и свободы – высшая ценность».

  21. Российское гражданство: философия приобретения и прекращения.

  22. Решения Конституционного Суда РФ как источники конституционного права РФ.

  23. Конституционные основы статуса политических партий в России.

  24. Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.

  25. Принцип равноправия в российской Конституции.

  26. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: современное развитие и взгляд в будущее.

  27. Правовые позиции Конституционного Суда РФ в сфере обеспечения и защиты конституционных прав и свобод.

  28. Распространение решений Европейского суда по правам человека на российскую судебную практику.

  29. Принципы российского федерализма.

  30. Проблемы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ: конституционно-правовое регулирование, принципы и порядок.

  31. Конституционные основы взаимоотношений Российской Федерации и субъектов РФ: формы влияния, взаимодействия, возможности и механизмы разрешения споров.

  32. Конституционные основы системы органов государственной власти субъектов РФ.

  33. Законодательство субъекта РФ в системе законодательства Российской Федерации.

  34. Особенности организации и проведения предвыборной агитации в России.

  35. Конституционные причины доминирующего положения Президента Российской Федерации в механизме государственной власти.

  36. Полномочия Президента России в законодательном процессе.

  37. Преимущества и недостатки двухпалатной структуры российского парламента.

  38. Законодательный процесс Российской Федерации: основные проблемы и решения.

  39. Правовая природа Конституционного Суда и его место в системе органов государственной власти.

  40. Конституционный контроль в России и конституционно-правовая ответственность.

  41. Современная реформа местного самоуправления в России.

Критерии оценки курсовых работ по конституционному праву

Аспект

8-10 баллов

6-7 баллов

4-5 баллов

1-3 балла

0 баллов

Знания

Работа основана на использовании значительного объема учебной и научной литературы, монографий и научных статей

Работа основана на использовании учебной литературы и некоторых научных источников

Работа основана на материале учебников и лекциях

Работа содержит грубые ошибки, свидетельствующие, что студент не разобрался в теме

Работа не представлена

Творчество

Полностью самостоятельная работа. Исполнена ярко, талантливо, производит самое благоприятное впечатление

Достаточно самостоятельная и творческая работа, но не все получилось. Стиль работы адекватен ее содержанию

На фоне грамотного пересказа есть отдельные собственные мысли. Автор явно старался, но, к сожалению, не все получилось

Работа списана или «скачана» из Интернета



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (23)

    Документ
    ... ПравительстваРоссийскойФедерации" (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2010, № 31, ст. 4273). Председатель ПравительстваРоссийскойФедерации В.Путин УТВЕРЖДЕНЫ постановлением ПравительстваРоссийскойФедерации ...
  2. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (101)

    Документ
    ... ПравительстваРоссийскойФедерации" (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2010, № 31, ст. 4273). Председатель ПравительстваРоссийскойФедерации В.Путин УТВЕРЖДЕНЫ постановлением ПравительстваРоссийскойФедерации ...
  3. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (368)

    Документ
    ... «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации»ПравительствоРоссийскойФедерации п о с т а н о в л я е т : 1. Утвердить прилагаемые: значительный, крупный и особо ...
  4. Правительство российской федерации (49)

    Пояснительная записка
    ... -ФЗ «Об исполнительном производстве». Постановление ПравительстваРоссийскойФедерации от 07 июля 1998 г. N 723 ... от 17 декабря 1997 г. № 3-ФКЗ «О ПравительствеРоссийскойФедерации»; Закон РоссийскойФедерации от 3 сентября 1992 г. № 3520 ...
  5. Правительство российской федерации (152)

    Программа дисциплины
    ... , внесенными постановлением ПравительстваРоссийскойФедерации от 29 ноября 2007 г. N 813) Распоряжение ПравительстваРоссийскойФедерации от 25 ...

Другие похожие документы..