Главная > Документ


В результате изучения курса учащиеся должнызнать:

  • о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;

  • о деятельности журналиста и других профессиях, связанных с журналистикой;

  • о речевых особенностях в средствах массовой информации.

Учащиеся должныуметь:

  • отбирать необходимый фактический и языковой материал для творческих работ;

  • владеть навыками стилистической правки и редактирования текста;

  • создавать самостоятельно произведения в разных газетных жанрах;

  • работать самостоятельно с дополнительной литературой (нормативные словари, справочники, энциклопедии), используя ИКТ.

Программа занятий рассчитана на 34 учебных часа и охватывает разнообразную тематику: «Средства массовой информации. Виды газет, их назначение», «Роль и структура газетного заголовка», «Речь. Эмоциональные средства выразительности речи», «Газетная лексика. Речевые штампы. Клише», «Интервью», «Заметка информационного и дискуссионного характера», «Репортаж», «Социологический опрос» и др. Большую часть занятий составляют практикумы, а также те виды и формы учебной деятельности, которые позволяют учащимся осваивать данный курс на деятельностной основе (коллективное обсуждение, редактирование творческих работ, работа в парах, в малых группах, презентация самостоятельных работ).

Несмотря на то что в «Школе» занимаются учащиеся разного возраста (с 8-го по 11 кл.), это не вызывает особых затруднений. Напротив, «младшие» учатся у «старших» в обстановке всеобщего равенства.

Ребята, успешно занимающиеся в «Школе», стали инициаторами и активными создателями общешкольной газеты « » (см. Приложения). Они с удовольствием осваивают новые для себя «профессии»: корреспондента, редактора, корректора, фотокорреспондента. В процессе работы над газетой появились постоянные рубрики: «Бывалые», «Интервью», «Наш опрос», «А судьи кто?», «Конкурс» и др. Все они посвящены актуальным проблемам внутришкольной жизни, так или иначе затрагивают каждого участника учебно-воспитательного процесса, и потому газета пользуется большой популярностью как среди учащихся, так и среди учителей и родителей нашей школы. Очень важно, что «юным журналистам» не безразличны те отзывы, которые получает редакция после каждого выпуска. На очередном занятии «Школы» обязательно идет взаимное обсуждение, своеобразная «работа над ошибками», поиск новых, более интересных и актуальных тем, форм представления материала.

В процессе работы очень помогают «юным журналистам» разнообразные Памятки, позволяющие в сжатой, доступной форме актуализировать необходимый теоретический материал. Например:

Основные правила при работе над композицией будущего текста:

  • логически переходите от одной мысли к другой, не злоупотребляя словами но, между тем, однако;

  • если события имеют последовательность, воспользуйтесь ею;

  • если сюжет достаточно запутан, не стесняйтесь разложить все «по полочкам»;

  • если в истории две конфликтующие стороны, давайте опровержение сразу за обвинением.

Большое внимание на занятиях уделяем работе над словом. Способствует этому коллективное редактирование «черновиков», и взаимное обсуждение, выбор наиболее удачных вариантов, и, конечно, работа со словарями и справочной литературой. Любой учитель-словесник знает, как беден словарный запас современных учеников, как «загромождают» их творческие работы всевозможные речевые и грамматические «перлы». Этой проблеме посвящаем не одно занятие. Все учащиеся знакомятся с типологией речевых и грамматических ошибок, анализируют предложенные тексты, классифицируя допущенные там ошибочные написания, а затем находят (чаще всего в современной прессе) и приносят на занятия примеры таких нарушений современных литературных норм.

Другое направление нашей работы - редактирование текстов различных стилей. Этот этап помогает учащимся увидеть типичные ошибки тех, кто создает официально-деловые, научные и другие тексты. Организовать работу такого рода поможет учителю пособие О.А.Мазневой, И.М.Михайловой «Практикум по стилистике русского языка. Тексты и задания.10-11 кл.», материалы которого мы часто используем на занятиях.

Очень эффективными в процессе работы над словом стали следующие упражнения:

  • исправьте ошибки в употреблении предлогов (причастий, деепричастий);

  • выберите из двух паронимов нужное слово и вставьте его в словосочетание;

  • укажите разные виды речевой избыточности. Отредактируйте предложения;

  • устраните тавтологию, используя синонимы;

  • укажите тип речевой ошибки в предложениях. Отредактируйте их.

Исправление такого рода ошибок формирует умение внимательно относиться и к собственным написаниям.

Не менее важно, чтобы ученик в процессе занятий не только овла­дел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно их приобре­тать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельно­сти, которые в дальнейшем мог бы применять в условиях непрерывного само­образования.

Конечно, не все ребята, посещающие занятия «Школы», в будущем станут настоящими журналистами. Каждый выберет свой путь. Однако те знания, умения и навыки, которые они получили в ходе занятий, безусловно, будут востребованы в процессе дальнейшего образования и самоопределения в условиях жесткой конкуренции на современном рынке труда.

Курленко Г.П.,

МОУ СОШ № 21 (г. Коврова)

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

В КЛАССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Введение ЕГЭ по русскому языку как обязательной формы экзамена поставило учителя-словесника в неоднозначную ситуацию: разумом он понимает, что главенствующей в его деятельности теперь становится задача обеспечения у учащихся прочных ЗУН, проверяемых с помощью тестов, а сердцем по-прежнему стремится донести до школьников мысль о том, что любой текст, говоря словами Б.Пастернака, это «образ мира, в слове явленный». Как же найти разумное равновесие между скрупулезной выверенностью ответов на тестовые задания и тягой к «творчеству» и «чудотворству»? Хочется надеяться, что введение в школьную практику профильного и предпрофильного обучения поможет нам в какой-то степени приблизиться к решению этой задачи.

В текущем учебном году работаю в двух девятых классах – гуманитарного предпрофиля и в общеобразовательном. Классы с разной мотивацией к обучению, с разным уровнем способностей, с разительно разным уровнем прилежания. Составляя планы уроков, продумывая систему упражнений с единой для обоих классов базовой задачей, «гуманитариям» выстраиваю «цепочку заданий» более сложную, насыщенную разными видами продуктивной мыслительной деятельности. Стараюсь сделать так, чтобы для них гармония формул - «образ мира, в слове явленный» и «пишу грамотно, дружу с правилами» - стала реальностью. В общеобразовательном классе на первый план выступает вторая формула. Проиллюстрируем эту мысль конкретным примером из практики работы над текстом.

На занятии элективного курса в гуманитарном классе и на уроке русского языка в общеобразовательном раздаю распечатанный отрывок из были А.А. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин» (произведение было прочитано в седьмом классе):

Буря издохла с последним ударом своей ярости. Ветер упал вдруг. Природа, как человек, или, лучше сказать, человек, как природа, в свое лето вспыльчив и бурен – на миг. Облака будто растопились молниею в дождь, и месяц, выкупавшись в туче, весело блеснул в тьме неба; лишь на краю горизонта толпились беглецы-облака. Они улетали, ропща, огрызаясь, и порой вспыхивали их выстрелы зарницею; валы смывали отсталых, валы еще ходили и сшибались грозно между собой, как ратники иных народов после войны со врагами заводят междоусобия в отчизне, чтобы утолить свою кровавую жажду хоть из жил братьев и дотратить на них боевой огонь, раздутый привычкою. Но скоро волны разлились в широкую зыбь, и по ней зазмеились белые полосы пены, недавно венчавшей гребни валов. Они тянулись подобно строкам на мрачной, бесконечной странице моря, подобно следам поколений на океане жизни. Исчезла самая пена, и синева бездействия подернула лицо моря. Оно дышало уже тяжело и порывисто, подобно умирающему, и, наконец, к утру душа его излетела туманом, как будто преображая тем, что все великое на земле дышит только бурями и что кончина всего великого повита в саван тумана, непроницаемый равно для деятеля, как для зрителя.

Светало.

Аргонавты наши из несомненной смерти попали в смертельное сомнение, и хотя при этой верной оказии убедились они, что выражение любовников и подсудимых, будто сомнение хуже смерти, не совсем справедливо, однако ж положение их было вовсе не завидное. Карты нет, компаса не бывало. Да и на кой черт раскладывать карту, когда нет уменья разбирать ее?

В классе гуманитарного профиля сначала формулируем общее впечатление от текста и его трехчастной композиции, потом называем увиденные средства речевой выразительности. Ученики находят эпитеты, олицетворение, метафору, инверсию. Записываем их в тетрадь, устно даем им определение. Затем возвращаемся к началу отрывка. Особое внимание обращаем на первые два предложения. В них выявляем не только знакомые всем олицетворение (буря издохла) и метафору (удар ярости), но и другие приемы – аллитерацию, ассонанс («тяжелые» звуковые сочетания согласных [зд], [хл], [др], [ст] и ударные гласные [у], [о], [э], [а], призванные создать звуковой фон – образ бушующего моря) и особый ритмический рисунок (по сути, это дольник, но девятиклассники еще не знакомы с такой формой) – силлабо-тоническую основу словесного выражения художественного образа. Обращаю их внимание на то, что начало предложения укладывается в дактилический размер (который всегда ассоциируется с движением волн), а во второй его половине «пропуск» двух необходимых для четкого поэтического ритма слогов сбивает «скорость» фразы, и «скорость» волны тоже.

Бу-ря из| -дох-ла с по-| след-ним у-| да-ром сво-| ей _ _ | я-рос-ти.|

Второе предложение построено по тому же трехчастному размеру с пропусками. Оно как бы окончательно «останавливает» бурю. Акцентируемое слово – наречие вдруг.

Ве-тер у-| пал _ _ | вдруг. _ _ |

Его расположение в самом конце фразы резко обрывает «звуковую» картину шторма. После него уместно было бы использовать какой-нибудь пунктуационный знак (скобки, к примеру) для введения рассуждения повествователя о сходстве ярости человека и природной стихии.

Затем останавливаемся на «боевом» характере лексики (выстрелы, ратники, война, кровавая жажда) и их роли в образной системе отрывка, на своеобразии сравнительных оборотов («Но скоро волны разлились в широкую зыбь, и по ней зазмеились белые полосы пены, недавно венчавшей гребни валов. Они тянулись подобно строкам на мрачной, бесконечной странице моря, подобно следам поколений на океане жизни».) Здесь появляется возможность познакомить девятиклассников с такой стилистической фигурой, как «градация» (зыбь - море - океан; строки на странице моря - следы поколений на океане жизни), а от нее перейти к желанию автора вывести читателя на уровень философских обобщений.

Ключевой образ последних строк абзаца – «лицо моря» (словно лицо умирающего), а ключевая мысль – «вся жизнь – театр, где нам достается роль либо деятеля, либо зрителя».

Определяем тип речи первого абзаца, и, когда ученики называют термин «описание», ставлю их перед проблемой: если это описание, то почему в тексте так много глаголов и глагольных форм (издохла, растопились, выкупавшись, разлились, зазмеились и пр.)? Различные предположения завершаем введением понятия «динамическое описание», то есть описание в динамике, в движении, в действии.

Обращаемся к анализу второго абзаца, вернее, слова, которое и составляет второй абзац: Светало. Задаем учащимся вопросы на выявление авторского замысла, заключенного в нем:

  • Как надо прочитать это предложение? (Отделить паузой от предыдущего и последующего).

  • Зачем автору потребовалось такое короткое предложение? (С точки зрения диалога автора с читателем, после философского размышления о жизни и смерти необходимо «сделать передышку», дать и читателям возможность «остановиться, оглянуться», то есть поразмышлять; с точки зрения сюжета – разграничить эпизоды ночного шторма и долгожданного утреннего штиля и вернуться к самим «аргонавтам» - героям были).

  • Почему Бестужев-Марлинский не использовал глагол в форме совершенного вида, например «рассвело»? (Чтобы «удлинить» ощущение промежутка времени между бурей и штилем. Кроме того, сыграл свою роль и звуковой облик найденного им глагола: ударение на центральном слоге с ударным [а] придает ему очень важную для автора музыкальную незаконченность: све-тА-ло, в отличие от предложенного нами рас-све-лО с ударением на конце).

Третий абзац открывается рассуждением о положении аргонавтов после бури. Этот отрывок тоже интересен рядом особенностей. Во-первых, предлагаем ученикам найти игру слов (из несомненной смерти попали в смертельное сомнение); во-вторых, ищем в первом предложении слово, «соединяющее» автора с читателями (аргонавты наши); в-третьих, знакомим ребят с понятиями «несобственно прямая речь» и «вопросно-ответная форма повествования» (Карты нет, компаса не бывало. Да и на кой черт раскладывать карту, когда нет уменья разбирать ее?).

Для закрепления новых понятий «ритмический рисунок» и «звукопись» предлагаю короткий отрывок из рассказа К.Паустовского «Золотой линь».

Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза. Она долго ворчала в лесах, потом поднялась к зениту печальной стеной, и первая молния хлестнула в далекие стога.

Мы просидели в палатке до ночи. В полночь дождь стих.

Девятиклассники находят в нем олицетворение, сравнение, аллитерацию, а две последние фразы разбивают на слоги по схеме дактиля. Рисунок оказывается очень похожим на «ритмическую канву» предложений в тексте Бестужева-Марлинского:

Мы про-си-| де-ли в па-| лат-ке до | но-чи._ | В пол-ночь _ |дождь _ _ |стих._ _ |

Но задача у Паустовского иная: первая фраза словно шум дождя, обрушившегося на палатку. Замедление ритма во второй и ее разделенные паузами ударные слоги – последние капли дождя, срывающиеся с высоты. Для наглядности пристукиваем в такт по столу ручкой – ритм вербальный сопровождаем звуковым (видеть при этом «открытии» лица ребят – одно удовольствие!).

Выводом работы по анализу образного строя текста в гуманитарном классе становится мысль о «чудотворстве» писателя, о его таланте рисовать словами картину мира.

В классе общеобразовательного профиля исследование художественного содержания и его словесного выражения ограничивается общим впечатлением, определением типов речи и стиля, знакомством с аллитерацией и ассонансом в первых предложениях, особенностью трехчастного деления отрывка и основными средствами выразительности: олицетворением, эпитетами, метафорами, сравнением.

По-разному строится и отработка практических навыков на основе данного текста (формула - «пишу грамотно, дружу с правилами»). В предпрофильном классе задания носят творческий характер. Например:

  1. Найдите в тексте и выпишите простое предложение с безличным сказуемым. Проведите синтаксический разбор. Попробуйте устно распространить его. (Светало.)

  2. Найдите в тексте и выпишите сложное предложение с безличными сказуемыми. Начертите схему. (Карты нет, компаса не бывало.)

  3. Найдите в тексте примеры глаголов с приставками, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному (смывали, сшибались), объясните причину разницы, подберите свои подобные примеры.

  4. Выпишите, группируя по типу орфограмм, слова с приставками («приставки на -з, -с», «при-пре-», «не-», «приставки, которые всегда пишутся одинаково»). Добавьте свои примеры.

  5. Найдите и выпишите 2-3 предложения с обособленными членами предложения, начертите схемы, объясняющие постановку знаков препинания.

В общеобразовательном классе приведенные выше задания формулировались в упрощенном варианте:

  1. Синтаксический разбор предложения Светало. Можно ли его распространить?

  2. Пунктуационный разбор предложения Карты нет, компаса не бывало.

  3. Фонетический разбор слов смывали, сшибались.

  4. Группировка диктуемых слов с приставками.

  5. Объяснить постановку запятых в предложениях Они улетали, ропща, огрызаясь, и порой вспыхивали их выстрелы зарницею и По ней зазмеились белые полосы пены, недавно венчавшей гребни волн.

Таким образом, организация работы с текстом в классе предпрофильной подготовки строится на более глубоком анализе его особенностей, чем в общеобразовательном. При этом учитывается мотивации детей и их желание не только быть готовыми к ЕГЭ по русской орфографии и пунктуации, но и научиться ярко, образно излагать свои мысли, опираясь на лучшие образцы русской классики.

Шабалина Л.И.,

МОУ СОШ №25 (г. Владимир)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

ПРОФИЛЬНОГО (ЮРИДИЧЕСКОГО) КЛАССА ЧЕРЕЗ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

В нашей школе сложилась система профильного обучения: инженерно-технический класс, медицинский, социально-экономический, юридический. В данных условиях задача учителя заключается в том, чтобы найти самую целесообразную форму обучения учащихся разных профилей. Так, в профильном (юридическом) классе, где литература является профильным предметом, уровень развития учащихся требует использования на уроках и во внеурочной деятельности форм, методов, средств обучения, пробуждающих исследовательский интерес, способствующих росту интеллектуального уровня школьников и формированию их коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция – умение высказываться в устной и письменной форме в соответствии с условиями речевого общения, свободно общаться на русском языке в разных сферах коммуникаций.

Формируется коммуникативная компетенция, развивается дар слова, рождается «языковая индивидуальность ученика» (М.М.Бахтин) прежде всего в процессе работы с текстом, через филологический анализ.

Текст – основа всего филологического образования. На базе текста изучается «язык в действии», формируются собственно филологические умения (содержательный, языковой, литературоведческий анализ; анализ структуры, изобразительно-выразительных средств и образной системы художественного текста), общеучебные, интеллектуальные умения (выделение в тексте главного, составление плана, тезисов, конспекта и т.д.).

Цель – создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся через филологический анализ текста – конкретизируется в следующих задачах:

  • приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного слова, запечатленного в художественных произведениях;

  • формирование чувства национального и общероссийского гражданского самосознания, любви к своему отечеству, воспитание уважения к другим национальным культурам;

  • постижение через язык, художественную литературу мировоззрения народа, его истории, философии, культуры, всей системы нравственных и духовных ценностей;

  • развитие способностей восприятия, понимания, интерпретации духовного содержания художественного текста как условия для воспитания любви и интереса к родной речи.

Решению задач филологического образования в профильном (юридическом) классе способствует и большая пропедевтическая работа. В 5-8 классах она осуществляется в рамках факультативных занятий по УМК «Вокруг тебя – Мир…», где большое внимание уделяется восприятию, пониманию и интерпретации текстов. Факультатив также способствует формированию навыков содержательного, смыслового, стилевого анализа, развитию читательских и речевых умений учащихся.

В предпрофильных 8-9 классах учащимся предлагается спецкурс «Уроки словесности», цель которого через лингвистический анализ художественного текста показать школьникам величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, заложенные во всех областях языка и мастерски используемые русскими писателями. Одна из задач спецкурса – научить ребят чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, читать с удовольствием, самостоятельно входить в мир литературного создания, а в творческой работе выражать свое понимание текста.

В старшей школе спецкурс «Филологический анализ текста» помогает учащимся изучить духовную культуру через анализ памятников письменности, а также подготовиться к итоговой аттестации в 11 классе в форме изложения, сочинения, ЕГЭ по русскому языку (часть С), ЕГЭ по литературе.

Однако формирование коммуникативной компетенции учащихся профильного (юридического) класса через филологический анализ текста остается первоочередной задачей уроков литературы.

Примером филологического анализа поэтического текста в 10 классе может служить урок «Стихотворение С.Кирсанова «Солнце перед спокойствием» (восприятие, истолкование, оценка)»,; умения и навыки анализа текста, отработанные на занятии, помогут учащимся при изучении других лирических произведений, при выполнении творческих работ.

В начале урока знакомимся со стихотворением. Чтение текста сопровождается музыкой и показом слайдов (предлагаемые наглядные и музыкальные образы увеличивают яркость восприятия материала). Затем выявляем читательское восприятие.

- Какое чувство вызвало у вас стихотворение? Какие ключевые слова помогают понять авторскую позицию?

Переходим к анализу экспрессивных средств словообразования, грамматических (морфологических, синтаксических) средств усиления изобразительности текста.

- В тексте много слов с приставками. На какие группы делятся приставки по написанию?

Работа в группах.

  1. Найдите в тексте слова с приставками на -з и -с . Какое значение имеют приставки без-, бес-? В какой части стихотворения чаще встречаются слова с данными приставками? Почему?

  2. Найдите в тексте слова с приставками, которые пишутся всегда одинаково, независимо от их произношения? Какие значения имеют приставки данной группы? Слова какой части речи здесь преобладают? Почему?

  3. Найдите в тексте слова с приставками при- и пре-. Какие значения имеют приставки третьей группы? Почему сюда вошло только два слова?

Следующие вопросы направлены на выявление особенностей графического (орфографического и пунктуационного) оформления текста.

- Кто в стихотворении первым приходит к пониманию, что нужно успокоиться, чтобы спасти Земной Шар от ненависти как от болезни?

- Как автор в тексте подчеркивает величие природы? Какие ещё имена собственные встретились в тексте? Какова их роль? Почему в последнем предложении слово земля написано с маленькой буквы?

- Как лирический герой относится к тому, что происходит в мире? Меняется ли это отношение? Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении?

Солнце – «вечный» символ в искусстве. Предлагаю учащимся вспомнить, в каких произведениях, знакомых по урокам литературы, он встречается? (Наряду с другими произведениями ребята называют «Слово о полку Игореве».)

- Что объединяет «Слово» и стихотворение С.Кирсанова? (Тема: «Человек и природа». Солнечное затмение – поход Игоря. Беспокойство на Солнце – агрессия людей на Земле. Гуманизм природы.)

- Сформулируйте проблему, поднятую автором в стихотворении?

После того как проблема названа (проблема взаимоотношения человека и природы), предлагаем учащимся подумать над вопросом: «Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?»

Домашнее задание зависит от того, какую цель мы преследуем.

- Стихотворение С.Кирсанова «Солнце перед спокойствием» (восприятие, истолкование, оценка).

- Тема природы в лирике С.Кирсанова.

- Познакомьтесь со сборником стихов С.Кирсанова. Напишите рецензию на прочитанную книгу.

Уроки подобного рода помогают школьникам в дальнейшей работе делать собственные небольшие открытия. Так, при анализе стихотворения Н.А.Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…» ученица Света П. увидела звукопись и определила её роль в произведении: «…тишину на площади автор изображает с помощью аллитерации, то есть повтора звуков [ш] и [ч'] в первых двух строчках:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную…

И среди этой тишины слышен свист бича – «лишь бич свистал, играя…»

Толпа молчит… И только голос поэта можно услышать среди тишины несправедливости. Лирический герой считает своим долгом обратить внимание Музы на страдания молодой крестьянки, народа в целом…»

Уроков, посвященных филологическому анализу прозаического произведения, разработано много. Например:

  • Рассказ И.А.Бунина «Часовня» (восприятие, истолкование, оценка).

  • Проблематика романа И.Э.Бабеля «Конармия».

  • Гуманизм повести В.Закруткина «Матерь человеческая» и другие.

Остановимся на уроке с необычным названием: «Я люблю маленьких котенков» (особенности рассказов А.Т.Аверченко). Любовь к людям, боль за несовершенство их жизни гонит сатирика к письменному столу. Таким был А.Т.Аверченко – писатель достаточно скромного дарования, но дарования подлинного, оригинального, неповторимого.

Дома ребята знакомились с рассказами «Трава, примятая сапогом», «Вечером», «О детях» из книги «Дюжина ножей в спину революции» (1921г).

Выясняем читательское восприятие. Какое настроение создается при чтении рассказа «Трава, примятая сапогом»? Меняется ли оно? Где в литературе мы уже встречались с подобным явлением, когда ребенок хочет казаться взрослым? Как А.Т.Аверченко показывает смену настроения? О чем говорит художественная деталь? Почему героиня несколько раз (7!) повторяет слово «комичный»?

Как автор показывает, что раннее взросление опасно для ребенка? Кто лишил девочку детства? О чем говорит метафора «хамы в тяжелых сапогах»? Аверченко, как писатель-гуманист, выступает против революции, войны.

Выявляем своеобразие темы гуманизма у А.Т.Аверченко: она связана с темой детства. Рассказ заканчивается оптимистично. Зелёная молодая травка. О ком (о чем) это? Возможно, о девочке (название-метафора – «Трава, примятая сапогом»). Выясняем, сможет ли приподняться над всем этим ужасом реальной жизни наша героиня? О чем шелестит трава? О чем «щебечет» девочка? Вспоминаем, что дети говорят о малом, но вечном и в рассказе «Вечером». Приподняться траве помогает солнце - приподняться над ужасами жизни военного времени девочке помогает рядом оказавшийся писатель. Так в рассказах А.Т.Аверченко, наряду с темами гуманизма и детства, появляется тема интеллигенции (рассказ «О детях»). В конце урока вместе с учащимися приходим к выводу: писатель отрицает войну, которая несёт боль, трагедии, отчаяние; возлагает большие надежды на будущее поколение; верит в торжество разума. Сердечная боль за народ придает сатире А.Т.Аверченко глубокую гуманистическую интонацию.

Создать ситуацию успеха у учащихся при филологическом анализе текста поможет и такая форма работы, как коллективное сочинение.

О продуктивности системы работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся через филологический анализ текста свидетельствуют высокие результаты итоговой аттестации в 11 классе. В 2007/08 учебном году это ЕГЭ по русскому языку (часть С), а также региональный экзамен по литературе (устно). Многие выпускники выбрали защиту реферата как форму итоговой аттестации. Экзаменационной комиссии учащиеся представили свои исследовательские работы – результат двухлетней работы. Защита рефератов у Светланы Т. («Мысль семейная в русской классической литературе».) и Алексея Л. («Русская литература в период эмиграции 20-30 –х годов. И.А.Бунин».) сопровождалась компьютерной презентацией. Это тоже свидетельствует о сформированности коммуникативной компетенции выпускников.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Повышения квалификации работников образования сборник программ

    Программа
    ... Волгоградская государственная академия повышения квалификации работниковобразованияСБОРНИК ПРОГРАММ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на ...
  2. Повышения квалификации работников образования сборник программ

    Программа
    ... Волгоградская государственная академия повышения квалификации работниковобразованияСБОРНИК ПРОГРАММ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на ...
  3. Сборник материалов по итогам проведения iii городской научно-практической конференции молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города нижневартовска «образование - будущее города» нижневартовск 2011

    Урок
    ... образования». Сборникматериалов по итогам проведения III городской научно-практической конференции молодых педагогических работников ...
  4. Сборник материалов научно- практической конференции

    Документ
    ... области естественнонаучного образования: Сборникматериалов научно - практической конференции. – М., МИОО, 2009. В сборнике освещены материалы научно ... учеников, учителя, педагоги дополнительного образования, работники библиотек. У данных субъектов ...
  5. Сборник материалов научно - практической конференции

    Документ
    ... естественнонаучного образования: Сборникматериалов научно - практической конференции. – М., МИОО, 2010. В сборнике освещены материалы научно ... , проводить видеосъёмку, беседовать с научными работниками и т.д.), организовывать и планировать свою ...

Другие похожие документы..