Главная > Инструктивно-методическое письмо


Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Методическое письмо

«О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2012-2013 учебном году»

  1. Характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ»

Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария, т.е. методов и средств познания реальности. Можно сказать, что она представляет собой «метадисциплину», в которой сформировался язык, общий для многих научных областей. Информатика даёт ключ к пониманию многочисленных процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, в социологии, экономике, литературе и др.).

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В информатике формируются многие виды деятельности, которые носят метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Это моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; информационный аспект управления процессами и пр.

Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы современного естественно-научного мировоззрения, основанного на триаде: материя - энергия - информация.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

II. Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение преподавания предмета «Информатика и ИКТ».

Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2012/2013 учебном году осуществляется в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования (далее – ФК ГОС НОО), федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (далее – ФК ГОС ООО) и федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Преподавание предмета «Информатика» осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО), федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС ООО) с учетом следующего нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:

ФК ГОС ООО

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089).

  • примерных программ основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

  • регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Саратовской области, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования Саратовской области от 6 декабря 2004 г. № 1089).

  • приказа министерства образования Саратовской области от 27 апреля 2011 г. № 1206 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Саратовской области, реализующих программы общего образования».

  • приказа министерства образования Саратовской области от 18 апреля 2011 года № 1093 «Об утверждении перечня профильных предметов».

ФГОС НОО

  • Стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373).

  • Внесение изменений в ФГОС начального общего образования утверждены приказом (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011, рег. № 19707) от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373.

ФГОС ООО

  • федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. №1897).

  • примерной программы по информатике.

  • постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 ";О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

  • постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 апреля 2007 г. №22 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2198-07 «Изменение №1 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».

  • постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. №48 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2620-10 «Изменение №2 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».

  • постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03 сентября 2010 г. №116 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10 «Изменение №3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».

Также при проведении уроков информатики и информационных технологий в образовательных учреждениях Саратовской области в 2012-2013 учебном году следует руководствоваться следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1.

  • Федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «27» декабря 2011 г. № 2885 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»).

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».

  • Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 03.12.1999 № 1075).

  • Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362).

  • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13.10.2010 г. № 01-180/10-01 «Об участии в проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме в условиях построения ОСОКО в 2011 году».

  • Порядок проведения единого государственного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009 № 57) в ред. приказа МОН от 09.03.2010 года.

  • Порядок проведения государственного выпускного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2009 № 70).

  • Письмо Министерства образования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 «О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся».

  • Письмо Министерства образования и науки РФ (Департамент государственной политики в образовании) от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

  • Постановление № 189 от 29.12.2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  • Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего и среднего профессионального образования (Разработано в Институте информатизации образования Российской академии образования).

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 13 августа 2002 г. №01-51-088ин «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях».

  • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 января 2007 г. № 01 14/08-01 «О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на новый государственный образовательный стандарт основного общего образования».

  • Методические рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки к билетам по информатике и ИКТ для выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

  • Документы, регламентирующие разработку КИМ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов (в новой форме) по информатике и ИКТ:

  • кодификаторэлементов содержания экзаменационной работы и требований к уровню подготовки выпускников для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по информатике и ИКТ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования;

  • спецификацияэкзаменационной работы для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по информатике и ИКТ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования;

  • демонстрационныйвариантэкзаменационной работы для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по информатике и ИКТ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

III. Программно-методическое обеспечение и контроль по предмету в 2012-2013 учебном году

На данный момент предусмотрены различные модели непрерывного обучения предмету «Информатика и ИКТ». Продвижение учащихся в обучении информатики требует от школы формирования соответствующих условий изучения предмета на начальной, основной ступенях обучения и разнообразия траекторий обучения школьников в зоне удовлетворения их профильных интересов на старшей ступени обучения, в том числе с помощью разнообразия элективных курсов, предусмотренных стандартом.

Преподавание учебного предмета информатика и ИКТ во 2 - 11 классах в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2012-2013 учебном году должно осуществляться в соответствии с областным базисным учебным планом на основе примерной программы по информатике и ИКТ.В ней конкретизировано содержание образовательного стандарта, дано примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможная последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определен минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся. Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Модели непрерывного обучения предмету «Информатика и ИКТ» общеобразовательные учреждения Саратовской области выстраивают самостоятельно.

Изучение предмета «Информатика и ИКТ» направлено на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности и осуществляется следующими этапами:

1) в 3-4 классах «Информатика и ИКТ» может изучаться в качестве модуля в рамках предмета «Технология»;

2) в 5-7 классах «Информатика и ИКТ» может изучаться за счет регионального компонента;

3) в 8-9 классах «Информатика и ИКТ» изучается в качестве самостоятельного учебного предмета;

4) в 10-11 классах предмет «Информатика и ИКТ» может быть представлен на двух уровнях: базовом или профильном.

Начальная школа

Классы

3

4

Модуль «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология»

20-25 ч.

за два года обучения

Обучение информатике в начальной школе можно реализовать несколькими вариантами учителем начальных классов (возможно привлечение учителей информатики).

В зависимости от условий в образовательном учреждении можно использовать одну из моделей:

I модель. Изучение информатики в рамках предмета «Технология».

II модель. Информатика как отдельный предмет – безкомпьютерный вариант.

III модель. Информатика как отдельный предмет – с компьютерной поддержкой, без деления класса на группы.

Для этого необходимо:

  • наличие хотя бы одного компьютера и медиапроектора с экраном или интерактивной доски;

  • наличие электронных средств обучения;

  • готовность учителя начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики и ИКТ.

IV модель. Урок информатики как отдельный предмет с делением класса на группы для обучения в кабинете информатики.

ФГОС ООО

Предмет «Информатика» включён в предметную область «математика и информатика». Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету

«…12.2. Математика и информатика:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности….»

Для достижения вышеуказанных результатов рекомендуется организовать обучение информатике со 2 по 4 класс по 1 часу в неделю.

Для школ, работающих с 2010-2011 учебного года по ФГОС второго поколения, в качестве самостоятельного учебного предмета «Информатика» в объеме 1 часа в неделю может преподаваться в образовательной области «Математика и информатика» или как учебный модуль в рамках предмета «Технология», при условии наличия авторских программ.

В рамках предмета «Технология» выделено 10 часов для компьютерного практикума. Однако не стоит ограничиваться только этими десятью часами. Для достижения представленных результатов явно десяти часов мало, а Стандарт должен быть «выдан» ученику полностью. К тому же, понятиям «объект» и «модель» именно на информатике уделяется много внимания, и познакомив с ними младших школьников в начале, возможен совсем иной подход к обучению и по другим предметам.

В Федеральном перечне учебников на 2012-2013 учебный год представлены системы учебников для начальной школы. Так в системы «Перспектива» и «Школа России» включён УМК Рудченко Т.А., Семёнова А.Л. (издательство «Просвещение»), в систему «Школа 2100» УМК Горячева А.В. (издательство «Баласс»). Школы, выбирающие одну из перечисленных систем, должны выбирать соответствующий данной системе учебник. Школы, работающие по другим системам вправе выбирать и другие учебники из Федерального перечня. Хорошо подходят к обучению по новому стандарту УМК Матвеевой Н.В. (/authors/informatika/4/) и Плаксина М.А. (/authors/informatika/6/) (издательство «БИНОМ»). Разрешён к использованию в ОУ УМК Бененсон Е.П., Паутовой А.Г. (издательство «Академкнига»).

Основная школа

Классы

5

6

7

8

9

ГОС 2004

1

1

1

1

2

за счет регионального компонента

(за счет компонента ОУ)

ФГОС ООО

1

1

1

1

1

За счет части, формируемой участниками образовательного процесса

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

В областном базисном учебном плане предмет «Информатика и ИКТ», как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования, представлен с 8 класса по 1 часу в неделю, в 9 классе - по 2 часа в неделю. Всего за 2 года обучения в основной школе - 105 часов. Возможно увеличение количества часов на изучение предмета за счет компонента образовательного учреждения. Рекомендуется введение элективных курсов по предмету «Информатика и ИКТ» в рамках предпрофильного обучения в 9 классе.

При разработке и организации курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки 9-классников следует учитывать следующее.

  • Курсы по выбору предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида: предметно - ориентированные и межпредметные.

  • Программы курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение. Аналогом таких курсов могут быть традиционные факультативы. Продолжительность одного такого курса может составлять четверть или полугодие.

  • Программы межпредметных курсов предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах. Оптимальная продолжительность одного такого курса - одна четверть.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и областной БУП не предусматривают изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах, но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот предмет в данных классах как пропедевтику базового курса. Это позволит реализовать непрерывный курс обучения информатике, сделать его сквозной линией школьного образования, что непосредственно отвечает задачам информатизации образования.

Общеобразовательные учреждения, внедряющие в пилотном режиме в 2012-2013 учебном году Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, следует учесть, что учащиеся этих классов уже приобрели в начальной школе ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. В основной школе они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Согласно ФГОС ООО информатику рекомендуется изучать в 7-9 классах основной школы по одному часу в неделю. Всего 105 часов. Цели изучения информатики в основной школе:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое письмо (2)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного предмета ... и рефлексивной видов деятельности. (Методическоеписьмо МО РФ « О преподавании учебного ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) ...
  2. Методическое письмо (3)

    Инструктивно-методическое письмо
    МЕТОДИЧЕСКОЕПИСЬМО «О преподавании информатики в начальной ... наличии материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения информатику целесообразно ... для учителя-предметника. Методическое пособие для системы дополнительного ...
  3. Методическое письмо (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного предмета ... и рефлексивной видов деятельности. (Методическоеписьмо МО РФ « О преподавании учебного ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) ...
  4. Методическое письмо (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    МЕТОДИЧЕСКОЕПИСЬМО О ПРЕПОДАВАНИИ образовательной области «Искусство» ... классы» оснащена следующими учебниками и учебно-методическими пособиями: Кузин В.С., Кубышкина Э.И. ... . М., 1997 г. Рябцев Ю.С. «Методическое пособие и программа школьного курса по ...
  5. Методическое письмо (12)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного ... основные функции: информационно-методическая функция позволяет всем участникам ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием ...
  6. Методическое письмо об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании иностранных языков в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования

    Инструктивно-методическое письмо
    ... , утверждено директором ФИПИ А.Г. Ершовым. Методическоеписьмо Об использовании результатов единого государственного ... творческих письменных высказываний. Таким образом, методическоеписьмо может содействовать совершенствованию преподавания иностранных ...

Другие похожие документы..