Главная > Учебно-методический комплекс


5. Планы семинарских занятий

Семинар по теме 1. Конституционное право – ведущая отрасль права (2 часа)

Вопросы семинара:

  1. Какие общественные отношения регулирует Конституция Российской Федерации?

  2. Что изучает наука конституционного права? В чем сходство и отличие конституционного и государственного права?

  3. В чем состоит специфика конституционно-правовых норм?

  4. Какими методами регулируются конституционно-правовые отношения?

  5. Как появилась и развивалось наука конституционного (государственного) права в России?

Практические задания:

1. Найтив Конституции РФ нормы, детально регулирующие конституционно-правовые отношения, а также нормы-принципы и нормы общего регулирования, которые затем получают конкретизацию в правовых актах других отраслей права.

Примером конституционной нормы, детально регулирующей общественные отношения, является ч.1 ст. 107 Конституции РФ.

Примером конституционной нормы-принципа является ч.1 ст.7 Конституции РФ.

Примером конституционной нормы общего регулирования является ч.1 ст. 8 Конституции РФ.

2. Составить таблицу порядка опубликования и вступления в силу правовых актов федеральных органов государственной власти. В таблице должны быть отражены срок официального опубликования со дня подписания, срок вступления в силу со дня первого официального опубликования и источники опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, постановлений палат Федерального Собрания, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Таблица составляется с учетом Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», Указа Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Семинар по теме 2. Источники конституционного права (2 часа)

Вопросы семинара:

Что такое источник права? В чем смысл этой правовой категории?

Каковы виды и отличительные особенности источников конституционного права?

Какие законы предусмотрены Конституцией РФ? Все ли виды законов названы в Конституции РФ?

Какие общественные отношения регулируются подзаконными актами?

Являются ли судебные решения источниками конституционного права? Если являются, то всякие ли?

Зачем нужно толковать нормы Конституции РФ, кто вправе и в каком порядке это делать?

Практические задания:

1. Со ссылками на статьи Конституции РФ выписать перечень вопросов, по которым Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов. Все ли конституционные законы приняты? Является ли конституционный перечень таких законов исчерпывающим?

2. Назвать статьи Конституции РФ, которые толковались Конституционным Судом РФ. Три постановления на свой выбор студенты должны прочитать и на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» ответить на вопрос, творит ли Конституционный Суд РФ право? Если да, то необходимо привести примеры созданных Судом норм права, определить их юридическую силу, доказать, что эти нормы становятся составной частью Конституции РФ? Какой орган вправе отменить, изменить (дополнить) или оспорить данное Судом толкование Конституции РФ?

3. На основе Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», Постановления Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126, 127 Конституции РФ, Постановления Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» ответьте на следующие вопросы: как должны поступать арбитражные суды и суды общей юрисдикции, если в ходе судебного разбирательства они придут к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, подлежащего применению в конкретном деле? Могут ли суды признавать законы недействительными, если они, по их мнению, не соответствуют Конституции РФ?

4. Задачи:

  1. Во время обсуждения проекта Федерального закона о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ одна из фракций Государственной Думы предложила установить 6-месячный срок рассмотрения конституционных поправок законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. При этом факт нерассмотрения данного вопроса в указанный срок предлагалось расценивать как молчаливое одобрение конституционной поправки.

Вопросы: Дайте конституционно-правовую оценку предложениям фракции. В какие сроки и в каком порядке рассматриваются конституционные поправки в соответствии с действующим Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»?

  1. Президент РФ на основании решений государственных органов ряда субъектов РФ своими указами изменил ст.65 Конституции РФ (новые наименования республик, новый количественный состав субъектов РФ и их наименования).

Вопросы: Вправе ли Президент РФ вносить изменения в Конституцию РФ? Если да, то на каком правовом основании?

Семинар по теме 3. Конституция и форма государства. Конституция и конституционализм. Общая характеристика Конституции РФ (2 часа)

Вопросы семинара:

  1. Зачем нужны конституции современным государствам? Что такое конституционный строй?

  2. Прав ли был Ф. Лассаль в своем определении конституции?

  3. Каковы виды конституций в зависимости от разных критериев?

  4. Чем конституция отличается от закона? Какими основным свойствами должна обладать конституция?

  5. Какова внутренняя логика Конституции России 1993 года?

  6. Какую общую оценку можно дать Конституции РФ 1993 г.?

Практические задания:

1. Провести письменное сравнение Конституции РСФСР 12 апреля 1978 г. и Конституции РФ 1993 г. Для этого в виде двух колонок сравнить:

положения об основах общественного строя и политики Конституции РСФСР 1978 г. и основах конституционного строя Конституции РФ 1993 г.

содержание раздела «Государство и личность» Конституции РСФСР 1978 г. и главы «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ 1993 г.

положения о федеративном устройстве в Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г.

принципы организации и функционирования системы государственных органов в Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г.

порядок изменения и принятия Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г.

2. Доклады:

  1. О позициях государствоведов и политических деятелей Ф. Лассаля, Е.В. Спекторского и В.И. Ленина. Материал можно найти в учебном пособии: Конституционное право. Общая часть. Учебное пособие в 2-х частях. Хрестоматия. Конституционно-правовая мысль XIX – начала XX века. 2-е изд., испр. и доп. Ч. II. –М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ», 1996.

  2. О проекте Конституции, который был разработан Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. Попытаться отстоять идеи составителей проекта. Проект был опубликован в «Российской газете» от 8 мая 1993 г.

  3. О проекте Конституции, который был разработан Президентом РФ. Попытаться отстоять идеи составителей проекта. Проект был опубликован в «Российской газете» от 24 июня 1993 г. и в «Московской правде» от 5 мая 1993 г.

  4. О проекте Конституции, который был разработан группой депутатов-коммунистов.Попытаться отстоять идеи составителей проекта. Проект был опубликован в «Российской газете» от 24 июня 1993 г.

Все названные проекты можно также найти в книге: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М.: РЮИД, 1997.

Семинар по теме 4. Основы конституционного строя России (4 часа)

Вопросы семинара:

  1. Что такое конституционный строй?

  2. Что такое основы конституционного строя?

  3. Что такое суверенитет? Кому он принадлежит? Что вытекает из его признания?

  4. Какие основные ценности провозглашает российская Конституция?

  5. Чем демократическое государство отличается от правового?

  6. Что такое политическая конкуренция и какие для нее необходимы условия?

  7. Какие существуют механизмы контроля общества над властью?

  8. В чем суть федеративного государства?

  9. В чем суть социального государства?

  10. В чем суть светского государства?

Практические задания:

1. Используя положения Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» составить жалобу в Конституционный Суд РФ с целью проверки конституционности п.4 и п.5 ст. 61 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи со следующим делом:

21 сентября 2001 г. в городе Сергач Нижегородской области был проведен местный референдум по следующему вопросу: Согласны ли Вы со строительством в черте города нефтеперерабатывающего завода? В референдуме приняло участие 80 % избирателей, из них 90 % высказались против строительства. По жалобе вице-мэра Губкина И.А. городской суд отменил решение, принятое на референдуме, по основанию, указанному в абз.4 п.5 ст. 61 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Группа жителей г. Сергач решила обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой о признании неконституционными п.4 и п.5 ст.61 названного Федерального закона как допускающие возможность отмены судом решения, принятого на референдуме.

Обратите внимание на порядок обращения в Конституционный Суд РФ, какие субъекты могут обращаться в Конституционный Суд РФ, требования к запросу, ходатайству, жалобе и их допустимость (См. ст.ст. 36-39, 96-100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Вместо жалобы в Конституционный Суд РФ можно составить правовое заключение, в котором в связи с изложенным делом дать конституционно-правовую оценку положений п.4 и п.5 ст. 61 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

2. Доклады:

  1. о формах непосредственной демократии на федеральном уровне;

  2. о формах непосредственной демократии на уровне субъектов РФ;

  3. о формах непосредственной демократии на уровне местного самоуправления.

3. Задачи:

  1. На съезде политической партии «Идущие рядом» в повестке дня стоял вопрос о порядке расходования финансовых средств, полученных от издательской деятельности партии и в качестве пожертвований от религиозной организации «Путь прославления». Большинством голосов было принято решение распределить финансовые средства между членами партии, которые могут использовать деньги на агитационную деятельность.

Вопросы: Найдите в задаче нарушения положений Федеральных законов «О политических партиях» и «О свободе совести и о религиозных объединениях»? Если вместо политической партии доходы по условиям задачи распределяются на съезде общественного движения, допустимо ли это по Федеральному закону «Об общественных объединениях»?

Семинар по теме 5. Конституционно-правовые основы взаимоотношений личности и государства (6 часов)

Вопросы семинара:

  1. В чем основной смысл доктрины прав человека?

  2. В чем смысл конституционной формулы о человеке, его правах и свободах как высшей ценности (ст.2 Конституции РФ)?

  3. В чем состоит смысл правовой категории гражданства? Есть ли противоречия между категориями гражданства и двойного гражданства?

  4. Каковы принципы российского гражданства? В чем принципы российского гражданства отличаются от принципов советского?

  5. Каков порядок приобретения и прекращения гражданства России?

  6. Почему в российской Конституции закреплено право убежища? Каковы его ограничения? Как это право взаимосвязано с недопустимостью выдачи российского гражданина иностранному государству?

  7. Каковы основные направления государственной политики России в отношении соотечественников за рубежом?

  8. Каковы международные стандарты в области прав и свобод личности?

  9. Как можно классифицировать права, свободы и обязанности человека и гражданина, предусмотренные в Конституции РФ?

  10. Чем конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина отличаются от всех иных субъективных прав и иных обязанностей?

  11. Каковы наиболее актуальные проблемы обеспечения основных прав и свобод личности в России?

  12. Каковы основные институты, призванный обеспечивать, охранять и защищать права человека в Российской Федерации?

Практические задания:

1. Провести сравнительный анализ содержания ст.2 и ст.18 Конституции РФ.

2. Со ссылками на положения Конституции РФ составить классификацию основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

3. Перечислить основные нормативные правовые акты, в которых развиваются или должны развиваться положения о конкретных конституционных правах, свободах и обязанностях. Найдите несколько постановлений Конституционного Суда РФ в области охраны и защиты конституционных прав и свобод личности.

3. Проанализировать на выбор одно из конституционных прав или свобод по следующей схеме:

  • Какие возможности поведения субъекта заключены в содержание права (свободы)?

  • Какую характеристику данного права (свободы) можно встретить в советских либо в зарубежных конституциях, а также в международно-правовых актах?

  • Каково место данного конституционного права (свободы) в системе основных прав и свобод человека и гражданина?

  • Каковы формы реализации права (свободы): коллективная, индивидуальная или смешанная?

  • Каков механизм гарантий данного права (свободы)?

4. Задачи:

  1. Петров В.Б. родился в августе 2002 г. на территории Польши. Его мать – гражданка РФ, отец – лицо без гражданства.

Вопрос: Какое гражданство приобретет В.Петров и по какому основанию?

  1. В августе 2002 г. в уполномоченные государственные органы РФ обратился Жан Гавер, гражданин Франции, 1964 г.р., ранее не состоявший в гражданстве РФ, получивший вид на жительство в мае 1997 г. и непрерывно проживающий с этого времени в России.

Вопросы: По какому основанию он может приобрести гражданство РФ? Могут ли быть, в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», еще какие-то требования к Жану Гаверу, желающему стать гражданином РФ?

  1. Сомов А.К. родился в 1971 г. в г. Харькове и проживал на Украине. В августе 2002 г. он приехал к сестре своей матери – гражданке РФ в г. Королев Московской области и обратился в уполномоченные государственные органы с просьбой о приобретении гражданства РФ. Сомов А. не является гражданином Украины.

Вопрос: По какому основанию он может приобрести гражданство РФ и какие требования при этом ему необходимо выполнить?

  1. Сапунова Л.М. в связи с заключением браки выехала в 1995 г. на постоянное жительство в Мюнхен и вышла из гражданства РФ. В августе 2002 г. вернулась в Россию, получила вид на жительство и хочет снова приобрести гражданство РФ.

Вопрос: По какому основанию она может это сделать и какие требования при этом ей необходимо выполнить?

  1. Иванов В.В. родился в 1946 г. в Ленинграде и в связи с регистрацией брака в 1970 г. переехал в Латвию. В августе 2005 г. он с семьей вернулся в Санкт-Петербург на постоянное жительство.

Вопрос: Нужно ли Иванову В.В. приобретать гражданство и по какому основанию?

  1. Улмас Отс, проживающий на приграничной российско-эстонской территории, изменившей государственную принадлежность, решает получить в установленном порядке гражданство РФ.

Вопрос: По какому основанию он вправе это сделать?

Семинар по теме 6. Государственное устройство России. Россия как федеративное государство (6 часов)

Вопросы семинара:

  1. Зачем нужны федерации в современном мире?

  2. Какие существуют виды федераций? Как федерацию можно отличить от децентрализованного унитарного государства? Что такое симметричная и асимметричная федерация?

  3. Как происходило развитие государственно-территориального устройства России в XX веке?

  4. Какую модель федеративного устройства восприняла современная Россия?

  5. Какие принципы федеративной государственности закрепляет Конституция РФ?

  6. Что такое предметы ведения и как они разграничены Конституцией РФ? Возможно ли их дальнейшее разграничение без изменения конституционного текста?

  7. Какой смысл придается внутригосударственным договорам и соглашениям? Каковы основные процедуры их заключения и расторжения?

  8. Каково соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов РФ?

  9. Как Конституция РФ и законодательство обрисовывает механизм взаимоотношений Федерации и ее субъектов?

  10. Какова конституционно-правовая природа полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах?

  11. Каковы основные проблемы бюджетного федерализма в России?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (23)

    Документ
    ... ПравительстваРоссийскойФедерации" (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2010, № 31, ст. 4273). Председатель ПравительстваРоссийскойФедерации В.Путин УТВЕРЖДЕНЫ постановлением ПравительстваРоссийскойФедерации ...
  2. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (101)

    Документ
    ... ПравительстваРоссийскойФедерации" (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2010, № 31, ст. 4273). Председатель ПравительстваРоссийскойФедерации В.Путин УТВЕРЖДЕНЫ постановлением ПравительстваРоссийскойФедерации ...
  3. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (368)

    Документ
    ... «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации»ПравительствоРоссийскойФедерации п о с т а н о в л я е т : 1. Утвердить прилагаемые: значительный, крупный и особо ...
  4. Правительство российской федерации (49)

    Пояснительная записка
    ... -ФЗ «Об исполнительном производстве». Постановление ПравительстваРоссийскойФедерации от 07 июля 1998 г. N 723 ... от 17 декабря 1997 г. № 3-ФКЗ «О ПравительствеРоссийскойФедерации»; Закон РоссийскойФедерации от 3 сентября 1992 г. № 3520 ...
  5. Правительство российской федерации (152)

    Программа дисциплины
    ... , внесенными постановлением ПравительстваРоссийскойФедерации от 29 ноября 2007 г. N 813) Распоряжение ПравительстваРоссийскойФедерации от 25 ...

Другие похожие документы..