Главная > Автореферат диссертации


Практическая значимость результатов исследования заключается:

- в разработке обновленной вариативной структуры образовательного процесса целях формирования профессиональных компетентностей профессионально-педагогических работников, проверенных в ходе практической реализации;

- в разработке информационно-технологической инфраструктуры сетевой информационной системы, обеспечивающей сетевое взаимодействие субъектов профессионального образования, доступ к ресурсам информационной образовательной среды ДПО профессионально-педагогических работников;

- в определении структуры и практической реализации образовательного портала учреждения профессионального образования и дополнительного профессионального образования, обеспечивающего доступ к информационным ресурсам ДПО, и являющегося механизмом реализации основных функций сетевой информационной системы;

- в усовершенствовании содержания учебно-методического комплекса по формированию ИКТ-компетентности профессионально-педагогических работников с использованием печатных и электронных изданий, разработке научно-методических рекомендаций по сопровождению внедрения средств ИКТ в процесс переподготовки и повышения квалификации профессионально-педагогических работников. Обновлено содержание образовательных программ курсов повышения квалификации и переподготовки. Основные результаты апробированы и внедрены в процесс повышения квалификации и переподготовки ППР в Кемеровской области и за ее пределами. Разработанные рекомендации могут быть использованы для обновления содержания модульных программ курсов переподготовки и повышения квалификации профессионально-педагогических кадров, при разработке и проведении научной экспертизы инновационных образовательных программ и проектов, для организации и развертывания комплексной системы дистанционного обучения в регионе, и стране в целом.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность концепции модернизации дополнительного профессионального образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий заключается:

- в интеграции системного, андрагогического, акмеологического и аксеологического подходов при формировании обновленной вариативной структуры образовательного процесса профессионально-педагогических работников, позволяющих рассматривать ДПО и как новую ступень профессионального и личностного роста, и как результат профессионального саморазвития и культуры личности;

- в применении модульно-компетентностного подхода при разработке программ ДПО для повышения квалификации и переподготовки профессионально-педагогических работников, обеспечивающего им широкую самостоятельность в вопросах выбора, формирования и освоения образовательных программ в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией;

- в системном и комплексном использовании средств ИКТ в учреждениях ДПО, педагогической обоснованности применения каждого средства и программного продукта, разумным сочетанием традиционных и информационно-коммуникационных технологий;

- в целенаправленном и постоянном формировании компетентности профессионально-педагогических работников в области ИКТ, являющейся системообразующим компонентом данной концепции.

Основными механизмами данной концепции являются применение комплексной модели сопровождения внедрения ИКТ в учреждения ДПО профессионально-педагогических работников и реализация сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, обеспечивающих дистанционное обучение в целях формирования профессиональной компетентности педагогических кадров для системы профессионального образования. Результат реализации концепции - рост профессиональной компетентности профессионально-педагогических работников с учетом требований формируемого информационного общества.

2. Комплексная модель сопровождения внедрения ИКТ в учреждения ДПО профессионально-педагогических работников основывается на постоянном процессе формирования компетентности профессионально-педагогических работников в области ИКТ и является ключевым звеном концепции модернизации дополнительного профессионального образования. Модель представлена сочетанием концептуальной подсистемы, характеризуемой совокупностью компонентов теоретического и технологического уровня, и педагогической подсистемы, определяющей целенаправленность и этапность процесса переподготовки и повышения квалификации. Теоретический уровень концептуальной подсистемы предполагает выстраивание целостного комплекса идей, положений, принципов, обеспечивающих системность и комплексность внедрения ИКТ в процесс переподготовки и повышения квалификации профессионально-педагогических работников; технологический уровень составляют перечень ИКТ-компетенций необходимых для усвоения профессионально-педагогическими работниками, алгоритм формирования ИКТ-компетентности в процессе переподготовки и повышения квалификации, механизмы реализации и достижения целей модели, критерии и показатели сформированности ИКТ-компетентности профессионально-педагогических работников. Педагогическая подсистема представлена совокупностью компонентов в следующем составе: цели, этапы, содержание, формы и методы, программно-методические средства, прогнозируемые результаты, комплекс закономерностей и условий, критерии и показатели. В качестве основных этапов освоения данной подсистемы выделены – мотивационно-диагностический, проектировочный, содержательно-технологический, практико-прикладной.

3. Необходимый и достаточный перечень ИКТ-компетенций, характерных для образовательной деятельности профессионально-педагогических работников (как интегрированный комплекс знаний, умений и навыков, а также профессиональных, личностных и деловых качеств работника, мобилизованных для осуществления определённой деятельности или решения задачи средствами ИКТ), представляет собой совокупность трех блоков: технологического (раскрывающий технические и программные аспекты использования средств ИКТ), специализированного (предполагающий готовность и способность педагогов использовать средства ИКТ в своей профессионально-педагогической деятельности) и дополнительного (включающий профильные (дополнительные) ИКТ-компетенций, отражающие содержание конкретных должностных обязанностей профессионально-педагогических работников). Компетенции каждого блока структурированы по трем уровням подготовки (базовый, повышенный, специализированный) и для двух категорий обучающихся (педагогов-тьюторов, преподавателей ОУ ПО).

4. Алгоритм формирования ИКТ-компетентности профессионально-педагогического работника в ходе повышения квалификации в учреждении ДПО включает в себя пять этапов: диагностический; проектировочный; технологический; практико-прикладной, рефлексивный. Диагностический этап обеспечивает диагностику профессионального опыта профессионально-педагогических работников по использованию современных ИКТ, успехов, затруднений, проблем, выявлению запросов и ожиданий обучающихся; проектировочный этап обеспечивает определение основных параметров обучения: целей, содержания, форм и методов обучения, форм контроля; технологический этап обеспечивает условия для реализации обучающимися своей траектории в ИОС учреждения ДПО; цель практико-прикладного этапа - актуализации ИКТ-компетентности в практической деятельности профессионально-педагогического работника, организация постоянного методического обеспечения и тьюторского сопровождения межсессионной деятельности обучающихся по апробации новых средств профессиональной деятельности традиционными и сетевыми средствами; на рефлексивном этапе осуществляется выходная диагностика, помогающая обучающемуся осознать свои «приращения», реализовывать обратную связь с педагогом-тьютором и определить адекватность выбранной индивидуальной образовательной траектории;

5. Организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование профессионально компетентности педагогических кадров для системы профессионального образования, включают: формирование многоуровневой информационной образовательной среды учреждения ДПО, как основы комплексного внедрения ИКТ в дополнительное профессиональное образование, разработку сетевой информационной системы как технологического компонента концепции модернизации ДПО, реализацию образовательного портала профессионального образования как способа доступа к информационным ресурсам дополнительного профессионального образования. Многоуровневая информационная образовательная среда (ИОС) учреждения ДПО структурно представила собой сочетание четырех взаимодополняющих иерархически связанных сред (общедоступной, специализированной, дополнительной, индивидуальной), а функционально - совокупность ценностно-целевого, программно-методического, информационно-знаниевого, коммуникационного и технологического блоков. ИОС учреждения ДПО включила: интеллектуальные, культурные, административные, программно-методические, материально-технические ресурсы; организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие ИОС в ходе образовательного процесса; коммуникационные средства, обеспечивающие взаимодействие субъектов образовательного процесса и открывающие доступ к ресурсам ИОС на основе соответствующих ИКТ. Сетевая информационная система представлена динамичной совокупностью организационно-образовательных структур, организационных отношений и протоколов взаимодействия между ними, комплексов технических средств и средств аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, субъектов образовательного процесса, информационных ресурсов и образовательного контента сетей, ориентированных на достижение образовательных целей, и обеспечивающая реализацию информационных процессов в учреждениях ДПО. Образовательный портал включил в себя коммутационный портал и комплекс сервисов, обеспечивающих использование образовательных ресурсов с ориентацией на Web-технологии и свободно распространяемые программные продукты, возможность охвата всех этапов обучения и участников процесса обучения; адаптацию к потребностям любого учреждения ПО и обучающегося.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивались: четкостью исходных методологических и теоретических пози­ций, логикой исследования; использованием комплекса адекватных методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования; анализом полученных данных и сопоставлением их с результатами образовательной практики; оптимальным сочетанием теоретического и опытно-экспериментального исследований, а также позитивными изменениями в реше­нии целей и задач исследования в процессе собственной препода­вательской, исследовательской и практической деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах научно-внедренческой деятельности посредством использования полученных результатов субъектами системы профессионального образования, проведения экспертизы промежуточных гипотез, а также использованием разработанных модели и ее компонентов на уровне Кемеровской области и за ее пределами в учреждениях переподготовки и повышения квалификации профессионально-педагогических кадров.

Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии профессионального образования Кузбасского регионального института развития профессионального образования, методологических семинарах, совещаниях и коллегиях Администрации Кемеровской области, в процессе реализации федерального проекта по разработке и апробации в пилотных регионах новой классификации программ профессиональной подготовки (2006 г.), среднесрочной региональной целевой программы «Развитие профессионального образования в Кемеровской области» на 2006-2010 годы. Материалы исследования обеспечили разработку «Общероссийского классификатора программ профессиональной подготовки (ОК ППП) (свидетельство ФГУП «ВНТИЦ» 4.06.2007 № 72200700017), и «Модели образовательной программы профессиональной подготовки» (свидетельство ФГУП «ВНТИЦ» 4.06.2007 № 72200700016). Под руководством диссертанта подготовлена и защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Внутрифирменное обучение специалистов вневедомственной охраны как ресурс их профессионального развития». Сущность, ход и результаты исследования были представлены на следующих научно-практических конференциях:

-Международных: Красноярск, 2005 г.; Томск, 2005, 2007 г.; Воронеж, 2006, Пенза 2006-2009 гг.; Ставрополь, 2009 г.; Ростов, 2009 г.; Москва, 2009 г.

-Всероссийских: Новочеркасск, 2004, 2006 г.; Красноярск, 2005 г.; Тамбов, 2005 г.; Санкт-Петербург, 2007 г.; Якутск, 2007 г.; Томск, 2007 г.; Кемерово, 2004-2009 гг.; Пенза, 2005-2008 гг.; Челябинск, 2004-2009 гг.; Сочи, 2009 г.; Москва, 2009 г.

Объем и структура диссертации. Диссертациясостоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (364 наименования), содержит 13 таблиц, 71 рисунок, 8 приложений. Основное содержание диссертации изложено на 346 страницах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, теоретическая и практическая значимость, сформулированы гипотеза и задачи исследования, дана характеристика методологической основы, раскрыта научная новизна, обозначены этапы и методы исследования, представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические аспекты модернизации дополнительного профессионального образования в условиях формирования информационного общества» проведен анализ современного уровня развития дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических кадров (ППК) в условиях информатизации российского общества, рассмотрены роль и место информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональном образования, особенности компетентности профессионально-педагогических работников в области информационно-коммуникационных технологий.

Рост требований к подготовке кадров ведет к необходимости реформирования ДПО, так как только модернизация обеспечит ей быструю реакцию на изменяющиеся потребности личности, поможет скорректировать последствия устаре­вания знаний и позволит оперативно откликаться на требо­вания рынка. Без этого ДПО педагогических кадров для системы ПО не сможет обеспечить соответствие потребностям обучающихся, требуемую интенсивность и качество профессионального образования, с учетом задач, определенных Стратегией развития информационного общества в РФ.

Основные направления перехода страны к информационному обществу связаны с созданием развитой информационной среды, требующей модернизации существующей материально-технической базы – информационно-коммуникационной инфраструктуры, технологий и средств их реализации, индустрии производства и распространения информационных продуктов и услуг, реализации комплекса мер по политическому, экономическому и социально-культурному обеспечению процесса перехода к информационному обществу. Переход к информационному обществу обоснован, а его необходимость связана с изменениями характера воздействия научно-технического прогресса на жизнь людей: резкое увеличение объемов информации, ежегодное обновление 5% теоре­тических и 20% профессиональных знаний, меняется образ жизни населения, модель поведения людей и общества. Одним из факторов, способным ослабить воздействие на человека подобных изменений в образе жизни, является уровень его информационной подготовленности к грядущим изменениям. Действенным средством в решении данной задачи оказывается система образования, которая должна готовить личность к постоянным изменениям в образе жизни, к освоению способов и методов работы с информацией, постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

С учетом этого комплексная информатизация системы образования, ориентированная на воспитание поколения, соответствующего образу жизни и условиям информационного общества представляет собой одну из актуальных задач формирования и последующего развития информационного общества в России. Анализ функционирования ДПО, позволил определить роль и место ДПО в системе образования страны, особенности подготовки кадров для информационного общества. Было установлено, что к основным факторам развитияДПО профессионально-педагогических кадров относятся: постоянный разнонаправленный рост требований общества и рынка образовательных услуг к профессионализму и компетентности педагогических кадров; продолжающиеся процессы реформирования системы образования России и поиск инновационных путей ее совершенствования; недооценка роли и места информационных ресурсов в жизни общества и каждого человека; практика реализации многочисленных проектов и программ информатизации образования, часто не завершенных и не приносящих реальных результатов.

Нами был сделан вывод, что повышение квалификации и переподготовка ППК уже не обеспечивает качественное выполнение стоящих перед ней задач. С учетом этого тенденциями развития дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических кадров выступают: институциализация ДПО взрослых как составной части непрерывного образования; постоянный рост ценности и востребованнности ДПО, повышение уровня его гибкости, многоуровневости, вариативности; реорганизация организационных структур и содержания всей деятельности учреждений ДПО профессионально-педагогических кадров; расширение методологической базы деятельности учреждений дополнительного профессионального образования; развертывание форм опережающего обучения, профессиональной подготовки и переподготовки населения на основе вариативности и полидисциплинарности, оперативного реагирования на изменения конъюнктуры рынка в сфере образовательных услуг; комплексное использование средств ИКТ в профессионально-педагогической деятельности педагогов учреждений ПО; интеграция систем информационного и психолого-педагогического сопровождения в процесс повышения квалификации и переподготовки; использование механизмов повышения индивидуализации и дифференциализации обучения, основывающиеся на особенностях взрослых обучающихся, учете их образовательных запросов и мотивов.

Были определенынаправления внедрения ИКТ в учреждения ДПО профессионально-педагогических работников для достижении обучающимися профессиональных компетенций: обеспечение совершенствования процесса обучения; управление образовательным процессом в учреждении ДПО и системой дополнительного профессионального образования ППР в целом; организация мониторинга; обеспечение телекоммуникаций в целях распростране­ния и обмена профессионально-педагогическим и научно-методическим опытом; организация интеллектуального досуга, профессиональных деловых игр и тренажей.

Был сделан вывод, что своевременное комплексное применение ИКТ в процессе повышения квалификации и переподготовки ППК позволит решить проблему повышения эффективности ДПО, однако готовность профессионально-педагогических работников к использованию современных ИКТ остается низкой, а традиционных средств и методов для решения задач формирования компетентностей в сфере ИКТ у профессионально-педагогических работников ОУ ПО уже недостаточно, что требует внесения изменений в процесс переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для ОУ ПО. Необходима разработка концепции модернизации ДПО, внедрение обновленной структуры образовательного процесса учреждения ДПО, что позволит преодолеть трудности, испытываемых профессиональным образованием путем качественного изменения процесса обучения за счет комплексного и последовательного внедрения в образовательный процесс учреждений ДПО ППК, а затем и – в учреждения НПО и СПО, современных ИКТ.

Нами был проведен анализ терминов «информационная технология», «коммуникационные технологии» и др., установлены сущностные признаки ИКТ, их возможности, направления внедрения и решаемые задачи в сфере образования. Сделан вывод, что современное состояние средств информатизации в учреждениях ДПО ППР характеризуется: многообразием типов средств ИКТ; слабой технической поддержкой и большой степенью неиспользованных возможностей; недостатком необходимых программных педагогических средств; отсутствием средств ИКТ, ориентированных на поддержку процессов обучения взрослых.

Установлено, что внедрение ИКТ в образовательный процесс требует от ППР определенных умений, навыков, опыта и готовности к использованию возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, что ведет к необходимости формирования информационно-коммуникационной компетентности педагога ОУ ПО как составляющей профессиональной компетенции. Исследование позволило определить ИКТ-компетентность современного преподавателя ОУ ПО как способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и ИКТ; как его личностное качество, отражающее достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности.

Процесс формирования у профессионально-педагогических работников ИКТ-компетентности представляет собой постоянно действующую систему обеспечения использования ИКТ в образовательном процессе, объединяющую средствами сетевой инфраструктуры непрерывное повышение квалификации профессионально-педагогических работников по использованию ИКТ, поддержку их мотивации к образованию и самообразованию средствами ИКТ; обновление оборудования и информационных ресурсов ОУ ПО, предоставление доступа к Интернету; информационно-методическое сопровождение педагогической деятельности ППР. Однако, не смотря на то, что подготовка ППК по использованию ИКТ является одной из ключевых проблем реформирования отечественного образования и формирования информационного общества в РФ, ИКТ-компетентность профессионально-педагогических работников учреждений ДПО и ОУ ПО довольно низка, опыт использования средств ИКТ преподавателями ОУ ПО незначителен или полностью отсутствует, а существующая система повышения квалификации не позволяет обеспечить исправление данной ситуации. Соответственно нами был сделан вывод о необходимости перестройки инфраструктуры системы переподготовки и повышения квалификации и внесения концептуальных изменений в ДПО в целом.

Мы определили, что процесс информатизации ПО, непосредственно связан с решением задачи модернизации ДПО на основе использования ИКТ, реорганизации системы переподготовки и повышения квалификации профессионально-педагогических кадров, созданием информационной среды в учреждениях ДПО и ее программно-техническим обеспечением, а также практической реализацией в образовательном процессе всех возможностей ИКТ. Для повышения эффективности переподготовки и повышения ППК необходима концепция модернизации ДПО на основе комплексного использования ИКТ, учитывающих специфи­ческие особенности системы ПО, обусловленная ускоряющим устареванием знаний, потребностью гибко и оперативно адаптироваться к новым требованиям информационного общества и современного рынка образовательных услуг.

Во второй главе «Концепция модернизации дополнительного профессионального образования на основе комплексного использования информационно-коммуникационных технологий» рассматриваются теоретические основания и процесс формирования концепции модернизации ДПО профессионально-педагогических кадров, ее основные компоненты, порядок их функционирования и механизмы реализации в процессе повышения квалификации и переподготовки.

Концепция модернизации ДПО профессионально-педагогических кадров предполагала его структурные и содержательные изменения на основе разработки новых подходов и механизмов. Под модернизацией дополнительного профессионального образования мы понимали системное качественное изменения, включающие инновационные процессы, комплексную информатизацию, использование современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, меняющие в силу новых задач развитие потенциала ДПО.

Установлена необходимость изменения подходов к подготовке ППК в направлении роста их профессионализма и компетентности, внедрения современных педагогических технологий и методов обучения на основе современных ИКТ, активизации процессов информатизации ПО как основы для формирования информационного общества. Необходимость в постоянном повышении уровня профессиональной компетентности, в информационных ресурсах и их анализе определила потребность для ППР в овладении одной из профессиональных компетентностей – компетентности в области ИКТ, информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентностью).

Анализ подготовки ППР учреждений ПО в области ИКТ позволил сделать вывод о низком уровне ИКТ-компетентности большинства из них, и о том, что в настоящее время отсутствуют общие подходы к формированию такой компетентности и единые требования к набору компетенций, которыми должен обладать педагог системы профессионального образования. В соответствии с этим потребовалась разработка перечня ИКТ-компетенций, характерных для профессионально-педагогической деятельности педагогов учреждений ПО.

Разработанный перечень ИКТ-компетенций основывался на целях профессионального образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности в области ИКТ, а также на основных видах деятельности как обучающегося системы ДПО, так и деятельности профессионально-педагогических работников учреждения ПО, позволяющих им получать необходимый опыт, овладевать определенным навыками практической жизни и деятельности в современном информационном обществе.

В соответствии с технологией определения ИКТ-компетенций нами учитывались: название и тип компетенции; круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция; практическая обусловленность и значимость компетенции; смысловые ориентации обучающегося по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции; знания о данном круге реальных объектов; умения и навыки, относящихся к данному кругу реальных объектов; способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов; минимально необходимый опыт деятельности обучающегося в сфере данной компетенции (по уровням освоения); индикаторы – примеры и задания по определению уровня компетентности обучающегося (по уровням освоения). Данный набор компонентов позволил установить группу характеристик для проектирования и описания ИКТ-компетенций и показатели оценки уровня их освоения. В основе технологии – рефлексивное выявление компетентностного содержания существующей подготовки ППР в области ИКТ, включающая четыре этапа: поиск обобщенных компетенций, по их проявлению в деятельности по использованию средств ИКТ, их систематизация по тематическим блокам и группам; построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций», интегрирующих по горизонтали компетенции различного уровня освоения; проектирование ИКТ-компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней освоения; определение конкретных умений, навыков и минимального опыта для достижения каждой конкретной ИКТ-компетенции.



Скачать документ

Похожие документы:

  1.  - естественные науки (5)

    Документ
    ... -1 44252А 851. Ч45 Дочкин, СергейАлександрович. Модернизациядополнительногопрофессиональногообразования в условияхформированияинформационногообщества : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Дочкин, СергейАлександрович ; ГОУ "Кузбас ...
  2. Бюллетень новых поступлений (81)

    Бюллетень
    ... Дочкин, СергейАлександрович Активизация самостоятельной работы курсантов военного вуза средствами новых информационных ... Формированиепрофессионально ... модернизации системы образования ... условиях ... в семье и обществе : [монография] ... дополнительногообразования ...
  3. Обзор сми и блогосферы (5) " семья по назначению"

    Закон
    ... образование и втолкнуть в какой-то уровень профессиональногообразования 179 ... дополнительные юридические основы для формирования кастово-сословной системы в украинском обществе ... Александрович, заместитель председателя ТГРК по информационной политике ...
  4. Обзор сми и блогосферы (5) 23 ноября 2010 года " семья по назначению"

    Обзор
    ... образование и втолкнуть в какой-то уровень профессиональногообразования 179 ... дополнительные юридические основы для формирования кастово-сословной системы в украинском обществе ... Александрович, заместитель председателя ТГРК по информационной политике ...

Другие похожие документы..