Главная > Документ


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ

региональной научно-практической конференции

ПРОФИЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО И ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

19-20 ноября 2008 года

г. Владимир

В сборник вошли материалы участников региональной научно-практической конференции «Профилизация школьного языкового и литературного образования», отражающие опыт, проблемы и перспективы преподавания русского языка и литературы на базовом и профильном уровне в регионе. Представлены разработки ученых-лингвистов, способствующие организации углубленного изучения предмета в школе; затронуты вопросы учебно-методического обеспечения процесса профилизации и подготовки учащихся к новым формам итоговой аттестации по предметам; освещены проблемы содержания и методики изучения программ элективных курсов профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Данное издание будет интересно учителям русского языка и литературы, методистам, студентам педагогических вузов и ссузов, руководителям образовательных учреждений.

Редакционная коллегия:

Варюшенкова Е.Н., канд. филол. наук, - ответственный редактор;

Галичкина Н.В.,

Гулякова Н.С.,

Еремина И.К.,

Комкова Н.В.

Кудряшова Т.С.,

Максименко Н.Л.,

Полякова В.А.,

Самойленко Н.Е.,

Смирнова С.А.,

Соломина Н.А.,

Сысенко С.Н.,

Тюрина С.Е.,

Штуль Е.В.

© ВИПКРО, 2008

© Авторы, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ

Гулякова Н.С. (ГИМЦ, г. Владимир). Формы оказания методической поддержки учителям русского языка и литературы в условиях перехода к профильному обучению 5

Груздева Л.А., Суворова Н.Е. (ГМК, г. Ковров). Профильное образование в г. Коврове (гуманитарный профиль) 8

Еременкова Т.Ю. (ВИПКРО, г. Владимир). Использование технологии «Портфолио» в учебно-воспитательном процессе 11

Иванина А.В. (МОУ СОШ № 19, г. Ковров). Интеграция литературы с другими видами искусства на уроках и во внеурочное время как средство развития творческого потенциала учащихся 14

Корнилов Н.В. (ВГГУ, г. Владимир). О критериях разграничения определяемого слова и приложения в аппозитивных сочетаниях 19

Малышкина С.В. (МОУ СОШ № 17, г. Ковров). Развитие творческих способностей учащихся через организацию учебно-исследовательской деятельности в области филологии 22

Плышевская О.Д. (ВГГУ, г. Владимир). Методика изучения темы «Предложения с обращениями» в средней школе 27

Смирнова С.А. (ВИПКРО, г. Владимир). Работа с культурно-историческими аналогами как средство развития продуктивного мышления одарённых учащихся на уроках русского языка и литературы в профильных гуманитарных классах 33

Сорокина О.А. (МОУ СОШ № 6, о. Муром). Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся гуманитарного класса на уроках литературы 37

II. ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ

Альшина Э.А. (ПКЛ, г. Владимир). Диалог на уроке литературы как способ активизации коммуникативной и социокультурной деятельности учащихся старших классов негуманитарного профиля 40

Виноградова Т.И.(МОУ СОШ № 25, г. Владимир). Специфика преподавания литературы в профильных медицинских классах школы III ступени 45

Гужова В.В. (МОУ СОШ № 25, г. Владимир). Развитие мотивации учащихся профильных негуманитарных классов на уроках литературы 49

Захарова Н.С. (МОУ «Малыгинская СОШ», Ковровский район). К вопросу о формировании коммуникативной культуры учащихся (из опыта работы кружка «Школа юного журналиста») 52

Курленко Г.П. (МОУ СОШ № 21, г. Ковров). Организация работы с текстом в классе предпрофильной подготовки 55

Шабалина Л.И. (МОУ СОШ №25, г. Владимир). Формирование коммуникативной компетенции учащихся профильного (юридического) класса через филологический анализ текста 59

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФИЛИЗАЦИИ. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Абрамова Е.А. (ВГГУ, г. Владимир). Использование принципов анализа текста при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ 63

Варюшенкова Е.Н. (ВГГУ, г. Владимир). Формулировка проблемы в сочинении по тексту 67

Гарнист Л.Е. (МОУ СОШ № 15, г. Гусь-Хрустальный). «Читать значит мыслить» (из опыта преподавания литературы по программе Р.Н. Бунеева) 68

Евдокимова Т.М. (МОУ СОШ № 8, г. Карабаново, Александровский район). Реализация компетентностного подхода в обучении русскому языку по УМК под редакцией Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина (10-11 классы) 72

Ильина С.А. (МОУ «Мошокская СОШ», Судогодский район). Потенциал УМК по русскомуязыку под редакцией М.М.Разумовской в реализации целей профильного образования 74

IV. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

Горпинко Н.И. (лингвистическая гимназия № 23, г. Владимир). О преподавании элективного курса «Этика речевого общения» в старшей школе 79

Гусарова О.Б., (МОУ «Кондряевская ООШ» (Судогодский район) Элективный курс предпрофильной подготовки в малокомплектной школе 81

Журухина Е.И. (МОУ СОШ № 2, г. Судогда). Формирование предметных компетенциипо русскому языку на занятиях элективного курса 85

Ключкова Т.В. (МОУ «Бутылицкая СОШ», Меленковский район). Проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках преподавания элективного курса по литературе 91

Кобякина Ю.А. (МОУ «Волосатовская СОШ», Селивановский район). Практическая направленность элективных курсов как средство социализации учащихся 94

Пронькина Е.И. (МОУ «Ильинская СОШ», Судогодский район). Из практики работы элективного курса «Топонимика родного края» в рамках предпрофильной подготовки 97

Стребкова С.М. (МОУ «Ставровская СОШ №1», Собинский район). Системный подход к изучению языка на занятиях элективного курса «Комплексный анализ текста» 101

V. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТАМ

Амоскина Т.В. (МОУ СОШ № 1, г. Радужный). Мультимедийный проект как активная форма обучения старшеклассников (из опыта работы) 103

Болотина О.Ф. (МОУ СОШ №1, г. Меленки). Проектно-исследовательская деятельность учащихся на основе ведущих педагогических технологий 106

Бурцева Е.П. (МОУ СОШ № 14, г. Александров). Роль проектно-исследовательской деятельности старшеклассников в осуществлении процесса профилизации 108

Воронина Л.В. (МОУ «Андреевская СОШ», Судогодский район). Роль сетевых телекоммуникационных проектов в повышении мотивации школьников к изучению предметов 111

Гайдуль А.В. (МОУ «Иваново-Эсинская СОШ», Ковровский район). Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в профильных классах технического уровня 113

Галкина И.В. (МОУ СОШ №2, о. Муром). Особенности творческого литературно-языкового проекта 118

Жданова И.В. (МОУ СОШ №2, о. Муром). Роль проектно-исследовательской деятельности старшеклассников в осуществлении самореализации личности 122

Ишмаева Л.А. (МОУ СОШ №3, г. Петушки). Специфика медиапроекта по литературе 127

Мухотдинова Е.Н. (МОУ СОШ №18, о. Муром). Роль проектно-исследовательской деятельности учащихся в повышении мотивации к изучению русского языка и литературы (из опыта работы) 130

Томникова М.В. (МОУ «Новосельская СОШ», Суздальский район). Проектно-исследовательская деятельность старшеклассников 135

Часовских И.П. (МОУ СОШ №3, г. Петушки). Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую деятельность 139

I. ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ

Гулякова Н.С,

ГИМЦ (г. Владимир)

ФОРМЫ ОКАЗАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧИТЕЛЯМ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

В Концепции модернизации Российского образования существенное внимание уделяется осуществлению перехода к предпрофильной подготовке и профильному обучению в школе. В основу этого положена идея обновления старшей ступени общего образования, то есть образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Поэтому осуществление перехода к предпрофильной подготовке и профильному обучению стало одним из приоритетных направлений в работе городского методического объединения учителей русского языка и литературы.

С целью наиболее успешной реализации этой программы и оказания методической поддержки учителям русского языка и литературы в городском информационно-методическом центре г. Владимира организована работа различных профессиональных объединений:

  • тематические консультации;

  • семинары-практикумы;

  • заседания городского методического объединения учителей русского языка и литературы;

  • проблемный семинар;

  • информационное совещание;

  • лекции в рамках Дней науки.

Учитывая тот факт, что знание нормативно-правовой базы является основополагающим при организации процесса профилизации, для учителей, преподающих в 8-11 классах, была проведена тематическая консультация «Профильное обучение: нормативно-правовая база, программы, учебно-методические комплексы, возможные методические подходы к изучению предметов образовательной области «Филология». О задачах, стоящих перед профильной школой, шла речь на информационном совещании «Профильное обучение в старших классах как способ удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся». Данные профессиональные встречи носили теоретический характер. Их цель - обеспечение информационной поддержки педагогов. В ГИМЦ создана методическая копилка, в которую включены перечень нормативных актов, рекомендательный список литературы по профильному обучению, требования Стандарта образования к уровню знаний, умений и навыков учащихся на базовом и профильном уровнях среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе и т.д.

Для руководителей методических объединений учителей русского языка и литературы был проведен теоретический семинар «Подходы к организации профильного обучения», а также семинар-практикум «Создание условий для организации профильного обучения».

Преподаванию предметов филологического цикла в школе III ступени было уделено внимание на проблемном семинаре «Особенности преподавания русского языка и литературы в школе III ступени», проведенном совместно с ВИПКРО в 2004-2005 учебном году. В рамках этого семинара естественным образом поднимались вопросы, связанные с требованиями к уровню знаний учеников старшей школы на базовом и профильном уровне, с проблемой преподавания элективных курсов. Учителя–словесники предложили провести городской конкурс учебно-методических материалов по преподаванию русского языка в старшей школе. В конкурсе приняли участие 20 педагогов из 17 образовательных учреждений города. На суд жюри были представлены материалы разнообразных видов: конспекты уроков, тематическое планирование, элективные курсы, система работы, методические рекомендации и разработки, богатый дидактический материал, система мониторинга и контроля и т.д.

Интересный и содержательный материал, отражающий систему работы педагога по преподаванию русского языка в старших классах, представила на конкурс учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 25 Виноградова Т.И., победитель конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта в области образования в 2007 году. В них нашло место тематическое планирование уроков русского языка на основе рекомендованных УМК с учетом особенностей школы и профиля класса, конспекты уроков по изучению отдельных тем программы по русскому языку, материалы для мониторинга качества знаний учащихся (тесты, контрольные задания и т.д.).

Серьезное внимание городским информационно-методическим центром уделяется оказанию методической помощи учителям русского языка и литературы по организации и проведению элективных курсов. Для учителей 8-11 классов были организованы встречи «Элективные курсы по русскому языку и литературе – основа успешной социализации учащихся», «Представление элективных курсов для школы Ш ступени». Большой интерес словесников вызвал семинар «Моделирование и апробация программ элективных курсов для профильной и предпрофильной подготовки», где была представлена панорама опыта работы по данному направлению учителей гимназии № 3, а также опыт преподавания русского языка и литературы в профильных негуманитарных классах учителей средней школы № 24.

Широкий отклик у учителей русского языка и литературы нашёл конкурс элективных курсов, проводившийся сначала на уровне города, а затем и на уровне региона. Среди материалов элективных курсов, опубликованных в «Сборнике программ элективных курсов предпрофильного и профильного обучения» и рекомендованных для проведения занятий в школе, представлены авторские курсы восьми учителей русского языка и литературы г. Владимира. Городской информационно-методический центр счел необходимым не только осветить результаты регионального конкурса, но популяризировать данные программы элективных курсов. С этой целью на семинары-практикумы приглашались авторы программ, которые не только знакомили коллег с содержанием программы, но и проводили мастер-классы по использованию данных элективных курсов. Т.А. Кезимова, учитель высшей квалификационной категории средней школы № 19, победитель конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта в области образования в 2006 году, пригласила коллег на открытое занятие, которое она проводила с учащимися 10 класса по программе элективного курса «Основы информационной культуры», разработанного ею совместно с учителем информатики Дубовой С.Н. Авторскую программу и опыт ведения элективного курса «Подготовка учащихся к выполнению заданий по русскому языку в тестовой форме» представила один из авторов Кудряшова Т.С., учитель высшей квалификационной категории средней школы № 2. Большой профессиональный интерес проявляют педагоги не только г. Владимира, но и области к программе элективного курса «Этика речевого общения», автором которого является Горпинко Н.И., учитель первой квалификационной категории лингвистической гимназии № 23. В 2008 году Надежда Ивановна выступила перед коллегами с презентацией, отражающей опыт работы по программе этого элективного курса.

Так как классов филологического профиля в городе немного, встает вопрос о специфике преподавания русского языка и литературы в профильных негуманитарных классах, где, как известно, на преподавание литературы отводится крайне малое количество часов. Поэтому в 2007-2008 учебном году на базе городского информационно-методического центра работал проблемный семинар «Проблемы преподавания русского языка и литературы в профильных негуманитарных классах». Учителя средних школ № 2, 16, 25, 36 и ПКЛ представляли свой опыт работы в классах такого рода: подходы к преподаванию русского языка и литературы, в т.ч. и использование инновационных технологий, тематическое планирование уроков литературы с учетом профиля класса (медицинский, архитектурный, естественно-научный, физико-математический).

Традиционными в г. Владимире стали Дни науки «Роль науки в образовательной практике», проводимые во время осенних каникул. Перед учителями русского языка и литературы выступали Цуккерман А.С., доц. кафедры русского языка ВГГУ, Шарапова М.Э., доц. кафедры журналистики ВлГУ. Тема их выступления - «Проблемы в осуществлении преемственности между школьным и вузовским образованием». Выявление общих проблемных моментов преподавания русского языка в старшей школе, особенно в профильных гуманитарных классах, подготовка учащихся к поступлению на филологические специальности в высшие учебные заведения – вот далеко не полный круг проблем, поднятых во время этих профессиональных встреч.

Результатом работы профессиональных объединений, целью которых было оказание методической поддержки учителям-словесникам в условиях перехода к профильному обучению, стало создание методической копилки. В нее вошли:

  • диск «Профильное обучение и преподавание русского языка и литературы», на котором представлены нормативная база, концепция профильного обучения, презентации учителей–словесников г. Владимира;

  • сборник методических рекомендаций, подготовленный методистом ГИМЦ;

  • указатель литературы «Организация профильного обучения в образовательных учреждениях. Элективные курсы», подготовленный библиотекой ГИМЦ.

Безусловно, углубленное изучение русского языка и литературы требует от учителя серьезной дополнительной профессиональной подготовки. То, что уже проделано учителями в плане профилизации, изучается городским методическим объединением учителей-словесников, и самый интересный опыт тиражируется. Однако, несмотря на тот объем работы, который проделывается учителями русского языка и литературы, нельзя не отметить, что в связи с переходом к профильному обучению мы начинаем терять то, что годами наработано в литературном и языковом образовании, что способствовало формированию определенного уровня культуры учащихся. В условиях, когда на изучение родного языка и литературы отводится соответственно 1 и 2 часа в неделю, говорить о полноценном языковом и литературном образовании вряд ли возможно, тем более, что литературу пытаются вывести из числа обязательных предметов для изучения в старшей школе.

Процесс профилизации не должен сопровождаться вытеснением из образовательного процесса предметов, которые способствуют формированию личности, ее воспитанию и гражданскому становлению.

Груздева Л.А.,

Суворова Н.Е.,

ГМК (г. Ковров)

ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В г. КОВРОВЕ

(гуманитарный профиль)

Учебный предмет «Русский язык» в системе школьного образования занимает особое место: он является объектом и средством обучения. В связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 года и принятием новых образовательных стандартов необходимо обозначить основные изменения содержания образования по русскому языку:

  • сокращение избыточного теоретического материала и устранение излишней детализации;

  • усиление речевого аспекта содержания курса русского языка;

  • усиление внимания функциональной стороне языковых единиц и явлений;

  • усиление общеобразовательной роли русского языка в успешном усвоении учебных предметов;

  • введение элективных курсов, обеспечивающих гуманитарный профиль образования в старшей школе.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим специальной целью преподавания русского языка в основной школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Федеральный базисный учебный план 2004 года предусматривает обязательное изучение предмета на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В том числе: V кл. – 210 ч. , VI кл. – 210 ч., VII кл. – 140 ч., VIII кл. - 105 ч., IX кл. - 70 ч.

С учетом возрастающей роли русского языка в многонациональном федеративном государстве и обязательности экзамена по этому предмету при поступлении в любой вуз введен учебный предмет “Русский язык” для изучения на этапе среднего (полного) общего образования в объеме 70 часов (1 час в неделю) на базовом уровне и 210 часов (3 часа в неделю) на профильном уровне. Законодательным Собранием Владимирской области утверждён Закон о региональном компоненте, включающий дополнительный час в 10-11 классах на изучение русского языка.

Базовый и профильный уровни различаются не только объемом информации, но и структурными, содержательными и организационными особенностями образовательного процесса.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Данный уровень обучения обеспечивает общекультурное развитие человека.

Содержание обучения русскому языку на профильном уровне отобрано и структурировано также на основе компетентностного подхода и обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность давать исторический комментарий к языковым явлениям; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение в собственной речевой практике полученных учащимися знаний и умений, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.

Из 24 муниципальных образовательных учреждений – школ г. Коврова – только в шести есть классы гуманитарного профиля.

Предпрофильная подготовка в г. Коврове представлена широким спектром элективных курсов (курсов по выбору):

  1. «Практическая фразеология» (Гимназия № 1).

  2. «Беседы о русской стилистике и культуре речи» (Гимназия № 1).

  3. «Теория и практика сочинений разных жанров» (ООШ № 2).

  4. «Деловой русский язык» (ООШ № 2).

  5. «Культура русской речи» (СОШ № 3).

  6. «Трудные случаи пунктуации « (СОШ № 4).

  7. «Лингвистический анализ текста» (СОШ № 5).

  8. «Культура речи» (СОШ № 5).

  9. «Принципы русской орфографии» (СОШ № 9).

  10. «Теория и практика сочинений разных жанров» (СОШ № 10).

  11. «Лингвистический анализ текста»» (СОШ № 13).

  12. «За строкой поэтического текста» (СОШ № 17).

  13. «Русское правописание» (СОШ № 19).

  14. «Теория и практика сочинений разных жанров» (СОШ № 21).

  15. «Основы русской словесности» (СОШ № 22).

  16. «Риторика» (СОШ № 22).

  17. «Лексика и фразеология русского языка» (СОШ № 22).

  18. «Выразительное чтение» (СОШ № 22).

  19. «Духовные ценности Отечественной культуры» (СОШ № 23).

  20. «Трудные случаи правописания» (СОШ № 24).

  21. «Развивай дар речи. Сочинения разных жанров» (СОШ № 24).

Несмотря на то что в тринадцати школах города предложены курсы гуманитарной направленности, только в шести сформированы профильные гуманитарные классы. Это гимназия № 1, школы №№ 9, 10, 21, 22, 23.

Так, в 2008 – 2009 уч. году социально-гуманитарными классами в СОШ № 9 являются 10 – б и 11 – в. Для реализации профильного обучения в этих классах учащимся предлагаются различные спецкурсы, факультативы, часы дополнительного образования, например, курсы: «Азбука журналистики» (10 ч.); «Риторика в юридической практике» (8 ч.); «Орфографический практикум» (16 ч.); кружки: «Культура русской речи», «Межкультурное общение». Это позволяет каждому учащемуся выстроить свою собственную траекторию развития.

В СОШ № 23 в классах социально-гуманитарного профиля курс русского языка изучается 4 часа в неделю (2 часа – базовый уровень, 1 ч. – региональный компонент; 1 ч. – компонент образовательного учреждения). Курс русского языка в классе социально-гуманитарного профиля усилен элективным курсом «Теория и практика написания сочинений разных жанров». С целью приобщения учащихся к чтению русской мировой классики, формирования культуры художественного восприятия, развития эстетического вкуса, культуры речи, развития литературно-творческой, исследовательской работы учащихся, осуществления преемственности в содержании школьного и вузовского образования в данном классе введен курс «Мировая художественная культура».

В СОШ № 21 ведущей тенденцией в изучении литературы на профильном уровне является получение качественного образования посредством дифференциации обучения, реализации потребностей учащихся в соответствии с их интересами, запросами и сохранение здоровья через обеспечение вариативности.

Для формирования нравственного потенциала школьников, их социально-культурной адаптации в обществе, что немаловажно для профильного гуманитарного образования, в учебный план гуманитарных групп 10 и 11 классов включен предмет «Мировая художественная культура». Особенностью филологического образования в этой школе является введение Риторики как учебного предмета в школе III ступени. Введение данного курса обусловлено необходимостью формирования знаний о речи общекультурного плана и овладения коммуникативно-речевыми умениями. Своим содержанием, логикой построения Риторика как учебный предмет отвечает этим требованиям.

В 11 социально-гуманитарном классе СОШ № 10 усиление внимания к овладению русским языком осуществляется при помощи введения факультативного курса «Практическая стилистика» и проведением индивидуальных занятий.

Для более эффективной организации профильного обучения в городе методическим кабинетом г. Коврова в течение 2006 – 2008 гг. был проведен ряд семинаров, посвященных данной проблеме. Наиболее актуальными из них оказались следующие: «Элективные и ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников», «Профильные курсы по литературе: содержание, проблемы, опыт», «Профильное обучение и социализация личности», «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования».

В организации профильной работы есть аспект, который требует более широкого внимания. Если с профильными классами ситуация более или менее ясна и опыт работы уже накоплен, то элективные курсы вызывают у многих учителей затруднения. ГМК г. Коврова для учителей гуманитарного цикла проведен теоретический семинар «Элективные курсы в профильных классах», на котором освещены вопросы создания условия для углубленного изучения отдельных предметов программы в предпрофильной подготовке, дифференциации содержания образования, преемственности общего и профессионального образования. Также учителя русского языка и литературы были ознакомлены с алгоритмом разработки программы элективного курса.

Для более успешной реализации концепции профильного обучения ГМК предоставил учителям разнообразные материалы, которые включают в себя не только теоретические аспекты профильного обучения, но и предложил для использования в практической работе элективные курсы федерального уровня (например: Павлова Т. И. Научная речь. 10 – 11 класс // Русский язык в школе. – 2006. - № 3; Чертов В. Ф. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. // Программы элективных курсов. Литература. 10 – 11 классы. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2007.); регионального уровня (например: Амоскина Т. В. «Искусство понимания художественного текста», Воронина Л. В. «За строкой поэтического текста», Романова Л. П. «Культура общения и речь») и муниципального уровня (Малова Е. Ю. «Обучение деловому письму»; Малышкина С. В. «Тайна имени, или занимательная ономастика», Сухобокова Л. И. «Основы редактирования. 10 – 11 класс», Суслова Т. С. «Деловое письмо», Борискина И. А. «Структурно-лингвистический анализ поэтического текста»).

Таким образом, организация профильного обучения в городе связана:

  1. с созданием новых типов образовательных учреждений для старшей ступени средней школы, обеспечивающих полноценное профессиональное самоопределение;

  2. с использованием новых педагогических технологий;

  3. с организацией педагогического взаимодействия в городском образовательном пространстве.

Для эффективного управления качеством профильного образования важна своевременная оценка его результатов. С этой целью управление образования и городской методический кабинет г. Коврова работают над созданием единой системы муниципального мониторинга, основными инструментами которого станут тестирование учащихся и создание ими портфолио учебных достижений.

Еременкова Т.Ю.,

ВИПКРО (г. Владимир)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Повышения квалификации работников образования сборник программ

    Программа
    ... Волгоградская государственная академия повышения квалификации работниковобразованияСБОРНИК ПРОГРАММ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на ...
  2. Повышения квалификации работников образования сборник программ

    Программа
    ... Волгоградская государственная академия повышения квалификации работниковобразованияСБОРНИК ПРОГРАММ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на ...
  3. Сборник материалов по итогам проведения iii городской научно-практической конференции молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города нижневартовска «образование - будущее города» нижневартовск 2011

    Урок
    ... образования». Сборникматериалов по итогам проведения III городской научно-практической конференции молодых педагогических работников ...
  4. Сборник материалов научно- практической конференции

    Документ
    ... области естественнонаучного образования: Сборникматериалов научно - практической конференции. – М., МИОО, 2009. В сборнике освещены материалы научно ... учеников, учителя, педагоги дополнительного образования, работники библиотек. У данных субъектов ...
  5. Сборник материалов научно - практической конференции

    Документ
    ... естественнонаучного образования: Сборникматериалов научно - практической конференции. – М., МИОО, 2010. В сборнике освещены материалы научно ... , проводить видеосъёмку, беседовать с научными работниками и т.д.), организовывать и планировать свою ...

Другие похожие документы..