Главная > Автореферат диссертации


Мы определили перечень ИКТ-компетенций, характерных для образовательной деятельности ППР, представленный совокупностью трех блоков: технологического, раскрывающего технические и программные аспекты использования средств ИКТ профессионально-педагогическими работниками; специализированного, предполагающего готовность и способность обучающегося использовать средства ИКТ в своей профессионально-педагогической деятельности; дополнительного, включающего профильные ИКТ-компетенций, которые отражают содержание конкретных должностных обязанностей профессионально-педагогических работников. Компетенции каждого блока структурированы по трем уровням подготовки (базовый, повышенный, специализированный) и двум категориям слушателей (педагогов-тьюторов, преподавателей ОУ ПО). Сформирована матрица ИКТ-компетенций профессионально-педагогических работников, составившая основу для проектирования их формирования в образовательном процессе в рамках концепции модернизации дополнительного профессионального образования ППР. Использование матрицы позволило осуществить «свертку» большого перечня и приведение его к удобному виду, обеспечило возможность для алгоритмизации и автоматизации операций планирования. Матрица определила состав и содержание модулей и модульных блоков, из которых формировались образовательные траектории

Формирование ИКТ-компетентности ППР осуществляется путем последовательного освоения ИКТ-компетенций на выбранном уровне: базовом, повышенном или специализированном и освоением дополнительных ИКТ-компетенций, соответствующих должности профессионально-педагогического работника. Перечень ИКТ-компетенций для профессионально-педагогических работников ОУ ПО являлся исходным компонентом концепции модернизации и моделей, входящих в ее состав.

Определили, что процесс формирования ИКТ-компетентности преподавателя ОУ ПО в учреждениях ДПО характеризуется рядом особенностей: сочетанием педагогической и андрагогической моделей обучения; развитием профессиональной образовательной активности ППР; личностно-ориентированным подходом, предполагающим создание условий для профессионального развития каждого профессионально-педагогического работника; дифференцированным обучением, позволяющим легко менять структуру и содержание образовательной программы с учетом уровня подготовки обучающихся, виды и формы занятий; непрерывностью формирования ИКТ-компетентности за счет информационной и учебно-методической поддержки в межкурсовой период. Особенности были учтены при разработке алгоритма формирования ИКТ-компетентности профессионально-педагогических работников в процессе переподготовки и повышения квалификации, включающего пять этапов: мотивационно-диагностический, обеспечивающий диагностику профессионального опыта ППР по использованию современных ИКТ, успехов, затруднений, проблем, выявление запросов и ожиданий обучающихся; проектировочный, на котором совместно со слушателями курсов повышения квалификации определялись основные параметры обучения: цели, содержание, формы и методы обучения, формы контроля; содержательно-технологический этап обеспечивал условия для реализации обучающимися своей траектории в информационной образовательной среде учреждения ДПО; практико-прикладной, цель которого - актуализация ИКТ-компетентности в практической деятельности ППР, организация методического обеспечения и тьюторского сопровождения межсессионной деятельности обучающихся по апробации новых средств профессиональной деятельности традиционными и сетевыми средствами; рефлексивный, на котором осуществлялась выходная диагностика, помогающая обучающемуся осознать свои «приращения», реализовывалась обратная связь с обучающимися по поводу их удовлетворенности обучением в системе ДПО и адекватности выбранной индивидуальной образовательной траектории;

В основе алгоритма – модульно-компетентостный подход, обеспечивающий адаптацию и индивидуализацию процесса повышения квалификации ППР. Разработанный перечень компетенций и алгоритм по формированию ИКТ-компетентности ППР позволил сформировать комплексную модель сопровождения внедрения ИКТ в учреждения ДПО профессионально-педагогических кадров, как ключевое звено концепции модернизации ДПО профессионально-педагогических кадров.

Под сопровождением мы понимали деятельность административных работников учреждений и органов управления образованием; профессионально-педагогических кадров учреждений ДПО и образовательных учреждений ПО по выполнению мероприятий, направленных на повышение эффективности использования средств ИКТ в процессе повышения квалификации и переподготовки обучающихся. Основной задачей такого сопровождения являлосьсоздание специальных условий для комплексного развития и становления информационной образовательной среды ДПО профессионально-педагогических кадров. В соответствии этим модель сопровождения основывалась на процессе формирования компетентности ППР в области ИКТ с использованием разработанного алгоритма и перечня ИКТ-компетенций, и была представлена как сочетание концептуальной подсистемы, характеризуемой совокупностью компонентов теоретического и технологического уровня, и педагогической подсистемы, определяющей этапность процесса переподготовки и повышения квалификации.

Теоретический уровень концептуальной подсистемы предполагал выстраивание комплекса идей, положений, принципов обеспечивающих системность внедрения ИКТ в процесс переподготовки и повышения квалификации ППР. В соответствии с выбранными подходами в него были включены четыре основных блока: андрагогический, аксиологический, акмеологический и модульно-компетентностный.

Андрагогический, аксиологический, акмеологический блоки соответствовали теоретическим подходам, составляющим основу концепции модернизации ДПО, согласно которых переподготовка и повышение квалификации ППР представляет собой процесс обучения взрослых людей, обладающих собственным опытом, достигшим определенных вершин и обладающих своей системой ценностей, пришедших в учреждение повышения квалификации, чтобы продолжить свое профессионально - личностное развитие, развить способности самообразования, повысить свою профессиональную компетентность. Данные подходы были использованы в ходе совместной деятельности обучающих и обучающихся на всех этапах процесса повышения квалификации и переподготовки; при использовании опыта взрослых как источника обучения; в применении активных и интерактивных технологий обучения, обеспечивающих максимальную самостоятельность и активность профессионально-педагогических работников.

Повышение квалификации на основе модульно-компетентностного подхода предполагало изменения в личностной сфере обучающихся, перестроение сложившейся профессиональной деятельности, объединение опыта обучающегося с опытом других людей, либо обобщенным общественным опытом. Данный подход нашел свое отражение в модульных образовательных программах, при формировании индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных образовательных маршрутов.

Технологический уровень модели составили перечень ИКТ-компетенций, необходимый для усвоения ППР, алгоритмы формирования ИКТ-компетентности в процессе переподготовки и повышения квалификации, механизмы реализации и достижения цели модели, критерии и показатели сформированности ИКТ-компетентности ППР (Рис.1).

Педагогическая подсистема характеризовала целенаправленность и этапность процесса переподготовки и повышения квалификации педагогов при использовании ИКТ, в ее структуре мы выделили четыре основных этапа – мотивационно-диагностический, проектировочный, содержательно-технологический, практико-прикладной. Вошедшие в структуру подсистемы элементы (цели, этапы, содержание, формы и методы, средства, результат, комплекс закономерностей и условий, критерии и показатели) позволили их рассматривать как самостоятельные, взаимосвя­занные части процесса переподготовки и повышения квалификации, имеющие свое внутреннее строение и выступающие основой для проектирования последующих компонентов с учетом принципов формирования ИКТ-компетентности ППК.

Цель формирования модели сопровождения состояла в интеграции организационных, педагогических, научно-методических и управленческих ресурсов учреждения ДПО ППК для достижения качественно высокого уровня его функционирования и результатов, отвечающих требованиям рынка труда и государственных образовательных стандартов, условиям информационного общества.

В качестве условий реализации представленной модели выступили взаимосвязь внешних и внутренних факторов; взаимодействие управленческих процессов; рациональное сочетание функционально-линейных и пpoграммно-целевых структур; согласованность основных действий по развертыванию отдельных компонентов современной системы ДПО в пространственно-временном континууме; учет всех видов ресурсов; наличие критериальной базы для оценки степени влияния проведенных мероприятий и функционирования модели на результативность деятельности учреждения ДПО; согласованность функций, реализуемых в системе переподготовки и повышения квалификации с функционалом субъектов управления качеством ПО более высоких уровней.

Рис.1. Концептуальная подсистема модели сопровождения внедрения ИКТ в учреждения ДПО профессионально-педагогических работников

Разработанная комплексная модель сопровождения внедрения ИКТ в учреждения ДПО профессионально-педагогических кадров основывалась на комплексе концептуальных положений в области андрагогики, аксиологии и акмеологии, реализуемые в ходе модульно-компетентностного подхода к организации переподготовки и повышения квалификации профессионально-педагогических кадров, которые позволили сформулировать концепцию модернизации дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических кадров.

Идеи концепции модернизации ДПО профессионально-педагогических кадров на основе комплексного использования ИКТ базировались на положениях теории информатизации профессионального образования и реализации комплексного подхода к организации и анализу процесса переподготовки повышения квалификации ППК, заключающегося в приоритетном использовании ИКТ в образовательном процессе, системной интеграции элементов системы переподготовки и повышения квалификации, переориентации их связей и отношений в интересах достижения необходимого уровня подготовки педагогов для профессионального образования.

Применение системных законов и методологических принципов позволило представить модернизированное средствами ИКТ дополнительное профессиональное образование ППК в виде системы, состоящей из многочисленных элементов, объединен­ных сетями и взаимодействующих с внешним миром. С позиции системного подхода обновленное средствами ИКТ ДПО профессионально-педагогических кадров может быть представлена как: открытая и динамичная образовательная система, состоящая из множества структурных компонентов и их элементов, связанных между собой механизмами сетевого взаимодействия, являю­щаяся одновременно подсистемой системы ДПО специалистов, подсистемой системы непрерывного образования взрослых, сложной макросистемой для систем переподготовки и повышения квалификации педагогов; находящаяся в тесном взаимодействии с другими образовательными системами разных иерархических уровней. Системный подход дал возможность проникнуть в механизм модернизации ДПО профессионально-педагогических работников на основе комплексного использования ИКТ, составить картину взаимодействия и связей его составных частей, рас­смотреть её как целостное явление.

В результате сущность разработанной нами концепции модернизации ДПО профессионально-педагогических кадров на основе использования ИКТ заключается в: интеграции системного, андрагогического, акмеологического и аксеологического подходов при формировании обновленной вариативной структуры образовательного процесса профессионально-педагогических работников, позволяющих рассматривать ДПО и как новую ступень профессионального и личностного роста, и как результат профессионального саморазвития и культуры личности; применении модульно-компетентностного подхода при разработке программ ДПО для повышения квалификации и переподготовки профессионально-педагогических работников, обеспечивающего им широкую самостоятельность в вопросах выбора, формирования и освоения образовательных программ в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией; системном и комплексном использовании средств ИКТ в учреждениях ДПО, педагогической обоснованности применения каждого средства и программного продукта, разумным сочетанием традиционных и информационно-коммуникационных технологий; целенаправленном и постоянном формировании компетентности профессионально-педагогических работников в области ИКТ, являющейся системообразующим компонентом данной концепции;

Основными механизмами данной концепции являются применение комплексной модели сопровождения внедрения ИКТ в учреждения ДПО профессионально-педагогических работников и сетевое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, обеспечивающих дистанционное обучение в целях формирования профессиональной компетентности педагогических кадров для системы профессионального образования. Результатом концепции выступает рост профессиональной компетентности профессионально-педагогических работников с учетом требований формируемого информационного общества.

В третье главе «Организационно-педагогические условия, обеспечивающие модернизацию дополнительного профессионального образования» определены и обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие модернизацию дополнительного профессионального образования, включающие: формирование многоуровневой информационной образовательной среды (ИОС) учреждения ДПО, как основы комплексного внедрения ИКТ в дополнительное профессиональное образование, разработку сетевой информационной системы (СИС) в виде технологического компонента концепции модернизации ДПО, реализацию образовательного портала ПО как способа доступа к информационным ресурсам ДПО. Представлены ход и результаты педагогического эксперимента, направленного на выявление результативности разработанной модели и проверки положений концепции.

Многоуровневая информационная образовательная среда (ИОС) учреждения ДПО, как одно из условий, нами определена как открытая педагогическая система, аккумулирующая разнообразные виды ресурсов и компонентов системы ДПО, обучающихся и педагогические кадры, управляющими элементами которой являются целевые установки общества и потребителей образовательных услуг. ИОС структурно может включать: интеллектуальные, культурные, административные, программно-методические, материально-технические ресурсы; организационные структуры, обеспечивающие функционирование ИОС в ходе образовательного процесса; коммуникационные средства, обеспечивающие взаимодействие субъектов образовательного процесса и открывающие доступ к ресурсам ИОС на основе соответствующих ИКТ. Определены основные теоретико-методические положения, на которых основывалось проектирование информационной образовательной среды, и разработана последовательность проектирования ИОС учреждения дополнительного профессионального образования.

Последовательность проектирования ИОС учреждения ДПО предполагала: описание исходного и конечного состояния объекта проектирования и сравнение их; задание основных направлений создания ИОС; описание концептуальных основ проектирования ИОС и их развитие путем детальной разработки каждой из составляющих ИОС; анализ основных факторов, влияющих на эффективность функционирования ИОС; экспертная оценка и экспериментальная проверка полученного проекта; корректура, доработка проекта ИОС, новая оценка и проверка, при необходимости.

Информационная образовательная среда учреждения ДПО была представлена в виде совокупности разноуровневых сред: первый уровень (общедоступный) – уровень образовательных порталов системы ДПО, связанных между собой; второй (специализированный) – уровень конкретного учреждения ДПО; третий (дополнительный) – уровень образовательного учреждения ПО; четвертый уровень – индивидуальный уровень обучающегося слушателя – преподавателя одного из ОУ ПО.

На 1 уровне (общедоступном) формируются и развиваются подсистемы, ресурсы которых представлены в виде ОП и виртуальных представительств органов управления ДПО, глобальных электронных каталогов и специализированных информационно-поисковых систем, электронных библиотечных каталогов государственных и региональных библиотек, средств доступа к ним. Ресурсы 2 уровня (специализированного) дополняют первый уровень, за счет наработок, исследований и технологий, применяемых в учреждении ДПО. Кроме того этот уровень включают средства поддержки коллективной учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности обучающихся, средства хранения и доставки ЭОР; системы навигации и поиска ресурсов; обучающие, тренировочные и контролирующие программные средства; интерактивные справочные средства (словари и энциклопедии, глоссарии, базы данных); виртуальные лабораторные практикумы, лаборатории и системы научных исследований. 3 уровень (дополнительный) объединяет ресурсы каждого конкретного ОУ ПО, в котором ведут свою профессионально-педагогическую деятельность преподаватели. 4 уровень (индивидуальный) – уровень, формируемый в ходе учебно-познавательной и профессионально-педагогической деятельности каждого профессионально-педагогического работника, проходящего переподготовку или повышение квалификации (данный уровень – совокупность личных ИОС каждого обучающегося). ИОС является практическим инструментарием подготовки и проведения занятий, создания цифровых учебных материалов с обеспечением свободного гарантированного доступа обучающихся к образовательным ресурсам и сетевым образовательным услугам.

Разработаны требования к ИОС, схема взаимодействия ее элементов, перечень характерных для неё принципов, основной компонентный состав и назначение каждого из них. Установлен компонентный состав ИОС: ценностно-целевой блок как совокупность целей и ценностей педагогического образования, которые могут быть значимы для достижения поставленной цели обучения (переподготовки, повышения квалификации); программно-методический блок, объединяющий всю необходимую информацию относительно возможных стратегий, форм и программ подготовки; информационно-знаниевый блок составила структурированная образовательная информация, необходимая для формирования у обучающихся системы личностно значимых знаний, составляющая основу его профессиональной деятельности, а также определяющая свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность; коммуникационный - совокупность форм взаимодействия между участниками педагогического процесса; технологический - система средств обучения, используемых в ИОС.

В качестве второго условия выступала разработка сетевой информационной системы ДПО, на базе специализированных программно-технических средств и образовательного контента, которая определялась как основа виртуальной модели обучения, ориентируемой на достижение ППР высшей степени свободы и мобильности в процессе своего обучения, на овладение новыми компетенциями, личностными качествами и ценностными ориентациями, позволяющим им самостоятельно организовать процесс своего обучения.

Полученные результаты позволили раскрыть основные структурные компоненты СИС и механизмы реализации. Установлено, что в общем виде СИС, с одной стороны, представляет собой совокупность элементов, локальных сетей и процессов по их упорядочению в целесообразное единство, а с другой - носит нелинейный самоорганизующийся характер. Сделан вывод, что СИС - динамичная совокупность организационно-образовательных структур, организационных отношений и протоколов взаимодействия между ними, комплексов технических средств и средств аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, субъектов образовательного процесса, информационных ресурсов и образовательного контента сетей, ориентированных на достижение образовательных целей, и обеспечивающая реализацию информационных процессов в учреждениях ДПО. Выявлены основные цели, возможности СИС, ее структура, особенности деятельности составных элементов и организация, а также внешние и внутренние механизмы реализации.

В ходе разработки СИС сделан вывод о необходимости ее построения по территориально-распределенному принципу для повышения удобства и оперативности оказания образовательных услуг и реализации специализированного образовательного портала, обеспечивающего доступ пользователей к информационным ресурсам ДПО. В этом случае системообразующими элементами сети выступили: территориальные ресурсные центры, ОУ ПО, в статусе экспери­ментальной (внедренческой) площадки, базовый ОУ различной направ­ленности, учреждения ДПО, вузы, межведомственные организации, узлы и точки доступа к ресурсам СИС.

Реализация данного условия позволило обеспечить: оперативную доставку необходимых учебных и методических материалов обучающимся от преподавателя-тьютора, организацию обратной связи, тесного взаимодействия и совместной работы; доступ к образовательному контенту и программно-техническим средствам образовательных порталов, средствам ИКТ и сервисам обучения с любого компьютеризированного рабочего места учреждения ДПО, ОУ ПО или компьютера педагога вне зависимости от его территориального размещения; наглядное представление учебных курсов в мультимедийном виде, создание цифровых учебных материалов с развитыми интерактивными возможностями; разностороннее общение, сетевое взаимодействие и совместную работу с документами и проектами с помощью электронных коммуникаций; и в соответствии с этим - продуктивную самостоятельную работу, самообразование и саморазвитие, позволяющие развить образное мышление и раскрыть творческие способности учащихся.

Механизмы многопользовательской СИС выступили в роли транспортной базы, элементов ИОС, в которой функционируют и с которой взаимодействуют участники образовательного процесса (ОУ, преподаватели, педагоги-тьюторы, методисты, учреждения ДПО, органы управления образованием) на основе принципов: открытости, интегративности, избыточности, саморазвития и нелинейности. С методической точки зрения данная система представляла совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: система очного обучения, переподготовки и повышения квалификации преподавателей, преподавателей-тьюторов, методистов и мастеров производственного обучения с целью достижения требуемого уровня компетентности; система дистанционного обучения; система методической поддержки и управления данными подсистемами; образовательный портал ДПО, аккумулирующий все образовательные ресурсы и услуги.

Функционирование СИС потребовало разработки и выбора подходящей для этого системной платформы и основ взаимодействия элементов сети. Реализация образовательного портала, как третье условие, обеспечило создание коммутационного портала и его сервисов. Портал характеризовался: общедоступностью и открытостью, обеспечивая возможность использования технического решения и его компонентов с ориентацией на Web-технологии и свободно распространяемые программные продукты; комплексностью с возможностью охвата всех этапов обучения и участников процесса обучения; настраиваемостью и изменяемостью - для адаптации к потребностям любого учреждения ПО и обучающегося; простым и понятным интерфейсом пользователя; наличием максимального количества пользовательских сервисов. Использование данных условий позволило существенно преобразить традиционную схему организации процесса повышения квалификации и переподготовки, обеспечив разработку и реализацию на практике вариативной структуры образовательного процесса учреждения ДПО с компонентами, обеспечивающих автоматизацию большинства процессов (рис. 2).

Практическая проверка сформированных организационно-педагогических условий была обеспечена разработкой и применением вариативной структурой образовательного процесса учреждения ДПО, включающей: повышение квалификации преподавателей учреждений ПО и педагогов-тьюторов на базе учреждения ДПО, в аудиториях специализированного центра дистанционного обучения (вариант № 1); повышение квалификации профессионально-педагогических работников на базе одного из базовых учреждений ПО - экспериментальной площадке (ресурсном центре ДО) под руководством педагогов-тьюторов учреждения ДПО (вариант № 2); повышение квалификации, под руководством педагогами-тьюторами на базе ОУ ПО, с координацией деятельности с тьюторами учреждения ДПО или ресурсного центра ДО (вариант № 3); повышение квалификации на базе отдельного ОУ ПО, в домашних условиях с применением дистанционных образовательных технологий и использованием ресурсов образовательного портала учреждения ДПО (вариант № 4) (Рис.3).

К особенностям рассмотренных вариантов структуры образовательного процесса были отнесены: модульный характер реализуемых образовательных программ; использование групповых и сетевых форм работы с опорой на коммуникативную и рефлексивную деятельность обучающихся; участие ППР во время обучения и послекурсовой деятельности в Интернет-конференциях, форумах, чатах, вебинарах и других формах сетевого взаимодействия; сочетание очной подготовки в области ИКТ и дистанционного освоения индивидуальных образовательных программ по индивидуальным траекториям и маршрутам с использованием средств ИКТ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1.  - естественные науки (5)

    Документ
    ... -1 44252А 851. Ч45 Дочкин, СергейАлександрович. Модернизациядополнительногопрофессиональногообразования в условияхформированияинформационногообщества : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Дочкин, СергейАлександрович ; ГОУ "Кузбас ...
  2. Бюллетень новых поступлений (81)

    Бюллетень
    ... Дочкин, СергейАлександрович Активизация самостоятельной работы курсантов военного вуза средствами новых информационных ... Формированиепрофессионально ... модернизации системы образования ... условиях ... в семье и обществе : [монография] ... дополнительногообразования ...
  3. Обзор сми и блогосферы (5) " семья по назначению"

    Закон
    ... образование и втолкнуть в какой-то уровень профессиональногообразования 179 ... дополнительные юридические основы для формирования кастово-сословной системы в украинском обществе ... Александрович, заместитель председателя ТГРК по информационной политике ...
  4. Обзор сми и блогосферы (5) 23 ноября 2010 года " семья по назначению"

    Обзор
    ... образование и втолкнуть в какой-то уровень профессиональногообразования 179 ... дополнительные юридические основы для формирования кастово-сословной системы в украинском обществе ... Александрович, заместитель председателя ТГРК по информационной политике ...

Другие похожие документы..