Главная > Список учебников


Краткий биографический справочник

Ананьев Борис Гераеимович (1907—1972) — советский ученый, академик АПН СССР, один
из основателей Ленинградской психологической школы Б Г Ананьев выступил ини-
циатором развития ряда важных тем в отечественной психологии, таких как межполу-
шарная асимметрия Под его руководством проведено большое лонгитюдное исследо-
вание, в котором изучалось изменение корреляции между психическими функциями
на различных возрастных этапах

Андерсон (Anderson)Джон — американский когнитивный психолог Созданная Андерсоном
в начале 1980-х ir модель ACT* является одной из наиболее популярной в рамках ин-
формационного подхода

Анохин Петр Кузьмич (1898—1974) — советский физиолог, ученик И П Павлова, создатель
теории функциональных систем, академик АН СССР Идея обратной связи, введен-
ная в работах П К Анохина, предвосхитила аналогичные исследования кибернетиков

Аристотель (384—322 до н з ) — великий греческий философ и психолог Разработал уче-
ние о душе как «энтеллехии второго рода» Основатель западноевропейской традиции
в логике, автор теории силло! измов

Артемьева Елена Юрьевна — советский психолог и математик, сотрудник факультета пси-
хологии МГУ Была одним из пионеров психосемантических исследований в нашей
стране

Байаржон (Baillargeon) Рене — современный канадский и американский психолог, профес-
сор Университета Иллинойса, исследовательница в области раннего когнитивного раз-
вития

Бандура (Bandura) Альберт (1925) — американский социальный психолог, профессор Стэн-
фордского университета, автор теории социального научения

Бартлетт (Bartlett) Фредерик Чарльз (1886—1952) — английский психолог, известный нова-
торскими работами в различных областях от мышления и памяти до социальной и во-
енной психологии Впервые в психологии использовал понятие схемы

Бауэр (Bower) Гордон — современный американский К01Нитивный психолог, один из осно-
вателей информационного подхода Под руководством Дж Бауэра начали свою науч-
ную деятельность такие видные когнитивные психологи, как Дж Андерсон, Р Стерн-
берг, К Холиоук и многие другие

Бейтс (Bates) Элизабет — профессор факультета психологии в Калифорнийском универси-
тете, Сан Диего, США Исследует закономерности развития детской речи, используя
данные нормального онтогенеза и афазических расстройств

Бернштейн Николай Александрович (1896—1966) — видный советский психофизиолог, спе-
циалист в области физиологии движений Наряду с П К Анохиным был одним из ини-
циаторов введения понятия обратной связи в физиологию Разнил теорию уровней по-
строения движении

Боринг (Boring) — известный американский психолог, специалист по истории психологии

Ьродбент (Broadbenl) Дональд — британский психолог, один из основателей когнитивного
направления Работы Бродбента по селективному вниманию стали одной из отправ-
ных точек первого поколения когнитивистских моделей В работах 1990-х годов основ-
ное место занимает мышление, решение сложных задач, проблема интуиции

Брунер (Bruner) Джером — современный американский психолог Первые наиболее извест-
ные работы Дж Брунера связаны с психологией восприятия, где он был одним из осно-
вателей направления «Новый взгляд» (New look), применившего идеи 3 Фрейда В 1960-
х гг занялся проблемой когнитивного развития, где предложил теорию, альтернативную
подходу Ж Пиаже В плане подчеркивание идеи влияния культуры на когнитивное раз-
витие испытал влияние Л С Выготского Изучал также индуктивное мышление

Брушлинский Андрей Владимирович — современный российский психолог, исследователь в
области мышления и методологии психологии Ввел представление о «недизъюнктив-
ности» процесса мышления, установил феномен «немгновенного инсайта» Разрабаты-
вает психологическую категорию субъекта Директор Института психологии РАН, член-
корреспондент РАН, академик РАО, профессор

460

Краткий биографический справочник

Ьуль (Boole) Джордж (1815—1864) — английский математик и логик, создатель «алгебры ло-
гики», исторически первой системы математической логики
Бурменская Галина Васильевна — современный россииский психолог, ученица П Я Гальпе-
рина Специалист по психологии когнитивного разоития
Веккер Леонид Маркович (1916—2001) — россииский и американский психолог
Величковский Борис Митрофанович — современный российский и немецкий психолог Раз-
вил уровневую теорию когнитивных процессов
Вертхаймер (Wertheimer) Макс (1880—1943) — немецкий и американский (с 1929 Г ) психо-
лог, один из основателей и главных теоретиков гештальт-психологии Открытие Верт-
хаимером т и фи-движения, одной из иллюзии восприятия, послужило толчком к воз-
никновению гештальт- теории
Визел (Wiesel) Торстен — американский психофизиолог, лауреат Нобелевской премии (со-
вместно с Д Хьюбслом) за открытие ориентационнои избирательности зрительных
нейронов
Вундт (Wundt) Вильгельм (1832—1920) — основатель экспериментальной психологии и пер-
вой в истории психологической лаборатории Развил метод систематической интрос-
пекции, а также учение об апперцепции
Выготский Лев Семенович (1896—1934) — советский ученый, автор культурно-исторической
теории Теория Л С Выготского оказала большое влияние на современную когнитив-
ную психологию, особенно на представления о когнитивном развитии
Гальперин Петр Яковлевич (1902—1988) — советский ученый, автор теории поэтапного фор-
мирования умственных действии

1альтон (Gallon) Фрэнсис (1822—1911) — английский ученый, родственник Ч Дарвина, за-
ложивший основы психологии индивидуальных различий и психогенетики В юности
много путешествовал Многосторонняя научная деятельность Гальтона разворачивалась
в таких областях, как география (за исследования Южной Африки он был избран в Лон-
донское королевское общество), топография, метеорология, антропология С 1865 юда
интересы сместились в сторону проблемы способностей и их наследования Доказы-
вая наследственный характер способностей, развил методы, ставшие основой многих
дальнейших исследований — генеалогический, близнецовый Заложил основы ряда
методов математической статистики, был учителем математика Карла Пирсона

Гвоздев Александр Николаевич — исследователь детской речи, проведший большой лонги-
тюд по регистрации речевою развития, начиная с самого раннего возраста, применив-
ший при этом фонетическую запись речевой продукции ребенка Описал многие фак-
ты детской речи, до сих пор сохраняющие свое значение

Гельмгольц (Helmholtz) 1ерман (1821 — 1894) — немецкий физиолог, психолог, физик и мате-
матик Впервые исследовал скорость распространения нервного возбуждения, латент-
ные периоды различных реакции Создал трехкомпонентную теорию цветового зрения,
теорию восприятия музыкальных звуков, а также теорию бессознательных умозаклю-
чений в восприятии

Гибсон (Gibson) Джеймс Джером (1904—1979) — американский психолог, развивший эколо-
гический подход к восприятию

Гилфорд (Guilford) Дж — один из лидеров американской послевоенной психологии, спе-
циалист в области интеллекта Разработал т и «кубическую модель интеллекта»

де Гроот (deGroot) A — голландский психолог, исследовавший когнитивные способности
шахматистов

Декарт (Descartes) Рене (1596—1650) — великий французский философ, математик и физик
Оказал большое влияние на психологию своей теорией, в которой резко разделялись
душа и тело, и утверждалось, что взаимодействие между ними происходит через эпи-
физ Декарт заложил основы понятия рефлекса

Дернер (Durner) Дитрих — современный немецкий психолог, специалист по психологии
мышления Один из основоположников нового направления — изучения решения ком-
плексных задач

Джемс (James) Вильям (1842—1910) — американский философ и психолог-интроспекцио-
нист Один из основателей прагматической философии В психологии известен как ав-
тор периферической теории внимания, работами по психологии мышления и религии

Джонсон-Лэрд (Johnson-Laird) Филипп — современный британский психолог, специалист в
области психологии мышления и психолиш вистики Им разработана теория умствен-
ных моделей и процедурная лингвистика

Дуаз (Doise) Вилем — современный швейцарский социальный психолог

461

Краткий биографический справочник

Дункер (Duncker) Карл (1903—1940) — немецкий психолог, развивший последовательную
теорию мышления в рамках гештальтпсихологии

Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (1858—1917) — известный французский социолог и психолог,
профессор Сорбонны Разработал понятие социальной репрезентации, которая, по его
мнению, не сводится к индивидуальным Является одним из основоположников куль-
турно-исторического подхода к анализу психики человека

Зайонц (Zajonc) Роберт — современный американский социальный психолог Известен ра-
ботами в области социального влияния и роли семьи в формировании способностей

Зейгарник Блюма Вульфовна (1900—1985) — советский психолог Начинала свою научную
деятельность под руководством К Левина в Берлине, 1де ее был открыт т и «эффект
Зейгарник» — склонность людей продолжать деятельность при наличии не реализован-
ного до конца намерения

Зельц Отто (1881 —1944) — немецкий психолог, представитель Вюрцбургской школы Раз-
вил теорию «специфических реакций» в области психологии мышления Ввел поня-
тие детерминирующей тенденции

Зимняя Ирина Алексеевна — современный российский психоло1, специалист по проблемам
психочингвистики и педагогической психологии, академик РАО, профессор

Зинченко Владимир Петрович — современный российский психолог, один из основополож-
ников инженерной психологии в нашей стране, академик РАО, профессор

Знаков Виктор Владимирович — современный российский психолог, специалист по пробле-
мам психологии мышления и понимания, заместитель директора Института психоло-
гии РАН

Инельдер (Inhelder) Барбель — швейцарский психолог, ученица Ж Пиаже

Кант (Kant) Иммануил (1724—1804) — великий немецкий философ Развил систему психо-
логии, основывающуюся на представлении о том, что душа проявляется в нашей инт-
роспекции не сама по себе, а лишь через форму внутреннего созерцания, которой яв-
ляется время Когнитивные психологи возводят к Канту широко применяемое ими по-
нятие схемы

Кейс (Case) Робби — современный канадский психолог, представитель неопиажеанскою
направления

Кслер (Kohler) Вольфганг (1887—1967) — немецкий и американский психолог, один из основа-
телей гештальт-психологии В период Первой мировой воины был интернирован и ока-
зался на острове Тенерифе (Канары), где провел свои ставшие знаменитыми исследова-
ния человекообразных обезьян В 1935 г эмигрировал в США, где стал профессором Су-
отморского колледжа в Принсгоне

Кеттелт (Catlell) Раймонд — британский и американский психолог Образование получил в
Великобритании, в 1937 году переехал в США Наибольшую известность получили его
работы по тестированию свойств личности и интеллекта

Кинч (Kmtch) Уолтер — современный американский психолог, автор глобальной модели по-
нимания

Коул (Cole) Майкл — современный американский психолог, специалист в области культур
ной психологии Испытал влияние советской психологии, особенно Л С Выготского
и А Р Лурия

Коффка (КоГГка) Курт (1886—1941) — немецкий и американский (с 1927 г ) психолог, про-
изведший систематизацию гештальт-психологии в своей книге 1935 г «Принципы геш-
тальт-психологии»

Куль (Kuhl) Патрисия — профессор Вашингтонского университета, Сиэттл, США Исследу-
ет различительную способность детей раннего возраста к звукам языка, используемо-
го окружающими Предложила теорию перцептивного магнита для объяснения меха-
низма развития языкового звукоразличения

Куль (Kuhl) Юлиус — современный немецкий психолог, профессор Университета Оснабрю-
ка Продолжая проведенное X Хекхаузеном различение мотивации (приводящей к об-
разованию намерения) и воти (реализации намерения), развил теорию и методы ди-
агностики индивидуальных различий волевых процессов
Леви-Брюль (Levi-Bruhl) Люсьеи (1857—1939) — видный представитель французской социо-
логической школы Известен своими исследованиями первобытного мышления, где
ввел понятие партиципации (participation — сопричастия)
Левин (Lewin) Курт (1890—1947) — немецкий и американский психолог После обучения во
Фрайбурге, Мюнхене и Берлине в 1926—1933 гг — профессор философии и психоло-
гии Берлинского университета, в 1933 г эмигрировал в США, где работал в универси-

462

Краткий биографический справочник

тете Айовы, а затем, в период Второй мировой войны, в Бюро стратегических служб
С конца войны до своей смерти возглавлял Исследовательский центр по групповой ди-
намике при Массачусетском технологическом институте В своих ранних работах рас-
пространил гештальтистский подход на психологию мотивации, результатом чего ста-
ла теория поля, описывающая поведение личности В американский период разраба-
тывал проблемы социальной психологии

Леонтьев Алексей Алексеевич — современный российский психолог, специалист в области
психолингвистики, профессор МГУ, академик РАО

Леонтьев Алексей Николаевич (1903—1979) — советский психолог, один из авторов теории
деятельности Основатель и первый декан факультета психологии МГУ, академик АПН
СССР

Лешли (Lashley) Карл (1890—1958) — американский психофизиолог, автор работ по функ-
ционированию мозга в процессах обучения и теории «эквипотенциальное™» коры го-
ловного мозга С 1942 г заведовал лабораторией биологии приматов Гарвардского уни-
верситета

Линдсей (Lindsay) Питер — канадский когнитивный психоло1, профессор университета То-
ронто

Линерт (Liencrt) Густав — немецкий психолог, специалист по математическим методам в пси-
хологии Предложил использовать частотно-конфигуральныи анализ в исследованиях
личности

Лисина Майя Ивановна (1929—1983) — исследователь в области детской психологии, спе-
циалист по проблеме детского общения, самопознания, личности Общение понима-
ла как коммуникативную деятельность, выделяя в нем предмет, потребенось в обще-
нии, действия,задачи,средства, продукты

Локк (Locke) Джон (1632—1704) — английский философ, представитель эмпиризма, отвер-
гший учение о врожденных идеях и провозгласивший принцип «Ничего нет в интел-
лекте, чего ранее не было бы в чувствах»

Ломов Борис Федорович (1927—1989) — советский психолог, развивший системный подход
в применении к анализу психических процессов В работах 1960-х п выступил одним
из основоположников инженерной психологии в нашей стране Основатель и первый
директор Института психологии АН СССР (ныне — РАН), член-корреспондент АН
СССР

Лурия Александр Романович (1902—1977) — советский психолог, основатель нейропсихоло-
гии, академик АПН СССР

Марр (Магг) Дэвид — английский когнитивный психолог, разработавший формализован-
ную теорию восприятия, которая обладает большим авторитетом в современной науке

Маслоу (Maslow) Абрахам (1908—1970) — американский психолог, представитель гуманис-
тического направления в психотерапии Предложил понятие самоактуализации и
иерархическую теорию мотивации

Медник (Mednick) С. — американский психолог, автор известного теста креативности

Миллер (Miller) Джордж — американский психолог, автор наиболее цитируемой за всю ис-
торию психологии статьи «Магическое число 7+2», где обсуждался вопрос об объеме
сознания Один из основоположников работ по приложению грамматики Н Хомско-
го к психологическим механизмам

Милль (Mill) Джон Стюарт (1806—1873) — английский философ, логик, экономист и пси-
холог Разработал концепцию ассоцианистской психологии

Минский (Mmsky) Марвин — американский специалист в области искусственного интеллекта,
основоположник теории фреймов

Мюллер (Muller) Иоганнес (1801 — 1858) — немецкий ученый, основатель современной экс-
периментальной физиологии, учитель Г Гельмгольца и В Вундта Развил теорию спе-
цифических энергий органов чувств, согласно которой каждый нерв обладает своей
энергией, вызывающей специфическое ощущение независимо от стимула

Найссер (Neisser) Ульрик — американский психолог, один из основоположников когнитив-
ного подхода

Норман (Norman) Дональд — американский когнитивный психолог, профессор Калифорний-
ского университета

Обухова Людмила Филипповна — современный российский психолог, локтор психологичес-
ких наук, профессор МГУ, ученица П Я Гальперина Специалист по психологии ког-
нитивного развития

Павлов Иван Петрович (1849—1936) — выдающийся российский физиолог, лауреат Нобе-

463

Краткий биографический справочник

левской премии Получил всемирное признание своими работами в области пищева-
рения С первых лет XX века стал заниматься проблемами физиологии высшей нервной
деятельности Разработанная И П Павловым теория условных рефлексов оказала боль-
шое влияние на психологию, особенно американский бихевиоризм

Паскуаль-Леоне (Pascual-Leone) Хуан — современный канадский психолог, один из осново-
положников неоструктурализма

Перре-Клермон (Perret-CJermon) Анн-Нелли — современный швейцарский психолог Извест-
на своими исследованиями в духе теории социо-когнитивного конфликта

Петренко Виктор Федорович — современный российский психолог, один из основателей пси-
хосемантики, член-корреспондент РАН, профессор МГУ

Пиаже (Piaget)H(aH (1896—1980) — швейиарскии ученый — исследователь интеллектуаль-
ного развития, основатель генетической эпистемологии, науки о росте знания Развил
фундаментальную теорию стадий развития интеллекта, которая до сих пор, несмотря
на появившуюся с конца 1960-х гг экспериментальную критику, остается важнейшим
достижением в исследовании когнитивного развития

Пирс (Peirce) Чарльз (1839—1914) — американский философ и логик, один из основателей
прагматизма Своими работами по семиотике оказал влияние на математическую ло-
гику

Пломин (Plomm) Роберт— современный британский психолог, один из лидеров психогене-
тики

Поддьяков Николай Николаевич — современный российский психолог, специалист по пси-
хологии мышления, академик РАО Сформулировал закон оптимального соотношения
процессов саморазвития и развития как основы гармоничного развития детской пси-
хики, исследовал основные противоречия развивающейся психики

Пономарев Яков Александрович (1920—1997) — советский психолог, автор теории творчес-
кого мышления Я А Пономарев выдвинул принцип «этапы — уровни — ступени»
(ЭУС), согласно которому этапы развития психики в онтогенезе запечатлеваются как
структурные уровни ее организации и проявляются при ее функционировании как сту-
пени решения задач

Поппер (Popper) Карл (1902—1998) — философ и логик, идеи которою оказали большое вли-
яние на представления о природе научного знания в 60-70-е гг XX века Родился в Ав-
стрии, затем жил и работал в Новой Зеландии и Англии

Пуанкаре Анри (1854—1912) — великий французский математик, физик и философ Оста-
вил модель творческого мышления, основанную на наблюдении за собственным мате-
матическим творчеством

Пушкин Вениамин Носвич ()— советский психолог, доктор психологических наук, профес-
сор Работал в Институте психологии АПН СССР в Москве Исследовал оперативное
мышление, а также проблемы экстрасенсорики

Равич-Щербо Инна Владимировна — современный российский психолог, один из основате-
лей психогенетических исследований в нашей стране В 1972-1993 гг — заведующая
лабораторией психогенетики Психологического института РАО

Рассел (Russcl) Бертран, лорд (1872—1970) — выдающийся английский философ, предста-
витель лингвистической философии Совместно с А Уайтхедом написал трактат «Рпп-
cipia Matematica», ставший важной вехой в разработке логического подхода к матема-
тике

Рипс (Rips) Лэнс — современный американский когнитивный психолог Является одним из
авторов оригинальной модели семантической памяти, а также теории логического
мышления

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889—1960) — видный советский психолог, заложивший ос-
новы теории деятельности Получил психологическое образование в Германии В раз-
ные годы заведовал кафедрой психологии МГУ, был директором Института психоло-
гии, заведующим сектором психологии Института философии АН СССР, был избран
членом-корреспондентом АН СССР

Рыбников Николай Александрович (1880—1960) — специалист в области детской и педагоги-
ческой психологии, исследователь и организатор науки по проблемам развития детс-
кой речи

Саймон (Simon) Герберт (1916—2001) — американский психолог, профессор компьютерных
наук и психологии университета Карнеги-Мелон, лауреат Нобелевской премии в области
экономики Ранние работы относятся к области психологии управления С 1950-х п яв-
ляется одним из лидеров информационного подхода в психологии Разработал ряд ин-



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Когнитивная психология учебник для студентов высших учебных заведений

    Программа
    КогнитивнаяпсихологияУчебникдлястудентоввысшихучебныхзаведений Под редакцией В.Н. Дружинина Д.В. Ушакова Г Москва ... 470 Сведения об авторах 473 Учебное издание КогнитивнаяпсихологияУчебникдля вузов Художник: П.П. Ефремов Компьютерная ...
  2. Когнитивная психология учебник для студентов высших учебных заведений (1)

    Программа
    КогнитивнаяпсихологияУчебникдлястудентоввысшихучебныхзаведений Под редакцией В.Н. Дружинина Д.В. Ушакова Г Москва ... 470 Сведения об авторах 473 Учебное издание КогнитивнаяпсихологияУчебникдля вузов Художник: П.П. Ефремов Компьютерная ...
  3. В качестве учебника для студентов высших учебных заведений

    Книга
    ... Федерации в качестве учебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений, обучающихся по ... Например, экономическая психология, психотех­ника, психология медицины и т.п. ... смещение значений. 4 — Когнитивный переход Когнитивные процессы у респондента: понимание ...
  4. В качестве учебника для студентов высших учебных заведений

    Книга
    ... Федерации в качестве учебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений, обучающихся по ... Например, экономическая психология, психотех­ника, психология медицины и т.п. ... смещение значений. 4 — Когнитивный переход Когнитивные процессы у респондента: понимание ...
  5. СОЦИОЛОГИЯ Издание 2-е Рекомендовано Министерствам образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений МОСКВА 2003

    Список учебников
    ... в качестве учебникадлястудентоввысшихучебныхзаведений МОСКВА 2003 disciplinae Учебник занял 1-е ... группе, особенно язык. Психология. Психологи занимаются исследованием психических ... в семье вербальных и когнитивных способностей и задатков лидера. ...

Другие похожие документы..