Главная > Документ


Поскольку действующей программой по предмету не предусмотрены уроки по изучению произведений на медицинские темы, я скорректировала программу по литературе для 10 «Б» и 11 «Б» медицинских классов, выделив и добавив произведения русских писателей-классиков XIX-XX веков, в творчестве которых содержатся интереснейшие обобщения и оригинальные мысли, касающиеся врачевания. Такое моё педагогическое решение обусловлено самой жизнью. Прежде всего это связано с так называемым «социальным заказом», выполняемым общеобразовательной школой перед государством. Во-вторых, мной учтены те требования, которые определены Программой для поступающих в медицинские высшие учебные заведения страны.

Планируя уроки литературы на медицинскую тематику, ставлю перед собой задачу, чтобы старшеклассники не только усвоили достаточный объём информации о специфике будущей профессии, но и в увлекательной художественной форме восприняли опыт талантливых предшественников, расширили свой кругозор, вошли в мир медицины с помощью людей, знающих не только прозу, но и поэзию врачевания. Мне, как учителю и воспитателю молодого поколения, очень важно и совсем не безразлично то, какими войдут в большую жизнь мои воспитанники, какими специалистами своего дела они станут, будут ли они внимательны, чутки и отзывчивы к своим пациентам. Поэтому ставлю перед собой ещё одну немаловажную цель, которая заключается в формировании духовно-нравственной сферы личности. Считаю, что старшеклассников, сидящих за школьной партой, к будущей профессии нужно вести через положительные примеры, которых много не только в нашей жизни, но и в русской литературе. Те нравственные качества, которые должны быть у каждого врача, безусловно, формируются как в семье, так и в школе. И моя задача заключается в том, чтобы каждый из моих учеников не был эгоистичным, бездушным, безразличным к чужому горю. В этом мне помогают уроки литературы и сама Литература как искусство слова. Вот почему всё, что я предлагаю своим ученикам, укрепляет их интерес к будущей профессии, обогащает внутренний мир, способствует становлению характера.

На первом вводном занятии в 10 классе предлагаю старшеклассникам нестандартный урок на тему «Лекарь, доктор, врач в произведениях русской литературы XIX-XX веков». Форма урока – экскурс по избранным страницам книг И.С.Тургенева, А.П.Чехова, А.И.Куприна, М.А.Булгакова и других писателей. В конце занятия учащиеся сами отмечают, что медицину и литературу многое роднит. Выделяем эти общие параметры:

    1. Гуманное, бережное отношение к человеку.

    2. Вдумчивое наблюдение за окружающей повседневностью.

    3. Высочайшая ответственность, чувство долга.

Именно всё это, вместе взятое, сближает врачебное дело и писательство.

В календарно-тематическом планировании для 10 и 11 классов мной запланированы уроки по изучению произведений на медицинскую тематику. С профессиональным умением изображают своих коллег, медицинский персонал, больных, болезни, те трагические обстоятельства, с которыми их невольно сталкивает жизнь, русские мастера слова: А.П.Чехов. В.В.Вересаев, М.А.Булгаков и другие авторы. Вот некоторые темы уроков по произведениям XIX века (10 класс): «Медицинские темы и проблемы в рассказе И.С.Тургенева «Уездный лекарь», «Больной и его болезнь» (По рассказам И.С.Тургенева «Живые мощи», «Смерть»), «Медицинские страницы в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» (форма занятия – урок-семинар; говорим о Базарове как докторе), «Изображение человеческой боли, страдания в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого».

Работая над анализом рассказа И.С.Тургенева «Уездный лекарь», пытаемся словесно нарисовать образ уездного доктора глубинки России середины XIX века. Выявляем те проблемы, которые затрагивает писатель:

  • проблема врачебного долга («Это мой долг...»)

  • проблема врачебного профессионализма («Сумею ли я правильно поставить диагноз?»)

  • проблема врачебной этики («Сказать ли больному правду?»)

Десятиклассники впервые соприкасаются с непростыми вопросами, которые заставляют их задуматься над нелегкими ситуациями. Опыт размышлений у ребят пока мал, но заявки на будущее уже есть.

Произведений художественной литературы на медицинскую тематику на уроках литературы в 11 классе изучается больше. Хочу остановиться на творчестве А.П. Чехова – писателя-врача. Помимо традиционных занятий по произведениям «Человек в футляре», «Ионыч», «Вишнёвый сад», провожу уроки по другим произведениям Чехова, в которых встречаются образы врачей, студентов-медиков, фельдшеров и т.п. Эпиграфом к этим урокам беру слова из рассказа А.П.Чехова «Рассказ старшего садовника»: «Профессия у него была благородная: он лечил людей». Именно этот эпиграф, как никакой другой, больше всего подходит к разговору о Чехове. А эпитет «благородная профессия» делает акцент для старшеклассников на социальной значимости их будущей профессии. На первом уроке о Чехове-враче мы слушаем выступления учеников о его врачебной деятельности. Материал ученики находят сами из дополнительной литературы или через Интернет. А последующие уроки выстраиваю по принципу: от отрицательного к положительному. Работаем над анализом рассказов «Хирургия», «Неприятность», «В аптеке», «Ионыч», «Цветы запоздалые». По рассказу «Палата № 6» провожу урок на тему «Изображение больничного дела в России конца XIX века. Трагедия доктора Рагина». А далее обращаемся к рассказам, в которых писатель Чехов с глубокой симпатией к своим героям рисует врачей – лучших представителей русской демократической интеллигенции. Это «Рассказ старшего садовника», «Врачи», «Беглец» и, конечно же, рассказ «Попрыгунья», где для нас важен образ доктора Дымова, являющийся одним из художественных достижений писателя. О Дымове мы с ребятами говорим как о «святом докторе, человеке высоких душевных качеств, редкой самоотверженности, настоящем подвижнике науки». Завершаем цикл таких уроков семинаром по пьесе Чехова-драматурга «Дядя Ваня». Тема данного урока: «Такие люди редки, их нужно любить». Образ доктора Михаила Львовича Астрова в центре нашего разговора. Именно земский врач Астров навсегда останется в галерее самых значительных образов, созданных автором, в уста которого Чехов вложил свои мысли: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Практика показала, что такая форма занятий, как семинар, старшеклассникам очень нравится. К уроку о докторе Астрове ребята готовятся задолго до проведения семинара. Получают опережающее задание, читают текст пьесы, отобранный необходимый материал оформляют на карточках. Сам же урок проходит «на одном дыхании»: очень живо, интересно, увлечённо. В разговоре принимают участие все ученики без исключения: работают с текстом, размышляют, рассуждают, высказывают свою точку зрения. В результате создаётся вот такой образ, к которому вёл нас Чехов: «Каков же он, доктор Астров?» Типичный представитель уездных докторов глубинки России конца XIX века. Русский интеллигент, образованный, грамотный, эрудированный. Врач-профессионал. Хотя его работа не без трудностей, но всё же долг свой выполняет, несмотря ни на что. Семейный врач в доме Войницкого. Но всё-таки прежде всего Астров – земский врач. Он оказывает медицинскую помощь всем нуждающимся в ней. Ему не страшны ни бездорожье, ни дождь, ни ветер... Нелегка врачебная доля! Близок к природе. Любит леса и гордится этим. Ему не безразлична окружающая среда. Озабочен тем, что человек уничтожает природу. На первый взгляд, устал от жизни, вечной суеты. Пессимистические настроения. По его словам, нет у него «зелёного огонька». Но проходят отчаяние и грусть, и снова в путь... Отношение к понятию «Человек» неоднозначно. Много рассуждает, размышляет, философствует. Личной жизни нет. В любви себя не нашёл. Из вредных привычек – только пристрастие к «водочке». И этому находится оправдание. «Талантливый человек в России не может быть чистеньким. Такие люди редки, их нужно любить», - говорит одна из героинь пьесы о докторе Астрове. А в конце семинара выясняем, что сегодняшним старшеклассникам XXI века понятен и не безразличен земский врач Астров. И каждый год мои ученики признаются, что они симпатизируют любимому герою Чехова.

Не менее интересно проходят уроки по рассказам А.И.Куприна «Чудесный доктор» и С.Н.Сергеева-Ценского «Первая русская сестра». В центре внимания – образ профессора Н.И.Пирогова. При анализе рассказа Куприна мы соприкасаемся с такими понятиями, как «врачебный долг», «сострадание», «милосердие», «чуткость», «внимание», «гуманизм». Работая над рассказом С.Н.Сергеева-Ценского, обращаемся к истории нашего Отечества, когда впервые в России было организовано общество сестёр милосердия под руководством Н.И.Пирогова. Через образ Даши Севастопольской говорим об оказании медицинской помощи во время Крымской войны.

Спланированы и проводятся уроки по книге писателя-врача В.В.Вересаева «Записки врача». «Автор и его книга» - так назван урок, который мы проводим в форме урока-презентации. Ученики выступают с заранее подготовленными сообщениями о жизни и творчестве писателя, о его работе над книгой, об особенностях жанра и композиции. Далее определяем темы и проблемы, о которых автор говорит в книге.

В конце занятия старшеклассники приходят к мысли, что книга Вересаева, написанная более 100 лет назад, и по сей день остаётся современной и актуальной. Ученики доказывают, что те проблемы, которые автор поднял в «Записках», и в наши дни являются злободневными, т.к. они до сих пор имеют место в больницах, особенно российской глубинки. Старшеклассники размышляют, что медицина в своём развитии за последние 100 лет шагнула далеко вперёд. Появились новые аппараты, оборудование, лекарства. Но чуткости, доброты, внимания к пациенту со стороны врачей, медицинского персонала по-прежнему не хватает. О случаях врачебного бездушия говорят давно. И как награда для меня, учителя, звучат слова ребят, что нельзя быть бездушными врачами, что для каждого доктора прежде всего важен Человек!

Медицинскую тематику мы затрагиваем при изучении романа А.А.Фадеева «Разгром». Одиннадцатая глава романа. Анализируем эпизод «Смерть Фролова». Обращаем внимание на поступок доктора Сташинского и его поведение в проблемной ситуации. Нелёгкий получается разговор со старшеклассниками. Мнения самые разные. Выслушиваю все варианты. Предвидя заранее разные нестандартные ситуации, приношу на этот урок текст клятвы Гиппократа, к которому обращаю умы молодых людей в самом конце разговора. Как правило, этот урок заканчивается в глубокой тишине. Значит, задумались...

Творчество М.А.Булгакова тоже начинаем с разговора о нём как писателе-враче. Анализируя его рассказ «Стальное горло», приходим к выводу: то же самое видели у Вересаева. В ходе филологического анализа текста говорим о медицинских темах и проблемах, обозначенных в произведении.

Завершаем уроки литературы в 11 классе изучением произведений о Великой Отечественной войне, в которых показаны подвиги врачей в годы войны. Одним из таких произведений, к которым мы обращаемся, стала документальная книга С.Алексиевич «У войны – не женское лицо». Форма этого урока – семинар. В выразительном художественном чтении моих учениц звучат «живые» голоса женщин: военных врачей, хирургов, медсестёр, санитарок, нянечек, прачек, поваров – кто наряду с мужчинами шёл к Великой Победе!

Сложившаяся в течение многих лет система работы по преподаванию литературы в профильных классах и разработанное тематическое планирование себя оправдали. По отзывам бывших выпускников медицинских классов, а ныне выпускников и студентов медицинских вузов страны, всё, что предлагалось ребятам на уроках литературы в школе, помогло на вступительных испытаниях в вузы, а также при изучении курсов «Культура речи», «История медицины» на 1-х курсах медицинских высших учебных заведений страны.

Гужова В.В.,

МОУ СОШ № 25 (г. Владимир)

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ

НЕГУМАНИТАРНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

В Национальной доктрине образования РФ отмечается: «Система образования призвана обеспечить… подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информационного общества и развития новых наукоёмких технологий…».

В «Концепции модернизации российского образования» подчёркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны».

Решение поставленных государством задач осуществляется через создание системы специализированной подготовки учащихся (профильное обучение), усиливающих свои учебные достижения для успешной адаптации к жизни и новым требованиям рынка труда.

В МОУ СОШ № 25 сложилась система профильного обучения. Сегодня открыты следующие профильные классы:

  • инженерно-технический;

  • медицинский;

  • социально-экономический с архитектурной подгруппой;

  • социально-гуманитарный;

  • юридический.

Как видно из представленных профилей, гуманитарного класса в старшей школе нет. Соответственно количество часов на литературу в старшей школе базовое (минимальное):

  • инженерно-технический, медицинский - по 3 часа;

  • социально-экономический, социально-гуманитарный - по 4 часа в неделю.

Возникает серьезная проблема: как повысить мотивацию учащихся профильных негуманитарных классов на уроках литературы.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной значимости. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции. Формирование мотивации возможно, если рассматривать процесс учения как активную самостоятельную деятельность школьников по усвоению знаний и способов их самостоятельного приобретения. В основе преподавания литературы сегодня должен лежать деятельностный подход.

Обучение в 10-11 классах способствует дальнейшей социализации школьников. Более 80% наших выпускников продолжают обучение в вузах, необходимо их к этому готовить. В старшей школе – лекционно-зачетная система, которая позволяет развивать как познавательную активность старшеклассников, так и способы самообразовательной деятельности.

Основной формой учебной деятельности по-прежнему остается урок. Осуществлению деятельностного подхода в преподавании литературы в старших классах способствуют активные формы работы, в частности уроки-семинары. Специфика таких уроков состоит в предварительной самостоятельной подготовке учащихся: систематизации уже изученного материала, активной работе со справочной литературой по предмету, оформление устных и письменных высказываний на литературную тему, что помогает развитию навыков исследовательской и познавательной деятельности, а также развитию навыков монологической речи учеников. В настоящее время в практике работы школы используются три типа семинарских занятий: 1) фронтальный; 2) семинар с подготовленными докладами; 3) смешанный, или комбинированный.

Роль учителя состоит в том, чтобы не допускать отклонения от основных задач семинара, акцентировать внимание учащихся на важном в содержании занятия, при необходимости выдвигать проблемные вопросы, сталкивать мнения, различные точки зрения, привлекать к обсуждению возможно большее число участников.

В качестве примера приведены вопросы на семинарах по роману М.А.Булгакова Мастер и Маргарита» и по произведениям Е.Замятина «Мы», М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города».

Тема «Образ времени и пространства в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Вопросы для обсуждения:

  1. В каких произведениях русской и зарубежной литературы рассматривается образ времени? Образ времени в контексте мировой литературы.

  2. Жанровое своеобразие романа «Мастер и Маргарита».

  3. Образ времени в романе М.А.Булгакова. Новаторство писателя.

  4. Покой как категория отсутствия времени. Почему Мастера наградили покоем? Почему «рукописи не горят»?

  5. Кто главный герой романа?

  6. Символика романа (образы огня, луны, дороги, грозы).

Тема «Образ государства в произведениях Е.Замятина «Мы» и М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города».

Вопросы для обсуждения:

  1. Жанровое своеобразие произведений. Общее и различное. Антиутопия.

  2. Особенности композиции.

  3. Нумера Единого Государства и глуповцы. Образ жизни героев. Язык героев.

  4. Благодетель в Едином Государстве и градоначальники города Глупова.

  5. «Мы» и «История одного города» - романы-предупреждение.

Уроки литературы в старших классах – это та ступень развития, которая подымает молодежь на уровень зрелого читательского мастерства, помогает ей войти в круг взрослых читателей и ценителей литературы. В 10-11 классах предметом изучения становится творчество крупнейших писателей прошлого и современности.

Поэтому важными являются уроки изучения биографии писателя. Биография писателя – один из существенных разделов науки о литературе. Познать жизнь художника слова – значит одновременно познать особенности его эпохи, проникнуть в общественную психологию поколения, к которому он принадлежал. В самой жизни выдающегося человека отражаются неповторимые черты его времени. В процессе изучения биографии осуществляется принцип историзма в преподавании литературы. Биография важна не только потому, что пониманию истории литературы с ее сложностями. Она не в меньшей степени нужна для того, чтобы подготовить учащихся к уяснению конкретных художественных произведений. «В творениях поэта всегда, нередко даже без его на то согласия, отражается он сам, отсвечиваются его собственный образ мыслей, его чувства, опыты, наклонности, любимые занятия», - писал В.К.Кюхельбекер.

Биография освещается преимущественно в лекции учителя. Важно приковать внимание учащихся к радостным и трагическим событиям, которые имели место в жизни художника слова, сделать их как бы участниками этих событий, заставить пережить, а затем осмыслить то, что происходило в далеком прошлом. Если мы говорим о деятельностном подходе в обучении, то необходимо привлекать самих старшеклассников к отбору биографического материала и, может быть, даже к подготовке урока.

В инженерно-техническом классе информатика является профильным предметом, поэтому можно и нужно использовать технологические способности и возможности учащихся этого класса. Одним из таких способов привлечения учащихся к подготовке уроков, посвященных биографии писателя или поэта, является создание самими школьниками презентаций. Это, несомненно, повышает интерес старшеклассников к жизни и творчеству великих людей, а также к изучению предмета в целом.

В качестве примера несколько слайдов из урока-презентации по творчеству Н.В.Гоголя «Благороднейший сын России».

Уроки литературы – это уроки искусства слова. Важно, чтобы они приносили радость, эстетическое наслаждение¸ удовлетворение. Современные технологии, в частности компьютерные, позволяют так построить урок, чтобы ребенок получил настоящее удовольствие от прекрасной музыки в хорошем исполнении, от созерцания картин великих художников, от замечательных стихов, так как зрительные и слуховые образы взаимодействуют.

В качестве примера несколько слайдов из урока-презентации по поэзии А.А.Фета «Трепет жизни…»

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность. В основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую. Любой проект должен заканчиваться конкретным результатом.

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. В процессе выполнения проекта школьники имеют возможность приложить собственные силы, проявить инициативу, способности, знания, умения. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

В своей работе использую литературно-творческие проекты, которые помогают пробудить интерес к жизни писателя или поэта, желание познакомиться с его произведениями, попробовать свои силы в таком непростом и очень увлекательном деле как исследование художественного текста, а также представить свои наработки в виде компьютерных презентаций. Примером может служить литературно-художественный проект по повести В.А.Солоухина «Владимирские проселки» «Я иду по родной стороне…».

В качестве примера несколько слайдов из презентации литературно – творческий проект по повести В.А.Солоухина «Я иду по родной стороне…»

Подобная работа дает свои результаты. Так, учащиеся 11 «А» класса на итоговой аттестации по русскому языку и литературе показали высокие результаты.

ЕГЭ по русскому языку сдавали 26 человек, из них получили

  • «5» - 16 человек;

  • «4» - 10 человек.

Таким образом, качество знаний составило 100%. За часть С два человека получили максимальное количество баллов – 20, шесть человек – 19 баллов. Остальные ребята в среднем – 15 – 18 баллов.

Экзамен по литературе показал хорошую подготовку учащихся по предмету, их филологические способности. Особенно приятно было то, что семь человек, выбравшие реферат в качестве формы экзамена, использовали при защите компьютерные презентации. Качество знаний на экзамене составило 96,2%.

Захарова Н.С.,

МОУ «Малыгинская СОШ» (Ковровский район)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

(из опыта работы кружка «Школа юного журналиста»)

Журналист - ворчун, критик и советчик,

регент при королях и наставник народов.

Наполеон Бонапарт

В связи с изменениями в социально-экономической жизни общества изменились и требования, предъявляемые к выпускникам современной школы. Для успешной самореализации в профессиональной и личной сфере молодые люди должны уметь адаптироваться в постоянно меняющихся условиях жизни, адекватно реагировать на разные жизненные ситуации, быстро принимать единственно правильное решение.

От чего это зависит? Очень часто от того, насколько человек умеет устанавливать контакты с окружающими, владеет собой, может четко и грамотно изложить свою позицию. Не случайно в объявлениях с предложением вакантной должности работодатели все чаще указывают «коммуникабельность» как одно из важнейших требований. Что способствует формированию столь необходимых качеств личности? Безусловно, целый комплекс разнообразных факторов.

Профилизация современной образовательной системы в старшей школе направлена, кроме всего прочего, и на решение этой задачи. Существует ряд профессий, где человеку просто необходимо быть коммуникабельным. Одна из таких - профессия журналиста.

В течение двух лет в нашем образовательном учреждении работает «Школа юного журналиста», в которой занимаются ребята 8-11 классов. «Школа» функционирует в рамках кружковой работы по специально разработанной программе и способствует решению задач профильного обучения в условиях сельской школы.

Цель занятий – создание условий для формирования и развития у учащихся

  • интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;

  • интереса к изучению дисциплин гуманитарного цикла (русский язык, литература, история, право, обществознание);

  • умения самостоятельно приобретать и применять знания;

  • творческого мышления, познавательной активности;

  • коммуникативных навыков.

Особенность данного курса заключается в его нацеленности на совершенствование ведущих видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Программа базируется на тех знаниях, умениях и навыках, которые уже сформированы у учащихся к 8 классу в процессе изучения русского языка и литературы, интегрирует материал этих дисциплин в аспекте развития речи, что в значительной степени определяет содержание и методику организации занятий данного кружка.

Материал курса дает возможность эффективно организовать работу с одаренными учащимися, интересующимися вопросами журналистики и публицистики, стремящимися совершенствовать свои речевые умения и навыки, развивать творческие способности и предполагающими в дальнейшем связать свой профессиональный выбор с филологическими науками. Совершенствование речевых умений позволит учащимся, освоившим данный курс, подготовиться к успешной аттестации по русскому языку, литературе, другим гуманитарным дисциплинам, а также к сдаче ЕГЭ.

В процессе освоения программы учащиеся создают своего рода портфолио - «Копилку юного журналиста».

Содержание «Копилки…» включает с себя следующие компоненты:

  • творчески оформленная обложка;

  • словарик юного журналиста;

  • творческие работы учащегося (удачные и не очень), имеющие законченный вид, а также те, которые могут быть использованы в перспективе в качестве исходных для трансформации их в работы других жанров, видов;

  • комментарии, рекомендации учителя к отдельным работам, которые должны (или могут) стать опорными на последующих занятиях-практикумах;

  • рабочие материалы, необходимые для создания высказывания на заданную тему (выписки из литературно-критических работ, цитаты, черновые наброски, тезисы, планы и т.д.).

Программа курса предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на каждом этапе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Повышения квалификации работников образования сборник программ

    Программа
    ... Волгоградская государственная академия повышения квалификации работниковобразованияСБОРНИК ПРОГРАММ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на ...
  2. Повышения квалификации работников образования сборник программ

    Программа
    ... Волгоградская государственная академия повышения квалификации работниковобразованияСБОРНИК ПРОГРАММ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на ...
  3. Сборник материалов по итогам проведения iii городской научно-практической конференции молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города нижневартовска «образование - будущее города» нижневартовск 2011

    Урок
    ... образования». Сборникматериалов по итогам проведения III городской научно-практической конференции молодых педагогических работников ...
  4. Сборник материалов научно- практической конференции

    Документ
    ... области естественнонаучного образования: Сборникматериалов научно - практической конференции. – М., МИОО, 2009. В сборнике освещены материалы научно ... учеников, учителя, педагоги дополнительного образования, работники библиотек. У данных субъектов ...
  5. Сборник материалов научно - практической конференции

    Документ
    ... естественнонаучного образования: Сборникматериалов научно - практической конференции. – М., МИОО, 2010. В сборнике освещены материалы научно ... , проводить видеосъёмку, беседовать с научными работниками и т.д.), организовывать и планировать свою ...

Другие похожие документы..