Главная > Программа


Примерная учебная программа

по подготовке руководителей походов выходного дня

с учащимися

Объяснительная записка

Туристская подготовка педагогических кадров образовательных учреждений края предназначена для обеспечения доступности, качества и безопасности туристско-краеведческого образования учащихся.

Организация сетевой подготовки специалистов – руководителей походов выходного дня, как наиболее доступной и массовой формы туристско-краеведческой деятельности учащихся, содействует:

- включению учащихся края в активную туристско-краеведческую деятельность;

- повышению уровня организации и проведения туристских походов с учащимися края, их образовательной и воспитательной эффективности;

- повышению безопасности туристско-краеведческих мероприятий с учащимися;

- повышению профессионального мастерства педагогов края, реализующих туристско-краеведческие образовательные программы.

Примерная программа рекомендуется для использования организаторам семинаров (школ) начальной туристской подготовки по категории «руководитель походов выходного дня с учащимися»: классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования образовательных учреждений, реализующих образовательные программы туристско-краеведческой направленности; организаторов туристской деятельности в летних профильных лагерях и экспедициях школьников.

Семинары (школы) по подготовке руководителей походов выходного дня с учащимися организуют муниципальные органы управления образованием на базе образовательного учреждения туристско-краеведческой направленности. Руководителем семинара (школы) назначается педагог, имеющий звание «инструктор детско-юношеского туризма».

1. Основы туристско-краеведческой деятельности

1.1. Основные понятия туризма. Нормативные документы по вопросам туристско-краеведческой деятельности, по обеспечению безопасности туристских походов с учащимися

Основные определения и понятия туризма. Организация туризма в России.

Типы туризма: спортивный, рекреационный, профессионально-прикладной, учебный, культурно-познавательный, экскурсионный, краеведческий, приключенческий (экстремальный), коммерческий и др.

Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, авто-мото, спелео, парусный, конный, комбинированный. Краткая характеристика каждого вида.

Формы туризма: по уровню доступности и социальной значимости – социальный и элитарный; по месту занятий – международный и внутренний; по формам организации – плановый (путевочный) и самодеятельный; по физической нагрузке на организм человека – активный (походы, путешествия и т.п.) и пассивный (транспортный, стационарный и т.п.); по составу участников – школьный, молодежный, семейный и т.п.

Роль туристских походов, путешествий, краеведческих поисково-исследовательских экспедиций, экскурсий в формировании характера учащегося, здорового образа жизни, нравственных принципов, патриотизма, повышения знаний.

Туризм – многофункциональное средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления учащихся, активного участия в общественно полезной деятельности, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков.

Нормативные документы по вопросам туристско-краеведческой деятельности,

по обеспечению безопасности туристских походов с учащимися:

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. №132-Ф3.

Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации (приложение №1 к Приказу Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 г. №293).

Положение о значке «Юный турист России» (приложение №2 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 г. №293).

Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемый при составлении суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях (Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 11 января 1993 г. №9/32-Ф «О нормах расходов на питание в туристских мероприятиях»).

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 7 декабря 1998 г. №653/19-15 «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся РФ «Отечество».

Письмо Главного управления образования администрации Красноярского края от 15 ноября 2004 г. №4090 «О мерах по обеспечению безопасности школьников при проведении туристско-краеведческих мероприятий».

Письмо министерства образования и науки Красноярского края № 6572 от 08.07.2009 г. «О мерах по обеспечению безопасности при проведении туристско-краеведческих мероприятий в летний период».

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СапПиН 2.4.4. 1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей». Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 16 марта 2003 г.

Временный порядок организации и содержания палаточных лагерей. Методические рекомендации. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю. Утвержден 8.06.2009 г.

Приказ ГУ МЧС по Красноярскому краю от 28.07.2009 г. №432 «Об организации контроля за туристическими группами»

1.2. Содержание и формы туристско-краеведческой деятельности в образовательном учреждении

План туристско-краеведческой деятельности – составная часть плана учебно-воспитательного работы образовательного учреждения. Массовая и кружковая форма работы. Туризм в планах работы классных руководителей. Планирование походов с учетом сезонности. Участие в районных, городских и краевых туристских мероприятиях. Увязка планируемых маршрутов походов и экскурсий с учебной программой и нормативами на значки «Юный турист России» и «Турист России».

Организации и учреждения, содействующие проведению туристско-краеведческой работы: центры и станции детско-юношеского туризма, дома творчества школьников, туристские маршрутно-квалификационные комиссии, клубы туристов, общество охраны природы, общество охраны памятников истории и культуры, музеи и другие.

Пропаганда туризма среди родителей.

Формы туристско-краеведческой работы: поход, путешествие, экскурсия, прогулка, слет, соревнования, кружки и клубы, туристский лагерь, работа поисковых групп, школьные музеи, туристский вечер и другие. Общественно полезная работа юных туристов.

1.3. Туристские маршруты и экскурсионные объекты родного края

Физико-географический обзор края, окрестностей своего города, села. Геологическое прошлое и современные ландшафты. Главные реки и озера. Растительный и животный мир. Природные достопримечательности.

Административное деление края. Транспортные магистрали.

Сведения о прошлом края, города (села, района). Памятники истории и культуры. Экономика и культура родного города (села, района), перспективы его развития.

Рекомендуемые объекты экскурсий, однодневные и степенные маршруты по окрестностям своего города (села). Популярные туристские маршруты по краю. Заповедники края.

Краеведческая научно-популярная, художественная литература о природе и истории Красноярского края.

2. Организация, подготовка и проведение туристского похода выходного дня с учащимися

2.1. Цели, задачи похода. Подготовка, проведение двухдневного похода, подведение итогов

Определение цели, задач похода: оздоровительные, учебные, спортивные, экологические, познавательные, комбинированные (спортивные и краеведческие цели) и т.д.

Обязанности руководителя группы при подготовке похода. Комплектование туристской группы с учетом интересов учащихся.

Соблюдение требований «Инструкции Минобразования по организации и проведению походов с учащимися…» к количественному составу, возрасту руководителей и участников походов выходного дня. Распределение обязанностей (должностей) в группе по интересам учащихся: помощник руководителя, фотограф, санинструктор, краеведы, летописец, хронометрист и т.д.

Обязанность руководителя организовать техническую и физическую подготовку участников похода, соответствующую сложности маршрута; подготовку по оказанию первой медицинской помощи. Организация медицинского «допуска» к походу учащихся, руководителя и заместителя руководителя.

Составление плана подготовки похода. Выбор и изучение района похода, разработка маршрута, подбор картографического материала. Изучение литературы о районе похода, его достопримечательностях. Консультации в туристской маршрутно-квалификационной комиссии.

Главные требования к построению «нитки» маршрута и плана-графика похода. Линейная, кольцевая, радиальная схемы построения маршрута, их сочетание в плане движения. Понятие о тактике, технике, безопасности в туризме. Логичность построения маршрута, доступность по подготовке и физической нагрузке всем участникам похода, соответствие по протяженности и сложности установленным нормативам в зависимости от вида туризма. Разработка плана-графика похода. Разведка маршрута.

Оформление походной документации (маршрутного листа, приказа по учреждению, задания на краеведческую, экологическую, поисковую деятельность). Получение разрешения родителей на участие детей в походе.

Решение вопросов подъезда и отъезда, организации питания в походе. Смета похода. Меры по обеспечению безопасности в походе: получение информации о метеоусловиях в районе маршрута на период похода (загородной экскурсии), определение контрольных пунктов и контрольных сроков сообщения с маршрута, регистрация группы в подразделении Службы спасения МЧС.

Обязанности администрации образовательного учреждения в оказании содействия в подготовке похода. Издание приказа по учреждению об утверждении похода и состава участников, выдача руководителю группы маршрутного листа. Составление инструкции и проведение инструктажа по обеспечению безопасности при подъездах и проведении похода под роспись каждого участника похода. Обеспечение группы туристским снаряжением.

День до похода. Подготовка к походу: информация руководителя похода учащимся, родителям о маршруте и программе, контрольных сроках похода, форме одежды, месте и времени сбора группы; проверка готовности (одежда, обувь, снаряжение, продукты, маршрутные документы), исправление недостатков. Получение письменного разрешения родителей, школьного врача. Получение приказа по учреждению, маршрутного листа. Инструктаж учащихся по мерам безопасности при подъездах на транспорте и на маршруте под роспись

Первый день. Сбор – за 15-20 мин. до отъезда (выхода) на маршрут. Переезд к начальному пункту похода. Правила поведения группы учащихся на улицах и в транспорте.

Начало маршрута: отметка в маршрутном листе о прибытии в начальный пункт (на железнодорожной станции, в местной администрации, школе и т.п.).

Место руководителя на маршруте. Коллективный контроль за решением проводника о направлении движения, готовность к ведению записей на маршруте, сверка часов.

Первый переход, первый привал. Требования к местам кратковременных привалов. Расположение туристов на привале.

Продолжительность перехода в зависимости от времени и характера пути. Изменения скорости движения.

Питьевой режим в походе. Обеззараживание воды.

Познавательная и краеведческая работа на маршруте и привале: ведение записей, наблюдение, видео- и фотосъемка. Воспитание наблюдательности и любознательности. Сбор ягод и грибов в пути. Съедобные и ядовитые грибы и растения.

Работа с проводниками в пути и на привалах. Работа топографов по нанесению на картах (маршрутную ленту) подробностей и исправлений.

Контроль руководителя и санинструктора за самочувствием участников в пути и на привалах.

Дневной обеденный привал. Время и место привала. Организация работы по приготовлению пищи. Типы костров и их назначение, виды топлива и растопки. Костровые принадлежности. Выбор места для разведения костра. Противопожарные мероприятия, охрана природы. Раздача пищи, мытьё посуды. Уборка территории. Ликвидация костра.

Меры безопасности при заготовке дров, приготовлении и раздаче пищи. Правила обращения с острорежущими инструментами, их транспортировки на маршруте и хранения на биваке.

Меры безопасности при купании в водоемах:

- купаться только на указанных руководителем местах под контролем специально назначенного дежурного инструктора; использовать принцип взаимоконтроля – купание по парам;

  • перерыв между приемом пищи и купанием должен быть не менее 45-50 минут;

  • запрещено во время купания жевать жевательные резинки, кричать, пугать других купающихся;

- внимательно слушать и выполнять все команды и сигналы дежурного инструктора (руководителя).

Первый переход после обеденного привала. Дальнейшее движение по маршруту. Экскурсионная работа на маршруте.

Требования к месту организации бивака для ночлега. Планировка места бивака. Организация работ по оборудованию бивака. Приготовление ужина. Санитарно-гигиенические мероприятия на биваке: умывание, купание, мытье ног, применение репеллентов, санитарный контроль.

Сушка одежды и обуви, рефлексия дня, информация о плане на завтра, передача дежурства по кухне, заготовка дров, воды, приготовление продуктов на утро. Отбой.

Особенности организации ночлега в населенных пунктах. Заблаговременное согласование организации ночлега с местными органами власти, школой. Не допускать конфликтных ситуаций с местным населением.

Второй день. Подъем дежурных поваров, приготовление завтрака. Общий подъем, зарядка, утренний туалет, завтрак. Уборка территории. Ликвидация костра.

Выход на маршрут. Прибытие всех участников похода к месту финиша (школе, клубу), указанному приказом по учреждению.

Подведение итогов похода. Обсуждение итогов похода в группе, отчеты ответственных по участкам работы. Рефлексия. Тестирование.

Обработка собранных материалов. Составление отчета о походе, иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, изготовление фотографий, видеофильма, коллекций и пособий. Выполнение творческих работ участниками похода. Составление отчета для организации, давшей задание.

Ремонт и сдача туристского снаряжения.

Подготовка экспонатов для школьного музея.

Отчетные вечера, выставки по итогам походов.

Оформление награждения значками «Юный турист России», «Турист России» по итогам походов выходного дня за год. Нормативные

требования на значки.

Составление технического, педагогического и финансового отчета.

2.2. Особенности техники, тактики, мер безопасности в пешеходном, лыжном, водном, велосипедном походе. Движение группы на маршруте

Пешеходный туризм. Общая характеристика пешеходного туризма. Ходьба – наиболее простой и естественный вид передвижения человека. Привлекательность и отличительная особенность пешеходного туризма: доступность пеших походов выходного дня практически любому человеку, независимо от возраста и физического развития; простота подготовки и проведения походов. Свобода в выборе маршрута в соответствии с эстетическими, познавательными и культурными потребностями участников путешествия. Постоянные непосредственные контакты с природой. Возможность сочетания движения по маршруту с наблюдением за растениями, животными, ландшафтом местности, со сбором ягод и грибов, фотографированием.

Техника передвижения по тропам, по травянистым склонам, через кустарники и завалы, по болотам. Водные преграды, типы переправ.

Порядок движения на маршруте, обязанности направляющего и замыкающего. Нормы переходов, строй, темп, интервал в зависимости от различных условий.

Меры предупреждения несчастных случаев: соблюдение дисциплины, принцип экономии сил, разведка местности, организация взаимопомощи, оптимальная скорость передвижения; меры предосторожности при грозе, сильном ветре.

Лыжный туризм. Специфика путешествий в зимний период: низкие температуры, резкая смена погоды, глубокий снежный покров, короткий световой день; возможность сильного снегопада, метели, лавин, пересечения по льду водных пространств; большие физические нагрузки, трудности организации горячего питания в полевых условиях.

Техника и тактика движения на лыжах.

Предупреждение переохлаждения и отморожения в походах, в т.ч. однодневных: иметь запасные рукавицы, носки, бахилы и «фонарики» - на обувь, шерстяную маску на лицо; одежду – ветронепродуваемую, снегоотталкивающую; тенты от ветра – индивидуальные или групповой; горячий чай в термосе, спички, сухое горючее, топор (в чехле). Четко контролировать время - ходовое и на отдыхе.

Водный туризм. Общая характеристика водного туризма. Это быстрая смена впечатлений. Потенциально-опасная среда, работа ограниченных групп мышц, высокая техническая оснащенность. Основные виды туристских судов. Понятия речной лоции.

Причины несчастных случаев на воде: переворот лодки (плота, катамарана), падение с судна, пробоина обшивки судна, пренебрежение страховкой, незнание элементарных правил купания.

Спелеотуризм. Основные особенности: сложность подземных маршрутов, обусловленная большим разнообразием рельефа пещер; высокая влажность воздуха при пониженной температуре; отсутствие естественного освещения. Спелеотуризм требует силы, выносливости, ловкости, умения пользоваться средствами жизнеобеспечения под землей и страховочными средствами, опыта скалолазания. Особые требования к этике поведения, отношению к природе под землей.

Основные опасности и преграды для людей в пещерах Красноярского края. Меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций (методические указания):

1. Естественные и искусственные обвалы и камнепады. Предупреждение обвалов:в пещерах запрещается: кричать, громко петь; трогать наклонившиеся и свисающие глыбы; пользоваться взрывными устройствами.

2. Постоянная опасность переохлаждения.Предупреждение переохлаждения: использовать сменную теплую одежду и обувь; тактически грамотно организовывать спелеопутешествие; посещать пещеру малыми группами – до 10 человек.

3. Переоценка физических сил, опыта, недооценка технических трудностей.Предупреждение чрезвычайных ситуаций: рассчитывать физические возможности, опыт каждого участника группы и на выход из пещеры.

4. Естественные преграды – колодцы, узкие лазы, «катушки», стены и т.п.Предупреждение чрезвычайных ситуаций: посещать пещеры только с инструктором, опытным спелеотуристом; применять специальное снаряжение (веревки, карабины, жумары, каски); приобретать специальные технические умения, навыки.

5. Задымление пещер факелами, кострами, разведенными у входа или внутри пещеры.Предупреждение чрезвычайных ситуаций: запрещено пользоваться для освещения факелами; запрещено разводить костры вблизи входа и внутри пещер.

6. Опасность заблудиться. Предупреждение чрезвычайных ситуаций: пользоваться планом пещеры, компасом, маркировкой (снимая ее при выходе из пещеры); отстающему от группы, заблудившемуся в пещере туристу не пытаться выбраться из пещеры в одиночку, а остановиться, чтобы облегчить его поиск.

7. Недостаточное освещение.Предупреждение чрезвычайных ситуаций: иметь два независимых источника освещения (фонарь + свечи и спички – в гермоупаковке, запасные элементы питания, лампочки), достаточные для посещения и на выход из пещеры.

8. Травмирование участника группы.Действия: отправить на поверхность посыльного (лучше двух) для оповещения оперативного дежурного Службы спасения МЧС (г. Красноярск тел.: 8(3912)22-27-81, 44-55-87; на территории республики Хакасия – г. Абакан, тел.: 8(390-2)23-14-87); все время до прибытия спасателей оказывать медицинскую помощь, проводить максимум мер для предупреждения переохлаждения пострадавшего.

9. Опасность одиночного посещения пещер. Опасность заблудиться в пещере; опасность травмирования, переохлаждения.

Велосипедный туризм. Общая характеристика велосипедного туризма: позволяет преодолевать значительные расстояния, требует равномерной мускульной работы, быстроты реакции, знания правил дорожного движения, умения произвести ремонт велосипеда.

Основные опасности: столкновение с транспортом, плохая видимость, мокрый грунт, падение во время движения.

2.3. Основы топографии и ориентирования на местности

Значение топографии и ориентирования для туристов. Карты, используемые в походах выходного дня. План, схема, кроки местности. Основные условные обозначения. Чтение карты и составление схемы маршрута. Измерение расстояний на карте. Курвиметр.

Компас. Устройство компаса. Ориентирование на местности с помощью карты, компаса и местных предметов. Азимут и движение по нему.

Определение сторон горизонта по солнцу и часам. Приближенное нахождение сторон горизонта по признакам местных предметов.

2.4. Туристское снаряжение в походе выходного дня с учащимися

Снаряжение для пешеходного похода: личное, групповое, специальное. Требования к снаряжению. Обязанности завхоза по снаряжению. Работа ремонтного мастера в группе. Нормы весовых нагрузок юных туристов.

2.5. Привалы и ночлеги

Организация биваков: выбор места, планировка лагеря, установка палаток, распределение работ. Виды костров и их назначение. Сушка одежды и обуви. Снятие бивака: уборка территории, гашение костра.

2.6. Питание в походе выходного дня с учащимися

Обязанности завхоза по питанию в туристской группе. Разработка меню и режима питания с учетом сезона и вида туризма. Закупка, расфасовка, укладка продуктов в рюкзаках. Хранение и учет продуктов в походе.

2.7. Гигиена туриста. Первая медицинская помощь в походе. Профилактика травматизма и заболеваний в походе.

Соблюдение гигиенических требований в походе: содержание в чистоте тела, персональных предметов гигиены, посуды, одежды, обуви. Самоконтроль (самонаблюдение) за состоянием своего организма в походе. Противопоказания к участию в походе выходного дня. Примерный состав медицинской аптечки для походов выходного дня. Обучение руководителя группы, участника, ответственного за медобслуживание, методам диагностики травм и заболеваний, первой медицинской помощи.

Возможные травмы и острые заболевания в походе выходного дня. Первая медицинская помощь при травматическом шоке, повреждении кожного покрова, ожоге, отморожении, кровотечении, ушибах, растяжении и разрывах связок, вывихах и переломах костей, тепловом и солнечном ударе, укусах ядовитых змей и насекомых, желудочно-кишечных и простудных заболеваниях. Наложение повязок. Способы реанимации и транспортировки пострадавшего.

Предупреждение потертостей, тепловых и солнечных ударов, отморожений, желудочно-кишечных заболеваний, травм во время бивачных работ.

Предотвращения травм вследствие падения, срывов, связанных с неорганизованностью и недостаточной дисциплиной школьников, - воспитание ответственности перед товарищами, требовательности к себе и нетерпимости к любому нарушению правил безопасности, соответствующая физическая и техническая подготовка.

Общая физическая подготовка в походе.

2.8. Психологический климат в туристской группе школьников. Воспитательная роль руководителя похода

Понятие психологического климата в туристской группе. Классификация ожиданий участников похода, прогноз похода и его влияние на поведение туриста. Влияние личных свойств человека на отношения в коллективе. Психологическая совместимость школьников в туристской группе и ее значение для безопасности похода.

Отношения, складывающиеся в туристском коллективе школьников: персональная опека (шефство), взаимопомощь, коллективизм. Условия, при которых проявляется несовместимость. Ролевая структура туристской группы. Экстремальные ситуации в походе.

Психологическая тактика руководителя группы. Приемы преодоления конфликтов в группе.

Воспитательная роль руководителя похода. Воспитательные возможности туризма – воспитание чувства ответственности за порученное дело перед коллективом, развитие инициативы и самостоятельности.

Воспитательная роль старших ребят. Пример и авторитет руководителя и старших товарищей по группе. Воспитание сознательной дисциплины, меры индивидуального и общественного воздействия.

3. Зачетные занятия

Зачетные занятия со слушателями могут проводиться в виде защиты рефератов, ответов по экзаменационным билетам, тестирования по основным вопросам туристско-краеведческой работы с учащимися.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная основная образовательная программа направление подготовки (14)

    Основная образовательная программа
    ... ). ПРИМЕРНЫЙУЧЕБНЫЙ ПЛАН по направлению подготовки ... походы ... в будние и выходные дни. 4. Предпочтения ... общественное движение. Руководители детских и молодёжных ... дня. ... реализации учащейся / ... общественных структурах по разработке программпо продвижению ...
  2. Председатель Госкомитета РФ по физической культуре

    Инструкция
    ... подготовки даны примерныеучебныепрограммы. В дальнейшем, по всем темам учебных ... подготовкиучащихся. В этом случае программы ... подготовки участников и руководителейпоходоввыходногодня (ПВД), инструкторов детско-юношеского туризма (подготовка ...
  3. Методические рекомендации по написанию программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни - кзибож » в рамках фгос паспорт к программе по формированию «культуры здорового и безопасного образа жизни»

    Методические рекомендации
    ... с подготовкой и мотивацией кадров. Учителя мотивированы на достижение учащимися высоких результатов в освоении учебныхпрограмм, ... занятия в спортивных секциях; походывыходногодня; туризм; конкурсы газет по спортивной тематике; классные часы ...
  4. Лекции по физической культуре первый год обучения тема 1 физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

    Документ
    ... содержания примернойучебнойпрограммыпо физической ... мероприятий в режиме учебногодня (утренней зарядки) ... в выходные дни - туристические походы, прогулки ... по специальности, чем учащиеся, не прошедшие по разным причинам такой подготовки ... руководителям ...
  5. Основная образовательная программа (90)

    Пояснительная записка
    ... базисный учебный план и примерныеучебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы ... года Классные руководители, зам.директора по ВР 6 Походывыходногодня В течение года Классные руководители 7 Проведение « ...

Другие похожие документы..