Главная > Учебно-методический комплекс


Практическое задание:

Провести парламентские слушания по теме: «Проблемы российского федерализма: современное состояние и перспективы».

Из своего состава студенты должны выбрать председательствующего, докладчиков (содокладчиков), а также приглашенных от научной общественности, практических работников в области федеративных отношений, представителей средств массовой информации. Парламентские слушания проводятся Комитетом по делам Федерации и региональной политике Государственной Думы в конституционно-правовой процедуре, установленной Регламентом этой палаты.

По итогам парламентских слушаний редакционная группа, образованная председательствующим, составляет рекомендации, в которых даются анализ рассмотренных проблем и предложения, направленные на совершенствование федеративных отношений России и законодательства в этой области.

Примерные темы для выступлений:

  1. Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ (выступает ученый).

  2. Договорный процесс – путь к асимметричной Федерации (выступает представитель Президента Республики Татарстан).

  3. Проблемы национальной политики в России. Национальный и территориальный принципы построения федерации (выступает представитель Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ).

  4. Российская Федерация должна быть унитарным государством (выступает представитель ЛДПР).

  5. Взаимоотношения края, области с входящими в их состав автономными округами (выступает судья Конституционного Суда РФ).

  6. Механизмы приведения конституций, уставов и законов субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством (выступает представитель Министерства юстиции РФ).

  7. Институт федерального вмешательства: Россия и зарубежный опыт (выступает ученый).

  8. Пути развития бюджетного федерализма в России (выступает представитель Министерства финансов РФ).

Семинар по теме 7. Конституционные основы местного самоуправления (2 часа)

Вопросы семинара:

  1. В чем состоит смысл местного самоуправления?

  2. Какова специфика конституционных основ местного самоуправления в России? Как понимать категорию «право граждан на местное самоуправление»?

  3. Каким образом разграничиваются сферы государственной власти и местного самоуправления?

  4. Что означает правовая формула «решение жителями местных вопросов под свою ответственность»?

  5. Каковы территориальные основы местного самоуправления по действующему законодательству РФ?

  6. Каковы финансово-экономические основы местного самоуправления? Гарантируют ли они осуществление местного самоуправления?

  7. Какие модели организации местной власти предусматривает действующее законодательство РФ?

  8. Перед кем и за что отвечают органы и должностные лица местного самоуправления?

Практические задания:

1. Задачи:

  1. В уставе муниципального образования «Северный район» закреплено положение, согласно которому глава муниципального образования является высшим должностным лицом Северного района, одновременно осуществляя руководство представительным и исполнительными органами местного самоуправления.

Вопрос: Соответствует ли данное положение Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»?

  1. Жители села Куликово приняли на местном референдуме устав своего муниципального образования и обратились в областное управление юстиции с просьбой зарегистрировать его. Управление юстиции в регистрации отказало на том основании, что данный устав в качестве единственного института местного самоуправления предусматривал общее собрание села (сельский сход), а создание представительного и исполнительного органа местного самоуправление не предусматривалось.

Вопрос: Соответствует ли отказ управления юстиции Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»?

2. На основе Конституции РФ, Постановления Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» и Постановления Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» ответьте на следующие вопросы:

  • осуществление местного самоуправления на той или иной территории – это право или обязанность населения?

  • в каких случаях и в каком порядке допустимо распространение государственной власти на территории, на которых должно осуществляться или уже осуществляется местное самоуправление?

  • могут ли органы местного самоуправления наделяться в полном объеме государственными полномочиями?

  • вправе ли местные органы власти наделить государственные органы полномочиями по решению вопросов местного значения?

Семинар по теме 8. Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации (4 часа)

Вопросы семинара:

  1. Что такое избирательное право и избирательная система? Каковы наиболее распространенные виды избирательных систем? Как избирательная система способна повлиять на состав представительного органа власти?

  2. Каковы принципы избирательного права в России?

  3. К какой избирательной системе относится система, применяемая на выборах депутатов Государственной Думы? Какие цели преследует реформа избирательной системы?

  4. Каковы основные этапы (стадии) избирательного процесса в Российской Федерации?

  5. Какие ограничения предусмотрены Конституцией и законодательством при проведении предвыборной агитации в России?

  6. Как осуществляется определение результатов выборов при выборах депутатов Государственной Думы?

Практические задания:

1. Ответить на предложенные ниже вопросы, делая ссылки на положения Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

  1. Какие виды избирательных комиссий создаются на выборах депутатов Государственной Думы. В каком порядке они формируются? Назовите основные полномочия избирательных комиссий разных уровней.

  2. Как выдвигаются списки кандидатов в депутаты по пропорциональной избирательной системе?

  3. Кто осуществляет регистрацию кандидатов в депутаты. Какое юридическое значение имеет регистрация?

  4. Назовите основания отказа в регистрации или отмены регистрации кандидатов в депутаты, федеральных списков кандидатов?

  5. Назовите основные гарантии для кандидатов в депутаты?

  6. Назовите основные правила ведения предвыборной агитации, использования наглядных средств, а также телевидения, радио, газет. Какие приемы предвыборной агитации запрещены законом? Что понимается под злоупотреблением кандидатом своим служебным положением?

  7. Каковы основные правила финансирования избирательной компании? Какие средства запрещено вносить в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, блоков?

  8. В каких случаях и в каком объеме кандидаты, избирательные объединения, блоки обязаны возвращать органам, организациям и гражданам денежные средства своих избирательных фондов?

  9. Какие основные нарушения закона возможны в ходе избирательного процесса. Какие меры ответственности они могут повлечь?

  10. Какие данные содержатся в избирательном бюллетене?

  11. Как проводится голосование?

  12. Какие возможности есть у граждан РФ, которые в день выборов находятся за пределами территории своего избирательного участка либо по каким-то причинам не могут проголосовать в его помещении?

  13. Как распределяются депутатские мандаты по федеральному округу среди избирательных объединений, блоков и внутри них. Что такое процентная оговорка (избирательный барьер)?

  14. При каких условиях выборы считаются несостоявшимися и недействительными?

  15. Как и куда можно обжаловать избирательные действия, нарушающие права и свободы участников выборов, а также результаты выборов?

2. Задачи:

В едином избирательном округе в выборах, проводимых по пропорциональной системе, приняло участие 400 тысяч избирателей. Необходимо распределить 8 мандатов между пятью партиями, которые участвуют в выборах, если: Партия А. получила 126 тыс. голосов избирателей, Партия Б. получила 94 тыс. голосов избирателей, Партия В. получила 88 тыс. голосов избирателей, Партия Г. получила 65 тыс.голосов избирателей, Партия Д. получила 27 тыс. голосов избирателей.

Вопрос: Сколько мест в парламенте получит каждая партия, если при расчете использовать метод квоты Хэра и правило наибольшего остатка?

По итогам выборов в Государственную Думу голоса избирателей распределились в процентном соотношении следующим образом: партия А. – 24.1 %, партия Б. – 24.9 %, партия В. – 2.9 %, партия Г. – 2.2 %, партия Д. – 1.2 %.

Вопрос: Федеральные списки каких партий будут допущены к распределению депутатских мандатов?

На выборах в Государственную Думу партия «Левые» получила 51.2 % голосов избирателей, партия «Правые» – 4.5 %, партия «Крайне левые» – 4.2 %, партия «Крайне правые» – 3.5 %, партия «Центристы» – 2.1 %.

Вопрос: федеральные списки каких партий будут допущены к распределению депутатских мандатов?

Министр путей сообщения Б.П. Сидоров, стоящий под № 3 в общефедеральной части федерального списка «Российская партия единения» («Заяц») был извещен ЦИК РФ о том, что он избран депутатом. Однако на следующий день Б.П. Сидоров уехал в недельную командировку. Вернувшись в Москву, министр обратился в ЦИК РФ с целью получения удостоверения об избрании депутатом. Второй вариант: Б.П. Сидоров стоит под № 4 в общефедеральной части федерального списка.

Вопрос: Получит ли Б.П. Сидоров мандат депутата Государственной Думы РФ? Если нет, то к кому перейдет его мандат? Ответы дать по обоим вариантам.

Гражданин С.С. Левин в день голосования перед входной дверью избирательного участка увидел агитационные плакаты с призывами голосовать за кандидата в мэры города И.И. Арсеньева. К тому моменту Левин еще не определился, за кого будет голосовать. Член участковой избирательной комиссии, выдавая избирателю бюллетень, вежливо и тактично порекомендовал гражданину голосовать за И.И. Арсеньева. Подойдя со своим бюллетенем к стоящим у стены столам для голосования, С.С. Левин вступил в полемику о выборе мэра с другими гражданами, и, выяснив, что все они голосуют за И.И. Арсеньева, поставил крестик напротив его фамилии и опустил бюллетень в избирательную урну.

Вопрос: Какие нарушения закона были допущены в данном случае?

Предприниматель С.А. Богданов, постоянно проживающий в г.Уфа (Республика Башкортостан), за два дня до голосования на выборах депутатов Государственной Думы вынужден был уезжать в командировку в Якутию. С.А. Богданов обратился в участковую избирательную комиссию с просьбой проголосовать досрочно или получить открепительное удостоверение, однако, в этом ему было отказано.

Вопрос: Правомерен ли отказ участковой избирательной комиссии?

  1. Гражданка О.Н. Минаева, пожилая пенсионерка, допустила ошибку, не разобравшись в порядке заполнения бюллетеня для голосования на выборах депутатов областного законодательного собрания, и поставила крестик напротив той партии, за которую не хотела голосовать. Избирательница попросила члена участковой избирательной комиссии выдать ей другой бюллетень?

Вопросы: Может ли избиратель получить другой бюллетень взамен испорченного? Как этот вопрос решается в ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»?

Семинар по теме 9. Президент Российской Федерации (4 часа)

Вопросы семинара:

  1. В чем состоит смысл института главы государства?

  2. Входит ли Президент РФ в систему разделения властей?

  3. Какова роль Президента РФ в законотворческом процессе?

  4. Каковы условия, порядок избрания и вступления в должность Президента РФ.

  5. Как можно структурировать компетенцию Президента РФ? Каковы особенности компетенции российского Президента?

  6. Что такое «скрытые полномочия» Президента?

  7. Каково место и роль Президент РФ в системе органов государственной власти России? В чем выражается специфика взаимоотношений Президента с органами различных ветвей власти?

  8. Какие правовые акты вправе принимать Президент РФ, каковы их значение и юридическая сила?

  9. Каковы основания и порядок обычного и досрочного прекращения полномочий Президента РФ?

  10. Каково место Президента РФ в федеративных отношениях?

Практические задания:

1. Провести круглый стол и обсудить проблемы участия Президента РФ в федеральном законотворческом процессе, в частности, использование главой государства таких полномочий как президентское вето и возвращение законов, принятых палатами Федерального Собрания, без рассмотрения.

На основе перечисленных публикаций и нормативного материала, три студента готовят сообщения на 5-7 минут на тему: Участие Президента РФ в федеральном законодательном процессе. Один из них отстаивает позиции Президента РФ, два других – точку зрения Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ. Затем, по данному вопросу проводится дискуссия.

Котенков А.А. На чем основано право Президента возвращать федеральные законы без рассмотрения // Журнал российского права. 1997. № 11.

Звягин Ю.Г. Парламент и регламент // Журнал российского права. 1997. № 11.

Окуньков Л.А. Вето Президента // Журнал российского права. 1998. № 2.

Котков А.С., Крылов Б.С., Шевченко Н.Д. Продолжение дискуссии по вопросу участия Президента в законодательном процессе // Журнал российского права. 1998. № 10/11.

Окуньков Л.А., Рощин В.А. Вето Президента: Научно-практическое пособие. – М.: «Городец», «Формула права», 1999.

Нуянзин А.Н. О праве Президента РФ возвращать принятые федеральные законы. Некоторые дискуссионные моменты // Журнал российского права. 2001. № 10.

Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом РФ, между Государственной Думой и Президентом РФ об обязанности Президента РФ подписать принятый Федеральный закон ";О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ";» от 6 апреля 1998 г. № 11-П.

2. На основе Регламентов палат Федерального Собрания, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» составить таблицу этапов процесса отрешения Президента РФ от должности.

3. Доклад: О конституционных условиях, препятствующих развитию политической конкуренции в России.

Для данного доклада рекомендуем воспользоваться следующим источником:

Краснов М.А. Персоналистский режим в России: опыт институционального анализа. – – М., 2006.

Семинар по теме 10. Российский парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации (6 часов)

Вопросы семинара:

  1. В чем состоит смысл парламентаризма?

  2. Какие этапы прошел российский парламентаризм?

  3. В чем состоит представительный характер Федерального Собрания?

  4. Зачем России двухпалатный парламент?

  5. Каковы порядок формирования, структура и принципы взаимоотношений Государственной Думы и Совета Федерации.

  6. Каковы особенности компетенции Совета Федерации и Государственной Думы?

  7. Какие правовые акты принимают палаты Федерального Собрания?

  8. Каковы этапы законодательного процесса и его особенности в каждой из палат Федерального Собрания?

  9. В чем состоит природа депутатского мандата? Что такое депутатский иммунитет и индемнитет?

  10. Какие гарантии установлены для членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы?

  11. Каковы основы парламентской дисциплины?

  12. Каково внутреннее устройство, порядок и формы работы палат Федерального Собрания?

  13. Какими контрольными полномочиями обладают палаты Федерального Собрания? Каков конституционно-правовой статус Счетной палаты Российской Федерации?

Практические задания:

1. На основе Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ответьте на следующие вопросы:

  • Может ли парламентарий состоять в органах управления коммерческой организации?

  • Вправе ли он иметь акции или доли в уставном капитале коммерческой организации и получать от них доходы?

  • Допускается ли участие парламентария в рекламе товаров, работ, услуг?

  • Вправе ли парламентарий быть певцом, телеведущим, журналистом, редактором газеты?

  • Возможно ли совмещение депутатской деятельности с работой доцента, ректора, директора дома творчества?

2. На основе Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Постановления Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. № 5-П по делу о проверке конституционности ряда положений названного Закона ответьте на следующие вопросы:

  • Можно ли наложить административный штраф на парламентария, совершившего в качестве водителя обгон с нарушением правил дорожного движения?

  • Допустим ли арест, задержание, обыск и допрос парламентария на месте совершения преступления?

  • Назовите случаи, при которых парламентарий может быть подвергнут личному досмотру.

  • В каком порядке парламентарий будет нести ответственность за хулиганские действия на заседании палаты, например, за драку с другим парламентарием, оскорбление своих коллег, обливание их водой? Если ответственность предусмотрена, какие могут быть меры воздействия?

  • Несет ли парламентарий ответственность за высказанные мнения и позиции в ходе работы палаты?

  • Можно ли возбудить в связи с действиями парламентария, не связанными с осуществлением профессиональной деятельности, уголовное или административное дело, предусматривающее судебный порядок наложения ответственности, и проводить дознание или следственные мероприятия? Допускается ли в этом случае передача дела в суд?

  • Вправе ли депутат отказаться от дачи свидетельских показаний? Если да, то при каких условиях?

3) Провести круглый стол, на котором обсудить следующий вопрос:

На основе какой модели депутатского мандата: свободной, императивной или смешанной целесообразно строить отношения избирателей и депутатов в Российской Федерации? Используя перечисленные ниже публикации и нормативный материал, три студента готовят сообщения на 5-7 минут. Один из них отстаивает позиции действия свободного мандата депутата, другой – императивного мандата, а третий приводит аргументы в пользу смешанного депутатского мандата. Затем, по данному вопросу проводится дискуссия.

Авакьян С.А. Размышления о статусе депутата // Российская Федерация. 1994. № 2.

Васильев В. Депутат подотчетен избирателям, но в той мере, в какой это считает нужным // Российская Федерация. 1994. № 1.

Масленникова С.В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. – М.: «Городец-издат», 2001.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Отв.ред.Страшун Б.А. Т.1-2. Общая часть. – М. 1996. С.324-326, 458-462.

Конституция РСФСР 1978 г.

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 г. «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации».

Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Семинар по теме 11. Исполнительная власть в Российской Федерации (2 часа)

Вопросы семинара:

  1. Каково место и значение Правительства РФ в системе органов государственной власти России?

  2. Может ли у Правительства РФ быть самостоятельный социально-экономический курс?

  3. Каков порядок формирования Правительства РФ?

  4. Из кого состоит Правительство РФ и как оно устроено?

  5. Каков конституционно-правовой статус руководителей федеральных органов исполнительной власти, не входящих в состав Правительства РФ?

  6. Каковы виды и юридическая сила правовых актов Правительства РФ?

  7. Какие предусмотрены основания для отставки Правительства РФ?

  8. Что представляет собой система федеральных органов исполнительной власти?

  9. Что такое структура федеральных органов исполнительной власти? В чем ее отличия от системы этих органов?

Практические задания:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (23)

    Документ
    ... ПравительстваРоссийскойФедерации" (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2010, № 31, ст. 4273). Председатель ПравительстваРоссийскойФедерации В.Путин УТВЕРЖДЕНЫ постановлением ПравительстваРоссийскойФедерации ...
  2. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (101)

    Документ
    ... ПравительстваРоссийскойФедерации" (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2010, № 31, ст. 4273). Председатель ПравительстваРоссийскойФедерации В.Путин УТВЕРЖДЕНЫ постановлением ПравительстваРоссийскойФедерации ...
  3. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (368)

    Документ
    ... «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации»ПравительствоРоссийскойФедерации п о с т а н о в л я е т : 1. Утвердить прилагаемые: значительный, крупный и особо ...
  4. Правительство российской федерации (49)

    Пояснительная записка
    ... -ФЗ «Об исполнительном производстве». Постановление ПравительстваРоссийскойФедерации от 07 июля 1998 г. N 723 ... от 17 декабря 1997 г. № 3-ФКЗ «О ПравительствеРоссийскойФедерации»; Закон РоссийскойФедерации от 3 сентября 1992 г. № 3520 ...
  5. Правительство российской федерации (152)

    Программа дисциплины
    ... , внесенными постановлением ПравительстваРоссийскойФедерации от 29 ноября 2007 г. N 813) Распоряжение ПравительстваРоссийскойФедерации от 25 ...

Другие похожие документы..